Как фотографировать в клубе и на концертах? Как фотографировать концерты.

Разведка места проведения концерта

Опытные фотографы знают, что перед важной съемкой — особенно съемкой концерта, стоит разведать обстановку на месте. Необходимо знать заранее какая техника необходима, будет ли место для хранения этой техники. Так же важна информация о том, есть ли место для маневров, какие ракурсы можно выбрать для более удачной съемки, с какого места стоит снимать. Нужно продумать момент того, как пробраться ближе к выступающим для зумированной съемки. Ответив для себя на все эти вопросы, можно понять, как фотографировать концерты .

Проблема с нехваткой света? Нужен светосильный объектив!

При съемке в закрытых темных помещениях, а так обычно происходит на концертах, необходимо запастись светосильными объективами. Ведь зачастую вспышка является абсолютно бесполезной. Кроме того вспышки очень мешают артистам — доставляют неудобство во время исполнения (ну это конечно в случае, если удаётся подобраться так близко). Выход – взять светосильные объективы и чем сильнее будет объектив, тем лучше. Для концертов можно использоваться . Этот объектив дает возможность использовать его при меньших значениях ISO. Благодаря этому можно не только избежать ненужных шумов, но и быстрее фокусироваться. Вариантов объективов много. Еще один – это .

Точечный экспозамер

Перед тем как фотографировать в ночном клубе необходимо установить точечный экспозамер, так как, скорее всего, придется делать портретные съемки отдельных певцов или участников группы. Точечный экспозамер – наиболее реальный выход из ситуации при подобном освещении. Потому что при многозональном или центрально-взвешенном замере экспозиции, все неосвещенные участки будут автоматически компенсироваться камерой. А это приведет в итоге к переэкспонированности персонажа на фотографии.

Автоматика или ручной режим?

Значение точечного замера будет уменьшаться пропорционально подборке значения .
Съемка концертов скорее требует ручного подбора параметров и настроек, так как при автоматическом режиме получается очень большой контраст освещения. Зачастую автоматика камеры переэкспонирует либо освещение, либо самого участника группы. С помощью же ручного режима возможен строгий контроль при быстроменяющемся освещении.

Эксперименты с ISO

Перед тем как фотографировать в клубе стоит поэкспериментировать со значением ISO. Значение ISO напрямую влияет на выдержку, ведь большинство концертов снимают с небольшой глубиной резкости, для того что бы получить больше света. Необходимо выставлять выдержку соответственно тому, что происходит на сцене. В случае очень подвижных сцен на концерте необходимо установить выдержку короче, чем 1/60, что бы уменьшить размытость, а если движений мало, то и выдержку можно ставить более длинную.

Например, при повышении ISO до значения 6400, камер выдаст страшный шум, при ISO 3200 значение скомпенсируется выдержкой порядка 1/10, что смажет людей, находящийхся на сцене. Если использовать низкие ISO (например: 200, 400) вместе со вспышкой, то получится стандартная фотография. Использование разных режимов: уменьшение мощности, заполнение светом, скорее всего, не даст никаких результатов. Кроме того, при работе со штативом на таких же низких значениях ISO, картинка, вполне возможно, будет привлекательной и статичной но с размытыми обликами людей.

При использовании ISO 1600 и режима М (manual), можно получить неплохие фотографии но с высокими шумами. Однако, это не так страшно, поскольку получившиеся шумы можно будет с лёгкостью подавить в RAW на компьютере. При всём этом, следует помнить, что все зависит от камеры и объектива. Настройки нужно подбирать либо заранее, либо уже на месте.

Создание атмосферы и настроения

Все настроение фотографии, человек с камерой создает сам. В этом и есть суть авторской фотографии. Если не видеть интересные моменты, то никакие не помогут сделать хороший кадр. Стоит попробовать поискать что-то необычное на месте. То, что могло бы точно передать ощущения и атмосферу концерта. Это может быть игра света и тени, людей и выступающих, возможно найти интересный угол обзора.

Расширение кругозора

Конечно, приветствуется наличие нескольких объективов, среди которых будет и широкоформатный. С его помощью фотографии получатся очень показательными и эффектными. Например, фото всей группы сразу или толпы в зале. Снимки всей аудитории, присутствующей в зале всегда выглядит очень эффективно, только нужно поймать момент хорошей освещенности и видимости зала.

В поисках необыкновенного

Необходимо подготовиться к концерту заранее. Может быть, будет возможность разузнать, что будет на концертах, какая изюминка ожидается, какие эффекты будут. Зачастую это дает возможность фотографу быть готовым к неожиданностям, которые он сможет запечатлеть.

Чем ближе к исполнителям, тем лучше

Если необходимо сфотографировать каждого участника группы очень близко, то стоит воспользоваться . Это поможет выделить в отдельности каждого члена группы. Проблему может составить фотография барабанщиков, так как они зачастую находятся в центре сцены и окружены большим количеством оборудования. В данном случае можно либо пробраться за кулисы (в случае если есть пропуск), либо использовать зум.

  • Сложность: Средняя
  • Время завершения: 4-5 часов
  • Требования: светосильный объектив, затычки для ушей и концерт!

Фотосъемка на концерте может стать серьезным испытанием для начинающих фотографов. Без правильного оборудования и реалистичных ожиданий, эта область может быть одной из самых неприятных в плане работы. Когда я начинал снимать концерты, я прочел все, что смог найти, чтобы подготовиться наилучшим образом, и все же большинство моих уроков дались мне нелегко. Если не говорить о методе проб и ошибок, здесь перечислены несколько вещей, которые должен знать каждый концертный фотограф.

Шаг 1: Правильный объектив

Во-первых, вам нужен светосильный объектив. Если данный термин вам не знаком, он используется для описания объективов с максимально широкой апертурой (наименьшее диафрагменное число). Вы можете использовать зум-объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 или «фикс» с диафрагмой f/1.8. Для большинства моих концертных снимков я использую «фикс» 50мм f/1.4.

Использование вспышки - это вариант, но полностью полагаться на него вы не можете. Многие залы, группы и журналисты придерживаются правила «никаких вспышек первые три песни», или совсем запрещают использовать вспышку. Вот почему отлично начинать с «фикса». Он позволит получать большую резкость, и имеет большую светосилу.

Шаг 2: Скорость, и как её заснять

Во-вторых, держите в уме, что это пассивная форма фотографии. Вам не удастся управлять людьми или осуществлять какой-либо контроль над разворачивающимся действом. Ваше преимущество состоит в умении компоновать кадры на лету. События будут развиваться в бешеном темпе, и вам нужно будет успевать фиксировать их. Музыканты, имеющие опыт в выступлениях, скорее всего, имеют отработанный план действий и свой режим, или просто устраивают шоу, и передвигаются больше, чем все привычные для вас объекты съемки.

Как это чаще всего и бывает, самый простой ответ - верный; вам нужна короткая выдержка. Именно поэтому я делаю такой упор на светосильном объективе. С ним вы будете иметь возможность лучшим образом сфотографировать музыкантов с выдержкой, которую невозможно использовать с китовым объективом или иным, ограниченным по максимальной диафрагме, без потерь для экспозиции. Многие из моих любимых концертных кадров были сделаны на 1/160 секунды и на диафрагме f/2.0.


Шаг 3: Чувствительность - нет, не та самая

В третьих, учитывайте контекст и цель съемки ваших кадров при покупке нового оборудования и выборе настроек камеры. ISO играет важную роль, если мы говорим о возможностях вашей камеры и о том, как она справляется с шумами. Вы уже наверняка знаете, что чем выше ISO, тем более чувствителен сенсор вашей камеры к свету, и тем ярче станет ваше изображение за счет добавления большего количества зерна в кадр.

Многие из новых моделей камер имеют гораздо более высокую производительность на высоких значениях ISO с меньшим шумом и более качественными изображениями, так что это то, на что стоит обратить внимание, когда вы решите обновить вашу «тушку» или купить тот новый «фикс».

По этой же логике, учитывайте следующее: укороченная выдержка, полученная посредством увеличения ISO с 800 до 1600 (например, с 1/60 до 1/125) может иметь серьезное значение в плане получения резкого изображения, фиксирующего движение исполнителя, вместо размытого снимка. Многие издания и веб-сайты предпочтут резкое и немного шумное изображение размытой картинке без шума.


Шаг 4: Сделайте домашнюю работу

В-четвертых, это может быть не так захватывающе, как само шоу, но проведите некоторое исследование до того, как отправитесь на съемку. Вы сможете собрать множество полезной информации относительно того, как музыканты двигаются, что из себя представляет концертный зал, какое освещение используется, просто просмотрев фотографии предыдущих выступлений, что поможет вам сделать отличные снимки и превзойти других фотографов в зале.

Многие фотографы ведут блоги о выступлениях, которые они снимали, и дают в них советы и рекомендации, а также пишут рецензии о посещенных ими шоу. Эти записи - золотая жила для поиска информации; зачастую они содержат данные о конкретных настройках камеры и используемом оборудовании. Отличное место для начала - сайт Тодда Оуйанга (Todd Owyoung) I Shoot Shows .

Шаг 5: Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Многих привлекает этот вид фотографии, маня обложками журналов и альбомов, ревущими толпами и встречами с рок-звездами. Я, определенно, не говорю вам о том, что вам стоит отказаться от своей мечты и оставить надежду, просто будьте терпеливы. Публикация в той или иной форме и встреча с любимой группой, безусловно, достижимые цели, но ожидать, что это случится в течение нескольких недель или даже месяцев с начала съемок, нереалистично и нечестно по отношению к вам. На то, чтобы адаптироваться, отточить свои навыки и сделать так, чтобы вас заметили, требуется время. Как только вы это сделаете, вы будете счастливы, что втянулись.

Шаг 6: Сохраните свой слух

Осмелюсь предположить, что если вы увлечены каким-либо типом концертной фотографии, вы также фанат музыки в том или ином виде. В противном случае, я снимаю шляпу перед вашей заинтересованностью в данном виде фотографии, ввиду того, какой вред она может нанести вашему слуху. На концертах громко, так что вам, возможно, стоит приобрести беруши. Даже если вы купите дешевую упаковку одноразовых, я настоятельно рекомендую вам сделать это, потому что это позволит вам продолжать наслаждаться музыкой еще несколько лет после того, как вы ступите на выбранный путь.

Это очень простой шаг, который может некоторым показаться неудобным, но потерянный слух может не восстановиться со временем, так что это очень важная часть концертной фотографии. Лично я использую ушные затычки для музыкантов ER 25 от Etymotic Research, которые подходят к моему уху, принимая нужную форму, и уменьшают шум на 25 децибел. Найдите пару, которая будет вам доступна и удобна, и носите ее вместе с фотооборудованием.


Шаг 7: Получите доступ

Конечная цель концертного фотографа состоит в составлении небольшой сети из журналистов и редакторов, с которыми он может работать. Журналисты помогут вам получить доступ на выступление, поскольку они работают на группы и лейблы. Однако сейчас вы сталкиваетесь с проблемой курицы и яйца в концертной фотографии. Вы не можете получить доступ на концерт без вышеупомянутых связей, но вы также не можете наладить эти связи без портфолио с отснятыми вами концертами.

Это не такая большая проблема, как может показаться. Если у вас нет концертного портфолио, вам просто нужно начать с самого низа. Вы можете связаться с группами или концертными залами, уточнив, не нужны ли им фотографии с выступлений, использовать преимущества бесплатных шоу или «баттлов» между группами, или же самостоятельно оплачивать билеты, пока вы не достигнете определенного уровня.

Предупреждение: концерты более популярных команд с дорогими билетами, вероятно, будут иметь фото-зону (секцию, огражденную барьерами), и на них потребуется фото-пропуск для осуществления съемки. Если вы проигнорируете данное предупреждение, охрана может вежливо попросить вас удалиться, если поймает за съемкой.


Шаг 8: Съемка шоу

Хорошо, вы зашли так далеко. Не многовато ли работы для простой съемки концерта? Возможно, но я пытаюсь помочь вам сделать все правильно в первые разы. Вы собрали сумку и проверили оборудование, и теперь вы готовы снимать вашего любимого музыканта.

Пожалуйста, прибудьте заранее и снимите «разогрев». Это важно по ряду причин - вы привыкнете к освещению в зале, вы зарядитесь настроением толпы, и что наиболее важно - вы попрактикуетесь в съемке в специфических условиях данного конкретного выступления, что позволит вам получить лучшие результаты для части хэдлайнеров.

Стоит также отметить, что часть «разогрева» не пользуется особым вниманием фотографов, так что они, вероятно, будут вам вдвойне благодарны за вашу тяжелую работу. Также учтите, что снимать стоит в RAW, т.к. это поможет вам вытянуть фотографии во время обработки в случае экстремальных условий освещения, с которыми вы можете столкнуться на концерте.


Вам, возможно, придется двигаться во время съемки, потому что делать все кадры с одной точки скучно, и это не поможет вам развиться. Проблема состоит в том, что чаще всего вам придется работать, пробиваясь через толпу, а большинство посетителей концерта предпочитают оставаться на своих местах.

Будьте вежливы, улыбайтесь, указывайте на свою камеру, когда необходимо, и просто спросите, можете ли вы встать на их место на одну или две песни, чтобы сделать несколько кадров. Не забудьте поблагодарить, когда закончите, и продолжайте двигаться. Это лучший подход, который я нашел, потому что никто не любит грубых фотографов, плечами и локтями прокладывающих свой путь в толпе.

Комфортно разместитесь рядом со сценой, выберите начальные настройки на камере (например, ISO 800, 1/125, f/2.0) и сделайте несколько снимков. Проверьте экспозицию и подстройте камеру соответственно. Вы, вероятно, найдете настройку, которая работает для большинства условий освещения в данном концертном зале, и вам нужно будет вносить лишь небольшие изменения в значения выдержки и диафрагмы, что позволит вам сосредоточиться на наблюдении за действом и выстраивании композиции снимков. Не забудьте повеселиться, в конце концов, это концерт, и если вы думаете, что упустили кадр, сделайте еще один.


Шаг 9: Что дальше?

Вы добрались домой, и выжили после всего этого пота, шума и столпотворения - но работа на этом не окончена. Если вы снимаете для издания или какого-либо блога, у вас, вероятно, есть срок сдачи материала. Даже если нет, вам все же нужно назначить его самому. Своевременная готовность снимков послужит созданию вашей хорошей репутации.

Поскольку это всего лишь общее руководство, я не буду вдаваться в детали касательно обработки, но я должен отметить, что в конечном итоге вы выработаете свой собственный стиль. Большая часть обработки будет выполнена в вашем любимом RAW-редакторе, таком как Aperture от Apple или Lightroom от Adobe.

Вам стоит следовать общим правилам журналистики в том, что касается улучшения качества фотографий без искажения сути событий, реально произошедших на выступлении. Суть в том, чтобы экспериментировать в пределах разумного.


Заключение

Концертная фотография - занятие очень веселое и полезное, но маловероятно, что она будет приносить вам достаточный доход, который позволит оплачивать счета исключительно этими изображениями. Если вы заядлый меломан или просто ищете другой путь для раскрытия творческой составляющей вашей фотографии, это стоит усилий, и это руководство должно помочь вам сделать первые шаги.

Тут нет никаких секретов и коротких путей, и может быть сложно измерить ваш прогресс, но вы будете счастливы, что вы занимаетесь этим и встречаете множество удивительных и интересных людей на вашем пути.

Пролистав сеть Интернет на тему фотосъемки концертов особо никакой толковой информации не нашел, в основном пишут про аккредитацию. Мне приходилось всего однажды писать запрос на аккредитацию съемки концерта Дельфина, да и то просто спросил разрешат ли фотографировать. Отправил администратору стандартный текст с ссылками на свои работы, написал о том, что не буду размещать неудачные кадры, никогда не пользуюсь вспышкой, что не нарушит комфорт исполнителя, и могу для утверждения прислать снимки. Ответили довольно быстро, что переживать не стоит, на концертах Андрея снимать разрешается всем.

Я напишу об собственноручно набитых шишках и сделанных выводах, что, надеюсь, поможет Вам в Вашем опыте концертных съемок и ответит на возможные Ваши вопросы.

1. Техника
Оптика должна быть максимально светосильной, а тушка максимально скорострельной.
Что касается тушки, это не такое критичное правило, как может показаться. Снимал я не хуже и на canon 450D, но обидно что много «вкусных» кадров пропускал из-за того, что фотоаппарат находился в состоянии "busy". Перейдя на canon 7D таких проблем не стало.
А вот оптика - это критично. Пробовал снимать со светосилой (диафрагмой) в 3,5-4,5ед.: получается ужасно, как будто концерт негров в угольной шахте. Поэтому использую "полтинник" canon 50/1,4. Думал перейти на 35/1,4, но на камере с кроп-фактором особого эффекта широкого угла не будет, так как в результате все равно выйдет "полтинник".
Так же очень важно наличие скоростных карт памяти. Медленная карточка сведет на нет всю прелесть современной тушки.

2. Настройки
По настройкам во время съемки всё есть в первой лекции нашей фото-школы. Отошел подальше от сцены - можно уменьшить значение диафрагмы, подошел поближе - не забывай чуть увеличить, а то кадр где нос артиста в фокусе и супер резкий, а остальное лицо в расфокусе - не комильфо. Вспышками не пользуюсь, это убивает весь свето-цветовой рисунок на сцене. К тому же вспышка может высветить не совсем новый задник сцены типа экрана для проектора с заплатками.

3. Свет
Свет на сцене часто бывает весьма хаотичный, движения артиста тоже не всегда можно предугадать (хотя с опытом многое начинаешь предвидеть), поэтому снимаю серийно. Это еще хорошо на длинных выдержках, делает кадры резче. На разных площадках свет разный: дорогой, хороший и сильный позволяет снимать с выдержкой 1/100 сек. и короче, а если слабый, то приходится довольствоваться 1/40-1/80 сек. со всеми вытекающими последствиями. ISO я ставлю 400-800ед., на кропе физический размер матрицы меньше и следовательно она больше «шумит». Был бы полный кадр, разошелся бы до 1600ед., а то и больше, но шум не критичен, современные «шумодавы» отлично с ним справляются, а иногда шум вносит некий шарм в кадры + разные режимы смешивания слоев могут дать неожиданно хороший результат.
Если за пультом грамотный световик, как правило, во время припева световой и цветовой рисунок повторяется, и можно первый припев не снимать, а посмотреть и запомнить, а на втором уже приступить к осмысленной съемке. Если используют дымовые машины, то кадры получаются во много раз интереснее. Вырисовывается буквально каждый луч от каждого источника света. Я стараюсь во время работы машин сделать максимально возможное количество снимков. В перерыве между группами всегда можно просмотреть и удалить не интересные.

4. О цвете
Синий цвет доставляет нам много неприятностей. Не знаю почему так сложилось, но большинство времени сцена залита синим светом. На разных площадках и на разных артистах. Само действо смотрится отлично, а вот для фотографа это ужасно, так как в кадре все лица оказываются синюшного оттенка. Если кадр удачный, можно перевести в ч/б микшированием каналов добившись максимально нормального оттенка, а потом еще и затонировать. Такой подход иногда спасает.
Еще есть небольшая хитрость: время от времени смотреть двумя глазами. Поясню: источники света типа «головы» крутятся по одному известному им и световику алгоритму, предугадать их движение сложно, но есть источники двигающиеся по одной определенной траектории. И даже когда синий свет на сцене, по артисту может пройтись белый или желтый луч. Когда один глаз смотрит в видоискатель, а второй видит общую картинку, то можно подобрать момент нажатия на затвор. Вот пример почти одного и того же кадра, но один во время заливки сцены синим светом, а второй с пойманным лучом на артиста:


5. Стробоскоп
Используют его не часто, обычно на одной-двух песнях во время припева. При нём можно смело поставить настройки «как в солнечный день» и как только стробоскоп начнет пыхать, надо снимать серийно. 1-2 кадра как правило попадают во вспышки. Получается довольно эффектно:

6. Контровый свет
Он тоже эффектно смотрится. Бывает, правда, стоят очень мощные источники. Но они медленно «затухают» и в этот момент надо снимать. Если снять когда они работают на полную мощность, то всё будет засвечено. Перенастроить камеру за 1 сек невозможно, а спустив кнопку затвора и выждав эту самую секунду, можно получить неплохой кадр.

7. Положение в зале во время концерта.
В идеале нужно передвигаться, выбирая разнообразные ракурсы. Поможет проходка на вип-ярус, что бы снять общий план с балкона. Но бывает так, что тебя зажали со всех сторон и двигаться нет никакой возможности. Ну что ж, тогда остается снимать только с одного ракурса. В обработке можно отразить зеркально и будет ощущение разнообразия)) Но тут надо обращать внимания на надписи как на артистах так и на сцене, они тоже станут зеркальными))
Вот неудачный пример из недавнего (надпись Cryoна рубашке артиста)

8. Формат
В каком формате снимать? Конечно в RAW. Это дает колоссальные возможности при обработке. Замерять экспозицию нереально, поэтому выставляешь значения по опыту, но из казалось бы темного RAW часто можно иногда вытянуть светлый JPG.

9. Звук
Он иногда очень громкий, прям до неприятных ощущений в ушах. Особенно на хэдлайнере (основной группе). Тут спасают либо беруши, либо наушники-вкладыши от плейера. А самые классные кадры как раз таки у кромки сцены и рядом с источниками звука.

10. Скорость
Технику свою надо знать наизусть и менять настройки ориентируясь на информацию в видоискателе. Иногда просто времени нет взглянуть на экран настроек, а иногда оказываешься зажат толпой настолько, что отодвинуть от себя фотоаппарат сложно.

11. Погодные нюансы
Зимой на концерты лучше приходить заранее, что бы не снимать прямо с мороза в теплом помещении, а летом температура в клубе и за его стенами практически не отличается.

12. Отбор фотографий
Я отбираю прежде всего по критериям эмоциональности момента, света, цвета, резкости, все как обычно, но именно в концертных фото можно запечатлеть просто бурю эмоций, очень ярких, так же море разнообразного света, чего нельзя добиться при постановочном фото. Все знания тут работают на полную катушку, и по композиции и по цвету. Мне, например, пришлось сдав четвертый этапв нашей фотошколе, вернуться к третьему и начать больше в обработке использовать фильтры, чтоб цвета друг с другом «дружили». А некоторые погрешности как то заваленный горизонт думаю простительны, учитывая условия съемки, а иногда работают в плюс.

13. Размещение фотографий
Помимо своего сайта или блога у всех групп есть свои странички в социальных сетях, есть свои фанклубы. Размещая там свои снимки, мы видим, что довольно быстро они расходятся по сети и отпадает вопрос аккредитации. И эти и другие артисты уже приглашают Вас на свои выступления как фотографа, если кадры достойного качества. А иногда могут пригласить поснимать саундчек. Получится 2 репортажа, концерт и бэкстейдж))

Вообще наверное концертная фотография сложный жанр, но вырабатывает очень полезные навыки, как то реакция, умение в слепую работать техникой, замечать все детали, предвидеть сюжет и много полезных навыков даже выносливость)))

Друзья, мы рады запустить новую Магистратуру Nikon! На этот раз обратимся к музыкальной теме. Весь февраль мы будем учиться снимать концерты и музыкантов! Каждому фотографу, хоть раз побывавшему на выступлении любимой рок-группы, наверняка хотелось запечатлеть весь драйв, который люди ловят на подобных мероприятиях. И наши эксперты Анна Ульянова, Юлия Раскова и Маргарита Фазылянова помогут вам разобраться в концертной фотографии от и до!

И традиционный конкурс: ждем ваши фото с концертов любимых исполнителей в комментариях! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon - подписывайте, на что сделаны кадры:) И всем удачи!

Анна Ульянова :

Важнейшая задача концертной фотографии - передача эмоций и “эффект присутствия” на концерте. Для этого совершенно не достаточно просто снять крупный план артиста и общий план зала.


Lumen
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/160
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 20 мм

1. Используйте все, что видите

Покажите динамику, ловите экспрессию и момент. Вот гитарист исполняет проникновенное соло, а барабанщик подбросил палочку, вокалист направил микрофон в зал. Из этих кадров и сложится настоящий концертный репортаж.


Lumen
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/125
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 20 мм

Как и в любом другом репортаже, не забывайте про общий, средний и крупный планы, снятые со всех доступных точек в клубе.


“Курара”
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
ISO: 800
Фокусное расстояние: 180 мм

2. Подготовка

Не поленитесь потратить время и изучить, как ведет себя артист во время концерта (фото на официальном сайте, в социальных сетях, ролики на YouTube), чтобы быть готовым к прыжкам вокалиста в толпу, обливанию первых рядов бутафорской кровью или залпам конфетти.


Metallica
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/250
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 85 мм

3. “3 песни без вспышки”
Часто на больших концертах действует ограничение по съемке для аккредитованных фотографов по времени съемки. То есть, за три песни вам надо сделать полноценный репортаж, удачно зафиксировать всех участников группы, зрителей в первых рядах и ловить моменты. Вспышка запрещена, чтобы не ослеплять артиста и сохранить световой рисунок шоу, ведь никому не нужны плоские картинки со вспышкой “в лоб”.


IOWA
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
ISO: 640
Фокусное расстояние: 20 мм

4. Старайтесь быть незаметным

Для кого-то это покажется новостью, но концерт сделан в первую очередь для зрителей и поклонников артиста, а не для фотографа. Не стоит (даже при большой дружбе с группой) находиться половину концерта на сцене, вставать перед вокалистом и делать селфи с участниками группы. Будьте незаметны, будьте быстры. Подумайте о внешнем виде: не стоит стоять на сцене (и в пресс-зоне) за музыкантами в футболках ярких кислотных цветов - вы лишь испортите коллегам кадры.

Не забывайте про поклонников музыкантов и зрительный зал, они как никто могут помочь в передаче настроения от шоу в кадрах.


“Пилот”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/400
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 20 мм

5. Используйте все возможности камеры

Если вы (так же как и я) используете фиксы в репортаже, пользуйтесь возможностью максимально открыть диафрагму и получить больше глубины и “воздуха” в кадре.

Забудьте об автоматических режимах съемки, вы должны контролировать абсолютно все. Ваша задача - научиться использовать все возможности своей камеры для получения наиболее интересных снимков.


“Нервы”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/400
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

Помните, что чем длиннофокуснее объектив, тем короче выдержка, иначе “шевеленки” не избежать.

Не бойтесь экспериментировать: мультиэкспозиция, сверхширокие объективы, lensbaby - все это может разнообразить репортаж.

Перевод кадра в ч/б - не панацея. Ни одна изначально скучная фотография не станет лучше, если лишить ее цвета.


“ПсиХея”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/400
ISO: 800
Фокусное расстояние: 50 мм

6. Выборка

Не перегружайте свой отчет с концерта: оптимальное количество снимков - 20-30, дальше глаз зрителя устанет и пролистает все остальное, особо не задерживаясь. К примеру, отобрав 50 технически удачных снимков, выберите из них 25 эмоциональных, удалив повторы, сомнительные по моменту кадры, кадры, где эмоция артиста больше похожа на кривляние, оставьте уникальные по ракурсу и моменту снимки.


Papa Roach
Камера: Nikon D700
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 135 мм

7. Помните про актуальность

Не забывайте про актуальность фотографий. В нашем мире социальных медиа даже очень неплохие фотографии шоу не нужны никому спустя полгода.

Ищите свой стиль, изучайте и рассматривайте работы известных музыкальных фотографов, чаще ходите на концерты и слушайте хорошую музыку!”


“Мегаполис”
Камера: Nikon D700
Объектив: AF NIKKOR 180mm f/2.8D ED-IF
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 180 мм

Юлия Раскова :

“Концертная фотография должна рассказывать о концерте нечто большее, чем видно невооруженным глазом. Отличная концертная фотография может передать всё: атмосферу концерта, настроение зрителей, характер и черты личности самого музыканта. Задача фотографа - суметь поймать и соединить все это в одном кадре.

1. Подготовка к съемке

Лучше всего предварительно подготовиться к съемке, ознакомиться с составом группы, выделить постоянных участников и сессионных, посмотреть видеозаписи с концертных выступлений музыкантов в других городах, отметить, на какую часть зала преимущественно работает фронтмен, в какой руке держит микрофон, особенности поведения других участников на сцене. Конечно, немаловажно знать и чувствовать свою фототехнику на интуитивном уровне, знать примерные значения экспозиции, ведь условия освещения могут меняться каждые 10 секунд, и в этом случае важно быстро и точно выставить нужные значения диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы не потерять момент и успеть сделать качественный кадр. Также можно заранее обдумать технические приемы, которые вы считаете подходящими для данного концерта: стар-фильтры, мультиэкспозиция, съемка с масштабированием и другие.


Korpiklaani
Камера: Nikon D610

Диафрагма: f/ 2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 24 мм


“Порнофильмы”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 62 мм


Миша Родионов
Камера: Nikon D600

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
Фокусное расстояние: 200 мм

Освещение очень многое решает в концертной фотографии. Умение работать с исходными условиями освещения, ориентироваться в цветах, направлении света и использовать все это для создания образа музыканта очень важно в профессии концертного фотографа. Дополнительный свет на концертах, как правило, не используется по нескольким причинам: во-первых, на концертах обычно бывает красивый и разнообразный свет, который создает неповторимую атмосферу музыкального события, подчеркивает фактуру и колорит артистов. Во-вторых, вспышка может отвлекать музыкантов от работы на сцене, мешать зрителям. При этом все же замечу, что умение работать с дополнительными источниками света (там, где делать это разрешается организаторами) очень важно, потому что при грамотной работе с ними можно создавать замечательные кадры и решать вопросы недостаточного освещения. К примеру, на концертах небольших местных групп.


“ДДТ”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
Фокусное расстояние: 200 мм


Дима Билан
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/500
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 122 мм

3. Поиск ракурса

Важно не нервничать и не совершать лишних телодвижений, которые помешают как вашим коллегам, работающим с вами в фотопите, так и вам самим. Порой лучшие кадры выходят тогда, когда вы стоите на одном месте, даже если вы стоите на нем полконцерта. Музыканты, как правило, эмоциональны и активны на сцене, свет часто меняется, поэтому даже если ваше передвижение ограничено, не стоит беспокоиться - всегда есть возможность сделать много разных кадров с одной точки съемки. К примеру, три кадра ниже сняты с одного места и ракурса.


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 50 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 70 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
Фокусное расстояние: 24 мм

4. Локация

Условия освещения, стиль работы и выбор фототехники, конечно же, зависят от площадки, на которой проходит концерт. Это могут быть средние камерные залы, большие концертные площадки или маленький местный клуб. И если порой в огромном концертном зале, где много света, вполне можно обойтись стандартным телеобъективом, то для всех остальных площадок наличие широкоугольного светосильного объектива сильно облегчает жизнь и съемку. Но даже если в помещении, где проходит концерт, совсем мало света, не стоит расстраиваться - даже при таком освещении можно сделать атмосферные кадры с настроением, которые наверняка понравятся артистам.


“Мумий Тролль”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 120 мм


“Крематорий”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 200 мм


Lumen
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 120 мм

5. Взаимодействие со зрителями

Успех концерта на 50% и больше состоит из энергетики пришедших на него людей. Стоит приложить максимум усилий, чтобы не мешать людям наслаждаться концертом. Кроме того, во взаимодействии артистов со зрителями есть особенные моменты, благодаря которым можно сделать яркие запоминающиеся кадры.


30 Seconds to Mars, Джаред Лето
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
Фокусное расстояние: 200 мм


Eskimo Callboy
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
Фокусное расстояние: 58 мм


Eskimo Callboy
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
Фокусное расстояние: 24 мм

6. Постобработка

Как правило, после съемки кадры проходят коррекцию по яркости и контрастности, насыщенности, балансу белого, работе со светом и тенями, иногда - перевод в черно-белое или тонирование изображения там, где это уместно. При этом каждый раз первостепенное значение имеет исходный кадр, ведь никакая обработка не придаст истинной красоты кадру, если исходник не был композиционно цельным, или же в нем отсутствует момент, ради которого, собственно, фотограф и нажимал на кнопку. В этом случае при отборе снимков всегда важно отвечать себе на вопрос: чем примечателен тот или иной кадр, почему мы пропускаем его в итоговый отчет, который затем предоставляется на обозрение миллионам зрителей? Фоторедакторы же позволяют подчеркнуть преимущества фотографии. При этом существуют разные степени допустимого вмешательства в кадр. Если съемка производится по заказу, то степень такого вмешательства следует обсудить с заказчиком, у СМИ, как правило, свои требования к возможной корректировке изображения. Если же вы снимаете для собственного портфолио или вмешательство в кадр не ограничивается, то можно дать волю фантазии. Но не стоит забывать, что хорошая обработка - та, которая не бросается в глаза.


Диана Арбенина
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/400
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 145 мм


“Морэ&Рэльсы”
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
Фокусное расстояние: 36 мм

7. Определитесь с целью съемки

Конечно, ваша основная цель - передать атмосферу концерта, настроение и заряженность публики, талант артиста. Все это действительно можно сделать в одном кадре.
Концертная фотография - это все же вид репортажной фотосъемки и подчиняется всем законам этого жанра. Но вид совершенно исключительный, особенный, который обусловлен спецификой снимаемого события. Не стоит ждать, что вы придете с концерта с целой кипой отличных фотографий - большая удача, если с одного концерта вы можете отобрать себе в портфолио 1-5 фотографий”.


Sunsay
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 200 мм


“Крематорий”
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 24 мм


Natalia Oreiro
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/2.8
Фокусное расстояние: 200 мм

Маргарита Фазылянова :

“Меня достаточно часто спрашивают, что мне дает концертная фотография. Это возможность поймать и передать эмоции, средство пережить и почувствовать ощущения заново, способ подарить окружающим «атмосферу» прошедшего концерта. Также я бы отметила, что данная разновидность съемки является одной из самых сложных в репортажной фотографии: свет, время, предоставленное пространство, да и сам объект съемки не контролируются вами. Не во власти концертного фотографа оспорить с организатором мероприятия или артистом количество времени, отведенного на съёмку, или размеры фотопита. Навряд ли вы договоритесь со светорежиссером о том, какой свет будет использован во время концерта. Ну и, в конце концов, вы никак не продиктуете музыканту, как ему следует двигаться на сцене, когда ему замереть и так далее.


Terror
Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм

1. Аккредитация

С чего же начинается концертная фотография? Конечно, с получения аккредитации. Здесь есть несколько вариантов:
1) Найти интернет-портал, посвященный музыкальным событиям либо такого рода мероприятиям. Самое главное - установить контакт с редактором. Для этого у вас должно быть портфолио/наработки (необязательно в концертной сфере), по которым можно будет определить ваш уровень и принять решение касаемо сотрудничества. В этом варианте за вас всё сделает редактор;
2) Связи. Да, в концертной фотографии неформальные контакты тоже нужны, главное в этом случае - быть коммуникабельным и не бояться первым написать письмо. Этот вариант также предполагает наличие примеров работ. Вы можете выйти на участника группы/исполнителя, PR-менеджера группы/концертной площадки либо организатора мероприятия. Конечно же, всё зависит от популярности коллектива, а также места, где будет происходить концерт. В данной области нет какого-то определенного шаблона действий - с аккредитациями всё решается индивидуально.

Но что же делать, если портфолио отсутствует, и вы только начинаете свой путь? В самом начале я покупала билеты на небольшие концерты и училась ловить кадры, тренировалась обрабатывать фотографии с мероприятий и выкладывала на свою страницу в LiveJournal. Главное - не забыть уточнить у площадки касаемо возможности фотографирования без аккредитации, чтобы не произошло неприятной ситуации в виде изъятия техники на входе. Только после того как я получила определенный навык в концертной съемке и опыт работы в небольших клубах, я осмелилась выйти на контакт с редактором своего первого интернет-портала. Сменив пару музыкальных сайтов, с 2013 года я прочно обосновалась на Metalkings.


Андрей “Слесарь” Оплетаев, “ПсиХея”
Камера: Nikon D7000

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм

Вообще, подход к выбору концертного фотографа на каждом портале разный: где-то важно «забить» концерт раньше других, на некоторых ценится качество предоставляемого материала. Чтобы не рассчитывать на случай, лучше, конечно, стараться выходить непосредственно на музыкальные коллективы. Главное - озадачьтесь тем, где вы будете публиковать отснятый материал и на каких условиях группа предоставит вам аккредитацию (чаще всего взамен фотопаса вы должны будете предоставить материал группе и разрешить им опубликовать его в своих официальных сообществах и на сайте). Для публикации снимков существует большое многообразие ресурсов в Интернете, вплоть до написания собственного сайта: всё зависит от вашего желания и планов развития в этой сфере.
Важно. Если вы пришли на концерт по аккредитации, вам следует уточнить, сколько песен можно снимать группу/исполнителя. Как правило, многие зарубежные группы ограничивают съемку тремя песнями из фотопита либо из зала (опять-таки, всё зависит от площадки). После этого лучше убрать камеру, не нарушать выставленных условий, так как это может привести к тому, что впоследствии вам просто-напросто откажут в аккредитации.

В случае, если вы получали фотопас через группу, есть вероятность, что вам разрешат снимать весь концерт без ограничения пространства и времени.


“КняZZ”
Камера: Nikon D750

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/80
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

2. Техника

Я снимала на разные камеры: Nikon D90, Nikon D7000, в данный момент это Nikon D750 (как видно, я заядлая «никонистка», очень уж легли камеры в руку с первого прикосновения). По поводу объективов - с самого начала я отдавала предпочтение светосильным объективам с фиксированным расстоянием. Решение касаемо того, какой выбрать объектив - с фиксированным расстоянием или зум, - зависит от вашего личного предпочтения: это дело удобства и привычки. Наиболее важной характеристикой остаётся светосила, ведь при концертной съемке зачастую недостаточно освещения.

Я использую AF NIKKOR 50mm f/1.4D, AF NIKKOR 24mm f/2.8D, AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G, AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D. В последнее время я отдаю свое предпочтение «рыбьему глазу», особенно в маленьких клубах: уж очень мне полюбились картинки, полученные при помощи него.


Али Табатабаи, Zebrahead
Камера: Nikon D750
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

За три песни я успеваю несколько раз поменять объективы. Правило у меня одно - по 1-2 минуты на каждый объектив плюс как минимум успеть пройтись справа налево (слева направо) вдоль сцены хотя бы один раз. Если количество песен, разрешенных для фотографирования, ограничено, перед входом в фотопит вам необходимо подготовить всю имеющуюся технику: проверить настройки на «тушке» (я стандартно настраиваю ISO 1250, «накручиваю» 50 мм, выдержку и диафрагму выставляю соответственно на 1/160 и f/2.5), распаковать объективы (то есть раскрутить все крышечки) и поместить их в чехол для фотоаппарата (также я подкладываю мягкую ткань в чехол, чтобы минимизировать вероятность того, что объективы могут удариться друг о друга).

AF NIKKOR 50mm f/1.4D – один из наиболее ходовых объективов среди концертных фотографов. Он подходит для фотографирования средних планов; фишай и AF NIKKOR 24mm f/2.8D я использую для общих планов, а при помощи AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G можно умудриться снять крупный кадр (в том числе, этот объектив спасает при съемке из толпы, если можно снимать после трёх песен или на площадке не предусмотрено наличие фотопита).


Илья Черт, “Пилот”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 50 мм


Никита Муравьев, “СЛОТ”
Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/160
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 85 мм

Касаемо зумов, наиболее часто используемые объективы - это 24-70/f2.8 и 70-200/f2.8.
Кстати, немного про карты памяти - у вас их должно быть как минимум несколько штук в кармане, особенно в том случае, если вы снимаете фестиваль.
Неплохо иметь в рюкзаке такие мелочи, как чистящий карандаш, который будет вашей палочкой-выручалочкой, если на объектив попадет вода или алкогольные напитки (особенно это касается рок-концертов, на которых музыканты не прочь покидаться бутылками с водой или спиртными напитками).

3. Подготовка к съёмке

Данный пункт я скорей бы отнесла к опционному совету. Некоторые концертные фотографы перед посещением мероприятия смотрят записи живых выступлений той группы, на которую планируют пойти. Это позволяет примерно оценить, какое освещение будет на концерте, а также ознакомиться с тем, как коллектив ведет себя на сцене, будут ли у музыкантов интересные костюмы и элементы шоу.
Ну и буквально одно предложение об одежде: главное в ней - удобство. Отдавайте предпочтение темным цветам, так как в ходе съемки вы можете испачкаться (такое бывает достаточно часто; на моей практике было и такое, что я пару раз рвала джинсы и футболки). Плюс неяркая одежда не будет отвлекать исполнителей и поклонников группы.


Дмитрий Процко, “Эпидемия”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

4. JPEG или NEF?

Очень часто фотографы также задаются вопросом, в каком же формате лучше снимать концерты. Кто-то предпочитает JPEG, а кто-то NEF. Лично я руками и ногами за NEF, так он «тянется» намного лучше, чем JPEG, и позволяет осуществлять достаточно много действий по постобработке кадра (практически с самого начала я начала снимать в формате NEF). Стоит отметить, что у JPEG перед NEF есть очень большое преимущество - максимально насыщенные и сочные цвета. Как вариант, для сравнения вы можете выбрать в настройках NEF+JPEF (высокого разрешения), после чего определиться, в каком формате вам комфортнее осуществлять съемку.


Энди Марш, Try Art is Murder
Камера: Nikon D750
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 50mm

5. ISO, диафрагма и выдержка

Три составляющие, которые определят ваш снимок. Ни в коем случае не используйте автоматические настройки или режимы с приоритетом выдержки/диафрагмы. На концертах, да и не только, применимы только полностью ручные настройки (с приобретением опыта при взгляде на свет вы сможете настраивать подходящие параметры всё быстрее и быстрее).
Чаще всего я использую значения ISO от 800 до 1600. Чем больше значение ISO, тем больше шума будет у вашего изображения, и наоборот. Полноформатные камеры позволяют делать нешумные кадры на более высоких значениях ISO, чем «кропанутые» камеры, так что примите это к сведению, когда будете выбирать между приобретением светосильного объектива или новой камеры.

Для диафрагмы я предпочитаю значения от f/2 до f/2.8, “раскручивать” до предела я не считаю актуальным, так как картинка теряет глубину резкости.

Что касается выдержки, в большинстве случаев я делаю кадры на 1/160 секунды. При настройке данного параметра принимайте во внимание фокусное расстояние объектива. В целом, выдержка должна быть короче обратного фокусного расстояния как минимум в два раза (то есть при использовании объектива 50 mm выдержка должна составить как минимум 1/100, если не короче). От выдержки чуть ли не напрямую зависит четкость получаемого изображения.


Андрей “AZ” Зырянов, “ПсиХея”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм

6. Постобработка

Я пользуюсь двумя программами для постобработки - Lightroom и Photoshop. При помощи первой я осуществляю цветокоррекцию и основные моменты обработки. Вообще, лично для меня игра с цветом - моё всё! В данной программе я также подтягиваю яркость снимка, экспериментирую с тенями и светом или кривой, настраиваю контрастность изображения и насыщенность (обычно отдельно по цветам), то есть максимально стараюсь сделать кадр «вкусным».

Вторая помогает окончательно настроить резкость картинки, а также при использовании плагинов можно подчистить «шумные» фотографии.
Со временем вы можете отточить свой собственный стиль обработки, чтобы ваши отчеты выделялись на фоне других.


Ирина Сорокина, “КняZZ”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85mm

7. Подготовка фотоотчета

Какой фотоотчет покажется зрителю наиболее интересным? Во-первых, он должен быть максимально информативным. Постарайтесь по возможности снять всех участников группы. Проблемы обычно возникают с барабанщиками, так как они размещены в глубине сцены и спрятаны за многочисленными установками и примочками. Во-вторых, постарайтесь сделать разноплановые кадры: используйте разные объективы, точки съемки и ракурсы (если у вас «вездеход», то можно будет вдоволь разгуляться). В-третьих, немного об эстетической стороне кадра. У меня есть одно простое правило: перед тем как принять решение о том, будет ли фотография включена в отчет, я представляю себя на месте исполнителя и думаю, понравилось бы мне, если бы я где-то увидела такой свой снимок.


Дмитрий Кривенков, “Эпидемия”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 85 мм


Слава “Славон” Галашин, “ПсиХея”
Камера: Nikon D7000
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм


“Тараканы!”
Камера: Nikon D750
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/100
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 16 мм

8. Взаимное уважение

В самом конце хотелось бы дать небольшой совет по поводу взаимного уважения:

Уважайте коллег. При съемке в фотопите старайтесь не мешать своим «коллегам»: не стоит расставлять широко руки и ноги, толкаться, пытаться протиснуться ближе к желаемому объекту. Помните, что не только вы хотите сделать качественные фотографии;
- уважайте музыкантов. При фотографировании не стоит поднимать руки очень высоко - поверьте, многих музыкантов это очень нервирует и раздражает. Если у вас есть возможность снимать со сцены, будьте аккуратны, не забывайте о том, что там располагается большое количество проводов от техники, неудачно задев которые, можно отключить аппаратуру. Не бегайте перед музыкантами в попытках снять «крутой» кадр. И да, вспышка. Старайтесь не прибегать к ней на концертах. Я общалась с исполнителями по этому поводу: во-первых, немного повторюсь, она действительно нервирует, а во-вторых, из-за постоянных вспышек музыкант может начать «слепнуть», это может привести и к плохому самочувствию (вы ведь не хотите стать причиной срыва концерта?). Кроме того, в большинстве случаев данный аксессуар, в принципе, запрещен. К тому же, по моему мнению, она искажает атмосферу концерта;
- уважайте поклонников. Вы пришли на концерт по аккредитации, вы всего лишь гость, скорее даже тень. Поклонники же заплатили за возможность не только услышать свою любимую группу, но и увидеть её: для некоторых это очень важно, и люди за несколько часов (бывает, даже и за сутки) занимают очередь, чтобы попасть в первые ряды.

Напоследок пара заключительных слов: самое главное - не сдавайтесь и не опускайте руки; учитесь и развивайтесь, старайтесь идти только вперёд, ориентируйтесь на «топовых» фотографов. Если вы загорелись концертной съемкой, не бойтесь спрашивать совета коллег, а также читайте как можно больше статей по данной тематике”.

Надеемся, вам понравились советы наших экспертов и фото! Делитесь своими концертными снимками в комментариях и выигрывайте призы - и конечно, не забывайте добавлять наш блог себе

Съемка концертов, как и другие разновидности репортажного жанра фотографии , требует от фотографа отличного владения аппаратурой. Динамика события не позволяет тратить время на обдумывание технических параметров - решения по их изменению должны приниматься мгновенно. Все внимание фотографа приковано к постоянно меняющемуся изображению в видоискателе, а камера должна обеспечить возможность сделать кадр в нужный момент.

При съемке концертного мероприятия удобнее всего использовать зеркальную камеру.

Для того чтобы в закрытом помещении иметь возможность получить качественные снимки как с общим, так и с крупным планом, лучше всего использовать пару светосильных зум-объективов , которые покроют диапазон фокусных расстояний приблизительно от 18 до 200 мм. Например, нормальный зум 24–70 мм и телезум 70–200 мм. Для тех, кто не может позволить себе приобрести столь дорогую оптику, подойдет один универсальный, но менее светосильный объектив с диапазоном фокусных расстояний от 18 до 200 мм. Большая светосила позволит использовать более короткие выдержки, и в результате у вас будет меньше смазанных снимков.

Кроме того, на выдержку влияет установленная чувствительность матрицы фотокамеры. Перед съемкой в помещении значение ISO нужно поднять (обычно используют чувствительность 800, 1600 и выше, если есть необходимость и позволяет камера). При съемке концертных мероприятий днем на открытой площадке светосила объектива не имеет решающего значения, и чувствительность матрицы не приходится поднимать слишком сильно.

Фотографируем в темном помещении клуба

Несмотря на то что в закрытом помещении клубов, как правило, очень темно, а освещение от прожекторов постоянно меняет цвет и направление, старайтесь как можно реже пользоваться вспышкой. Она сводит на нет художественную ценность динамического освещения и делает снимки плоскими. Если же вы решите использовать вспышку, скорректируйте мощность светового импульса в меньшую сторону.

В качестве творческого приема попробуйте использовать режимы медленной синхронизации и синхронизации по задней шторке. В этом случае движущиеся объекты будут, наряду с «замороженным» вспышкой изображением, оставлять размазанный шлейф.

От технических аспектов создания концертного репортажа перейдем к художественным. Фотограф должен непрерывно анализировать изображение в видоискателе. Перед тем как нажать на кнопку спуска, важно успеть правильно выстроить кадр. Поэтому выбирайте такие ракурсы, которые позволят исключить из кадра заслоняющие артистов объекты - стойки микрофонов, провода, колонки, головы зрителей. При съемке в клубе постоянно меняющееся освещение создает потрясающую атмосферу. Очень важно на своих кадрах отобразить эмоции артистов. Следите за их перемещениями, подмечайте характерные позы и выражения лиц. Не забывайте и о зрителях, зачастую они даже более эмоциональны, чем те, кто находится на сцене.

Напоследок обратимся к общим вопросам подготовки и проведения репортажной съемки. Необходимо взять с собой запасные аккумуляторы, батареи и карты флэш-памяти. Будьте аккуратны при съемке. Съемка концертов сопряжена с определенной долей риска для вас и вашей аппаратуры. Особенно это касается выступлений рок-групп, на которых публика ведет себя очень активно. При съемке в зале нужно постоянно следить за тем, что происходит рядом с вами, чтобы ненароком чей-нибудь локоть, голова или нога не разбили вашу камеру. Но самое главное - непрерывно снимайте!