Какой тренинг можно провести. Подготовка и проведение тренинга

Тренинги сегодня являются довольно популярным методом обучения. С помощью успешного тренинга можно значительно повысить качество работы сотрудников компании, а также дать им возможность закрепить полученные в ходе обучения навыки. Существуют определенные критерии создания по-настоящему эффективных тренингов.

Критерии успешного тренинга

1. Актуальность темы. Тема тренинга должна у слушателей. В противном случае ваш тренинг не будет иметь желаемого успеха. Люди заинтересованы в том, чтобы получить полные ответы на интересующие их вопросы. Одними из самых востребованных тем на рынке тренинговых услуг являются личностный рост, развитие бизнеса, развитие управленческих умений и лидерских качеств.

2. Программа. Необходимо заранее продумать программу тренинга. Если вы уже проводили тренинги раньше, вы можете организовать новые занятия на основе старой программы. Но если вы начинающий , вам придется создать принципиально новую программу. Для этого обозначьте цели и задачи своего тренинга, и на основе этого выстраивайте теоретическую и практическую часть занятий. Программа тренинга должна полностью соответствовать его теме.

3. Новизна и оригинальность информации. Слушатели должны узнать из вашего тренинга как можно больше новой и полезной информации. Рынок тренинговых услуг сегодня очень широк, поэтому для тренера важно создать уникальный и полезный материал. В противном случае тренинг не будет востребованным у аудитории.

4. Личный опыт тренера. Тренинг обязательно должен основываться на вашем личном опыте. Чего вы достигли и как вы добились желаемых результатов в выбранной вами сфере деятельности? Слушателям всегда будет интересно узнать больше из опыта другого человека.

5. Интересная подача материала. Тренинг должен быть не только предельно информативным, но и интересным. Это во многом будет зависеть от личностных качеств тренера. В первую очередь создатель тренингов должен уметь хорошо выступать на публике и организовывать дискуссии между участниками. Лучше чтобы тренер лично показывал аудитории, как выполнять то или иное упражнение. В тренере всегда приветствуется артистизм, харизма, непринужденность, юмор и остроумие.

Где проводить тренинг

Лучше всего проводить тренинги в просторных помещениях, где можно легко установить необходимую вам аппаратуру (видеомагнитофон, музыкальные проигрыватели и т.д.). Сидения для слушателей должны быть комфортными. Это очень важно, так как в неудобных и тесных тренинг-залах слушатели не смогут в достаточной мере сконцентрироваться на занятиях.

Решить проблему с помещением для тренинга можно двумя способами: арендовать подходящий зал или договориться с заказчиком о предоставлении вам специального кабинета на время тренинга.

Вышеназванные критерии и требования помогут вам создать по-настоящему качественный тренинг. Не жалейте также времени для поиска новых идей и свежей актуальной информации по теме. Тогда слушатели с удовольствием будут посещать организуемые вами занятия.

Многие тренеры учатся не один год, но каждый раз говорят, что они еще не готовы провести свой тренинг самостоятельно. И это не вопрос их подготовки. Это вопрос их самооценки.

Скажем так, если тренер обучился уже на нескольких тренингах для тренеров, прошел дополнительные курсы фасилитации, например, и до сих пор самостоятельно не подготовил и не провели свой тренинг, то, скорее всего, он в принципе не готов быть тренером.

Основное качество тренера не его знания, хотя они, конечно, тоже нужны. Но они нарабатываются во время проведения тренингов. Опытные тренеры развиваются не во время обучения у других, а благодаря участникам своих тренингов. Если уметь управлять группой, добиваться от нее самостоятельной работы над материалом, то огромное количество знаний и опыта вы почерпнете в своих же тренингах.

Основное качество тренера – это удовольствие от общения с другими людьми и помощи им в получении знаний и опыта. Тренер не должен быть ходячей энциклопедией, для этого есть Интернет. Тренер должен уметь организовывать участников тренинга так, чтобы они обучались самостоятельно добывать нужные им знания и получать опыт. А тренер может структурировать то, что они сделали самостоятельно, и немного добавлять необходимых знаний по теме.

Для этого не нужно учиться долгие годы. Для этого нужно уметь анализировать и структурировать информацию. Замечать детали и уметь их обобщать. Этому вас не научат ни на одном тренинге для тренеров. Этому вы сможете научиться во время проведения собственных тренингов. Каждый следующий тренинг будет у вас получаться лучше предыдущего, если вы именно так будете подходить к его проведению.

Начинать тренинги также могут мешать шаблоны, в которые спихивают участников во время обучения на тренингах тренингов. Тренер начинает думать, как провести тренинг, а не как дать необходимые знания и навыки. Для него важнее, как проделать все правильно. Он перестает замечать реальных участников тренинга. Из-за этого тоже может быть тревога, мешающая начать работать. Кажется, что еще нужно тренироваться, чтобы идеально выполнять то, что якобы требуется от тренера – уметь красиво говорить, развлекать, правильно двигаться и т.п.

Как эффективно провести тренинг?

Отбросьте уже отжившие шаблоны, ведите тренинг так, как вам подсказывает ваш жизненный опыт и сами участники тренинга. Замечайте, что удалось хорошо, и усиливайте это. А также, что еще не очень получилось. В этом случае анализируйте и делайте выводы, почему это произошло.

Любой тренинг можно провести в сотни разных вариантов. И эти варианты зависят только от вас и от той группы, которая придет к вам. Нет такого понятия — как правильно провести тренинг. Есть творческий подход к тому, как лучше передать участникам необходимые знания и опыт, развить у них нужные навыки.

И когда вы перестанете брать всю ответственность за успех тренинга на себя, и начнете ее делить с участниками, вы перестанете тревожиться, что что-то может пойти не так.

Передайте участникам часть вопросов тренинга, на которые они самостоятельно могут найти ответы. Делите их на подгруппы и давайте творческие задания. Это поможет разнообразить ваш тренинг и вовлечь участников в создание нужного для них материала и отработку его.

Если вы представляете тренера, как того, кто постоянно вдохновляет, ораторствует, передает информацию, развлекает и наполняет знаниями, то у вас всегда будет запредельная тревога. Так как вы никогда не выполните это на 100% хорошо и кто-то из группы будет всегда недоволен. Вы же всю ответственность за то, чтобы они что-то не усвоили, всегда будете брать на себя.

Самый лучший тренинг – это когда работает группа, а не только тренер. И когда участники тренинга тоже несут ответственность за то, как они добывают и усваивают знания и навыки, за которыми пришли на тренинг.

Подумайте, как это сделать, и начинайте проводить свой первый тренинг.

А если и после этой статьи у вас осталась тревога и вопросы, пишите нам, приходите на онлайн-тренинги, где вы получите нетрадиционные советы по созданию и проведению тренингов.

Тренинг - это популярная программа интенсивного обучения, рассчитанная на несколько дней (от одного до пяти). В ходе тренинга проводятся небольшие теоретические семинары, а затем практическая отработка полученной информации или навыков. При проведении тренингов участники часто ставятся в предлагаемые обстоятельства, чтобы найти оптимальное решение в каждой конкретной ситуации.

Взаимодействие с заказчиком происходит в несколько этапов

1. Предварительнные телефонные переговоры с менеджерами треннингового центра - сбор первичной информации: обсуждаются запрос, задачи и организационные вопросы проведения тренинга (даты, количество участников, место проведения, стоимость).

2. Встреча с тренером – знакомство, консультационная сессия для уточнения специфики бизнеса заказчика, сбор необходимой информации, окончательное уточнение запроса тренинга.

3. Утверждение окончательной программы. Заключение договора. Оплата тренинга (предоплата 100% при первом заказе, возможны наличная и безналичная форма оплаты). Программа тренинга представлена в Приложении 3.

4. Проведение тренинга.

5. Консультационная сессия с Заказчиком по результатам тренинга. Посттренинговое сопровождение.

Для проведения тренинга выбран метод «Круглый стол» - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).

Рис. 1 Проведение тренинга «Круглый стол»

Продолжительность тренинга 3 дня, с повторными проверочными занятиями 1 раз в месяц на протяжении 2-3 месяцев.

Любой тренинг начинается с организационных моментов: участники прибывают на место, обустраиваются, занимают места. Во многом успешность всех последующих этапов тренинга зависит от того, насколько благоприятное впечатление сложится у участников с самого начала об организаторах и тренерах. Поэтому следует всеми усилиями избегать накладок и неприветливого отношения. Важно начинать занятия строго по расписанию: это, во-первых, создаст хорошее впечатление и, во-вторых, снизит риск выбиться из графика.

Вводный этап тренинга – знакомство и ориентация

Первый этап собственно тренинга всегда представляет собой вводное занятие. Оно преследует сразу ряд целей. Во-первых, разумеется, это введение участников в курс дела: им сообщается информация о целях тренинга и его структуре, дается примерный план конкретного содержания предстоящей им деятельности. Участники делятся друг с другом и с тренерами своими ожиданиями, тренеры, в свою очередь, осмысляют и оценивают услышанное. Важнейшая цель здесь – знакомство и налаживание первичного контакта между участниками и тренерами и внутри группы.


На первом этапе тренинга участники последовательно представляются и рассказывают о себе и своих целях на тренинге. Проводятся те или иные упражнения на знакомство.

Основной обучающий этап тренинга

Второй, основной, этап тренинга, подразумевает собственно передачу знаний, умений, навыков – иными словами, нового опыта в целом. Этот опыт должен быть вначале обозначен, затем объяснен и передан. Участники призваны воспринять и осмыслить этот опыт, таким образом присвоив его. Далее следует практика, попытки непосредственного применения полученного опыта в условиях тренинга. И только после этого может быть проведена оценка усвоения опыта участниками, а значит, оценка достижения цели данного этапа тренинга и курса в целом. Такова в общем виде схема любого учебного процесса. Соответственно, подбор упражнений и иных видов активности в плане вашего тренинга должен логически следовать именно такой схеме.

Практическая фаза является важнейшей в любом курсе. Без нее любые, даже ценнейшие сведения, рискуют остаться в сознании участников оторванными от жизни абстракциями или и вовсе вскоре забыться. Здесь уместно использование разборов как реальных случаев из практики, так и специальной созданных кейсов, в зависимости от специфики вашей темы.

Основной этап тренинга завершается оценкой достигнутого. Это может быть организовано разными способами, от прохождения участниками стандартного теста на усвоение материала, до коллективной завершающей дискуссии. Оценка позволяет тренеру получить более-менее ясное представление о результатах, что может стать основой для корректив в последующих курсах.

Завершающий этап тренинга

Третий и завершающий этап представляет собой подведение итогов и прощание. В это время обсуждается, насколько были удовлетворены первоначальные ожидания участников, что, по их мнению, они для себя вынеси с тренинга, что понравилось, а что можно было сделать лучше. Приносятся взаимные благодарности тренеров и участников, заполняются бланки обратной связи, выдаются сертификаты.

Сложно поверить, но история проведения тренингов в России насчитывает более 100 лет! Основоположником можно смело назвать Константина Сергеевича Станиславского. Он разработал уникальную систему для актёров, состоящую из трёхсот упражнений, которые, кстати, и сегодня применяются для развития эмоциональной гибкости. Пик популярности тренингов пришёлся на 70-80-е годы прошлого столетия. В начале девяностых людям было просто не до психологических и эзотерических занятий. А вот в конце к ним возник небывалый интерес: с их помощью можно было найти выход из сложных ситуаций, обрести новую систему ценностей, повысить возможности разума и тела.

Мы решили проанализировать те сложности, с которыми придётся столкнуться во время проведения тренингов, и подготовили своеобразную «инструкцию», рассказывающую о структуре тренинга, предмете, цели, методах и задачах! Надеемся, что эта статья будет полезной не только начинающим коучам, но и тем, кто не первый год проводит такого рода занятия!

Идея обучения

Как только у вас появилось желание стать коучем и проводить интересные тренинги, подумайте, кому (разумеется, кроме вас) это будет интересно. Нужно составить список потенциальных участников и провести среди них опрос. Если каждому второму проведение мероприятия покажется неплохой идеей - смело составляйте структуру тренинга!

Здесь важно ответить себе на следующие вопросы:

  1. Каковы цели тренинга и его задачи?
  2. На какую аудиторию он рассчитан?
  3. Чем этот тренинг отличается от тренингов конкурентов?
  4. Соответствуют ли подобранные упражнения информационным блокам?
  5. Насколько тренинг рентабелен?

В учебниках по креативности можно найти основные правила, позволяющие составить структуру и сценарий тренинга и качественно его срежиссировать. Вот лишь малая часть:

  1. Программу можно позаимствовать у самых лучших тренеров, а затем адаптировать под свои цели. При этом лучше всего комбинировать модули, взятые из разных программ.
  2. Важно знать, что лучшая программа - новая программа. Материалы для неё можно брать из разных сфер жизни!

Тематика тренинга

Прежде чем начать работать над структурой тренинга, нужно провести глубокий анализ, позволяющий определить задачи.

Существует три основных типа таких занятий: явно деловые, явно личностные, одновременно личностные и деловые.

Личностные, в свою очередь, можно разделить на психологические, эзотерические, житейские и развивающие. Все они направлены на изменение личностных особенностей участников мероприятия. В свою очередь деловые тренинги, которые также можно назвать бизнес-тренингами, качеств человека не касаются. Их цель - выработка навыков, необходимых для бизнеса.

Тренинг по продажам

В целом структурой тренинга можно назвать чёткую логику подачи информации. Правильно выстроенное занятие позволит участникам усвоить максимальное количество информации. А сам процесс пройдёт динамично и легко.

Предлагаем вам познакомиться с основными блоками тренинга по продажам и структурой такого мероприятия:


Тренинг по личностному росту

Структура тренинга по личностному росту отличается от схемы делового тренинга. Конечно, без аналогичных этапов не обойтись, но разница есть.

  1. Лекционная часть не должна занимать более 25 % времени, выделенного на тренинг.
  2. Практические упражнения зависят от ступени тренинга. Их всего три: основной и продвинутый курсы, лидерская программа.
  3. Завершающий этап, так называемый разбор полётов, должен занимать около 25 % тренинга. Нужно обсудить практику, проанализировать совершённые ошибки.

Тренинг по командообразованию

Если вы решили проводить тренинги по тимбилдингу, важно помнить: они невозможны без этапа погружения. Без него дальнейшая работа попросту теряет смысл. Следующая часть в структуре тренинга - деление на команды. Разделить участников можно как заранее заданным способом, так и абсолютно случайным. Работа в небольших командах (от 6 до 13 человек) позволит не только прочувствовать командный дух, но и поможет сплотиться в игровом соперничестве. Каждый сможет ощутить себя частью команды, внести вклад в успех.

Когда команды сформированы, нужно провести так называемый ice-breakers: участники внутри каждой группы должны познакомиться друг с другом, выбрать капитана, придумать свои атрибуты.

Следующий этап - командная работа. Во время тренинга участники должны выполнять упражнения. Причём от начальной подготовки команды должен зависеть и уровень сложности: он может меняться от развлекательного до глубокого и сложного.

Обязательно проведение анализа. Это можно делать между упражнениями, а можно оставить на конец тренинга. Команды должны подвести итоги своей деятельности, обратить внимание на работу соперников.

Финальная часть в структуре тренинга по командообразованию - общее упражнение. Это действо предусматривает вовлечение всех команд и объединение их в одну.

Ведущий тренинга: требования

На успешность проведения тренинга и на его результаты влияет подача тренером материала. Существует ряд качеств, которыми непременно должен обладать хороший коуч:

  • эмоциональность, остроумие, развитое чувство юмора, артистичность;
  • умение влиять на ход дискуссии, ораторские способности;
  • достаточный профессиональный и жизненный опыт;
  • глубокие знания, касающиеся темы тренинга.

Немаловажно, чтобы тренер сам проявлял интерес к тому, о чём он рассказывает. Ведь от эмоционального подъёма зависит открытость аудитории и её готовность воспринимать информацию. Кроме того, непременно должна присутствовать обратная связь: участники тренинга всегда хотят знать, какие упражнения выполнены верно, а где они допустили ошибку.

Если вы проводите бизнес-тренинг, непременно проведите демонстрацию, участие в которой примут лучшие сотрудники! Пусть они покажут, как осуществляют переговоры и продажи. Используйте потенциал участников максимально. Ну и, конечно, завершив тренинг, попробуйте провести письменный или устный опрос и экзамен.

Севастопольский центр переподготовки и повышения

квалификации работников органов государственной власти,

органов местного самоуправления, государственных

предприятий, учреждений и организаций

МЕТОДИКА

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Социально-психологических ТРЕНИНГОВ

(учебно-методическое пособие)

Севастополь

УДК 159.9.018

ББК 74.58+88.4

Методика организации и проведения социально-психологических тренингов (учебно– методическое пособие). Автор-составитель: Ковалев Владимир Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе. – Севастополь, 2010. – 92 с.

В учебно-методическом пособии предлагаются теоретические и методические основы тренинга. Пособие предназначено для преподавателей, практических психологов, социальных педагогов.

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Севастопольского центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций. Протокол № 3 от 26.03.2009 года.

 Севастопольский центр

переподготовки и

повышения квалификации, 2009

СЛОВАРЬ 81

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда мы говорим о тренинге, то имеем в виду эффективнейший способ, с помощью которого осуществляется фактическое воздействие на личность вцелом и, прежде всего, на те или иные составляющие ее самосознания.Тренинг - активный метод социально – психологического обучения, что позволяет за короткий срок не только завладеть большим объемомполезной информации, но и обеспечить формирование иусовершенствование соответствующих профессиональных и практических навыков.

Главная цель тренинга - предоставить максимально приближенные к практическому приложению навыки, которые без дополнительной проработки можно применить в реальной работе.

В тренинге используются проблемные ситуации из реальной деятельности участников, которые проигрываются и анализируются группой при участии специалистов.

Участнику тренинга не надо переводить полученные знания на язык практики, как это обычно происходит в традиционных формах обучения. Знания возникают как результат обобщения и систематизации опыта группы.

В тренинге за счет групповых эффектов достигается комфортная, доброжелательная атмосфера, которая позволяет участникам свободно экспериментировать с новыми способами поведения и применять их на уровне практических умений.

От умений педагога-тренера, его квалификации, во многом зависит успех тренинга и последующей деятельности его участников.

    Сущность и назначение тренинга

Тренинг (от английского train ing – тренироваться) – в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков, умений, личностных качеств . Как один из инструментов тренера он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наибольшую популярность этот способ воздействия приобрел в работе с группой.

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивных лекций до психолого-педагогических студий и дидактических игр.

Тренинг – не любая форма групповой работы, это особая форма групповой деятельности со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения и развития, присвоения новых навыков, открытия в себе иных возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что участник занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния .

Тренинги достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих тренингов до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения (игровой, аналитический, телесно-ориентированный и т. д.).

Понятие «тренинг» означает действия: тренировать, обучать, формировать, развивать. Значит, он предполагает определенную совокупность упражнений, объединенных в систему, сгруппированных в комплекс занятий и результатом его является обретенный новый опыт, новые знания, сформированные умения, качества.

Е.В. Сидоренко и М.Р. Битянова рассматривают тренинг как форму активного обучения, которая позволяет:

1) сформировать навыки построения конструктивных межличностных отношений;

2) осуществлять продуктивную деятельность;

3) анализировать, возникающие ситуации;

4) развивать способности познания и понимания себя и других (в процессе общения и деятельности).

И.В. Вачков рассматривает групповой тренинг как совокупность активных методов, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность, определенным образом, отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. Тренинг создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, помогает наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и, главное, апробировать этот инструментарий в контактной социальной группе.

Феномен тренинга заключается в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни.

Первые тренинговые группы были организованы учениками Курта Левина и получили название Т-группы. Понятие социально-психологического тренинга впервые ввел М. Форверг. В отечественной практике социально-психологические тренинги (СПТ) получили широкое распространение в начале 80-х годов ХХ века, благодаря исследованиям Л.А. Петровской. Исследования были посвящены теоретическим и методическим аспектам СПТ.

Эффективность тренинга в формировании, развитии и обучении личности во многом достигается за счет реализации потенциала группы. Наиболее полно преимущества Т-групп отражены в публикациях К. Рудестама .

Специфическими чертами тренинга являются:

    наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

    обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

    ориентация на психологическую поддержку участников;

    объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы;

    атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Вачков И.В. считает, что цель тренинга – помочь участникам освоить какую-либо деятельность. При этом он обращает внимание на то, какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности. По его мнению, участник тренинга должен: 1) хотеть это делать; 2) знать, как это делать; 3) уметь это делать.

Среди общих целей тренинга К. Рудестам , А.А. Александров , И.В. Вачков выделяют следующие:

    исследование проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

    изучение закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

    развитие самосознания участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

    содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения успеха.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову ) – развитие личности. Наряду с этой основной целью выделяется ряд сопутствующих ей целей:

    повышение социально-психологической компетентности участников;

    развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

    формирование активной социальной позиции участников;

    развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

К. Рудестам отмечает, что цели групповой работы могут быть самыми разнообразными. Они могут задаваться извне и определяться потребностями ее участниками. В этом плане, в одном случае в качестве цели может выступать вполне определенное желание группы людей улучшить свое самочувствие, а в другом – самореализация.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах:

    овладение определенными социально-психологическими знаниями;

    развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

    диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

    изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

    приобретение коммуникативных умений и навыков;

    овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

    коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

    мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным ростом;

    формирование профессионально значимых качеств и умений;

    развитие эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности.

Тренером могут быть поставлены и другие задачи. Они определяются руководителем группы в зависимости от потребностей ее членов.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков и в решении личностных проблем.

Достоинством тренинга, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, упражнения, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.) выступают как современные технологии учебного процесса.

К. Рудестам называет следующие преимущества тренинга как способа решения проблем:

    возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником Т-группы;

    здесь происходит принятие ценностей и потребностей других людей;

    в Т-группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

    наблюдая происходящие в Т-группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;

    Т-группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, самораскрытия;

    группа дает экономические преимущества, как метод психологической помощи она экономически более доступна людям;

    тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

    Принципы организации и проведения тренинга

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы . Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

1. Принцип добровольного участия , как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности, обретении определенных знаний, умений и навыков в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами. Нельзя набирать группу по принуждению, т.е. на основе авторитарного распоряжения руководителя. Участие в тренинге для каждого его члена дело сугубо добровольное.

2. Принцип входного контроля . Каждый индивид, перед тем как быть включенным в Т-группу должен пройти входной контроль. Он проводится на основе результатов тестирования, анкетирования или собеседования. Необходимость входного контроля обусловлена двумя моментами. Во-первых, для того, чтобы после завершения тренинга была видна его эффективность для каждого субъекта в отдельности. Во-вторых, есть лица, которым противопоказано участие в тренинге - это субъекты с определенными психологическими нарушениями (эпилептики, шизофреники и пр.). Более того, людей с нормальной психикой, но находящихся в состоянии дистресса, переживания горя или мощного травмирующего опыта не всегда желательно включать в те или иные виды тренингов. Это решает тренер на основе индивидуальных собеседований. Входной контроль необходим для того, чтобы тренер учел индивидуальные особенности участников Т-группы и скорректировал программу и методику проведения тренинга.

В любом случае тренер должен знать, с каким контингентом ему придется работать (пол, возраст, индивидуальные особенности, статус).

3. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. Он предполагает принятие и соблюдение в Т-группе правил равенства, активности, эмпатии, толерантности. Любой тренинг базируется на активном разноплановом коммуникативном взаимодействии участников. Обмен мнениями, суждениями, чувственным опытом является одним из основных механизмов позитивной динамики каждого субъекта и группы в целом.

4. Принцип самодиагностики предполагает самопрезентацию, рефлексию, самовыражение и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем. На личностно-ориентированных тренингах всем участникам важно осознать собственные «Я» - образ, «Я»- роли, «Я» - концепцию.

5. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии, не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Принцип безопасности ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент, т.е. «здесь и сейчас». Для реализации принципа безопасности в группе принимаются правила: «Стоп» (отказ от участия в том или ином упражнении) и «Купе» (конфиденциальность).

6. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.

Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты» (в крайнем случае, на «Вы», но только по имени), что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности, доверительности. Чем больше личностная дистанция членов Т-группы на тренинге, тем ниже его эффективность.

7. Принцип партнерских отношений предусматривает реализацию субъект - субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы.

Данный принцип гарантирует равные права каждого участника (не зависимо от статуса, возраста, жизненного опыта и др.) на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

8. Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога (тренера) на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия. Задача тренера побуждение всех и каждого участников к активной деятельности.

9. Принцип акцентирования внимания на себе содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на своих мыслях, чувствах, ощущениях. Он предусматривает развитие навыков самоанализа. Созвучен с принципом персонификации высказываний и в работах отдельных авторов объединяется с последующим.

10. Принцип персонификации высказываний заключается в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. «Личная собственность» на авторство сообщения предусматривает ответственность особы за выраженные в сообщении мысли или чувства. Этот принцип предполагает только безоценочные суждения о других.

11. Принцип фасилитации предполагает возвышающее и облегчающее влияние тренера и Т-группы на личность каждого участника тренинга. В гуманистической, экзистенциальной психологии (К. Роджерс, Ф. Фанч, А. Маслоу, Р. Мэй и др.) под фасилитацией понимается содержание, процесс и результат взаимодействия психолога и каждого участника. Итогом этого взаимодействия является содействие личностному росту субъекта, ориентация его на личный выбор, развитие его способности к творческой адаптации и самоизменению. Способность тренера Т-группы осуществить данное влияние и будет называться способностью к фасилитативному влиянию.

Для осуществления фасилитативного влияния, руководителю Т-группы, необходимо наличие определенных личностных характеристик. Главная особенность тренера-фасилитатора состоит в сознательном использовании собственных инструментальных свойств для реализации своей направленности, а также в преодолении, изменении или компенсации тех из них, которые такой реализации мешают. Более подробно этот аспект рассмотрен ниже, при описании требований к личности тренера.

12. Принцип «здесь и теперь» ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были: процессы, происходящие в группе в данный момент; чувства, переживаемые в данный конкретный момент; мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

Важным является вопрос не только о принципах деятельности Т- группы, но и о принципах ее комплектования. Руководителю, как мы уже отмечали выше, целесообразно провести предварительные индивидуальные собеседования с будущими участниками о том, почему они хотят участвовать в тренинге, каковы их ожидания. Желателен также общий разговор с группой о целях и задачах предстоящего тренинга, о возможных эффектах, неконтролируемых эмоциональных всплесках, которые могут переживать члены Т-группы.

Мы выделяем следующие принципы комплектования групп:

1. Принцип добровольности , который означает абсолютно добровольное участие людей в тренинге;

2. Принцип информационной прозрачности . Данный принцип означает, что каждый участник имеет право знать до тренинга все, что с ним может происходить, получить информацию о тех процессах, которые будут осуществляться в Т-группе;

3. Принцип однородности . Он предполагает включение в группу людей одной профессии (по возможности и необходимости), равных по статусу, примерно одного возраста. Принцип однородности не относится к гендерному составу группы. Для личностных (личностного роста, самоактуализации и др.), коррекционных и терапевтических тренингов этот принцип неуместен;

4. Принцип пригодности . Не рекомендуется включать в Т-группу субъектов, которые имеют выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто ощущает свою непригодность к работе в группе. Не рекомендуется включать в группу близких родственников и особ, которые находятся в служебной зависимости друг от друга или имеют стойкую неприязнь друг к другу. Рекомендуется подбирать в группу людей в возрастном диапазоне до 45 лет. Желательно, чтобы группа была гендерной по составу. Наиболее оптимальный вариант - участие в тренинге незнакомых между собой людей.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем, тренинг одна из эффективнейших по результативности, увлекательнейших, необычных и интересных форм совместной работы людей. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

3. Своеобразие подходов, технологий и техник работы тренера участниками в различных типах тренинговых групп

В сокровищнице мировой прикладной психологии существует множество видов Т-групп. Содержание, принципы, правила и своеобразие их деятельности довольно хорошо раскрыты в трудах таких ученых, как Р. Альберти и А.Е. Айви , Л. Александр , В.Ю. Большаков , Ф.Ф. Бондаренко , И.В. Вачков , Н.Н. Ежова , К. Левин , Д.У. Джонсон , Ю.М. Емельянов , Д. Киппер , Г. Лейтц , О.Р. Луи , В.Э. Пахальян и Н. Пезешкиан , Л.А. Петровская и А.С. Прутченков , К. Рудестам , Д.М. Ромендик , Е.В. Сидоренко , Н.Ю. Хрящевой , В.Н. Федорчук и др.

Знакомство читателя с трудами названных автором позволит ему получить достаточно хорошее представление о разновидностях и своеобразии тренингов. Общую классификацию направлений тренинговых групп, на основе критерия Ж. Годфруа дает В.М. Федорчук . Она имеет следующий вид (См. Таблицу 1).

Таблица 1

Классификация направлений тренинговых групп

Вышеизложенная классификация не является универсальной, так как не охватывает всех видов Т-групп, например, группы личностного роста вполне можно отнести и в первую и во вторую колонку. Но на сегодняшний день в практике она принята за основу.

По критерию парадигмы , лежащей в основе соответствующей ей цели воздействия, И.В. Вачков выделяет следующие разновидности технологий тренинга :

1) дрессура: цель – выработать необходимые, требуемые (ситуацией, жизнью и т.п.), по мнению тренера, паттерны поведения;

2) тренировка: цель – сформировать востребованные конкретным человеком отдельные навыки и умения;

3) обучение: цель – познакомить и передать участникам группы возможные способы решения (профессиональных, психологических, экономических, политических, бытийных и др.) проблем;

4) развитие: цель – помочь в саморазвитии, в раскрытии собственных возможностей .

По критерию цели В.Э. Пахальян выделяет такие разновидности тренинговых групп, как:

* группы решения психологических проблем;

* группы психологического здоровья и качества жизни;

* группы СПТ (социально-психологического тренинга);

* группы тренинга развития самосознания;

* группы личностного роста.

Ниже мы рассматриваем современные характеристики основных типов тренинговых групп по классификации В.Н. Федорчука .

Т – группы

Т – группой принято именовать тренинговые группы. Хотя в отдельных случаях некоторые авторы под Т-группой понимают терапевтические группы, а некоторые – тематические группы.

Тренинговые группы – это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в интенсивное общение, ориентированное на оказание помощи каждому в разрешении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (например, в развитии самосознания).

Первые Т-группы, направленные на повышение коммуникативной компетентности были проведены учениками Курта Левина в США. В дальнейшем они стали базисом СПТ. Основу организации деятельности Т-групп составляет идея самораскрытия и саморазвития личности. Она прекрасно отражена в модели Джозефа Лафта и Гарри Инграма, получившей название «Окно Джогарри». Согласно данной идее руководители Т-групп исходят из того, чтобы выявить и сменить неадаптивные установки, выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие.

Интерактивная созидающая деятельность тренера и группы реализуются через «Окно Джогарри» (См. рисунок 1).

Рисунок 1. Модель Д. Лафта и Д. Инграма

Для построения эффективных отношений в Т-группе необходимо расширить (увеличить) открытую зону и уменьшить слепую, которая закрыта для всех зон. Слепое пятно уменьшается, когда член группы становится открытым. Уменьшение слепой зоны ведет к увеличению самосознания.

Трудно представить групповую работу без обратной связи. Она заключается в том, что один (или несколько) из участников группы сообщает о своих реакциях на поведение других. Обратная связь в атмосфере взаимной заботы и уважения позволяет индивидуумам контролировать и корректировать неадекватное ситуации поведение, дает информацию о «слепых пятнах», способствует лучшему пониманию участниками группового процесса.

Важнейшим элементом обучающего цикла в Т-группе является эксперимент, специально организованный тренером. Благодаря ему находятся новые стратегии и виды поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учатся использовать опыт, проводить исследования и анализировать собственные переживания.

К основным процедурам Т-группы (по К. Рудестаму ) относятся:

1) поведение руководителя (тренера);

2) коммуникативные процессы между членами группы (обсуждение поведения и точек зрений, коммуникация чувств, активное слушание, конфронтация и др.).

Поведение тренера зависит от индивидуальных особенностей его характера, стиля руководства, а также от специфической цели и структуры группы.

Коммуникативные процессы в группе включают:

    описание поведения, что означает сообщение о том, что наблюдают члены Т-группы в действиях других людей (участников тренинга) без приписывания им мотивов действий, оценок, установок или личностных черт;

    коммуникацию чувств. Это реализация умений, которые включают осознанное сообщение членов Т-группы о собственном внутреннем состоянии;

    активное слушание. Это принятие человеком ответственности за то, что он чувствует, через подтверждение, уточнение, проверку значения и цели, которую получаем из другого сообщения;

    конфронтацию. Это наиболее действенная форма коммуникации, в которой заложены как возможности личностного роста, так и возможности нанесения вреда. Последнее тренер не должен допускать, управляя процессами внутригруппового взаимодействия.

Группы встреч

«Группа встреч» по мнению В.Э. Пахальян относится к самой неопределенной категории, где помимо этой разновидности могут быть упомянуты еще «группы человеческих отношений», «группы по раскрытию потенциала», «группы личностного роста». Высокая привлекательность таких групп обусловлена тем, что здесь особое значение придается созданию некой обучающей структуры, основанной на доверии и искренности. В то же время такие группы имеют достаточно свободную структуру, а тренер здесь, прежде всего фасилитатор или участник, но не эксперт.

В отличие от Т- групп «группы встреч» больше ориентированы на рост отдельной личности, нежели на изучение групповой динамики. У. Штуц выделяет такие основные понятия групп встреч: самораскрытие, осознание самого себя, ответственность, внимание к чувствам, «здесь и теперь».

Основное направление деятельности групп встреч заключается в формировании интенсивного общения, при этом конкретные темы для дискуссий специально не планируются - дискутируются разные проявления взаимоотношений участников в этой группе.

Основные процедуры групп встреч:

                Установление контакта в самом начале работы группы;

2. Построение доверительных отношений. Когда участники начинают доверять и раскрывать свое «Я», они осознают свою схожесть с другими, хотя раньше отмечали лишь отличия;

3. Изучение конфликтов и управление ими. Часто конфликты в группе возникают тогда, когда участники открывают свои чувства, делятся впечатлениями;

4. Изучение сопротивления. Бывают случаи в группах встреч, когда участники осуществляют сопротивление дальнейшему развитию группового процесса и защищают самих себя привычным ограничивающим способом;

5. Сопереживание и поддержка. В групповой работе используются методики, направленные на создание атмосферы сопереживания и поддержки. Причем на поздних стадиях развития группового процесса преимущество отдается аффективной сфере личности. Руководитель Т-группы отвечает за создание психологического климата безопасности, в котором постепенно проявляется свобода самовыражения и уменьшается защищенность личности.

Тематические группы

В отличие от «группы встреч» в тематических группах есть четкий формат, структура, план работы. Такие группы носят дидактический (педагогический) характер, не ориентированы на чувства и переживания участников. Их цель, в общем, состоит в профилактике возможных проблем в будущем. Здесь у участников формируют различные адаптационные навыки, необходимые для решения конкретных проблем. Основными методами работы тематических групп являются мозговые атаки, анализ конкретных ситуаций, кейс-стади, дискуссии и др.

Гештальт-группы

Основателем гештальт-групп был Ф. Перлз. Основное значение слова «гештальт» можно определить как паттерн или конфигурацию, - специфическую организацию частей, которые составляют единое целое, которое невозможно изменить без разрушения. Гештальт завершается или утрачивает свою значимость, как только удовлетворяется потребность. Он уходит на второй план, освобождая место для нового гештальта. Не отреагированные переживания или невыраженное чувство становится причиной многих неразрешенных проблем и через некоторое время начинает влиять на протекание психических процессов.

Работа тренера в гештальт-группе направлена на развитие самосознания участников. Это работа с деструктивными механизмами психологической защиты. Для того чтобы быть способным формировать и завершать гештальт, человек должен полностью осознавать себя в нужный момент. Человек удовлетворяет свои потребности через контакт с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Внутренняя зона осознания включает те процессы и действия, которые происходят в нашем теле. Внешняя зона – совокупность внешних событий, которые входят в наше сознание как сенсорные сигналы.

Кроме внутренней и внешней зон существует еще средняя зона, которую Ф. Перлз назвал зоной фантазий. Когда мы находимся в средней зоне, то непосредственно работаем с нашим прошлым и будущим: вспоминаем, строим планы и др. Самоорганизация организма зависит от осознания настоящего и от способности жить по принципу «здесь и теперь».

Согласно гештальт-теории мы организуем свое восприятие окружающего мира через противоположности. Для развития самосознания большое значение имеет работа с противоположностями (противоречиями) нашего «Я» - нападающего» и «защитника». В течение жизни каждый человек испытывает противоречивые чувства: мы любим и ненавидим своих родных, счастливы и одновременно огорчены, когда завершаем какое-либо дело, которому было отдано много времени и сил. Полностью осознавая каждую часть такого противоречия, мы в большей мере начинаем осознавать самих себя и свои желания.

Ф. Перлз выделяет четыре защитных механизма, которые препятствуют развитию самосознанию и достижению человеком психологической зрелости: слития, ретрофлексии, интроекции, проекции.

Слитие – это невротический механизм избегания контакта. Оно возникает тогда, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где заканчивается его «Я» и начинается «Я» другого человека. Например, некоторые родители, которые демонстрируют гиперопеку по отношению к своему ребенку, не могут принять даже мысли о передаче ему ответственности за собственную жизнь, поскольку не разделяют в психологическом плане его и себя

Ретрофлексия – это защитный механизм, связанный с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту. Для него характерны два типа процессов: субъект делает самому себе то, чтобы он хотел бы, чтобы сделали другому. Например, одинокая женщина делает сама себе подарок к 8 марта, демонстрируя другим, что у нее есть любящий ее человек. Подросток кончает жизнь самоубийством, чтобы досадить родителям.

Интроекция – это тенденция человека присваивать убеждения, установки других людей без критики, попытка их заимствовать и сделать своими. Все это тормозит процесс формирования ее личности. Это люди «флюгеры».

Проекция – это прямая противоположность интроекции, т.е. тенденция перекладывать ответственность за поступки, за процессы, которые происходят внутри «Я» на окружающий мир .

В гештальт-терапии описывают три формы проекции, которые соответствуют трем функциям, которые они выполняют:

А) зеркальная проекция, в которой субъект находит в другом или в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы иметь;

Б) проекция катарсиса, в которой субъект приписывает другому или образу другого характерные для себя черты, от которых он отказывается, не признавая их своими, и от которых он освобождается, приписывая их другому;

В) дополнительные проекции, в которых субъект выявляет или приписывает другому (или образу другого) характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдывать свои собственные.

Основная цель работы гештальт-групп разблокировать самосознание и помочь участникам в достижении зрелости, т.е. сформировать умения находить источники поддержки в самом себе.

Группы транзактного анализа

Создателем транзактного анализа является Эрик Берн. Его концепция исходит из способности индивида осознавать свое поведение и ограничивать неадекватности его структуры (паттерны) от себя. Поскольку человек имеет право выбора, он может стать, не зависимым от своего прошлого, от навязанных ему стереотипов поведения, меняя жизненный сценарий.

Э. Берн выделяет три эго-состояния: «Родитель», «Дитя», «Взрослый». По Берну осознание своего актуального эго-состояния – первый шаг по изменению поведения в сторону ее оптимизации.

Исходя из вышесказанного, работа в группах транзактного анализа – это работа с жизненными сценариями и стратегиями поведения. Транзактный анализ используется в процессе тренинговой работы, через столкновение ролевых образов и позиций, помогает участникам яснее и четче осознать неконструктивные способы общения. Осознание разных своих эго-состояний, способность «открыть дорогу» и «Ребенку», и «Взрослому», как во внутреннем диапазоне, так и во внешних коммуникациях, расширяют сферу самосознания, и оптимизирует процесс жизнедеятельности человека.

Психодраматический подход в тренинге

(психодраматические группы)

В групповом процессе для изучения внутреннего мира человека используется драматическая импровизация. Психодрамы занимают немаловажное место в СПТ. Главное в психодраме – ролевая игра. Основными функциями ролевой игры в тренинге, по мнению сторонников антропологического подходя, являются: снижение чувства безнадежности и неуверенности; уменьшение чувства страха; вселение надежды; формирование собственного «Я»; разрешение внутриличностных проблем помощь во взаимопонимании между людьми.

Основатель психодрамы Якоб Морено сформулировал понятие «спонтанность», являющееся ключевыми в деятельности тренера. Я. Морено отмечал, что не роли рождаются из собственного «Я», а собственное «Я» рождается из ролей. Это означает, что включение участников тренинга в различные роли в играх с правилами, будет способствовать их самоактуализации и личностному развитию.

Терапевтический эффект психодрамы достигается за счет катарсиса и обучения. Под катарсисом здесь понимается снятие психического напряжения. Я. Морено выделял два вида катарсиса: катарсис действия, которого можно достичь активный участник тренинга, и катарсис интеграции, который переживают все участники группового процесса за счет идентификации себя с другими членами Т-группы. Второй коррекционно-терапевтический эффект психодрамы – обучение ролевым играм, т.е. обучение спонтанности и расширение имеющегося репертуара ролей .

Катарсис начинается тогда, когда участник тренинга берется играть свою собственную драму сцену за сценой и достигает вершины в момент завершения этой драмы. В этом процессе важно реализовывать принцип «от периферии к центру».

Сеанс классической психодрамы состоит из трех стадий: разогревания, действия и взаимодействия с группой (обмен чувствами) и стадию рефлексии. Тренер является режиссером и играет три роли: продюсера, терапевта и аналитика. Член группы, который является субъектом психо-драматического действия («протагонист») демонстрирует события своей жизни. Участник, который задействован в работе с протагонистом, выполняет роль «вспомогательного «Я» (зеркального «Я»). Кстати, таких помощников может быть двое, за редким исключением, больше. Аудитория состоит из тех членов группы, которые не играют роли в данном психодраматическом действии. Аудитория эмоционально включается в психодраму (в то, что происходит на импровизированной сцене), может достичь состояния инсайда относительно своих собственных проблем.

Кратко охарактеризуем девять базовых техник психодрамы (по Д.Кипперу). Они достаточно подробно описаны в трудах Д. Киппера, Г.Лейтца, К. Рудестама, О.В. Сидоренко:

1. Самопрезентация – серия коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень значимого для себя.

2. Выполнение роли. Игра вспомогательных особ. Они играют тех, с кем взаимодействует протагонист, изображая животных, предметы и понятия, которые имеют влияние на протагониста.

3. Диалог. Изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми.

4. Монолог . Протагонист разговаривает вслух сам с собой. Техника может выглядеть как комментирование своих действий, поведения в ролевых играх в середине сцены, перед ее началом или в конце.

5.Дублирование. Использование данной техники позволяет вспомогательному герою играть, дублируя роль протагониста, стремясь стать его двойником, быть его внутренним голосом, сознанием, совестью, выражать его чувства, выявлять тайные мысли и суждения.

6. Реплика в сторону. Разглядывается ситуация ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным героем и говорит вслух, что он думает, чувствует или будет делать.

7. Обмен ролями. Два участника меняются ролями – так, что А становится В , а В становится А . Каждый перенимает позы, манеры, душевное и психологическое состояния другого.

8. Техника пустого стула. Протагонист в этой технике взаимодействует с кем-то или чем-то, с помощью одного или нескольких свободных (не занятых) стульев. Стулья заменяют отсутствующих лиц, предметов или явлений.

9. Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, которое выиграет роль протагониста на протяжении короткого промежутка времени, а протагонист наблюдает за ней, уйдя с арены действий.

По классификации Д. Киппера к базовым техникам общей подгруппы относятся: «шаг в будущее», «возвращение во времени», «тест на спонтанность», «техника сновидения», «психодраматический шок», «ролевая игра под гипнозом».

Психодрама интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе. Действие, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования сигналов невербального поведения как источника познания самого себя и других.

Методические приемы и процедуры психодрамы успешно используются в разных групповых моделях, например, в группах встреч, транзактного анализа, гештальттерапии, тренингов умений, СПТ и др.

Телесно-ориентированный подход

(психотерапевтические телесно-ориентированные группы)

В разных тренинговых группах широко используются приемы телесной терапии, поскольку ими можно снять физическое и психическое напряжение, создать психологическую атмосферу свободы, сократить дистанцию между участниками, если есть необходимость и оказать помощь. Все это позитивно влияет на динамику группового процесса самопознания и личностный рост участников.

Основоположник телесной терапии Вильгельм Райх предложил три основные терапевтические техники, которые могут быть успешно использованы в Т-группах: глубокое дыхание, мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы, вербальный анализ.

А. Глубокое дыхание. Известно, что задержка дыхания служит эффективным способом снятия глубоких и сильных переживаний: гнева, страха, стыда и др. Психотерапевты выявили прямую связь между частотой дыхания и чувством внутренней тревоги (Л.П. Гримак, А.М. Свядощ, И.Г. Шульц и др.).

Б. Мануальное влияние на хронические мышечные зажимы (массаж, поглаживания, давление, разминка мышц). Последователи В. Райха могут одновременно с дыхательной гимнастикой использовать физические движения или релаксацию. Александр Лоуэн считал, что человек переживает реальность мира только через собственное тело.

В. Вербальный анализ и открытое обсуждение с клиентом причин возникновения мышечных зажимов позволяет более глубоко увидеть источник внутриличностных переживаний, проблем и освободиться от них.

Проблемы подвижности могут быть диагностированы с помощью напряженных поз, таких, как арка Лоуэна и др. Методы Фельденкрайза сосредоточены на позе тела и имеют целью формирование «полезных телесных привычек» развитие самосознания и утверждение образа «Я». Телесно-ориентированные упражнения помогают преодолевать барьеры психического и физического, подчеркивая важное значение интеграции тела и разума.

Группы самопомощи и поддержки

Группы самопомощи и поддержки отличаются от вышеизложенных целью, которая четко отражена в ее названии (самопомощь, поддержка). В связи с этим ее ведущим может быть не специалист, а опытный член такой группы. Такие группы ориентированы на решение какой-либо одной проблемы. Чаще всего группы самопомощи образуются после завершения цикла плановых занятий тренинга. Обретя опыт групповой работы, и сплотившись, бывшие участники тренинга, иногда самостоятельно без тренера продолжают встречаться и совместно решать насущные проблемы.

Группы консультирования

Группы консультирования – это такая разновидность групповой работы, которая направлена, в первую очередь, на решение проблем межличностного общения у участников. Здесь все действия сконцентрированы на настоящем, на индивидуальных целях. В то же время члены группы стремятся поддерживать друг друга. Чаще всего такие группы создаются из специалистов одной или разных профессий для совместного решения профессиональных проблем. В качестве консультанта выступает либо тренер, либо компетентные члены группы.

Психотерапевтические группы

Психотерапевтическая группа отличается, прежде всего, целями, так как занятия проводятся с людьми, имеющими диагноз психоневроза, личностного расстройства или психоза. Работа в них требует соответствующей квалификации тренера (психолога или психотерапевта) и предполагает долгосрочное и интенсивное лечение. Психотерапевтическая группа может работать по модели группы встреч.

    Подготовка к тренингу

Подготовка к тренингу начинается с разработки программы тренинга и содержания его занятий, упражнений, дидактического обеспечения. Упражнения можно самостоятельно не разрабатывать, а составить занятия из имеющихся в учебно-методической литературе упражнений, игр и теоретических модулей. Важно, чтобы каждое занятие имело целостный, завершенный вид и было направленно на решение конкретных задач.

Подготовка к тренингу предполагает девять «шагов».

Шаг первый – определение темы и цели тренинга как образа будущего результата.

Шаг второй – определение состава тренинговой группы.

Шаг третий – определение временных ресурсов.

Шаг четвертый – формулировка проблем.

Шаг пятый – формулировка задач.

Шаг шестой – подбор соответствующих техник.

Шаг седьмой – выделение блоков тренинговой программы, а также отдельных занятий в рамках каждого блока, упражнений для каждого занятия (упражнения подбираются с вариативным запасом).

Шаг восьмой – составление сценарного плана тренинга.

Шаг девятый – написание краткого сценария тренинга с указанием каждого занятия и всех необходимых материалов.

При составлении программы важно знать, что большинство тренингов должно иметь в своем составе:

Упражнения на знакомство;

Коммуникативные упражнения;

Аналитические упражнения;

Подвижки и релаксы;

Упражнения на разогрев и сплочение группы;

Упражнения, мотивирующие к личностной динамике;

Специализированные упражнения, направленные на формирование или развитие необходимых умений, навыков или качеств;

Телесно ориентированные упражнения;

Упражнения на развитие эмпатии и рефлексии;

Коррекционные и развивающие упражнения.

В виду того, что на одном трехчасовом занятии, можно провести от пяти до восьми упражнений, необходимо разрабатывать многофункциональные упражнения, способствующие одновременному решению двух и более задач.

Для активизации работы либо для эмоциональной разрядки целесообразно чередовать основные упражнения с психогимнастическими, релаксационными и подвижными - раскрепощающими.

Каждый тренинговый день должен включать в себя (по В.Н. Федорчуку ), примерно, следующие этапы:

1. Разминочный – подготовка и «разогрев» участников группы для эффективной работы.

2. Основной – информирование о развиваемых умениях и навыках, и собственно упражнения, направленные на обучение, формирование и развитие данных качеств. На этом этапе упражнения, ролевые, деловые и игры заканчиваются обсуждением и рефлексией.

3. Заключительный – подведение итогов занятия. Оно предусматривает высказывание участников о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения тренеру. Резюме тренера. Прощание. Последний день тренинга желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов», требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться.

Тренер может высказать свое мнение о том, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит таким образом, что каждый по очереди является руководителем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуждения является скорость обсуждения, обработка всех этапов ведения партнерской беседы, «отшлифовка» и адекватность выбранных свойств личности.

При сборе «чемоданов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно исправить, формулировки должны быть предельно корректны. Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Прекрасные слова в напутствие участникам тренинга сказали авторы книги «Тренинг коммуникативной компетенции» Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная: «Тренинг закончен, и каждый получил столько, сколько смог унести» (Цитата по В.Н. Федорчуку ).

Комплектование участников Т-группы

После разработки содержания тренинга необходимо набрать группу, провести с будущими участниками тренинга индивидуальные собеседования. В первую очередь, основным требованием к участнику группового тренинга является его психическое здоровье. Участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К. Рудестам , ссылаясь на Лакина, «к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания».

Некоторые авторы считают совершенно недопустимым включение в одну группу людей, находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отношениях (этот запрет не распространяется на ситуации семейной терапии) (Г. С. Абрамова, 1994, С. 220). Опираясь на богатый опыт многочисленных коллег-тренеров, И.В. Вачков отмечал, что столь категоричное утверждение нельзя считать безусловной истиной: тому свидетельство – десятки и сотни успешных тренинговых групп, сформированных из членов одного коллектива. Разумеется, при работе в таких группах перед ведущим появляются дополнительные трудности, связанные с необходимостью преодоления сложившихся стереотипов отношений. Однако возникают и преимущества например, более длительный эффект тренинга по окончании работы за счет взаимного «подкрепления» участников, что в принципе невозможно в группах, распадающихся по завершении собственно тренинга.

Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому не нужно требовать от людей, набираемых в группу, каких-то особых умений, навыков, опыта. Важным вопросом является состав группы. Наиболее благоприятным возрастом для СПТ является возраст от 17 до 45 лет. Наиболее плодотворными являются одновозрастные группы (разница в возрасте до 5-6 лет). Но это не является обязательным требованием. Все зависит еще от целей, содержания и процедуры проведения занятий. Иногда разновозрастная группа является даже более эффективной, особенно тогда, когда речь идет об обмене социальным опытом.

Группа может быть гомогенной или гетерогенной. В литературе содержатся противоречивые данные о том, какая группа действует оптимально – та, в которой участники сходны между собой по ряду параметров, или та, в которой участники сильно различаются.

О каких параметрах идет речь, когда говорится о гомогенности и гетерогенности? Прежде всего, имеются в виду следующие: 1) пол; 2) возраст; 3) образование; 4) уровень интеллекта; 5) социальный статус; 6) тип личности и стиль поведения; 7) психологические проблемы; 8) убеждения и ценностные ориентации; 9) цели участия в группе.

В достаточной степени ясно, что однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. На это указывает И. Ялом . Однако, с точки зрения К. Рудестама , главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.

Как показывает опыт, особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. «Чисто женские» и «чисто мужские» группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом. Тренеры-мужчины знают ситуации, когда в женской группе эмпатирующий, мягкий ведущий на определенном этапе развития группы начинает восприниматься участницами как подружка, с которой можно поболтать о чем угодно.