Все о закупках по 223 фз. Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Для участников госзакупок очень важны правила игры, определяемые Законом № 223-ФЗ. В этой статье речь пойдет о видах конкурсных процедур, заказчиках и нововведениях, вступающих в силу с 1.01.2016 г.

Эта статья станет началом серии публикаций, в которых будет рассказано о порядке проведения закупок в соответствии с Законом № 223. Сегодня речь пойдет о видах конкурсных процедур, заказчиках, а также нововведениях, которые вступят в силу с начала 2016 г.

Кто в соответствии с Законом № 223 может быть заказчиком?

По Закону № 223, заказчиками могут выступать:

  • государственные корпорации, например, ГК «Росатом»;
  • государственные компании, например, ОАО «Ростелеком»;
  • естественные монополии, к примеру, ОАО «РЖД»;
  • муниципальные и государственные унитарные предприятия, например, «Московский Информационно-аналитический Центр»;
  • предприятия жилищно-коммунального комплекса, которые регулируются государством, к примеру, «Самаратрансгаз»;
  • автономные учреждения, например, ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 2»;
  • компании, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит государству, например, ОАО «ВТБ» и его дочерние фирмы (ОАО «Банк Москвы» и другие);
  • бюджетные учреждения и организации, участвующие в закупках в качестве поставщика, либо заказчики, покупающие товары (услуги, работы) на гранты, субсидии и самостоятельно заработанные деньги (к примеру, БУ «Институт Эпидемиологии»).

Свои закупки заказчики публикуют на сайте zakupki.gov.ru, а проводиться они могут на любой из площадок. Поскольку Законом № 223 количество площадок пока не ограничено, их уже более 150. Для отслеживания закупок удобно использовать поисковые сервисы или ресурс zakupki.gov.ru.

Важно : при закупах на сумму менее 100 тысяч рублей (для крупных компаний – до 500 тысяч рублей) обязательной публикации на zakupki.gov.ru не требуется. Зачастую такие закупки размещают на сайте заказчика.

Какими документами регламентируются закупки?

Закупки регламентируются ГК РФ (ст. 447-449), Законами № 135 (статья 17) и № 223 , а также положениями о закупках каждого заказчика. Базовым документом является положение о закупках отдельного заказчика, где указываются:

  • условия проведения процедур (неторговых и торговых);
  • перечень товаров, закупаемых только каким-то определенным способом;
  • способы проведения закупок;
  • регламент заключения, внесения изменений и исполнения контрактов;
  • требования, предъявляемые к обеспечению контракта;
  • порядок подготовки и проведения процедур;
  • иные параметры закупок.

Возможно, Вас также заинтересует:

  • Закон № 223-ФЗ: подготовка к участию

    Каждый поставщик, участвующий в закупках государственных компаний, хочет чаще выигрывать, затрачивая меньше средств. Какие действия необходимо предпринять для этого?

  • Новая электронная подпись: достаточно одной?

    Для того, чтобы иметь допуск к федеральным тендерам, получать государственные услуги и подавать налоговую отчетность, достаточно будет всего одной электронной подписи.

  • Ошибки участников госзакупок

    Участники государственных закупок (особенно это касается начинающих) продолжают совершать типичные ошибки. Какие из них наиболее распространены?

Перечень процедур, которые может проводить заказчик

Организациям предоставлено право закупки товаров (услуг, работ) любыми способами, которые прописаны в их положениях. Процедуры могут быть двух видов.

  1. Торговые. Они являются обязательными, поэтому должны быть прописаны заказчиком в его положении о закупках. К их числу относятся закрытые, открытые, двухэтапные конкурсы и конкурсы с предварительной квалификацией, а также закрытые, открытые и электронные аукционы.
  2. Неторговые. При их проведении заказчиком могут быть использованы известные процедуры или описаны свои. Это может быть:
  • прямая закупка (закупка у одного поставщика);
  • открытый либо закрытый запрос предложений;
  • открытый либо закрытый запрос цен;
  • иной способ размещения (неконкурентные закупки, котировочная сессия, конкурентные переговоры).

При проведении большей части закупок применяются иные способы. Второе место занимают закупки у одного поставщика. Однако постепенно заказчики отдают предпочтение конкурентным процедурам, когда за контракт борются несколько поставщиков.

При проведении конкурса либо аукциона к обязанностям заказчика относятся процедуры по заключению контракта с победителем. В других случаях он имеет право отказаться от подписания договора с победителем, не объясняя причин. Он не обязан обосновывать конкретную закупку и начальную цену контракта. Также в любой момент заказчик может отменить закупку.

Какие изменения коснутся поставщиков с начала 2016 года?

С начала 2016 года произойдут следующие изменения.

  • Возрастут объемы закупок для предприятий среднего и малого и бизнеса. Это произойдет в связи с тем, что заказчики, имеющие выручку более 2 млрд. рублей, будут обязаны осуществлять не менее 18% своих закупок у субъектов среднего и малого предпринимательства.
  • Расширится перечень закупок, проводимых в электронной форме. Этот перечень детализируют, и он будет соответствовать действующему ОКПД (общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности).
  • Введут в действие новую форму декларации для СМСП .

Ряд поставщиков считает, что по Закону № 223 работать с заказчиками проще. Действительно, в положениях этого Закона предусмотрено следующее.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    ФЗ №223 призван регламентировать порядок совершения закупки отдельными видами юридических лиц. Данный закон регулирует общие принципы ведения закупок. 223-ФЗ предполагает самостоятельную разработку заказчиком положения о закупках для собственной организации.

    Согласно закону №223 в роли заказчика могут выступать:

    • организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
    • компании, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т. д.);
    • субъекты естественных монополий (газовые и нефтяные компании, РЖД и т. д.);
    • бюджетные организации, ведущие закупку на внебюджетные средства (полученные гранты, средства субподряда, собственные средства и т. п.).

    В роли поставщика (участника) могут выступать как юридические, так и физические лица, включая ИП.

    Электронные торги проводятся на любых ЭТП с любыми условиями участия на усмотрение заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно устанавливать сроки проведения закупки и выполнения заказа, потому участники тендера перед подачей заявки должны изучить Положение о закупке конкретного заказчика. Также заказчик вправе самостоятельно устанавливать размер и способ обеспечения контракта, а также изменять условия договора, предварительно согласовав их с поставщиком.

    Ведение электронного аукциона

    Федеральный закон №223 предусматривает два способа отбора предложений поставщиков – аукцион и конкурс, проводимые в электронной форме. Электронные аукционы проводятся в открытой либо закрытой формах. Для проведения открытого аукциона необходимо опубликовать информацию о нем в план-графике закупок заказчика на сайте госзакупки. В открытом аукционе могут принимать участие любые организации, зарегистрированные на торговой площадке. В случае ведения закрытого аукциона нет надобности публиковать информацию о нем в план-графике. Причем принимать участие в закрытом аукционе могут лишь приглашенные заказчиком компании.

    В связи с этим 223-ФЗ определяет ограничения на проведение таких аукционов. Закрытый аукцион проводится в случае заключения сделки связанной с государственной тайной или в тех случаях, когда форма определения поставщика прямо предусмотрена соответствующими решениями Правительства РФ. Также заказчик может не размещать сведения о закупке, стоимость которой не превышает определенной суммы.

    Правила ведения электронного аукциона по 223-ФЗ

    Правила ведения аукциона определяет заказчик. Аукционы допускается проводить как в один, так и в несколько этапов, если тендер ведется в отношении сложных работ, товаров или услуг. Заказчиком определяются сроки ведения аукциона. Ведение электронного тендера может осуществляться как в фиксированном периоде, так и с продлением срока аукциона за счет новых предложений поставщиков. Шаг аукциона также может быть фиксированным (определенная сумма либо процент от сделки) или нефиксированным (определенный диапазон сумм, либо диапазон процентов от сделки). При этом шаг аукциона может быть снижен.

    Документация заказчика

    • Положение о закупке;
    • План закупки;
    • Извещение о закупке;
    • Сопутствующую документацию о закупке (требования к оформлению, содержанию, составу и форме заявки, а также техническое задание и прочие инструкции).

    Положение о закупке – это документ, знаменующий о начале закупочной деятельности заказчика. В документе прописывается способ закупки, план ее подготовки и ведения, регламент заключения и исполнения договора, а также перечень закупаемых работ (товаров или услуг). Это положение публикуется на сайте госзакупки.

    План закупки составляется сроком не менее 1 года. План размещается в открытой части сайта zakupki.gov.ru и содержит сведения о закупке и дату ее поставки (с учетом срока прохождения закупочной процедуры). Годовой план закупки разбивается на периоды: помесячно или поквартально.

    Извещение о закупке формируется заказчиком в личном кабинете на zakupki.gov.ru с помощью функционала официального сайта госзакупки.

    Документация о закупке, включая проект договора должны быть опубликованы в электронном виде на сайте госзакупки.

    Обеспечение контракта согласно 223-ФЗ

    Согласно закону установление обеспечения контракта не является обязательным условием, однако, заказчик может потребовать гарантии обеспечения на свое усмотрение. На практике же принято обеспечивать контракт путем перечисления залоговой суммы на счет заказчика либо предоставлять банковскую гарантию. Все требования и способы предоставления гарантии должны быть изложены в Положении о закупке. Поскольку залог денежных средств ведет к неэффективному отвлечению финансов из компании, большинство участников электронных торгов предпочитают использовать банковскую гарантию для обеспечения контракта.

    Запрос цены – это порядок определения поставщика путем принятия от участников предложений о цене. Запрос ценовых котировок представляется конкурентным способом осуществления закупки, при котором заказчик сообщает потенциальным поставщикам о потребности в товарах (услугах или работах), рассылая извещения в электронном режиме.

    Запрос котировок может быть проведен в случае не слишком дорогой поставки и при условии рассылки извещения не менее чем трем поставщикам. Тендер считается состоявшимся, если заявку на участие подали три и более компании-участника. Если же тендер не состоялся, то запрос предложений начинается заново либо проводится закупка у единого поставщика при условии указания такого требования в Положении. Победитель определяется специальной комиссией, которая сопоставляет обоснованную цену и сроки осуществления заказа.

    Запрос предложений

    Запрос предложений создается заказчиком путем определения условий приобретения товаров (услуг или работ), их качества и требований к поставщику. Сформированный запрос рассылается участникам закупки в виде извещения. Далее заказчик получает заявки на участие в закупке от потенциальных поставщиков и проводит их рассмотрение специальной комиссией. Информация о результате проведения запроса предложений подлежит обязательной публикации на сайте заказчика в открытом доступе, после чего с победителем запроса заключается контракт.

    Заказчик может оформить отказ от проведения запроса котировок или запроса предложений на любом этапе до момента заключения договора без возмещения участникам (победителю) понесенных в связи с закупочной процедурой затрат. Однако злоупотреблять таковым правом не стоит, поскольку контролирующие органы вправе требовать предоставления веских аргументов для прекращения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

    Стоит обратить внимание на то, что закон предусматривает дисциплинарную, гражданскую и административную ответственность за нарушение правил закупки. При этом штрафные санкции могут быть возложены как на участников закупки, так и на заказчика, а также их должностных лиц.

    Ниже приведено полезное видео:

    Особенности закупок по 223-ФЗ - это наличие специальных правил проведения закупок отдельными видами юридических лиц, их прав, обязанностей, а также ответственности. Разберемся, какие организации могут проводить госзакупки по 223-ФЗ и какие особенности устанавливает этот закон.

    Кто является заказчиком по 223-ФЗ

    Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

    1. Государственные корпорации и компании.
    2. Публично-правовые компании.
    3. Субъекты естественных монополий.
    4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
    5. Автономные учреждения.
    6. Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
    7. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
    8. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
    9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
    10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
    11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

    В качестве примеров таких организаций можно привести:

    1. ПАО «Газпром».
    2. ООО «Газпром Инвест».
    3. АО «ЭК Ленэнерго».
    4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

    Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением. Именно поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

    Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

    Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

    Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

    Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

    В законе прописаны и права заказчика:

    1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам № 223 и № 44.
    2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
    3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

    Можно ли пожаловаться в ФАС

    Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

    1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
    2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
    3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
    4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.

    В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.

    Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2019 года

    Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

    Нарушение по 223-ФЗ

    Сумма на должностное лицо, руб.

    Сумма на юрлицо, руб.

    Основание по КоАП

    Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

    От 10 000 до 30 000

    От 100 000 до 300 000

    Ч. 1 ст. 7.32.3
    Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от шести месяцев до одного года Ч. 2 ст. 7.32.3
    Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

    Нарушены сроки публикации информации о закупках

    От 2000 до 5000

    От 10 000 до 30 000

    Ч. 4 ст. 7.32.3
    Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

    Нарушены сроки публикации изменений

    От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

    Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

    От 2000 до 3000

    От 5000 до 10 000

    Ч. 7 ст. 7.32.3

    Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

    От 2000 до 3000

    От 5000 до 10 000

    Ч. 8 ст. 7.32.3

    Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

    От 10 000 до 15 000

    От 30 000 до 50 000

    Ст. 19.7.2-1

    Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

    От 30 000 до 50 000

    От 300 000 до 500 000

    Ч. 7.2 ст. 19.5

    Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье .

    08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная , в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье .

    Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй - закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

    Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

    № 44-ФЗ

    Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

    Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

    Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

    № 223-ФЗ

    Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

    Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

    Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

    Кто заказчики и поставщики?

    Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

    Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

    Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

    • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
    • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
    • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
    • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

    Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

    На каких ЭТП проводят торги заказчики?

    Заказчики по 44-ФЗ

    Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна .

    Заказчики по 223-ФЗ

    Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

    На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

    Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как , так и неквалифицированная.

    Способы закупок

    В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки

    1. открытые конкурсы;
    2. конкурсы с ограничением участия;
    3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
    4. многоэтапные конкурсы;
    5. закрытые формы конкурсов;
    6. электронные аукционы;
    7. аукционы в закрытой форме;
    8. запросы предложений;
    9. запросы ценовых котировок.

    Неконкурентные закупки

    К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

    Способы закупок по 223-ФЗ

    В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

    Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

    Отчетность заказчиков торгов

    Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

    Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

    • Отчет об исполнении контракта;
    • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
    • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

    Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

    • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
    • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

    Обеспечение исполнения обязательств по контракту

    Федеральный закон 44-ФЗ

    С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

    Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

    Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

    Расторжение контракта и возможность внести изменения

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

    Обжалование действий заказчика

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

    • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
    • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
    • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

    В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

    Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.