Подводный авианосец: описание, история, характеристики и отзывы. Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)

Подводные авианосцы Первой мировой

Первые попытки совместить казалось бы несовместимое: авиацию и подводный были предприняты еще в Первую мировую войну. Первопроходцами были немцы. В 1915 году лодка U-12 дошла до Па-де-Кале, взлетевший гидроплан FF-28 достиг Темзы и благополучно вернулся назад. Практической ценности операция не имела никакой: субмарина шла в надводном положении, неся самолет на своей палубе. Эффект скрытности отсутствовал напрочь.

Однако идея доказала свою жизнеспособность и немцы в 1917 году приступили к созданию подводной лодки с ангаром для бортовых самолетов. Построенная U-142 в ходе испытаний показала низкую устойчивость и плохую управляемость. Довести до ума немцы ее не успели: после поражения на все военно-технические работы в Германии было наложено твердое вето.

Авианесущие субмарины Британии, Франции, Италии.

После войны созданием авианесущих субмарин занимались все ведущие страны Европы. В 1923 году британцы построили лодку М-2, для которой был создан специальный гидросамолет «Пэто». Самолет хранился в ангаре в сложенном виде, спускался на воду краном. Командир лодки добился, что самолет взмывал в небо через 5 минут после отдачи команды на взлет. Успехи окрыляли, но в 1932 году лодка затонула со всем экипажем. Как оказалось, преждевременно раскрылись створки ангара. Британцы охладели к идее и больше подводных авианосцев не строили.

В 1929 году французы спустили на воду Сюркуф. На борту имелся ангар, в котором хранился в разобранном виде гидросамолет-разведчик МВ.411. На время сборки отводилось 4 минуты. Спуск на воду и подъем на борт осуществлялся все тем же краном. До появления в 1942 году японских лодок серии I-400 Сюркуф оставалась крупнейшей подводной лодкой в мире. Впоследствии французская субмарина сражалась в рядах ВМФ союзников, погибла в 1942 году.

Итальянцы построили «Эттору Фьерамоска». Однако имевшийся на ее борту самолет ни разу не поднялся в воздух. В СССР в 1935 году рассматривался проект подводного гиганта-авианосца с 12 истребителями и 4 бомбардировщиками на борту, но ВМФ СССР идею проекта не поддержал.

Постепенно все европейские страны отказались от строительства подводных авианосцев. Единственной страной, продолжавшей развивать идею, была Япония.

Подводные субмарины Японии

В 1931 году японский военно-морской флот получил подводный крейсер I-5, за которым последовали I-6, I-7, I-8 и целая серия из почти 30 штук проекта «В». Если ранее субмарин выполняли функции разведки, то японцы начали оснащать подлодки бомбардировщиками, а в 1933 году они сделали еще один шаг вперед: оснастили лодку пневматической катапультой.

С февраля 1942 года японцы приступили к использованию подводных авианосцев по назначению: бомбежкам подверглись города Австралии и Новой Зеландии Мельбурн, Сидней, Окленд и Веллингтон. А в сентябре 1941 года впервые бомбежке подверглась территория США. Ущерб от нескольких зажигательных бомб, сброшенных на лес в штате Орегон, был мизерным, но психологический эффект - потрясающим. Американцы впервые почувствовали, что океан уже не преграда. Откуда над территорией США появились японские бомбардировщики, оставалось для них загадкой до самого конца войны. Эта бомбардировка японцами США была первой и последней.

Подводные монстры

Апофеозом стали подводные лодки серии «I-400». На каждой подлодке предполагалось разместить не по 1, а по 3 бомбардировщика. Планировалось построить 18 подводных авианосцев сверхдальнего действия, способных совершать операции в любой точке земного шара. В январе-апреле 1944 года были спущены на воду 3 лодки этой серии, которые до появления АПЛ оставались самыми крупными субмаринами в мире. Лодки готовили для атаки на Панамский канал в июле-августе 1945 года. На острове Хонсю бала построена уменьшенная копия объекта, где летчики отрабатывали бомбометание.

К 1945 году планы изменились. I-400 и I-401 получили задачу уничтожить американские авианосцы у атолла Трук. 27 июля субмарины вышли в боевой поход. На самолеты посадили пилотов-камикадзе. Атака была назначена на 17 августа, но 15 августа император Хирохито объявил по радио о капитуляции страны. Командиры лодок получили приказ уничтожить документацию, вооружение и направиться в ближайший японский морской порт для сдачи субмарин американцам. Командир I-401 приведя субмарину в порт, застрелился.

Концы - в воду!

Американцы отбуксировали все захваченные лодки серии I-400 на свою базу в Перл-Харбор, где приступили к изучению доставшихся трофеев. В начале 1946 года советская сторона заявила права и потребовала одну из захваченных лодок. Чтобы ни один из японских подводных авианосцев не достался СССР, все три лодки были выведены в море, расстреляны торпедами и затоплены.

На этом история подводных авианосцев закончилась. В 1963 году в США рассматривался проект создания атомного подводного авианосца, но дальше эскизов дело пошло. В моры вышли АПЛ, вооруженные баллистическими ракетами - куда более грозным, чем одинокий бомбардировщик.

Британский подводный авианосец HMS M2

В японском флоте во время Второй мировой войны были подводные лодки больших размеров, способные транспортировать до нескольких легких гидросамолетов (такие подводные лодки строились во Франции). Самолет хранился в сложенном виде в специальном ангаре внутри подводной лодки. Взлет выполнялся на поверхности лодки, после вывода самолета из ангара и сборки. На палубе в носовой части подводной лодки и был специальные полозья катапульты, которые помогали поднять самолёт в небо. После полета и выполнения поставленных задач, самолет складывался в исходное положение и помещался в ангар В сентябре 1942 года самолет Йокосука E14Y-летающей подводной лодки I-25 совершили налет на территорию штата Орегон (США), сбросив две 76-фунт. зажигательных бомб, которые должны были вызвать обширные пожары в лесах, однако, эффект был незначительным. Но атака имела большой психологический эффект, так как не был известен способ атаки. Это была единственная бомбардировка территории США во время войны с использованием подводных авианосцев.

Япония

  1. Проект J-1M - «I-5» (1 гидросамолет разведчик, запуск с воды)
  2. Проект J-2 - «I-6» (1 гидросамолет разведчик, запуск с катапульты)
  3. Проект J-3 - «I-7», «I-8»
  4. проект 29 тип «B» - 20 штук
  5. ... тип «B-2» - 6 шт
  6. ... тип «B-3» - 3 шт (лодки имели ангары, но самолетов никогда не несли - переоборудованы под «Кайтэн»)
  7. Проект А-1 - 3 шт (1 гидросамолет разведчик, запуск с катапульты)
  8. Тип I-400 - 3 шт (3 гидросамолёта Aichi M6A Seiran)
  9. Тип «АМ» - 4 шт (2 гидросамолета бомбардировщика «Сэйран»(«Seiran»)) 2 не достроены.

Два последних типа были предназначены для ударов по Панамским шлюзам, но о их боевом применении как авианосцев нет сведений.

Великобритания

После потери тяжеловооруженной лодки HMS M1 и ограничений на вооружение субмарин, введённых Вашингтонским морским соглашением в 1922 году , оставшиеся ПЛ типа «М» были переоборудованы для других целей. В лодка HMS M2 была оснащена водонепроницаемым ангаром и паровой катапультой и была приспособлена для взлёта и посадки небольших гидросамолётов. Субмарина и её самолёт могли использоваться в разведывательных целях в авангарде флота. В M2 затонула недалеко от Портленда и Британский ВМФ отказался от подводных авианосцев.

Франция

ПЛ Сюркуф 1930 года постройки - погибла в 1942 году. Была оснащена легким гидропланом в ангаре для разведывательной службы и корректировки огня главного калибра подлодки - 203-миллиметровых орудий.

СССР

В 1937 году в ЦКБ-18 под руководством Б. М. Малинина велась разработка подводных лодок XIV бис серии (проект 41а), которые планировалось оснащать гидросамолётом «Гидро-1» (СПЛ, Самолёт для Подводной Лодки), разработанным в ОКБ Н. В. Четверикова в 1935 году . Ангар на лодке проектировался 2,5 метров в диаметре и 7,5 метров в длину. Самолёт имел полётную массу 800 кг и скорость до 183 км/ч. Подготовка самолёта к полёту должна была занимать около 5 минут, складывание после полёта - около 4 минут. Проект реализован не был.

Настоящее время

В современном подводном кораблестроении подводная авиация не используется. В СССР был разработан проект разведывательного вертолёта Ка-56 «Оса», приспособленного к транспортировке в торпедном аппарате. В серию проект не пошёл из-за отсутствия в СССР подходящих роторных двигателей.

В США разрабатываются БПЛА для подлодок, в частности выводимых с боевой службы стратегических ракетоносцев типа «Огайо», имеющих 24 ракетные шахты диаметром 2,4 м каждая.

Концепция самолета, запускаемого с подводной лодки , стаpа, как сама морская авиация. Еще 6 янваpя 1915 года доpаботанный гидpоплан «Фpидpихсгафен » был спущен с палубы немецкой субмарины U-12. Осенью 1917г в той же Геpмании был испытан «Бpанденбуpг» , уже пpиспособленный для хpанения непосредственно на боpту дизельной подводной лодки.

Между концом пеpвой миpовой войны и началом втоpой, пpактически все ведущие моpские деpжавы сеpьезно pассматpивали возможность запуска самолетов с подводных лодок . Hо только в Японии эта концепция пpетеpпела существенные изменения. У этой серии даже было название «Сен Токи» . Из вспомогательного сpедства pазведки, самолеты пpевpатились чуть-ли не в главное оpужие подводных лодок . Появление такого самолета для как «Сейpан» , оказалось фактически элементом стpатегического оpужия, включавшего в себя самолет-бомбаpдиpовщик и подводный авианосец . Самолет был пpизван бомбить объекты, котоpых не мог достигнуть ни один обычный бомбаpдиpовщик. Главная ставка делалась на полную неожиданность. Идея подводного авианосца pодилась в умах импеpского моpского штаба Японии чеpез несколько месяцев после начала войны на Тихом океане. Пpедполагалось постpоить субмарины, пpевосходящие все созданное до того - специально для тpанспоpтиpовки и запуска удаpных самолетов. Флотилия таких подводных авианосцев должна была пеpесечь Тихий океан, непосpедственно пеpед выбpанной целью запустить свои самолеты, а затем погpузиться. После атаки самолеты должны были выйти на встpечу с подводными авианосцами , а далее в зависимости от погодных условий выбиpался способ пасения экипажей. После этого флотилия снова погpужалась под воду. Для большего психологического эффекта, котоpый ставился выше физического ущеpба, способ доставки самолетов к цели не должен был pаскpываться.

«подводные авианосцы» в базе

Далее должны были либо выйти на встpечу судам снабжения для получения новых самолетов, бомб и топлива, либо действовать обычным способом, используя тоpпедное оpужие. Пpогpамма, естественно, pазвивалась в обстановке повышенной секpетности и не удивительно, что союзники впеpвые услышали о ней лишь после капитуляции Японии. В начале 1942 веpховное командование Японии выдало судостpоителям заказ на самые кpупные подводные лодки, постpоенные кем-либо вплоть до начала атомной эпохи в судостpоении. Планиpовалось постpоить 18 подводных авианосцев . В пpоцессе пpоектиpования водоизмещение такой подводной лодки возpосло с 4125 до 4738 тонн, количество самолетов на боpту с тpех до четыpех. Тепеpь дело было за самолетом. Вопpос о нем штаб флота обсуждал с концеpном «Айчи» , котоpый, начиная с 20х годов, стpоил самолеты исключительно для флота. Флот считал, что успех всей идеи целиком зависит от высоких хаpактеpистик самолета. Самолет должен был сочетать высокую скоpость, чтобы избежать пеpехвата, с большой дальностью полета 1500км. Hо так как самолет пpедусматpивал фактически одноpазовое пpименение, тип шасси даже не оговаpивался. Диаметp ангаpа подводного авианосца задавался в 3,5м, но флот тpебовал, чтобы самолет помещался в нем без pазбоpки.

техническое обслуживание самолета на борту подводного авианосца

Констpуктоpы «Айчи» посчитали столь высокие тpебования вызовом своему таланту и пpиняли их без возpажений. В pезультате 15 мая 1942г появились тpебования к экспеpиментальному бомбаpдиpовщику «для специальных заданий». Главным констpуктоpом самолета стал Hоpио Озаки. Разpаботка самолета, получившего фиpменное обозначение «АМ-24» и коpоткое «М6А1», пpодвигалась гладко. Самолет создавался под двигатель «Ацута» - лицензионный ваpиант 12-цилиндpового двигателя жидкостного охлаждения «Даймлеp-Бенц » «DB-601». С самого начала пpедусматpивалось использование отсоединяемых поплавков - единственной демонтиpуемой части «Сейpана» . Так как поплавки заметно снижали летные данные самолета, была пpедусмотpена возможность сбpоса их в воздухе в случае возникновения такой необходимости. В ангаpе подводной лодки соответственно пpедусмотpели кpепления для двух поплавков. В конце осени 1944 года импеpатоpский флот начал готовить пилотов «Сейpанов», тщательно отбиpался летный и обслуживающий пеpсонал. 15 декабpя был создан 631-й воздушный коpпус под командованием капитана Тоцуноке Аpиизуми. Коpпус входил в состав 1-й подводной флотилии , котоpая состояла только из двух подводных авианосцев - I-400 и I-401. Флотилия имела в своем составе 10 «Сейpанов ». В мае к флотилии пpисоединились подлодки I-13 и I-14, включившиеся в подготовку экипажей «Сейpанов» . В течение шести недель тpениpовок вpемя выпуска тpех «Сейpанов» с подводной лодки было сокpащено до 30 минут, включая установку поплавков, пpавда, в бою планиpовалось запускать самолеты без поплавков с катапульты, на что тpебовалось 14,5 минут. Пеpвоначальной целью 1-й флотилии были шлюзы Панамского канала. Шесть самолетов должны были нести тоpпеды, а остальные четыpе - бомбы. Hа атаку каждой цели выделялись два самолета. Флотилия подводных авианосцев должна была отпpавиться по тому же маpшpуту, что и эскадpа Hагумо во вpемя атаки на Пеpл-Хаpбоp тpемя с половиной годами pанее. Hо вскоpе стало ясно, что даже в случае успеха такой налет был абсолютно бессмыслен, чтобы повлиять на стpатегическую ситуацию в войне. В pезультате 25 июня последовал пpиказ напpавить 10-ю подводную флотилию для атаки амеpиканских авианосцев на атолле Улити. 6 августа I-400 и I-401 покинули Оминато, но вскоpе на флагмане из-за коpоткого замыкания вспыхнул пожаp. Это заставило отодвинуть начало пеpации до 17 августа, за два дня до котоpого Япония капитулиpовала. Hо даже после этого штаб-кваpтиpа японского флота планиpовала пpовести атаку 25 августа. Однако 16 августа флотилия получила пpиказ веpнуться в Японию, а чеpез четыpе дня - уничтожить все наступательное вооpужение.

Командир флагманского подводного авианосца I-401 капитан I ранга Аридзуми застрелился, а команда катапультировала самолеты без пилотов и не запуская моторы. На I-400 поступили проще и самолеты, и торпеды попросту столкнули в воду. Так завершилась самоубийственная операция, в которой участвовали летчики-камикадзе и новейшие торпедоносцы, базировавшиеся на самых больших в мире подводных лодках . Даже в этом случае, наряду с использованием самого передового и современного вооружения, японская инженерная и военная мысль не могла обойтись без помощи камикадзе. Все это лишний раз свидетельствует об авантюризме высшего военного руководства, зацикленного на использовании смертников, опиравшегося на «японский дух» и разрабатывавшего самые невероятные системы оружия в надежде на чудо.

В ходе Первой Мировой войны свою значимость показали и доказали многие типы вооружения. К примеру, танки потребовали пересмотреть доктрину позиционной войны, а подводные лодки стали настоящим чудо- морских сражений. Естественно, в некоторые головы стали приходить довольно оригинальные идеи по «скрещиванию» нескольких новых видов вооружения. Так, уже в 1915 году появились первые проекты подводной лодки, способной перевозить самолет. Естественно, аэроплан планировалось использовать в разведывательных целях. Далее эта идея будет неоднократно пересматриваться и развиваться, но в подавляющем большинстве случаев проекты новых «подводных авианосцев» будут в значительной мере повторять исходную идею.

Из всех проектов подводных авианосцев, созданных между мировыми войнами, особого внимания заслуживают работы японских конструкторов. В определенный момент военное руководство Страны восходящего солнца предложило сделать самолет не только глазами подводной лодки, но и ее длинной рукой с мечом. И действительно, грузоподъемность даже сугубо разведывательных легких самолетов позволяла брать на борт пару небольших бомб. Вполне понятно, что для полноценной бомбежки этого будет мало, но порой и двух-трех бомб достаточно. Правда, эффект от такого нападения будет, скорее, психологическим.


Первая японская субмарина с возможностью перевозки самолетов была построена в 1932 году. Лодка I-2 проекта J-1M имела герметичный ангар для транспортировки самолета. Габариты ангара позволяли держать в нем легкий разведывательный Caspar U-1 – немецкий самолет 20-х годов, производившийся в Японии по лицензии. Был построен только один экземпляр подлодки проекта J-1M. Несмотря на шедшую полным ходом подготовку к грядущей экспансии, японцы не торопились строить подводный авианосный флот. Субмарина I-2 была в равной степени военной и испытательной: строительство авианесущей подлодки сопряжено со множеством специфических проблем. К примеру, обеспечить герметизацию небольшого люка для экипажа гораздо легче, чем предотвратить попадание воды через щели в большом люке ангара. Кроме того, было необходимо создать компактный и грузоподъемный кран: в проекте J-1M не предусматривался взлетный трамплин, поэтому самолет должен был подниматься в воздух и садиться с воды. Для переноса на поверхность воды и подъем на лодку последняя должна была иметь подъемный кран. В первое время с краном пришлось помучиться – соленая морская вода крайне плохо действовала на его механизмы и порой детали заклинивали. Тем не менее, кран и конструкцию ангара в итоге довели до ума. Принципиальная возможность создания подлодки-авианосца, перевозящей ударные самолеты, была доказана.

К 1935 году парк подводных авианосцев Японии пополнился еще одной лодкой. Это была I-6 проекта J-2. От предшественника ее отличал ряд конструктивных изменений. Она была немного больше, имела лучшие ходовые характеристики, а в ангаре большего размера мог перевозиться один самолет-разведчик типа Watanabe E9W. Хотя он совершил первый полет одновременно со спуском лодки на воду, впоследствии именно E9W стал основой авиационного вооружения I-6. Благодаря разумному подходу к испытаниям предыдущего подводного авианосца японским инженерам удалось создать более совершенную конструкцию и при этом не повторить ряд ошибок. Тем не менее, самолет по-прежнему взлетал с воды. Если посадка на поплавки ни у кого претензий не вызывала – нетрудно представить размеры подлодки, оснащенной полноценной летной палубой – то необходимость сначала спускать самолет на воду, после чего он мог взлететь, была причиной нареканий. В частности и этот факт стал причиной того, что проект J-2 смог «породить» только одну подлодку-авианосец.

Следующим проектом японских подводных авианосцев был J-3. Это была более серьезная подлодка: ангар вмещал уже два самолета, а для их взлета имелись трамплин и катапульта. В 1939 году была спущена на воду первая лодка серии – I-7. Немного позже была достроена и I-8. Авиационным вооружением этих двух субмарин стали самолеты Yokosuka E14Y. Эти гидросамолеты были гораздо лучше предыдущих, хотя по своим характеристикам все еще не могли соревноваться с другими японскими бомбардировщиками. Да и полезная нагрузка в четыре 76-килограммовых бомбы была явно недостаточна. Тем не менее, в качестве вооруженного разведчика для подводных лодок E14Y был вполне неплохим.

За несколько месяцев до нападения на Перл-Харбор в строй японского военно-морского флота вошла лодка I-9. Она стала головной субмариной проекта A1. Впоследствии были построены два аналогичных подводных корабля, получивших обозначения I-10 и I-11. Обладая солидным водоизмещением порядка 4000 тонн и шестью торпедными аппаратами, эти лодки также имели на борту по одному самолету «Йокосука» E14Y и запас различного вооружения для них. Примечательно, что A1 стал первым японским проектом подводного авианосца, который не имел никаких эксплуатационных ограничений, связанных с конструкцией люка ангара. Конструкторы успешно справились с проблемой герметизации оного, и проект A1 мог спокойно ходить на глубинах до 100 метров без риска затопления помещения для самолета. Одновременно с этим внешние обводы почти не портили обтекаемость подлодки и не «съедали» скорость и дальность. Головная лодка проекта, носившая обозначение I-9, а именно ее самолет, 7 декабря 1941 года произвела фото- и киносъемку результатов нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор.

Проект A1 в некоторой мере стал основой для последующих серий японских субмарин-авианосцев. Так, за считанные месяцы были сконструированы и поставлены в серию лодки следующих проектов:
- A2. Фактически представлял собой модернизацию A1 с добавлением ряда новых систем. Связанная с самолетом аппаратура никаких изменений не претерпела. Построена одна лодка;
- AM. Глубокая модернизация A1. Была уменьшена длина корпуса, что, однако, не помешало увеличить ангар для размещения второго самолета E14Y. Лодки этого проекта I-13 и I-14 были готовы только к 44-му году.

Наработки по проектам семейств «J» и «A» позволили собрать весь необходимый опыт и уже летом 42-го была спущена на воду еще более совершенная лодка I-15 проекта B1. До 44-го года будет построено 20 таких субмарин с обозначениями от I-15 до I-39. Именно субмарина проекта B1 стала одной из первых японских лодок-авианосцев, которым довелось участвовать в нанесении ударов по территории США. 9 сентября 1942 года экипаж самолета Yokosuka E14Y в составе летчика Н. Фуджиты и стрелка Ш. Окуды сбросил несколько зажигательных бомб на лес в штате Орегон. Незадолго до операции, позже получившей название «Lookout Air Raid» в той местности прошел дождь и высокая влажность листвы, почвы и т.д. не дала зажигательным бомбам сделать свое дело. Единственный удар лодки-авианосца по континентальной части Соединенных Штатов не увенчался успехом.

Проект B1, как и предыдущий A1, стал основой для целого семейства. Так, было проведено несколько его модернизаций: B2, B3 и B4. Друг от друга они отличались техническими особенностями и количеством изготовленных лодок. После двадцати субмарин варианта B1 было сделано всего шесть подлодок B2 и три B3/4. При этом было отменено строительство восьми B2 и двенадцати B3/4. К концу 43-го года, когда принималось это решение, Япония нуждалась в другом вооружении для своего флота.

Однако сокращение объемов строительства не влияло на общие планы японского командования. Еще в 1942 году было начато проектирование нового типа подводных авианосцев, получившего обозначение I-400. Субмарины с подводным водоизмещением более 6500 тонн и длиной около 120 метров должны были иметь подводную дальность хода в 110 километров и надводную более 60 тыс. км. При этом они должны были нести 20 торпед и 3-4 самолета. Специально для лодок I-400 разрабатывался самолет Aichi M6A Seiran. Этот самолет уже мог нести серьезное вооружение в виде двух 250-килограммовых или одной бомбы калибра 800 кг. Кроме того, всерьез рассматривалась возможность использования специальных контейнеров с грызунами-переносчиками болезней. Всего один сброс такого контейнера на континентальной территории США мог привести к серьезным последствиям. Да и дальность хода подлодки позволяла выходить за пределы Тихого океана.

На фото запечатлена головная подлодка серии I-400 на следующий день после сдачи американцам. Японские подводные лодки серии I-400 являлись крупнейшими подводными лодками до появления атомных субмарин. Старт их проектированию положил адмирал Ямамото, которому требовался подводный авианосец, способный нести гидросамолеты вооруженные 800-кг бомбой или авиаторпедой. Таким самолетом стал Aichi M6A «Seiran» (Горная дымка), который, кстати, не получил прозвища у союзников, в числе немногих поздних японских машин. Из 18 лодок планировавшихся к постройке было завершено всего 3, но и они не приняли участия в боевых действиях

Головная лодка проекта I-400 была заложена в феврале 43-го. Флот хотел получить 18 таких субмарин. Однако всего через несколько месяцев после закладки первой подлодки серии планы пришлось урезать вдвое. Постоянное ухудшение положения на фронтах привело к тому, что до конца войны из планировавшихся шести подлодок японцы успели заложить только шесть. Что касается завершения строительства, то спустили на воду четыре лодки, а в строй было введено всего лишь три. Определенный интерес вызывает конструкция этих лодок. Обводы корпуса были нестандартными для такой техники японского и зарубежного производства. Так, для обеспечения необходимого внутреннего объема и сохранения приемлемых габаритов в носовой части корпус лодки имел 8-образное сечение. К центральной части сечение плавно превращалось в подобие знака «∞», а корма снова была похожей на восьмерку. Такой профиль двухкорпусной лодки был обусловлен тем, что техническое задание требовало большого количества топлива на борту, а отдельный ангар приводил к увеличению вертикальных размеров конструкции. Поэтому трубчатый герметичный ангар диаметром около 3,5 метра был помещен в средней части лодки, под рубкой. Благодаря форме средней части корпуса он не привел к значительному увеличению высоты лодки. В готовом для использования виде на лодке могло находиться три самолета M6A. Перед взлетом субмарина всплывала, моряки открывали двери ангара, устанавливали самолет на катапульту (на носу лодки), раскладывали его плоскости и летчик производил взлет. Садился самолет на воду, откуда его поднимал кран. Кроме трех самолетов, готовых к вылету, в ангаре в разобранном виде можно было перевозить четвертый, однако объема помещения хватало только на три собранных.

Японская авианесущая подводная лодка I-401 ошвартована в Перл Харборе. Американские военные специалисты изучают внутренне устройство лодки, одной из трех авианесущих лодок серии I-400, сдавшихся американцам

Из-за постоянных проблем с ресурсами головная лодка проекта I-400 была введена в строй ВМФ Японии только 30 декабря 1944 года. 8 января следующего 45-го за ней последовала I-401 того же проекта, а третья I-402 стала боевым кораблем только в конце июля. Само собой, эти субмарины так и не успели сделать что-то для изменения обстановки на фронте. В августе-месяце 45-го, за несколько дней до окончания Второй Мировой войны экипажи лодок приняли решение сдаться американцам. Лодки I-400 и I-401 за считанные месяцы своей боевой работы не успели нормально повоевать. Так, сначала они получили приказ на атаку шлюзов Панамского канала. Однако руководство флота вскоре поняло бесполезность такой операции и отменило свое распоряжение. Теперь подводные авианосцы должны были идти к атоллу Улити и атаковать стоявшие там американские корабли. 6 августа лодки вышли в море, но через пару дней вернулись – на I-400 произошел пожар и был необходим ремонт. I-401, в свою очередь, не могла справиться с заданием самостоятельно. Повторный выход сначала планировали на 17-е число. Далее начало операции перенесли на 25 августа, но в конце концов 20-го числа командиры лодок получили приказ об уничтожении всего наступательного вооружения. Выполнение этого приказа означало только одно – лодки-авианосцы больше не смогут ничего сделать для спасения Японии от поражения. Экипаж I-400 отстрелял торпеды в море и сбросил самолеты в воду. Капитан лодки I-401 Аридзуми, отдав приказ сделать то же самое, застрелился.

Японская авианесущая подводная лодка I-401, сдавшаяся американцам, ошвартована в Токийском заливе

Японских подводных авианосцев завершилась весной 1946 года. После сдачи американцам лодки проекта I-400 были доставлены в Перл-Харбор, где были тщательно изучены. В марте 46-го Советский Союз, в соответствии с имевшимися договоренностями, потребовал от США предоставить доступ к японскому чудо-оружию. Не желая делиться трофеями, американское командование отдало приказ уничтожить их. Первого апреля недалеко от Перл-Харбора была расстреляна торпедами лодка I-402, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401.

Источники информации:
http://korabley.net/
http://voenhronika.ru/
Журналы «Морская коллекция» и «Техника молодежи»

Секретное Японии - подводный авианосец (США, Великорбритания) 2009 год

Весной 1946 года, спустя 8 месяцев после окончания Второй мировой войны, в США было принято решение на высочайшем правительственном уровне: одна из самых совершенных систем японского оружия была отправлена на морское дно, чтобы избежать её попадания в руки Советского Союза. Мы узнаем о том, как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект...

Как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект создания гигантского подводного авианосца.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подводные авианосцы – это специальные боевые судна предназначенные для подводного перебазирования авиационных сил в другие точки земного шара для разведывательных и атакующих операций. Проектирование этого вида кораблей началось чуть больше века назад. В наши дни строительство или использование таких кораблей не является актуальным. Однако кто знает куда приведет нас наша фантазия и технологический прогресс. Поэтому нельзя исключать такого поворота событий, что морские державы вновь примутся за проект подводной лодки авианосца.

История создания

Конец девятнадцатого и начало двадцатых веков были явным прыжком в военно – морских технологиях. Интеграция надводного флота с авиацией не остановилась на достигнутом. Многие державы того времени захотели объединить авиацию с подводным флотом, в итоге появились первые подводные лодки с возможностью перевозить на своем борту самолеты. Правда эти «самолеты» не являлись теми самолетами, которые мы видим в наши дни. Сначала это были гидропланы, затем с улучшением технологий перевоплощались в змеи-автожиры, гидросамолеты и самолеты.

Первые аналоги подводных авианосцев появились в первой четверти прошлого столетия в Имперской Германии. В предвоенном времени немцы искали рычаги превосходство в войне, которая вот-вот должна была начаться. Одержимый расширить границы своей империи, Вильгем II уделял особое внимание военно-морским силам т.к. наличие Великобритании в рядах противника могла привести к плачевным результатам если ничего не предпринимать в этом аспекте. Первым подводным авианосцем (если конечно его можно назвать таковым) была обычная подводная лодка U-12, на борт который прикрепили кран подъема/спуска авиатранспорта и специальные крепления для гидроплана «Фридриксрафен». Таким образом в 1915-ом году был произведен первый запуск гидроплана, перевозимый подводной лодкой для разведки Великобританских берегов. Однако субмарина могла перевозить гидроплан только в надводным положение, что заставило инженеров построить специальный ангар для авиатехники. В итоге в 1917-ом субмарине U-12 был достроен ангар. Первой авиатехникой взятый в ангар был гидросамолет-разведчик «Брандэнбург» класса «FF-29». Однако в связи с поражением и жесткими условиями Версальского соглашения, Германия забросила этот проект.

Подводные авианосцы между «I»-«II» Мировыми

После Первой Мировой войны идеей «подводных авианосцев» заинтересовался ряд стран: Великобритания, Франция, Соединенные Штаты, Советский Союз, Фашисткая Германия и Имперская Япония. Америка вновь погрузилась в доктрину «Монро», вследствие чего, не стала уделять особых усилий в развитие этой темы (дальше испытаний на субмарине «S-1» тема не продвинулась). В недавно образовавшемся СССР первый проект «субмарины-авианосца» был предложен только в 1935-м году. Проект С.Базилевского включал в себя подводные крейсера, линкоры и авианосцы, которые могли перевозить от 1 до 16 единиц разведчиков, истребителей и бомбардировщиков. Однако командование Военно-Морской Академии РККА забраковало проект в связи с тем, что он не имел экономического, тактического и военного обоснования.

Остальные из перечисленных стран были более настойчивы в этом вопросе, вследствие чего добились результатов. Особенно в идеи «подводных авианосцев» была успешна Имперская Япония.

Французский подводный авианосец «Сюркуф»

После устрашающих последствий Первой Мировой было решено снизить и ограничить количество военной техники. В корабельном плане был подписан «Лондонский» договор, по которому были приняты ограничения в водоизмещение, оружие и их количестве. Страны стали искать лазейки для обхода принятого соглашения. В связи с тем, что договор в основном концентрировался на надводной технике, страны решили воспользоваться подводной техникой. Франция была одной из таких стран. Франция сделала свой акцент на мощные подводные лодки в 1927-м году.

Подводные крейсера начали строиться в том же 1927-ом году в количестве 3-х единиц. Однако из-за ужесточенных пунктов нового «Лондоского» договора, по которому калибр артиллерии субмарин не должен был превышать 155мм, в 1929-ом достроился только 1 подводный крейсер, который имел калибр артиллерийского орудия 203 мм («Сюркуф» был исключением для Франции по договору). В эскплуатацию вошел в 1932-ом году.

«Сюркуф» стал величием ВМС Франции. Он был огромен, имел водоизмещение в 4 300 тонн. Благодаря своему артиллерийскому орудию мог поражать любые надводные цели; 20 торпед позволяли поражать подводные цели; а также гидросамолет – разведчик «Бессон БМ410» давал возможность видеть на много дальше своих возможностей. «Сюркуф» неоднократно посещал порты других стран для показа мощи ВМФ Франции.

С быстрой капитуляцией Франции во Второй Мировой, подводный – крейсер вместе с остальными кораблями французского флота попал в руки англичан, а затем был перенаправлен в США. Из-за своих нескончаемых неисправностей, субмарина переходила с одного порта в другой. В одном из таких переходов в Таити из порта в Бермудах, «Сюркуф» пропал без вести в водах Карибского моря. По официальным данным подводная лодка потонула из-за своих неисправностей, однако французские историки до сих пор ведут расследование по данной теме.

Британский подводный авианосец «М-2»

Великобритания достигла меньших успехов своего соседа по Ла-Маншу – Франции. В 1927-м году Королевский флот переоборудовал свою старую субмарину «М-2» в подводный авианосец, заменив запрещенную Лондонским соглашением артиллерийскую установку 305 мм на ангар, который был 3 м. в диаметре и 7 м. длинной. Для подводного авианосца было решено построить специальные гидросамолеты «Парнел Пето», чья основная задача была разведывать территории противника, куда не могут добраться другие группы. Однако низкие результаты испытаний авианосца не внушали особых надежд командованию ВМС. В 1932-м году на одном из учений, который стал для «М-2» последним, субмарина потонула в районе Портсмута. Основным предположением инцидента является преждевременное открытие ангарной двери субмарины. После такого расклада событий, Великобритания отказалась от идеи подводных авианосцев.

Подводные авианосцы Фашисткой Германии

«Безумным» идеям Гитлера не было предела. В конце 1930-х годов немцы вновь взялись за проект подводной лодки авианосца. В проекте было построить два разных типа таких авианосцев – классы «III» и «IX». Однако со временем от первой отказались т.к. она была прототипом подводного крейсера времен Первой Мировой. Субмарины класса «IX» имели на борту ангар с диаметром 2,25 м. В 1939-м году для ангара был спланирован специальный гидросамолет «Ародо-231», на взлет которого требовалось 10 минут. На проект были выделен бюджет, но начавшаяся война изменила планы фашистов. Отклонившись от данного пути, Германия отказалась строить специальные гидросамолеты и заменила их на змеи-автожиры класса «Фа-330», которые были привязывались к субмарине. Автожиры, весившие 200 кг. (вместе с пилотом), стали строиться с 1943-го года.

Для полной подготовки змея к взлету уходило 7 минут, а еще нужно было около 3 минут на набор высоты привязанного змея, который мог подыматься на высоту до 150 м. и вести наблюдение за вражескими действиями. Для приземления на палубу и сбор автожира требовалось в общем 12 (10+2) минут. Год спустя спроектирован «Фа-336», у которого был свой двигатель, что облегчало управления змеям. Однако «Фа-336» так и не смог пройти серийную постройку из-за спада сил Фашисткой Германии, на чем в принципе и закончилась история подводных авианосцев в Германии.

Подводные авианосцы Имперской Японии

ВМС Имперской Японии пришли к теме «подводных авианосцев» самыми последними, однако стали самыми успешными. Первый проект японцев был построен в 1932-м году. Это была не большая подводная лодка «I-5» типа «J-1M», с пристроенным на палубе специальном ангаром и краном подъема/спуска. «I-5» использовала немецкий гидросамолет «Гаспар У-1», которую японцы строили получив лицензию еще в 1920-ых. Однако из-за того, что у «I-5» был ряд недостатков (отсутствие катапульты и трамплина, проблемы с подъемным краном и качество самого корпуса), субмарин типа «J-1M» больше не строили.

На место «J-1M» пришел тип «J-2» с построенной в 1935-ом году субмариной «I-6». Для подводной лодки был создан специальный самолет типа «E9W». Новый подводный авианосец имел большие преимущества над своим предшественником во многих аспектах, но все же не стал тем, что искало командование японского флота. Основной причиной недовольства было отсутствие на субмарине трамплина и катапульты, что понижала скорость взлета самолетов. В итоге подводные авианосцы типа «J-2» так и остались в одном экземпляре.

Начало 1939-го года стал успехом для японских инженер. Был создан первый подводный авианосец «I-7» типа «J-3», у которого на борту была катапульта и трамплин (основной минус «J-2»). Авианосец был удлинен, что позволило построить ангар на 2 авиатехники. Основными самолетами был принят тип «Yokosuka E14Y». «E14Y» был гораздо лучше своих предшественников, а главной его особенностью стало то, что он был не только разведчиком, но и бомбардировщиком. Конечно он не мог сравниться с основными бомбардировщиками Имперской Японии и имел довольно маленький запас бомб, но все таки он был первым самолетом-бомбардировщиком, используемый на подводных авианосцах. Позже была спущена в воду еще одна субмарина этого типа «I-8».

После «J-3» последовал тип «А-1» в серии 3-х («I-9», «I-10» и «I-11») единиц. Последние 2 появились после успешных действий «I-9» в получение фотосъемок с Перл Харбора.

Японские подводные лодки авианосцы проходили постоянную модернизацию, появились типы «А-2», «В-1», «В-2», «В-3» и «В-4» в общей сложности количество которых превышало 20 единиц. Я бы не сказал что их отличия были велики, просто совершенствовалась техника и вооружения; единственным неизменным оставались используемые самолеты японцев — «E14Y».

Считаю нужно подчеркнуть еще один факт, что за время двух мировых войн, Американский континент был бомбардирован только 1 раз. Это бомбардировка была сделана самолетом Японского ВМС типа «E14Y». Самолет должен был вызвать массивные лесные пожары в штате Орегон, но что-то пошло не так и бомбы не дали ожидаемого эффекта. Однако это безусловно потрясло весь американский народ.

Подводный авианосец типа «I-400»

Несмотря что это тоже японский тип подводных авианосцев, я решил уделить ему отдельное внимание. На это есть 2 простые причины:

  1. «I-400» были крупнейшими субмаринами до появления АПЛ.
  2. Современные технологии «I-400» являлись примером созданию атомной подводной лодки.

Неудачная бомбежка Перл Харбор и крупные поражения морских сражений «подкосили» план Имперской Японии. Япония нуждалась в новом оружие, которое сможет перевернуть исход войны. В связи с ослаблением японцев, надводный флот страны «восходящего солнца» не мог приблизиться к берегам Америки. Для этой задачи инженеры стали работать над оружием, которое будет иметь эффект неожиданности и мощную силу поражения – огромной подводной лодки – авианосца, с возможностью перевозить минимум 3 самолета (в неразобранном виде); иметь на борту артиллерию и торпеды высокого уровня силы поражения; иметь достаточно ресурсов чтобы находясь под водой до 90 дней, дойти до любой точки мира. Воплощением этих запросов стал подводный авианосец «I-400».

«I-400» имел водоизмещение 6 500 тонн, длину – 122 м, ширину – 7 м, глубину погружения – 100 м, автономность – 90 дней, максимальную скорость -18 узлов, экипаж — 144 человека. На вооружение находилось 1 артиллерийское орудие 140 мм, 20 торпед и 4 ЗАУ 25 мм. Корпус субмарины напоминал цифру «8». Такой корпус был создан для удобного хранение топливо и провинций. Ангар был 4 метра в диаметре и 34 метра длину.

Специально для «подводного гиганта» было спроектирован и построен самолет «Аичи М6А Сейран», который мог перевозить до 2 бомб по 250 кг или 1 бомбу в 800 кг. Дальноходность самолета была 1200-1500 км, в зависимости с поплавком самолет или без. Поплавок был единственной отсоединяющийся частью самолета т.к. без него самолет летел на 100 км/ч быстрее и на 300 км дальше. Более того во время боевых действий самолеты планировалось запускать без поплавка ради экономии времени запуска. Таким образом без поплавка самолеты взлетали за 14.5 минут, с поплавковом – 30 минут.

Основной задачей японского «чудо» было бомбардировка стратегически важных мест США. В план входил Нью-Йорк, Панамский канал и другие американские стратегические точки. Изюминка атаки была в неожиданности операции. Флотилия подводных авианосцев должна была атаковать континент «нового мира» с Атлантики. Маршрут был проложен через Индийский океан в южные берега Африки (мыс Доброй Надежды), от куда уже флотилия могла направиться в пункт своего назначения через Атлантический бассейн.

Операция «Хикари»

В связи с положением на 1945-ый год, правительство Японской Империи пересмотрели свои перспективы. План по атаки американских земель бомбами и цистернами крыс (переносящие смертельные болезни), был отменен. Командование посчитало что такие действия уже не повлияют на ход событий. Поэтому было принято решение потопить американские авианосцы, находящиеся недалеко от атоллов Трук. Операцию назвали «Хикари». Операцию назначили на 17 августа, однако и этой задаче не суждено было сбыться т.к. 15 августа Япония объявила капитуляцию. Экипаж «I-400» и «I-401» получил приказ уничтожить вооружения и возвращаться домой. Самолеты и торпеды были сброшены в воду, а капитан судна «I-400» командир первого ранга – Аридзуми застрелился не выдержав такого позора.

Три японские подводных авианосца типа «I-400» были перебазированы в Перл Харбор и изучены американскими учеными. В 1946-м году Советские ученые также хотели изучить этих гигантов, однако США проигнорировала запрос СССР и потопила все подводные лодки расстреляв их торпедами в районе Гавайских островов.

Российский Проект «914 бис»

СМИ охватила новость о том, что Россия собирается построить атомный подводный авианосец «914 бис». Каких-либо конкретных заявлений по этому поводу не было. Однако эксперты утверждают что такой гигант в наше время не актуальная тема т.к. в первую очередь это будет платформой для самолетов. Любой авианосец нуждается в защите другими подводными/надводными группами. Следовательно, потеряется изюминка подводных авианосцев – неожиданность. Если подводный авианосец будет действовать в одиночку, он может быть легко поражен. Да, можно произвести взлет самолетов, а затем обратно погрузиться под воду, но что тогда будет с самолетами? В этом случае это будут самолеты – камикадзе, что использовались только в Японии. Другими словами подводные авианосцы на данный момент являются не доработанным и очень дорогим удовольствием для любой страны мира.