Почему жизнь бессмысленна. Бессмысленность жизни — как избавиться от этого ощущения и найти смысл жизни

Депрессия: как помочь разочаровавшемуся в жизни человеку?

Когда мы слышим о том, что у какого-то человека затяжная депрессия, мы чаще всего это связываем с осенней погодой или плохим настроением. Но на самом деле такая проблема имеет более глубокие корни. Порой даже требуется лечение депрессии медикаментозными средствами. Но помогают ли лекарства, и отчего вообще появляется такая проблема?

Что такое депрессия?

Сам термин «депрессия» является научным термином. До его появления такое состояние человека называлось совсем по-другому. Чаще всего говорили, что у него меланхолия, которая пройдет со временем. Но во многих случаях люди, подвергающиеся приступу депрессии, ощущают бессмысленное существование, им не хочется жить. К сожалению, часто такое явление заканчивается трагически. Если человек не видит смысла в своей жизни, то зачем продолжать свое существование?

Симптомами депрессии является следующее:

  • тоска и отягощенный пессимизм;
  • апатия, что приводит к безразличию и снижению активной деятельности;
  • утрата интереса не только к работе и сексу, но даже к религии;
  • чувство вины;
  • появление бессонницы и потеря аппетита.

Человек понимает, что у него совершенно бессмысленная жизнь, пропали цели и стремления. Для него совершенно неважно, что принесет ему завтрашний день, так как он не видит смысла в сегодняшнем существовании.

Оказывается, что не только определенные люди, совершенно равнодушные к религии, не знают, в чем их предназначение в жизни, но даже и некоторые христиане. Эрик Эвальдс, являющийся христианским психологом из Финляндии, считает, что депрессивное состояние — это этап преодоления горя. Имеется в виду не только смерть близкого человека, но утрата даже мечты и чувства. Имеется ли лекарство от депрессии, когда у человека пропал интерес к жизни из-за чувства стыда или низкой самооценки? Ведь с помощью таблетки от этого состояния никак не получится избавиться.

Что говорит Библия о депрессии?

На самом деле в Библии ни разу не встречается такое слово как «депрессия». И это не удивительно, потому что Священное Писание не является учебником по медицине. Но в Библии много говорится о поступках человека, которые полностью совпадают с симптомами депрессии. И там же указывается выход, как от этого избавиться. Стоит человеку задать вопрос, в чем мое предназначение в жизни, и это будет первым шагом для преодоления депрессивного состояния.

В Библии используется донаучная терминология. Но зато там часто встречаются места, где человек не просто молится, но выражает крик души: «Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» Такое выражение неоднократно встречается в Псалтыри. Не говорит ли это о том, что этот человек находится в депрессивном состоянии? А если почитать книгу Иова, песни, которые составлял царь Давид? А можно ли забыть горькие слезы Апостола Петра, когда он отрекся от Христа? Разве стоило после этого жить?

Среди всех симптомов депрессии на первое место стоило бы поставить чувство вины. Ибо неправильные поступки или слова часто потом приводят к сожалению и чувству стыда. Поэтому одним из самых эффективных методов, которые помогают найти выход из депрессии, является пересмотр своего внутреннего человека. Не стоит искать вины в других людях, надо проверить свои мысли, слова и поступки. Вполне возможно, что когда человек осознает свою вину, он сможет значительно быстрее справиться с депрессией. А это означает, что надо просто покаяться перед Богом.

Взрослея, мы усваиваем правила поведения в обществе, а так же перенимаем от родителей их отношение к «плохим» чертам характера. В результате создается эффект «запретного плода», противостоять привлекательности которого не всегда удается, нарушение правил вызывает чувство стыда и разрушительно сказывается на целостности личности.

В поздравительных открытках и стихах традиционно встречается пожелание счастливой жизни. Даже если слова не являются данью вежливости, а звучат абсолютно искренне, далеко не все и не всегда могут объяснить, а что же будет счастьем для конкретного человека. Традиционное «работящий муж, послушные дети, дом-полная чаша»? Жизнь показывает, что далеко не все так просто.

История из жизни

Вот типичный пример: Ира - обыкновенная девочка «из хорошей семьи». Она с отличием окончила школу и поступила в рекомендованный родителями институт на престижную специальность экономиста. После вуза, по протекции отца, устроилась в банк. Потом появился муж, получивший полное одобрение родителей как «перспективный бизнесмен», родились дети.

Через двадцать лет Ирина Ивановна занимает определенную должность, супруг владеет бизнесом, приносящим не заоблачный, но стабильный доход. Квартира, машина, отпуск за границей, дети пристроены в престижные вузы.

Вот оно – счастье, но… Жизнь почему-то кажется бессмысленной! Дети живут отдельно и не часто балуют визитами. Хотелось бы появившееся свободное время проводить с мужем, но он занят бизнесом, да и общих тем для разговора становится все меньше. Карьерная лестница достигла «потолка», работа скучна, однообразна и хочется уволиться, но что подумают коллеги, друзья, родители?

Именно после мысли «что подумает папа, который устроил меня в этот банк, если я возьму и уволюсь», Ирина стала понимать, что с её жизнью что-то не так. Начала припоминать, что в школе даже нелюбимые предметы зубрила «на отлично», чтобы не огорчать родителей. Профессия экономиста всегда казалась скучной, но мама настаивала, что это денежно и престижно.

С будущим мужем и то папа познакомил. Конечно, тогда она была молодой и глупой, а родители – мудрыми и желающими ей только добра и она им очень благодарна, но ведь привычку оглядываться на мнение окружающих так же привили родители. Создали некий шаблон, от которого она потом всю жизнь боялась отступить, чтобы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого. Даже машину она выбрала не по своему вкусу, а такую, которая «будет соответствовать статусу ведущего экономиста».

Но самый главный вопрос пришел позже: «и что теперь делать?»… Как понять, что в её жизни продиктовано стремлением соответствовать ожиданиям и стереотипам окружающих, а что настоящее, какая она сама на самом-то деле, чего хочет и в чем тогда смысл и счастье в жизни?

«Истинное» и «ложное» Я

История Ирины довольно типична, причем не только для нашей страны, но и всего мира. Более того, психологи давно и всесторонне изучают многосторонность человеческой натуры.

У Карла Юнга есть теория «теневой» личности, включающей в себя примитивные, социально порицаемые черты характера. Жадность, зависть, ревность, гнев, эгоизм, эротичность, жажда власти – все это принято отрицать, бояться, изживать в себе. Однако данные черты – неотъемлемая часть человеческой натуры и, по мнению Юнга, можно либо найти со своей «тенью» общий язык, либо стать её жертвой.

Не менее известный психолог Э. Эриксон вполне солидарен со своим швейцарским коллегой и выдвигает теорию «кризиса идентичности». Согласно ей «темные» устремления заложены в людях от природы, они привлекают, но и пугают одновременно.

Взрослея, мы усваиваем правила поведения в обществе, а так же перенимаем от родителей их отношение к «плохим» чертам характера. В результате создается эффект «запретного плода», противостоять привлекательности которого не всегда удается, нарушение правил вызывает чувство стыда и разрушительно сказывается на целостности личности.

Но, пожалуй, наиболее понятное и развернутое объяснение «истинному» и «ложному» Я дает британский педиатр и психоаналитик Д. Винникотт. Он пришел к выводу, что с самого рождения человек на уровне безусловных рефлексов формирует защиту от окружающей среды (в том числе и на психологическом плане) в виде реакции на потенциальную угрозу комфорту и благополучию .

У детей это выглядит так: если базовые потребности ребенка не воспринимаются родителями, он делает вывод, что они не значительны. И тут происходит первая подмена понятий. Пытаясь получить внимание людей, от которых он зависит, ребенок учится воспринимать их желания и стараться им соответствовать, подавляя свои естественные стремления.

Ему кажется, что несоответствие представлению родителей о себе – это угроза собственному благополучию. Разочаровать маму и папу – значит, потерять их любовь и заботу. Учитывая, что зачастую взрослые стремятся самореализоваться за счет детей (я не смог, так пусть мой сын станет великим хоккеистом), эмоциональная ложь только накапливается, прививая привычку прятать свое «истинное» Я.

Инстинкт самозащиты преобразуется в «ложное» Я, которое со временем способно полностью изолировать Я «истинное» не только от окружающих, но и от самого носителя. В результате чувство собственной идентичности начинает размываться. Именно это и произошло с нашей героиней. В какой-то момент она не смогла больше обманывать себя и поняла, что надо что-то делать со своей жизнью, чтобы не потерять себя.

Возвращение аутентичности

Стоит отметить, что наиболее ярко обретение индивидуальной идентичности человек переживает в подростковом возраст е (юношеский максимализм), что отнюдь не означает, что «теневое» Я не сможет заявить о себе в любой период жизни (кризис среднего возраста).

Дело тут в том, что постоянное подавление идентичности отражается на целостности личности. Постоянный контроль над собой и реагирование на настроение окружающих – тяжелый, изматывающий труд, отнимающий много сил и приводящий к стрессу, депрессиям. Но и восстановление угнетаемой идентичности дело непростое. Многие подобный опыт воспринимают исключительно негативно, что в корне неверно.

Чаще всего воссоединение с «теневым» Я происходит по следующему шаблону: «я старался переделать себя, стать таким, каким меня хотели видеть окружающие, не делал того, чего мне хотелось, и упустил самые лучшие моменты в жизни». И с этим трудно спорить, однако не стоит забывать, что уважение к себе – такая же часть личности.

Поэтому, какой бы ни была прожитая жизнь – она ваша, точно так же как будет вашей и предстоящая жизнь. Признавая и осмысляя свои ошибки нужно не сожалеть об утраченном, а искать силы для новых свершений. Правильный настрой при обретении свой идентичности – это мотиватор для поисков себя, источник энергии для воплощения новых идей, способ дать толчок воображению и найти ответ на вопрос, кем же является человек и кем он в действительности хочет стать.

Осознать проблему – значит наполовину её решить

В профильной литературе можно найти различные способы и методики по обретению своей идентичности. Рекомендуется вести дневник, писать письма самому себе, причем и в будущее, и в прошлое.

Если есть семья – непременно обсуждать возникающие чувства, страхи и беспокойства. Совместно искать решения, постепенно снова становясь единомышленниками, помогая и себе, и партнеру понять свой и его внутренний мир, осознать проделанный жизненный путь, наметить вехи дальнейшей дороги. «Расширять» сознание, учиться смотреть на привычные вещи со стороны, заново открывая их суть. опубликовано

Здравствуйте.
Я не обладаю интересом к чему-либо. У меня нет ни целей, ни желаний. Все потому, что я сознаю бессмысленность существования человека как такового.
Раньше я хотел быть программистом, поступил даже в специализированную техническую школу, где дают вполне хорошее довузовское образование. Сейчас я понимаю, что это желание исходило не от тяги к науке, а от тяги к деньгам. Однако пусть даже и так, но тогда у меня была цель, а сейчас она развенчана. Деньги? Зачем? Достаток человеку совершенно не нужен, да, можно воплощать любые свои идеи, но зачем. Можно несколько путей их траты выделить.
1. Машины, дома, путешествия. Группа самая низкая. Даже не стоит говорить, почему это все фигня.
2. Что-то невероятное, вроде полета в космос. Хорошо, получу впечатление, но зачем? Все равно дальнейшая жизнь не изменится, это лишь мимолетное удовольствие, забвение.
3. Для мира. Устроить всемирную коммунистическую революцию, сделать людей счастливыми. Разве что это более-менее имеет смысл, но вместе с тем, что сам человек бессмыслен, теряет его.
Я принимаю за аксиому бессмысленность человека. Почему? Не знаю, как это объяснить, поверьте наслово.
Мое состояние примерно схоже с тем, что ощущал Ипполит в романе Достоевского "Идиот". Понимая, что конец его близок, он не видел смысла ни в каких новых начинаниях. Зачем браться учить язык, если ты умрешь через месяц? Только дело в том, что ему оставалось жить несколько месяцев, а у меня еще несколько десятков лет впереди. Однако уже сейчас я думаю, что не имеет смысла браться ни за что, ибо все равно в конечном счете ты будешь умерщвлен, и все твои заслуги канут в лету. Ведь уже неважно будет даже то, что ты сделал для мира, так как после смерти ты не будешь думать о своих деяниях.
Пожалуй, Ипполит бы меня казнил на месте за то, что я "имею столько жизни и не умею ей воспользоваться".
Черт возьми, я сознаю ошибку своего мышления, я понимаю, что логика о бессмысленности всего по причине смертности человека - бред, потому что все мышление есть в пределах жизни, все ощущения есть в пределах жизни, мы должны искать смысл в определенных границах, потому что за границами уже нет ничего. Криво объяснил, возможно, неверно, но, в общем, я понимаю, что логика моя неверна, что нужно жить просто потому, что ты живешь.
Но! Я понимаю это разумом, но не понимаю чем-то другим, тем, что внутри. Стоит упомянуть, что в душу, бога и прочее я не верую. Не думайте, что я горжусь этим или наоборот, мне, право, абсолютно на это все равно, я считаю, что вопрос о религии поднимается слишком уж высоко, а на самом деле это величайшая мелочь.
Так вот все эти доводы, которые я привожу сам себе в доказательство, я хоть и готов признать математической логикой, но все равно ПРИНЯТЬ не могу.
Я знаю, что сейчас мне нужно что-то делать, я знаю, что мое текущее поведение абсолютно неверно, знаю, что через несколько лет, наверно, все изменится, однако ничего не меняю.
Время стало лететь очень быстро, я перестал что-либо делать, потому что всегда вопрос "Зачем?". Я стал скатываться в учебе, стал "тупеть". И все как снежный ком.
И читал я статью про депрессию на этом сайте, но снова не готов ее ПРИНЯТЬ. Особенно насторожило то, что там предлагается медикаментозное лечение. После этого у меня начинается полный разрыв шаблона. Я согласен с тем, что весь человек есть физиология, но начать менять себя извне? Выпить таблетку и сделать себе настроение хорошим? О, боже, это же неправильно! Я начинаю сходить с ума от одной этой мысли. Выходит, что все мои мысли, все мои наработки разума не нужны! И вся вообще эта депрессия лишь о того, что в головном мозге нарушен определенный процесс. Господи, после этого начинаешь ощущать себя еще более бессмысленным, я никто, я ничто.
Как я уже сказал, все как снежный ком. Многое у меня стало не получаться, постоянно стали опускаться руки. Понимаю, что нужно лишь пробовать снова и снова. Однако, вы не поверите, в моих глазах эти попытки выглядят буквально как попытка мухи пролететь сквозь стекло. Это невозможно, невозможно никак согласно фундаментальным законам вселенной.
И наступает апатия. И пытаюсь я себя оправдать тем, что мне ничего не нужно.
Я перестал заниматься спортом. Зачем?
Я перестал читать. Зачем?
Еще я расстался с девушкой, потому что так же не понимаю смысла в любовных отношениях. Любовь - бред, игра на животных инстинктах. Что платоническая, что плотская любовь - все одно.
Вообще все в жизни сводится к получению удовольствия, это как постулат верно. Зачем нужно удовольствие?
А как иначе? Получать страдание? Почему бы нет? Но и тогда это будет своеобразным удовольствием для конкретного человека.
Я чахну, я гнию и умираю, не знаю, что дальше, не знаю, зачем. Прошу помощи. Какой? Не знаю. Чем мне можно помочь? Я в это не верю, я должен сам бороться, ведь я все ЗНАЮ. Я должен заставить себя ПРИНЯТЬ. Но как? И вы мне не подскажете. Я заранее сознаю, что мой клич так же бессмыслен, хотя искренне надеюсь на обратное, но ведь чудес не бывает, заветных словесных формул нет. Есть лишь то, что делает из тебя "рыцаря на час". Да, я получу заряд, я буду думать, как это часто бывало, что теперь моя жизнь изменится, что я вообще сейчас все круто сделаю, однако обычно при первом буквальном начинании весь порыв улетучивается перед видом сложностей. Значит, я ленив?
Быть может, я, действительно, лишь глупый и ленивый дурак?
Но ведь раньше было иначе. Раньше я делал хоть что-то, но это раньше было так давно. И раньше я думал:"За этот год я сделал N полезного, я молодец, а в следующем году я сделаю N^2 дел и буду круче." Сейчас же я говорю:"Ты дурак, за последний год ты сделал ничтожную малость, ты не достоин ничего более."
Мой запал быстро гаснет, я стал быстро уставать, хочу приняться за дело большое, но вижу трудности, вижу, как много всего нужно сделать, сразу впадаю в уныние.
Вот и сейчас, я устал писать.
Прошу прощения перед потенциальным читателем, если таковой найдется, за несогласованность в тексте, за нелогичности возможные и за повторы идей.
Спасибо за внимание и за помощь, если вы попытаетесь мне ее оказать, ведь несмотря на то, что мне кажется, я дерзок с вами, я вас всех очень люблю и ценю, и дорожу.

Поддержите сайт:

Пусть будет Порфирий. , возраст: 17 / 16.12.2012

Отклики:

Порфирий, это горе от ума. Умом и талантами ты не обделен, в том числе литературными. но логикой тут не поможешь. Зря не веришь в душу. болит, значит, есть. А если так болит, что с ума сходишь, значит, не мелочь. Прежние материальные ценности рухнули, туда им и дорога, значит, пора выходить на новый уровень. Нет понятия лень, есть отсутствие мотивации. У тебя она временно отсутствует по уважительной причине - переоценка ценностей. Поэтому все трудно. Достоевский может довести до психушки, если нет иммунитета в виде твердых и ясных христианских ценностей, в его книгах вечно все рушится и все сходят с ума. Неполезно сейчас, хоть и великий писатель. Почитай Толстого "Войну и мир" - там наоборот все герои под конец выздоравливают и обретают смысл бытия. "Надо жить, надо любить, надо верить" - вот меня эта фраза вытащила когда-то из бессмысленности, мне, кстати, тоже тогда 17 было и тоже горя от ума. И главное, что не сказано почему надо, а вот как-то просто начинаешь чувствовать не умом, а сердцем, что так и есть. Сердцем научись чувствовать, с умом у тебя и так порядок. Если любишь нас, читателей своих, значит, в принципе, способен, уже не безнадежен. Твори добро - и поймешь, что но вечно. А там и остальное поймешь. Вообще ты редкий тип для нашего потребительского общества, можешь принести огромную пользу... Но сначала наводи порядок в собственной душе.

Елена, возраст: 26 / 17.12.2012

Мальчик милый в жизни все сводится не к удовольствию, а к радости, сказано всегда радуйтесь. Радость не может быть слишком велика, а удовольствие Вы этого еще не знаете от него может просто тошнить. Я желаю Вам познать сиюминутную радость от того что светит солнце, идет дождь, а навстречу идет просто милая девушка. Не ищите смысла в этой жизни, ищите в этой жизни радость, любовь и мир внутренний. Бог создал этот мир, и я верю что он не ошибся в своем добром намерении, а вот человек не потянул это великое творение, потому и мысли что зачем, да как. Какая революция мировая, человек может быть счастлив оттого что ему не надо лишнего, он довольствуется малым, и наоборот он так пресытился, что кусок в горло не лезет.

Ольга, возраст: 52 / 17.12.2012

Человек воплощает в жизнь то, во что он верит.

Нелогичности, логичности... Ты пишешь, что основываешься только на знания? Но я нашла в основании твоих рассуждений только веру, без знаний. На самом деле все проще. Ум - это конечно замечательно, но есть чувства, которые как не удивительно никогда не обманывают, в отличии от первого...

Я нашла большой страх перед самой жизнью, перед ответственностью за свои поступки. Это так?
В мире очень много чудес, мир по своей природе бесконечен и бесконечно красив. Ничего в нем не повторяется и в то же время повторяется тысячу раз. Откажись от предвзятого суждения. Учись чувствовать сам! Просто нужно найти некоторое равновесие, мудрость.

случайный гость, возраст: 22 / 17.12.2012

Дорогой Человек! Позвольте отдать Вам должное: потенциал Вашей личности превосходит всякую жизненную обыденность и это исчерпывает из души остаток смысла. Ведь дай Вам работу по спасению человечества - Вы бы это сделали! Вы бы взялись за это со всем своим жаром и талантом. Но.. что предлагает мир? - ни-че-го. Ну кроме разнообразных способов, как погубить себя. Ведь откуда эти мысли об отчаянии? - их внушает мир, а не Ваша собственная личность их генерирует. Вы как бы ловите волны на свой датчик разума и этот сигнал справедливо расшифровывается как отсутствие смысла... Если принимать получаемые «шумы» - за норму, за лейтмотив жизни – станет явно что датчик сломался – душа уже не способна чувствовать отсутствие в этом правильности, нормы. В бессмыслице можно погубить себя, но найти смысл – никогда. Вот многие люди и делают вид что живут – занимаясь своими делами бесцельно, заглушив совесть, поверив, что ничего нет кроме материального.
Тот кризис, в котором вы оказались не случаен: ведь жили же раньше так, не задаваясь животрепещущими вопросами, но вот, боль души заставила остановится и предпринимать какие-то адекватные действия. Но эти действия, как то – охлаждение ко всему, потеря интереса – неверно. Быть может отчаялись искать смысла там где его нет – т.е. в миру?.. Все перечисленное вами действительно его не содержит, хотя земные смыслы очевидны: работа для денег, деньги для вещей, вещи для комфорта и прочее. Но в этом нет главного. Во всех этих действиях нет главной движущей силы: РАДИ ЧЕГО?..
Самое время сказать о душе. Пару слов: мой знакомый сейчас монах. Раньше он был неверующим. Случилось так, что он попал в реанимацию. А потом со стороны увидел свое тело. Обстановку вокруг, - все как было он видел и осознавал, слышал – присутствовал своей личность вне того тела. Душа его была способна перемещаться по одному желанию мысли, и на этот раз такие факторы как сниженное зрение и прочее – не играли никакой роли. Все изъяны тела остались там – на операционном столе. Только вот если в изъян превращается душа – она более не способна к Вечности. Ее гнетет к аду, поскольку сущность ее не тяготеет к Богу и добру. Многие себя в этой жизни довели до такого состояния. Когда они более не выносят материальные смыслы, но и не очищенное их, гордое сердце не может принять веру. Они не хотят верить, что Кто-то есть Выше них, есть Создатель всего. Здесь душа призвана становится лучше, обогащаться тем, что определит ее дальнейшую судьбу. Блуждание без смысла озлобляет человека, и любой добрый человек без смысла приходит к отчаянью. Жизнь без смысла и есть череда уныния и отчаяния – это очевидно. За чертой этой временной жизни – наша личность. Чтобы она была подготовлена к вечности, мы уже сейчас должны дать правильное направление к ее развитию, здесь, на земле «старт» этого развития. Потом лишь будет произрастать посеянное. Развитие души лежит в нравственной области, в том, насколько легко ей дается исполнение Заповедей Божиих. В этом и есть противостояние мира и человека, нашедшего истину. Тогда такие вопросы как «зачем жить» - не возникают, потому что осознается ценность всего происходящего, что так или иначе влияет на душу. Наша задача в том, чтобы жизнь не оказывала на нас негативного влияние, на нашу внутреннюю сферу. Все эти знания, как спасти свою душу находятся в Православии. Стоит посетить магазин Православной книги и выбрать наиболее близкое к настоящий задачам. Главное прийти в Храм, поскольку как для внешнего тела существует пища, дары природы, так и для невещественной души внутри тела существуют Святые Таинства – ниспосланные Самим Богом, которые преобразуют ее, наполняют ее смыслом, очищают и животворят. Это все испытано. Чудесное, необыкновенное свойство Исповеди, Причастия, и др. Таинств Церкви неопровержимы. Благодаря этому человек находит в себе силы применять те теоретические знания которые потом обильно черпает из книг и своей жизни. Это помогает закреплять и практику чтобы в последующем становится все лучше и лучше. Испробуйте это и вы, чтобы увидеть те замечательные последствия, которые будут сказывать на всех сферах жизни. Однако напомню о существовании бесов – они ненавидят людей и делают так, чтобы душа каждого погибла. Действуют через помыслы, чувственные внушения. Они всегда противостоят хорошему. И конечно – бесы всегда будут фактором преодоления. «В мире дьявол со Христом борется, а поле битвы - сердце человека» – так сказал небезызвестный вам Достоевский, и эти слова не были внешними, он был верующим человеком. Итак, вот вам путь к Церкви, путь к Истине, путь к спасению. Ваша воля и вы – счастливый, деятельный человек полный смысла и Жизни. Спасения душе вашей и до встречи в Православном Храме!

Разумная, возраст: 22 / 17.12.2012

Мне видится за вашими фразами снобизм лентяя, который оправдывает свое ничегонеделание, а возможно, и свои недалекие способности "бессмысленностью человека как такового". Проблем в настоящее время у вас никаких нет (разве что с учебой, которую запустили). Действительно, мама с папой кормят-одевают, глядишь, и от армии болезнь отыщут, при этом учиться вам лень, работать, похоже, тоже лень. Но это пока проблем нет. Если будете продолжать в таком же духе, станет действительно плохо уже по реальным причинам - нет образования (зачем? какой смысл?), нет работы (на работу каждый день ходить - это же так скучно, приземленно, рутинно), нет жилья (иметь свой дом - это тоже из группы низменных желаний), девушки такие-сякие меркантильные дружить с нищим философом не хотят, а хотят надежного любящего мужа и детей и т.д. Займитесь делом, молодой человек, хватит решать мировые проблемы, решайте свои, сделайте хоть одно доброе дело, прежде чем рассуждать о том, в чем не смыслите. И еще, не смейте упоминать имя Господа всуе, если утверждаете, что не верите в него.

Надежда, возраст: 57 / 17.12.2012

Уважаемая Надежда. Я благодарю вас за столь
критический отклик, но позвольте тогда уж и мне
его раскритиковать. Не гнушайтесь над этим, я
понимаю, что уже одно то, что вы мне написали
вообще, я должен принимать с радостью, я так и
делаю. Касательно лени, я прошу прощения, если
не точно выразился, но проблема моя в
отсутствии смысла. Не думайте, что все из-за
слабости. Вы говорите, что нельзя судить о том,
чего сам не пробовал, однако любой человек
способен рассуждать о вкусе блюда, не являясь
при этом поваром. Но раз уж вы требуете
конкретных примеров, то я готов их привести, и
одним из таковых, о котором я неявно и вскользь
упомянул, будет мое увлечение
программированием. У меня была цель, была
мотивация, а потому я готов был тратить труд на
это дело. Вы пишете про девушек, не желающих
общаться с нищенствующим философом, но я писал
о нареченном философом человеке, не желающем
общаться с девушками.
Последнее ваше предложение, мне кажется, есть
хула.
Мне не понятен подтекст вашего отклика.
Возможно, вы либо хотите спровоцировать меня на
действия, либо спровоцировать на ответную
реакцию, по которой вы, как психолог, сумеете
оценить меня.
Вы советуете не решать мировые проблемы, но
разве не это ли логика... Кого? Каждый додумает
сам. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином
быть обязан." Не призываю конкретно гражданской
деятельности, призываю скорее посмотреть вверх.
О проблемах вы неправы.

Я извиняюсь перед сообществом за данный
критический ответ, так как он не согласуется с
тематикой сайта.

Уважаемая Ольга. Вы же получаете во время
радости удовольствие. Удовольствие от самой
радости. Так что получение радости есть один из
способов получения удовольствия. Спасибо вам.

Я благодарен всем за ваши отклики, они очень
важны для меня. Спасибо.

Пусть будет Порфирий. , возраст: 17 / 17.12.2012

Милый мальчик, не запаривайте так свой мозг. В 17 лет невозможно просчитать все ходы вперед. Именно разумом невозможно просчитать.Информации недостаточно. Можно только почувствовать подсознанием, интуицией, душой, если хотите.Если пока интуиция спит, то пережить этот период, и должен наступить другой, более ясный для понимания. На основе жизненного опыта пожившей тетки могу предостеречь от возможных ошибок в жизни.Что бы с вами не случалось, депрессия ли, физическая усталость или умственная, не позволяйте себе после совершеннолетия впадать в зависимость(финансовую) от родителей, женщины. Идите на работу, можно на полностью физическую, не на век же.Ощутите прилив опыта однозначно.Мозги приходят в порядок, если что-то делать своими руками. Взять хотя бы благоустройство квартиры, пусть съемной.Эти вроде бы неинтересные дела будут вас незаметно развивать.Одна теория из интернета и раздумья эти будут вас действительно утомлять.Вот такие ошибки у людей с вашим складом ума. Понятно, что щелкать по клавиатуре вроде бы приятнее целый день, но пользы от этого очень мало.Нужно понять, что если вы не собираетесь жить в шалаше в лесу, то нужно как то заниматься своим жизнеобеспечением в городе. Чем раньше начнете слезать с родительской шеи, тем лучше.Еще раз повторяю, делать это все для приобретения опыта.Пытаться решать какие-то проблемы самостоятельно.Каждая новая задача будет все легче и легче.Родители очень долго детей опекают, и этим приводят к ухудшению ситуации.Не чахни и не умирай. У тебя очень подкупающая в тексте вежливость. Не мытьем, так катаньем. Выживешь за счет своей обаятельности!Я чувствую это. Успехов.

Анна, возраст: 50 / 17.12.2012

Может, прыжок с парашютом или какой-нибудь экстрим тебе помогут...Станет жизнь дороже. Будь счастлив!

Вася, возраст: 30 / 18.12.2012

Привет! Ты бродишь в лабиринте мыслей, идей (часто
противоречивых), вопросов... Я тоже бродила, а потом постепенно
выбралась. Честно говоря, не знаю сама как и за счет чего. Поэтому
настоятельно прошу жить, жить и жить.
Что правда - что неправда? В чем смысл всего? Как найти ответ? Что
поможет?! - Наука? Рассуждение? Искусство? Философия? Религия? -
Все это прекрасные вспомогательные средства, но лишь
вспомогательные. Они все вместе взятые ничего не дадут тебе без
ПРАКТИКИ. Только применяя все это в практической жизни, можно
что-нибудь ПРИНЯТЬ для себя, обрести уверенность в чем-либо и
идти дальше.
Смысл события обычно открывается нам намного позже, но никак
не заранее. Мне, например, сейчас начинают проясняться смыслы
того, что происходило со мной в детстве, юности. Тогда я не
понимала, что со мной происходит, почему и зачем. Сейчас многие
победы я рассматриваю как поражения, а печали видятся мне как
выигранные сражения. По-настоящему осмысливать можно только
СВОЙ жизненный опыт, ведь здесь участвует не только мозг, но и
сердце. Опыта у тебя пока нет. Самостоятельно ты еще не жил. Не
хочу обидеть, но в 17 лет сердце еще глупое. Оно не умеет любить,
частенько не чувствует фальши, не отличает правды от лжи,
настоящего от ерунды, негодует на простые и правильные вещи, не
различает полутонов и тд и тд. Короче, его нужно воспитывать,
приучать к хорошему: не унывать, не грустить, не злиться, не
раздражаться и тд и тд. Вместо этого открываться красоте, прощать,
радоваться, верить в прекрасное далеко, в светлое будущее, да хоть
во что-нибудь хорошее.
Еще нужно сердце настраивать на любовь (любовь в широком
смысле), как музыкальный инструмент. Сначала делают простые
скушные добрые обязанности (тянуть учебу, работать, убирать свою
комнату, помогать родителям, содержать их старость в покое и
радости, быть внимательным и заботливым), как будто каждую
клавишу слушают, правильно ли звучит. Потом все сложнее гаммы
становятся. И лишь много лет спустя удастся сыграть что-то
большое и прекрасное. Сыграть, радуясь самой музыке, не думая о
пальцах, нотах, интервалах и прочей технике.
Как-то так. Извини, если не понятно излагаю.
Про спорт вспомнилось. Я спортом занималась на серьезном уровне.
Потом "ушла в учебу", а спорт вообще забросила: "А зачем?" Ответ
дала сама жизнь, и очень скоро. Сидя на попе целыми днями,
набрала я 10 кг. Да еще спина болеть стала жутко. Мне было около
20 лет. Мучиться-то не хотелось: рванула в спортзал. Все прошло.
Заметила, что и настроение улучшилось сильно. С тех пор вопроса
"зачем?" у меня нет. Занимаюсь. Чего и тебе желаю.
Если как-то тухло стало, меняй стратегию. Мысли тупиковые, ты сам
это понимаешь. Спроси себя лучше так: "Что толку мне гонять эти
мысли? Что-то хорошее они мне принесли? - Нет! - ТОГДА КАКОЙ
СМЫСЛ ИХ ГОНЯТЬ?!"

ЕленаОбыкновенная, возраст: 36 / 18.12.2012

Жизнь бессмысленна.. Да, но скажите, Порфирий, о ком вы в этой бессмысленной жизни заботитесь? вы умеете это делать? А что вы вообще в жизни умеете? Чем можете похвастаться из области ваших результатов, познания себя? Думаю, немного будет ответов - вам 17 лет, вы еще молоды, чтобы отвечать на вопросы выше.. возможно вы так подумаете? Но именно эти вопросы, перед вами жизнь дай Бог поставит через несколько лет..
И нужно будет самому себя обеспечивать (если родители к себе на шею не посадят), и нужно будет самому строить свою жизнь - и вот уровень умения это делать и отличает взрослых от детей, а научиться этому непросто, на это нужно время, силы.. это к тому на что тратить свою жизнь..
Зачем спросите вы? Так а вы попробуйте от жизни отказаться, наверно не захочется, ведь в ней есть приятности, удовольствия, радости, и чтобы их получать, при этом самостоятельно справляясь с трудностями,а их еще много встретиться на вашем пути, для этого нужно учиться, и учиться всю жизнь. успехов вам, и всем задающим вопрос "В чем смысл этой бессмысленной жизни"

клара, возраст: 32 / 08.11.2013


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
14.03.2019
Я оставила все и всех там, в прошлом. Но когда происходят такие качели..жить не хочу. Молюсь вроде бы каждый день..но руки опускаются
14.03.2019
Давно не могу найти работу. От меня отвернулись все. Меня как будто нет ни для кого, я хочу уйти, если все равно нет никакой разницы – есть я или нет.
14.03.2019
Не хочу жить. Брала микрозаймы... Улыбаюсь, только когда вижу своего ребёнка.
Читать другие просьбы

Отсутствие объективного смысла

Я сегодня поработаю Капитаном Очевидностью и напомню, что на индивидуальном уровне объективного смысла у жизни нет . Ведь что мы называем смыслом какого-либо действия? – чаще всего, ту цель, которой надеемся достигнуть с помощью этого действия. Объективный смысл, натурально, можно проверить: проверочный вопрос «и что?».

Вот я выхожу из дома, чищу машину от снега, завожу мотор, нажимаю на педали – и что? И приезжаю на работу! То есть, у этих действий есть смысл: добраться до работы. Проверить достижение этой цели нетрудно, она совершенно объективна. Можно отвлечься от того, что само по себе пользование машиной доставляет мне удовольствие, и решить, что смысл этих действий состоит в том, чтобы мне добраться до некой конечной точки путешествия. (Хотя москвичам прекрасно известно, что эта цель легче, дешевле и быстрее достигается в метро; так что по сути дело всё-таки в моём личном удовольствии.)

Если мы попытаемся рассмотреть объективно более глобальную последовательность действий, называемую обычно «жизнь», мы обнаружим неприятное: логический анализ неопровержимо свидетельствует, что конечной точкой этого путешествия является смерть. Жил-жил, теоремы доказывал, стихи писал, континенты открывал, закатом любовался… и что? — и умер!

Поскольку утверждение «объективным смыслом жизни является смерть» смахивает на оксюморон, материалистам приходится согласиться, что объективного смысла у жизни нет – хотя все религии мира, в общем, идут именно по этому пути: предлагают смыслом жизни считать подготовку к смерти. Чтобы попасть в рай, необходима определенная последовательность действий во время жизни, точка.

Этот элегантный ответ имеет только одну логическую неувязку: объективно существование рая недоказуемо. В результате чего этот «объективный» ответ превращается во вполне субъективный: он может удовлетворить только тех, для кого существование рая имеет смысл. Проще говоря, тех, кто в него верит. Получается, нет у индивидуальной жизни никакого объективного, доказуемого смысла, который мог бы логически ответить на вопрос «И что?»: объективно в конце этого путешествия нет ничего; всё, что там есть – оно субъективно . К счастью, чтобы обнаружить субъективный смысл жизни, свой собственный, необязательно дожидаться смерти. Но.

Субъективный смысл жизни

Субъективный — это означает доступный только самому субъекту действия. Необъективный, недоказуемый, логическими методами необнаружимый, на вопрос «и что?» не отвечающий. Этот смысл – удовольствие от выполнения своих собственных желаний.

Это как в моем примере с машиной: по сути поездка на работу именно таким способом служит моему удовольствию, а не только достижению конечной цели, поскольку кратчайший способ достигнуть цели – ехать на метро. Аналогично и с религиями: кратчайший способ попасть в рай – умереть безгрешным, во младенчестве. Смысл длинной жизни – не одно только достижение результата, но ещё и удовольствие от процесса. Субъективный смысл, разумеется (про объективный мы помним, что его попросту нет).

Но тут важно избыточно не упрощать само понятие удовольствия. Удовольствие – это удовлетворение потребности, и в зависимости от уровня развития человека его потребности различны. Кому-то хватает удовольствия от удовлетворения повседневных нужд, — и таких людей вопрос смысла жизни чаще всего вообще не парит. Само возникновение вопроса о смысле жизни, а тем более кризиса бессмысленности, свидетельствует о появившейся потребности в самоактуализации, которая не получает своего удовлетворения. Удовольствие «послужить человечеству» вполне может оказаться смыслом жизни, если это собственное желание человека. И ни в коем случае не может, если оно является просто обязанностью, навязанной этим самым эгоистичным человечеством. Но обязанности свои человек обычно знает назубок (выполняет ли – это другой вопрос), а вот желания нередко вообще не осознает.

Почему же человек может не осознавать своих собственных желаний? – потому что сам от себя оторвался, смотрит на себя свысока, из диссоциированной позиции, каждый раз спрашивает себя «и что?»: вопрос, свидетельствующий о критическом, объективном восприятии. Субъективное восприятие, сиречь непосредственное проживание своей собственной жизни – утрачено. Понятно, что смысла в такой жизни нет.

Выполнение собственных желаний

Смысл жизни – жить. Непосредственно и полностью проживать свою собственную жизнь. Осознавая свои желания.

По отношению, скажем, к простейшим желаниям типа «съесть яблоко» абсурдность вопроса «и что?» очевидна: человек съел яблоко, удовлетворил своё желание, получил от этого удовольствие, какое вам ещё «что»? Но вот по отношению к более сложным желаниям этот критический вопрос иногда кажется требующим ответа. Эта иллюзия тщательно воспитывается в человеке семьёй и школой, которые редко интересуются желаниями – зато бдительно следят за выполнением обязанностей.

Человек, потерявший смысл жизни, занимает по отношению к самому себе критическую позицию (здравствуй, Внутренний Критик!): вслед за семьёй, школой и вообще социумом он постоянно спрашивает себя: «И что?» — обесценивая тем самым собственную, субъективную ценность своих желаний и своей жизни. Ибо, как мы установили, объективного смысла у жизни нет, и цепочка вопросов типа «И что?» неминуемо приводит к смерти как единственному объективному итогу. Парадоксально, но люди, потерявшие смысл жизни, нередко пытаются его найти среди предлагаемых социумом обязанностей типа «стать успешным» или «добиться богатства». То есть, пытаются поверить субъективный смысл объективными критериями, что бессмысленно по определению.

Искать смысл жизни в выполнении обязанностей – задача абсурдная именно потому, что обязанности объективны, а смысл – субъективен.

В греческом языке слово «смысл» имеет общий корень со словом «любовь». Потеря смысла в жизни – это потеря контакта со своей внутренней любовью, потеря связи со своей душой. И чем более диссоциирована внутренняя позиция, чем чаще вопросы «и что?» – тем больше утрата контакта. Людей, которые обесценивают любовь вопросом «и что?», обычно никто не любит — и, хуже того, они и сами себя не любят. Контакт со своей внутренней любовью утрачен…

Сознательное и бессознательное

Что же делать? – спрашивает обычно человек, убедившийся, что выполнение общественных обязанностей никак не может составить его собственный, личный смысл жизни. И ответ тут один: восстанавливать связь со своей собственной душой и своими глубинными желаниями.

Если дело дошло уже до кризиса бессмысленности – то, видимо, процесс зашел довольно далеко, и добраться сразу до глубинных желаний не получится: они погружены куда-то в бессознательное, где и нащупать-то их сложно. Но любая способность человека может быть улучшена тренировкой – в том числе и способность различать и удовлетворять свои собственные желания. Осознавать их. Не «делать как все», не препоручать поиск своих смыслов Богу или государству («смысл жизни гражданина – стать достойным членом общества»), не ограничиваться выполнением чьих-то чужих желаний – мамы, жены или приятеля, — а искать свои собственные, и иметь смелость одобрять их, и брать на себя ответственность за их осуществление.

Помимо сложности доступа к собственным желаниям сложность тут может заключаться ещё и в том, что вопрос с ответственностью тоже непростой вопрос, и нередко служит темой экзистенциального кризиса, который я буду рассматривать следующим – связанного со свободой.

Упражнение

Напишите десять своих желаний: именно своих, тех, которые отзываются в теле предвкушением удовольствия. Прочитайте их вслух, добавляя после каждого фразы:
1. Да, это важно.
2. Да, на самом деле это и есть смысл моей жизни.

Если у вас есть внутреннее согласие со сказанным – ну и славно, кризис бессмысленности вам не грозит. Теперь вы можете ранжировать смыслы своей жизни, чтобы выделить среди них главные и второстепенные, и искать возможности для их воплощения.

Если согласиться с тем, что ваши желания важны, не удалось – то упражнение дает возможность познакомиться со своим Внутренним Критиком, выяснить, откуда взялся и чего хочет. Осознание обеих сторон этого внутреннего конфликта может помочь сознательно его распутать. В большинстве случаев для этого понадобится помощь психолога, но начать можно и самостоятельно.

Если же в список попали самодеструктивные желания – типа того, что сладким предвкушением в теле отозвалось «желание разъебашить себе голову об стену» — то не тяните с визитом к психотерапевту. Велика вероятность того, что попытка самостоятельного распутывания будет только углублять пропасть между сознанием и бессознательным.

Бессмысленна, прежде всего - и это, с точки зрения личных духовных запросов, самое важное - личная жизнь каждого из нас. Первое, так сказать, минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода ; только будучи свободными, мы можем действовать «осмысленно», стремиться к разумной цели, искать полноты удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости, действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении. Но мы со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Мы телесны и потому подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней - все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни. Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни может прекратить жизнь гения, остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление. Мы подчинены и слепым законам, и силам органической жизни: в силу их непреодолимого действия срок нашей жизни даже в ее нормальном течении слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас духовных сил; не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание, как наше тело уже одряхлело и мы приблизились к могиле; отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое чувство преждевременности и неожиданности смерти - «как, уже конец? а я только что собирался жить по-настоящему, исправить ошибки прошлого, возместить зря потерянное время и потраченные силы!» - и трудность поверить в свое собственное старение. И вдобавок мы и изнутри обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни Мы получаем по наследству от родителей страсти и пороки, которые нас мучают и на которые бесплодно растрачиваются наши силы; в лице нашей собственной животной природы мы обречены на пытку и каторгу, прикованы к тачке, бессмысленно терпим наказание за грехи наших отцов или вообще за грехи, на которые нас обрекла сама природа. Лучшие и разумные наши стремления либо разбиваются о внешние преграды, либо обессиливаются нашими собственными слепыми страстями. И притом слепая природа так устроила нас, что мы обречены на иллюзии, обречены блуждать и попадать в тупик и обнаруживаем иллюзорность и ошибочность наших стремлений лишь тогда, когда они причинили нам непоправимый вред и наши лучшие силы уже ушли на них. Один растрачивает себя на разгул и наслаждения и, когда физическое и духовное здоровье уже безнадежно потеряно, с горечью убеждается в пошлости, бессмысленности всех наслаждений, в неутолимости ими жизненной тоски; другой аскетически воздерживается от всех непосредственных жизненных радостей, закаляя и сберегая себя для великого призвания или святого дела, чтобы потом, когда жизнь уже клонится к концу, убедиться, что этого призвания у него совсем нет, и это дело совсем не свято, и в бессильном раскаянии жалеть о бесплодно упущенных радостях жизни. Кто остается одинок, боясь обременить себя тягостями семьи, страдает от холода одинокой старости и скорбит о уже недостижимом уюте семьи и ласке любви; кто, поддавшись соблазну семьи, оказался обремененным тягостями семейных забот, погруженный в мелочную суету семейных дрязг и волнений, бесплодно кается, что добровольно продал свою свободу за мнимые блага, отдал себя в рабство подневольного труда и не осуществил своего истинного призвания. Все наши страсти и сильнейшие влечения обманчиво выдают себя за что-то абсолютно важное и драгоценное для нас, сулят нам радость и успокоение, если мы добьемся их удовлетворения, и все потом, задним числом, когда уже поздно исправить ошибку, обнаруживают свою иллюзорность, ложность своего притязания исчерпать собою глубочайшее стремление нашего существа и дать, через свое удовлетворение, полноту и прочность нашему бытию. Отсюда неизбежное для всех людей меланхолическое, втайне глубоко и безысходно трагическое сознание выражаемое французской поговоркой: «si jeunesse savait, si vieillesse pouvait», - сознание обманутых надежд, недостижимости истинного счастья на земле. Гете, прозванный «баловнем судьбы», проживший исключительно долгую, счастливую и плодотворную жизнь, обладатель редчайшего дара - умения сочетать творческую энергию, безмерное трудолюбие и могучую, самообуздывающую силу воли с жаждой и способностью испытать все жизненные наслаждения, упиться всеми радостями жизни - этот избранник человечества под конец своей жизни признавался, что за 80 лет своей жизни он изведал лишь несколько дней полного счастья и удовлетворения; и он испытал на себе всю неизбежную трагику человеческой жизни, он поведал, что сущность жизни узнает лишь тот, кто в слезах ест свой хлеб и в тоске и кручине проводит бессонные мучительные ночи, и что судьба утешает нас лишь одним неустанным припевом: «терпи лишения» (Entbehren sollst du, sollst entbehren!). Если такова жизненная мудрость избранного счастливца человечества, то какой итог должны подвести своей жизни все остальные, менее удачливые и одаренные люди, со всей их немощностью, со всей тяжестью их жизненной участи, со всеми изнутри раздирающими их противоречиями и затуманивающими их пути духовными слабостями?

Народное сознание верило, что боги завидуют человеческому счастью и всегда принимают меры к тому, чтобы покарать и унизить счастливца, чтобы возместить случайную человеческую удачу горькими ударами судьбы; и, с другой стороны, оно верило, что даже блаженные боги подчинены, как высшему началу, неумолимой слепой судьбе. Более очищенное религиозное сознание их мудрецов учило; что по законам мировой гармонии никто не должен захватывать слишком много для себя, чрезмерно перерастать общий уровень, что человек должен знать свое скромное место и что даже сама индивидуальность человека есть греховная иллюзия, караемая смертью; лишь в добровольном признании себя служебным, зависимым звеном мирового целого, лишь в смиренном приятии своей рабской зависимости от космоса и своего космического ничтожества человек покоряется божественной воле, исполняет свое единственное назначение и может надеяться не загубить себя.

Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама , как замкнутая в себе личная жизнь, что лишь в исполнении призвания, в осуществлении какой-либо сверхличной и самодовлеющей ценности человек мо жет найти самого себя, как разумное существо, требующее разумной, осмысленной жизни. Ближайшим целым, с которым мы связаны и часть которого мы составляем, является жизнь на рода или человечества; вне родины и связи с ее судьбою вне культурного творчества, творческого единства с прошлым человечества и его будущим, вне любви к людям и солидарного соучастия в их общей судьбе мы не можем осуществить самих себя, обрести подлинно осмысленную жизнь. Как лист или ветвь дерева, мы питаемся соками целого, расцветаем его жизнью и засыхаем и отпадаем в прах, если в самом целом нет жизни. Для того чтобы индивидуальная жизнь имела смысл, нужно поэтому, чтобы имела смысл и жизнь общечеловеческая, чтобы истории человечества была связным и осмысленным процессом, в котором достигается какая-либо великая общая и бесспорно ценная цель. Но и здесь, при беспристрастном и честном рассмотрении эмпирического хода вещей, нас ждет новое разочарование, новое препятствие для возможности обрести смысл жизни.


Где ныне эллинская мудрость и красота, одно воспоминание о которой наполняет нам душу грустным умилением? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона или Плотина? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир уже достиг в золотую пору Римской империи с ее pax Romana? Можем ли мы надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей эры? Где теперь богатство индивидуальностей, цветущая полнота и многообразие жизни средневековья, которые высокомерная пошлость убогого просветительства назвала эпохой варварства и которое, как несбыточная мечта, манит теперь к себе все чуткие души, изголодавшиеся в пустыне современной цивилизации?

Мы научились понимать - и в этом отношении непосредственные жизненные впечатления совпадают с главными достижениями объективной исторической науки за последние сто лет - что непрерывного прогресса не существует , что человечество живет сменой подъемов и падений и что все великие его достижения во всех областях жизни - государственной и общественной, научной и художественной религиозной и нравственной - имеют свой конец и сменяются периодами застоя и упадка , когда человечеству приходится учиться наново и снова подыматься из глубин.


История человечества есть история последовательного крушения его надежд, опытное изобличение его заблуждений.

Мир есть великое живое существо и вместе с тем единство множества живых сил.

Древние греки, восхищаясь красотой и живою стройностью космического целого, с горечью и безысходны отчаянием сознавали безнадежность, тщету и бессмысленность в нем человеческой жизни.

Мы видели условия достижимости смысл жизни: существование Бога, как абсолютного Блага, вечной Жизни и вечного света Истины и божественность человека возможность для него приобщиться к этой истинной, божественной жизни, на ней утвердить, ею всецело заполнить свою собственную жизнь.

Но как мы видели, даже и существования Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего, человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветленность и покой удовлетворенности нашей собственной, человеческой жизни.

██ ██ Работа, знаковая для религиозно-философской концепции Франка, является своеобразным продолжением его резко критичной по отношению к социализму как крайней степени общественного рационализма работы "Крушение кумиров". Именно здесь великий мыслитель развивает интереснейшую концепцию слияния богословия и "чистой философии" - и выдвигает интереснейшую теорию результатов подобного сопряжения.