Процесс принятия управленческих решений. Память, мышление и эмоции при принятии решений

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется в планировании (процессе поиска и принятия решений, а также определении целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), управлении мотивацией, контроле и пр.

Принятие решения - это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и вы6op средств для реализации данной цели.

К сожалению, зачастую данный процесс протекает стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает столь трудно. Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают:

Правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;

Решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;

Сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;

Исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;

Снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.

Все это - последствия неправильно принятых решений.

Почему же становится возможным неправильное принятие решений? И - как снизить вероятность подобного просчета в управлении? Для того чтобы понять это, нужно обратиться к психологическим особенностям человека, благодаря которым и осуществляется данное действие.

В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. И не одного человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как способность противостоять людям и обстоятельствам, способность поддерживать реализацию намеченной цели в сложных, изменяющихся условиях. Данный процесс осложняется тем, что в краткий промежуток времени руководителю приходится принимать множество разнонаправленных решений.

Решения принято классифицировать по разным основаниям:

По широте охвата (общие и частные);

По срокам действия и степени воздействия на будущее решение (оперативные, тактические и стратегические);

По функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование планирования, организации, мотивации, контроля);

По степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные);

По уровню определенности проблем, которые эти решения призваны разрешить (решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях риска, т. е. вероятностной определенности, и в условиях неопределенности);

По обращенности к интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные).

В решениях реализуются интуитивный, прагматический и рациональный подходы.

Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех «за» и «против». Высока доля интуитивного подхода при принятии нового сотрудника на работу: здесь важны не только подготовка, опыт и соответствие требованиям, но и эмоциональная оценка - «нравится или не нравится» - претендента.

Прагматически ориентированное решение, основанное на знаниях и опыте, - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Прежде всего, такой подход характерен для технологических решений.

Рациональное решение не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически. Такой подход должен быть определяющим в стратегических решениях.

В реальности, в процессе принятия, задействованы все три подхода, один из которых является преобладающим. Причем, в разных ситуациях руководитель действует но-разному. Далеко не всегда имеется полная информация, чтобы провести соответствующий анализ необходимых исходных данных. Мало того, не всегда имеется время, чтобы такой анализ провести. Тогда в ход пускается интуиция, чутье подсказывает правильный ход событий, даже если для этого нет рационального объяснения. Человек чувствует, что «что-то не так», - и не заключает сделку с потенциальным партнером, в чем впоследствии не раскаивается. Причина срыва сделки, казалось бы, пустяковая по сравнению с предлагаемыми выгодами: ощущение неловкости в разговоре, которое свидетельствует о неосознанном восприятии рассогласования в поведении партнера, о том, что, скорее всего, партнер нечестен. В отличие от рассмотренного выше, процесс принятия технологических решений основан, прежде всего, на знаниях и опыте, хотя и здесь есть место для интуитивных озарений. Стратегический выбор требует рационального подхода, который, тем не менее, опирается на мотивацию человека, принимающего данное решение, и его здравый смысл.

В социалистический период развития страны самостоятельные решения приветствовались только в частностях. Переход к хозяйствованию в условиях рынка предполагает переосмысление личных стереотипов, принципов, подходов к принятию решений. Работа по принятию решений включает, по меньшей мере, три основных составляющих:

Личностной (соотнесение целей принимающего решение руководителя с целями организации, а также с учетом интересов конкретных групп);

Процедурной (определение текущего состояния конкретной проблемы, определение степени последующих изменений, а также разработка мероприятий по преодолению разрыва между ними);

Технологической (определение результата и его показателей, прогнозирование последствий риска, поиск ресурсов и т. п.).

При принятии стратегических решений необходимо учитывать также интегративную составляющую, выражающуюся в формулировке миссии проекта для общественности.

Руководитель также может привлекать для поиска оптимального решения коллектив, который либо в рамках открытой дискуссии, либо в процедуре «мозгового штурма» обеспечивает всестороннюю и глубокую проработку предлагаемых вариантов решения. В таком случае эффективность взаимодействия различных звеньев организации значительно возрастает, улучшается социально-психологический климат, усиливается удовлетворенность трудом как следствие самореализации личности в его процессе, а также распределяется ответственность за принятое решение. Многие психологи, в частности, К. Левин, считают процесс группового принятия решений наиболее эффективным.

Решения требует любая проблемная ситуация, которая отражает противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим. Например, высокий уровень конфликтности в рабочей группе, возникший в результате столкновения между лидерами группировок (что характерно, в значительной степени, для женских коллективов), снижает производительность труда примерно на 20 %. Руководителю предстоит определиться: кто виноват и что делать? Каждый из лидеров по-своему прав, и уволить одного из них без риска развалить группу практически невозможно. Оба лидера - знающие специалисты, мнение которых разделяют их последователи. Важно выявить скрытый объект конфликта (а он всегда есть) и ликвидировать его, пока деловой конфликт не перешел в эмоциональный.

К настоящему времени накоплено достаточно большое число методов выработки управленческих решений. Известен ряд классификаций методов, преложенных 3. Янчан, М. Естроном, Г. Добровым, В. Глюминским и другими, в основу которых положены разные признаки. Так, В. Лисичкин выделил три класса методов:

1. Общенаучные (методы логического и эвристического характера - наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция и дедукция, экспертные оценки, коллективная генерация идей);

2. Интернаучные (методы, не обладающие всеобъемлющим характером, но применимые для широкого круга объектов из разных сфер деятельности: математическая статистика, моделирование и др.);

3. Частные (методы, специфичные для одного объекта или отрасли знаний).

Многие ученые также делят методы, используемые при принятии решений, по признаку формализации используемого аппарата, на три группы:

1. Формальные методы (статистические и экономико-математические, а также экономико-математические модели);

2. Эвристические методы (включая методы аналогии и имитационного моделирования);

3. Методы экспертных оценок (которые относятся к числу наиболее приемлемых в настоящее время). Считается, что при исследовании сложных объектов экспертные оценки, по существу, обязательный инструмент анализа либо как самостоятельный метод, либо в сочетании с другими методами.

Как необходимо осуществлять процесс принятия решений - задача менеджмента. Психология управления стремится раскрыть внутренние условия этого процесса, субъективную основу принятия решений. Прежде всего, принятие решения осуществляется с помощью всех психических функций (как простейших - ощущение, так и высших - восприятие, память, мышление и воображение). Как работают эти функции, будет рассмотрено в одной из следующих глав. В данной главе проанализируем лишь один из аспектов мыслительного процесса - мышление как решение проблемы. Оговоримся сразу, что, несмотря на то, что процесс принятия решения основывается на психологическом механизме решения проблемы, все же он намного сложнее.

Рассмотрим схему, решения проблемы, предложенную К. К. Платоновым. Любое мыслительное действие, этапы которого показаны на схеме, начинается с возникновения какой-либо задачи. Решение задачи завершает мыслительное действие. Однако уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий или сложных, а иногда и длительных мыслительных процессов. Для нормальной человеческой психики решение задач зависит от знаний, умений и опыта.

Но управленческие задачи, указывает В. А. Розанова, имеют и свои характерные черты:

1) задачи могут содержать неопределенные, а в некоторых случаях и противоречивые условия;

2) в задаче может отсутствовать достаточная информация о возможных средствах ее решения;

3) отсутствуют четкие алгоритмы решения подобных задач;

4) задачи часто решаются в условиях дефицита времени.

Американские психологи В. Врум и Ф. Йеттен выделяют шесть основных факторов, влияющих на поведение руководителя при принятии решений:

1. Индивидуально-психологические особенности личности руководителя (темперамент, характер, способности), жизненный опыт, ценностные ориентации.

2. Свойство самого решения, в частности, степень структурированности проблемы,

3. Индивидуальные ограничения. Бывают ситуации, когда руководителю необходима дополнительная информация, которую, если ею не владеют сотрудники организации, нужно добыть на стороне. Руководитель должен решить, сколько информации ему необходимо, сколько она стоит и стоит ли ее получать.

4. Среда принятия решения, т. е. принимается ли решение в условиях определенности, риска или неопределенности. Важно и время принятия решения.

5. Взаимосвязанность решений. В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Принятие единичного важного решения может потребовать принятие сотни мелких решений. Крупные решения вызывают серьезные последствия. Так, если предприятие решает приобрести новое, более производительное, оборудование, оно должно найти способ увеличить сбыт своей продукции.

6. Отношение подчиненных к принимаемым решениям. Здесь имеет значение степень подготовки коллектива, степень его профессиональной зрелости, социально-психологический климат, мотивация подчиненных, вероятность появления разногласий относительно предлагаемого решения.

К этому можно добавить, что зачастую то или иное решение задачи может повлиять на судьбу конкретного человека, например, увольнение или поощрение, перевод на другую должность или в другую команду и т. п. Поэтому нужно еще учитывать, что другие люди (подчиненные, партнеры и т. д.) ждут от руководителя определенных решений, пытаются активно влиять на них, напоминают о горьком или счастливом опыте, который был ранее в данной или других организациях. Таким образом, независимость суждений в процессе решения становится очень проблематичной.

Личность, как точно выразился Н. И. Кабушкин, как капля в море, отражается в собственном решении. В этом смысле определенный интерес представляет личностный профиль управленческого решения, т. е. та совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которую несут с собой решения к исполнителям. В науке, указывает он, выделены следующие разновидности личностных профилей решений:

1. Решения уравновешенного типа - свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, которая появляется в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется и в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают внимание человека. Такая тактика принятия решений считается наиболее продуктивной.

2. Импульсивные решения - характерны для людей, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над их анализом. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Поэтому процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки. В организационной работе импульсивность решений может привести к тому, что руководитель будет стремиться внедрить в жизнь решения, которые недостаточно осмыслены и обоснованы.

3. Инертные решения - являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска. После проявления исходной гипотезы ее уточнение идет крайне медленно. Руководитель сверхкритично рассматривает отдельные гипотезы, каждый свой шаг проверяет неоднократно. Это ведет к растягиванию во времени процесса принятия решений.

4. Рискованные решения - напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями индивидуальной тактики. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, то рискованные все же его не обходят, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена несообразность между необходимыми и имеющимися условиями для осуществления деятельности. В конечном итоге, хотя и с опозданием, элементы построения гипотез и их проверки уравновешиваются.

5. Решения осторожного типа - характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью в их анализе. Руководитель, прежде чем прийти к выводу, совершает множество разнообразных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща упреждающая оценка. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Их больше пугают ошибки, чем радуют успехи. Поэтому тактическая линия осторожных - избежать ошибок. Для импульсивных, к примеру, характерна противоположная тактическая линия: они ориентируются на успех и менее чувствительны к неудачам.

На пути принятие хорошего решения нередко возникают определенные барьеры чисто психологического характера. Незнание их способно привести к существенным ошибкам, чреватым серьезными потерями. Р. И. Мокшанцев описывает следующие барьеры и ограничения:

1. Поспешность.Считается, что именно она приводит к принятию большинства откровенно плохих решений. Обычно она возникает по причине нехватки времени. В условиях цейтнота сама информация анализируется далеко не так тщательно, как это возможно в спокойной временной обстановке. При этом упускаются весьма важные сведения. Спешка не позволяет тщательно рассмотреть весь спектр вариантов, в результате многие из них просто не учитываются. В возникшей ситуации обычно хватаются за первое же решение, которое считается правильным.

При крайней нехватке времени самое лучшее, что можно сделать - это отложить принятие решения до тех пор, пока человек не почувствует, что он успокоился. Именно такой шаг в конечном итоге оказывается самым разумным.

2. Эмоциональная возбудимость. К скоропалительному решению можно прийти под действием сильного эмоционального возбуждения. Если человек сердится или расстроен, то принятые им решения могут оказаться невыполнимыми. Эмоциональная возбудимость может выражаться не только в виде негативных, но и позитивных эмоций. Энтузиазм точно так же может ослепить человека, что порой и случается.

3. Промедление. Это весьма сильный ограничитель в ходе принятия решения. Можно указать, по крайней мере, шесть причин, побуждающих людей медлить с принятием решения:

Психологи полагают, что желание уклониться от решения проблемы сидит буквально в каждом человеке. Люди подсознательно избегают принятия решения, уповая на счастливый исход. Этому способствует ряд установок, типа: «Со мной это не случится», «Я могу позаботиться об этом позже» и другие.

Человек зачастую доволен тем, что имеет. Поэтому установка на то, чтобы не затрагивать появившуюся проблему, пока она не затронет его, достаточно распространена. Однако в современном быстро меняющемся мире человеку трудно чего-либо добиться, если он не предвидит ситуацию, не идет навстречу сложностям. Как говорят: «Необходимо бежать, чтобы всего лишь оставаться на месте».

Третья причина медленного реагирования на происходящее - это почти навязчивая идея решать проблемы коллегиально. Коллективное обсуждение, конечно, может быть очень полезным для принятия решений, однако его не стоит абсолютизировать.

Серьезная проблема - наличие слишком большого объема информации. Зачастую руководитель бывает не в силах переварить всю имеющуюся информацию.

Возможность появления случайных вариантов - достаточно реальная составляющая процесса принятия решения. Игнорирование этого факта, стремление во что бы то ни стало предвидеть будущее, может быть одним из существенных барьеров при принятии решения.

Неуверенность перед принятием решения. Считается, что самый лучший способ для преодоления боязни провала - это способность предвидеть развитие событий по наихудшему сценарию. Полезно прислушиваться к мнению того, кто сам сталкивался с данной проблемой, неважно, решил он ее или нет.

4. Неспособность признавать свои ошибки. В жизни нередко можно встретить людей, достаточно ярких в сферах своей деятельности, которые тем не менее отказываются признавать несовершенство своих решений. Они убеждены, что это нанесет непоправимый ущерб их делу. Чем раньше в критической ситуации человек осознает свое поведение, тем быстрее он из нее выберется. Быть достаточно реалистичным, чтобы понять, когда человек допустил ошибку, исправить ее и двигаться дальше - реальное средство борьбы с этим барьером при принятии решения.

5. Излишняя самоуверенность. Есть немало руководителей, которые считают, что только их мнение правильное, а у остальных людей - неправильное. По мнению других, у них могут быть недостатки, но промахов они не допускают. Излишняя самонадеянность - серьезный барьер на пути принятия решения.

Как видно, управленческие задачи затрагивают не только мыслительный процесс, но и личность руководителя. Поэтому необходимой предпосылкой для выбора нужного метода является рефлексия, т. е. осознание значимых аспектов, а также попытки включения их в определенные отношения. Успешность поиска решения задач находится в прямой зависимости от характера рефлексивно-личностной оценки значимости задач. А это, в свою очередь, зависит от направленности человека, от его потребностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения. Но человек не только сознательно принимает решения. Зачастую его поступки определяются не его планами, а его проблемами, которые глубоко засели в подсознании.

Решение — это выбор альтернативы. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. Каждодневные решения мы принимаем без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываем. В менеджменте принятие решений — систематизированный процесс. Причины этому — ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.

Запрограммированное организационное решение — это результат реализации последовательности шагов и действий. Незапрограммированные решения возникают при невозможности заранее составить последовательность необходимых шагов. Например, как улучшить качество продукции, объем сбыта.

Компромиссы . Практически все управленческие решения имеют отрицательные последствия. Необходимо учитывать возможные последствия на все части организации как системы (системный подход). Руководитель должен понимать, что непринятые решения, «флюгерная» тактика имеют даже худший результат, чем принятие плохого решения.

Подходы к принятию решений:
  • трудно принимать хорошие решения;
  • человек, принимающий решения, руководствуется в том числе и чувствами, иногда отсутствует логика в решениях.
Существует три основных типа принимаемых управленческих решений:
  • интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор сделан правильно. По мнению многих успешных руководителей, многие решения (до 80%) принимаются на основе интуиции;
  • управленческие решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом в прошлом. Преимущества: быстрота и дешевизна принятия. Но боязнь новых сфер деятельности может сдерживать развитие компании;
  • рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, не опираясь на прошлый опыт.

Этапы рационального управленческого решения

  • Диагноз проблемы. Проблема — не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной — относящейся к делу, уместной.
  • Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений. Ограничения — наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были реалистичными. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии — это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Критерии могут быть количественными и качественными. Пример — выбор (покупка) автомобиля.
  • Определение альтернатив. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.
  • Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки — стоимость (прибыль) альтернативных проектов. Балльный метод. Учет рисков.
  • Выбор альтернативы. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение.
  • Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.

Факторы, влияющие на процесс принятия решений

  • Личностные оценки руководителя. Субъективное мнение о приоритетных задачах, акцент, например, на экономические проблемы, а не на социальные.
  • Риск и неопределенность. Факторы внешней среды. Возможности снижения неопределенности: получение дополнительной информации или действия в соответствии с накопленным опытом.
  • Время. Успех не придет сразу.
  • Стоимость информации. Затраты на информацию должны перекрываться доходами от ее использования и внедрения. Больше информации — не обязательно лучше.
  • Взаимосвязь решений. Системный подход.

Методы принятия решений

Применяют такие процедуры, как научный метод , который состоит из следующих этапов:

  • наблюдение — сбор и анализ информации;
  • формулировка гипотезы (предположения). Матрица БКГ -размер компании /прибыль;
  • верификация — подтверждение достоверности гипотезы.
К основным методам принятия решений относятся:
  • математическое ожидание (платежная матрица). Ожидаемое значение показателя;
  • дерево решений;
  • моделирование. Модель — это уменьшенная, упрощенная копия действительности. Необходимость моделирования обусловлена сложностью процессов, снижением рисков внедрения непосредственно в практику, возможностью прогнозов.
Типы моделей:
  • физическая модель — увеличенное, уменьшенное отображение исследуемого объекта. Структура управления предприятием;
  • аналоговая модель — заменяет исследуемый объект объектом-аналогом, который ведет себя как реальный объект. График зависимости удельных затрат от объема производства;
  • математическая модель. Используются символы и обозначения для описания свойств объекта, формулы.

Методы прогнозирования рациональных управленческих решений

1. Неформальная информация. Слухи. Промышленный шпионаж.

2. Количественные методы:

Анализ временных рядов . Тренды.

Задача: Определить объем закупки гамбургеров в декабре, если за последние 5 лет спрос в декабре падал в среднем на 10% по сравнению с ноябрем, а объем продаж гамбургеров в ресторане за последние 5 лет в среднем рос на 20% в год.

Корреляционно-регрессионный анализ . Коэффициент корреляции.

3. Качественные методы:

  • мнение жюри. «Мозговой штурм»;
  • модель ожидания потребителей. На основе прогноза изменений спроса;
  • метод экспертных оценок. . Результаты опроса экспертов возвращаются им для обсуждения 3-4 раза. Таким образом добиваются согласования экспертов.

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: Процесс принятия решений



1.Природа процесса принятия решений

Факторы, определяющие процесс принятия решений

Процесс принятия решений

Заключение

Список литературы


Природа процесса принятия решений


Руководитель любой организации должен решать множество вопросов: какую продукцию выпускать, где приобрести необходимые ресурсы, с каким поставщиком и потребителем иметь дело, сколько можно продать продукции и по какой цене, какой способ производства использовать, кого взять на работу, как провести встречу с заинтересованным лицом и так далее. Необходимость принятия решения составляет сущность деятельности любого менеджера. Принятие решения - это заключительный этап любого процесса управления. Поэтому понимание природы возникновения и принятия решения чрезвычайно важно для любого человека, желающего преуспевать в жизни.

Осознанная деятельность человека постоянно связана с принятием и реализацией решений. Каждый человек, прежде чем предпринять какие-либо действия, мысленно принимает решение о необходимости выполнения именно этого вида деятельности, а не другого.

Что такое решение?

Термин "решение" происходит от слова, которое обозначает "резать".

Решение - это выбор действия, которое необходимо совершить человеку, когда он располагает такой информацией, которой совершенно недостаточно, чтобы ответ напрашивался сам собой.

Решение - это тот пункт, в котором делается выбор между альтернативными и, как правило, конкурирующими возможностями.

Подобных решений каждый человек в течение дня принимает много, а за всю жизнь - бесконечное множество. Однако в деятельности человека решения имеют разное значение. Так, выбор одежды, не соответствующей погодным условиям, создает лишь дискомфорт человеку. А ошибки в выборе места работы или спутника жизни сказываются на судьбе человека.

Следовательно, значительное количество малозначащих решений человек принимает без тщательного продумывания и взвешивания. Но это не значит, что такие действия совершаются без альтернативного выбора. Если нет выбора, то процесс решения отсутствует, а совершается одно единственное действие. Такие действия человек совершает автоматически на уровне рефлекса. Например, когда человек одевает уже выбранное заранее пальто, то он это делает автоматически, т. е. не выбирает вид одежды.

Когда мы покупаем дом, музыкальный центр или телевизор, то прибегаем к перебору множества вариантов, прежде чем остановиться на одном конкретном решении, не всегда наилучшем, но удовлетворяющем нас.

Из сказанного выше следует, что, очевидно, процесс принятия решения и решение имеют существенные различия. Решение представляет собой конечный результат целого процесса, выполняемого менеджерами. Решение принимают руководители разных уровней. Сам процесс принятия решения состоит из различных процедур, выполнение которых приводит к моменту выбора альтернативного решения. В процессе принятия решений принимают участие менеджеры, которые не наделены полномочиями принятия решения. В процессе принятия решения используется "групповое мышление", а в принятии решения проявляются качества одного руководителя: опыт, интуиция, логика и эмоции.

Решения бывают разные не только по значению, но и по способу их принятия. Одни решения мы принимаем быстро, не задумываясь, другие требуют от нас мучительных и длительных размышлений.

Принятие решений в менеджменте отличается от решений, принимаемых человеком в повседневной жизни тем, что они направлены на принуждение к действию не самого руководителя, а его подчиненных.

Руководитель, чтобы наилучшим образом использовать труд людей, деньги, машины и сырье, предоставленные в его распоряжение, постоянно должен принимать взвешенные решения. Этот процесс имеет более систематизированный характер. Всякое решение руководителя сопряжено с той или иной степенью риска.

Ответственность за принятие важных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Но без принятия подобных решений предприятие разваливается, его деятельность становится беспорядочной и походит на полет листьев, гонимых осенним ветром, а служащие его бестолково мечутся, подобно муравьям в растревоженном муравейнике.

Принятие решений является обязательной и наиболее ответственной частью деятельности руководителя. Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей.

Как отмечает проф. Френк Харрисон, "принятие решений - это интегральная часть управления организацией любого рода".

решение менеджмент руководитель постановление

Рис.1. Природа процесса принятия решения


Во-первых, управленческое решение - это выбор вида деятельности, связанный с выработкой адекватной реакции организации на воздействие какого-либо фактора внешней среды.

Во-вторых, управленческое решение - это вариант воздействия руководителя на исполнителя решения (объект управления). В этом смысле управленческое решение -это описание предполагаемых действий исполнителей менеджером, принимающим решение.

В третьих, управленческое решение - это организационно-практическая деятельность менеджера нижестоящего уровня по выполнению решения (распоряжения) менеджера вышестоящего уровня.

В четвертых, управленческое решение - это деятельность руководителя, связанная с нахождением вариантов действий, вызванных инициативными предложениями исполнителей по разрешению определенных ситуаций.

Каждый источник появления управленческого решения создает определенной сложности, важности и срочности управленческую ситуацию.

Эти характеристики, по сути дела, дают ответ на некоторые вопросы.

Во-первых, поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Они зависят от ролей, которые исполняет менеджер.

Во-вторых, указанные характеристики дают возможность провести классификацию управленческих решений, которая имеет важное значение для выбора методов и стандартных моделей (в т. ч. экономико-математических, позволяющих использовать компьютерные технологии) для подготовки и выбора их альтернатив.

Разновидности управленческих решений.

Менеджеру в своей работе приходится иметь дело с разрешением самых различных ситуаций. Конкретная ситуация может (но необязательно) ликвидироваться типовыми управленческими решениями. По данному признаку управленческие решения могут быть программными, заданными, производственно-ситуационными, инициативными.

Программные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения всегда направлены на решение вопросов, вызванных часто повторяющимися, так называемыми стандартными ситуациями. Руководитель, как правило, действует в условиях ограниченного числа альтернатив, и его выбор должен быть в пределах направлений, заданных возможностями организации. Методы, используемые для принятия решения, руководителю заранее известны. Например, финансовое планирование - это самый знакомый для менеджеров вид запрограммированного решения. Для принятия такого решения широко используется финансовая модель предприятия. Используя ЭВМ, менеджер может составить программу так, что выходные данные будут выдаваться в знакомой и понятной ему форме. Решения такого типа давно изучены глубоко и подробно, и по ним существует много рекомендаций. Для подготовки таких решений используются различные математические методы.

Запрограммированные решения позволяют экономить время на разработку новых процедур ликвидации ситуации, снизить вероятность ошибки в принятии решений и повысить эффективность управления.

Незапрограммированные решения связаны с возникновением ситуаций в определенной мере новых, внутренне не структурированных или сопряженных с неизвестными факторами.

Например, какие цели выбрать организации при сильно изменяющейся внешней среде, как повысить качество продукции для обеспечения ее конкурентоспособности, как изменить организационную структуру управления, чтобы она обеспечивала выживаемость организации и др.

Для таких ситуаций, возможно, существуют методы решения задач, но при этом имеется множество различных вариантов, каждый из которых, в свою очередь, зависит от изменяющихся факторов.

Незапрограммированные решения представляют собой определенную сложность при их подготовке, поскольку приходится каждый раз разрабатывать новые процедуры или использовать нетрадиционные модели. Эффективность этих решений во многом зависит от искусства управления, которым обладает менеджер.

Следует заметить, что в практике управления имеется немного запрограммированных или запрограммированных решений. Значительная часть решений находится в спектре, определяемом этими разновидностями. Они относятся к квалификации программных, поскольку, как видно из приведенного нами примерного перечня, их появление заранее предсказуемо.

Например, цель организации устанавливается на определенный период времени, следовательно, рано или поздно ее необходимо изменить. Изменение цели влечет за собой совершенствование организационной структуры управления.

Заданные решения являются следствием действия принципов иерархичности и взаимосвязанности управления.

Менеджеры, находящиеся на определенных уровнях, естественно, работают не изолированно. Многие ситуации требуют принятия решений на различных уровнях, образуя своеобразную логическую последовательность.

Решение, принятое на вышестоящем уровне иерархии, вызывает необходимость принятия решения менеджером, находящимся на нижестоящем уровне. Такие решения называют заданными.

Пожалуй, это самая распространенная часть управленческих решений. Такие решения пронизывают все уровни управления или затрагивают все предприятие. Вот почему следует рассматривать каждое решение, каждую подсистему и организацию в целом с позиций системного подхода и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех частей организации.

Производственно-ситуационные решения.

В деятельности менеджеров, особенно находящихся на низовом уровне управления, возникают ситуации, вызванные отклонениями от установленных производственно-хозяйственных параметров.

Например, выход из строя технологического оборудования, нарушение работником технологических параметров, отсутствие работника на рабочем месте конвейерной линии и многое другое.

Все эти ситуации требуют принятия адекватного решения. Разумеется, избежать таких управленческих решений в деятельности организации невозможно. Но большое количество ситуационных решений, особенно если они принимаются менеджерами высшего уровня, свидетельствует о неустойчивости функционирования предприятия, вызванной недостатками в организации управления.

Инициативные решения, как мы уже говорили, вызваны активизацией творческой деятельности менеджеров низшего уровня или рабочих. В основе их лежит, в большей степени, система мотивации активного поведения подчиненных. Этому способствует влияние руководителя на подчиненных через участие (привлечение) работников в управлении.

Участие в принятии решений проявляется через потребности в компетентности, успехе или самовыражении.

Управленческое решение может быть рассчитано на различные сроки. Его действие может быть весьма продолжительным или краткосрочным. По этому признаку решения можно разделить на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. В литературе имеется и такое название: ежедневные решения, тактические решения, стратегические решения. Например, выбор цели деятельности организации относится к долгосрочным решениям, а выбор варианта организационной структуры управления, зависящей не только от цели, но и от других факторов (скорости и сложности внешней среды, изменившейся технологии и т. п.), является среднесрочным решением.

Организационная структура управления как организационный инструмент достижения цели меняется чаще, чем организация изменяет свои цели. Решения, принятые в отношении сменного плана выпуска продукции, являются примерами краткосрочного решения. Естественно, в процентном отношении среди решений, принимаемых менеджерами различных уровней, больше решений краткосрочных. Значительная часть менеджеров по своему статусу вообще не участвует в принятии долгосрочных стратегических решений.

Характер решений, выделенных по времени осуществления, зависит от уровня полномочий и компетенции менеджеров и связанных с этим уровней иерархии.

Следующим классификационным признаком является сфера воздействия. Одни решения будут иметь положительные или негативные последствия не только для каких-то частей предприятия, а затрагивать все предприятие. Они называются, по нашей классификации, общими. Например, выбор типа организационной структуры управления предприятием оказывает влияние на всю деятельность организации. Другие решения имеют локальное воздействие, затрагивающее лишь какую-либо одну подсистему или ее отдельную часть. Они относятся к локальным решениям. Третьи решения принимаются для разрешения конкретной ситуации. Решения, принимаемые, допустим, по результатам анализа использования материалов производственным цехом, являются тематическими.

По организации подготовки управленческие решения могут подразделяться на единоличные, коллегиальные и коллективные.

Единоличные решения - это решения, разрабатываемые и принимаемые руководителями (менеджерами) без согласования и обсуждения их с другими лицами или группами.

Как правило, это оперативные (краткосрочные) решения, затрагивающие производственно-хозяйственные непринципиальные ситуации. В редких случаях первый руководитель может принимать единоличные решения исключительной важности.

Коллегиальные решения - это такие решения, которые разрабатываются группой специалистов, а процесс их принятия подлежит согласованию с определенными компетентными лицами. Однако в силу действия принципа единоначалия (т. е. личной ответственности) решение принимает уполномоченный руководитель. Здесь проявляется правило: "подготовка решения коллегиальная - ответственность единолична".

Коллективные решения разрабатываются на собраниях всеми их участниками. Принятие решения осуществляется методом голосования. Характер голосования определяется, чаще всего, в учредительных документах (уставе, учредительном договоре) или непосредственно на собрании. Отдельные важные решения принимаются на основе полного согласия, а большая часть решений требует квалифицированного большинства.

По признаку принадлежности (направленности) к объекту управления решения могут быть разделены на технические, организационные, экономические и социальные. Назначение их понятно и в дополнительных комментариях не нуждается.

Разумеется, приведенная классификация является условной. Существуют другие, отличные от данной, классификации. Очевидно, что это только разные взгляды на одно и то же решение. Так, решение может быть программным, долгосрочным, общим, коллегиальным и организационным в одно и то же время.

Приведенная классификация показывает лишь природу возникновения решения и возможные подходы к его принятию.

Классификация характеризует различные стороны управленческих решений и является инструментом анализа содержания и роли решения в процессе управления.


2. Факторы, определяющие процесс принятия решений


Еще раз подчеркнем, что организация является открытой системой, тесно взаимодействующей с внешней средой.

Все процессы, протекающие в организации, реализуются людьми. Функции управления, методы менеджмента, организационная структура управления, структура аппарата управления - это элементы, обладающие свойствами обеспечивать процесс

принятия и реализации управленческих решений. Люди готовят варианты решений, которые принимаются людьми, и люди же влияют на их качество. Поэтому в процессе принятия решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Здесь мы рассмотрим лишь важнейшие из них.

Личностные качества менеджера.

Лицо, принимающее решение (менеджер), - не идеальный человек, а реальный субъект управленческой деятельности. Человек проявляет свои личностные качества в разных ситуациях по-разному. Кроме того, один менеджер отличается от другого не только знаниями и имеющимся у них опытом, но и способностью извлечь из знаний и опыта информацию, необходимую в каждом конкретном случае для принятия решения. Именно здесь проявляется искусство управления, которое зависит от личностных качеств менеджера.

Кроме всех прочих качеств менеджера, на процесс принятия решения оказывают влияние следующие характеристики:

·ценности, которые разделяет менеджер или на которые он ориентирован;

·культурные различия, в которых менеджер осуществляет свою деятельность;

·наличие собственных интересов;

·индивидуальные возможности человека;

·компетенция лица, принимающего конкретные решения.

Исследователи подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решения. Менеджер, как и каждый человек, обладает своей системой ценностей, которая является для него нормой поведения, определяет его действия и влияет на принимаемые решения.

Конкретные ценности менеджеров очень часто находят отражение в деятельности всей организации. Цели и политика организации, этические нормы и правила поведения организации, как правило, выражают ценности руководителей. Принимая то или иное решение, менеджер сознательно или несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей или придерживается культуры организации. Большое значение для многих менеджеров в процессе принятия решений играют этика поведения, социальная ответственность перед обществом.

Приведем несколько примеров.

Согласно исследованию Джорджа Ингленда руководитель, ставящий на первое место максимизацию прибыли, скорее всего, не вложит средств в реконструкцию кафетерия и комнат отдыха для рабочих. Руководитель, для которого главное -сострадание к людям, скорее пойдет на справедливое повышение заработной платы, чем на ее сокращение ради экономии средств на финансирование научно-исследовательских проектов.

Образцом поведения японского менеджера является нежелание уволить рабочего ни при каких обстоятельствах.

Немаловажное влияние оказывают на процесс принятия решения менеджером культурные различия, доминирующие в разных регионах страны и даже в разных организациях. Культурные различия, сложившиеся, например, в Западной и Восточной Украине вынуждают руководителей в идентичных ситуациях принимать совершенно разные решения. Деятельность руководителей также довольно часто обусловлена теми микросоциальными условиями, в которые они включены непосредственно.

Способ принятия решения и характер его проявления может задаваться составом подчиненных, их личностными характеристиками, особенностями поведения. Индивидуальная неповторимость присуща всем людям.

Руководитель чаще других выступает как индивидуальность. Его поведение, в том числе и при принятии решений, чаще подчинено удовлетворению личностных запросов, чаще согласуется с личными интересами. Менеджер оказывается перед проблемой выбора, и то, как он поступит в конкретной ситуации, зависит от силы соответствующего побуждения.

Предпочтение отдается собственным интересам. Поэтому при принятии решения доминирует предпочтение в зависимости от запросов личности, способных вступить в противоборство с другими обстоятельствами.

В системе поведения менеджеров при принятии решений нужно учитывать не только уровень, на котором срабатывает логика внутренних (в т. ч. ценностных) и внешних (в т. ч. социальных) условий, к которым они приспосабливают свое поведение. Необходимо учитывать и тот уровень, на котором в силу вступает сама человеческая личность, ее индивидуальные особенности, к которым можно отнести собственные интересы.

Наличие собственных интересов у разных людей - объективный фактор несогласованности их действий: в результате стремления к лучшему удовлетворению собственных интересов люди могут наносить ущерб друг другу.

К личностным характеристикам относятся также индивидуальные возможности человека. Как-то всегда неявно предполагается, что "человек все может", что лицо, принимающее решение, дает любую информацию надежно и в приемлемой форме. Между тем, это далеко не так.

Проведенные эксперименты позволяют высказать предположение, что существует граница возможностей человека, пролегающая между классами простых и сложных задач. Такая граница приближенно определяется сочетанием трех параметров: числом критериев, по которым нужно оценивать задачу, наибольшим числом оценок, содержащихся на шкале каждого критерия, числом результирующих решений.

Таким образом, менеджер будет принимать решения только в пределах своих возможностей, т. е. индивидуальных способностей обрабатывать и сравнивать информацию и осуществлять "оптимальный" выбор решений.

Компетенция - понятие разностороннее. Для того, чтобы показать влияние компетенции менеджера на принятие решения, воспользуемся высказыванием профессора экономики Артура Митчелла, помещенным в журнале "Hydrocarbon processing".

Сталкиваясь с необходимостью действовать в условиях, когда любое промедление или ошибка могут повредить служебному положению, даже лучшие из руководителей колеблются, прежде чем принять то или иное решение. Бывает, что руководитель, пытаясь скрыть свою нерешительность, принимает поспешное решение; бывает и так, что руководитель и вовсе отказывается от принятия какого бы то ни было решения.

Страх совершить ошибку заставляет его избегать риска. В этом случае он опять же заботится о том, как бы не упасть в собственных глазах.

Суть дела.

Одной из серьезных ошибок руководителя является то, что он и не пытается воспользоваться представившимися возможностями. Подобные действия руководителей полностью определяются компетенцией.

Информационные ограничения.

Ранее было дано определение управленческой информационной технологии как метода обработки информации (входных данных) в целях выдачи решений (выходных данных).

Информационные ограничения процесса принятия решения определяются используемой управленческой технологией. Применительно к предприятию представляется возможным составить следующий перечень информационных ограничений:

стоимость дополнительной информации, которая должна быть выдана в ограниченный срок, быстро возрастает. Выгода и издержки, по большей части, субъективно не оцениваются лицом, принимающим решение, что, в особенности, относится к оценке и руководителем стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решения улучшений;

объем информации, который может быть использован человеком в единицу времени, ограничен. Следовательно, существует возможность загрузки лица, ответственного за принятие решения, слишком большим объемом информации, что может привести к снижению качества принимаемых им решений;

распределение информации по времени и скорости передачи ограничено. Если информация выдается слишком рано, лицо, принимающее решение, может забыть о ней или использовать устаревшую информацию. Поздно поступившая информация теряет всякий смысл в силу своей бесполезности;

информация может искажаться лицом, принимающим решение, при восприятии какой-либо информации или в процессе ее обработки. Информация, представленная не в том виде или формате, к которому привык менеджер, может быть им не воспринята.

Для снижения влияния указанных ограничений на процесс принятия решения необходимо создавать эффективные коммуникационные процессы.

Факторы негативных последствий.

Мы уже говорили, что управленческие решения - это "круги на воде". Следует к этому добавить, что не существует положительных результатов принятого решения. Чаще всего решение является выбором между тем, что "немного лучше" и тем, что "немного хуже", чем оно, собственно, и должно быть. Принятие управленческих решений - это нахождение компромисса между "лучше" и "хуже".

Руководителю редко удается получить выигрыш, ничего не потеряв. Например, принятие решения о повышении качества продукции всегда связано с дополнительными издержками.

Рассматривая состав внутренних переменных организации, мы акцентировали внимание на их тесном взаимодействии и взаимозависимости. Эти характеристики при принятии решений создают эффект негативных последствий. Так, приняв решение о внедрении новой технологии, руководитель должен учитывать феномен сопротивления коллектива рабочих нововведениям, которые скажутся на их интересах. Следовательно, руководителю до внедрения новой технологии необходимо будет принять решение, направленное на снижение негативных последствий.

Взаимозависимость решений.

Принцип "кругов на воде" порождает еще один источник ограничений. Он связан с взаимозависимостью ситуаций и решений, направленных на эти ситуации. Крупные решения могут вызвать необходимость принятия более частных решений или включать в себя результаты решений многих предыдущих частных случаев.


Рис. 2. Взаимосвязь процесса решения задач управления


Взаимосвязь различных видов решений по отношению включения изображена на рис. 2.

Стрелки показывают связь крупного решения КР1 с крупной частной КР2 задачей частными Р1-РЗ и Р1.2-Р3.2 задачами (отношения включения).

Например, принятие решения о внедрении нового типа организационной структуры управления (КР1) требует, в свою очередь, принятия решения о совершенствовании информационной технологии и структуры (КР2), решений о перераспределении обязанностей (Р1) между работниками аппарата управления, о внесении изменений в культуру организации (Р2), о переподготовке менеджеров (РЗ).

Подобные ограничения требуют от менеджеров, особенно высшего уровня управления, развития способности видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления.

Факторы риска.

Как бы мы не пытались прояснить ситуацию и принять оптимальное решение, всегда существует какая-то неопределенность и нам приходится принимать решение в условиях некоторого риска.

Риск существует объективно, независимо от того, осознаем мы его или нет. Человек всегда существует в условиях риска, при котором результаты его выбора неоднозначны, они зависят от действия других лиц, от ситуации и обстоятельств.

Что же такое риск?

Риск в управлении - это разница между ожидаемым эффектом при выборе альтернатив в условиях неопределенности и оптимального выбора, если бы эти условия были строго определены. Риск- это не ущерб, наносимый предприятию реализацией решения, а возможное отклонение от цели, ради которой принималось решение.

Риск - не убытки, а нереализованный эффект, польза. Управленческий риск - это своеобразная плата за отсутствие информации.

Понятие "риск" используется в управлении для выражения уровня определенности, с которой можно прогнозировать результат принятого отношения.

Таким образом, любое решение (это следует еще раз подчеркнуть) связано с риском. Это обстоятельство в менеджменте традиционно классифицируется как условия:

определенности;

риска;

неопределенности.

Определенность. Если менеджер хорошо информирован о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях решения, то принятие решения производится в условиях определенности. Роль менеджера в принятии решений данного класса сводится к приведению реальной ситуации к какому-либо альтернативному варианту, результаты которого заранее известны, и утверждению получаемого формально оптимального решения. Например, принимая решение в отношении плана выпуска продукции за смену, руководитель точно знает, сколько нужно ресурсов на изготовление определенного количества изделий. Такие ситуации имеют место в деятельности организации, но их количество сравнительно небольшое.

Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся также результаты, которые не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность представляет собой степень возможности совершения данного события, которая может иметь значение от 0 до 1.

Значительная часть управленческих решений принимается менеджерами в условиях риска. Для получения более достоверного результата менеджеру необходимо снижать степень риска. Этого можно достичь различными способами, например:

.обеспечением получения организацией релевантной информации, позволяющей объективно рассчитывать риск;

.установлением правил, основанных на прошлом опыте, позволяющем спрогнозировать результат принятия решения;

.использованием для принятия решений метода "исправления ошибок", когда сначала принимают первоначальное решение и наблюдают за его последствиями. Последующие решения принимаются на аналогичной основе с учетом выявленных ошибок;

.использованием суждения менеджера о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.

Существуют и другие способы, позволяющие менеджеру повысить оптимальность решений в условиях риска.

Неопределенность. Для этой группы управленческих решений характерна большая неполнота и недостоверность информации, многообразие и сложность влияния различных факторов (социальных, экономических, технических, политических, культурных). Все эти обстоятельства не позволяют с определенной достоверностью оценить вероятность потенциальных результатов. Для таких решений сложно построить адекватную математическую модель. Поэтому менеджер, его знания и опыт являются главными условиями принятия приемлемого решения.

Для принятия решений в условиях неопределенности менеджер может использовать две возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.

Вторая возможность - отыскать в прошлом опыте аналогичную или близкую ситуацию, сравнить ее с факторами новой ситуации и, по интуиции, сделать предположение о вероятности результатов.

В таких ситуациях менеджер должен помнить, что идеальных решений не существует, а катастрофических крайне мало.

Существует и третья возможность. Если сомневаешься, брось жребий. Если не подходит ни одна из возможностей, а принимать решение необходимо, подбросьте монетку и загадайте: орел или решка. Вероятность правильного решения в таком случае будет 50 на 50. Если немного подумать над выбранным вариантом, то шансы правильного решения увеличатся до 60 на 40 или же еще больше.

Опыт и только опыт в принятии решений позволяет менеджеру снизить неопределенность.

Мы рассмотрели лишь главные факторы, оказывающие влияние на эффективность управленческих решений. Менеджеру в сложном море управления предпринимательской деятельностью приходится учитывать и множество других факторов. Заметим, что ни теоретики, ни практики-менеджеры не настаивают на том, что хороший руководитель должен принимать умные решения; они говорят лишь о том, что он должен принимать решения. А для этого он должен четко представлять весь процесс принятия решения и четко его выполнять.


3. Процесс принятия решений


Здесь мы не ставили задачу подробного рассмотрения правил принятия управленческих решений. Следует заметить, несмотря на имевшиеся рекомендации, как действовать руководителю в той или иной ситуации, человек всегда поступает сообразно собственным целям, интересам и интуиции (искусству управления) в принятии решения.

Поэтому научить менеджера принимать эффективные решения невозможно. Можно его вооружить лишь отдельными правилами принятия решений.


Рис. 3. Модель процесса принятия решения


На данном этапе изучения менеджмента как процесса представляется целесообразным увязать в систему управления менеджера, ответственного за принятие решения, управленческую (информационную) технологию и факторы, определяющие структуру процесса принятия решений, рассматривая ее с точки зрения системного подхода. Существуют различные модели процесса принятия решения. В основном они не противоречивы. Большинство моделей допускает, что менеджеры будут действовать рационально: другими словами, получая точную информацию, они будут делать логический вывод относительно решения, которое приведет к желаемому результату. Это утверждение соответствует так называемой "синоптической модели". Для примера воспользуемся моделью, предложенной М. X. Месконом. Эта модель представляет процесс принятия решения, которого желательно было бы придерживаться. Однако в процессе принятия решения и в выборе решения принимают участие конкретные люди, с их личными качествами и интересами. Поэтому не все решения принимаются по идеальной схеме. Тем не менее, синоптическую модель следует рассмотреть как базовую.

На рис. 3. представлена последовательность рационального решения проблемы.

Приведенная схема отражает лишь действия лиц, осуществляющих процесс принятия решения. Диагностика проблемы. Проблема возникает перед менеджером как информация о создавшейся ситуации, препятствующей достижению цели.

Другими словами, менеджер узнает о ситуации, потому что не происходит то, что должно было произойти. Если ожидаемый результат не получен, менеджер должен выяснить причины, затрудняющие процесс достижения цели. Разумеется, в данном случае понимается цель конкретного человека, группы, подразделения и т. д., но необязательно главная цель. Выявление причин, побудивших возникновение ситуации и установление состояния управляемого объекта, находящегося под воздействием этих причин, представляет собой этап диагностики.

Полностью определить проблему, даже для решений, принимаемых в условиях определенности, зачастую трудно, поскольку существует взаимозависимость решений. Например, решения мастера на производстве зависят от менеджера по маркетингу. Однако выявление причин помогает определить проблему в общем виде. На этом этапе можно сократить число рассматриваемых факторов, исключив несущественные факторы.

Выявление истинного состояния объекта и проведение диагностики проблемы требуют сбора и анализа входных данных (информации) внутреннего и внешнего характера. Получение информации относится к процессу коммуникаций. Релевантность информации (ее отношение к рассматриваемому делу) будет зависеть от того, как менеджер использует процесс коммуникаций. Необходимо учитывать личностные качества лиц, передающих информацию. Не исключено, что вместе с релевантной информацией поступят к менеджеру и данные, не относящиеся к данной проблеме. Они усложняют процесс диагностики. Поэтому менеджеру необходимо провести фильтрацию данных в целях повышения релевантности информации.

Следует отметить, что информация, необходимая для принятия решения, как это показано на рис 4., является отправным моментом. В зависимости от ситуации управленческую информацию могут выдавать руководителю, либо он сам должен осуществлять ее поиск и получение.


Рис. 4. Схема процесса принятия управленческого решения


Руководитель любого уровня управления организацией в процессе диагностики проблемы должен четко ответить на вопросы:

чего он хочет достичь;

какова его цель;

к чему он стремится.

Ответы на данные вопросы позволяют руководителю определиться с ограничениями, корректирующими его действия, и критериями, по которым необходимо оценивать альтернативные варианты выбора.

Ограничения, по которым менеджер может оценивать возможности выполнения принятого решения, можно разделить на три группы:

üресурсы - финансы, рабочая сила, материалы, средства связи и управления, время;

üприродные и технические свойства ресурсов;

üсоциально-культурные, экономические, политические, психологические факторы, этические соображения и нормы, законы, общественные и политические установки, предубеждения, личные вкусы и привязанности и др.

Руководитель обязан полностью выявить все ограничения, связанные с разрешением проблемы. Если это не будет сделано, то решение будет нереалистичным и его выполнение будет невозможно.

Чтобы альтернативы можно было легче сравнивать, последствия их желательно оценивать количественно с помощью показателей и соответствующих шкал их измерения.

Так как показатель характеризует одну сторону альтернативы, и таких показателей может быть достаточно много, а для сравнения альтернатив желательно иметь небольшое число характеристик, то для выявления предпочтительной альтернативы служат критерии. Критерии могут совпадать с показателем (например, уровень рентабельности продукции); быть производными от одного показателя или от нескольких показателей. Критерий должен показывать, какое направление изменения величины показателя желательно: увеличение или уменьшение. Например, критерий стоимости - не дороже 10 тыс. гривен.

Определение альтернатив. Проблемы, возникающие в деятельности организации, как правило, имеют несколько возможных вариантов решения. В идеальном случае желательно выявить все возможные направления действий, приводящих к достижению целей. Но увы, руководитель - человек, который знает одни проблемы хорошо, а другие хуже. Но поскольку он вынужден по своей должности принимать решения по всем входящим в его компетенцию проблемам, как правило, он всегда работает в условиях дефицита времени, не позволяющего сформулировать и оценить все возможные альтернативы. Следует учесть и то обстоятельство, что значительная часть решений принимается в условиях неопределенности.

Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

Если позволяет время, то для выявления альтернатив целесообразно привлекать экспертов по данной проблеме.

Оценка альтернатив. Только после составления перечня альтернатив руководитель может провести их оценку. Для оценки альтернатив используются ограничения и критерии. Выбор ведется, как правило, между "немного лучше" и "немного хуже", т. е. решения выбираются поиском компромисса.

Мы рассматриваем здесь не существующие методы оценки альтернатив, а лишь сущность данного этапа. Следовательно, нам важно установить зависимость данного этапа от различных факторов.

Результаты оценки альтернатив зависят от личностных качеств менеджера (ценностей, интересов, возможностей, квалификации), недостатка или неадекватности информации для сравнения негативных последствий, взаимосвязанности решений. Множество факторов может помешать выбору лучшего решения или вообще воплощению намеченного. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями руководителя. Вероятность должна включаться в оценку, принимая во внимание степень риска или неопределенности.

Принятие решения. Деятельность менеджера протекает далеко не в идеальных условиях, а принятие решений осуществляется в вакууме. Крайне редко руководитель в одно и то же время принимает лишь одно решение. В реальной жизни ситуации возникают не по желанию руководителя. Сиюминутно их может быть несколько, и руководитель должен по всем принять своевременное решение. Значительная часть решений взаимозависима, и для их принятия требуются координирующие коммуникации между несколькими менеджерами, каждый из которых принимает "собственные" решения.

Условия неопределенности, в которых необходимо принимать решения, обусловлены не отсутствием информации, а напротив, избытком несущественной информации. Большинство менеджеров получают гораздо больше данных (или других видов информации), чем они в состоянии переработать, даже тратя все свое время на попытки сделать это. Им приходится тратить массу времени, отделяя существенное от несущественного и выискивая суть в существенных документах.

Если к этому добавить, что в это же время руководителю приходится отвечать на множество телефонных звонков, и, возможно, беседовать с посетителями, проверяющими органами, то можно представить сложность процесса принятия решения руководителем. И это, к сожалению, не утрирование действительности, а реальность.

Возникает вопрос: для чего выполняются предыдущие этапы, и нужно ли их выполнять. Разумеется, их выполнять нужно, к тому же обязательно и тщательно, особенно, если решение принимается по важным вопросам. Все эти этапы выполняются в отношении любого решения, но вышеуказанные причины не позволяют достичь оптимального решения. Поэтому руководитель вынужден просто выбирать альтернативу с более или менее благоприятными общими последствиями. В этом случае решение является приемлемым, но необязательно наилучшим из возможных вариантов.

Разумеется, для отбора альтернатив можно использовать различные компьютерные программы, разработанные на основе современных экономико-математических методов принятия решений.

Принятие решения завершается решением - распоряжением, указывающим исполнителю, что нужно сделать по данной проблеме.

Организация выполнения решения. Даже хорошо принятое решение еще не обеспечивает успешное управление. Необходима организация его выполнения.

Принимая решение и претворяя его в жизнь, менеджеру следует четко дать ответ на несколько вопросов.

Кто должен знать, и что нужно знать об этом решении?

Что нужно сделать, чтобы его выполнить?

Кто может выполнить его лучше всех?

Какая помощь может потребоваться исполнителю?

Когда решение должно быть выполнено?

Как руководитель может обеспечить его выполнение?

От полноты ответов на эти вопросы зависит судьба принятого решения. Реализация решения не должна ни в коем случае упускаться из поля зрения руководителя, т. е. пускаться на самотек.

От организации выполнения решения зависит качество и жизнеспособность принятого решения. Реализация решения в процессе управления имеет определенные специфические особенности. Они зависят от:

а)характера управленческой ситуации, которая должна быть решена путем принятия решения;

б)способа организации реализации решения, с помощью которого осуществляется воздействие на управленческую ситуацию.

В процессе управления принимают участие не только руководитель и работники, подготавливающие решение, но и исполнители, реализующие решение. Они вместе с руководителем осуществляют процесс управления и, в этом смысле, являются участниками управления. По значительному количеству управленческих ситуаций организацию выполнения решений осуществляет руководитель. Это характерно для руководителей более низких организационных уровней управления. На данных уровнях руководители принимают решение, разрабатывают методы его реализации и передают это решение исполнителям.

В процессе реализации решения, особенно на высших уровнях управления, могут участвовать не только руководитель и исполнители, но и лица, организующие выполнение решения. Например, директор предприятия принимает решение по определенной управленческой ситуации и передает его заместителю с тем, чтобы он разработал соответствующий план мероприятий по реализации этого решения, т. е. сформулировал заключительную часть принятия решения. Это означает, что заместитель как специалист по определенным вопросам своей деятельностью реализует определенную часть процесса управления.

Большинство процессов управления, возникающих на более высоких уровнях управления, проходят несколько уровней управления. Это означает, что решения реализуют не исполнители, непосредственно подчиненные руководителю, принимающему решения, а руководители на низших уровнях управления: они предлагают решения, разрабатывают пути его реализации, передают это решение исполнителям, которые реализуют первоначальное и разработанное (вторичное) решение.

Очевидно, рассмотренными выше методами организации выполнения решения ограничиваться нельзя. Формы и методы реализации решений могут меняться в зависимости от управленческой ситуации и уровня управления, на котором они осуществляются.

Следует всегда помнить, что только тогда можно считать решение принятым, когда назначено лицо, ответственное за его выполнение. Если такого лица нет, то такое решение будет не решением, а добрым намерением.

Оценка выполнения решения, обратная связь. Оценка выполнения и результатов реализации решения является последней фазой управленческого процесса. Оценкой выполнения решения должен завершаться каждый процесс принятия решения, за исключением решений, принятых по стандартным (типовым) повторяющимся управленческим ситуациям.

На практике оценка выполнения и результатов реализации решений производится редко, а если и производится, то формально. Однако ее значение неоправданно занижается. С помощью проведения оценки выполнения решения пополняется опыт руководителя, который используется при разработке рекомендаций на будущее. Пополнение опыта в процессе управления означает обучение руководства в процессе практической деятельности. Только оценка результатов реализации собственно распоряжения позволит руководителю выявить ошибки, которые он допустил при принятии решения, тем самым собственная оценка создает условия для того, чтобы он учился правильно принимать решения.

Организация обратной связи с помощью функции контроля обеспечивает поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения.

Это позволяет руководителю провести корректировку принятого решения или его выполнение до наступления отрицательных последствий.


Заключение


Следует различать процесс решения проблем и процесс принятия управленческих решений. Решение проблем представляет собой поиск воздействия на возникшую ситуацию. Принятие решений означает прекращение дальнейшего существования проблемы и устранение всех вариантов решения, кроме одного - принятого. Принятие решений является толчком к действию других людей. Решение проблемы обязывает к действию, т. е. к принятию решения, прежде всего, руководителя, а затем и лиц, занятых сбором и обработкой информации.

Все процедуры процесса принятия решения имеют информационный характер, т. е. менеджер вступает в коммуникацию с другими лицами для получения информации по возникшей проблеме, анализирует полученную информацию, обеспечивает сбор необходимой дополнительной информации, сопоставляет данные и отбирает альтернативу, передает исполнителю принятое решение в виде информации и получает информацию о ходе реализации решения.

Качество, скорость потока и распределение информации во времени, выдаваемой управленческой технологией лицам, ответственным за принятие решений, имеют особое значение для эффективной работы организации. Задача управленческой информационной технологии, составляющей содержание коммуникационного процесса, заключается в поиске, оценке, отборе, обработке и распространении информации между людьми, участвующими в процессе принятия решений в рамках организации.


Список литературы


2.Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления.

Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли.

4.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

5.Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления.

6.История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Каждый может принять решение, располагая достаточной информацией. Хороший руководитель способен принять решение, располагая недостаточной информацией. Идеальный руководитель способен принять решение, ничего не зная».

Герберт Спенсер, английский философ XIX в.

Не секрет, что главное, за что платят руководителям - это принятие решений. Это и есть одна из важнейших компетенций руководителя. Вот почему, по мере развития в нашей стране менеджмента как отдельной профессии и «класса» профессиональных руководителей растет интерес отечественных компаний к этой теме - «принятие решений».

Большую часть своего времени менеджеры принимают рутинные решения, которые регламентированы бизнес-процессом и внутренними предписаниями и правилами. И эта зона комфорта, в которой менеджер действует практически на автопилоте. Гораздо сложнее с нестандартными решениями. Когда отсутствует проверенная методика действий, когда ситуация напряженная или поджимают сроки. Прошлогодний кризис как раз и стал проверкой на навык «принятия решений» для многих компаний и руководителей.

В этом мастре-классе мы рассмотрим технологию принятия решений совмещающую знания из разных областей - классического менеджмента, психологии и идеи ведущего мирового авторитета в области обучения мышлению как навыку -Эдварда де Боно.

"Принятие решений" (decision making) является частью процесса "решения проблем" (problem solving). Хотя принятие решений касается не только проблем как таковых. Часто случается так, что принятое вовремя решение предотвращает само возникновение проблемы. Не случаймо в крупних компаниях эта компетенция звучит именно так - «решение проблем и принятие решений». Несомненно процесс принятия решений завершается таким аспектом управленческой практики как внедрение и реализация принятого решения. Весь этот процесс структурирован в классической "5С" модели (аббревиатура пяти этапов):

1.Обдумывание (consider)- это значит прояснить проблему, выяснить причины сложившейся ситуации.

Как то один из моих клиентов попросил помочь разобраться в ситуации падения прибыли в его компании. Так вот на прояснение ситуации, ушло более 70% времени всей консультации.

Это и понятно. Так как причины падения прибыли могут быть различными (а было это еще до кризиса), нам важно посмотреть на всю систему в целом и на работу ее составляющих, а также на ее взаимодействие с рынком. Какая ситуация на рынке? Насколько продукт соответствует целевой аудитории? Может быть, причина в том, что товар неактуален или изменились запросы потребителей? Как выстроен маркетинг? Насколько мотивированы и как вообще настроены продавцы? Как они продают? Как выстроены коммуникации внутри компании? Какой климат в коллективе? Насколько эффективно менеджеры управляют? и т.д.

На данном этапе известный консультант в области обучения мышлению Эдвард де Боно предлагает обозначить контекст ситуации и ответить на следующие вопросы:

Что это за ситуация? В чем она проявляется? Какие ключевые элементы проблемы? Какие возможные причины сложившейся ситуации?

Кто должен принимать решение? Зачем нужно принимать решение? Что побуждает принять решение (давление изнутри, давление внешнее)? Почему важно принять его сейчас? Или когда следует принять решение? Если отложить принятие решения, разрешится ли вопрос сам по себе или возможность будет упущена? Что я хочу? Каков мой желаемый результат? Как я могу этого достичь? Очень возможно, что отвечая на них, появится какая-то информация, которая совершенно сместит первоначальный фокус в принятии решения. Например, окажется, что его не обязательно принимать сейчас или вопрос вполне может решиться сам и т.д.

2.Обсуждение (consult)- это вторая стадия принятия решения. По сути этот этап - это сбор и анализ максимума возможной информации на данную тему. Есть множество методов такого сбора информации - это и обычное обсуждение с теми, кого эта информация касается, и проведение исследований и опросов, и консультирование с консультантами, и такие популярные сейчас методы как брейнштормин или World Cafe. В японском кайдзен, например, используется такой метод как гемба -это значит, что, принимая решения, Вам важно посещать непосредственное место, в отношении которого принимается решение (так, решение о заводе принимать нужно именно посещая завод и будучи на заводе, а не в офисе в другой стране).

Рассмотрев всю доступную информацию переходим к генерированию альтернатив.Некоторые альтернативы очевидны, другие стоит поискать. Особенно в ситуации, когда решение принять сложно следует усиленно генерировать другие альтернативы, написать как можно больше вариантов решений так, как если бы все было возможно.

Часто топ-менеджеры бояться консультироваться с кем-то, принимая как управленческие так и личного характера решения, опасаясь показаться некомпетентными или слабыми. И прибывая в такой иллюзии, они тратят огромное колличество психической энергии на сомнения,самокопания,терзания. Ведь человек - это система, и как любая система, он не может описать сам себя не выйдя за границы системы. Поэтому в сложных ситуациях так важен внешний взгляд, а еще лучше несколько независимых мнений. И опыт показывает, что обсуждая ситуацию с невовлеченным эмоционально человеком - будь то другом или консультантом, отвечая на его вопросы, руководитель быстро осознает, что происходит и приходит к важному решению.

3.Решение (crunch) - это третья стадия. На этом этапе важно проанализировать все варианты, принять решение и написать план его внедрения.

Я предлагаю проводить анализ каждой существующей альтернативы с помощью таких вопросов:

ПОСЛЕДСТВИЯ. Каков будет мгновенный эффект от данного решения? Что это даст или от чего избавит? Как это решение отразится на мне и ближайшем окружении в краткосрочном периоде? Каковы последствия в долгосрочном периоде?

ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ. От кого и чего зависит практическое воплощение этого решения? Насколько я на это влияю?

СИСТЕМА РЕШЕНИЙ, ЦЕННОСТЕЙ,ЦЕЛЕЙ. С какими другими решениями оно связано? Как соотносятся мои ценности и данный вариант решения? Какие мои ценности это решение поддерживает? Идет ли оно в противовес к другим ценностям? Как оно соотносится с целями и ценностями организации? (если это управленческое решение).

РИСК. Какой уровень риска? Насколько я(мы) готовы рисковать? Что может помешать? Как уменьшить уровень риска?

РЕСУРСЫ. Какие ресурсы потребуются? Насколько это соответствует возможностям?

ЧУВСТВА И ИНТУИЦИЯ. Что я чувствую по поводу этого решения? Что говорит интуиция? Как реагирует тело? Это критически важная часть принятия решения.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ . Насколько мудрое это решение, если посмотреть со стороны? Что бы сказал человек, чье мнение для меня важно (родственник, друг, известная личность)?

Существует так же множество методов принятия решения. Это и метод пути наименьшего сопротивления, и метод Буриданова осла, и метод расшифровки, метод простой и сложной матрицы, метод бросания кости и т.д. Лично мне очень нравитсяметод идеального решения. Он заключается в том, чтобы на время забыть все альтернативы и подумать, каким может быть идеальное решение для этой ситуации. Тут не нужны детали - нужна только общая форма и ключевые характеристики. Здесь так же важно не подгонять идеальное решение к уже существующей альтернативе, а абстрагироваться от обстоятельств и придумать самое-самое, даже не возможное идеальное решение. Затем снова открываем существующий список альтернатив и выбираем из него ту альтернативу, которая близка к идеальному решению.

На этом третьем этапе так же важно прислушаться к интуиции. Как отмечал Герберт Саймон: «Интуиция — это не обособленный от анализа процесс. Нельзя противопоставлять „аналитический“ и „интуитивный“ методы управления. Интуиция и принятие решений — по крайней мере, здравых решений — и есть анализ, который вошел в привычку, и способность быстро реагировать на ситуацию».

4.Информирование (communicate)- проинформировать всех, кого касается это решении: что, почему и как будет происходить. Этот пункт так же как и последний пятый относится к внедрению решения в жизнь.

Если дело касается решений ведущих к изменениям в работе компании или отдела, то далее руководителю важно управлять этими изменениями. И эта компетенция требует от него внимания к техническим и социально-психологическим аспектам управления изменениями. Думаю, что сейчас уже никто не будет спорить с тем, что саботаж, игнорирование со стороны исполняющих решение или несогласованность и хаотичность их действий может привести к тому, что решение не будет внедрено успешно, а значит и его принятие не имело смысла.

5.Проверка (check). Как упоминалось выше, управляемость это одна из трех ключевых ценностей бизнес организации. А потеря управляемости входит в число опасных оргпатологий. В качестве основного критерия измерения управляемости служит процент реализованных решений. Поэтому пятым этапом в данной модели является проверка на осуществляемость принятого решения. Здесь мы можем анализировать степень выполнения: выполнено-не выполнено, в срок или с переносом срока. Если не выполнено, то ищем причины невыполнения.

Данный алгоритм можно использовать для принятия любых сложных решений - от управленческих до жизненных выборов. И даже если из этого мастер-класса Вы возьмете несколько отдельных рекомендаций, я уверена, что они станут большим вкладом в эффективность вас как человека, способного быстро принимать мудрые решения.

И завершить хочется цитатой Питера Друкера: «Если вы видите процветающий бизнес, это означает, что однажды кто-то принял смелое решение».

Удачи Вам в принятии самых смелых решений!

Статья Дианы Кебас

“Размещая этот текст где-то в сети, укажите автора, пожалуйста”

С уважением и благодарностью, Диана Кебас.

Решение - это организационная реакция устраняющая возникшую проблему.

Проблема , или проблемная ситуация, возникает в организации, когда фактическое состояние дел на объекте управления или результат его деятельности:

а) не соответствуют необходимому состоянию или нужному результату,

б) в будущем не обеспечат получение нужного результата.

Принятие решения - это процесс сознательного выбора лучшего варианта (альтернативы) решения проблемы.

Решения, принимаемые органами управления или менеджерами в рамках их официальных полномочий и обязанностей в целях организации, называют организационными, или управленческими .

Решения бывают запрограммированными (вписывающиеся в отработанные методы и процедуры) и незапрограммированным (не вписывающиеся в отработанные методы и процедуры и носящие творческий характер).

Решение считается рациональным если достижение поставленной цели обеспечивается с минимальными затратами .

Поведенческие модели принятия решений варьируют определение поведения лиц, принимающих решения, по оценочной шкале: от полностью рационального, как в случае рационалистической (рациональной) модели, до полной иррациональности в социальной модели (табл. 5.5).

Таблица 5.5. Рациональность в поведенческих моделях

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы (рационального решения), которая принесет максимум выгоды для организации.

В рамках такого подхода строго соблюдается рациональная организация процесса (процедура) принятия решений. Требуется всестороннее определение проблемы, тщательный подбор данных и их углубленный анализ.

Модель ограниченной рациональности предложенная Г. Саймоном исходит из предположения, что рациональность менеджера зависит от его возможностей предубеждений и многих препятствий социального характера.

В соответствии с этой моделью преследуются цели удовлетворенности , а не максимума. Удовлетворенность трактуется как действия, которые достаточно хороши для организации в целом и требуют минимума усилий со стороны ее членов.

Модель эвристических суждений и препочтений возникла в основном под влиянием исследований Д. Канемана и Н. Тверски, сторонников психологического подхода к принятию решений, согласно которому лица, принимающие решения, прежде всего, полагаются, на э вристику - интуицию и прошлый опыт .

Интуитивные решения представляют собой выбор, сделанный только на ощущении того, что он правилен. Выбор решения, основанный на суждениях , представляет собой осознанный выбор, подкрепленный знанием и опытом.


Социальная модель иррациональна. Она исходит из того, что социально-психологические факторы оказывают серьезное влияние на поведение менеджеров при принятии решений.

Политическая модель предполагает, чторешение становится функцией распределения власти в организации и зависит от эффективности политики, используемой различными участниками процесса управления. Организационные решения в этом случае отражают желание членов организации максимально реализовать собственную властную политику.

Рациональный процесс принятия решений

Эффективность решений не в последнюю очередь зависит от организации процесса их принятия. Рекомендуется соблюдать очередность действий с определенным содержанием, т.е. придерживаться рациональной организации самого процесса принятия решения.

Можно выделить в этом процессе три основных этапа:

1) признание необходимости решить проблему;

2) выработка решения;

3) выполнение решения.

Каждый из этапов включает несколько последовательных шагов (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Рациональный процесс принятия решения

Рациональный процесс принятия решения далеко не всегда можно и целесообразно использовать на практике в полном объеме, и сам по себе он не гарантирует выбор лучшего решения. Тем не менее, знание всех шагов и следование им позволяет избежать многих ошибок.

Подходы к участию в принятии решений

Основными видами, характеризующими степень участия, являются индивидуальный, групповой, система участия, централизованный, децентрализованный и демократический подходы.

Индивидуальный подход предполагает разработку и принятие решения менеджером без обсуждения и согласования с другими лицами (единоличное решение).

Индивидуальный подход предпочтителен, если невозможно принятие группового решения в силу каких-либо обстоятельств.

Групповой подход означает подготовку решения совместными усилиями менеджера, специалистов и других заинтересованных лиц - группой. Важным преимуществом данного подхода является возможность учесть больше информации и сформировать больше альтернативных вариантов решения. Кроме того, решение принимается легче и реализуется проще, так как на стадии выработки у него появляются сторонники.

Совещательный подход - разновидность группового подхода. Его основная задача состоит в выявлении, как можно более обширного круга мнений людей, имеющих отношение к принимаемому решению, а затем сформировать общую точку зрения.

Система участия сочетает опросменеджером заинтересованных в решении лиц, принятие окончательного решения с учетом их мнения, но самостоятельно, без групповых обсуждений.

По мнению специалистов, использование группового подхода и системы участия предоставляет менеджерам ряд очевидных преимуществ.

Централизованный подход (централизация) - это концентрация прав принятия решений на верхнем уровне руководства организацией. Децентрализованный подход (децентрализация) - это передача или делегирование прав принятия решений и ответственности за их реализацию на нижние уровни управления организацией.

Демократический подход означает принятиерешений в пользу большинства с использованием процедуры голосования. Его широко используют в системе демократических общественных институтов и институтов самоуправления (парламенте, органах местного самоуправления, некоммерческих общественных и отраслевых организациях и т.д.), а также при определении общих целей, задач, условий, избрании на некоторые должности, присвоении званий, принятии устава, коллективного договора, решений собрания акционеров и т.п.

Факторы, оказывающие влияние на принятие решений:

Информационные ограничения.

Ресурсные ограничения (по персоналу, финансам и времени).

Степень зависимости от внешней среды

Личностные оценки руководителя

Основные требования, предъявляемые к решению . Эффективность управленческих решений повышается при соблюдении следующих основных требований: соответствие полномочиям ; ответственность ; целевая направленность ; обоснованность ; своевременность ; непротиворечивость ; выполнимость ; законность ; эффективность .