Детям о зимующих птицах.

В большом птичьем мире есть перелетные и неперелетные птицы. Для перелетных смена времен года это подготовка к большому путешествию, а для неперелетных птиц, наступление холодного сезона становится долгим и трудным временем, чтобы перезимовать эту непростую пору.

Птицы весной

С приходом первых теплых дней перелетные птицы возвращаются в родные края. Дома их ждет много работы: строить гнезда и выводить птенцов.

Самыми первыми в места своего обитания возвращаются трясогузки. Они особо пунктуальны, поэтому никогда не пропускают начавшийся ледоход.

В то время, когда земля почти освободилась от тяжелого снежного покрова, уже прилетели грачи. Они самыми первыми выводят птенцов, именно поэтому в марте их гнезда уже построены.

Также ранними перелетными птицами являются скворцы и жаворонки. Первая песнь жаворонка является свидетельством того, что холода больше не наступят. Как правило, первыми возвращаются самцы, а уже после - самочки. А последними из скворцов и жаворонков возвращаются те, кто задержался или заблудился в пути.

Птицы возвращаются домой из теплых краев не из-за того, что там нечем питаться. Все дело в инстинктах пернатых. Их тянет на Родину желание размножаться.

Перелет птиц в родные края проходит намного быстрее отлета. А все дело в том, что они спешат на вывод своих детенышей, который не терпит промедления.

Можно примерно определить периоды прилета птиц на родные земли. В середине марта на Родину возвращаются грачи, а к концу этого месяца прилетают скворцы.

В начале апреля можно наблюдать жаворонков, лебедей, дроздов, зябликов и коршунов. В середине этого месяца прилетают гуси, утки, чайки, журавли и кулики. А в конце - пеночки, горихвостки, вальдшнепы и лесные коньки.

А вот май характеризуется прилетом ласточек, мухоловок, соловьев, стрижей и иволог.

Жизнь птиц летом

Основной задачей каждого вида пернатых на лето - вскармливание и приспособление птенцов к жизни. Если лето выдалось дождливым и прохладным, то жизнь птиц становится несколько сложнее. Птенцы умирают от простуд и голода. Да и сами родители находятся в большой опасности, пока льют дожди.

Засуха также не благоприятное состояние природы для пернатых. Для птиц, обитающих на болотах, засуха это катастрофа. В такие периоды болотные птицы вынуждены выходить на поиски нового места обитания. А если жаркие дни затягиваются, то начинает высыхать растительность. Такая ситуация опасна для всех видов птиц.

Главной задачей пернатых на лето - научить своих птенцов летать, чтобы осенью они могли улететь на юг со своими родителями.

Как правило, летние дни сопровождаются ранним рассветом и поздним закатом, поэтому день многих птиц становится длиннее. Так, например, гаички, они просыпаются с первыми лучами солнца, а засыпают на закате.

А песни горихвостки можно услышать в любое время суток, ведь она просыпаются еще до восхода солнца, а засыпает в сумерки.

В летнее время года птицы особенно активны и ведут привычный образ жизни. В лесах и степях охотятся дневные и ночные хищники. По улицам городов и деревень летают привычные нам обитатели людных мест.

Какие птицы улетают осенью, а какие остаются?

Почему птицы летят на юг? Потому что в зиму им не хватает пищи, и есть вероятность того, что их организм не перенесет сильных морозов. Перелетными птицами является большая часть обитателей тундры, а в тайге таковыми являются некоторые виды. Зависимость количества перелетных видов зависит от того, насколько пригодно место обитания в кормовом плане - хватает ли запасов пищи. Таким образом, получается, что половина лесных пернатых обитателей улетают на юг. А поля, болота и водоемы вовсе остаются зимовать без своих крылатых обитателей.

Перелетными птицами являются: зяблики, трясогузки, дрозды певчие, пеночки-теньковки и ласточки. Чибисы, коньки лесные, жаворонки, иволги, малиновки и горихвостки также предпочитают перелет на теплые земли.

Но есть птицы, которые способны стойко перенести холодные дни, их называют оседлыми. К таким пернатым относятся: дятлы, синицы, пищухи, поползни и сойки. Холодные дни не страшны глухарям, тетеревам и рябчикам. А птица клест вообще может вить гнезда зимой и выводить потомство.

Стоит выделить кочующие виды птиц. Они не улетают в теплые края, но все время перемещаются с места на место. Например, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири и многие другие.

Как зимуют птицы

Зима не является неожиданным периодом в жизни пернатых. Те, кто остается на зимовку, действительно готовы к суровым условиям. Птицы запасаются кормом и семечками. А временами выходят на поиски опавших сережек, шишек и орехов.

Так, например, сойки. Их зачастую можно увидеть на поисках желудей, даже картошки и зерна.

А у рябчика вырастает специальная бахрома на лапках, таким образом он может держаться за обледеневшие ветви деревьев.

Птицы, питающиеся почками, семенами и сережками более обеспечены пищей в зимний период. Таковыми являются - белые куропатки, рябчик, тетерева, глухари.

А вот птицы, предпочитающие употреблять семена и листву, всегда находятся в тяжелом поиске еды. Например, щеглы, коноплянки, чижи, чечетки. Этих птиц спасают лишь семена ели и сосен.

Послушайте стихотворения и ответьте на вопросы к ним.

Зима

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга —

Сидит, поджимая лапки.

Набок головку клонит

И прячет ее под крыло,

А ельник от ветра стонет,

И поле белым-бело.

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Когда уляжется вьюга,

Тепло к нам вернется опять,

Вместе с тобой, пичуга,

Мы будем весну встречать!

Ответьте на вопросы

Почему птицам трудно найти себе корм зимой?

Как можно им помочь?

Весна

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» —

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут —

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки,

Их желторотые птенцы.

Ответьте на вопросы

Что вам понравилось (запомнилось) в стихотворении?

Чем заняты птицы весной?

Зачем птицам гнезда?

Лето

Летом дел у птиц немало:

Встала птаха поутру,

Целый день она летала

И ловила мошкару.

Сядет с мошкою на ветку,

Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»

Знает, маленькие детки

С нетерпеньем маму ждут.

Тянут круглые головки,

Широко раскрыли рты,

Птичка их покормит ловко

И опять юркнет в кусты.

Целый день без передышки

Ловит мух и комаров.

Скоро вырастут детишки

И покинут отчий кров.

Оперятся, повзрослеют,

Будут хорошо летать,

В старой липовой аллее

Станут сами корм искать.

Ответьте на вопросы

Что вам понравилось (запомнилось) в стихотворении

Чем заняты птицы летом?

Какую пользу они приносят?

Осень

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодой листвою

Каждый куст и каждое деревце.

Ответьте на вопросы

Что вам понравилось (запомнилось) в стихотворении?

О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?

Почему перелетные птицы улетают зимовать в теплые края?

Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)

Какие птицы прилетают к нам с Севера? (Снегирь, свиристель.)

Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

Зачем журавлю длинные ноги?

Зачем клесту крестообразный клюв?

Какая птица охотится ночью?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какую птицу называют «лучшим певцом»?

Какую птицу называют «ледоломкой»?

Какую птицу называют «лесной газетой»?

Каких птиц называют «березовыми»?

Птенцы каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

Какие птицы танцуют весной?

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Закончите предложения

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Отгадайте загадки. Объясните, как вы догадались? Какие слова помогли найти отгадки?

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря.)

Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках — хохолки! (Свиристели.)

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей.)

Кто по тропочке идет

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясет?

Догадайтесь сами! (Трясогузка.)

Кто летает темной ночью

И схватить мышонка хочет? (Сова.)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы.)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)

В ясном небе он парит,

За добычею следит. (Сокол.)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка.)

В небе высоко звенят,

Ребятишек веселят. (Жаворонки.)

Ты его узнаешь сразу:

Черноголовый, черноглазый.

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит. (Грач.)

Они весны гонцы —

Летят во все концы. (Грачи.)

Алой ягодой рябины

Любят угоститься

Эти птицы. (Дрозды)

Пословицы и поговорки

Как вы думаете, почему в народе говорится:

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Знает птица, что без родины не годится.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица по-своему поет.

Всякая птица своим клювом сыта.

У каждой пташки свои замашки.

Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

Вороне соколом не быть,

Вороненку гнездо — родимая хата,

Мала синичка, да коготок остер.

Немного синица ест, пьет, да весело живет.

Сорока весть на хвосте принесла.

Пируют в ночи совы да сычи.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Журавль прилетел и тепло принес.

Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

Соловей берет пением, а человек — умением.

Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

Кукушка кукует, по дому горюет.

Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

Грудь лебединая, походка павлиная.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице, утке и т.д.). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.

Учимся сравнивать

Где зимуют синица и трясогузка? (Синица в наших краях, трясогузка улетает на юг.)

В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона — утром и днем, а сова — ночью.)

Кто раньше улетает на юг — трясогузки или утки? Почему? (Трясогузки улетают в конце лета, когда становится холоднее, насекомые прячутся, а утки улетают, когда начинают замерзать водоемы, до этого времени корма им хватает.)

Какой клюв у дятла и у клеста? (У клеста крестообразный, у дятла большой, крепкий.)

Чем питаются зимой снегири и клесты? (Снегири — семенами растений и ягодами рябины, клесты — семенами еловых и сосновых шишек.)

Чем питаются зимой свиристели и снегири? (Ягодами рябины, семенами растений.)

Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (Кукушка не вьет гнезда.)

Четвертый лишний

елена дорошенко
Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа)

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной .

Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма .

Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд, как заботятся о птенцах .

Формировать гуманное отношение к птицам .

Материал :

Игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо» , «Чем заняты скворцы› ; книги о птицах , картинки с изображением птиц , календарь прилета птиц .

Предварительная работа

Чтение книг о птицах : Т. Нуждина «Сова» , «Сорока» , «Цапля» , «Ястреб» , «Снегирь» , «Кукушка» , «Журавли» , «Дятел» ,«Воробьи» , «Аист» ; А. Тамбиев «Кто в кустарниках живет » ,Г. Снегирев «ІІесная речка››; В. Бианки «Лесные домишки» , «Чей нос лучше» , «Птичьи разговоры» , «Люля» , «Синичкин календарь››; З. Воскресенская «Петя-пересмешник» М. Алыбаев «Как

птицы спасли дуб », М. Горький «Воробьишко» В. Астафьев «Стриженок Скрип» . Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны ; беседа «22 марта - праздник птиц » .

Ход занятия

Педагог. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?

Ответы детей : чириканье воробьев, щебетание мухоловок,

Педагог. Почему птицы так оживились ? Чем они весной занимаются?

Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы .

группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет : там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)

Карлосн. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!

Педагог. Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки ,тряпочки, соломинки?

(Ответы детей : птицы строят гнезда .)

Педагог. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах , об их весенних заботах . Они же наши лучшие друзья и помощники.

Карлсон. Лучший друг и помощник детворы - это я,

Карлсон, который живет на крыше.

Педагог. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали много интересного о них.

Хочешь, мы тебе расскажем?

Карлсон. Конечно, хочу.

Педагог. Ребята, покажите Карлсону птиц , которых вы знаете.

(Дети берут по две картинки птиц и называют их .)

Педагог. Какие бывают птицы ? (Зимуюшие и перелетные)

Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц :

Перелетные : грач, дрозд, скворец, жаворонок, чиж, ласточка, иволга, аист, кукушка, гуси, журавли, утки.

Зимующие : воробей, синица, голубь, ворона, оляпка, клёст, дятел, сорока, галка.

Дети выставляют птиц и рассказывают о них.

Вопросы детям :

Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?

Чем они питались?

Как мы им помогали?

Чем заняты птицы сейчас ?

Изменилось ли их поведение? (Они весело чирикают , купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)

Педагог. Почему улетели на юг перелетные птицы ?

(Зимой им нечего есть.)

Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.

(Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина , они

здесь родились.)

Педагог. Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц , который мы с вами ведем всю весну.

(Дети рассказывают Карлсону о птицах , которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)

Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах . Спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы » . Я буду называть только птиц , но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начинаем.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (Дети топают)

Карлсон. Что неправильно?

(Дети : мухи.)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны! (Дети топают)

Прилетели птицы :

Голуби, куницы. (Дети топают)

прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки-сплюшки.

Педагог. Карлсон, а ты знаешь, какая птица , какой дом строит?

Дети, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы , они у них все разные, называются они. (гнездами) .

Игровое упражнение «Чьё гнездо» . Детям предлагаются изображения 6 гнёзд и 6 птиц . Ребёнок должен разложить всех птиц по своим гнёздам . Затем каждый ребёнок рассказывает об одной птичке.

Примеры рассказов.

«Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев. Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких карнизов. Соломинки, травинки, листья для гнёзд они ловят прямо на лету во время ветра.»

«Сова любит селиться в старых , заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».

«Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом травинками.

Педагог. А сейчас выберите тот материал, из которого построено гнездо, и положите рядом с гнёздышком. Сейчас многие птицы сидят в своих гнёздах и высиживают птенцов. Чем кормят птицы своих птенцов ?

Карлсон. Я знаю - их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.

Педагог. Ты неправ, Карлсон. Ребята сейчас тебе покажут картинки и расскажут, какая птица , чем выкармливает своего птенца.

Игровое упражнение «Чем заняты скворцы » .

Дети берут картинки и по очереди рассказывают, что нарисовано и что они знают о птицах и птенцах .

Вопросы детям :

Какую пользу приносят птицы , выкармливая своих птенцов?

Чему учат птицы птенчиков ?

Послушайте еще один рассказ о птицах «Птицы - наши помощники » .

Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилёта птиц . Птицы строят гнезда , высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов - около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.

Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные» , зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.

Над полями и степями днем парят хищные птицы , высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы , помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.

Теперь вам будет понятно, почему говорят : птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями .

Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах , я много нового и интересного узнал о птицах , Мне пора. До свидания.

Птицы - теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.

Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие еды и холод. Перелёты более свойственны видам высоких и умеренных широт: в тундре почти все виды птиц перелётные, в тайге - три четверти видов. Число перелётных видов в тех или иных местообитаниях зависит и от того, насколько резко в них различаются кормовые условия летом и зимой. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов - почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше - среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда - вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К ним относятся некоторые птицы, гнездящиеся высоко в горах; на холодное время года они спускаются в долины.

Наконец, есть и такие птицы, которые при благоприятной зимней обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неурожае семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Это свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки, снегири, сойки и многие другие. Так же ведут себя гнездящиеся в степях и полупустынях Средней и Центральной Азии саджи.

ЗИМУЮЩИЕ И КОЧУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других - оседлые. Среди диких голубей есть перелетные, кочевые и оседлые птицы. Серая ворона из северных областей Советского Союза улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседлая. Черный дрозд у нас - перелетная птица, а в городах Западной Европы - оседлая. Грачи в более северных широтах - перелетные птицы, а в более южных, например, на Украине, в Черноземье - оседлые. Домовый воробей в Европейской части России живет круглый год, а из Средней Азии улетает зимовать в Индию.

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус.Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.
Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.

Перелетные птицы весной. Детям о птицах

Грачи. Е ще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов.Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.

Когда скворцы прилетают домой, начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.

В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом -жуками, пауками, куколками бабочек.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта. » Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.

В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

Соловей. Маленькая, певчая птичка.

»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».

Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.

Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.

Дрозд, насекомоядные птицы.

Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.

Лебеди. Изящная птица. Крупная.

Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.

Цапля. Д линноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.

У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.

Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.

Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.

Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.

Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает. Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.

Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.

Перелетные птицы. Игры и задания

Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.

»Назови птенца»

Грач — граченок

Утка-… (утенок)

Гусь — …(гусенок)

Скворец-…(свкорчонок)

Кукушка — … (кукушонок).

»Один — много»

Лебедь — лебеди

Скворец -…

Перо — …

Клюв — …

»Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).

Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).

Петух, гусь, утка, стриж (стриж).

Утка, гусь, синица, лебедь (синица).

Можно придумать еще слова для игр.

»Назвать ласково»

Птенец — птенчик

Перо -… (перышко)

Голова-… (головка)

Соловей -… (соловушка)

Крыло-… (крылышко)

Гнездо-… (гнездышко).

Дидактическая игра ‘‘Улетает- не улетает».

Назвать перелетных и зимующих птиц.

Вот так просто, общаясь с детьми, можно познакомить их с перелетными птицами и рассказать детям о птицах, выучить названия, узнавать птиц в природе.

Для закрепления знаний, задайте детям вопросы:

Почему птиц называют перелетными?

Почему они улетают в теплые края?

Назовите водоплавающих птиц.

Какую пользу приносят птицы?

Чем они питаются?

В заключении предлагаю вам посмотреть старый добрый мультфильм.

Желаю вам хорошего весеннего настроения. Слушайте пение птиц, учите детей узнавать птиц по голосу, по оперению.Природа дарит нам столько радости. Не упускайте возможность приобщить детей к природе, учить их быть добрыми, заботится о птицах и животных,.

Пишите ваши комментарии. Расскажите, как вы знакомите своих малышей и детей младшего школьного возраста с перелетными птицами.

С уважением, Ольга.