Деятельность каких объединений запрещена в российской федерации. Порядок приостановления деятельности, ликвидации и запрета деятельности общественных объединений

Конституция Ст.13. П.5.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

15. Современные тенденции развития науки кп.

Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука государственного права, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем.

Это относится прежде всего к общетеоретическим проблемам отрасли, к изучению ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-правовых отношений, их субъектов и т.д. Значительны исследования, касающиеся источников государственного права, обоснования юридического значения такого акта, как конституция, ее функций, юридических свойств.

Обстоятельно разработаны проблемы ответственности в государством праве, санкций, присущих этой отрасли.

Серьезные исследования посвящены сущности государственного суверенитета, общим аспектам теории народного представительства, формам непосредственной демократии, проблемам правового статуса личности.

Рамки обще-идеологических установок оставляли известный простор для дискуссий по государственно-правовым проблемам для критики действовавшего государственно-правового законодательства, в том числе и конституционных положений. Наука делала выводы о путях развития государственно-правового регулирования, устранения имеющихся в нем пробелов.

Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательство, в научное основание их содержания.

Научные исследования способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, систематизацией государственно-правового законодательства, планами законодательных работ. Научными проблемами занимались ученые всех союзных республик, входивших в состав бывшего Союза ССР. Это относилось как к общетеоретическим аспектам государствоведения, так и специфическим, присущим каждой данной национальной республике.

Научные разработки концентрировались в соответствующих институтах союзной и республиканских академий наук, в высших юридических учебных заведениях.

Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из их знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование как науки констутуционного права. Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положеным в основу развития общества на современном этапе.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности – отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теорети-ческому анализу конституционных положений в этой сфере.

Задачи науки КП:

    теоретическая разработка проблем федеративых отношений,

    обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

в) Национально-культурная автономия как вид общественных объединений

г) Конституционно-правовой статус религиозных объединений

2. Ограничения на деятельность общественных и религиозных организации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


I. ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений. Признаны идеологическое многообразие, многопартийность. В условиях, когда развитие государства и общества выходит на качественно новый уровень, возникает острая необходимость выработки не только адекватных мер реагирования на нарушения конституционных прав и свобод, но и осуществления превентивных мер воздействия, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.

Значение общественных объединений возрастает всегда, когда государство переживает потрясения и кризисы, когда от каждого гражданина зачастую зависит и его судьба, и судьба страны.

Именно в такой обстановке находится наше общество сегодня. Спектр социальных, а порой и политических интересов, который представляют существующие общественные объединения, огромен, а с образованием новых массовых формирований он расширяется и обогащается.

Наряду с ростом числа общественных формирований отмечается распространенность нарушений права граждан на объединение, свободы деятельности общественных организаций. Нарушение этого права и свободы зачастую обусловлено недостаточной правовой квалификацией, отсутствием методических рекомендаций по надзору и контроле за соблюдением права граждан на объединение, бездушием и невниманием конкретных чиновников, разрывом между их словом и делом, встречающимися случаями злоупотребления властью и т.п. Распространены факты нарушения законодательства и руководителями общественных объединений.

Переходный период переживаемый страной, и присущие ему глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни, сопровождаемые кризисом законности заставляют по-новому, с учетом признания Конституцией России человека, его прав и свобод высшей ценностью, определить роль и функции государственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, теоретически осмыслить место и роль органов прокуратуры в государственной системе защиты права каждого на объединение, свободы деятельности общественного объединения, предложить свое видение по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением права граждан на объединение.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Сущность и специфика права на объединение

а) Сущность и содержание права на объединение

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».

Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение....." - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие, в которых имеют только граждане Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Определенные ограничения установлены и для некоторых категорий российских граждан. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 1998 г. (27 мая 1998 г.) N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331) они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям судьи, прокурорские работники, служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки. Пункт 12 ст. 11 Федерального закона от 5 июля 1995 г. (31 июля 1995 г.) N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает: "В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений за исключением профессиональных союзов". Это положение действует также в отношении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в ее уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов.

Право каждого на объединение может быть осуществлено каждым по достижении 18 лет. Право на объединение в профессиональный союз и в молодежную организацию возникает с 18 лет, а членами детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

В Постановлении Конституционного Суда от 12 февраля 1993 года, касающемся Указа Президента от 28 октября 1992 года "О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации", отмечалось, что ограничение права на объединение может быть установлено только решением суда на основании закона. Ликвидация или запрет общественного объединения как метод защиты конституционного строя, прав и свобод граждан не входит в число полномочий Президента Российской Федерации, поскольку ни Конституция, ни другие законы не уполномочивают Президента на подобные действия. Любая попытка со стороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданию общественного объединения является нарушением конституционного права на объединение. Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, причинившие вследствие нарушения законов ущерб общественным объединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством.

Требования, предъявляемые к созданию и деятельности общественных объединений, их государственной регистрации, не могут рассматриваться как нарушающие конституционное право, закрепленное в ч. 1 ст. 30 Конституции, если при этом не создаются необоснованные препятствия для реализации права каждого на объединение и для свободы деятельности общественных объединений.

Злоупотребление свободой объединения влечет за собой применение различных мер ответственности, что распространяется и на не зарегистрированные в органах юстиции общественные объединения. Так, деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции и законодательства Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Федерации на срок до шести месяцев решением суда по представлению прокурора или органа юстиции, регистрирующего общественное объединение.

В случаях совершения действий, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной или религиозной розни, виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан, неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает, что его деятельность запрещена.

б) Конституционно-правовой статус общественных объединений

Общественное объединение является субъектом конституционно-правовых отношений и, следовательно, регулируется нормами конституционного права. В советское время, когда все названные структуры обладали правом выдвижения кандидатов в депутаты, они автоматически приобретали искомый статус. Сейчас Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» выделил из их числа категорию организаций, участвующих в избирательных кампаниях. Для того чтобы иметь этот статус, объединение обязано включить в свой устав норму об участии в выборах и пройти государственную регистрацию. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ужесточил это требование, установив минимальный срок со дня регистрации такого объединения до дня голосования в один год. С 14 июля 2003 г. правом на участие в выборах стал обладать только лишь один вид общественных объединений – политические партии.

Вариант 1

Статья 5. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения <…>

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация <…> общественный фонд; общественное учреждение <…>

Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.

Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

Статья 17. Государство и общественные объединения

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается <…>

С1 Используя текст, назовите одно ограничение на создание общественной организации. Укажите четыре принципа, на которых должна основываться её деятельность.

Баллы
элементы : 1) ограничение на создание общественной организации, например: запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; 2) четыре принципа , лежащие в основе деятельности общественной организации, например: - добровольность; - равноправие; - самоуправление; - законность; - свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности; - гласность, общедоступность учредительных и программных документов

С2 В СМИ появилась информация об организации «Бета». При каких условиях организацию «Бета» можно считать общественным объединением? На основе текст назовите три условия.

С3 Используя приведённый отрывок, укажите три формы общественных объединений. Опираясь на знания курса, назовите ещё одну форму, проиллюстрируйте примером деятельность такого объединения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) три формы общественных объединений (по тексту): - общественная организация; - общественный фонд; - общественное учреждение; 2) форма объединения , не названная в тексте, например: - политическая партия; - общественное движение; 3) пример , иллюстрирующий деятельность названной формы, допустим: для политической партии : - политическая партия приняла участие в парламентских выборах; - на съезде политической партии была принята новая партийная программа; - политическая партия объявила о создании молодёжной организации; - лидер политической партии опубликовал статью, в которой выразил позицию партии по отношению к международным событиям; для общественного движения: - члены общества охраны памятников культуры провели массовую акцию возле разрушающегося памятника архитектуры; - члены общественного движения обратились к населению с призывом поддержать их требования в ходе митинга. Могут быть приведены другие уместные примеры

С4 В Законе говорится, что деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной. Приведите три аргумента в обоснование необходимости подобных требований к общественным объединениям.

С5 Какой смысл правоведы вкладывают в понятие «физическое лицо»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о правоспособности физического лица, и одно предложение, раскрывающее сущность дееспособности физического лица.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: физическое лицо – это человек как субъект гражданских правоотношений; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о правоспособности физического лица, опирающейся на знания курса, например: Объём правоспособности физического лица не зависит ни от пола, ни от возраста, ни от состояния здоровья. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о правоспособности физического лица.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность дееспособности физического лица, например: Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
(C6)

Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

Правильный ответ должен содержать примеры влияния: 1) влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей (например, в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя и тоже перестать курить; через полгода Сергей тоже стал некурящим); 2) влияние образа жизни семьи (например, в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу); 3) влияние профессиональных занятий родителей (например, Алексей А. работает на сталелитейном комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Это профессиональная династия сталеваров.). Могут быть приведены иные примеры

С7 В выступлении главы современного индустриального государства с рыночной экономикой перед правительством и парламентом прозвучало требование создать условия для ускорения экономического роста в стране. Используя обществоведческие знания, укажите любые три меры, которые может предпринять государство в этом направлении, и кратко поясните влияние каждой из них на рост экономики страны.

В правильном ответе должны быть указаны меры и даны краткие пояснения , например: 1) создание благоприятного инвестиционного климата (при­влечение инвестиций способствует развитию всех отраслей экономики); 2) антимонопольные меры (поддерживают рыночную конкуренцию и способствуют развитию и техническому совершенствованию производства); 3) создание технопарков (создание условий для развития техники и технологий, внедрение которых повысит производительность); 4) совершенствование системы образования в стране, приспо­собление её к потребностям экономики (повышение квалификации работников повышает производительность труда); 5) создание «бизнес-инкубаторов» (молодые предприниматели по­лу­чают благоприятные стартовые условия для начала собственного бизнеса, что в итоге будет способствовать экономическому росту в стране). Могут быть указаны другие меры, даны иные пояснения

С8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль и его значение для развития общества».

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл


Вариант 2

Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.

К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…

Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…

Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.

Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.

(В.И. Кушлин и др.)

С2 Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.

С3 Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры государственной политики по сокращению безработицы.

С4 Как налоговая политика государства связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой связи.

(C5)

Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например: каналы социальной мобильности – это пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности.) 3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества, например: В демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы, может занять устраивающую его социальную позицию.

С6 Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

С7 Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

В ответе должны быть следующие элементы : 1) ответ на вопрос : действия нотариуса правомерны; 2) пояснение , например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3) два аспекта : супруги могут определить в брачном договоре: - свои права и обязанности по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга; - порядок несения каждым из них семейных расходов; - определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; - любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках

С8 Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.