Нравственные основы общения. Нравственные принципы общения

Введение…………………………………………………………………….2
1.Общение и этика………………………………………………………….3
2. Деловой этикет…………………………………………………………..10
3. Заключение……………………………………………………………….19
4. Список использованной литературы……………………………………20

Введение
В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения, психология общения, философия общения, эстетика общения,педагогика общения. И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем термине. Более того, особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения детерминируют целесообразность создания специализированного раздела этическогознания под названием «этика общения».
Итак, суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила рядтеоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, назаконах человеческого самосохранения.

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должномповедении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика жедолжна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализвзаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Она стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.
Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы иобычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный длямассы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиямиразвития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.
В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах...

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, становление сознания, формирование и развитие личности.Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно потому, что оно реализуется на разных уровнях – общаться могут страны и народы, коллективы и отдельные личности. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д. Подобная многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной эпохи типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном счете, именно они и являются содержанием общения. Общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма.

Посколькуобщественные отношения выступают в форме общения , любые его проявления независимо от субъекта (отдельная личность или социальная группа), более или менее, опосредовано связаны с содержанием этих отношений. Степень опосредованности определяется социальным опытом, психологическими и социальными особенностями личности, условиями общения. Все это относится и к межличностному общению. Межличностное общение далеко не однозначно. Его диапазон достаточно широк. Люди встречаются на улице, в транспорте, в общественных местах. Эти взаимоотношения, не могут осуществляться без каких бы то ни было норм. За ними стоит определенное содержание, они требуют определенных навыков и привычек.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Это, прежде всего, осуществление обмена информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Далее, межличностное общение выполняет так называемуюрегуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усиливаются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности. Наконец, общение выполняет ещё одну функцию – аффективно-коммуникативную , в которой регулируется уровень эмоциональной напряженности, создается психологическая разрядка. Оно создает и тот эмоциональный фон, в котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение.



Каждое общество и отдельные социальные группы вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.

Культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя, как уже отмечалось, все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. Культура включает в себя и способы человеческой деятельности и тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения, врачевания. Здесь особо подчеркивается нормативность культуры, которая очерчивает именно то, как надо действовать.

Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Они сближают выработанные в обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Моральные нормы являются обобщением коллективного опыта и передаются от поколения к поколению, от индивида к индивиду в форме некоторых практических правил. Обычно они рекомендуют, предписывают, запрещают, разрешают, предупреждают, предвосхищают или оценивают различные жесты, поведения, склонности, поступки людей. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения.

Общение как своеобразное проявление социальной жизни людей, не является чем-то случайным или произвольно им устанавливаемым. Оно вызывается к жизни всей совокупностью человеческих связей, ведущее место среди которых занимают производство и отношения, складывающиеся в связи с ним. Общение и его культура являются неотъемлемой стороной жизнедеятельности людей, но не могут быть чем-то неизменным, одинаковым для любых времен и народов. Каждая эпоха развития человечества характеризуется определенной культурой общения .

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Эта классификация условна, не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолёта или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т.д. Имеется в виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимые отношения друг с другом и расходятся, они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всевозможные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи. В сфере неформального общения изменяется роль эмоционального момента. Если в иных формах общения эмоциональная сторона сопутствовала другим его функциям (информационной, регулятивной), то при неформальномобщении эмоциональные контакты становятся его содержанием.

Из всех отношений, складывающихся в трудовом коллективе, наиболее важными являютсяслужебные. Их особая роль определяется, во-первых, тем, что сама природа трудовой деятельности делает их необходимыми, и в этом смысле они независимы от воли их участников. Во-вторых, без них невозможна никакая трудовая деятельность, выполнения задач, стоящих перед коллективом. В-третьих, служебные отношения влияют на настроения людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование здорового коллектива. Главная цель коллектива – успех дела. Поэтому критерием качества служебных отношений выступает интересы дела . Хорошие служебные отношения складываются там, где работники слаженно, дружно решают поставленные задачи. В тех же коллективах, где на первый план выступают «хорошие отношения», плохо выполняются его основные функции, а сами отношения перестают служить интересам дела, становятся неуправляемыми.

Неформальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к товарищам по работе. Ответственность – это, прежде всего, требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Последнее невозможно без правильного отношения к результатам деятельности коллектива, к тому морально-психологическому климату, который в нем складывается. Коллектив только тогда становится коллективом, когда чувство ответственности становится естественным и необходимым, если не для каждого, то, по крайней мере, для подавляющего большинства работников. Это означает, что члены коллектива в своих служебных отношениях руководствуются не личными симпатиями и антипатиями, не личными выгодами, а интересами общего дела и его результатом. Только такой критерий позволяет наладить успешную совместную работу разных людей.

Другим, не менее важным началом культуры служебных отношений является уважение к товарищам. Если уважение строится из отношений «по горизонтали», т.е. между людьми, занимающими одинаковое служебное положение, то оно является непосредственным выражением принципа коллективизма. Другое дело, когда вопрос уважения к сотруднику рассматривается сквозь призму отношений по «вертикали», т.е. между руководителем и подчиненным. Отношения субординации, т.е. руководства и подчинения тоже определяются нравственным требованиям. Не нужно забывать, что подчиненные являются такими только по службе, что служат они не руководителю, а интересам коллектива. И в этом отношении все сотрудники коллектива равны. Такое отношение субординации и равенства создает все предпосылки для борьбы с высокомерием и чванством, с одной стороны, и подхалимством и угодничеством – с другой. Нельзя не отметить, что и то и другое крайне отрицательно влияет на морально-психологический климат коллектива, плодит беспринципность и круговую поруку, протекционизм и нечестность. В культуре служебных отношений «по вертикали» многое зависит от руководителя. Ответственность, уважение к подчиненным, в сочетании с требовательностью к себе и к ним – единственный надежный стиль руководства, обеспечивающий успешное решение стоящих перед коллективом задач, создание здорового морально-психологического климата в коллективе .

Несколько слов о нормах служебно-деловых отношений в медицинских учреждениях. Кроме общепринятых норм для медиков особое значение имеют ряд дополнительных моментов:

Сама обстановка в медицинских учреждениях должна максимально щадить психику больного, порождать атмосферу доверия к врачу, располагать к оптимизму и выздоровлению больных. Подлежит устранению все то, что отрицательно влияет на течение болезни и выздоровление пациента. Необходимо формировать благоприятный режим.

Обстановка в кабинете врача должна способствовать творческой работе и располагать к спокойному интимному рассказу больного. Следует установить непреложное правило: во время приема и обследования больного любые помехи, отвлекающие врача, недопустимы.

Взаимоотношения медработников должны основываться на коллегиальности, взаимоуважении, взаимопомощи и доверии. Нельзя обсуждать врачебные ошибки в присутствии больного. Недопустимы критические замечания консультанта в адрес лечащего врача в присутствии больного, а также проведение консультации без лечащего врача. Непозволительно обращаться к среднему и обслуживающему медперсоналу на ты, делать замечания медсестрам в присутствии больных.

В свою очередь и больной должен уважительно относиться к врачу, соблюдать правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предписания врача.

Полно нравственная культура личности проявляется и реализуется в культуре общения. Общение вместе с трудом и познанием являются проявлениями человеческой деятельности, называется коммуникативной деятельностью. Общение является особой формой человеческого взаимодействия и межличностных отношений.

Без общения люди не могут обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, влиять друг на друга. Общение является обязательным условием формирования интеллекта, эмоциональной сферы, воли человека. Развитие индивидуального сознания, основных психических свойств, способностей и личных качеств, форм поведения и деятельности осуществляется в процессе общения (взаимодействия) с другими людьми. Итак, без общения не может быть полноценного развития человека как субъекта деятельности и общественных отношений, является важной потребностью человека и вообще человеческого существования.

Отсутствие общения людей воспринимается как тяжелая, невосполнимая утрата, что может привести к расстройству психических функций. Тогда как общение может выступать и высшей ценностью, когда ценность общения помогает человеку самоопределиться, самовыразиться, самореализоваться, самоутвердиться, взаемозбагатитись. Гуманистическая этика ориентирует на процесс общения, в котором осуществляется отношение к человеку как высшей ценности, уважение его чести и достоинства. Эта ценностная установка является трансформацией известного кантовского категорического императива: всегда относиться к человеку, как к цели, а не как средства. По своей природе общения является социально-психологическим явлением.

Цель общения - планирование и координация совместной деятельности индивидов, социальных общностей, общества, то есть обслуживает другие виды деятельности - не коммуникативные (материальную, политическую, духовную и т.д.). Цель общения может находиться за пределами самого общения, то есть общение осуществляется для получения или передачи материальных благ (предметов, услуг), информации, обеспечение взаимодействия при выполнении совместной работы, изменения настроения собеседника или собственного; помощи другому и тому подобное. Процесс общения обеспечивается определенными средствами язык (слово), взгляд, жест, поза, мода, послание т.п., т.е. вербальными и невербальными средствами. Зависимости от глубины взаимодействия выделяют этикетных (формальный уровень ролевого взаимодействия), безличностный или функциональный, а также деловой (связанный с выполнением социальных ролей или социальных функций, например члены трудового, учебного коллектива и т.п.), товарищеский (коллеги), дружественный, интимный типа общения, или личные формы (межличностные), а также общение с самим собой. Независимо от типа общения может быть моральным или аморальным зависимости от субъективных установок, интересов, ценностей (мотивов), субъектов общения. Поскольку участниками общения являются индивиды, имеющие индивидуальные особенности восприятия окружающего мира и живут в своем пространстве и времени, в своем кругу предметов, людей, явлений, то могут возникать противоречия в общениях а также острые, особенно по разнице в уровне культуры, образования, воспитания и тому подобное.

На смену одним противоречиям приходят другие и требуют их своевременного решения. Основным в реализации противоречий общения моральная культура личности, ее нравственная активность, соблюдение моральных принципов общения: равенство, доброжелательность, доверие, уважение, толерантность, любовь и сострадание, альтруизм, тактичность, деликатность, умение выслушать. Аморальное общения базируется на эгоизме, пользы, мести, неуважении т.д.. Нравственная культура общения является разновидностью человеческой деятельности, при которой социоморальна активность направлена на реализацию коммуникативных противоречий, чтобы победа оставалась на принципах гуманизма и социальной справедливости. Нравственная культура общения предполагает знание культурных моделей поведения (общих образцов, этикетных предписаний, стратегий) и умение их адекватно применять в каждой конкретной ситуации общения, а при необходимости находить новые.

Нравственное общение всегда рассматривается как творческий акт. Здесь важны умение координировать свое поведение с поведением партнера на уровне психофизиологической взаимодействия (учет громкости (тембра) голоса, скорости реакций и т.д.), интеллектуальных операций (тезаурус, сообразительность и т.д.), предоставлять обратную связь не вызывая защитных реакций, обеспечивать психологическую поддержку, осуществлять самопрезентацию. Итак, нравственная культура общения требует знание и владение культурными инструментами общения, моральными нормами поведения, принятыми в социокультурной среде, развитые коммуникативные способности, высокую моральную культуру человека.

Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.

Задачей всех этических норм и правил поведения является сплочение и объединение всех членов общества.

Важнейшее правило общения с сильными людьми: нельзя прилюдно сомневаться в их непогрешимости.
Дженнифер Иган. Цитадель


У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

Проблема этики общения

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.


Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

Этические принципы общения

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

  • альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),
    добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),
    требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),
    справедливость,
    паритетность (равенство между людьми) и т.д.

    Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.


    Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

    Виды этических норм

    Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.



    Этические нормы также определяются и мотивами общения: