Тренинг на сплочение педагогического коллектива. Методическая разработка на тему: Тренинг «Сплочение педагогического коллектива ДОУ

Тренинг на сплочение коллектива

(практикум для педагогов)

Задачи:

    Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.

    Профилактика профессионального выгорания педагогов.

    Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Участники:

    Педагоги всех категорий

    Ведущая (педагог-психолог)

Форма проведения: практикум

План сценария

Добрый день, уважаемые коллеги! Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш практикум мы проведем с целью еще большего сплочения, эмоционального раскрепощении, разнообразия наших трудовых дней и получения позитивных эмоций.

    Приветствие:

Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом:

«Здороваемся локтями»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

Здорово вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас нам бы хотелось узнать, зачем вы пришли на этот тренинг и чего от него ожидаете.

2. Игра «Зачем мы здесь сегодня собрались».

Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на тренинг». И зачитать их.

3. Игра «Волшебные очки».

Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Ведущий: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.

4. Игра «Самолетик»

Педагоги делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы: «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща?

5. Игра «Путанка»

Участники игры становятся в круг, держась за руки, потом начинают запутываться. Когда все окончательно запутаются, то получится один большой «зверь». После того, как «зверь» сформировался, ведущий должен задать вопросы «Где у зверя голова?», «Где у зверя хвост?», «Где у зверя право?», «Где у зверя лево?». Когда на все вопросы найдены ответы, зверь должен начать двигаться. Он должен пройти 5 шагов вперед, 5 шагов назад, столько же вправо и влево. Потом он должен пробежать несколько метров (зависит от размеров помещения, где проводится игра). Эта игра поможет улучшить взаимопонимание ее участников.

Я предлагаю вам принять участие в игре «Ассоциации». Эта игра поможет вам взглянуть на себя со стороны, и узнать какими чертами характера вы обладаете. Возможно, вы даже не подозревали, что в вас есть такие черты!

6. Игра «Ассоциации»

Выбирается водящий, который выходит на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Приглашается водящий и задает вопросы типа:

Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака), то какое?

Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и отвечают, например: Это была бы береза, растущая в чистом поле. Водящий старается понять, кому же из них подходит это определение.

7. Игра «Сердце коллектива»

На ватмане нарисован контур большого сердца. Педагогам говориться о том, что это сердце коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце (на маленьких сердечках пишутся позитивные пожелания своим коллегам, затем они приклеиваются к контуру большого сердца). Затем зачитываются в слух. Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.)

Заключительная часть.

Рефлексия тренинга. Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы в рамках практикума.

Спасибо за внимание до новых встреч.

Тренинг на сплочение

педагогического коллектива

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель : достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Задачи тренинга:

формирование благоприятного психологического климата в группе;

нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

развитие умения работать в команде;

сплочение группы.

Ход мероприятия: Игра на разогрев «Домики-хозяева»

Цель : подвигаться, разрядить обстановку в группе.

Все участники стоят по кругу, делятся на "тройки". Первый и третий берутся за руки так, чтобы второй оказался между ними внутри. Тот, кто внутри - "хозяин", кто держится за руки - "домик". Когда людей много (от 20 человек и выше), ведущий остается постоянным (то есть, тренер), он только командует, но в игре сам не участвует.

Ведущий может использовать три команды: "хозяева", "домики", "землетрясение". При команде ведущего "хозяева!" те, кто стоит внутри "домика", должны быстро поменять свой "домик", т.е. выскочить из "своего" и заскочить в другой. При команде "домики!" - "хозяин" остается на месте, а "домики" бросают своих "хозяев" (не отпуская рук) и находят новых "хозяев". Главное при этом - "хозяева" остаются на месте, а не носятся вместе с "домиками" (хотя все равно носятся). Третья команда - "землетрясение!" После этой команды все рушатся: "домики" отпускают руки и "тройки" должны образоваться новые. Кто кем был в "прежней жизни" - неважно, "хозяин" может стать частью "домика", "домик" может стать "хозяином". И так до всеобщего умопомрачения...

Когда людей немного, до 20 чел., игру можно построить следующим образом. Должны быть "тройки" плюс один человек - ведущий (сначала этот тренер). Ведущий при этом тоже будет участвовать в игре. Игрокам объявляется, какие команды ведущего могут быть и что делать при этом, а также говорится, что тот, кто после команды и действия остался один, становится ведущим. После своей первой команды (например, "хозяева") ведущий тоже ищет себе "домик". Кому-то "домика" не хватает, он становится ведущим, и произносит уже свою команду.

Самое прикольное, когда народ быстро понимает, что после команды "землетрясение" удобнее стать "домиком", так как это безопаснее. И вот по залу носятся тучи "домиков", которым не хватает "хозяев". И в какой-то момент "часть домика" бросает вторую половину и заскакивает кому-то в "домик", а его вторая половина остается одна. Как и в жизни... не щелкай клювом...

Упражнение «Правда или ложь»

Цель : научить отстаивать свою точку зрения.

Напишите три предложения, относящиеся лично к вам. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет. По кругу рассказываем о себе

  • Основная часть
  • Загадка про соседа справа

    Это есть у каждого справа. Игроки по кругу задают уточняющие вопросы, чтобы угадать загадку.

  • Игра «нарисуй соседа»
  • А теперь давайте мы нарисуем вашего соседа справа в роли животного, с каким он у вас ассоциируются и можно дать название этому животному.

    Вопросы: почему вы выбрали именно это животное?

    Возникали ли у вас какие ни будь трудности выполнении этого задания?

    "Групповое ожерелье"

    Групповое ожерелье" – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

    Необходимые материалы: ножницы по количеству участников, цветная бумага

    Каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги (могут быть разные цвета у разных людей). В центре комнаты на полу положен большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

    У вас есть ровно одна минута вырезать из листа круг, написать на нём ваше имя и приклеить его на большой белый лист в центре комнаты. Начали! (Работа группы не комментируется тренером и не даются дополнительные пояснения).

    Вопросы для обсуждения (в парах или тройках):

    Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания и подумайте над вопросами:

    Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

    Хотел бы ли я переместить свой круг в другое место? Почему?

    Отражает ли размер моей "бусины" моё реальное место/вес/влияние в группе?

    Ваше мнение о "бусинах" (размер и их расположение, соответствие реальному положению и "весу" в группе...) ваших коллег?

    Релаксация « Мудрец из храма »

    Мудрец из храма

    Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

    Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

    Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее...

    Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами... Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...

    Упражнение «Подарок»

    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

    Время: 3-5 минут.

    Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

    Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


    Исмаилова Дамира Жололиддиновна

    «Обычно легче изменить индивидуумов,
    собранных в группу,
    чем изменить каждого
    из них в отдельности»
    Курт Левин
    В любом коллективе
    (учебном, производственном) возникает
    вопрос, связанный с групповой сплоченностью.
    Вопрос этот важен потому, что от уровня
    развития коллектива, степени
    его сплоченности зависит эффективность
    работы учреждения, а также психологический
    комфорт каждого ее члена.

    Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение
    эффективного командного взаимодействия.
    Задачи тренинга:
    Повысить сплоченность коллектива;
    Повысить взаимопонимание между педагогами;
    Повысить самооценку педагогов;
    Формирование благоприятного психологического
    климата в коллективе;
    Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе;
    Развитие умения работать в команде;
    Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    «Сплочение –
    это возможность для
    коллектива стать единым целым
    для достижений конкретных
    целей и задач. Все Мы нуждаемся
    в поддержке, и получить ее мы
    можем только в своей группе!
    Ведь только сплоченный
    коллектив добивается многих
    вершин и побед!»

    Заповеди сплоченного коллектива
    Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам
    интересны.
    Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени.
    Будьте хорошим слушателем.
    Поощряйте других на разговор о них самих.
    Говорите о вещах интересующих вашего собеседника.
    Почаще улыбайтесь.
    Найдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки.
    Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
    Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
    Научитесь доверять людям.
    Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие.
    Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте.
    Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
    Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки.
    Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
    Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
    Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
    Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
    Начинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе?» Ответив на вопрос, начинай
    действовать.
    Талантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников.
    Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
    Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.
    Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям.
    УСПЕХОВ ВАМ!

    УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ
    Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга
    почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги
    командообразования традиционно включают в себя большое количество
    упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её
    включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь
    увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение
    в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый,
    слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят.
    Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение,
    которые
    пользуются заслуженной популярностью у тренеровпрактиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном
    и интересном тренинге.

    Уважаемые коллеги!
    Выберите для себя тренинговое имя,
    напишите его.

    1.Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
    Цель: прочувствовать каждого участника группы.
    Ход упражнения
    Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно
    перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен,
    не открывать глаза.
    Вопросы:
    Все ли уверены, что они стоят в квадрате?
    Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат
    действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все
    согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза,
    порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
    Так же можно строиться в другие фигуры.
    Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу
    выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое
    обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения
    работы.
    Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать
    качественнее и быстрее?

    2. Упражнение «Коллаж»
    Время проведения: 40-45 мин.
    Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.
    Материалы: ватман, клей, цветные картинки животных.
    Ход упражнения
    Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за
    столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки
    животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок
    каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как
    он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого
    животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане
    так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной
    работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном
    с помощью карандашей.
    Вопросы для обсуждения:
    Почему вы выбрали именно этого животного?
    Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное?
    Были ли сложности при выполнении упражнения?

    3. Упражнение «Дом»
    Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
    Время: 15 минут.
    Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т.д.
    Ход упражнения: участники делятся на 2 команды.
    Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать
    полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в
    этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом
    мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте,
    что Вы должны быть полноценным и функциональным домом!
    Постройте свой дом!». Психологический смысл упражнения:
    Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в
    этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что
    способствует сплочению.
    Обсуждение:
    Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить
    свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю,
    Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем,
    каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может
    быть полноценным!

    4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
    Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры,
    маркеры).
    Задача - задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее
    элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом,
    каждый участник получает листок с одним элементом.
    Задача - дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки
    передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность
    получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет
    развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в
    целостном действии развивает сплоченность коллектива.
    Подпишите лист,чтобы узнать чей он.

    5.Упражнение «Идеальный мир»
    Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов.
    Место проведения и исходное положение участников: педагоги
    делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды
    располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не
    мешать друг другу.
    Задание:
    первой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив»;
    второй команде нарисовать картину «Идеальный коллега», и
    представить картины всему коллективу.
    Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут.
    Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды,
    аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут

    6.Упражнение «Ассоциации»
    Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику
    тренинга прояснить для себя понятие «команда».
    Размер группы: 8–15человек
    Время: 10–15 минут
    Инструкция: Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю
    каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое
    мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом
    убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть
    взгляды наших коллег на многие вопросы.
    1. Возьмите ручки и бумагу.
    2. Ваша задача - услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные
    с ним, которые пришли вам в голову:
    Если команда - это постройка, то она…
    Если команда - это цвет, то она…
    Если команда - это музыка, то она…
    Если команда - это геометрическая фигура, то она…
    Если команда - это название фильма, то она…
    Если команда - это настроение, то она…
    3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
    Итоги упражнения:
    Что вам понравилось в этом упражнении?
    Какие ответы были для вас самыми интересными?
    Какие ответы удивили вас?
    О чем нам говорит это упражнение?

    7.Упражнение «Почта России»
    Каждый участник тренинга напишет телеграмму,
    поздравление, пожелание на бланке, указав вместо
    ФИО описание внешности и характера другого
    участника, а на обратной стороне бланка нарисует
    его портрет. Все бланки складываются в почтовый
    ящик, затем надо угадать кому адресовано
    послание. Определить, кто из группы соберет их
    больше.

    8.Упражнение «Подарок»
    Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
    Время: 3-5 минут.
    Описание упражнения:
    Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе,
    чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней –
    более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я,
    например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из
    участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
    «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»
    Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить
    тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

    Рекомендации педагогам по созданию благоприятного
    психологического климата в коллективе:
    Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям,
    коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии,
    которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том
    числе на близких.
    Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь
    понять поведение другого человека.
    Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня;
    боритесь с эмоциональным выгоранием.
    Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет
    кому порадоваться.
    Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные
    цели.
    Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в
    неформальной обстановке – это способствует сплочению.
    Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических
    нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

    Обсуждение:
    «Наш тренинг подошел к завершению.
    Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали?
    Что полезного вынесли для себя, для группы?
    Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все
    были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы –
    единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная
    часть этого целого!
    Вместе Вы – сила!
    Спасибо всем за участие!»
    Сотрудники ДОУ это сплоченный коллектив,
    живущий под одним девизом:
    "Наша работа - любовь с
    заботой!"

    Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

    Задачи тренинга:

    Формирование благоприятного психологического климата

    Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

    Развитие умения работать в команде

    Сплочение группы

    Осознание каждым участником своей роли, функции в группе

    Повысить коммуникативные навыки педагогов

    Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

    Необходимые материалы:

    Листы формата А - 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

    Спокойная музыка для релаксации

    Тарелочки, кувшин с водой

    Листки в клетку, шариковые ручки по числу участников

    Ход тренинга:

    Педагог-психолог:

    Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

    Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

    В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

    Строительство психологического климата, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

    Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

    Упражнение 1. «Приветствие»

    Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения

    Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

    Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

    Анализ упражнения:

    1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

    2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

    3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

    Упражнение 2. «Мое настроение»

    Цель упражнения: выражение настроения

    Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

    Инструкция: На листе формата А - 4 изобразить свое настроение.

    Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

    Анализ упражнения:

    1. Что понравилось вам в данном упражнении?

    2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

    Упражнение 3. «Комплимент»

    Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

    Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

    Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

    « Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

    Высокопарных слов не стоит опасаться.

    Давайте говорить друг другу комплименты,

    Ведь это все любви счастливые моменты…!

    Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

    Например:

    Наташа, ты такой отзывчивый человек!

    Да, это так! А еще, я добрая!

    А у тебя Оля, такие красивые глаза!

    Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

    Анализ упражнения:

    1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

    2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

    Упражнение 4. «Цветок» (под музыку)

    Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

    Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

    Второй - представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

    Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

    Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

    Анализ упражнения:

    1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

    2. С какими трудностями вы столкнулись?

    Упражнение 5. «Тарелка с водой»

    Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

    Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

    В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

    Анализ упражнения:

    1.Что, по вашему мнению, не удалось?

    2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

    3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

    Упражнение 6. «Доверительное падение»

    Цель игры: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

    Психологический смысл упражнения

    Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

    Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

    Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

    Анализ упражнения:

    1. Что было легче делать, падать или ловить?

    2. Какие чувства вы испытывали при этом?

    3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете подобные чувства?

    Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

    Упражнение 7. «Чему я научилась»

    Цель: рефлексия

    Задание: дописать неоконченные предложения

    Я научилась….

    Я узнала, что….

    Я была удивлена тем, что…..

    Мне понравилось,………

    Я была разочарована тем, что….

    Самым важным для меня было….

    Завершение. Обсуждение по кругу:

    Чему научилась сегодня…

    Что буду использовать в своей работе …

    Всем спасибо за активное участие!!!

    Использованная литература:

    1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

    2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. - 176 с.

    3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. - 256 с.

    4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. - 205 с.

    Лариса Разумкина
    Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива

    Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

    Задачи тренинга :

    формирование благоприятного психологического климата в коллективе ;

    нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

    осознание каждым участником своей роли, функций в коллективе ;

    развитие умения работать в команде;

    сплочение коллектив педагогов .

    «Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

    Упражнение «Здороваемся локтями»

    Цель

    Все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

    После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.

    Упражнение «Ассоциации»

    Цель : Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

    Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешочек и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет условия игры : «Вы достали из мешочка какой-то предмет. Теперь вам необходимо отыскать в нем такие характеристики, которые объединяют его и вашу семью. Привожу пример. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик круглый. В нем нет углов, значит, и нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за столом, круглым, как этот шарик. Это и есть то, что объединяет этот шарик и нашу семью».

    Упражнение «Счёт до десяти»

    Цель : сплочение группы , формирование доверия

    Ход упражнения : По сигналу «начали» участники закрывают глаза, опускают головы вниз и пытаются посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать нужно всем вместе. Кто-то скажет «один» , другой человек скажет «два» , третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило : слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре» , счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

    Обсуждение :

    Что с вами происходило?

    Если не получилось, то почему?

    Какую стратегию вы выбрали?

    Упражнение «Вавилонская башня»

    Ход упражнения : Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание : кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга , он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание : «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг» , «В башне всего 6 окон» и т. д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

    Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут) .

    Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

    Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

    Упражнение «Слон, жираф и крокодил»

    Участники стоят в кругу. Ведущий в центре круга. На счет 1-2-3 указывает на любого и говорит «слон» , изображает хобот, двое соседей- приставляют уши; «крокодил» -открывает пасть, соседи- приставляют плавники, «жираф» - вытягивает руки, соседи – делают пятна. Кто замешкался – становится ведущим.

    Упражнение «Маленькие радости»

    Напишите 3 маленькие радости, которые испытали в недавном прошлом

    Обсуждение : - Что удивило в «радостях» человека, чье письмо вам досталось?

    Увидели ли вы общее с собственными радостями?

    Какие чувства вызвало у вас упражнение?

    (Целеполагание : важно позволять себе маленькие и большие радости время от времени, не испытывая чувства вины. Актуально для многих педагогов .)

    Упражнение «Карета»

    Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников : кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека :

    крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

    двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими) ;

    сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

    седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

    лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

    кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

    Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы» ).

    После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей» , которые они выбрали.

    Примечание : если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.

    Упражнение «Маленькие зелененькие человечки» . "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своим коллективом на природу . Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь все мы! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку : нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу : "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать : "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

    1. Каковы Ваши впечатления от тренинга ? ___

    2. В чем оправдались / не оправдались Ваши ожидания от тренинга ?

    Оправдались___

    Не оправдались ___

    3. Какое упражнение / задание понравилось больше всего?

    Рефлексия :

    Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге ?

    Какие чувства испытывали?

    Что нового узнали о себе, о группе?

    Как будете использовать эти знания?

    Чему научились?

    Как это пригодиться в будущем?

    Что было важным?

    Над чем вы задумались?

    Что происходило с вами?

    Что нужно развивать на будущее?