Внеклассная работа по географии биологии химии. Внеклассное мероприятие по биологии, географии, химии "самый умный"

КГУ «Средняя общеобразовательная комплекс школа-детсад Махамбет

Зеленовского районного отдела образования».

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор школы: зам.директора по ВР.: на заседании МО:

А. Ш. Утебалиев ____А. А. Фоменко ___Убишева Г.М.

«____»________2017г. «____»________2017г. «____»_______2017г.

Внеклассное мероприятие

по химии, биологии и

географии
для 5-11 классов
«Загадочный мир химии, биологии и географии».

подготовили

учителя химии, биологии и географии:

Мищенко Е.Ф.,

Убишева Г.М.,

Атаканова А. Г.,

Уразалина Р.Б.,

Тулегенова А.М.,

Лекерова Э.К.

СОШ Махамбет 2017 год.

Внеклассное мероприятие по химии, биологии и географии

« Загадочный мир химии, биологии и географии» (слайд № 1)

Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Корзина вопросов», 2 конкурс – «Подумай-ка», 3 конкурс – «Верите ли вы, что…», конкурс болельщиков,4 конкурс – «Черный ящик», 5 конкурс – «Загадки», 6 конкурс – «Угадай-ка», Конкурс 7-Конкурс капитанов,8 конкурс – «Гонки за лидером».

Между 3 и 4 конкурсами проводится конкурс болельщиков.

Образовательные задачи:

    закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии, химии, географии;

    вовлечение в словарный запас биологических, химических и географических слов и выражений;

    развитие коммуникативных навыков;

    осуществление межпредметных связей.

Развивающие задачи:

    развитие памяти, внимания;

    развитие образного мышления;

    развитие творческого воображения;

    развитие восприятия;

    повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Цель данного мероприятия:

    расширить интеллектуальный кругозор учащихся;

    способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, 4 конверта, пачка семочек,1 луковица,мыло,горсть конфет,4 грамоты,1 медаль «Эрудит»,4 коробки.

Ход мероприятия

Ведущий: "Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые учителя и гости нашего вечера!" .Мы рады приветствовать вас на предметном вечере биологии, химии, географии. Сегодня мы попытаемся вспомнить все знания и показать наши умения,а чтобы сделать это, вам потребуются знания из наук: биологии, географии, химии. Следить за происходящими событиями будет компетентное жюри. В состав жюри входят (идет представление жюри) .

У нас 4 команды.В каждой команде должен быть капитан. Сейчас нам капитаны команд представятся (команды говорят название и девиз.)

Итак, мы начинаем.

Конкурс 1. «Корзина вопросов» (слайд № 2)

Ведущий: Каждой команде предлагается для разминки по 3 вопроса из области химии, биологии, географии. На обдумывание отводится 10 секунд. Если команда не дает ответа, заработать может его команда соперница, давшая правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1 команде: (слайд № 3)

    Какое крупное озеро находится полностью на территории Казахстана? (оз. Балхаш)

    У кого длинней кишечник – у человека или у овцы? (у овцы)

    Как в химической формуле показывают число атомов в молекуле?(Индексом )

Вопросы 2 команде: (слайд № 4)

    Самая протяжённая река на Земле? (Нил. )

    Когда температура воробья выше – зимой или летом? (одинаковая)

    Какой металл вызывает “лихорадку”? (золото)

Вопросы 3 команде: (слайд № 5)

    Высочайшая горная вершина Земли? (Джомолунгма. )

    Какой элемент называют “элементом мысли”? (фосфор)

    В какой части огурца содержится больше всего нитратов? (в кожуре)

Вопросы 4 команде: (слайд № 6)

    3алив и новогодние огни имеют одно название? (Бенгальский залив. )

    Какое животное бросает свой хвост, убегая от врагов? (ящерица)

    Какой металл придает крови красный цвет? (железо)

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

Конкурс 2. «Подумай-ка» (слайд № 7)

Ведущий: Следующий второй конкурс называется: " Подумай-ка". В каждом конверте по 2 вопроса, подумайте и дайте полный ответ, на листе подпишите команду и ваш ответ. Отдайте жюри лист с ответом. За правильный и полный ответ команда получает по 5 баллов за один вопрос.

Конверт 1 команды:

1.Что произойдет, если на перья водоплавающих птиц попадет нефть или мазут?

Ответ: Перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от охлаждения.

2.На латинском языке название этого насекомого «Сверчок – крот». Чего оно только не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это?

Ответ: Медведка.

Конверт 2 команды:

1. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые.

Ответ: Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются.

2. Почему, испугавшись чего-нибудь лошадь, начинает фыркать?

Ответ : Она имеет очень острое обоняние и, отфыркиваясь прочищает свой нос, чтобы быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожают.

Конверт 3 команды:

1.Как действуют инсулин и адреналин на содержание сахара а крови?

Ответ : Инсулин уменьшает, а адреналин увеличивает содержание сахара в крови.

2.Какие изменения в строении мышц происходят при тренировке?

Ответ : Увеличивается количество мышечных белков.

Конверт 4 команды:

1. Из донорской крови удаляют соли кальция путем добавления веществ, вызывающих выпадение этих солей в осадок. Зачем это делают?

Ответ: донорскую кровь переливают людям, которые в этом нуждаются. Ионы кальция принимают участие в процессе свертывания крови, поэтому их убирают для предотвращения свертывания.

2.С биологической точки зрения уборка опавших листьев осенью не рекомендуется – опавшие листья необходимы для нормального функционирования почв. Однако в промышленных городах уборку опавших листьев проводят регулярно. Почему?

Ответ: Потому что городские деревья аккумулируют тяжелые металлы из загрязненной почвы, а листовые пластинки, кроме того, из воздуха, поэтому опавшие листья городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные удобрения.

Конкурс 3. «Верите ли вы, что….» (слайд № 8)

Ведущий: Следующий конкурс называется "Верите ли вы, что…". На каждый вопрос нужно отвечать «да», или «нет».За правильный ответ 1 балл.

1команда-

1.Благодаря перьям, богатым фосфором, чёрный попугай обладает способностью светиться в темноте? (нет)

2.В 19 веке в Петербургской Академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? Ответ. Да.

3.У крокодилов жир зелёного цвета? (да)

    4.Эскимосы сушат мойву и едят её вместо хлеба? (да)

2команда-

1. Аргентина названа в честь серебра? Ответ. Да.

2. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? Ответ. Да.

3. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. Ответ. Да.

4. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? Ответ. Да.

3команда-

1. Обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли клубень всплывает? Ответ. Да, обычно картофель в воде тонет, но при добавлении насыщенного раствора соли, удельный вес которого выше удельного веса картофеля, клубень всплывает.

2. При растворении куска сахара-рафинада в стакане с чаем скорость растворения не изменится, если…накрыть стакан крышкой? Ответ. Да, не изменится.

3.В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да)

4.Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)

4команда-

1.В южных странах тараканы достигают размеров мыши (Да)

2. У некоторых птиц есть зубы (Нет)

3.Утром вы выше ростом, чем вечером? (Да)

4. Чихнуть с открытыми глазами невозможно. (Да).

Конкурс болельщиков. (слайд № 9)

Ведущий: А пока есть шанс проявить себя болельщикам. Правильно дав ответы на предложенные вопросы, самый активный болельщик может заработать медаль «Эрудит». Жюри выбирает самого активного болельщика. Набранные очки болельщики могут отдать своим командам. За каждый ответ 1 балл.

Вопросы для болельщиков:

    Это человек - великий русский ученый, впервые разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из них панораму " Полтавская битва". К его заслугам относится и открытие закона сохранения масс веществ. (М.В.Ломоносов)

    Всем известно, что молочные продукты полезны для здоровья, так как улучшают работу кишечника. Какой химический процесс лежит в основе получения кефира? (брожение)

    Какая "рыба" помогает вымыть химическую пробирку? (ерш)

    Из какого поделочного камня была изготовлена шкатулка в сказке русского писателя П.Бажова? (из малахита " Малахитовая шкатулка")

    Император Наполеон на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо- белого металла, а всем прочим - приборы из серебра и золота. Из чего были сделаны приборы почетных гостей? (алюминия)

    Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубочек? (уменьшается поверхность тела и тепла отдается меньше)

Жюри подводят итоги после конкурса болельщиков.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 4. «черный ящик» (слайд № 10)

Ведущий: А пока жюри подводит итоги конкурса, мы переходим к конкурсу " Черный ящик".

На данном слайде расположены пять «черных ящиков». Команды получают одинаковое задание одновременно, и оценивается в этом случае быстрота выполнения задания и его правильность по 5 бальной системе.

1 ящик. Задание. Его родина Мексика. В 1874г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную» Что же за лакомство лежит в ящике?(семечки)

2 ящик. Задание Талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит в ящике?(луковица)

3 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло?

Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла.

4 ящик. Что в древнем Египте делали из фиников, в древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки, меда, а в Европе из засахаренных фруктов?(конфеты)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 5. «Загадки» (слайд № 11)

Ведущий: А мы переходим к 5 конкурсу нашего вечера" Загадки". Вам предлагается по очереди отгадать загадки по биологии, химии и географии. За каждую угаданную загадку команда получает 1 балл , если команда не может ответить, то право заработать этот балл предоставляется следующим командам.

1. Бежать, бежать –
Не добежать,
Лететь, лететь –
Не долететь. (Горизонт. )

2.Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото. )

3. Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Вылился там и исчез. (Туча. )
4. Два брата родных:
Одного всякий видит,
Да не слышит,
Второго все слышат,
Да не видят. (Молния и гром. )

5.Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P)

6.У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As)

7.Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al)

8.Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au)

9.Материи мельчайшая частица-

Меня не видит глаз,-так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений,человека,зверя,птицы!

Отгадай кто я? (Клетка)

10.И воду сосет,

И камень грызет,

А у самой вершинки-

Нежные пушинки. (Корень.)

11.В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь.)

12.В шапке красной-

Враг опасный

Полюбуйся, погляди

Да сторонкой обойди. (Мухомор.)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 6.«Угадай-ка» (слайд № 12)

Ведущий: Итак, мы подобрались к 7 конкурсу "Угадай-ка" .

На интерактивную доску выводятся портреты учёных.

По подсказкам определить, чей это портрет.

За каждую подсказку снижается 1 балл

1.Отправился через запад на восток

Совершил 4 плавания к берегам материка, открыл множество островов.

В 1492 г. устремился на всех парусах в Индию, но на пути встала Америка (Колумб)(Слайд №13)

2. Химией он увлекался с детства. Когда один из опытов привел к сильному взрыву, он был наказан: три дня подряд его ставили в угол. При этом на его шее красовалась черная доска с надписью «Великий химик».

Он был известен не только как незаурядный химик, но и как талантливый ботаник.

В 1861 году он создал теорию строения органических соединений, главные положения которой он изложил в докладе «О химическом строении вещества».(А. Бутлеров) (Слайд №14)

3. Незнание латыни не позволило ему поступить на медицинский факультет университета и он поступает в Петровскую сельскохозяйственную академию.

Этот ученый обосновал необходимость широкомасштабных исследований дикорастущей флоры для выявления ее генетического богатства.

Коллекция семян, собранных им, находится во Всероссийском институте растениеводства в Санкт-Петербурге, который носит имя ученого. (Н. Пржевальский) (Слайд №15)

4. известен как один из величайших путешественников, который провел в 5 экспедициях 11 лет своей жизни.

Положил начало изучению Центральной Азии.

Разгадал загадку оз. Лобнор

Описал предка современных лошадей. (Н. Пржевальский)(Слайд 15)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.

Физминутка.

Хорошо, мы знаем друг друга уже много лет, но теперь еще больше узнаем друг друга. А теперь ответьте на следующие вопросы:

    Встаньте те, кто родился в марте (остальные аплодисменты)

    Подмигните нашему жюри тот, у кого карие глаза

    Погладьте себя по животу тот, кто позавтракал сегодня плотно

    Возьмите соседа за руку тот, кто родился зимой

    У кого есть кошка пусть скажет «Мяу»

    Кто любит собак, пусть хлопнет в ладоши

    Кто имеет интересное увлечение пусть скажет: «Это Я!»

Вот, мы и узнали много интересного друг о друге и надеюсь вы немного расслабились.

Конкурс 7. «Конкурс капитанов» (слайд № 16)

Ведущий: Наступает время одного из основных конкурсов вечера " Конкурса капитанов" Капитанам предстоит спеть один куплет песни, в которой встречается название географического объекта или биологическое животное,или цветок, или химический элемент. Каждой команде за песню дается 5 баллов.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

Конкурс 8. «Гонка за лидером». (слайд № 17)
Ведущий: В течение одной минуты каждой команде необходимо правильно ответить на наибольшее число вопросов из различных областей знаний. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Для первой команды
1. Спит ли пчела зимой? (Нет)
2. Наука, которая изучает вещества и их превращения. (Химия)
3. Они бывают слоистые, перистые, кучевые (Облака)

    Кого или что убивает капля никотина? (лошадь)
    5. Пресная или морская вода обладает большой электропроводностью (Морская)
    6. Движение льда в океане (Дрейф)
    7. Массовый сброс листьев у деревьев (Листопад)
    8. Какой газ в составе воздуха был открыт первым? (Кислород)
    9. Созвездие в форме ковша (Большая Медведица)
    10. Животное, у которого орган слуха на ногах (кузнечик)

Для второй команды
1. Древнегреческое название янтаря (Электрон)
2. Когда мы ближе к солнцу – зимой или летом (Зимой)
3Массовая доля какого газа в воздухе максимальна (Азота)
4. Река, дважды пересекающая экватор (Конго)
5. Модель Земли (Глобус)
6. Как называют число, показывающее количество атомов в молекуле (Индекс)
7. Зеленый пигмент растений (Хлорофилл)
8. Хобот – это нос или губа (Губа)
9. Переворачивают ли птицы яйца в гнезде (Да)
10. Какой неметалл горит в кислороде синим пламенем? (Сера)

Для третьей комнды
1. Что происходит с пчелой после того, как она ужалит (Погибает)
2. Прибор для определения направления ветра (Флюгер)
3. Какая птица насиживает яйца зимой (Клест)
4. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции (Катализаторы)
5. Ученый, основоположник космонавтики (К. Э. Циолковский)
6. Птица, которую называют пернатой кошкой (Сова)
7. Вещества, замедляющие скорость химической реакции (Ингибиторы)
8. Газ, поддерживающий горение (Кислород)
9. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
10. Основатель Московского университета (М.В. Ломоносов).

Для четвертой команды
1. Самый легкий газ (Водород).
2. Животные, спящие с открытыми глазами (Змеи, рыбы)
3. Прибор для ориентации на местности (Компас)
4. Почему весной запрещен промысел пушных зверей (наступает брачный период)
5. Водная оболочка Земли (Гидросфера)
6. Люди, наблюдающие за изменениями погоды. (Синоптики)
7. Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету (Фотосинтез).
8. Какую воду иногда называют «живой» (Полученную при таянии льда)
9. Наука, изучающая растения (Ботаника).
10. Назовите аллотропную модификацию кислорода (Озон)

Ведущий: Итоги вечера подведены, победители определены, а, значит я могу сказать вам до свидания. До новых встреч, дорогие друзья. (Слайд № 18)

Цель:
Оформление:


1 задание.

Название на карточках:


6. остров Новая Земля



4. Слышит ли рыба? (слышит)




Остается 10 человек.
2 задание.
Во время путешествия по земному шару необходимо знать хотя бы один из международных языков. Каждому из вас пришло послание на английском языке. Вам необходимо его перевести. Кто первый переведет текст , получает тотем .
Карточка №2
«Dear friends!»
It is only a game».

«Дорогие друзья

Остается 9 человек.
3 задание.
Ведущий:
Карточка №3
Вопросы по географии:







15. Материк, родина кофе?

Вопросы по биологии:
2. Олений мох? (Ягель)
4. Лягушки – хищники? (Да)





Выбирают «лишнего игрока».
Остается 8 человек.
4 задание.
Продолжаем игру.
Задание будет следующим:

Имя лишнего игрока.
Остается 7 человек.

5 задание.

Карточка №4
Самое глубокое озеро мира.
Самое большое озеро в мире.

Самая длинная река в мире.

Самый высокий водопад мира.
Остается 6 человек.

6 задание.
Остается 5 человек.

7 задание.
(Игрокам раздают лимоны).
Остается 4 человека.

8 задание.
- полушарие - широту
- материк - долготу
Москва- 55˚ с. ш. 38˚ в.д.
Лондон- 52˚ с.ш. 0˚ д.
Оттава- 46˚ с. ш. 76˚ з. д.
Остается 3 человека.

9 задание.
1. Медовое дерево (липа)
2. Символ России (береза)

10 задание.

1 участнику
Вопросы по географии:

2 участнику
Вопросы по географии:

1 участнику
Вопросы по биологии

2 участнику
Вопросы по биологии


Подведение итогов.

Награждение победителя.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Классному руководителю

Описание:

Внеклассное мероприятие по биологии и географии "последний герой "

Цель:
Систематизация и обобщения знаний, полученных при изучении курса географии и биологии; вызвать интерес к изучению предметов, способствовать проявлению у учащихся активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Оформление:
На стене висят карты полушарий и плакат с названием игры.
Игра проводится среди учащихся 10 а класса.
Под музыку «В полет» участники игры выходят в зал. Каждый зажигает свою свечку, которая будет оберегать его в пути.

Ведущий: Мы рады приветствовать вас в этой студии.
Сегодня мы проведем необычное мероприятие, оно пройдет в форме игры «Последний герой». Чтобы стать «Последним героем» нужно пройти различные испытания, и по мере продвижения вперед, участники игры будут выбывать, и к финишу придет один.
Итак: все знают, что игра проводится на острове, а островов на Земле много, одни обитаемые, другие необитаемые и первое задание следующее.

1 задание.
У каждого на столе лежит карточка №1. Задание по географии. На этой карточке название острова. Вы должны назвать океан, в котором находится данный остров, и показать его на карте. Итак: берем все карточки и отвечаем.

Название на карточках:
1. Антильские острова 7. остров Мадагаскар
2. остров Гренландия 8. Курильские острова
3. остров Шри-Ланка 9. остров Кипр
4. остров Сахалин 10. Багамские острова
5. Мальдивские острова 11. Японские острова
6. остров Новая Земля

Вопросы по биологии: В воде, как известно, водится много рыбы. Ваша задача ответить на вопросы о рыбах.
1. Как на Руси называется блюдо на рыбном бульоне? (уха)
2. Какой рыбой угощал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»? (свежепосоленной треской)
3. Название, какого города превратиться в рыбу, если его прочесть не слева направо, как обычно, а наоборот? (Милан- налим)
4. Слышит ли рыба? (слышит)
5. Почему рыбы спят с открытыми глазами? (у рыб нет век)
6. Хищная пресноводная рыба, отличающаяся от других рыб отсутствием чешуи? (сом)
7. Какие рыбы имеют оружие в носу? (меч- рыба, рыба- пила)
8. Какие рыбы долго живут? (белуга до 100 лет, карп 50- 70 лет)
9. Не летит, не поет, а клюёт. (рыба)
10. Какое оплодотворение у рыб – внутреннее или внешнее? (внешнее)
11. Рыбы могут поворачивать голову? (нет)
Каждый должен подумать и оставить на материке игрока, который, по его мнению, не сможет выдержать испытания.
Остается 10 человек.
2 задание.
Во время путешествия по земному шару необходимо знать хотя бы один из международных языков. Каждому из вас пришло послание на английском языке. Вам необходимо его перевести. Кто первый переведет текст , получает тотем .
Карточка №2
«Dear friends!»
«We wish you good luck and success in our game «The last hero» if you lose, don t worry.
It is only a game».

«Дорогие друзья!»
«Мы желаем вам удачи и успехов в вашей игре «Последний герой», если вы проиграете, не переживайте. Это только игра».
Один игрок получает тотем, а остальные пишут имя игрока, который не сможет выжить на острове.
Остается 9 человек.
3 задание.
Ведущий:
На этом этапе 9 тотем получит тот участник, который ответит на большое количество вопросов.
Карточка №3
Вопросы по географии:
1. Где на Земле день длиннее суток?
2. На каком материке встречается анаконда?
3. Сколько меридианов можно провести на земной поверхности?
4. Чередование природных зон в горах?
5. Средиземное море часть, какого океана?
6. Государственный язык Австралийского Союза?
7. Южный полюс первым покорил?
8. Потомков от браков европейцев с индейцами называют?
9. Глубокие речные долины в Северной Америке называют?
10. Самые высокие горы Европы?
11. Орудие, на лету убивающее птиц?
12. Древний индейский народ Мексики?
13. Река, на которой находится Вячеславское водохранилище?
14. Прибор, предостерегающий суда от мелководий?
15. Материк, родина кофе?

Вопросы по биологии:
1. Почему в пустыне почти нет бабочек? (Мало цветов)
2. Олений мох? (Ягель)
3. Как можно назвать большого кота? (Котище)
4. Лягушки – хищники? (Да)
5. Самая высокая трава? (Бамбук)
6. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
7. У какого животного 4 коленки? (Слон)
8. Самая крупная железа организма человека? (Печень)
9. Очень маленький инопланетянин пробрался внутрь вашего организма, уселся на печени и смотрит вверх. Что он видит? (Диафрагму)
10. Как распространяются семена клена? (Ветром)
11. Афалина – это медведь, дельфин или рыба? (Дельфин)
12. Е:сть ли корни у водорослей? (Нет, у них ризоиды)
13. Что такое дрожжи? (Это грибы)
14. Как называется плод капусты? (Стручок)
15. Лист шиповника простой или сложный? (Сложный)

Выбирают «лишнего игрока».
Остается 8 человек.
4 задание.
Продолжаем игру.
На остров вы прибыли, вокруг столько всего: растения, животные, но среди этого изобилия огромное количество ядовитых, и как бы вам не отравиться, как это произошло в телепередачи «Последний герой».
Задание будет следующим:
Нужно написать как можно больше растений и животных, в которых содержится яд. Выигрывает тот игрок, который напишет больше названий (тотем) (30 секунд).
Паслен зеленый, листья табака, белена, дурман, плод картофеля, саламандра, скат, змеи, мухомор, белладонна, поганка.
Имя лишнего игрока.
Остается 7 человек.

5 задание.
С голоду вы теперь не погибните, а ведь пить тоже хочется, ведь вода играет немаловажную роль в жизни человека.
На карточке №4 написаны вопросы о различных водоемах и воде. По команде вы берете карточки и кто первым поднимает руку и ответит правильно получает «тотем».

Карточка №4
Самое глубокое озеро мира.
Водная оболочка Земли? (гидросфера)
Самое большое озеро в мире.
Вследствие подводных извержений вулканов и землетрясений возникают сейсмические волны, называемые… (Цунами)
Самая крупная река Казахстана.
Где зимуют раки? (На дне реки в иле)
Самая длинная река в мире.
Какое озеро разделяется на пресное и соленое.
Самое глубокое место в океане.
Материк, омываемый 4 океанами.
Самый высокий водопад мира.
Остается 6 человек.

6 задание.
Жажду вы утолили, но есть все равно хочется. Наступила ночь. Вы слышите, как падают плоды с деревьев, но ничего не видно, небо закрыто тучами. Тотем получает тот, кто соберет большее количество плодов в течение 3 минут.
Остается 5 человек.

7 задание.
Вы собрали долгожданные плоды. Наступила пора утолить голод.
(Игрокам раздают лимоны).
Кто съест первым этот плод, тот и получит тотем.
Остается 4 человека.

8 задание.
Каждому из вас пришло послание. Организаторы игры назначили вам встречу в каком-то городе, но чтобы попасть в этот город вы должны определить:
- полушарие - широту
- материк - долготу
Москва- 55˚ с. ш. 38˚ в.д.
Лондон- 52˚ с.ш. 0˚ д.
Оттава- 46˚ с. ш. 76˚ з. д.
Буэнос-Айрес - 35˚ ю. ш. 58˚ з. д.
Остается 3 человека.

9 задание.
До отъезда домой остались считанные дни. Вам, конечно, хочется на память оставить на острове знак о том, что вы здесь были. Очень часто это делают на коре деревьев. Вопросы о деревьях.
1. Медовое дерево (липа)
2. Символ России (береза)
3. Древесина какого дерева используется в кораблестроении? Какой тополь не дает пух: женский или мужской? (сосна)
4. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (самые молодые)
5. Почему от пожара и ветра ель страдает больше, чем сосна? (у ели корни расположены поверхностно, а у сосны стержневая корневая система, глубоко уходящая в почву)
6. Детская конфета и растение? (барбарис)

10 задание.
Решающий конкурс состоит из вопросов по Казахстану. За каждый правильный ответ дается жетон.

1 участнику
Вопросы по географии:
1. Заповедник, расположенный в Костанайской области?
2. Озеро, на побережье которого находится впадина Карагие?
3. Какой город Казахстана находится выше других по отношению к уровню Мирового океана?
2 участнику
Вопросы по географии:
1. Самый первый заповедник на территории Казахстана?
2. Назовите крупное месторождение железной руды?
3. Протяженность территории Казахстана с запада на восток?

1 участнику
Вопросы по биологии
1.На каких государственных символах Республики Казахстан отражено бережное отношение к миру животных и растений? (На Государственном гербе Республики Казахстан, где изображены колосья пшеницы и мифологические крылатые скакуны)
2.Этот ученый – зоолог был инициатором создания Красной Книги животных Казахстана. (Слудский)
3.На территории Республики Казахстан в дикой природе растения этого вида произрастают только в пойме реки Урал, небольшими лесками. Это дерево до 40 м высоты с густой кроной. Имеет очень ценную древесину, декоративное, например, аллеи этих деревьев украшают улицы бывшей столицы Казахстана – г Алматы. Это дерево можно считать и «сказочным» (Дуб)
2 участнику
Вопросы по биологии
1.В Красную Книгу Казахстана занесены три представителя этого рода. Один из видов встречается только в горах Таласского Алатау, на территории Аксу – Джабаглинского заповедника. Дерево – один из представителей этого рода – является символом России. (Береза таласская, береза киргизская, береза ярмоленковская)
2.Для воспроизводства и сохранения каких животных был создан Барсакельмесский заповедник? (куланов)
3.Эти растения являются украшением казахстанских степей. В пору их созревания степь приобретает благородную «седину». В Красную Книгу Казахстана занесены три вида этих растений. (Ковыли каратавский, кунгейский, уклоняющийся)


Подведение итогов.

Награждение победителя.

Внеклассное мероприятие по биологии, географии, химии "Самый умный"

Ушакова Галина Леонидовна, учитель химии

Цель: установить всеобщий характер законов природы, через закрепление знаний обучающихся по биологии, химии и географии.

Задачи:


Образовательные:

Расширить и углубить знания обучающихся по биологии, химии и географии;

Проверить степень усвоения обучающимися знаний по биологии, химии и географии.

Воспитательные:

Способствовать установлению уважительного отношения к соперникам;

Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;

Укрепить веру обучающихся в свои знания.

Развивающие:

Расширить кругозор обучающихся;

Активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

Развивать умение обучающихся концентрировать своё внимание на основном.

Оборудование:

Компьютер с видеопроектором;

Выставка литературы.

ХОД ИГРЫ.


  1. Организационный момент.
- представление участников игры;

Представление жюри.

Предварительно проведен отборочный тур, на котором выбраны _______ участников игры.


  1. тур
Участникам предлагаются задания с несколькими правильными ответами, они показывают номер ответа. За каждый правильный ответ присуждается один балл.(задания проектируются на экране)
Вопросы для 1 тура

1. Какая наука изучает небесные тела?


  1. Биология

  2. Астрономия

  3. Экология

  4. Химия
2.Кто из перечисленных учёных создал учение о биосфере

  1. В.Н. Сукачёв

  2. В.И. Вернадский

  3. Н.А.Северцов
3. Древесина какой породы деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка.

  1. Берёза

  2. Лиственница

  3. Пихта

  4. Сосна

4.Клетки крови переносчики кислорода.


  1. Лейкоциты

  2. Эритроциты

  3. Фагоциты

  4. Тромбоциты

5. Какие птицы выводят птенцов зимой?


  1. куропатки

  2. глухари

  3. совы

  4. клесты
6. Самый большой океан

  1. Северный Ледовитый

  2. Атлантический

  3. Тихий

  4. Индийский

7. Всё, что нас окружает, тела живой и неживой природы, изделия – состоит из


  1. веществ

  2. молекул

  3. атомов

  4. минералов

8.Грибы подснежники?


  1. Сморчки

  2. Маслята

  3. Шампиньоны

  4. Опята

9.Самое высокое травянистое растение?


  1. Осока

  2. Ковыль

  3. Бамбук

  4. Камыш
10. Какая птица никогда в жизни не садится на землю?

  1. сойка

  2. стриж

  3. дрозд

  4. глухарь
11. Сколько живёт бабочка однодневка?

  1. 24 часа

  2. 1 час

  3. 12 часов

  4. 6 часов
12. Сколько лет может прожить щука? 13. К всеядным животным относятся:

    1. Лось

    2. Беркут

    3. Кабан

    4. Анаконда

14. Самый лёгкий газ


      1. Хлор

      2. Азот

      3. Водород

      4. Кислород
15. В какой природе обитает карликовая берёза

        1. Тундра

        2. Тайга

        3. Саванна

        4. Пустыня
По набранным баллам выбирается 5 победителей, которые переходят во второй тур.

КЛЕТКА


  1. Элементарная структурная единица всего живого? КЛЕТКА

  2. В каком органоиде растительной клетки происходит фотосинтез? ХЛОРОПЛАСТ

  3. Основные органоиды клетки? МЕМБРАНА, ЦИТОПЛАЗМА, ЯДРО

  4. Как называется кожица, защищающая внутренние содержание клетки? МЕМБРАНА

  5. Внутренняя среда клетки? ЦИТОПЛАЗМА

  6. Энергетическая станция клетки? МИТОХОНДРИЯ

  7. Органоиды, придающие цвет клетки? ПИГМЕНТЫ, ПЛАСТИДЫ

  8. Организм, который состоит из без ядерных клеток? БАКТЕРИЯ

  9. Какое вещество занимает 80% клетки? ВОДА

  10. Органоид выделение клетки? ВАКУОЛЬ

  11. Орган клетки, в котором хранится наследственная информация? ЯДРО

  12. Неклеточная форма жизни? ВИРУС

  13. Органоиды зелёного цвета, содержащие в клетках растений? ХЛОРОПЛАСТЫ

  14. Деление клетки пополам? МЕТОЗ

  15. При слиянии, каких клеток происходит оплодотворение? ЯЙЦЕКЛЕТКА, СПЕРМАТОЗОИД

  16. Фамилия английского учёного обнаружевшего полости, которые он назвал клетками? РОБЕРТ ГУК

  17. Как называются одноклеточные организмы? ПРОСТЕЙШИЕ

  18. Сеть канальцев, связывающая все клетки между собой? ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ

  19. Органоид, в котором накапливаются и хранятся вещества клетки? АППАРАТ ГОЛЬДЖИ

  20. Органоид, в котором синтезируется белок? РИБОСОМА
ЖИВОТНЫЕ

  1. Кто теряет свой хвост, убегая от врагов? ЯЩЕРИЦА

  2. Птицы не умеющие летать, но зато очень хорошо плавают? ПИНГВИНЫ

  3. Самая большая бабочка в мире? СОВКА АГРИППИНА. Размах крыльев до 30 см.

  4. Самый большой в мире жук? ДРОВОСЕК ТИТАН. Длина до 18 см.

  5. Зверёк, который при опасности «выстреливает» струёй с отвратительным запахом? ПОЛОСАТЫЙ СКУНС.

  6. Бамбуковый медведь? БОЛЬШАЯ ПАНДА

  7. Самое быстрое млекопитающее? Гепард. 110км\ч

  8. Самое медлительное животное? Ленивец. 2м\мин.

  9. Самое высокое животное? Жираф.6м

  10. Млекопитающее-долгожитель? Слон.70-80 лет

  11. Какое животное откладывает яйца? Утконос

  12. Кто при защите от врагов притворяется мертвым? Опоссум

  13. Какой зверек, живущий в воде, имеет хобот? Выхухоль

  14. Зачем тигру полоски, а жирафу – пятна? Для маскировки

  15. Животное – символ силы и смелости. Лев

  16. У какого животного 4 руки? У обезьян. Про них говорят: «Четверорукие»

  17. Самая крупная человекообразная обезьяна? Горилла. Рост более 2 м, вес – около 3 ц

  18. Животное семейства куньих, могущее убить даже взрослого оленя? Росомаха

  19. Самая крупная кошка в мире? Тигр

  20. Самый крупный в мире грызун? Капибара

  21. У какого животного самая длинная шерсть на земле? У овцебыка. 90 см

  22. Кого боятся даже львы? Гиену

  23. Единственное летающее млекопитающее на земле? летучая мышь

  24. Зверек – убийца змей? Мангуст

ГИДРОСФЕРА.


  1. Какая река дважды пересекает экватор? КОНГО

  2. Как называется море без берегов? САРГАСОВО

  3. Океан, не омывающий Антарктиду? СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ

  4. Водная оболочка Земли? ГИДРОСФЕРА

  5. Самый маленький океан? СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОАИТЫЙ

  6. Часть океана, впадающая в сушу? МОРЕ

  7. Какой материк омывает Южный океан? АНТАРКТИДА

  8. Обломок материкового или шельфового ледника, плавающий в океане? АЙСБЕРГ

  9. В какое озеро России впадает 336 рек, а вытекает одна? БАЙКАЛ

  10. Средство передвижения человека по воде с древнейших времён и до наших дней? ЛОДКА

  11. Как называется река в Африке, к которой стремился Доктор Айболит?

  12. Океан, расположенный целиком в южном полушарии? ИНДИЙСКИЙ

  13. Какая часть света омывается четырьмя океанами? АЗИЯ

  14. Левый приток Волги? КАМА

  15. Самая многоводная река на Земле? АМАЗОНКА

  16. Как называются периодически фонтанирующие горячие источники? ГЕЙЗЕР

  17. Волна, достигающая наибольшей высоты у берега и обладающая огромной разрушительной силой? ЦУНАМИ

  18. Река в России, по которой проходит условная граница между Европой и Азией? УРАЛ

  19. Самое глубокое пресноводное озеро на Земле? БАЙКАЛ

  20. Небольшой водный поток. РУЧЕЙ.

МЕТАЛЛЫ

1. Какой металл называют летающим? АЛЮМИНИЙ

2. назовите жидкий металл? РТУТЬ

3. Металл, который входит в состав поваренной соли? НАТРИЙ

4. Металл которым богат скелет человека? КАЛЬЦИЙ

5. самый лёгкий металл? ЛИТИЙ

6. Какой «сахар» не едят, так как он ядовит? «СВИНЦОВЫЙ САХАР»

7. Какой металл в десятки тысяч раз дороже золота? РАДИЙ

8. золото наши предки связывали с солнцем, серебро с луной, а железо? МАРС

9. какой металл самый пластичный? ЗОЛОТО

10. Самый тяжёлый металл. ОСМИЙ

11. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду? РТУТЬ

12. Какое «серебро» портится на свету и применяется в фотографии? БРОМИСТОЕ СЕРЕБРО

13. Как называется болезнь олова при превращении металла в порошок? «ОЛОВЯННАЯ ЧУМА»

14. Суточная потребность человека в кальции. 0,7 – 1,1 г

15. Смесь металлов. СПЛАВ

16. Металлы, входящие в состав ядра Земли. ЖЕЛЕЗО И НИКЕЛЬ

17. Как назывались в старину разновидности корунда – сапфир и рубин? ЯХОНТЫ

18. Какая соль серебра используется в медицине? «ЛЯПИС» - дезинфицирующее и прижигающее действие.

19. Металл, используемый в приборе для измерения температуры воздуха. РТУТЬ

20. Металл, используемый для приготовления зеркал. СЕРЕБРО


АТМОСФЕРА

    1. Движение воздуха. ВЕТЕР

    2. Давление воздуха. 760 мм РТУТНОГО СТОЛБА

    3. Прибор для измерения температуры воздуха? ТЕРМОМЕТР

    4. Прибор для определения направления и силы ветра. ФЛЮГЕР.

    5. Нижний слой атмосферы. ТРОПОСФЕРА

    6. Прибор для измерения давления воздуха? БАРОМЕТР

    7. Капельки воды, осаждающие при конденсации на поверхности растений? РОСА

    8. Гигантский атмосферный вихрь. УРАГАН

    9. Многолетний режим погоды. КЛИМАТ

    10. Воздушная оболочка Земли. АТМОСФЕРА.

    11. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами. ОБЛАКО

    12. Смерч в США. ТОРНАДО

    13. Состояние нижнего слоя атмосферы. ПОГОДА

    14. Грохот во время грозы. ГРОМ

    15. Служба, которая следит за погодой. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ

    16. Это вихрь, но не ураган. СМЕРЧ

    17. Воздух – это смесь газов или сложное вещество? СМЕСЬ ГАЗОВ.

    18. Толщина воздушной оболочки. 2000 КМ

    19. Азота в воздухе. 78 %

    20. Кислорода в воздухе. 21 %
Три участника набравшие большее количество баллов переходят в финальный третий тур.

ФИНАЛ


  1. Тур.
В финал выходят три игрока. Очередность определяется быстротой ответа на загадку.

За каждым игроком закреплен определенный цвет (красный, желтый, зеленый), обозначающий тему, выбранную участниками заранее. За ответ на вопрос по подготовленной теме присуждается 2 балла. Ячейка белого цвета – общая тема, за правильный ответ присуждается 1 балл. При выборе вопроса соперника, участник получает 3 балла за правильный ответ.

В начале 3 тура участникам демонстрируется поле с номерами вопросов. Каждая ячейка с номером вопроса имеет свой цвет, соответствующий определенной теме. Участники в течение 1 минуты запоминают расположение ячеек, затем цвет убирается, остаются только номера вопросов.

ВАЛЯ: (ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ)

На какой планете есть жизнь? ЗЕМЛЯ

Какая планета имеет кольца? САТУРН

Какая планета названа в честь богини любви и красоты? ВЕНЕРА

Спутник Земли? ЛУНА

Самая большая планета. ЮПИТЕР
ДАМИР: (КЛЕТКА)

Половые клетки. СПЕРМАТОЗОИД, ЯЙЦЕКЛЕТКА

Три главные части клетки. ЯДРО, ЦИТОПЛАЗМА, НАРУЖНАЯ МЕМБРАНА

Органоиды зелёного цвета. ХЛОРОПЛАСТЫ

Кто открыл клетку? РОБЕРТ ГУК

Крупный пузырёк, заполненный клеточным соком. ВАКУОЛЬ


ДАША: (ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ)

Самое богатое видами природное сообщество. ВЛАЖНЫЙ ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ЛЕС

Какие деревья составляют основу тайги? ХВОЙНЫЕ

От чего зависит распространение природных зон на Земле? КЛИМАТ

Природная зона – природное сообщество которой составляют лишайники, мхи и карликовые деревья, белая сова. ТУНДРА

Известный хищник африканской саванны. ЛЕВ


АРСТАН: (ЖИЗНЬ НА МАТЕРИКАХ)

На этом материке находится наша страна и выращивают рис. ЕВРАЗИЯ

На каком материке живут пингвины? АНТАРКТИДА

Кем является жираф для обитающих по соседству с ним животных? СТОРОЖ

Где кенгуру носят своих детёнышей? В СУМКЕ

Необыкновенное растение мира, на листе которого может сидеть ребёнок. ВИКТОРИЯ РЕГИЯ


АЙЖАНА: (ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ)

Мельчайшая часть живых организмов. КЛЕТКА

Способность живых организмов реагировать на изменения в окружающей среде? РАЗДРАЖИМОСТЬ

Назовите два важных противоположных процесса обмена веществ. ПИТАНИЕ И ВЫДЕЛЕНИЕ

Как называются организмы, состоящие из одной клетки? ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

Воспроизведение себе подобных. РАЗМНОЖЕНИЕ


НАСТЯ: (ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ)

Как соединены между собой клетки? МЕЖКЛЕТОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО

Какая ткань защищает растительный организм от неблагоприятных воздействий? ПОКРОВНАЯ

Свойства нервной ткани. ВОЗБУДИМОСТЬ И ПРОВОДИМОСТЬ

Какая ткань бывает двух видов, гладкая и поперечнополосатая? МЫШЕЧНАЯ

За счёт какой ткани растения накапливают питательные вещества? ОСНОВНАЯ


НАСТЯ ГАННОЧКА: (ДЫХАНИЕ)

Какой вид дыхания характерен для одноклеточных животных? КЛЕТОЧНЫЙ

Где живут животные, имеющие органы дыхание – жабры? ВОДА

Орган дыхания колорадского жука? ТРАХЕИ

У какого животного кроме лёгочного дыхания существует кожное дыхание? ЛЯГУШКА

Орган дыхания наземных позвоночных. ЛЁГКИЕ


НАТАША: (РАСТЕНИЯ ХИЩНИКИ)

Растение, которое ловит насекомых с помощью клейких волосков, покрывающих листья. РОСЯНКА

Основной способ питание растений хищников. ФОТОСИНТЕЗ

Растение, которое может захватить лягушонка. ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА

Каким органом захватывает насекомых растение – непентес? ЛОВЧИЕ ЛИСТЬЯ

Ловчий аппарат пузырчатки. МЕШОЧКИ (видоизмененные доли листьев)


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Что видно, когда ничего не видно? ТУМАН


- Не снег и не лёд,

А серебром деревья украшает ИНЕЙ


- Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на Земле. ДОЖДЬ


- На дворе переполох –

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина –

У неё теперь ангина. ГРАД


- Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. ОБЛАКА

МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Степное»

ПЛАН – КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

Подготовила и провела:

учитель химии

Внеклассное мероприятие по биологии и географии

«Вагончик знаний»

Цель: расширить интеллектуальный кругозор учащихся; способствовать формированию умений логического мышления, навыков самостоятельности, умений самореализации.

Задачи: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии, географии; вовлечение в словарный запас биологических и географических слов и выражений; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей.

Ход мероприятия:

1.Разминка. Биологические шарады. За каждый правильный ответ 3 балла.

Первое можете в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше землю пахали -

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое - это животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

(Буй + Вол = Буйвол )

Первый в бутылку легко залезает,

Тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём,

Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

(Ёрш )

Первый - большая хищная птица,

Что над погибшим животным кружится.

Длинная часть у гитары - второй ,

Крепко сжимается левой рукой.

На документах секретных есть третий .

Что же за слово? Подумайте, дети.

(Гриф )

С буквой «Р » - помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х » - его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

(Р обот - хобот )

C «Г » - я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г » - я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

(Тигр - тир)

С «Л » - на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С » - бывает после лета,

Время года, дети, это.

(Олень - осень)

2. Верните зверей в слова. Дается 4 минуты. За каждый правильный ответ 2 балла.

ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

_ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)

_ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)

ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)

ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

_ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)