«Влияние интернета на современное общество. Влияние Интернета — положительное и отрицательное

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

о. Муром Владимирской области

Промежуточная аттестация
2010 – 2011 уч. год

Реферат по теме:

«Влияние Интернета на жизнь современного человека».

Выполнила:

ученица 8 «Г» Климова Юлия

Проверила:

учитель информатики

Корчагина Елена Николаевна

2011 г.

Введение.

Каждый человек имеет дома компьютер, каждый второй человек имеет компьютер, подключенный к Интернету. В наше время нельзя обойтись без компьютера. Его влияние пагубно отражается на нас, начиная с простейших игр, кончая электромагнитными излучениями.

На сегодняшний день компьютер является неотъемлемой частью повседневной жизни. Люди проводят за компьютер большую часть своего времени (в том числе и свободного), и от этого не скрыться. Компьютеры окружают нас везде: дома, в магазинах, в офисах. Без компьютера человеку придётся крайне сложно.

Обычно все начинается с простого: человек первый раз вошел в интернет, ему хочется узнать что там можно найти, что это вообще такое. Появляется интерес ко всему, что там происходит – жажда информации наталкивает на новые и новые сайты, чаты и т.д. Далее человек узнает, что по интернет – это не только “книжка с картинками”. В любое время в нем находятся миллионы людей, а интернет является как бы подмиром – альтернативой. Вы можете участвовать в нем и влиять на него. Таким образом примерно у четверти зависимость появилась после полугода общения с компьютером, у половины через год. Каждый "подсаживается" на свое. Многие "зависают" в чатах и часами болтают ни о чем с виртуальными собеседниками.

Особенно легко "подсаживаются" на Интеренет подростки (по собственному опыту общения основная масса “интернет-путешественников” страдающих данной зависимостью, колеблется в рамках 15-23 лет).

Задумывается ли ты, человек, который часами сидит в Интернете: пользу или вред наносит ему с первого взгляда безобидная компьютерная сеть? Моя работа состоит именно в том, чтобы открыть человеку всю суть, какой на самом деле - этот Интернет.

Что такое Интернет?

Интернет - это, прежде всего огромное множество компьютеров и программ. Среди последних вы найдете не только такие, ко­торые умеют хорошо решать ваши конкретные задачи, но и го­раздо больше таких, чьи способности вам, вероятно, поначалу будет сложно даже представить. Сегодня Интернет имеет около 112 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7 - 10%. Интернет - образует как бы ядро, обеспечивает связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всём мире, одна с другой.

Сам Интернет, существует уже довольно долго. Однако лишь совсем не­давно - около 1990 года - Интернет набрал, наконец, крити­ческую массу пользователей и ресурсов, необходимую для про­исходящей на наших глазах сетевой революции. Скоростные модемы, позволяющие обычным пользователям персональных компьютеров без ограничений наслаждаться всеми благами Ин­тернета, появились еще позднее.

Однако это лишь часть ответа на вопрос «что такое Интернет». Интернет сегодня - это не только огромное количество компьютеров, но еще и невероятное количество людей, для ко­торых сеть является принципиально новым способом общения, почти не имеющим аналогов в материальном мире. Человек - существо социальное, и общение с себе подобными - одна из первейших его потребностей. Пожалуй, до сих пор еще ни одно техническое изобретение (если не считать телефона) не произ­водило такого переворота в этом древнем как мир занятии - об­щении человека с человеком.

Итак, одной из важных дат в истории Интернета можно считать 1957 год, когда в рамках Министерства обороны США (Department of Defence, DOD) выделилась отдельная структура - Агентство передовых исследовательских проектов (Advanced Research Projects Agency, DARPA). В 60-х годах основные работы DARPA были посвящены разработке метода соединений компьютеров друг с другом. Очень важно, что возглавлял первую исследовательскую программу, посвященную системе глобальной коммуникации, начатую DARPA 4 октября 1962 года Дж. Ликлайдер (см. приложение №1) , который опубликовал работу "Galactic Network". Также один из важных лиц, которые имеют прямое отношение к открытию Интернета является - исследователь Массачусетского Технологического Института (MIT) Лоренс Робертс (см. приложение №2)

Несомненно, взрывной рост Интернета был бы немыслим без World Wide Web. 1989 году в Европейской лаборатории физики элементарных частиц (CERN, Швейцария, Женева) Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) разработал технологию гипертекстовых документов, позволяющей пользователям иметь доступ к любой информации, находящейся в сети Интернет на компьютерах по всему миру.

Зачем нужен Интернет?

Интернет предоставляет услуги человеку. В рамках Интернета действуют тысячи, если не миллионы, всевозможных служб и сервисов. Главные услуги Интернета это:

· Доступ к информации.

· Общение.

Доступ к информации.

До появления Интернета традиционными источниками информации были:

· средства массовой информации (как бумажные (газеты, журналы), так и электронные (радио, телевидение));

· публицистическая литература;

· научная и специальная литература;

· документы официальных учреждений;

· материалы конференций, круглых столов и других форм непосредственной публичной дискуссии - текстовые, аудио и видео;

· аналитические исследования, маркетинговые отчеты, обзоры рынков;

· справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;

· интервью;

· графика, видео- и аудиозаписи.

Интернет предложил следующие источники:

· онлайновые СМИ;

· онлайновая литература;

· чаты, форумы, сайты, контент которых формируется по принципу форума, и другие формы опосредованной публичной дискуссии;

· веб-статистика, собираемая и обрабатываемая специализированными сайтами;

· онлайновые справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;

· видео - и аудиоподкастинг.

Общение с помощью Интернета.

Особенности общения через Интернет:

· Анонимность. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

· Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

· Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

· Стремление к нетипичному, ненормативному поведению . Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Если остановиться и на минуту задуматься, сколько же на самом деле сегодня в мире средств и способов общения, то придется признать, что существует их довольно много и, самое главное, немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями и, в частности, с Интернетом. Согласитесь, что электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные Интернет журналы и т.п., да и сам, собственно, Интернет для многих стали не менее важным аспектом повседневности (и присущему ей общению), чем телевизор или телефон, а порой они (средства Интернета) и полностью вытесняют своих «отсталых» братьев.

Влияние интернета на человека.

Первое что нужно рассмотреть это влияние интернета на здоровье человека.

Интернет – здоровье человека.

Интернет и зрение.

На самом деле на зрение плохо влияет не Интернет, а компьютер, но вина Интернета в этом точно есть. Рассмотрим статистику у кого зрение ухудшается больше. (см. приложение №3)

Значит, те пользователи, которые общаются в компьютере имеют больше вероятности ухудшить свое зрение. Такие пользователи общаются с помощью выхода в Интернет, а значит,Интернет отрицательно влияет на наше зрение. Зрение ухудшается из за большей утомляемости, когда человек очень долго и беспрерывно сидит за компьютером, зрение ослабевает. Так же зрение ухудшается при чтение с экрана монитора.

С постоянным развитием глобальной сети растет количество и ее пользователей. Если в первые годы создания Интернет им пользовались всего лишь в одной семье из десяти, то сейчас он есть в девяти семьях из десяти. По данным статистических сайтов, на сегодняшний день в Интернет подключено 2 млрд. пользователей по всей Земле. Естественно, основную часть пользователей сети составляют молодежь от 10 до 30 лет. Он наполнил жизнь людей красками, ранее небывалыми, а для некоторых вообще стал смыслом жизни. И по мере распространения Интернета в обществе, у него стали появляться как сторонники, так и противники.

Нетрудно догадаться, что к противникам Интернета, в первую очередь, относятся родители детей. Они полагали, что их дети, сидя за компьютером, играя в различные игры и пользуясь Интернетом, перестают обращать внимание на окружающих, становятся замкнутыми, необщительными, теряют смысл жизни, цели и установки в жизни, у них меняются мораль и воспитание, начинают по-иному воспринимать реальность или вообще ее не воспринимать, т.к. для них единственной реальностью становится реальность виртуальная. Для них Интернет начинает заменять реальную жизнь, у них появляется интернет-зависимость. С ними можно согласиться, но не полностью. У Интернета, каким бы мрачным не казался он для некоторых людей, есть и положительная сторона, и не одна. Вот на эти сторона глобальной сети и опираются ее сторонники, которыми являются сами дети этих родителей. Уже известно, что современная молодежь три четверти своего времени тратит сидя за компьютером, в частности, играя в компьютерные игры.

Термин "виртуальная реальность" впервые был введен в использование Яроном Ланьером в 1989 году. Виртуальная реальность изначально рассматривалась как киберпространство (cyberspace). Последнее понятие впервые было упомянуто в фантастическом романе "Neuromancer" У. Гибсона, где люди погружены в графическое представление данных на компьютере, погружены в "виртуальное пространство". Следует отметить, что "под виртуальным, или киберпространством, понимается пространство взаимодействия, образованное глобальной сетью компьютеров, из которых состоит Интернет. В киберпространстве мы уже не "люди", а сообщения на экранах монитора друг друга". Следовательно, под "виртуальной реальностью" подразумевается "технология, которая построена на обратной связи между человеком и миром, синтезированным компьютером, а также способ, с помощью которого человек визуализирует цифровой мир, манипулирует им и взаимодействует с компьютером". В связи с этим Ж. Бодрийяр писал, что "...виртуальность есть то, что идет на смену реальному и знаменует собой его окончательное разрушение…".

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что влияние Интернета на человека бывает двух видов: позитивное и негативное. Но границы между ними несколько размыто, т.к. иногда бывает, что "позитивное влияние" Интернета в итоге несет в себе негативные последствия. Для начала рассмотрим все негативные влияния Интернета на психику и здоровье человека. интернет сеть информационный

В первую очередь надо отметить тот факт, что чрезмерное злоупотребление Интернетом неудержимо ведет к утрате опыта реальных взаимодействий, человек становится зависимым от всемирной паутины, он постоянно чувствует дискомфорт, когда не имеет возможности выйти в сеть, и этот дискомфорт очень ярко отражается затем во всех сферах жизни данного человека. При высокой интенсивности и непрерывности виртуальных контактов, у человека происходит подмена живого реального общения его виртуальным суррогатом, что приводит к негативному эффекту, который окрестили как "виртуальная наркомания" или "интернет-зависимость".

Впервые термин "интернет-зависимость" (Internet Addiction Disorder, IAD) ввел в научный оборот американский психиатр Иван Гольдберг в 1989г. Под этим термином он понимал не медицинскую зависимость, наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, которое грозит вытеснить нормальную жизнь, поведение, направленное на удовлетворения патологического, непреодолимого желания использования Интернета. Ярким примером такого поведения может служить тот факт, к которому пришли ученые из института "PEW Internet & American Life Project". Они выяснили, что 64% американских подростков, у которых пребывание в Сети переросло в привычку, проявили тревогу по поводу "влияния Интернета" на их семейную жизнь. У них время, проведенное с родными, значительно сокращается. На вопрос "Улучшает ли Интернет отношения подростков с родителями?" 79% юных респондентов ответили отрицательно. В другом крупном исследовании более 4000 взрослых американцев, которое было опубликовано в феврале 2000 года, исследователи Стэндфордского университета сделали вывод, что регулярные пользователи Интернета значительно меньше времени проводят с семьей или занимаясь общественными делами, в отличие от тех, кто пользуются сетью нерегулярно или вообще не пользуются. Исследователи обнаружили, что 55% респондентов имеют дома или на работе доступ к Интернету, а 20% из них были отнесены к группе "регулярных пользователей", которые проводили время в сети не менее 5 - 6 часов в неделю. По результатам данного исследования исследователями были отмечены две немаловажные тенденции: во-первых, Интернет стирает границы традиционных СМИ, вызывает у людей отход от них. Среди регулярных пользователей сети около 60% сказали, что стала меньше тратить время на просмотр телевизора, а одна треть вообще утверждает, что сократило время на прочтение газеты. Во-вторых, Интернет размывает границы между домом и работой. Так, четверть респондентов признались, что больше времени проводят, работая дома за компьютером, хотя их рабочее время от этого не сократилось. Но зато сократилось время, уделяемое этими пользователями на окружающих людей, на семью, на друзей.

Действительно, еще одним негативным влиянием Интернета является изменение отношения пользователей сети с окружающими людьми, в том числе и родными. Так, по данным исследователей из университета Карнеги-Меллона, жители Питтсбурга, имевшие доступ в Интернет, стали намного реже общаться внутри семьи, а их социальные связи сузились. Как это ни прискорбно, но и дальнейшие исследования только подтверждали это. Но страшно не это - не утрата времени, проведенного с родителями и не изменение отношений с окружающими людьми, а последствия такого отчуждения от мира, в качестве которых нередко могут выступить и помешательство, а нередко и смертельные заболевания. Так, архиепископ Вестлентерский Винсент Николе утверждает даже, что увлечение социальными сетями, текстовыми сообщениями, электронной почтой и другими технологиями Интернета способствует самоубийствам подростков, ибо без непосредственных отношений между людьми здоровое общество жить не может. Британский же исследователь Арик Сигман утверждает, что нехватка реальных социальных взаимодействий могут вызвать изменения на генетическом уровне, в результате которого одиночки становятся наиболее уязвимыми перед серьезными заболеваниями.

Следующим негативным последствием пользования сетью является то, что через Интернет молодежь имеет доступ к получению огромного количества информаций, нередко носящих антиобщественный, антигуманный и порнографический характер. Вследствие этого пользователи теряют свои моральные устои, они неправильно воспитываются, у них формируются другие ценности, и всегда негативные. Далее, в процессе общения через сети дети имеют риск стать жертвами лиц, использующих эту среду только в своих личных, нередко преступных целях, а также лиц, обладающих психопатическими или извращенными сексуальными наклонностями.

Серьезная опасность для человечества исходит из виртуальной реальности по линии формирования мышления и интеллектуального развития молодых людей. Интернет и привлекателен тем, что не требует умственного напряжения мозга, систематической работы мысли. В результате этого происходит умственное отставание детей, или в лучшем случае медленное развитие мышления.

Однако кроме негативного психического воздействия Интернет несет в себе и другие беды, связанные со здоровьем человека, например, большинство пользователей Интернета, ведут сидящий образ жизни. Это никоим образом не может благотворно сказываться на здоровье человека, поскольку большинство таких людей просто забыли о том, что есть физическая культура и спорт, или же просто не хотят тратить свое время на эти "бесполезные и пустые упражнения". А это ведет к очень серьезным последствиям, самым распространенным из которых является увеличения веса человека. Американские ученые выяснили, что с момента создания Интернета и распространения в обществе появилась проблема укрупнения населения, которое достигло за 20 лет набор веса на 10-15 кг. Еще другим наиболее распространенным воздействием на здоровье человека является влияние на его зрение. Это негативное влияние оказывается не только Интернетом, но и работой на компьютере. Чрезмерное пребывание около монитора компьютера взывает у человека разнообразные болезни органов зрения.

Следующей известной болезнью пользователей глобальной сети является стресс. Ущерб от "компьютерного стресса" определить трудно, но по некоторым данным, например, в США ежегодные остановки работы, вызываемые стрессом, оценивались между 200 и 300 миллионами рабочих дней. Во Франции 40% активного населения, опрошенных Институтом "Евротехполис", заявили, что принимают стимуляторы, антидепрессанты, чтобы выдержать нагрузки, а 6% используют антистрессовые препараты.

Таким образом, длительное пребывание людей в виртуальном пространстве таит в себе угрозу в виде целого букета разнообразных болезней. В процессе длительного пребывания субъектов в виртуальной реальности страдают пользователи, конкретные индивиды, и меры безопасности следует применять в первую очередь по отношению к ним.

Вот такую меру безопасности применила Китай по отношению к молодым людям - пользователям Интернета, страдающим интернет-зависимостью. В Китае, а точнее в ее столице, была создана клиника для интернет-зависимых. Большинство пациентов клиники - это молодые люди в возрасте от 14 до 24 лет, школьники и студенты, т.к. их еще не до конца окрепшие организмы наиболее подвержены влиянию Интернета. Директор клиники сообщает, что дети не ходят в школу, целыми днями сидят за компьютером, чтобы играть в компьютерные игры или зайти в интернет. Они страдают от неврозов, головной боли, беспричинного страха и нежелания общаться с другими людьми. Также им свойственны бессонница, приступы паники и дрожи в руках. Причина увлечения Интернетом, по их же словам, связана с необходимостью уйти от стресса и непонимания окружающих. По оценкам китайских экспертов, количество заболевших интернет-зависимостью может дойти до 2,5 млн. человек. И эта цифра будет неуклонно увеличиваться, т.к. в Китае стремительно идет своим ходом компьютеризация страны.

Но, к сожалению, очень мало пациентов приходит лечиться в клинике. Отчасти это связано с тем, что лечение в клинике далеко не дешевое, а отчасти с тем, что не все еще понимают всю серьезность негативных последствий пользования глобальной сетью или же просто не обращают на это внимание.

Итак, посмотрев на всю эту мрачную картину, можно невольно подумать о том, что неужели Всемирная паутина опасна и несет только вред? Отнюдь нет! Кроме негативной стороны, существует и положительные аспекты влияния Интернета, иначе, зачем надо было его создавать?! Прямо сейчас мы разберем и рассмотрим эти аспекты.

Во-первых, это огромная свобода доступа к информациям, относительно которого Интернет предоставляет широкие возможности. Пользователей также не может не радовать способ поиска информации в сети - вводишь необходимый запрос в поисковую систему, и тут же видишь перед собой запрашиваемую информацию на любой вкус. Нет никакой надобности, бежать за энциклопедией в библиотеку.

Во-вторых, Интернет является отличным двигателем торговли, т.к. реклама в Интернете не уступает по своей эффективности внешней рекламе. Мало того, в Интернете на сегодняшний день не только рекламируют ту или иную продукцию, но и продают эти самые продукции во всем доступных интернет-магазинах. Таких "виртуальных магазинов" становится все больше. Выгодной особенностью таких магазинов является совершение покупки, не выходя из дома, и даже не вставая с кресла. Виртуальный магазин значительно богаче товарами, чем любой стандартный магазин, так как он может иметь множество складов, расположенных в различных местах. Подобные виртуальные торговые услуги стоят гораздо дешевле традиционных, ибо требую меньших затрат на помещения, персонал, охрану и т.п. В настоящее время решается вопрос о беспошлинной продаже товаров в Интернете. Следовательно, свобода выбора товара у человека возрастает. В сети открылись и "виртуальные банки", также позволяющие всем и каждому управлять своим счетом в банке, не вставая с места.

Следующая положительная черта Интернета - это возможность заработка в сети. Не смотря на то, что многие скептически настроенные люди, потерпевшие крах в поиске работы в сети, говорят о невозможности заработка в Интернете, такая возможность все-таки есть, и не маленькая. Список предлагаемых работ, открытых вакансий в сети настолько велик, что работа и достойная заработная плата найдется для многих людей с разными способностями.

Далее, выделяется другая положительная сторона Интернета. Это возможность общения с друзьями и коллегами, с родственниками и просто знакомыми, где бы они или вы не находились, не зависимо от того, какое расстояние отделяет вас друг от друга. Индивиды, уезжая за границу, могут использовать глобальную сеть для поддержания контакта с близкими людьми на родине. С помощью Интернета также возможно "анонимно" встречаться в различных чатах и обсуждать любые интересующие их темы, о которых они не смогли бы поговорить в реальной беседе. Результатом таких виртуальных контактов впоследствии становятся настоящие электронные дружбы, а иногда даже встречи лицом к лицу в реальной жизни. Всему этому способствуют различные виртуальные социальные сети, которых на сегодня очень много. Самыми популярными социальными сетями в Интернете на сегодняшний день являются MySpace, Facebook, Vkontakte, Одноклассники, Tagged, Тwitter.

С помощью Интернета расширяются права граждан в участии в политической жизни их страны. Это реализуется путем увеличения возможности людей участвовать в принятии тех или решений и следить за действиями правительства. Пользуясь Интернетом, люди теперь могут голосовать на дому во время различных выборов, участвовать в проведении референдумов, реагировать на текущие события политической жизни, показать свое недовольство тем или иным решением правительства, или, наоборот, выразить свое удовлетворение, задавать вопросы различным органам управления и многое другое. Интернет обеспечивает прямую и обратную связь между органами власти и гражданами, позволяет улучшить работу с населением.

Информационные и коммуникационные технологии как нельзя лучше подходят для задач децентрализации, удешевления и сокращения госаппарата, обеспечения непрерывности его действия.

Кроме того, Интернет может способствовать возрастанию контроля за общественностью со стороны спецслужб. Так, Приказом Минсвязи РФ "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования" от 25 июля 2000 г. операторам связи предписано осуществлять приобретение и установку на электронных телефонных станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, на сетях электросвязи, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности постоянно действующего оборудования, позволяющего органам ФСБ России получать содержимое сообщений электросвязи и информацию о них в любое время. При этом в соответствии с п. 2.6 первоначальной редакции данного приказа информация об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых они проводятся, операторам связи не предоставлялись. Данное положение по жалобе П.И. Непутского было признано незаконным и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 25 сентября 2000 г.

Для того, чтобы доказать и опровергнуть необоснованность критических высказываний в адрес Интернета, специальная комиссия Internet Safety Technical Task Force (ISTTF), созданная в США в 2008 году, написала отчет в 278 страниц. Коротко о его содержании можно сказать в следующих словах - дурное влияние Интернета на детей сильно преувеличено. Изучив вопросы безопасности детей в сети, члены комиссии единодушно утверждали, что опасности, которым подвергаются дети в Интернете, в большинстве случаев ничем не отличаются от опасностей, угрожающих им в реальной жизни.

Другое масштабное исследование плюсов и минусов Интернета, проведенное американскими исследователями в течении 3 лет, выявило, что пользование глобальной сетью, общение в социальных сетях и онлайн-игры необходимы для нормального развития подростков. Для данного эксперимента были привлечены более 800 американских подростков и их родители. Автор доклада Мими Ито утверждает, что пользуясь Интернетом, подростки одновременно усваивают азы новых технологий и расширяют свои знания и свою грамотность. Исследования также показали, что для многих молодых пользователей сеть дает возможность выразить свои таланты, творческие и технические способности.

Автор другого исследования в области полезности Интернета Гарри Смолл из Калифорнийского университета пишет, что ежедневное использование компьютерных технологий, в частности, глобальной сети Интернет, приводит к активизации нервных окончаний нейронов, что необходимо для поддержания активности головного мозга.

Итак, после рассмотрения положительных и негативных влияний Интернета на реальность и человека, вывод напрашивается сам за себя. А именно, что глобальная сеть является той нитью, с помощью которой мы найдем путь к новым достижениям. Это величайшее открытие в истории человечества позволило людям стереть всякие границы, убрать ограничения. Теперь люди с разных уголков Земли стали намного ближе, они могут обмениваться своими открытиями, переживаниями, хорошим настроением не зависимо от того, какой нации и расы человек и в какой стране он живет. И это только сотая часть возможностей Интернета. Не будь Интернета, все открытия и достижения, сделанные за последние два десятилетия, стали бы возможными только через полвека, если не больше. И сегодня Интернет не перестает развиваться и расширять свои возможности. В ближайшем десятилетии развитие сети достигнет таких высот, что каждый человек на Земле будет иметь возможность пользоваться ее услугами. Уже на сегодняшний день правительством США принято решение о подписании и дальнейшей реализации проекта, в рамках которого каждый гражданин Соединенных Штатов будет иметь доступ к Интернету, который должен стать бесплатным для каждого пользователя. Этот проект пока на стадии реализации, но в недалеком будущем будет завершен. Хотя такой проект был принят только в США, другие страны, в первую очередь, самые богатые и развитые, не заставят себя ждать, и, как только проект будет полностью реализован в штатах, они последуют их примеру.

И опять, по мере дальнейшего развития Всемирной паутины, будут на повестке дня вопросы и проблемы, касающиеся влияния Интернета на социальную реальность, на общество, на человека, его психику и здоровье. Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что данная проблема, исследуемая в этой работе, будет актуальна до тех пор, пока расширяется и развивается глобальная сеть Интернет.

Всё чаще ребенок получает в подарок не машинку или куклу, а игровую приставку, диск или компьютер. Интернет и сайты для детей заполонили свободное время нашего подрастающего поколения. В чем же, собственно, проблема, если малыш с удовольствием играет и вместе с этим изучает компьютерную грамоту?

Положительное влияние

«Всё не так плохо!» — утверждают психологи из университета Кейс Вестерн Резерв (США). С 1985-го по 2008 год проводились исследования: раздав детям 6—10 лет игрушки, предложили придумать о них истории и записывали на видео. Сравнив результаты, пришли к выводу, что современные дети более раскованны и фантазируют больше, чем 20 лет назад. Их герои были разнообразнее и ярче, появилось больше деталей, а в самих историях меньше скрытой агрессии, драк и споров. Исследователи замечают: хотя сегодняшние дети в реальной жизни играют мало, воображение у них отличное. И стимулируют его, развивают память, внимание и координацию те же сайты с видеоиграми, Интернет, а также в совокупности весь разнообразный современный мир.

Отрицательное влияние

Непросто объяснить ребенку, что если он долго будет сидеть у компьютера, то это может повлиять не только на здоровье, но и на его социальную адаптацию. Как объясняют психиатры — компьютерные технологии рассчитаны на мозг взрослого человека, тогда как у ребенка он только формируется и не может одновременно распознавать мир виртуальный и реальный. До 3 лет малыш должен активно нюхать, трогать, ощупывать; до 6 лет — развивать мелкую моторику ручек: вырезать, лепить, раскрашивать, шнуровать. После 6 лет ребенок должен уметь играть и занимать себя при выключенном экране и без помощи сайтов.

Дефицит живого общения в семье и обществе является основной причиной зависимости от экрана. Теряя навыки общения в жизни, ребенок также теряет интерес к реальному миру, а виртуальный кажется ему более ярким и безопасным. Например, расстроившись из-за неудачи в школе, ребенок посещает и, погружаясь в виртуальный мир, забывает о проблеме. Самое интересное то, что исследования доказывают не только психологическую зависимость от компьютерных игр, но и физиологическую. Сайты видеоигр стимулируют центральную нервную систему и способствуют выбросу адреналина. Если человеку нужно больше стимуляции, то ему нужно и больше адреналина. Далее происходит так же, как с алкоголем и наркотиками, — возникает потребность в повышении дозы для удовлетворения организма.

Еще один негативный аспект влияния сайтов и компьютера на современного ребенка — отставание в речевом развитии, отсутствие возможности логично и быстро мыслить, отсутствие адекватного общения с окружающими. Результатом этого является плохое усвоение школьного материала и плохое социальное положение в дальнейшем.

Научно доказано, что ребенок не приобретает фактически никаких новых способностей, занимаясь на компьютере. Проводя один из экспериментов, создали три группы одинаково развивающихся шестилетних детей . Обучали целый год одну группу компьютерным программам и играм, другую — игре на пианино и третью — вообще ничему. Спустя год выяснилось, что наибольшего умственного развития достигли дети из второй группы, а дети из первой и третьей групп особо ничем не отличались друг от друга.

Мама, можно поиграть на компьютере?

Проанализировав все плюсы и минусы игры за компьютером, давайте все-таки побережем здоровье и неокрепшие умы наших детей от разврата и насилия на сайтах игр и видео, которые могут попасться малышу на бескрайних просторах Интернета.

Как это сделать?

  • Договоритесь с ребенком о времени пребывания за компьютером — до 7 лет это может быть не больше 15 минут четыре раза в день.
  • Обсуждайте после игры на компьютере новых персонажей, их действия, чувства, вызванные новой игрой.
  • Делайте с ребенком минутную зрительную гимнастику через 7—8 минут после начала работы на компьютере и после ее окончания. Например, представив летящую под потолком бабочку, малышу необходимо проследить глазами за ее полетом от одного угла комнаты в другой.
  • Организуйте соответствующее возрасту ребенка рабочее место:
  • стул должен быть со спинкой;
  • сидеть необходимо не ближе 50—70 см от компьютера;
  • взор должен упираться перпендикулярно в центр экрана;
  • присутствие свободного пространства (5 см) между корпусом тела и краем стола;
  • руки свободно лежат на столе;
  • ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и устойчиво стоят под столом;
  • стол с компьютером располагается в хорошо освещенном месте, чтобы не было бликов на экране.

Для родителей существует простое правило «3-6-9-12»:

    до 3 лет — никакого компьютера;

    до 6 лет — никаких приставок;

    до 9 лет — никакого Интернета;

    до 12 лет — пользование Интернетом под контролем взрослых.

Заключение

Возможно, нельзя строго судить современных детей за увлечения онлайн-играми. Иногда они даже не знают, как можно занять свое свободное время, и персонажи на сайтах заменяют им казаков-разбойников, а футбольные симуляторы — реальный футбол во дворе.

Не будем сбрасывать со счетов и занятость родителей, безразличие и безучастность, невнимание к проблемам ребенка, нежелание поиграть. А ведь именно в реальной игре ребенок переживает свои страхи, сомнения и обиды. И если бы вы только знали, как для малыша важно ваше мнение, ваше присутствие и ваша любовь!

Собственно, разрешайте детям посещать сайты с играми, но только в разумных пределах. Когда ребенок сидит дома за компьютером и не выходит на улицу, — вот это уже плохо.

Как уже не раз говорилось в огромном количестве книг и публикаций, длительная работа за компьютером весьма негативно сказывается на многих функциях человеческого организма. Здесь можно вспомнить и о высшей нервной деятельности, а также эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Не в меньшей, а то и большей степени сказанное касается зрения и костно-мышечном аппарате человека. Мрачными последствиями несоблюдения несложного комплекса правил пользования компьютером могут явиться как испорченное зрение, так и варикозное расширение вен на ногах. Если положить руку на сердце, то, конечно, все эти проблемы человек может приобрести и без компьютера, ему достаточно просто вести несбалансированный образ жизни. Регулярное использование компьютера представляет собой всего лишь еще одну причину возникновения проблем со здоровьем наряду с недостаточным отдыхом, малоподвижным образом жизни или неправильным питанием. Другое дело, что эта причина оказывается весьма и весьма весомой.

Безусловно, все перечисленные выше заболевания не могут не оказать отрицательного воздействия на психическое состояние человека. Но в данный момент нас интересует только то влияние компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрению и слуху человека в первую очередь угрожают клавиатура, «мышь», монитор или наушники, то, что касается психики человека, так здесь на первый план выходят более виртуальные вещи, а именно - чрезмерное увлечение компьютерными играми или интернетом. Как правило, именно эти факторы могут вызывать некое подобие зависимости, которое в некоторых случаях связывается с невозможностью оторваться от своего увлечения, вызывая своего рода маниакальную зависимость от интернета или от игр. В таких случаях человек оказывается просто не в состоянии представить себе свое существование без предмета своего уже нездорового интереса, возлагая на его алтарь все большее и большее количество своего времени и здоровья.


Перед тем как приступить к рассмотрению указанных выше случаев, необходимо сразу сказать, что в данном контексте мы будем рассматривать только те ситуации, которые подразумевают многочасовое сидение за компьютером. Кроме того, стоит отметить, что мы исключаем из данного контекста тех людей, которые просто вынуждены проводить огромное количество своего времени за компьютером по роду своих занятий (постоянный мониторинг и сбор какой-либо информации и т.д.) Вовсе нет! В центре нашего внимания окажутся те люди, которые уже не могут представить свою повседневную жизнь без всевозможных чатов, интернет-форумов или различных компьютерных игр (стоит сказать, что такие люди составляют примерно 90% от всех «завсегдатаев» всемирной паутины).

Теперь попробуем набросать портрет среднестатистического представителя указанной аудитории. В принципе, такую задачу вряд ли можно назвать сложной, так как образ жизни такого человека и выступает в роли основополагающей причины подобного времяпрепровождения, причем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что людям, проживающим всю свою жизнь в интернете (ну, хотя бы, большую ее часть), как правило, крайне необходима социальная поддержка, так как они испытывают огромные сложности с общением, неудовлетворенность собой, в некоторых случаях крайне низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и целый ряд других всевозможных проблем подобного рода. К сожалению, Интернет способен решить практически все такие проблемы, предоставляя жизнь виртуальную (где можно сделать себя абсолютно кем угодно, то есть, воплотить все свои мечты о собственной исключительности) взамен жизни реальной, к которой такой человек попросту оказывается неприспособленным. Как показывает практика, такая путина довольно часто засасывает огромное количество людей, спешащих уйти в безопасную для них среду, и ни к чему не обязывающую жизнь.


Здесь наблюдает двойственная ситуация. С одной стороны такие люди усугубляют те свои черты характера, от которых они хотели бы полностью избавиться, а, с другой стороны, приобретают новые «призы», которые выражаются в уходе от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст или какие-то еще качества... Опасность также выражается еще и в том, что с течением времени подобный образ жизни и мышления пропитывает все уровни их действительности, что заставляет человека действовать и думать совершенно по-другому. Другими словами, он полностью меняет подход к решению бытовых вопросов, а также всех своих семейных, личных, профессиональных, партнерских и прочих проблем.

Ниже представлен список психологических симптомов, которые могут проявляться у человека, относящегося к группе риска интернет-зависимых людей:

    ощущение хорошего самочувствия, а иногда даже эйфории от присутствия за компьютером;

    проблематичность, а в некоторых случаях и невозможность прервать работу;

    увеличение количества времени, проводимого за экраном монитора;

    невнимательное отношение к членам семьи и друзьям, переходящее в полное пренебрежение и равнодушие;

    ощущения внутреннего дискомфорта, пустоты, депрессии и раздражения, появляющиеся в отсутствие компьютера;

    учащающаяся ложь работодателям и членам своей семьи о своей деятельности;

    возникновение проблем с работой или учебой.

Помимо этого настороженность должны вызывать такие сигналы, как:

    навязчивое стремление как можно чаще проверять электронную почту;

    с трудом сдерживаемое предвкушение следующего сеанса нахождения в сети;

    с каждым разом все большее время, проводимое в сети;

    рост расходов, связанных с оплатой Интернет-услуг и компьютерного времени.

Можно, кстати, отметить, что все указанные симптомы практически полностью соответствуют симптомам, характерным для любой другой зависимости, будь то алкоголь, наркотики или одержимость работой. Во всех указанных случаях, включая сюда и Интернет-зависимость, состояние зависимого человека усугубляется, в конечном итоге приобретая статус мании, если своевременно не предпринимать никаких мер по выводу это человека из зависимости. Эйфория, предоставляемая компьютером и Интернетом, постепенно начинает культивировать в человеке неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей и внутренних ориентиров, наплевательское отношение к членам семьи и друзьям.


Довольно часто среди близких людей зависимого человека можно встретить распространенное заблуждение, что они сами могут призвать своего «проблемного» родственника к этическим нормам и нормальному образу жизни. К сожалению, это практические никогда не удается, так как в данном случае им приходится иметь дело не с упрямством, а с настоящей болезнью человека, которая вызывает глубокие изменения личности, сопровождая этот процесс развитием новых, довольно неприятных, черт характера и особенностей самой личности.

Теперь что касается детей. Если про взрослого человека можно сказать, что он сделал свой выбор в большей или меньшей степени осознанно, то ребенок довольно часто становится невольным заложником образа жизни своих родителей, поведение и привычки которых он копирует на сознательном и подсознательном уровне. Долгое общение с компьютером, который в представлении ребенка начинает ассоциироваться с другом, всегда готовым к игре и не говорящим «хватит, я устал!», может приводить не только к возникновению так называемой компьютеромании, но и еще целого комплекса других отрицательных побочных эффектов.

Особенности детской психики заставляют ребенка в крайне короткий срок приспосабливаться к окружающему миру, что совершенно справедливо и в отношении мира компьютеров. К сожалению, многие изменения, вызванные такой особенностью ребенка, обычный человек сразу заметить оказывается не в состоянии (с этой задачей может справиться только опытный педагог или психолог). В качестве примера можно привести изменения в эмоциональном плане, появление повышенной агрессивности, частых вспышек насилия. Также можно обратить внимание и на другой аспект – у ребенка прекращается полет фантазии, свойственный его возрасту, он становится неспособными создавать собственные визуальные образы, а также с большим трудом может обобщить и проанализировать поступившую информацию. Долгое общение с компьютером довольно часто может приводить к развитию долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития ребенка. Некоторые психологи уже сейчас отмечают у так называемого «компьютерного поколения» ухудшение работы некоторых видов памяти, появление эмоциональной незрелости и общей безответственности.

Сегодня Интернет и человек, представляют собой неразрывное звено в цепи коммуникации. Жизнь человека, существующего в современном обществе буквально «пропитана» социальными сетями, личными блогами, фотографиями в «instagram» и т.д. Грань между реальным и виртуальным миром исчезает, оставляя за собой различные последствия, как для индивида, так и для общества в целом.

В своём исследовании, мне хотелось бы изучить проблему взаимодействия человека с Интернетом, а также выявить возможные психологические и поведенческие последствия в результате этого взаимодействия.

Итак, можно выделить два вида влияния Интернета на психику и поведение человека: во-первых, позитивное, а во-вторых - негативное. Рассмотрим каждый из них на примере различных последствий.

1.Интернет зависимость. Является самым распространённым отрицательным последствием для субъектов коммуникации. Как правило, интернет зависимость и становится основным источником всех других негативных последствий. К примеру, потеря времени. Из-за навязчивого желания зайти в Интернет, время, которое можно было направить на продуктивную деятельность, уходит на сидение в соц. сетях, новостных порталах, другими словами, тратится в пустую.

Существуют и другие точки зрения, утверждающие, что ни о какой Интернет зависимости не может быть и речи. Для многих, Интернет является просто развлечением, возможностью приятно провести время, при этом не вызывая психологической зависимости.

Однако исследование, проведенное Кимберли Ян, психологом из Питтсбургского университета в Бредфорде, показало совершенно иной взгляд на данное мнение.

Как утверждает сама Янг, сетевая зависимость вырабатывается сравнительно быстро. Исследование Янг опирается на результаты ответов 196 человек на составленный ею тест. Средний возраст пациентов - 33 года. Мужчин среди них около 70%. У 25% опрошенных, зависимость возникла за полгода активной жизни в Сети, 58% стали аддиктами (зависимыми) в течение второго полугодия, лишь около 17% респондентов получили зависимость спустя год и более 10 . Также, по результатам исследования, в реальной жизни зависимые часто являются конфликтными людьми, у них более ярко выражена склонность к депрессии. Исследовательница полагает, что наибольший урон карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. По результатам исследования психолог приводит методику для преодоления зависимости.

Также, данную точку зрения подтверждает Николас Карр, известный американский ученый-публицист, который совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам - быстрое и регулярное просматривание сайтов приводит к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в не способных к интеллектуальной работе людей.

Второе же мнение базируется на том, что Интернет способствует заметному повышению скорости и объема восприятия данных, открытию новых возможностей человеческого мозга, принципиально новому восприятию информации. Также, считается, что у интернет пользователей более разумно и логически правильно выстроены мыслительные процессы. Что позволяет им яснее и точнее выражать мысли, самоорганизовываться. Такая точка зрения весьма импонирует многим интернет пользователям. Однако, если в защиту первого мнения могут выступить некоторые исследования, то второе мнение, на данный момент ещё не имеет подтверждений со стороны исследователей. Таким образом, нет оснований придерживаться второго мнения.

3.Проблема общения. В данном аспекте, Интернет выступает как новая коммуникационная среда, лидирующее место в которой занимает человек, как субъект коммуникации. Так, общение перешло в новую виртуальную плоскость, изменив стандарты и сам процесс коммуникации в целом. Наиболее наглядным примером такого общения в Интернете. являются социальные сети.

Режим «онлайн» образовал некоторые особенности, имеющие как свои недостатки, так и преимущества. Что касается преимуществ, то пользование социальными сетями в значительной мере облегчило человеку жизнь, как в роли адресанта, так и адресата. Новое средство общения позволяет мгновенно обмениваться необходимой информацией, которая может быть представлена в совершенно разных видах сообщения (текст, фото, видео, аудио). Также, с помощью соц. сети, человек может восстановить потерянные связи, найти бывших друзей, знакомых, одноклассников и даже дальних родственников. Система поиска друзей и знакомых, предоставляемая в соц. сети, даёт возможность заводить новые знакомства и отношения. Сеть может выступать и как эффективный инструмент оповещения своих друзей о событиях из своей жизни. Следует отметить, что важным преимуществом межличностной коммуникации в социальной сети перед другими формами коммуникации является совершенная свобода в выборе своего собеседника, отсутствуют такие барьеры, как расстояние, ограниченность в финансовых ресурсах, и что самое главное, благодаря особенностям виртуального общения в соц. сети, у человека снижается степень проявления психологических факторов (застенчивость, страх, трусость, закомплексованность), которые только затрудняют образование диалога. Такая форма коммуникации подарила возможность общаться без затруднений многим людям с ограниченными возможностями.

Ко всему прочему, положительной стороной общения в сетях является анонимность. Возможность высказаться, оставаясь анонимным, лечит неврозы, поскольку все скрытые комплексы вылезают наружу, становясь достоянием сетевой общественности.

Но не стоит идеализировать общение в сети, поскольку оно, как и прочие средства коммуникации имеет свои недостатки.

Проведём параллель с таким положительным эффектом, как удобство общения на расстоянии. С одной стороны, социальные сети позволяют общаться «не выходя из дома», с другой стороны, такое удобство приводит к глобальному снижению интенсивности коммуникации между людьми в настоящем, подлинном виде (общение «вживую»). Это ведёт к малой мобильности людей, что негативно сказывается на их здоровье, психологическом состоянии и мировосприятии. Общение в соц. сетях лишено эмоций, а это огромный минус: нельзя увидеть выражение лица человека, который нам пишет, нельзя услышать интонацию речи, нельзя прикоснуться к человеку, a также сделать всё то-многое, что даёт человеку живое общение.

Кроме того, информационный поток в сетях оказывает негативное влияние на психологическое состояние человека. Причиной здесь выступает отсутствие цензуры как таковой, а именно повышенное количество информации эротического, насильственного, антиморального характера, содержание матерной лексики. Такая информация в первую очередь отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения, делая его жестоким, безнравственным и психически неуравновешенным. В совокупности, данное воздействие оказывает сильное влияние и на сам процесс социальной коммуникации, отклоняя его в сторону дисбаланса.

Итак, на основе исследования можно сделать следующий вывод:

Интернет - это новое средство массовой коммуникации, совмещающее в себе определённые возможности, которые с одной стороны упрощают и делают жизнь индивида более удобной с точки зрения социальной мобильности, скорости обмена информацией и т.д., а с другой стороны, приводят к деградации личности, как моральной, так и физической, глобально дестабилизируя процесс коммуникации в обществе. Такая противоречивость, прежде всего, указывает на то, что развитие массовой коммуникации на сегодняшний день проходит адаптационный период, который характеризуется несовершенством своих идей, наличием проб и ошибок, в силу малоизученности сегмента в котором данная инновация занимает своё место.

Таким образом, можно определить, что процесс развития средств массовой коммуникации приводит к определённым последствиям, поэтому, чтобы максимально снизить угрозу их возникновения, каждому из нас необходимо совершенствовать технологию развития средств массовой коммуникации, в частности Интернета.

Заключение

Интернет сегодня – это реалия жизни социума, проникающая во все его сферы и институты. Интернет, как средство массовой коммуникации, включает в себя очень важные социальные аспекты информатизации общества, позволяющие ему, как функционировать в коммуникативной среде, так и изменять информационную реальность социума.

Для выбора темы курсовой работы, мне послужила актуальность проблем, связанных с развитием коммуникационной среды общества и процессов протекающих внутри него. Также на основе этого, мною была определена и цель работы. В соответствии с установленной целью были поставлены задачи курсовой работы. Проведенная работа по решению задач привела к следующим результатам.

В первом разделе мною было раскрыто понятие Интернета, как средства массовой коммуникации, на основе которого были рассмотрены такие его составляющие, как группы коммуникаций, возникающих между адресантом и адресатом и основные функции Интернета, которые наиболее полно раскрыли его содержание и направленность. В конце раздела по анализу вышесказанного был сделан вывод.

Во втором разделе, на основе приведённых статистических данных, мною была дана характеристика Интернет аудитории, по содержанию которой, в конце раздела, также был сформулирован вывод.

В третьем разделе, была представлена завершающая стадия моего исследования по проблеме взаимодействия человека с Интернетом, в котором на примере определённых последствий, с учётом различных точек зрения и исследований по данной проблеме, мною было выделено и описано два вида влияния Интернета на психику и поведение человека.

Заключительной стадией исследования, как и полагается, стало формулирование общего вывода, базирующегося на всём содержании работы.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Богданов Д. Социальные функции Интернета / «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки», 2011. – С. 114–120.

2.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.

3. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2004 – 328 с.

4.Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

5. Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа. Журнал коммуникации. – 1996 - № 1. - с. 42

Интернет-ресурсы

6. http://bd.fom.ru/map/projects/internet/ - База данных ФОМ. Исследование Интернет аудитории в России.

7.http://royal.pingdom.com/2012/01/17/internet-2011-in-numbers/- Официальный сайт компанииPingdom. Результаты исследования интернет аудитории.

8. http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html- Статья Егорова А.Ю. об интернет – зависимости.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/– Свободная энциклопедия Википедия. Понятие Интернет.

10.http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23366– Словари и энциклопедии на Академике. Понятие Интернет.

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/– Свободная энциклопедия Википедия. Понятие Интернет.

2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23366– Словари и энциклопедии на Академике. Понятие Интернет.

3 Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа.Журнал коммуникации. – 1996 - № 1. – С. 42

4 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.

5 Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2004 – 328 с.

6 Богданов Д. Социальные функции Интернета / «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки»,2011. – С. 114–120.

7 Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

8 http://royal.pingdom.com/2012/01/17/internet-2011-in-numbers/- Официальный сайт компанииPingdom. Результаты исследования интернет аудитории.

9 http://bd.fom.ru/map/projects/internet/ - База данных ФОМ. Исследование Интернет аудитории в России.

10 http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html- Статья Егорова А.Ю. об интернет - зависимости.