Завтрак на небоскребе. «Обед на вершине небоскреба»: история одной знаковой фотографии

Легендарный «Обед на небоскрёбе» (Lunch Atop a Skyscraper) - фотография, на которой строители небоскреба без страховки обедают на 69 этаже строящегося здания, стала одним из символов эпохи. Снимок постановочный, но с настоящими рабочими.


Серия фотографий Construction Workers Lunching on a Crossbeam — 1932 (Рабочие обедают на балке — 1932) была сделана 20 сентября 1932 года и появилась в New York Herald Tribune 2 октября.

Историк из фотоагентства Corbis, обладающего правами на данные снимки, утверждает, фото были сделаны не ради истории и не ради стремления увековечить строителей, которые, рискуя собственными жизнями, возводили знаменитый небоскреб в Нью-Йорке. Это была рекламная кампания RCA Buildings, являющегося частью Rockefeller Center. Подтверждение версии - подписи к фотографиям о самом высоком здании в Нью-Йорке.

Автором фото сначала называли Люиса Хайна, который вёл фотолетопись строительства Эмпайр Стэйт Билдинга. В 2003 году автором снимка признали Чарльза Клайда Эббетса.
Фото: Charles Clyde Ebbets (1905-1978) - Архив Беттманна, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=2009393 , http://ebbetsphoto-graphics.com

Приблизительное место обеда рабочих. Hamilton M. Wright, 1932 г.

В 2001 году, через неделю после 11 сентября, американский скульптор итальянского происхождения Sergio Furnari создал скульптуру “Lunchtime on a Skyscraper—A Tribute to America"s Heroes". Это - воплощение в натуральную величину строителей небоскреба с легендарного фото.
Скульптура выставлялась как вдохновляющий символ для рабочих, разгребавших завалы на месте Всемирного торгового центра. Фото avatars.mds.yandex.net





С 2003 года скульптурная композиция мобильна и ее можно увидеть в разных частях Нью-Йорка на кузове специального грузовика. Фото ic.pics.livejournal.com, urbanlegends.hu, daytoninmanhattan.blogspot.ru

В 2011 году в Лондоне на крыше Heron Tower сделан ремейк знаменитого кадра.

Группа из 11 лондонских рабочих решила повторить легендарный кадр и отобедала на высоте 240 метров над землей. Бутылка виски, бывшая на оригинальном снимке в руках одного из высотников, была заменена банкой сидра. Участникам фотосессии пришлось одеть страховочные ремни, чтобы не лишиться работы. Всё, прошли времена героев-строителей без страховки.
Фото Michael Crompton , ribalych.ru

Еще одна современная версия «Обеда на небоскребе».

Австралийские рабочие перекусили на вершине недостроенного здания компании крупнейшей в мире горнодобывающей компании BHP в городе Перт. Фото dezinfo.net

Строители петербургского Лахта Центра на высоте только работают. На обед они спускаются вниз. Ведь в небоскребе уже работают скоростные лифты.

Строительство высотных зданий всегда привлекало внимание общественности. Эти огромные сооружения требовали не только новаторских решений и сложных инженерных расчетов, но и большого количества рабочих. Один из самых знаменитых небоскребов - бизнес центр Рокфеллера, который расположен в центре Нью-Йорка. Но тема нашей статьи вовсе не строительные работы, а удивительна фотография, которая сделана в 1932 году.

На ней изображено одиннадцать работников, которые принимают пищу на высоте 200 метров. Согласно официальным данным, это уровень 70 этажа будущего небоскреба. Никто из представленных на фото не беспокоится о своей безопасности: люди просто сидят на металлической балке, а их ноги висят в воздухе. Подобной смелости можно позавидовать: даже крыша шестнадцатиэтажного дома кажется вершиной мира.

А высота более 100 метров должна вызывать панический страх. Но герои знаменитого снимка не только едят, но и ведут беседы, смеются над шутками своих коллег. Что касается автора фотографии, то его личность была установлена не сразу. В первых газетных публикациях вообще не указано имя фотографа. Другие эксперты утверждали, что у фотоаппарата стоял Люис Хайн, который сделал множество снимков во время сооружения Рокфеллер - центра.

Данный вопрос настолько заинтересовал общественность, что было начато детективное расследование. Группа специалистов из частной компании потратила немало сил для установления истины. Выяснилось, что автором примечательного снимка является Эббетс. К сожалению, этот человек не узнал о своей славе: результаты были получены лишь в 2003 году. Кроме того, расследование позволило выяснить имена каждого из участников обеда на небоскребе.

Мэтт Шоннеси изображен в левом углу, далее можно видеть лицо его коллеги Остина Лотона. А племянница Шелдона Лондона утверждает, что именно ее дядя запечатлен на снимке. Джон Дазет так же вошел в историю, как и Френсис Михаель. Фотография не только привлекла внимание, но и вдохновила талантливых скульпторов. Был построен памятник, который создал Серджио Фурнари. Мотивом для композиции стала трагедия 11 сентября. Многие спасатели вели опасные работы на большой высоте и спасали жизни мирных граждан.

Скульптура выполнена в виде металлической балки, на которой мирно обедают смелые рабочие. Лишь один человек не был отображен в памятнике - это Патрик Глинн, который пил виски на рабочем месте.

Так строили небоскребы в Нью-Йорке: без страховки, специального оборудования, на огромной высоте и при любых погодных условиях.

Многие видели знаменитый снимок, на котором в самых облаках обедают строители. Фотография - «Обед на вершине небоскреба» («Lunchtime atop a Skyscraper») Чарльза Клайда Эббетса, 1932 год. Кадры, захватывающие дух, вызывают интерес к технологии строительства того времени…

Самая ответственная и сложная часть небоскреба - стальной каркас. А поэтому клепальщики - самая важная профессия при строительстве высотки. Зарплата клепальщика за рабочий день была выше, чем у любого квалифицированного рабочего на стройке. Они не выходили на работу в дождь, ветер или туман. Клепальщики работали бригадами из четырех человек, и если однин из них не выходил на стройку, не работал никто. На помосте устанавливали угольная печь, в которой подготавливали заклепки - 10-сантиметровые в длину и 3-сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» разогревал их до нужной температуры и передавал их для скрепления балок. Причем очень часто место крепления балок находилось от «повара» метрах в тридцати, иногда выше, иногда ниже на два-три этажа. А передать заклепку можно было единственным способом - бросить. «Повар» специальными щипцами бросал «вратарю» раскаленную докрасна 600-граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории были уже сваренные балки, а кинуть можно было лишь один раз. «Вратарь» стоял без всякой страховки рядом с местом клепки. Его цель - поймать летящую деталь обычной жестяной консервной банкой. Чтобы не упасть, он старался быть неподвижным и не делал резких движений. «Вратарь», поймав заклепку, ставил ее в нужное отверстие. «Упор», вися с внешней стороны здания, стальным стержнем и собственным весом удерживал шляпку заклепки. В это время «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывал ее с другой стороны. Лучшая бригада проделывала эту работу свыше 500 раз за день, средняя - около 250. Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страховались по ставке 6% от зарплаты, плотники - 4%. Ставка клепальщика составляла 25-30%! Работа была не из легких: на строительстве здания Крайслера погиб один человек. На Wall-Street-40 погибло четверо. На Empire State - пятеро. Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых бимс (beams). Хранить их при строительстве было негде: невозможно организовать гигантский склад в центре города в условиях плотной застройки. Работа тяжелее и опасней клепальщиков была только у тружеников крановой бригады. Деррик-кран - стрела на шарнире, которую устаравливали на последнем построенном этаже, а монтажники располагались этажом выше. Оператор лебедки мог находиться на любом этаже уже построенного здания, потому как было немыслимо мешать рабочим и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей выше для удобства монтажников. Поэтому, поднимая многотонный швеллер, оператор не видил ни саму балку, ни машину, которая ее привозила, ни своих товарищей. Единственным ориентиром для управления служил удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, который был вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар - мотор лебедки должен был быть включен, удар - выключен. Рядом работали несколько бригад клепальщиков со своими молотами, другие крановщики поднимали по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар было нельзя - швеллер мог или протаранить стрелу крана, или сбросить с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить. Бригадир, управлял дерриком через двух операторов, одного из которых он не видил, добивался совпадения отверстий под клепку с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников могла закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками. В Нью-Йорке на 6-й авеню в 2001 году увековечили помять труженикам строительства небоскребов - установилии памятник, моделью которого стала та самая фотография «Обед на вершине небоскреба». Памятник отважным строителям. Но некоторое время спустя с балки убрали крайнего справа парня. А все потому, что у него в руках бутылка виски! Теперь на балке сидит 10 строителей….

Эта фотография была сделана в 1932 году на стройке одного из самых знаменитых небоскребов мира - Нью-йоркского Рокфеллер-центра.

Одиннадцать работяг безмятежно трапезничают на высоте 200 метров. Согласно официальным данным, это уровень 70 этажа будущего здания. Никто из них, кажется, не беспокоится о безопасности, люди просто сидят на металлической балке, свесив ноги вниз, мило беседуют, смеются. Между тем под ними бездна.

Что касается автора снимка, то его личность была установлена не сразу. В первых газетных публикациях вообще не указано имя фотографа. Эксперты поначалу считали, что великолепный кадр принадлежит Люису Хайну, который сделал множество фото во время сооружения Рокфеллер - центра.

Вопрос в итоге настолько заинтересовал общественность, что было начато детективное расследование. Группа специалистов из частной компании потратила немало сил для установления исторической истины. И выяснила, что автором "обеда на небоскребе" на самом деле был некто Чарльз Клайд Эббетс. К сожалению, результаты и окончательный экспертный вердикт были обнародованы только в 2003 году, спустя четверть века после смерти автора фотографии.

Кроме того, расследование позволило выяснить имена каждого из участников обеда на небоскребе. Снимок также вдохновил скульптора Серджио Фурнари на создание памятника. Мотивом для композиции стала трагедия 11 сентября. Многие спасатели, рискуя жизнью, вели в тот день по сути невозможные работы на большой высоте.

Скульптура выполнена в виде металлической балки, на которой мирно обедают смелые рабочие. Лишь один человек не был отображен в памятнике - это Патрик Глинн, который...... пил виски на рабочем месте (крайний справа)

римейк

В 1884 году в Чикаго было начато строительство первого небоскреба. В нем было аж целых 10 этажей! Однако уже в начале следующего века 10-этажным домом было никого не удивить, а главное строительство небоскребов в Америке переместилось в Нью-Йорк.

Многие видели фотографию сидящих на балке строителей где-то высоко в небе над городом, она часто встречается на постерах и обложках. И конечно, с замиранием сердца задавались вопросом: как? Как они туда попали и как они могут не дрожать от страха, а преспокойно есть свой ланч? Итак, этот пост о том, как строились небоскребы в Нью-Йорке.

Lunchtime atop a Skyscraper («Обед на вершине небоскреба») - фотография из серии Construction Workers Lunching on a Crossbeam - 1932 фотографа Charles C. Ebbets.

Такое чудо, как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания - самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета. Вот поэтому клепальщики - самая важная профессия при строительстве небоскреба.

Клепальщики - это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день - 15 долларов, больше, чем у любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?

На помосте из досок или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки - 10-сантиметровые в длину и 3-сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» «варит» заклепки - небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно - провернется в отверстии и придется ее высверливать - и не слишком слабо - не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться, известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от «повара» метрах в тридцати, иногда выше, иногда ниже на два-три этажа. Передать заклепку можно единственным способом - бросить.

«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что «вратарь» готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600-граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

«Вратарь» стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель - поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не двигается с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.

«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.

Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя - около 250.

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники - 4%. Ставка клепальщика - 25-30%.

На здании Крайслера погиб один человек. На Wall-Street-40 погибло четверо. На Empire State - пятеро.

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде - никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле.

Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном-единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например на одном из последних построенных этажей, может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.

Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них - работа крановой бригады. Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту. Независимо от погоды, их необходимо разгрузить немедленно.

Деррик-кран - стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники - этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому, поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления - удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар - включает мотор лебедки, удар - выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами (вы слышали когда-нибудь шум отбойного молотка?), другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя - швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.

Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.

В на 6-й авеню есть памятник этим ребятам, установлен в 2001 году. Моделью стала самая известная фотка, она здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так, как на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски! Я понимаю, если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001-м! Видимо, не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это десять вполне приличных ребят, сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.

Памятники отважным строителям