Вооружение истребителя gripen e. Шведы собрали истребитель Gripen нового поколения

Antony Angrand в статье «Suède: controverse autour du Gripen », опубликованной французским журналом "Air&Cosmos ", в Швеции разворачивается небольшой скандал относительно производства новых истребителей Saab JAS-39E Gripen (Gripen NG). Новые истребители должны содержать комплектующие, снятые с находящихся в составе ВВС Швеции истребителей модификаций JAS-39C и D. Шведы задаются вопросом, имеет ли смысл каннибализировать имеющийся парк истребителей для производства новых самолетов.

Круговорот Saab JAS-39 Gripen в природе: предыдущее поколение становится донором запчастей для своего потомка (с) gripenblogs.com

Этот вопрос породил множество протестов, так как стоящие на вооружении истребители Gripen проходят модернизацию, причем ее стоимость высока. Истребитель JAS-39C в последней версии [стандарт MS20] оснащен новым оборудованием и может применять новейшие ракеты «воздух-воздух» Meteor разработки концерна MBDA, самолеты этой модификации были
переданы ВВС Швеции полтора года назад. Многие считают, что процедура каннибализации JAS-39C/D для постройки машин JAS-39E представляет собой хищение в особо крупных размерах, причем одновременно дорогостоящее и бесполезное. Некоторые считают, что имеющиеся самолеты могут быть перепроданы в другие страны. Глава либеральной партии Ян Бьерклунд (Jan Björklund) также присоединился к дебатам, высказав мнение, что в будущем шведские ВВС будут эксплуатировать сто истребителей - закупив 60 Gripen E и добровольно сохранив 40 Gripen C и D. По мнению Берклунда, идеальным вариантом было бы сохранение всех имеющихся Gripen, а численность ВВС могла бы составить 160 истребителей.

Однако новые данные о состоянии ВВС Швеции демонстрируют тот факт, что без использования комплектующих с имеющихся самолетов для Gripen E программа выходит очень дорогой, и настаивают на том, что Gripen C и D были также выпущены с использованием деталей самолетов предыдущей модификации - JAS-39А и В.

Однако на этот раз масштаб использования б/у комплектующих намного шире. Новый Gripen E отличаются большими размерами, у него новый бортовой процессор, у которого нет ничего общего с предыдущим вариантом, новый комплекс РЭБ и намного больше новых деталей.

Определенное число деталей всегда может быть вновь использовано. Их стоимость оценивается в 20% от цены нового Gripen. А это позволяет говорить о том, что в обратном случае - когда старые Gripen не станут донорами запчастей, а новые Gripen E будут выпущены исключительно из комплектующих нового производства, стоимость программы вырастет на 820 млн евро.

Первые серийные экземпляры истребителя Gripen E должны быть выпущены в 2019 году. Начиная с этого времени ежегодно должно производиться от пяти до десяти самолетов в период до 2026 года. Чтобы выдержать график поставок, Saab должна начать разборку имеющихся самолетов начиная с 2017 года. Таким образом, итоговое решение должно быть принято самое позднее до конца текущего года.

Если шведы решать не пускать "на органы" свои нынешние истребители, вырастут дополнительные расходы, так как Gripen E в значительной степени унаследовал детали от своих предшественников, но это не значит, что он не сильно будет от них отличаться. А это приведет к тому, что стоимость эксплуатации двух разных модификаций самолета будет выше.

Наконец, дополнительное число самолетов означает большее число летчиков, новые авиабазы, больший объем обслуживания и ремонта, а это тоже приводит к дополнительным расходам.

Разработанный концерном SAAB самолет JAS 39E Gripen из-за своего программного обеспечения может стать самым продвинутым в своем классе.

Самый совершенный боевой самолет в мире проектируется в Швеции - некоторые характеристики JAS 39E Gripen позволяют говорить о создании первого многоцелевого истребителя шестого поколения.

К такому выводу пришел американский военный журналист и эксперт по высокотехнологичным вооружениям Билл Свитмен. В своей статье в Daily Beast он предположил, что шведский производитель может успешно оспорить доминирование Пентагона в области военно-воздушных разработок.

«В 2005 году Lockheed Martin использовали термин „пятое поколение“ для их нового стелс-истребителя , разрабатываемого для американской армии. По иронии судьбы они позаимствовали российский термин для обозначения другого малозаметного истребителя - . Некоторые из конкурентов попали в расставленную ловушку, пытаясь доказать, что четвертое поколение боевых машин не хуже пятого», - напомнил он, пояснив, что если есть пятое поколение, то неизбежно появление шестого. По его мнению, именно к этому этапу развития военной авиации следует отнести истребитель JAS 39E Gripen шведской компании Saab.

Размер вооруженных сил снижается по всему миру - все меньше государств имеют на вооружении более ста боевых самолетов, поэтому каждая машина должна использоваться максимально эффективно. Свитмен считает, что в современных условиях это означает не только превосходство в качестве материалов и инженерных решений, но и в программном обеспечении. Например, iPhone ценится за те приложения, которые можно на нем запустить, а не за само «железо».

Американские истребители пятого поколения были созданы с опорой на концепцию 30-летней давности, когда натовские самолеты готовились к одной простой задаче - отразить любую опасность, которая прилетит со стороны Востока. В будущем боевые операции в воздухе будут не такие прямолинейные, поясняет специалист, ключевую роль в них будут играть разведка и подробное изучение зоны военного конфликта.

Именно поэтому JAS 39E Gripen можно назвать истребителем шестого поколения, это не самый быстрый или самый малозаметный самолет, его отличает особый подход к «софту». Это небольшой истребитель с относительно большой грузоподъемностью, позволяющий устанавливать обновления программ для управления воздушным судном на каждую новую модификацию. Кроме того, шведы поставят на JAS 39E Gripen улучшенную электронную систему опознавания «свой-чужой», которая позволит пилоту максимально четко разобраться в нейтральных, враждебных и союзнических целях в условиях воздушного боя. При создании оптических сенсоров, возможно, впервые при создании боевой системы была применена экспериментальная технология нитрида галлия.

По словам Свитмена, шведы научились строить ультрасовременные истребители благодаря сбалансированному использованию собственных и заграничных технологий. Так, двигатель JAS 39E Gripen американский, радиолокационное оборудование британское, инфракрасная система наведения из Италии, а часть элементов корпуса изготовлены в Бразилии.

«Новый проект амбициозен, это первый раз, когда Швеция взялась за такой проект, попавший в центр внимания в международном масштабе. Но в случае успеха это будет уроком, который должны будут выучить все », - резюмировал военный журналист.

Билл Свитмен считается весьма авторитетным экспертом, но говорить о создании в Швеции истребителя шестого поколения еще рано, рассказал «Русской планете» главред журнала «Взлет» Андрей Фомин. «Если F-35 изначально создавался как перспективный истребитель, то Gripen все-таки очередная модификация истребителя четвертого поколения летающего с 1980-х годов. Конечно, обновляется бортовое оборудование, ставятся современные системы вооружения, но технологически мало реализуемо сделать из него абсолютно новую машину », - считает он.

По словам Фомина, F-35 и вообще не стоит сравнивать. «У этих машин разная размерность. Шведский самолет относится к легкому классу, у него максимальный полетный вес 12 тонн, это современное европейское воплощение того, чем у нас когда-то был . А истребитель F-35 все-таки более тяжелая машина», - пояснил эксперт.

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком - аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух» на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Вооружение JAS-39

Основное вооружение 27-мм авиационная пушка Mauser BK27 со скорострельностью от 1100 до 1700 выстрелов в минуту с запасом 120 патронов (отсутствует в двухместной модели JAS 39B). JAS-39 имеет 8 точек подвески и способен нести боевую нагрузку общим весом 4200 кг. Экспортная же версия JAS-39NG имеет 10 точек подвески. Грузоподъемность в этой версии увеличена до 5200 кг. В классе ракет «воздух-воздух» способен нести до 6 ракет типа AIM-9 Sidewinder или до 4 ракет AIM-120 AMRAAM. В классе «воздух-поверхност», самолет способен нести до 4 ракет AGM-65 Maverick или же до 2 ракет дальней дальности TAURUS KEPD 350/150, предназначенных для поражения высокозащищенных целей. Также JAS-39 способен нести до двух противокорабельных ракет RBS-15, разработанных шведской фирмой SAAB Bofors Dynamics.

Бомбовое вооружение включает в себя до 4 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 PAVEWAY II или же до 8 бомб без лазерного наведения Mark 82. Также способен нести и кассетные бомбы.

Grippen состоит на вооружении следующих стран: Швеция, Венгрия с 2006 года, Великобритания, Чехия, Таиланд, ЮАР с 2007 года

Технические и тактические данные:

Производитель: SAAB / BAE Systems (Швеция / Великобритания)

История: разработка началась в 1982 году, первый полет в 9 декабря1987 года, последние летные испытания завершены в декабре 1996 года. С 1997 года начал поступать в ВВС Швеции

Размеры: длина 14,1 метра, высота 4,5 метра,

Размах крыльев : 8,4 метра,

Вес пустого : 5700 кг

Максимальная взлетная масса :14000 кг.

Силовая установка: реактивный двигатель Volvo Aero RM 12 с тягой 80 кН.

Тяга: 54 кН

Тяга на форсаже: 80,5 кН

Максимальная скорость : 2 Маха (2400 километров в час)

Скороподъемность : 4700 метров в минуту

Перегоночная дальность : 3200 км. (с подвесными баками)

Боевой радиус : 800 км.

Максимальный потолок : 15452 метра

Экипаж: стандартно о дин пилот, но есть также двухместная версия (JAS-39B).

18 декабря было объявлено о завершении одного из самых длительных тендеров последнего времени. Согласно решению руководства страны, военно-воздушные силы Бразилии в течение нескольких следующих лет получат истребители Saab JAS 39 Gripen шведского производства. Конкурс FX2 (ранее назывался FX2), в котором победила шведская компания Saab, продолжался 12 лет. В течение этого времени несколько ведущих мировых производителей авиационной техники предлагали бразильским военным свои новейшие разработки, однако контракт в итоге получила компания, которую изначально мало кто рассматривал в качестве фаворита.


О начале тендера на поставку истребителей для ВВС Бразилии было объявлено еще в 2001 году. Тогда тендер носил название FX. Для замены устаревших самолетов Dassault Mirage III французского производства предполагалось приобрести 36 истребителей новой модели. Общая стоимость техники оценивалась не более чем в 5 миллиардов долларов США. Конкурс привлек внимание нескольких производителей авиационной техники и был сформирован список его участников. В зависимости от решения комиссии, бразильские ВВС могли пополниться самолетами Dassault Rafale (Франция), Boeing F/A-18E/F Super Hornet (США) или Saab JAS 39 Gripen (Швеция).


Dassault Rafale


Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Сравнение предложенных самолетов продолжалось до 2007 года, после чего тендер перезапустили с новым названием. Конкурс FX2 отличался от предыдущего несколькими нюансами финансового и производственного характера, а также количеством требуемых самолетов. Кроме того, после перезапуска в конкурсную борьбу включились новые участники. Кроме французской, американской и шведской компаний на контракт стали претендовать российская организация «Рособоронэкспорт» с самолетом Су-35, европейский консорциум Eurofighter с истребителем Typhoon и американская компания Lockheed Martin с модернизированной версией F-16 Fighting Falcon.


Су-35


Typhoon Eurofighter


F-16 Fighting Falcon

Согласно условиям конкурса FX2, ВВС Бразилии в общей сложности должны получить 36 самолетов выбранной модели, а в дальнейшем возможно начало производства техники на бразильских предприятиях по лицензии. По некоторым данным, Бразилия желает получить помощь в развертывании производства новой техники и ее компонентов на своих предприятиях. Предполагается освоить производство двигателей и различного радиоэлектронного оборудования.

В 2008 году конкурсная комиссия ВВС Бразилии огласила список финалистов тендера. Примечательной особенностью «короткого списка» оказался тот факт, что все претенденты на победу подавали заявки еще на конкурс FX. К этому времени, однако, шведская компания Saab успела предложить бразильским военным обновленный вариант своего истребителя Gripen NG. Что касается остальных участников тендера FX2, то они выбыли из соревнования по разным причинам. К примеру, российский проект Су-35 в то время находился на стадии доводки, консорциум Eurofighter не смог предложить план развития своего самолета, а американская компания Lockheed Martin отказалась передавать Бразилии все требуемые технологии.

Как ожидалось, объявление победителя должно было состояться в конце 2008 или в 2009 году, но в 2009-м ход тендера нарушился. К этому времени военные выбрали шведский истребитель Gripen NG, мотивировав свое решение меньшей его ценой при сравнимых боевых качествах. Однако Луис Инасиу Лула да Силва, в то время занимавший пост президента Бразилии, придерживался иного мнения. После нескольких встреч с французским президентом Н. Саркози он заявил о грядущих покупках истребителей Dassault Rafale. Подобные планы президента не устроили военных, и из-за начавшихся споров подведение итогов конкурса вновь перенесли.


JAS 39 Gripen

В начале 2011 года новый президент Бразилии Дилма Русеф приостановила тендер FX2 и потребовала пересмотреть заявки участников. В дальнейшем сроки тех или иных этапов тендера неоднократно сдвигались. После почти трех лет переговоров, анализа документации и испытаний техники было оглашено окончательное решение: предъявляемым требованиям наиболее полно удовлетворяет истребитель Saab JAS 39 Gripen NG шведского производства. Как сообщает издание Jane’s, первая партия из 36 самолетов обойдется Бразилии примерно в 4,5 млрд долларов.

Результат столь длительного тендера вызвал соответствующую реакцию со стороны проигравших компаний. Пожалуй, самой интересной является реакция французской компании Dassault. В ее официальном пресс-релизе критике подвергся бразильский подход к выбору победителей. По мнению представителей французской компании, подобный способ выбора техники игнорирует ее экономическую эффективность и технический уровень. Иными словами, в пресс-релизе завуалировано утверждается, что Gripen NG дешевле французского конкурента, но вряд ли способен конкурировать с ним по другим характеристикам.

На критику с французской стороны ответил вице-президент компании Saab Леннарт Синдал. В своем интервью для бразильского издания Veja он опроверг все претензии бывших конкурентов по конкурсу. По мнению Синдала, Gripen NG способен нести больше вооружения, оснащен радиоэлектронным оборудованием с более высокими характеристиками, а также обойдется бразильскому бюджету в меньшую сумму. Единственным фактическим преимуществом французского истребителя Dassault Rafale оказывается возможность несения и применения ядерных боеприпасов. Поскольку Бразилия не располагает подобным , эту особенность французского самолета нельзя считать фактором, способным повлиять на решение комиссии.

Результаты тендера FX2 не стали неожиданностью для шведских авиастроителей. Бразильские военные выбрали самолет Gripen NG еще в 2009 году, и с тех пор не произошло никаких событий, которые могли бы сказаться на их решении. Видя, как ВВС Бразилии отреагировали на заявления президента о покупке французских самолетов, шведская компания Saab, очевидно, поняла, что следует делать дальше. Еще в 2011 году Saab и бразильские военно-воздушные силы открыли авиационный центр, в обязанности которого входит проведение различных исследований и создание новых проектов. Кроме того, к настоящему времени созданы несколько совместных шведско-бразильских предприятий. В будущем они займутся выпуском различных агрегатов для самолетов Gripen NG.

Основные переговоры по контракту начнутся лишь в следующем году. Тем не менее, уже сейчас в средствах массовой информации появились сведения о возможном внесении в договор тех или иных пунктов. К примеру, ВВС Бразилии и компания Saab могут перенести оплату контракта на будущее. В таком случае первые деньги за заказанные истребители будут перечислены лишь через несколько месяцев после передачи последнего из них. Срок выплаты всей суммы пока оценивается в 15 лет. Кроме того, компания Saab может инвестировать в бразильское авиастроение порядка 175% от стоимости будущего контракта. Шведские авиастроители помогут бразильским коллегам освоить новые технологии, а также получат долю в новых предприятиях. Таким образом, подобный контракт может стать первым шагом в длительном многолетнем сотрудничестве, которое продлится несколько десятилетий.

Первые из заказанных 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены Бразилии лишь через несколько лет. Из-за этого, по имеющимся данным, в ближайшем будущем могут начаться переговоры между ВВС Бразилии и Швеции. Их целью должна стать передача в аренду некоторого количества истребителей Gripen из состава шведских вооруженных сил. После поставок первых машин по контракту арендованные истребители вернутся домой. Подробности подобного соглашения пока остаются неизвестными, поскольку на данный момент все ограничивается лишь несколькими заявлениями высокопоставленных лиц двух сторон.

Есть все основания полагать, что сотрудничество ВВС Бразилии и компании Saab не прекратится после поставки партии из 36 истребителей. Ранее неоднократно утверждалось, что в общей сложности бразильские ВВС намерены получить 120 самолетов, большая часть которых должна быть построена на местных предприятиях. Сейчас бразильские и шведские авиастроители планируют построить в городе Сен-Бернардо предприятие, которое будет принимать самое активное участие в строительстве и обслуживании истребителей Gripen NG.

Вся имеющаяся информация о результатах тендера FX2, а также о предпосылках к принятию такого решения, наглядно демонстрирует намерения сторон. Как видим, компания Saab, в отличие от конкурентов не только предложила наименее дорогой истребитель, но и не забыла о выгодных «бонусах». Фактически в обозримом будущем шведские авиастроители вложат в бразильскую промышленность и оборону больше денег, чем получат сами за поставку 36 истребителей. Тем не менее, доля в совместных предприятиях и контракты на строительство новых самолетов, которые могут быть подписаны в будущем, позволят полностью окупить инвестиции и, что называется, выйти в плюс.

Нельзя не признать, что подобные планы на ближайшие 10-15 лет могут быть связаны с большими рисками. Однако компания Saab, по-видимому, учла все плюсы и минусы и пришла к выводу, что такое сотрудничество с бразильским авиастроением стоит вложения сил и денег. Именно этим и можно объяснить все шаги шведской стороны, предпринятые с 2011 года. Иные компании, участвовавшие в тендерах FX/FX2, оказались не готовы сделать подобные предложения, а также связанные с ними выгоды и риски. Насколько право руководство компании Saab, предлагающее оригинальный метод оплаты заказанной техники и создание нескольких совместных предприятий, покажет время. Последние из 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены заказчику в 2023 году и только после этого начнутся выплаты.

По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://lenta.ru/
http://vpk-news.ru/
http://dassault-aviation.com/
http://veja.abril.com.br/

Истребитель Gripen / Фото: eurasian-defence.ru

Шведская компания Saab собрала первый летный образец истребителя семейства Gripen нового поколения - Gripen-E. Как сообщает Defense News, официальная выкатка самолета состоится 18 мая 2016 года на предприятии компании в Линчепинге. Когда именно состоится первый полет самолета, не уточняется. В общей сложности в программе летных испытаний Gripen нового поколения будут участвовать три самолета, представляющие основные версии истребителя для ВВС Швеции и Бразилии.

Подробности о собранном образце боевого самолета не уточняются. Сборка самолета велась с июля 2013 года. Gripen-E - общее название для боевых самолетов следующего поколения в семействе Gripen. Эти истребители планируется выпускать в двух основных вариантах: одноместном "E" и двухместном "F". Новые самолеты получат доработанные силовые установки Volvo Aero, радар с активной фазированной антенной решеткой, топливные баки увеличенного объема, а также усовершенствованную авионику.

Разработка нового самолета ведется с применением решений и технологий, использованных при создании демонстратора технологий Gripen-NG. В этом самолете установлены усовершенствованные американские двигатели F414G, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Raven ES-05, топливные баки увеличенного объема. Кроме того, боевой самолет оснащен двумя дополнительными точками и подвески и может нести большую по сравнению с обычным Gripen боевую нагрузку.

Семейство Gripen появилось во второй половине 1980-х годов и сегодня представлена одноместными вариантами Gripen-A/C и двухместными Gripen-B/D. Самолет такого типа максимальной взлетной массой 14 тонн способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет около 800 километров. Истребитель вооружен 27-миллиметровой авиационной пушкой с боезапасом на 120 выстрелов и восемью точками подвески для ракет и бомб общей массой 5,3 тонны, сообщает «АвиаПорт» .

Техническая справка



Сааб JAS 39 «Грипен » (швед. Saab JAS 39 Gripen) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный компаний СААБ Авионикс. JAS расшифровывается как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.

С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции. По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также один двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для совершенствования подготовки летчиков-испытателей.

История создания

Концепция: Многоцелевой истребитель Gripen создавался начиная с середины 1980-х годов для обороны своей страны — возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом.

В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.

Начало: Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.

Лётные испытания: Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 году — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.

Конструкция

Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника. Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.

Технические характеристики


Экипаж, чел. 1
Длина, м 14,1
Высота, м 4,5
Размах крыла, м 8,4
Площадь крыла, м² 30
Масса пустого, кг 6800
Нормальная взлетная масса, кг 8500
Максимальная взлётная масса, кг 14000
Масса полезной нагрузки, кг 5300
Масса топлива во внутренних баках, кг 2000
Двигатель: Вольво Аэро RM12
Максимальная тяга, кгс 1×5100
Тяга на форсаже, кгс 1×8160



Лётные характеристики


Максимальная скорость на большой высоте, км/ч ~ 2200 (2,0 Маха)
Боевой радиус, км 800
Практический потолок, м 15240
283
Тяговооружённость: 0,97
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g −3 / +9