Какие виды экологического управления вы знаете. Производственное экологическое управление

Экологическое управление, понятие, виды принципы, функции экологического управления

26.10.2011.

Экологические права и обязанности публично-правовых образований

Экологические права общественных организаций и Ю.Л.

Статья 12 З. ООС перечисляет ряд прав, в т.ч. общественным экологическим организациям и объединœениям. В качестве основной уставной цели их деятельности должна быть оказана охрана окружающей среды. Есть право проведения общественной экологической экспертизы. Проводит её не научная организация, а общественная организация. Им предоставлено право обращаться в суд с защитой неопределœенного круга лиц.

Также сформулированы и обязанности таких объединœений.

Коммерческие организации- организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду.

Есть такое право, как оказывать негативное воздействие на окружающую среду, т.к. никакая производственная деятельность не возможна без воздействия на окружающую среду.

Это право обставлено обязательны набором условий и рядом требований: соблюдение норматива, получение разрешения, регистрация воздействия на окружающую среду.

Речь идет об РФ, субъектах и муниципальных образованиях.

Экологическая функция всœегда перечисляется в ряду функций современного государства.

Речь идет о полномочиях, которые реализуются ветвями власти в сфере охраны окружающей среды. Эти полномочия очень разнообразны. Их можно рассматривать и как права, и как обязанности государства.

Полномочия определœены в Конституции- статьи 71 и 72. Статья 71- вопросы исключительного ведения РФ. В их ряду вопросы охраны природных ресурсов, континœентального шельфа, принятие экологических программ.

Статья 72-предмет совместного ведения РФ и субъектов.

Закон ООС- ст. 5, 6,7,8, 9, 10.

Статья 5- права РФ как публично-правового образования.

Статья 6- субъекты РФ.

Статья 7-разграничение ведения.

Также полномочия закреплены в ЗК, ВК, ГрК.

Полномочия МСУ закреплены в ст. 14, 15, 16 Закона об общих принципах организации МСУ.

У МСУ есть обязанность вести Красную Книгу, которая не должна быть в противоречии с Международной Красной Книге.

Экологическое управление- это управление окружающей среды.

Следует вспомнить о понятии экологической среды- совокупность природных объектов, природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды- воздух, земля, животные- ч.1 ст. 4 закона об ООС.

Эта деятельность многопредметная и многофункциональная.

Учитывая зависимость отвидов управления, субъектов, которыми осуществляется управления выделяют:

1) Государственное управление на федеральном и региональном уровнях- исполнительные органы власти

2) Муниципальное управление- органы МСУ

3) Управление ведомственное- отдельными министерствами и ведомствами. К примеру, МО- это крупнейший природопользователь. Аналогичным образом можно привести пример о Федеральном агентства по ж/д транспорту- крупные природопользователи.

4) Управление производственное или внутри производственные- осуществляется субъектами хозяйственной деятельности. Это экологический менеджмент предприятий.

5) Экологическое управление

Наиболее значимым является управление государственное. Т.к. наиболее полно урегулировано.

Гос управление строится на ряде принципов:

1) Принцип законности

2) Принцип учета и сочетание экономических и экологических интересов общества. Экологический интерес общества это тот же самый экономический интерес.

При характеристике экологической деятельности далеко не всœегда учитывается интерес общественности. Но общественность зачастую не обладает должным уровнем культуры.

3) Ответственность органов гос власти и МСУ за состояние окружающей среды на соответствующей территории

4) Принцип разделœения хозяйственных функций, контрольных функций и управленческих функций – к примеру, сформулирован в Лесном Кодексе.

В советский период многие министерства и ведомства осуществляли гос контроль и одновременно выступали в качестве субъектов хозяйственной деятельности. Были ликвидированы лесхозы. Вот во времена пожаров 2010 года как раз не хватало таких органов с контрольно-надзорными функциями. Одной из причин того, что происходило- это непродуманные решения предыдущих лет. Стали воссоздавать низовые управленческие структуры, которые сочетают в себе хозяйственные и управленческие функции.

5) Принцип разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Всё природно-ресурсное законодательство- в совместном ведении, а исключительная экономическая зона- в ведении РФ.

Есть федеральная собственность на природные ресурсы, собственность субъектов и муниципальная собственность (к примеру, отдельные лесные участки, водные участки, земельные участки. Недра не могут находится в собственности муниципальных образований, а также и недра). Водные объекты- территориальные воды, водохранилища- в собственности РФ.

Леса государственного лесного фонда- федеральная собственность.

Методы управления:

1) Административный

Регулирование через налоги, налоговые льготы, налоговые платежи, предоставление субвенций, субсидий

2) Экономический

3) Идеологический- воспитание и образование.

Эти функции реализуются и на муниципальном, и на ведомственном управлении.

Выделяют такие функции в доктринœе, как планирование на разных уровнях (принятие планов, программ), государственный учет в сфере охраны окружающей среды, государственный и иной экологический мониторинг состояния окружающей среды, сбор и предоставление информации о состоянии окружающей среды, экологическое нормирование: установление нормативов, стандартов в сфере охраны окружающей среды, экологический контроль и надзор, экологическая экспертиза и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), экологическое лицензирование: предоставление лицензий, разрешений, экологическая сертификация, ведение Красной Книги РФ, субъектов РФ, создание и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий: заповедники, заказники, памятники природы, ботанические сады. Не предусмотрена возможность частных особо охраняемых природных территорий.

Предусмотрена возможность принятия федеральных целœевых программ, международных программ. Οʜᴎ отражены в ФЗ о федеральном бюджете. Программы могут приниматься и в регионах- к примеру, в Москве действует программа вывода промышленных предприятий из центральной части Москвы, реконструкция таких предприятий. Есть программы, связанные с охраной особо охраняемых природных территорий. Такие программы также отражены в бюджете ᴦ. Москвы. Программы- это не НПА, но они утверждаются НПА законодательных органов или органов исполнителœей власти. Существуют муниципальные программы, межмуниципальные программы.

Учёт в сфере охраны окружающей среды:

1) Учёт негативного воздействия на окружающую среду

Есть учет негативного воздействия на атмосферный воздух. Стационарный учет ведется федеральный службой по надзору в сфере природопользования.

В случае если не получено разрешение на осуществление выбросов, то тогда это административное правонарушение.

2) Учёт самих природных ресурсов

Есть регистр, реестр и кадастр.
Размещено на реф.рф
Реестр радиоактивных материалов, кадастр пунктов хранения ядерных отходов, регистр радиоактивных отходов.

Принята программа утилизации радиоактивных отходов. Существуют иные формы учета таких отходов.

Нерадиоактивные отходы: ведение кадастра отходов и ведение кадастра пунктов мест размещения отходов. Учёту подлежат также опасные химические, биологические вещества- ведется государственный каталог веществ- ФЗ о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Ростехнадзор, Росатом ведут такие учеты.

К примеру, учет лесов осуществляется в рамках государственного лесного реестра, учет объектов животного мира- гос кадастр объектов животного мира, земли- гос кадастр недвижимости, по недрам- гос кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Есть гос кадастр особо охраняемых природных территорий.

Есть целый ряд подзаконных актов, которые регулируют ведение гос кадастров, как из них предоставляется информация заинтересованным лицам.

Мониторинг окружающей среды или экологический мониторинᴦ.

Бывает государственный и негосударственный, а бывает международный (глобальный). Росгидромет занимается мониторингом. Помощь в реализации этой функции оказывают органы гос власти субъектов.

Ст. 1 закона об ООС и ст. 69 Закона об ООС.

Наблюдение, сбор, обработка информации- отслеживание динамики, предоставление информации гражданам, ю.л. и иным заинтересованным субъектом.

Осуществляется экологический контроль, экологическая экспертиза.

Есть Всемирная метеорологическая организация при ООН- предоставляет информацию о состоянии окружающей среды.

Мониторинг воздействия на окружающую среду.

Иные опасные производственные объекты- экологический мониторинг важно вести при постоянном наблюдении. В Москве есть система мониторинга- система камер, которые определяют, что произошёл выброс.

Необходим мониторинг конкретных опасных производственных объектов.

Предоставление информации

Говорили мы об этой функции в контексте права граждан. Есть обязанность органов гос власти

Власти такую информацию предоставлять. Такая информация предоставляется либо платно либо бесплатно. Это регламентируется Постановлением о порядке предоставления информации о состоянии окружающей среды. Можно посмотреть, в какой день были какие выбросы, к примеру, по районам ᴦ. Москвы. На Западе такую информацию публикуют в печати. У нас это не чересчур распространено. Отказ в выдаче такой информации часто аргументируется коммерческой тайной.

Важно понять, когда такая обязанность возникает у гос органов.

По информационной функции- есть такая форма, как составление ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды. Это очень солидные исследования. Там дается полная картина состояния окружающей среды по регионам, по отраслям, по динамике. Но данный доклад выходит с запозданием в полтора года.

Нормирование воздействия на окружающую среду

Это установление тех допустимых пределов в рамках которых возможно установление воздействия на ОС. Есть нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды: есть предельно допустимые концентрации различных компонентов водной среды.

ПДК есть санитарно-гигиенические (для человека) и есть рыбно-хозяйственные (для водных биологических ресурсов).

ПДК санитарно-гигиенические устанавливаются для природных водных объектов (разные будут для питьевых целœей водных объектов и т.д.), для атмосферного воздуха, для почв.

Существуют ПДК для конкретных видов материалов, соединœений (к примеру, для порошков). Οʜᴎ устанавливались в СССР и до сих пор действуют.

Предельно-допустимые воздействия на окружающую среды: ПДС (сбросы), ПДВ (выбросы), ПДУ (уровни воздействия). При осуществлении выбросов, сбросов может обеспечиваться ПДК. У нас большинство предприятий не дотягивает до уровней ПДВ, ПДС. Для таких предприятий устанавливают временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (ВСВ, ВСС)- ст. 45, 56 закона о ООС.

Предприятия забирают воду из водного объекта и вода уже там загрязнена. Когда вода сбрасывается, то она должна соответствовать ПДК. Это один из изъянов нормирования.

Нормативы изъятия компонентов природной среды.

Есть нормативы отвода земель для различных целœей.

В корне нормативов должно лежать научное обоснование и экономическая потребность.

По охоте устанавливаются такие нормативы.

По рыбе предусматривается такая норма, как общие допустимые уловы по различным видам улова.

ПДК устанавливаются ФОИВ, а субъекты могут устанавливать свои ПДК только в том случае, в случае если они будут более жесткими, чем федеральные ПДК. Нормативы антропогенной нагрузки.

Есть градостроительные нормативы. Но почему-то они не утверждаются. Норматив- это предел юридически допустимого и недопустимого поведения.

В случае если норматив не соблюдается, то нарушение будет являться правонарушением. Либо будет взимание повышенной платы за воздействие на окружающую среду.

Иные функции- экологическая экспертиза, экологический контроль и надзор.

Экологическое управление, понятие, виды принципы, функции экологического управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экологическое управление, понятие, виды принципы, функции экологического управления" 2017, 2018.

26.10.2011.

Экологические права и обязанности публично-правовых образований

Экологические права общественных организаций и Ю.Л.

Статья 12 З. ООС перечисляет ряд прав, в том числе общественным экологическим организациям и объединениям. В качестве основной уставной цели их деятельности должна быть оказана охрана окружающей среды. Есть право проведения общественной экологической экспертизы. Проводит её не научная организация, а общественная организация. Им предоставлено право обращаться в суд с защитой неопределенного круга лиц.

Также сформулированы и обязанности таких объединений.

Коммерческие организации- организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду.

Есть такое право, как оказывать негативное воздействие на окружающую среду, т.к. никакая производственная деятельность не возможна без воздействия на окружающую среду.

Это право обставлено обязательны набором условий и рядом требований: соблюдение норматива, получение разрешения, регистрация воздействия на окружающую среду.

Речь идет об РФ, субъектах и муниципальных образованиях.

Экологическая функция всегда перечисляется в ряду функций современного государства.

Речь идет о полномочиях, которые реализуются ветвями власти в сфере охраны окружающей среды. Эти полномочия очень разнообразны. Их можно рассматривать и как права, и как обязанности государства.

Полномочия определены в Конституции- статьи 71 и 72. Статья 71- вопросы исключительного ведения РФ. В их ряду вопросы охраны природных ресурсов, континентального шельфа, принятие экологических программ.

Статья 72-предмет совместного ведения РФ и субъектов.

Закон ООС- ст. 5, 6,7,8, 9, 10.

Статья 5- права РФ как публично-правового образования.

Статья 6- субъекты РФ.

Статья 7-разграничение ведения.

Также полномочия закреплены в ЗК, ВК, ГрК.

Полномочия МСУ закреплены в ст. 14, 15, 16 Закона об общих принципах организации МСУ.

У МСУ есть обязанность вести Красную Книгу, которая не должна быть в противоречии с Международной Красной Книге.

Экологическое управление- это управление окружающей среды.

Следует вспомнить о понятии экологической среды- совокупность природных объектов, природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды- воздух, земля, животные- ч.1 ст. 4 закона об ООС.

Эта деятельность многопредметная и многофункциональная.

В зависимости от видов управления, субъектов, которыми осуществляется управления выделяют:

1) Государственное управление на федеральном и региональном уровнях- исполнительные органы власти


2) Муниципальное управление- органы МСУ

3) Управление ведомственное- отдельными министерствами и ведомствами. Например, МО- это крупнейший природопользователь. Аналогичным образом можно привести пример о Федеральном агентства по ж/д транспорту- крупные природопользователи.

4) Управление производственное или внутри производственные- осуществляется субъектами хозяйственной деятельности. Это экологический менеджмент предприятий.

5) Экологическое управление

Наиболее значимым является управление государственное. Т.к. наиболее полно урегулировано.

Гос управление строится на ряде принципов:

1) Принцип законности

2) Принцип учета и сочетание экономических и экологических интересов общества. Экологический интерес общества это тот же самый экономический интерес.

При характеристике экологической деятельности далеко не всегда учитывается интерес общественности. Но общественность зачастую не обладает должным уровнем культуры.

3) Ответственность органов гос власти и МСУ за состояние окружающей среды на соответствующей территории

4) Принцип разделения хозяйственных функций, контрольных функций и управленческих функций – например, сформулирован в Лесном Кодексе.

В советский период многие министерства и ведомства осуществляли гос контроль и одновременно выступали в качестве субъектов хозяйственной деятельности.
Были ликвидированы лесхозы. Вот во времена пожаров 2010 года как раз не хватало таких органов с контрольно-надзорными функциями. Одной из причин того, что происходило- это непродуманные решения предыдущих лет. Стали воссоздавать низовые управленческие структуры, которые сочетают в себе хозяйственные и управленческие функции.

5) Принцип разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Всё природно-ресурсное законодательство- в совместном ведении, а исключительная экономическая зона- в ведении РФ.

Есть федеральная собственность на природные ресурсы, собственность субъектов и муниципальная собственность (например, отдельные лесные участки, водные участки, земельные участки. Недра не могут находится в собственности муниципальных образований, а также и недра). Водные объекты- территориальные воды, водохранилища- в собственности РФ.

Леса государственного лесного фонда- федеральная собственность.

Методы управления:

1) Административный

Регулирование через налоги, налоговые льготы, налоговые платежи, предоставление субвенций, субсидий

2) Экономический

3) Идеологический- воспитание и образование.

Эти функции осуществляются и на муниципальном, и на ведомственном управлении.

Выделяют такие функции в доктрине, как планирование на разных уровнях (принятие планов, программ), государственный учет в сфере охраны окружающей среды, государственный и иной экологический мониторинг состояния окружающей среды, сбор и предоставление информации о состоянии окружающей среды, экологическое нормирование: установление нормативов, стандартов в сфере охраны окружающей среды, экологический контроль и надзор, экологическая экспертиза и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), экологическое лицензирование: предоставление лицензий, разрешений, экологическая сертификация, ведение Красной Книги РФ, субъектов РФ, создание и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий: заповедники, заказники, памятники природы, ботанические сады. Не предусмотрена возможность частных особо охраняемых природных территорий.

Предусмотрена возможность принятия федеральных целевых программ, международных программ. Они отражены в ФЗ о федеральном бюджете. Программы могут приниматься и в регионах- например, в Москве действует программа вывода промышленных предприятий из центральной части Москвы, реконструкция таких предприятий. Есть программы, связанные с охраной особо охраняемых природных территорий. Такие программы также отражены в бюджете г. Москвы. Программы- это не НПА, но они утверждаются НПА законодательных органов или органов исполнителей власти. Существуют муниципальные программы, межмуниципальные программы.

Учёт в сфере охраны окружающей среды:

1) Учет негативного воздействия на окружающую среду

Есть учет негативного воздействия на атмосферный воздух. Стационарный учет ведется федеральный службой по надзору в сфере природопользования.

Если не получено разрешение на осуществление выбросов, то тогда это административное правонарушение.

2) Учет самих природных ресурсов

Есть регистр, реестр и кадастр. Реестр радиоактивных материалов, кадастр пунктов хранения ядерных отходов, регистр радиоактивных отходов.

Принята программа утилизации радиоактивных отходов. Существуют иные формы учета таких отходов.

Нерадиоактивные отходы: ведение кадастра отходов и ведение кадастра пунктов мест размещения отходов. Учету подлежат также опасные химические, биологические вещества- ведется государственный каталог веществ- ФЗ о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Ростехнадзор, Росатом ведут такие учеты.

Например, учет лесов осуществляется в рамках государственного лесного реестра, учет объектов животного мира- гос кадастр объектов животного мира, земли- гос кадастр недвижимости, по недрам- гос кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Есть гос кадастр особо охраняемых природных территорий.

Есть целый ряд подзаконных актов, которые регулируют ведение гос кадастров, как из них предоставляется информация заинтересованным лицам.

Мониторинг окружающей среды или экологический мониторинг.

Бывает государственный и негосударственный, а бывает международный (глобальный). Росгидромет занимается мониторингом. Помощь в реализации этой функции оказывают органы гос власти субъектов.

Ст. 1 закона об ООС и ст. 69 Закона об ООС.

Наблюдение, сбор, обработка информации- отслеживание динамики, предоставление информации гражданам, ю.л. и иным заинтересованным субъектом.

Осуществляется экологический контроль, экологическая экспертиза.

Есть Всемирная метеорологическая организация при ООН- предоставляет информацию о состоянии окружающей среды.

Мониторинг воздействия на окружающую среду.

Иные опасные производственные объекты- экологический мониторинг важно вести при постоянном наблюдении. В Москве есть система мониторинга- система камер, которые определяют, что произошёл выброс.

Необходим мониторинг конкретных опасных производственных объектов.

Предоставление информации

Говорили мы об этой функции в контексте права граждан. Есть обязанность органов гос власти

Власти такую информацию предоставлять. Такая информация предоставляется либо платно либо бесплатно. Это регламентируется Постановлением о порядке предоставления информации о состоянии окружающей среды. Можно посмотреть, в какой день были какие выбросы, например, по районам г. Москвы. На Западе такую информацию публикуют в печати. У нас это не слишком распространено. Отказ в выдаче такой информации часто аргументируется коммерческой тайной.

Важно понять, когда такая обязанность возникает у гос органов.

По информационной функции- есть такая форма, как составление ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды. Это очень солидные исследования. Там дается полная картина состояния окружающей среды по регионам, по отраслям, по динамике. Но этот доклад выходит с запозданием в полтора года.

Нормирование воздействия на окружающую среду

Это установление тех допустимых пределов в рамках которых возможно установление воздействия на ОС. Есть нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды: есть предельно допустимые концентрации различных компонентов водной среды.

ПДК есть санитарно-гигиенические (для человека) и есть рыбно-хозяйственные (для водных биологических ресурсов).

ПДК санитарно-гигиенические устанавливаются для природных водных объектов (разные будут для питьевых целей водных объектов и т.д.), для атмосферного воздуха, для почв.

Существуют ПДК для конкретных видов материалов, соединений (например, для порошков). Они устанавливались в СССР и до сих пор действуют.

Предельно-допустимые воздействия на окружающую среды: ПДС (сбросы), ПДВ (выбросы), ПДУ (уровни воздействия). При осуществлении выбросов, сбросов может обеспечиваться ПДК. У нас большинство предприятий не дотягивает до уровней ПДВ, ПДС. Для таких предприятий устанавливают временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (ВСВ, ВСС)- ст. 45, 56 закона о ООС.

Предприятия забирают воду из водного объекта и вода уже там загрязнена. Когда вода сбрасывается, то она должна соответствовать ПДК. Это один из изъянов нормирования.

Нормативы изъятия компонентов природной среды.

Есть нормативы отвода земель для различных целей.

В основе нормативов должно лежать научное обоснование и экономическая потребность.

По охоте устанавливаются такие нормативы.

По рыбе предусматривается такая норма, как общие допустимые уловы по различным видам улова.

ПДК устанавливаются ФОИВ, а субъекты могут устанавливать свои ПДК только в том случае, если они будут более жесткими, чем федеральные ПДК. Нормативы антропогенной нагрузки.

Есть градостроительные нормативы. Но почему-то они не утверждаются. Норматив- это предел юридически допустимого и недопустимого поведения.

Если норматив не соблюдается, то нарушение будет являться правонарушением. Либо будет взимание повышенной платы за воздействие на окружающую среду.

Иные функции- экологическая экспертиза, экологический контроль и надзор.

Экологическое управление (государственное управление в сфере охраны окружающей среды, экологический менеджмент) означает реализацию уполномоченными органами и должностными лицами экологической политики, проводимой в соответствии с действующим законодательством. К формам экологического управления, его внешним проявлениям относятся: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, проводимые в социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном направлениях.
Система органов управления в сфере охраны окружающей среды представляет собой совокупность организационных форм, наделенных определенной компетенцией в области охраны окружающей среды. Эта система состоит из двух уровней - общего управления и специального управления. К первой группе относятся органы и должностные лица общей юридической компетенции, для которых экологический менеджмент лишь одна их управленческих функций. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов России и муниципальные органы.
Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет разнообразные функции. К ней относятся природоохранные министерства (Министерство природных ресурсов РФ), государственные комитеты (Государственный комитет РФ по рыболовству), федеральные службы (Федеральная служба земельного кадастра России), федеральные агентства (Федеральное агентство водных ресурсов РФ), оперативно-розыскные органы в сфере обеспечения экологической безопасности (экологическая милиция) и ряд других.
К специфическим функциям экологического управления относятся следующие:
. Экологический мониторинг - совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
. Ведение кадастров. Кадастры являются одним из источников информации и представляют собой систематизированную совокупность сведений о качественном и количественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды. Все кадастры (лесной, земельный, водный и др.) имеют статус государственных.
. Регистрация. Регистрационная деятельность имеет огромное значение при выполнении контрольно-надзорных функций государственными органами. Регистрация представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация может быть обязательной и добровольной.
. Декларирование. Декларации - это новый вид обеспечения экологической безопасности. В декларации субъект сам определяет показатели, параметры своей деятельности и тем самым накладывает на себя обязательства по их соблюдению. Помимо деклараций в российском законодательстве используются уведомления, означающие обязательное сообщение о произведенных или согласование планируемых действий, и подтверждения, подразумевающие направление сведений о неизменности производственного процесса, используемого сырья и т.д.
. Экологическая паспортизация. Экологический паспорт предприятия - это специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящиеся в собственности либо пользовании, об их состоянии, видах воздействия и мерах по защите.
. Государственная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проверяет соответствие намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации производственного объекта в целях предупреждения возможных негативных воздействий.
. Экологический контроль - проверка соблюдения хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства.
. Экологическое лицензирование. Лицензия - это официальный документ, разрешающий определенному лицу осуществление указанного вида деятельности в течение установленного срока.
. Экологическое нормирование. Один из наиболее сложных и интенсивно развивающихся инструментов охраны окружающей среды. Нормативы призваны определить предельную допустимость вредного воздействия, лимиты использования природных ресурсов и др.
. Экологическая стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
. Экологическая сертификация - специализированная деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции требованиям технических регламентов, стандартов, договоров.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обладают комплексом прав и обязанностей в сфере экологического управления. Конкретные полномочия юридического лица, индивидуального предпринимателя зависят от сферы хозяйственной и иной деятельности, которую они осуществляют.

К наиболее типичным функциям производственного экологического управления можно отнести:

· проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности; заказчиком проведения оценки воздействия выступает субъект хозяйственной деятельности (ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Приказ Госкомэкологии от 16.0.5.2000 №372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации");

· направление в уполномоченный орган материалов на проведение государственной экологической экспертизы в случае, если субъектом хозяйственной деятельности намечается реализация объекта экологической экспертизы (объекты экологической экспертизы федерального уровня приводятся в статье 11, регионального уровня - в статье 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе");

· разработка декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, ее утверждение руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (см. ст. 14 Федерального закона от 21.0.7.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасного производственного объекта");

· разработка проектов нормативов воздействия на окружающую среду, получение необходимых разрешений, лицензий, утверждение нормативов, лимитов для осуществления природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду;

· осуществление производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), привлечение к дисциплинарной ответственности работников, которые ненадлежащим образом исполняют свои должностные обязанности, связанные с осуществлением функций экологического управления на предприятии;

· назначение экологического аудита;

· осуществление экологического страхования, как добровольного, так и обязательного;

· экологическая сертификация продукции и технологий.

В системе органов государственной власти в сфере экологического управления можно выделить:

1) органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ) - органы широкой компетенции, которая, в том числе, охватывает и вопросы экологического управления;


2) специально уполномоченные органы - органы государственной власти, специально созданные для осуществления государственных функций в сфере экологического управления;

· федеральные министерства, службы и агентства, руководство которыми осуществляет Президент РФ (МВД, МЧС, ФСБ)

· федеральные министерства, подведомственные Правительству, а также службы и агентства, подведомственные министерствам (Мин. Природы России – ФС по гидрометеорологии и окр.среды, ФС по надзору в сфере природопользования, Фед. Агентство водных ресурсов, Фед. Агентство лесного хозяйства, Фед. Агентство по недропользованию; Министерство с/х – ФС о ветеринарном и фитосанитарном надзоре, Фед. Агентство по рыболовству; МинЗдрав РФ – ФС по эоклогическому, технологическому и атомному надзору, ФС по надзору в сф. Защиты прав потребителей и благополучия человека)

3) иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни (безопасность, охрана здоровья и т.п.), которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления.

Функции экологического управления:

· экол. Надзор и контроль

· экол. Экспертиза

· экол. Нормирование и стандартизация

· экол. Мониторниг

· экол. Аудит

· экол. Лицензирование и сертификация и др.