Постановка света в натюрморте. Натюрморт — как составить композицию и фотографировать

При съемке натюрморта вы создаете образ, а не фиксируете момент. Вы составляете фотографию: от фона до предмета и света. Работа с неодушевленными предметами позволяет уделить время усовершенствованию схемы освещения и экспериментам с композицией. Это очень приятный способ фотографировать, к тому же вам не понадобится какое-то сверхъестественное оснащение. Это также отличный способ изучить освещение и композицию, ключевые элементы любого стиля фотографии.

Предмет для съемки натюрморта

Предмет на самом деле не имеет значения. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Но по существу, если предмет недвижим, то это натюрморт.

Если предмет недвижим, то технически это натюрморт. Это кусочек сушеных водорослей на ситце.

Вы можете собрать несколько вещиц просто потому, что они вам нравятся или выглядят приятно, или взять связанные по смыслу предметы и рассказать историю. Изображение в начале этой статьи рассказывает историю о моем завтраке.

Или вы можете найти уже существующие натюрморты, их истории и настроение уже созданы для вас.

Семейные реликвии на прикроватной тумбочке друга - это уже готовый натюрморт.

Вы можете использовать вещи, которые просто приятны на вид, или являются чем-то личным. Если вы застряли в поисках предмета для натюрморта, то я предлагаю поискать вещи, которые являются важными и личными для вас, чтобы придать фотографии значение. К тому же, потом у вас будет фотография важных для вас вещей. Бонус!

Фоны для съемки натюрморта

Хороший фон в самом деле может сделать натюрморт. Ткань, картон или бумага, или существующая стена – все это легко доступные фоны. Для изображения моего завтрака я использовала старый мешок из-под картофеля. Только убедитесь, что ваш фон не отвлекает от главного предмета. Пусть он будет простым. Если вы используете ткань, то сначала обязательно прогладьте ее. Сложно найти что-то более отвлекающее, чем мятый фон.

Мне нравится называть это фото Натюрморт со слегка сморщенным фоном.

Яркий цвет или назойливость фона могут привлекать слишком много внимания в отличие от главного предмета. Простой фон нейтрального цвета будет хорошей отправной точкой для экспериментов. Вы можете быть удивлены, какой фон в конце концов сделает ваше изображение действительно крутым.

Попробовав разноцветные, простые фоны для этого изображения, я поэкспериментировала с отражающим картоном, что сработало гораздо лучше.

Вы также можете экспериментировать с фокусом и глубиной резкости, сделав все изображение резким или только определенные элементы, как, например, задний план в мягком фокусе. Размытый фон может выручить, если под рукой нет утюга, чтобы избавиться от складок на ткани.

Освещение

Ничего особого для освещения натюрморта вам не понадобится. Природное освещение из окна прекрасно справится. Лампа, рисование светом с помощью фонарика или импровизированный софтбокс будут отличной основой для экспериментов.

Натюрмортная фотография хорошо получается на длинных экспозициях, позволяя использовать действительно очень слабый источник света, как, например, одна свеча. Вам понадобится штатив или же просто установите камеру на твердую коробку или стопку книг. Вы буквально можете разрисовывать ваш натюрморт, используя технику рисования светом, и все что вам понадобится, это маленький фонарик.

Разные виды освещения. Слева на право: естественный свет из близлежащего окна, рисование светом с помощью фонарика, освещение одним софтбоксом.

Ваш предмет является натюрмортом и никуда от вас не убежит, поэтому не торопитесь и поиграйте со светом.

Попробуйте разную интенсивность света, используя штору для освещения из окна, или перемещая ваш источник света ближе и дальше. Вы также можете сочетать разные источники света, как например, подсветить темные участки фонариком при съемке в естественном освещении, или, возможно, используйте лампу и свечу. (Но помните, что производимый свет может быть разного цвета).

Угол наклона тоже важен. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Если вы используете естественный свет, то, очевидно, что вам придется перемещать свой предмет, чтобы изменить угол наклона; это гораздо проще, чем перестроить окно! Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры.

Композиция

Навыки хорошей композиции в натюрморте требуют пройти долгий путь и важны также, как и хорошее освещение. Знание таких понятий, как правило третей, может быть очень полезным, если даже в последствии вы не воспользуетесь ими.

В натюрмортной фотографии изменяя расположение элементов вашей композиции, вы обязательно найдете идеальную. Просто не зацикливайтесь на первом варианте. Следите, чтобы не было чрезмерно пустых участков или слишком загроможденных. Расположение предметов под углом будет работать, как направляющая линия, поэтому обратите внимание, куда она ведет – из кадра или незаметно подводит к другому элементу? Небольшая корректировка угла, под которым расположен ваш предмет, может сыграть важную роль.

Также пробуйте фотографировать под разными углами. Даже если вам нужно сфотографировать предмет непосредственно спереди, попробуйте приподнять или опустить камеру на нескольких снимках, затем приблизьтесь или отдалитесь, и посмотрите, что происходит. Возможно, это сработает, а возможно нет, вы не узнаете этого, пока не попробуете.

Редактирование

На стадии редактирования есть множество прекрасных возможностей. Различные процессы могут полностью изменить ваш натюрморт. В этом жанре очень популярен процесс превращения в HDR, и это может быть весьма эффективно. Или вы можете поиграть с масками слоев с различной экспозицией, и рисовать на разных участках изображения. Мне нравится добавлять текстуру, чтобы придать изображению вид нарисованного полотна.

Добавление текстуры на этапе редактирования может создать эффект полотна.

Экспериментируйте и получайте удовольствие

В отличие от большинства форм фотографии, создавая натюрморт, вы действительно можете не спешить и наслаждаться процессом. Не ограничивайте себя традиционным натюрмортом, экспериментируйте с предметами, освещением и способом редактирования. Наслаждайтесь фотоигрой!

Композиция из статуэтки обезьян возле почтовой открытки была сделана для интересного натюрморта.

Ее роскошные натюрморты можно встретить в журналах и рекламе по всему миру. Наташа живет в Бельгии уже почти шесть лет, и все это время посвящает себя любимой работе. О том, как проходит съемка, что служит вдохновением, как выходить из сложных съемочных ситуаций и многое другое - в этом интервью.

Как бы вы назвали жанр, в котором работаете?

Я специализируюсь на предметной съемке. Не могу назвать себя стопроцентным фуд-фотографом, потому что я с одинаковым удовольствием люблю снимать и букеты, и новогодние или пасхальные декорации. Но еду я снимаю все же чаще.

Что вас привлекает в этом виде съемки?

В предметной фотографии я вижу для себя гораздо больше возможностей для самовыражения, чем, например, в пейзажной или даже в работе с моделями. Мне нравится продумывать сюжет, выбирать реквизит, расставлять композицию . Еще мне нравится простота и доступность предметной съемки. Я не завишу от погодных условий или от других людей, которые должны приехать на съемку. А то, что я работаю со стоками, делает меня еще и абсолютно независимой от заказчиков и начальников. Я снимаю, что хочу, когда хочу и не работаю, когда мне не хочется. Думаю, что это достаточное основание, чтобы очень ОЧЕНЬ любить свою работу:)

Как начинали снимать? Были ли условия?

Условий, конечно, не было никаких. Я ходила с маленьким карманным фотоаппаратом и снимала все, что попадалось на улицах во время прогулок с ребенком. Я была молодая мать и меня очень волновала мысль, что же я буду делать, когда все мои мысли перестанут занимать вопросы грудного кормления и памперсов:) Потом муж мне подарил на Новый год профессиональный фотоаппарат и понеслось. Ну а после того, как на сток приняли моего первого голубя (кажется это был именно голубь) и даже начали покупать остальные фотографии, я уже не могла остановиться.

Как считаете, можно ли обойтись без искусственного света, чтобы получать эффектные натюрморты?

Без искусственного света вполне можно обойтись – я знаю немало фотографов, которые предпочитают естественное освещение и используют его всегда, когда позволяют погодные условия. Но если вы в своей работе зависите от погодных условий и времени суток, то, согласитесь, на производительность труда, да и (что особенно важно!) на настроение это будет влиять не лучшим образом.

Расскажите немного о свете. Есть ли любимые световые схемы?

У меня есть несколько любимых и привычных световых схем. Например, если я снимаю букет, то люблю, чтобы цветы казались более объемными, и выставляю контровый свет таким образом, чтобы лепестки казались полупрозрачными. Это хорошо для букетов еще и тем, что такое освещение имитирует свет из окна, а именно такими мы и привыкли видеть букеты, стоящие на подоконниках. Фотографии получаются очень живыми и атмосферными.

Для съемки стекла я меняю световую схему, использую черные флаги, достаю стрипбоксы и вообще много экспериментирую.

У меня до сих пор нет четкого плана действий и схемы освещения, когда снимаю стекло. Всегда все получается по-разному. Даже если свет выставлен хорошо и стеклянные предметы не сливаются с белым фоном, то все равно стекло на белом часто выглядит недостаточно контрастно для создания яркого снимка, поэтому я часто, например, помещаю за стеклянный предмет что-то яркое, на фоне чего стекло выглядит четко и не сливается.

В ложках и вилках отражение получается растянутое, нечеткое, в нем важны не столько очертания предметов, сколько цвета. Один раз, например, я фотографировала шоколадный торт с ягодами красной смородины и букетом алых роз в вазе рядом. Все было в шоколадно-красных тонах, но я не заметила, что в ложке ярким пятном отразилась моя полосатая оранжево-голубая рубашка. Ретушировать пришлось много и долго:)

В фотографировании новогодних шаров есть секрет: матовые шары помещаете на передний план, а глянцевые - на задний. Таким образом вы убиваете сразу двух зайцев: у вас нет ненужных отражений в четких шарах на переднем плане, зато из расфокусированных глянцевых игрушек на фоне получится отличное новогоднее боке с огоньками

Откуда черпаете вдохновение?

Вдохновение - оно вокруг, нужно только поймать. Работы талантливых фотографов в журналах, красивая музыка, ваза в магазине, в которой просто не возможно не сфотографировать весенние тюльпаны, да что угодно может быть источником вдохновения.

У вас много красивой посуды. Как она попадает к вам в дом?

Чаще всего я покупаю посуду, когда вижу, что она обязательно пригодится, как только придет ее очередь. Даже если еще нет сценария конкретно под эту посуду, то, если она фотогеничная, сценарий рано или поздно появится. Иногда идеи появляются только от одного взгляда на тарелку, старую доску или бокал.

Как выбираете фрукты, овощи, цветы? На что обращаете внимание при покупке?

Несмотря на то, что у меня большой сад, в котором растут самые разные цветы и фрукты-овощи, для съемки я их почти не использую. Самым важным критерием при выборе реквизита является свежесть и отсутствие каких-либо дефектов.

Овощи и фрукты из моего сада несомненно без удобрений и полезнее магазинных, но при этом они часто выглядят «беднее», не так ярко. Да и цветы из моего сада, пережив один сильный ветер или дождь, обеспечат мне долгое сидение в Фотошопе.

Поэтому овощи и цветы, купленные для съемки и для себя – это в моем случае две большие разницы.

В садовых магазинах продаются, в основном, цветы, выращенные в теплицах и оранжереях, они абсолютно глянцевые, без изъянов. Скорее всего они также как и овощи щедро поливаются удобрениями. Это может повредить здоровью, но фотографии только улучшит.

Расскажите о процессе съемки, как он проходит. Когда приступаете к съемке, держите под рукой зарисовки будущих снимков или все потихоньку само выстраивается?

Я всегда пишу сценарий. Он является как бы необходимым минимумом. Если съемка будет удачная, то, скорее всего, дополнительно придут идеи, которых и не было в сценарии. Но сценарий - это скелет съемки.

В зависимости от тематики покупается необходимый реквизит, обговаривается время, когда я смогу, не отвлекаясь ни на что, провести целый день в студии.

Ну и, конечно, у меня есть свои ритуалы, которые мне помогают настроиться. Много кофе, много музыки, отключенный телефон, полная концентрация. Если долго гипнотизировать взглядом реквизит, то он, в конце концов, сдаётся и позволяет родиться десяткам фотографий:)

На что опираетесь, складывая композицию?

Дело в том, что я всегда фотографировала по наитию и была удивлена, когда узнала, что все это давно описано. И «золотое сечение», и диагональные композиции, которые я так часто использую. Я всегда делала просто «красиво» и «чтобы мне хотелось купить», а оказывалось, что я четко и до мелочей следовала каким-то основным правилам композиции.

Если говорить о хитростях, то я никогда не начинаю со сложных композиций. Всегда с простого и потом добавляю. Иногда очень увлекаюсь добавлениями и фотографии получаются, на мои взгляд, перегруженными. Один из моих друзей в Livejournal назвал меня мастером художественной россыпи:)

Действительно, иногда от сложных композиций возникает ощущение, что предметы просто рассыпали. Но художественно:)

Много времени уходит на ретушь?

Время на ретушь я стараюсь минимизировать. Отличное качество реквизита и изначально хорошо выставленный свет – большие в этом помощники. Иногда хочется сделать сложную обработку, наложить текстуру или как-то по-особенному тонировать фотографию, тогда можно повозиться с обработкой. Но это только в исключительных случаях.

Как думаете, какими качествами должен обладать фотограф, чтобы создавать идеальные натюрморты?

Я думаю, что он должен быть немного социофоб и немного зануда, зацикленный на деталях и идеальности:)

Если серьезно, то, на мой взгляд, фотограф всегда должен искренне любить то, что он фотографирует и получать от самой съемки удовольствие. Понимать, что нет понятий «правильно»-«неправильно» и «хорошо»-«плохо» в оценке фотографий. Будьте смелее. Покажите простые вещи так, как еще никто не показывал. Думаю, что фотограф должен уметь немного приподняться над обыденностью. Не быть нытиком, который твердит, что все, что можно, уже сто раз сфотографировали и он уже ничего нового не сможет изобрести. Никто до вас еще не показывал людям мир вашими глазами, а значит у вас еще куча дел!

Будучи начинающим фотографом, я часто проводил эксперименты со съемкой разноцветных фруктов, листьев и цветов. Верьте или нет, съемка неодушевленных предметов всегда была одним из наших любимых время препровождений как фотографов. Но не более! С таким большим спросом на снимки живого продукта в журналах и вебсайтах, фотографии натюрморта сегодня являются бизнесом на миллион.

Съемка натюрмортов – это уникальный фотографический опыт. Работая с неживым объектом, у вас есть достаточно времени, чтобы творчески подойти ко всем настройкам камеры и фотографировать до тех пор, пока в итоге не скажете: «Вау! Этот снимок идеален».

Фотография в жанре натюрморт кажется простой, но вдохнуть жизнь в неживые предметы требует большого творческого потенциала и, очевидно, много практики. Если вы запутались с освещением и кадрированием, то в итоге довольно легко получить банальный снимок и без того скучной связки ключей. Здесь вы найдете шесть наиболее распространенных ошибок, допускаемых фотографами в создании натюрмортов.

Ошибка №1 – Неподходящее освещение

Правило первое: объект должен быть хорошо освещен. В конце концов, это главная тема вашей фотосессии. Использование естественного света в целом дает отличные результаты.

В том случае, если вы снимаете в помещении, вам нужно более творчески подойти к вопросу освещения предмета. Одной из распространенных ошибок является съемка под такими источниками искусственного света, как светодиодные и флуоресцентные лампы. Почему? Потому что такие источники света изменяют естественную цветовую температуру, из-за чего предмет выглядит неестественно. Более того, они делают ваш неживой предмет таким, какой он есть – безжизненным и скучным.

Решение проблемы освещения при съемке натюрморта

Разместите ваш предмет возле естественного источника света, такого как открытое окно. Подойдите творчески к тому, как свет падает на предмет. Он выглядит удивительно, когда свет падает на него сбоку? Или предмет выглядит более привлекательно, будучи освещенным сзади? Лично я считаю, что боковой естественный свет более привлекателен. Легкие тени и видимые детали в естественном освещении пробуждают интерес даже к скучным предметам.

Другой важный момент, о котором нужно побеспокоится, это интенсивность естественного света, попадающего на объект. Избегайте съемки под прямыми солнечными лучами. Яркий солнечный свет может уничтожить тонкие детали и цвета предмета. В качестве решения, если вам действительно нужно снимать под широким солнечным светом, используйте модификаторы света, такие как софтбокс (или полупрозрачный отражатель), которые помогут создать эффект облачности и сделают прямой свет мягко рассеянным.

Ошибка №2 – Отвлекающий фон

Следующей распространенной ошибкой в натюрморте является размещение предмета на отвлекающем фоне. Ваш объект является главным и заслуживает все внимание. Поэтому вам нужно убедиться, что задний план не содержит отвлекающие элементы. Под этим я подразумеваю все, что перетягивает ваше внимание от главного предмета на фон позади него. Например, съемка вазы с цветами на фоне домашней мебели.

Решение

Выберите простую стену, покрашенную в нейтральный цвет. Если такой стены нет, то закройте ее листом белого ватмана, чтобы она не отвлекала от основного объекта. Еще один совет, если вы снимаете свой объект на столешнице, то лучше аккуратно накройте стол белой тканью или бумагой. Главная идея состоит в том, чтобы сфокусировать максимальное внимание на предмете.

Ошибка №3 – Отсутствие штатива

В том случае, если вам нужно использовать длинную выдержку, убедитесь, что не получите размытое изображение. Примером такой съемки может быть декоративный фонтан в помещении. Возможно, вы захотите снять на длинной выдержке движение льющейся воды. В таком случае имеет смысл использовать штатив, потому что даже небольшое движение камеры приведет к размытому изображению.

В паре со штативом вы можете использовать беспроводной пульт для спуска затвора. Таким образом исключено даже малейшее движение камеры. В качестве альтернативы дистанционному пульту вы можете использовать в настройках камеры 2-хсекундный таймер.

Ошибка №4 – Неподходящее кадрирование

Кадрирование снимка помогает привлечь и зафиксировать внимание зрителей к вашему объекту. Кадрируя изображение, определите, заполняет ли предмет кадр таким образом, чтобы привлечь внимание. Используйте правило третей, передвигайтесь вокруг него и экспериментируйте с различными углами. Вы определенно найдете тот идеальный кадр.

Ошибка №5 – Отсутствие экспериментов

Изощренность действительно окупается, когда дело касается фотографий натюрмортов для профессиональных и коммерческих целей. Когда вы завершите все настройки и сделаете несколько кадров, попробуйте изменить сцену – передвиньте предмет в немного другое место, что-то добавьте в сцену, что дополнило бы предмет, используйте разные углы и источники света, меняйте кадрирование снова и снова. В итоге каждый раз вы будете получать уникальное произведение искусства.

Ошибка №6 – Неправильный выбор объектива

Натюрморт – это создание глубины и выявление предмета таким образом, чтобы он прямо взаимодействовал со зрителем. Как достичь такого уровня внимания? Используя малую глубину резкости.

Это прекрасно работает с предметами с высоким уровнем детализации: цветы, листья и фрукты. В таких сценах вам нужно подойти ближе к предмету, перевести камеру в режим AV (Приоритет диафрагмы), и выбрать наибольшее фокусное расстояние. Телеобъектив является лучшим инструментом для такого рода съемки, потому что длинное фокусное расстояние сжимает перспективу, делая предмет более выделяющимся.

Это не означает, что только телеобъектив подходит для натюрмортов. Если вы хотите выделить тонкие детали предмета, снимайте на телеобъектив. С другой стороны, если нужно сфотографировать все, что находится на вашем столе, то подойдет стандартный объектив 50 мм или широкоугольник.

Цель каждого фотографа, снимающего натюрмортные сцены - максимально привлечь внимание зрителя, создать снимок, который бы хотелось распечатать, поставить в рамку и наслаждаться его видом. Однако фотография имеет более краткую "настенную жизнь", чем, к примеру, живописные картины. Многое объясняется тем, что художник получает максимальный контроль и свободу художественного самовыражения в каждом миллиметре своего полотна и ограничен только кругом своего виденья и талантом.


Фотограф же, в свою очередь, принимает вызов запечатлеть изображение так, как оно выглядит в реальности, и если он тщательно не продумает каждый элемент экспозиции, снимок рискует попасть в категорию "почти идеально". Для большинства любителей натюрмортной фотосъемки наиболее сложной задачей является освещение. Понимание природы света, а также умение контролировать и изменять его максимально приблизит вас к осознанию того, что фотограф должен "рисовать светом".

В этом уроке мы продемонстрируем вам несколько основных приемов освещения и техник фотосъемки, а также ознакомим с основами искусственного освещения и покажем, как наилучшим образом его использовать в ваших целях.

Рассматриваемые вопросы:
Как не следует снимать натюрморты
Установка простого студийного света
Переключение в ручной режим
Коррекция баланса белого
Установка основного света
Добавление второго источника света
Изменение положения света
Создание снимка с контровым освещением
Настройка каждого источника света по отдельности
Съемка в режиме B&W и Sepia

Используемое оборудование:
Камера/Объектив
- Olympus EVOLT E-500
- Olympus 14-45mm f/3.5-5.6 Digital Zuiko Zoom Lens
Устойчивый штатив
Набор осветительного оборудования

Как не следует снимать натюрморты

Для начала рассмотрим, как не следует снимать натюрморты. В нашем случае использовалась камера Olympus EVOLT E-500 в основном из-за возможности съемки как в AUTO, так и в ручном режиме. Важно отметить, что Вы обязательно получите просто "ужасные" результаты, если будете снимать в режиме AUTO.

Купив в цветочном магазине цветы каллы, мы поставили их в вазу и положили на стол на фоне стены. Затем мы установили экспозицию в режим AUTO, активировали встроенную вспышку и сделали снимок (изображения 1 и 2).


Ужасно, не так ли? Но даже слово "ужасно" применяется, когда на изображении присутствует, по крайней мере, какой-то элемент, привлекающий внимание зрителя. Но не в данном случае. Для этого результата приговор более сильный - скучно.

Снимать красивые цветы подобным образом сравнимо с игрой на фортепиано в зимних перчатках. Вы, возможно, и справитесь с заданием, но кто захочет на это смотреть?

Установка простого студийного света


Чтобы наглядно проиллюстрировать основные техники освещения для этих цветов, было решено выделить место на съемочную площадку в небольшой комнате (2,4х2,4 м. и высотой 2,4 м.). Для освещения мы использовали набор, состоящий из двух источников света. Каждая единица включает параболический рефлектор, лампу мощностью 250 Вт, провод с включателем и стойку (изображение 3). Мы внесли деревянный стол, установили его возле стены и поставили на него вазу с каллами. Источники были расположены по обе стороны установки, мы прикрепили камеру к штативу и настроили ее.

Переключение в ручной режим
Первое, что мы сделали, это отключили вспышку. В случае с Olympus EVOLT E-500 - это означает просто опустить вспышку вниз до получения щелчка. Если вы используете другую камеру, обратитесь к инструкции пользователя, чтобы отключить вспышку. Следующим делом мы изменили режим экспозиции на ручной M (Manual), чтобы иметь возможность выставлять выдержку и диафрагму вручную (изображение 4).


Коррекция баланса белого

Наконец, нам понадобилось настроить баланс белого таким образом, чтобы цвета на нашем изображении были нейтральными или сбалансироваными, для этого мы использовали настройку Tungsten (лампа накаливания). Чтобы изменить баланс белого в EVOLT E-500, сначала нужно нажать кнопку WB на задней панели камеры, затем с помощью кнопок направлений выбрать иконку "лампочка" (Tungsten/3000K). Для подтверждения выбранной настройки нажмите кнопку OK (изображение 5).


Чтобы узнать больше о настройках цветовой температуры и баланса белого, читайте наш урок "Настройки баланса белого в цифровой зеркальной фотокамере при съемке в помещении".

Установка основного света

Когда камера была окончательно настроена, мы включили один источник света и поставили его немного в сторону, чтобы передать текстуру лепестков цветка. Преимуществом работы с постоянным освещением является то, что вы можете наблюдать эффект на объекте съемки по мере изменения света.

Настроив свет по нашему усмотрению, мы сняли несколько тестовых кадров, изменяя настройки диафрагмы и выдержки для достижения лучшей глубины резкости, в результате была выбрана следующая комбинация, как наиболее оптимальная (изображения 6 и 7). Чтобы узнать больше о глубине резкости, читайте наш урок "Контроль над глубиной резкости при съемке на отрытом воздухе".




Как видно из полученного изображения результат значительно улучшился по сравнению с предыдущим снимком со встроенной вспышкой. Поскольку свет падал под наклоном со стороны, нам удалось захватить больше деталей в текстуре лепестков. Такой способ освещения под углом также помогает придать цветам большую глубину и объемность.

Несмотря на изменение снимок все же получился высококонтрастным, на изображении заметно, что левая часть цветов осталась в тени.

Добавление второго источника света

На данном этапе множество людей посчитало бы, что лучшим способом минимизировать контраст и осветить левую часть калл стало бы добавление второго источника света с противоположной стороны под примерно таким же углом, как и первый.

Давайте посмотрим, что получится, если так сделать (изображения 8 и 9).




Результат вышел интересным. Второй источник света, несомненно, прибавил больше света в левой части объектов съемки, но при этом он выровнял общее освещение так же, как и текстуру лепестков, которую мы получили в первом результате. Если смотреть на снимок в целом, то это действительно шаг вперед по сравнению с результатом, сделанным с помощью встроенной вспышки, но все еще скучно. Также обратите внимание, что задний фон, хотя и обеспечивает определенный контраст, все же слишком однородный и неинтересный.

Изменение положения света

На следующем этапе было решено немедленно отключить второй источник света и немного изменить положение первого источника, чтобы получить нечто подобное к тому, что нам удалось сделать при использовании только одного источника света. Мы также поменяли положение вазы с цветами для создания лучшей композиции в кадре.

Когда первый источник света находился в нужном месте, мы взяли второй, придвинули его ближе к заднему фону и направили прямо на стену. Второй источник выполнял две задачи: во-первых, освещал стену, создавая тональный переход, а во-вторых, отражал свет от стены в тени на левой части объекта съемки (изображения 10 и 11).

После установки света мы сделали следующий снимок (изображение 12).


Как видно из полученного результата, снимок выглядит намного динамичней. Нам снова удалось добиться хорошей детализации на лепестках, области теней уже не настолько темные, композиция получилась боле интересной, а задний фон, постепенно переходящий от одного оттенка к другому, придал общее ощущение объемности.

Создание снимка с контровым освещением


В качестве эпитетов для описания этого снимка подойдут следующие: "приятный", "успокаивающий", "милый":Существует хорошее упражнение, которое поможет вам улучшить результат. Покиньте на некоторое время комнату, войдите снова и постарайтесь посмотреть на кадр или изображение объективно. Какие определения приходят в голову? Являются ли они теми эмоциями, которые вы стремились вызвать у зрителя? Помните, что инструменты освещения и то, как вы их будете использовать, в значительной мере выразится в эмоциональном качестве изображения.

Так, к примеру, припустим, что вы бы хотели изменить кадр из "приятного" на "драматичный". Что бы вы делали для этого? В нашем случае было решено применить очень эффективный метод, так называемое "контровое освещение" или "эффект ореола". По сути, этот способ освещения позволяет подсветить объект съемки сзади, создавая при этом красивый контур на заднем фоне, захватывая видимые элементы текстуры, при этом передняя часть получается немного затемненной, что придает освещению более драматичный эффект (изображение 13).

Для начала мы включили задний левый источник света, направили его на объект съемки с тыловой стороны и повернулись на место, чтобы увидеть, как свет повлиял на сцену. После небольших изменений в положении обеих источников и цветов мы сделали следующий снимок (изображения 14 и 15).


Это и есть та "драматичность", о которой мы говорили. Результат получился очень выразительным, высококонтрастным, это означало, что изменения были сделаны в правильном направлении. Обратите внимание, насколько лепестки и стебельки четко отделились от фона, придав снимку еще большее ощущение объемности. Также заметно, что небольшое количество света от одного источника пролилось на задний фон, создав на нем интересный тональный переход.

Настройка каждого источника света по отдельности

На следующем этапе мы выключили этот источник слева и включили правый. Мы рекомендуем начинать с искусственного освещения, чтобы выработать привычку настраивать каждый источник отдельно. Намного проще увидеть эффект от одного источника и изменять его, чем когда два или больше источника включены одновременно. Несмотря на то, что сначала это может показаться трудным, но вы будете удивлены, как долго вы можете промучиться, когда имеете дело с несколькими источниками одновременно, особенно когда в вашу установку подключено все больше осветительных элементов.

Когда второй источник света был установлен в нужном месте, мы сделали следующий снимок (изображения 16 и 17).


Мы снова получили очень драматичное освещение, но на этот раз с противоположной стороны. На этом этапе мы были готовы приступить к съемке с двумя источниками, чтобы увидеть их совместный эффект (изображения 18 и 19).



В результате мы получили именно тот вид, к которому стремились. Каждый источник света очень эффективно осветил цветы, резко выделив их на красивом переходящем фоне. А благодаря своему положению источники не влияют негативно друг на друга, как это было заметно на изображении 7.

Съемка в режиме B&W и Sepia

Наконец было решено применить классический подход и сделать несколько альтернативных снимков в режиме grayscale (полутон) (черно-белое) и сепия. Камера EVOLT E-500 оснащена этими, а также другими режимами, доступными с помощью всего нескольких нажатий кнопок.

Чтобы изменить настройку на режим Полутон, нужно просто нажать кнопку Menu на задней панели камеры и с помощью кнопок направлений выбрать Picture Mode, а затем Monotone, после этого нажать кнопку OK (изображения 20 и 21).




В одно мгновение мы получили прекрасный черно-белый снимок! Благодаря драматичному, высококонтрастному освещению эта сцена была хорошо передана в резких черных, белых и серых тонах.

Придерживаясь этой же линии, мы решили сделать снимок немного теплее и использовали для нашего последнего снимка цветовой режим Sepia (изображения 22 и 23).





Как видно из этих трех последних результатов (изображение 24), существует множество способов, с помощью которых можно улучшить снимок, придав ему разные настроения. Чем больше вы стаете опытным в технике освещения и фотосъемки, а также чем больше вы экспериментируете и придаете разные настроения изображению, тем лучше вам удается создавать снимки, которые хочется распечатать, поставить в рамку и наслаждаться их видом.

Фотограф-натюрмортист рассказала “Морсу” о том, какие комнаты в квартире легко заменяют профессиональную студию

ОЛЬГА СИНЕГУБОВА
фотограф-натюрмортист

Говорят, натюрморт – это жанр, к которому фотографы приходят не сразу. Обычно начинают с природы, портретов, жанровой съемки. Когда вы поняли, что это ваше направление?

По образованию я эколог, но человек увлекающийся. Раньше серьезно занималась спортом, читаю, вяжу, пробую себя в разных видах творчества. Но фотография по-настоящему затянула. Началось это три года назад. Сначала я пробовала себя в самых разных жанрах, кроме, пожалуй, натюрморта. Я постоянно участвовала в интернет-конкурсах среди фотографов. Там я и узнала, что существует натюрморт в фотографии. С тех пор в основном снимаю только его.

Этот жанр не назовешь популярным и модным. В количественном плане он проигрывает всем остальным направлениям фотографии. «Продать» его труднее, чем портреты, предметную съемку, ню и love-story. Насколько он востребован?

Не могу согласиться с тем, что это не модно. Возможно, в Курске я одна снимаю в этом жанре, но на просторах интернета я вижу очень много отличных натюрмористов. Да и заработать на натюрмортах можно. Я, правда, не пробовала.

Помните свой первый натюрморт?

Конечно, помню, только это была скорее пародия на натюрморт. Тогда я не понимала, что это сложный жанр. Снимала его дома в спальне. Взяла предметы, абсолютно не сочетающиеся друг с другом. Что было дома, то и взяла: ваза с цветком, книги и зачем-то кепка. Сейчас даже смешно вспоминать.

Вы по-прежнему многие снимки делаете дома: не снимаете студию, не используете профессиональный свет. Это ваша принципиальная позиция или временное явление, пока не найдется достаточно средств для всего этого?

Да, я снимаю дома: на кухне, в спальне, на балконе. Отсутствие профессионального оборудования – это моя принципиальная позиция! Я считаю, что для эффектного натюрморта прежде всего важны чувство вкуса и такта.

Какие предметы чаще всего выбираете для композиций?

В основном я использую старинные предметы с историей (керосиновые лампы, глиняные кувшины). Всё это я нашла в деревне у бабушки. Я стараюсь не использовать современные вещи.

Ольга Синегубова проводит мастер-классы для тех, кто хочет работать в том же жанре, что и она. Занятия (опять же принципиально) проводит у себя дома. Редакция «Морса» посмотрела, в каких условиях создаются ее работы.

Backstage со съемки натюрморта с рябиной:

Результат:

Самое главное – это свет. Снимать нужно около окна, оно служит большим софтбоксом. Солнце не должно смотреть в окно, иначе будет слишком яркий, жёсткий свет. Не надо включать люстры и светильники. Можно подсвечивать отдельные предметы фонариком (если требуется).

2

Желательно использовать однородный фон (крашенный ватман, ткань).

3

Предметы в композиции должны не только сочетаться по цвету, но и быть правильно расставлены. Предметов не должно быть много. Правильное видение кадра – отсекать всё не нужное.

4

Использовать штатив.

5

Изучить элементарные настройки камеры. Выставлять индивидуальные значения для каждого натюрморта.