Социально-экономическое развитие муниципального образования. Современные методы управления социальным развитием муниципального образования

В случае, если к комплексному социально-экономическому развитию поселения относятся как к управляемому процессу (в соответствии с данным выше определением), то можно говорить об управлении этим процессом. В этом случае мы будем говорить о комплексе согласованных программ развития различных сфер деятельности города, увязанных по ресурсам, срокам и в соответствии с приоритетами.
В последнее время в Россию стало проникать одно из современных достижений управленческой науки - науки управления проектами. В настоящее время за рубежом это направление в значительной степени развито. Существует даже Международная Ассоциация Управления проектами. Эта методология хорошо зарекомендовала себя в условиях рыночных отношений.
Муниципальные образования в соответствии с законодательством обладают всеми правами юридического лица, осуществляемыми от имени муниципального образования органами местного самоуправления. Это означает, что за небольшим исключением (см. Гражданский Кодекс Российской Федерации) органы местного самоуправления могут осуществлять правоотношения, предусмотренные для юридических лиц гражданским законодательством.
Таким образом, новое гражданское законодательство приравнивает (за некоторыми исключениями) муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, в целом - по управлению развитием города.
В условиях, когда местные органы управления были составной частью государственного управления, и при этом экономика всей страны управлялась административными методами, в методологии управления проектами не было необходимости. Сейчас достижения этого направления в управленческой науке начинают практически использоваться во многих сферах жизни.
Учитывая специфику муниципального управления, о которой говорилось в предыдущих главах, нет необходимости полностью переносить всю методологию управления проектами в муниципальное управление. Однако, по-видимому, некоторые элементы этой методологии могут быть применены в управлении развитием муниципального образования.
Таким образом, под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования мы будем понимать управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.
В этой связи необходимо отметить следующее. Каким бы непрерывным не казался процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:
бюджетный процесс;
период полномочий органов местного самоуправления;
крупные инвестиционные проекты;
местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и
др.).
В вопросе управления развитием муниципального образования мы предлагаем рассмотреть два подхода (или две стратегии).
Первый подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием относительно условно, но достаточно определенно можно разбить на два периода: период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы.
Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования. Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть достаточно жестко состыкованы по срокам. Эти два процесса в принципе могут развиваться относительно параллельно. Это надо понимать таким образом, что одновременно существует две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и основные направления развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально- экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год).
Таким образом, процесс управления развитием в последнем случае существенно сложнее и требует более высокого уровня управления, и, прежде всего, совершенно очевидным становится в этом случае применение современных средств работы с информацией. В настоящем контексте мы в основном обсудили проблемы управления, связанные с цикличностью бюджетного процесса, и его влияние на процесс управления развитием. Если при этом в сферу нашего внимания включить инвестиционные проекты и программы, источниками средств которых могут быть и иные финансовые источники (не только местный бюджет), то тогда процесс управления развитием еще более усложняется и
требует стыковать уже не только циклы бюджетного процесса, но и инвестиционные циклы.
Однако, каким бы ни был сложным процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
в период разработки программы развития:
сбор и обработка информации;
целеопределение (постановка целей);
выработка стратегических установок и критериев развития;
оценка потенциала и ресурса развития;
разработка концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
в период реализации программы развития:
разработка и принятие бюджета развития;
исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально- экономического развития;
контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке бюджета (программы, концепции).
Итак, основная особенность планирования и разбиение на этапы процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключаются в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с некоторыми характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.
Разумно спланированный бюджетный процесс (предусматривающий в том числе и корректировку бюджета), увязанные с бюджетным процессом сроки проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов, а также степень преемственности органов местного самоуправления могут в значительной степени снизить количество вероятных конфликтов в отношении проблемы выбора и корректировки путей развития муниципального образования и тем самым повысить эффективность развития муниципального образования. Более подробно о этапах и циклах процесса комплексного социально-экономического развития будет сказано в специальном разделе настоящей книги.
Под системой управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования будем понимать систему, в которой реализуются функции управления и которая включает:
специалистов, объединенных в органы управления;
используемый комплекс методов управления;
организационную и вычислительную технику;
связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации;
документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой;
а также жителей муниципального образования.
В системе самоуправления жители (местное сообщество) являются одновременно и объектом, и субъектом управления. Поэтому они также включены в систему управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. К основным элементам системы управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования следует отнести:
население муниципального образования;
органы местного самоуправления муниципального образования;
органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением (местным сообществом);
подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
подсистему информационного обеспечения процесса управления и др.
Более подробно некоторые элементы системы управления будут описаны в специальном разделе.

Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.

Политика социально-экономического развития государства должна быть основана на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития. Действительно, все объекты социальной и экономической деятельности региона дислоцируются на территории какого-то конкретного муниципального образования.

ФЗ 2003 г. относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит планирование застройки территорий, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль за использованием земель, экологический контроль и другие функции, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.

Базовый документ для разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований - указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 г.).

В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения постижение тем самым политической и соц.стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ.



Отмечено, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы МСУ способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.

Механизмом реализации задач соц.-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.

Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития - решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана.

Муниципальная целевая программа соц.-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы:

Соц.-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;

Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;

Система программных мероприятий;

Механизм реализации программы;

Ресурсное обеспечение программы;

Оценка эффективности программы;

Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий.

При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

· средства вышестоящих бюджетов;

· средства местного бюджета;

собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т. п.);

средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантий бюджета субъекта РФ и местного бюджета.

Схема распределения обязанностей внутри местной администрации, может быть следующей. Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год, по определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из региональных и федеральных программ.

Ответственный заместитель главы администрации определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств. Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль за ходом финансирования федеральных и региональных программ.

Коллегия администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования. Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.

Особую роль в соц.-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя три взаимосвязанных элемента: прогнозирование, текущее планирование перспективное (стратегическое) планирование.

В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения, разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно.

Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий.

Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий.

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности, жкх, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения…

Комплексный план социально-экономического развития территории и

целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом и должны утверждаться совместно, во взаимной увязке. Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию.

Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

К объективным предпосылкам относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию. Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы.

Федеральный закон 2003 г. предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в т. ч. за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель - решение местных проблем. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители муниципального образования, а также расположенные на его территории предприятия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить всю или часть своей выгоды иным, не денежным способом, а, например, квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

(заочная форма обучения)

Составитель:

, к. э.н., доцент

Екатеринбург

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Конечной целью социально-экономического развития любого муниципального образования является повышение уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели требуется грамотное выполнение всего спектра задач, стоящих перед муниципальными органами власти и входящих в круг их полномочий. К сожалению, на практике местный уровень власти сталкивается со значительными ограничениями ресурсов, прежде всего, финансовых. Соответственно, повышаются требования к профессионализму и компетенции муниципальных служащих, поскольку ошибки в управлении приводят к нерациональному использованию средств местного бюджета . Дисциплина «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» призвана предоставить студентам, обучающимся по направлению «Государственное и муниципальное управления», комплекс знаний и умений, необходимых для решения проблем социально-экономического развития на местном уровне.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса – формирование у студентов современных глубоких знаний о процессах социально-экономического развития муниципального образования и современных инструментах управления этими процессами..

Задачи дисциплины:

Выделить актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами на местном уровне;

Изучить структуру муниципальной экономики;

Рассмотреть особенности социального развития муниципального образования.

Изучить основные показатели социально-экономического развития муниципального образования;

Рассмотреть систему инструментов управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3) основной образовательной программы .

Предшествующие дисциплины:

«Экономическая теория», «Региональная экономика и управление».

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» направлен на формирование следующих компетенций:

1. общекультурные компетенции:

способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

2. профессиональными компетенциями (ПК):

2.1. организационно-управленческая деятельность:

умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения по вопросам социально-экономического развития муниципального образования (ПК-3);

способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в сфере управления социально-экономическим развитием на местном уровне (ПК-5);

умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при управлении социально-экономическим развитием муниципального образования (ПК-7);

2.2. информационно-методическая деятельность:

умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции при анализе развития муниципального образования (ПК-16);

способность анализировать состояние систем и процессов социально-экономического развития муниципального образования при сопоставлении с передовым опытом в России и за рубежом (ПК-20);

знание и умение адаптировать зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием муниципального образования к своей профессиональной деятельности (ПК-21);

умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке социально-экономического развития муниципального образования (ПК-24);

способностью использовать современные методы управления проектом в сфере социально-экономического развития муниципального образования, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);

наличием навыков разработки планово-проектной документации муниципального развития (ПК-43);

способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления программ социально-экономического развития муниципального образования (ПК-44);

В результате изучения дисциплины «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» обучающийся должен:

знать:

1. закономерности управления развитием социально-экономической системы территории

2. структуру экономики муниципального образования

3. основные показатели социально-экономического развития муниципального образования

4. основные методы управления социально-экономическими процессами на местном уровне

уметь:

1. оценивать уровень социально-экономического развития муниципального образования

2. разрабатывать управленческие решения по вопросам социально-экономического развития муниципального образования

3. оценивать эффективность деятельности органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием

владеть :

1. навыками анализа муниципальных программ социально-экономического развития

2. навыками самостоятельной работы по поиску и обработке информации при подготовке управленческих решений по вопросам социально-экономического развития муниципальных образований

2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

Форма итоговой аттестации – экзамен в устной форме.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Практич. занятия

(семинар-беседа)

Планирование социально-экономического развития

(творческое задание)

Частно - государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

(круглый стол)

Итого по дисциплине:

№ п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Основные элементы системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Понятие социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне. Деятельность органов местного самоуправления . Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Экономическое развитие муниципального образования

Общие нормативно-правовые рамки управления социально-экономическим развитиям на местном уровне. Территориальная организация местного самоуправления. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью . Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество. Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Социальная сфера как объект муниципального управления

Подходы к изучению социального развития. Круг вопросов социального развития. Методы оценки и индикаторы социального развития. Индекс развития человеческого потенциала. Качество жизни как показатель социального развития. Проблемы социального развития муниципальных образований в современной России.

Планирование социально-экономического развития муниципального образования

Планирование социально-экономического развития как часть управленческой деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития . Виды планирования социально-экономического развития. Основные этапы социально-экономического планирования. Оценка результатов реализации планов социально-экономического развития.

Муниципальные программы социально-экономического развития

Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод. Виды программ социально-экономического развития. Структура программ. Требования к содержанию программ. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

Муниципальная инвестиционная политика

Понятие инвестиций. Роль инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования. Виды инвестиций. Роль органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности. Муниципальная инвестиционная политика. Реализация муниципальной инвестиционной политики

Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Понятие частно-государственного партнерства. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне. Институты развития территорий в рамках частно-государственного партнерства. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

Проблемы социальной сферы и их решение на местном уровне

Регулирования рынка труда и безработицы . Развитие образования и здравоохранения. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. Демографические проблемы. Проблемы уровня и качества жизни.

3.3. План практических занятий

Семинар 1. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования (семинар-беседа )

Семинарское занятие проходит в форме беседы в ходе которой на основе теоретического материала и современных проблем развития муниципальных образований студенты и преподаватель обсуждают следующие вопросы:

1. Понятие социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития.

2. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

3. Полномочия органов местного самоуправления.

Литература.

2. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Под общ. ред. М: АНХ, 2007.

3. Черная хозяйство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Бабун муниципального управления. СПб: Питер, 2012.

Семинар 2. Муниципальные программы социально-экономического развития (творческое задание)

1. Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод.

2. Виды программ социально-экономического развития.

3. Структура программ. Требования к содержанию программ.

4. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

Кроме изучения теоретического материала при подготовке к занятию студенты должны разделиться на группы по 5-7 человек. Каждая группа должна ознакомиться с текстом любой целевой программы муниципального уровня, действующей в настоящее время и принести текст на занятие. Во время занятия группе будет предложено творческое задание по анализу программного документа.

Литература.

1. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

2. Серватинский инновационных технологий управления муниципалитетом: теория и методология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2012.

3. Создание целостной системы управления развитием территории. Под общ. ред. М.: ИПУ РАН, 2011.

4. Щербина управление и территориальное планирование . М.: МГСУ, 2011.

Семинар 3. Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования (круглый стол)

1. Понятие частно-государственного партнерства. Подходы к определению. Мнения отечественных и зарубежных авторов.

2. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне. Основные сферы.

3. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

Во время занятия каждому из студентов будет предложено высказаться по обсуждаемым вопросам. В конце занятия студенты с помощью преподавателя постараются выявить основные проблемы ЧГП и сформулировать перспективы его применения в России.

Литература.

1. Муниципальное управление: энциклопедический словарь. Под общ. ред. , . М.: Изд-во РАГС, 2008.

2. Парахина управление. М.: КноРус, 2010.

4. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

5. Торгашев развития города. М.: Спутник+ , 2012.

Семинар 4. Решение социальных проблем на местном уровне (круглый стол)

Вопросы для обсуждения на круглом столе:

1. Регулирования рынка труда и безработицы.

2. Развитие образования и здравоохранения.

3. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

4. Демографические проблемы.

5. Проблемы повышения уровня и качества жизни.

Во время занятия каждому из студентов будет предложено высказаться по обсуждаемым вопросам. В конце занятия студенты с помощью преподавателя постараются выявить основные социальные проблемы развития муниципальных образований и сформулировать возможные перспективы их решения.

Литература.

1. Василенко и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012.

2. Государственная и муниципальная социальная политика. Под общ. ред. . М.: Кнорус, 2011.

3. Дурнев социально-экономических и политических процессов. М.: Изд. дом МЭИ, 2012.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

4.1. Контрольные работы и задания на межсессионный период

Выполнение студентом контрольной работы предполагает раскрытие набора предложенных тематических заданий варианта, с четким определением экономических терминов, с логико-аналитической и графической аргументацией.

Объем контрольной работы – 10-15 печатных листов. Ответ на вопрос дается после приведения его полной формулировки. На первом (титульном) листе указываются: название института, кафедры, изучаемый предмет, курс и группа студента, номер варианта. В конце работы прилагается список использованной литературы, ставятся личная подпись студента и дата написания.

Следует учесть, что использование статистического материала в контрольной работе в виде отдельных цифр, таблиц, графиков, диаграмм предполагает обязательное оформление библиографических ссылок на первоисточники.

Решение задач должно быть подробным, с приведением всех промежуточных расчетов, формул и пояснений к ним.

В конце решения задачи необходимо сделать выводы, раскрывающие экономическое содержание и значение исчисленных показателей. Задачи, представленные без расчетов и пояснений, считаются нерешенными.

Распределение вариантов по первой букве фамилии:

1 вариант: А – Д

2 вариант: Е – К

3 вариант: Л – О

4 вариант: П – Я

Задания для контрольных работ

Вариант 1.

Задание 1. Перечислите вопросы местного значения, относящиеся к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования

Задание 2. Перечислите виды объектов муниципальной собственности и укажите для каждого вида критерии эффективности их использования.

Задание 3.

Задание 4. Охарактеризуйте инвестиционную политику любого муниципального образования.

Вариант 2.

Задание 1. Составьте схему муниципальных органов, ответственных за социально-экономическое развитие территории, охарактеризуйте компетенцию каждого органа и приведите пример.

Задание 2. Раскройте содержание термина «устойчивое развитие территории». Из каких составляющих складывается устойчивое развитие? В чем отличие терминов «устойчивое развитие» и «комплексное социально-экономическое развитие»?

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Приведите примеры частно-государственного партнёрства для любого муниципального образования. Оцените эффективность применения данного инструмента.

Вариант 3.

Задание 1. Приведите классификацию показателей социально-экономического развития муниципального образования.

Задание 2. Перечислите направления межмуниципального хозяйственного сотрудничества. Перечислите инструменты регулирования такого сотрудничества со стороны местных органов власти. Какие критерии эффективности применения этих инструментов вы можете предложить?

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Охарактеризуйте управления развитием жилищно-коммунального хозяйства для любого муниципального образования.

Вариант 4.

Задание 1. Выделите параметры социально-экономического развития муниципального образования

А) определяемые внутренними факторами (в т. ч. результатами деятельности органов местного самоуправления)

Б) определяемые внешними факторами (укажите какими)

Задание 2. Перечислите приоритетные направления экономического развития муниципального образования. Оцените каждое из них на примере любого муниципального образования.

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Охарактеризуйте основные проблемы развития образования и здравоохранения для любого муниципального образования. Какие меры со стороны местной власти могли бы улучшить ситуацию?

4.2. Темы для самостоятельного изучения и контрольные мероприятия.

На самостоятельное изучение выносятся следующие темы:

1. Экономическое развитие муниципального образования

2. Муниципальная инвестиционная политика

3. Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

4. Проблемы социальной сферы и их решение на местном уровне

Форма контроля самостоятельной работы – тестирование.

2. Составить краткий конспект прочитанного, максимально используя графические элементы и схемы.

3. Ответить на вопросы в конце соответствующей главы учебника.

4. Если при ответах на вопросы возникли затруднения – обратиться к соответствующему материалу для повторения.

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Контрольная работа, выполняемая в межсеместровый период, оценивается по шкале «зачет» / «не зачет». Для получения оценки «зачет» необходимо успешно выполнить три из четырех заданий контрольной работы. Студенты, получившие за контрольную работу «не зачет» до экзамена не допускаются.

Практическая работа на семинарских занятиях служит для более глубокого усвоения учебного материала и отдельно не оценивается.

Итоговая форма контроля – экзамен в устной форме.

6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Виды планирования социально-экономического развития.

2. Виды программ социально-экономического развития. Структура программ. Требования к содержанию программ.

3. Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

5. Качество жизни как показатель социального развития.

6. Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество.

7. Методы оценки и индикаторы социального развития.

8. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

9. Муниципальная инвестиционная политика.

10. Нормативно-правовые рамки управления социально-экономическим развитиям на местном уровне.

11. Основные этапы социально-экономического планирования.

12. Оценка результатов реализации планов социально-экономического развития.

13. Планирование социально-экономического развития как часть управленческой деятельности.

14. Подходы к изучению социального развития.

15. Показатели социально-экономического развития муниципального образования.

16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития.

17. Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод.

18. Понятие социально-экономического развития муниципального образования.

19. Понятие частно-государственного партнерства. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне.

20. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

21. Проблемы социального развития муниципальных образований в современной России.

22. Проблемы уровня и качества жизни населения в муниципальном образовании и способы их решения на местном уровне.

23. Развитие образования и здравоохранения в муниципальном образовании.

24. Регулирования рынка труда и безработицы на местном уровне.

25. Роль инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования.

26. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

27. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

28. Управление муниципальной собственностью.

29. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

30. Финансовое обеспечение местного самоуправления.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Бабун муниципального управления. СПб: Питер, 2012.

2. Василенко и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012.

3. Государственная и муниципальная социальная политика. Под общ. ред. . М.: Кнорус, 2011.

4. Дурнев социально-экономических и политических процессов. М.: Изд. дом МЭИ, 2012.

5. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

6. Мирзалиева и муниципальное управление. Государственное и муниципальное управление в социальной сфере. Система муниципального управления. Экономика муниципального хозяйства. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2012.

7. Муниципальное управление: энциклопедический словарь. Под общ. ред. , . М.: Изд-во РАГС, 2008.

8. Парахина управление. М.: КноРус, 2010.

9. Серватинский инновационных технологий управления муниципалитетом: теория и методология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2012.

10. Создание целостной системы управления развитием территории. Под общ. ред. М.: ИПУ РАН, 2011.

11. Торгашев развития города. М.: Спутник+ , 2012.

12. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Под общ. ред. М: АНХ, 2007.

13. Черная хозяйство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

14. Щербина управление и территориальное планирование. М.: МГСУ, 2011.

б) дополнительная литература:

1. , Власова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006.

2. Воронин хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Гневко и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб.: Изд-во ИУЭ, 2001.

4. Государственное и муниципальное управление. М.: Магистр, 1997.

5. , Макашева управление. М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Кокорин финансово-экономических основ местного самоуправления. Шадринск: Исеть, 2000.

7. Планирование в городском самоуправлении. Сборник статей. Обнинск: Библиотека муниципалитета, 1997.

8. кономика города. М.: Инфра-М, 2002.

9. Уткин и муниципальное управление. М.: ЭКМОС, 2003.

10. Фалмер нциклопедия современного управления. Т. 1: Основы управления. Планирование как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992.

11. Чиркин и муниципальное управление. М.: Юристъ, 2004.

12. Шумянкова управление. М.: Экзамен, 2004.

8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

1. Управление экономическим развитием муниципального образования (на примере …)

2. Стратегическое управление городским социально-экономическим развитием (на примере …)

3. Управление социальным развитием муниципального образования (на примере …)

4. Программно-целевое управление развитием муниципального образования (на примере …)

5. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью (на примере …)

6. Управление конкурентоспособностью муниципального образования (на примере …)

7. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (на примере …)

8. Особенности управления социально-экономическим развитием северных городов

9. Особенности управления социально-экономическим развитием моноспециализированного города

10. Частно-государственное партнерство как инструмент городского развития

11. Реализация муниципальной инвестиционной политики (на примере …)

Тема 1.1. Стратегическое управление конкурентоспособностью муниципальных образований

Понятие «конкурентоспособность» муниципального образования.

Основные тенденции и особенности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований

Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов. Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, главной целью - удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

В настоящее время в научной литературе остается дискуссионным вопрос о том, какие элементы объединяет понятие «муниципальное образование» как объект муниципального управления. Актуальность обсуждения этого вопроса в рамках курса «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов» обусловлена местом социально-экономических процессов муниципального образования в системе объектов муниципального управления. Ответ на этот вопрос, в свою очередь, позволит нам выйти на проблему содержания и организационных основ управления социально-экономическими процессами муниципального образования.

Многие авторы, говоря о муниципальном управлении, отдельно выделяют понятие «муниципальный менеджмент» - научную дисциплину в системе экономических знаний, изучающую управление социально-экономическими системами. Ими отмечается, что муниципальный менеджмент тождественен местному самоуправлению как форма управления муниципальной собственностью. В рамках этой точки зрения муниципальный менеджмент как управление социально-экономическими системам нельзя отождествлять с муниципальным управлением. Это - более узкое понятие, отражающее механизмы управления муниципальными предприятиями и учреждениями как социально-экономическими системами.



В тоже время, если мы рассматриваем муниципальное образование, как единую социально-экономическую систему, можно говорить и о более широком понимании муниципального менеджмента. Следуя за логикой целой группы исследователей, мы можем рассматривать регион, муниципальное образование как некие «мегаорганизации», обладающие всеми свойствами организованных систем. В этом случае объектом муниципального менеджмента становится не только муниципальная собственность, но и все социально-экономические процессы внутри муниципального образования, наличие которых обусловлено функционированием хозяйствующих субъектов, общественных организаций, деятельностью местного сообщества в целом.

Сложность сопоставления понятий «муниципальное управление» и «муниципальный менеджмент» определяется и содержанием современного законодательства, определяющего общие принципы организации местного самоуправления.

После принятия Закона № 131-ФЗ ситуация с ре­гулированием социально-экономического развития на местном уровне стала неоднозначной. Если в старой версии данного закона (Федеральный закон № 154 от 1995 г.) «комплексное социально-экономическое раз­витие муниципального образования» относилось к вопросам местного значения (п. 4 ст. 6.), то в новой этот вопрос исчез из списка вопросов местного значения.

Вместе с тем в перечень полномочий органов местного самоуправления по новому закону попадает «принятие и организация выполнения планов и про­грамм комплексного социально-экономического раз­вития муниципального образования» (ст. 17). Факти­чески это означает парадоксальную ситуацию - инст­румент для управления развитием на местном уровне в руках у муниципалов вроде бы есть, а сферы его при­менения - нет. Отсюда можно сделать как минимум два вывода. Во-первых, данный нормотворческий казус можно рассматривать как косвенное свидетельство потери акцента на самостоятельное социально-экономичес­кое развитие муниципалитетов в Законе № 131-ФЗ. Во-вторых, тот факт, что за все время обсуждения но­вого Закона вопрос о данном несоответствии практи­чески не поднимался, свидетельствует о слабости идеи самостоятельного муниципального социально-экономического развития в принципе, хотя именно местное самоуправление как институт самооргани­зации граждан и должно было бы непосредственно этим заниматься.

Противоречивость в законодательстве и в понимании роли муниципалитета в управлении социально-экономическими процессами на территории муниципального образования обусловливается следующими обстоятельствами:

Объект муниципального управления это не только социально-экономические процессы. Объект муниципального управления шире, чем социальные и экономические процессы, в нем происходящие. Это все сферы, по 131 закону относящиеся к вопросам местного значения.

Существует несколько уровней организаций в муниципальном образовании, в которых протекают социально-экономические процессы. Эти уровни определяются степенью организованности, а также полномочиями органов местного управления по отношению к хозяйствующим субъектам.

Первый уровень – организации, являющиеся муниципальной собственностью и находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Второй уровень – организации иных форм собственности, по отношению к которым полномочия органов местного, самоуправления связаны с созданием условий для развития, например, формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Третий уровень - все муниципальное образование в целом как единая социально-экономическая система, состояние и развитие которой определяется не только функциями и полномочиями муниципального управления, но и факторами общеэкономического и политического характера.

Исходя из наличия этих уровней организованности хозяйствующих субъектов, в которых развиваются социально-экономические процессы, и полномочий органов муниципального управления, становится понятным противоречие в законодательстве по поводу роли муниципалитетов в социально-экономическом развитии муниципального образования. Управление социально-экономическими процессами в масштабах муниципального образования не может быть сферой компетенции органов местного самоуправления. С другой стороны именно на муниципалитете лежит ответственность за разработку основных документов, обеспечивающих управление социальными и экономическими процессами в плане инициирования, составления прогнозов, комплексных программ социально-экономического развития, в том числе и стратегических планов. При этом ответственность за их реализацию, в том числе за обеспечение ресурсами: финансовыми, кадровыми, организационными распределяется между различными уровнями государственного, муниципального управления, местным сообществом, бизнес-структурами и общественными организациями. В связи с этим в области управления социально-экономическими процессами муниципального образования на первый план выходит проблема организационных основ этого взаимодействия. Необходимость управления социально-экономическим развитием муниципального образования требует создания принципиально новых структур, объединяющих на единой организационной основе организаций с различными целевыми установками по содержанию и вектору направленности.

Особое внимание к управлению социальными и экономическими процессами муниципального образования связаны с попытками муниципалитетов консолидиро­вать местное сообщество, системно и эффективно ис­пользовать ограниченные ресурсы, привлекать допол­нительные ресурсы развития (как бюджетные, так и небюджетные - коммерческие инвестиции), выстраи­вать отношения с региональным центром, с другими муниципальными образованиями и т.д.. Доказательство тому – интерес самих органов муниципального управления. Многие муниципальные образования самостоятельно пытаются стро­ить свое развитие на основе комплексного подхода, участвуют в подготовке комплексных программных документов различного типа. Только фонд «Институт экономики города» (ИЭГ) в 1998-2006 гг. подготовил совместно с муници­пальными образованиями более 30 комплексных до­кументов такого рода - программ, планов, стратегий. В этой работе с ИЭГ сотрудничали муниципальные образования самых разных типов и размеров - от миллионных Нижнего Новгорода и Перми до сельских районов (в частности, Кинель-Черкасский район Са­марской области).

Такое внимание к управлению социальными и экономическими процессами объясняется внутренней сущностью местного самоуправления, не всегда отраженной в формальной нормативно-правовой базе. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию регулирования деятельности экономических субъектов в интересах населения и местного сообщества. Кроме того, выделяется особая аллокационная функция, которая заключается в достижении эффективного состояния аллокации (распределения) ресурсов, т. е. когда с помощью иного их распределения уже невозможно улучшение благосостояния индивидуума без ухудшения состояния другого.

В связи с этим исследователями вводится понятие «Социально-экономическое пространство муниципального образования», которое охватывает всю совокупность находящихся в его границах человеческих, земельных, природных, материальных, финансовых ресурсов вне зависимости от формы собственности, степени их вовлечения в хозяйственный оборот и уровня использования. Комплексное развитие социально-экономического пространства муниципального образования является одной из основных задач органов муниципального управления, между которыми складываются конкурентные отношения на рынках инвестиционных, человеческих и других ресурсов.

Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и вопросы более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и учреждений. Поэтому в определение муниципального управления социальными и экономическими процессами должна быть положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно, реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления. И в связи с этим основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению интересов граждан.

В современных условиях функционирование муниципальной социально-экономической системы не может осуществляться в форме стихийного саморазвития и саморегулирования. Управление социальными и экономическим процессами состоит в органическом сочетании механизмов саморегулирования, государственного и локального (муниципального) воздействия. Необходима адаптация управления социальными и экономическими процессами к изменяющимся внешним условиям и занятия активной позиции городскими властями в обеспечении надлежащего функционирования муниципальной социально-экономической системы.

2. Актуальность стратегического планирования в муниципальном образовании.

Быстрые изменения внешней среды и возросшие потоки информации «требуют пересмотра тактических, а иногда стратегических планов организации. Но информационная перегрузка может создать ситуацию хаоса в организации, в том числе из-за того, что по мере нарастания непредсказуемости внешней среды некоторые организации разрабатывают все боле сложные и быстродействующие системы управления в виде целого пакета стратегий, охватывающих широкое множество возможностей, которые развиваются в зависимости от ситуации».

Кроме того, условия неопределенности возникают, когда невозможно подсчитать вероятности, связанные с выбором, когда имеется так много переменных или неизвестных факторов, что невозможно бывает оценить вероятность потенциальных результатов.

На наш взгляд, главным аргументом в пользу стратегического управления муниципальным образованием является как раз большое количество переменных, связанных с выборами и сменой власти. Это, конечно, стоит изучить отдельно. Но тенденция на лицо. Народ готов к демократическим преобразованиям, меняет власть, а та не готова к преемственности).

Хозяйственную систему региона с определенной степенью точности можно считать квазиорганизацией, состоящей из множества подсистем различного уровня, взаимосвязанных в процессе функционирования. Для обеспечения устойчивости и саморегулирования в условиях изменяющейся внешней среды региональный хозяйственный комплекс должен иметь определенный потенциал развития по наиболее значимым параметрам, к формированию которых должен применяться системный подход.

По оценкам американских исследователей, лидерство организаций мирового бизнеса при прочих равных условиях определяется их видением основы движущих сил своего развития . Аутсайдеры при этом придерживаются классических схем стратегического управления по формированию качеств, гарантирующих победу над конкурентами.

Определение ключевых факторов успеха и ориентация на стратегические цели обеспечивает не только лидерские позиции победителям, но и позволяет предвидеть возможные изменения внешней среды, а в отдельных случаях и формировать изменения внешней среды по своему сценарию.

Эффективным инструментом управления социально- экономическим развитием города является методология стратегического управления, суть которой заключается в экономически эффективном достижении перспективных целей компании на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Для этого, с одной стороны, должно существовать четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления городом должна быть построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

В новом гражданском законодательстве муниципальные образования приравнены (за некоторыми исключениями) к субъектам рыночных отношений. Это означает, что к органам местного самоуправления предъявляются достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, развитию города в целом.

В условиях, когда местные органы управления являлись составной частью государственного управления и экономика всей страны управлялась административными методами, не было необходимости в методологии управления проектами. Сейчас достижения этого направления управленческой науки находят практическое применение во многих сферах жизни.

Таким образом, под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону. 5

В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но имеются некоторые общие для всех особенности этого процесса. В частности, каким бы непрерывным ни казалось развитие и соответственно управление им, общая принципиальная особенность процесса управления развитием муниципальных образований ¾ его цикличность. Главными факторами цикличности указанного процесса являются:

§ бюджетный процесс ;

§ период полномочий органов местного самоуправления;

§ крупные инвестиционные проекты ;

§ местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

В вопросе управления развитием муниципального образования следует рассмотреть два подхода.

1. Если цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы, т. е. начало цикла и его конец, то полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием условно можно разбить на период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы. Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль над результатами. Его преимущество состоит в том, что можно относительно просто и наглядно представить результаты управления. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований, для решения отдельных проблем, а также при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.



2. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость рассматривать весь процесс управления развитием как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: разработки программы и ее реализации. Очевидно, что оба процесса при относительно самостоятельном их развитии должны быть жестко согласованы по срокам. Указанные процессы могут течь параллельно, т. е. одновременно могут существовать две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и программа развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Вторая, перспективная программа постоянно дорабатывается, и в определенные моменты, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому времени фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год). Таким образом, в последнем случае процесс управления развитием существенно сложнее, требует более высокого уровня управления, и прежде всего применения современных средств работы с информацией.

Однако каким бы сложным ни был процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми выделяются как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

§ в период разработки программы развития:

1) сбор и обработка информации,

2) целеопределение (постановка целей),

3) выработка стратегических установок и критериев развития,

4) оценка потенциала и ресурса развития,

5) формулирование концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования,

6) разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

§ в период реализации программы развития:

1) разработка и принятие бюджета развития,

2) исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития,

3) контроль, сбор и обработка информации, выработка предложений по корректировке бюджета (программы, концепции).

Итак, основная особенность в планировании и распределении по этапам процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы со специфическими временными циклами жизни муниципального образования ¾ разработкой и принятием бюджета, сроком полномочий органов местного самоуправления и др.

Разумно спланированный бюджетный процесс (предусматривающий в том числе и корректировку), увязанные с ним сроки проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов, а также высокая степень преемственности органов местного самоуправления могут оказаться факторами, в значительной степени снижающими число вероятных конфликтов в области выбора и корректировки путей развития муниципального образования и тем самым повышающими эффективность такого развития.