3 примера взаимодействия глобальных проблем. Что называют проблемами глобального масштаба? Экономически развитые и отсталые страны: какие трудности возникают

Подробное решение параграф § 27 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Объясните, в чём проявляется многообразие современного мира.

XX век был наполнен многими масштабными событиями, изменившими облик мира. Если мы посмотрим на современную политическую карту, то вместо империй и колониальных владений, существовавших в конце XIX – начале XX в., увидим на ней свыше 200 суверенных государств, большинство из которых обрели независимость в течение XX столетия.

На сегодняшний день На планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 200 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства; эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей.

Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни.

Многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения.

Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию.

2. Назовите основные группы противоречий, существовавших в мире во второй половине XX в. Какими были пути их разрешения? *Какие из них вы считаете эффективными? Чем вы можете это доказать?

Основные группы противоречий, существовавших в мире во второй половине ХХ века

1. противостояние двух систем – «капиталистического» Запада и «социалистического» Востока. В течение нескольких десятилетий в этом противостоянии сосредоточивались основные противоречия мирового развития. Государства, не входившие в указанные два блока, т. е. большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, назывались тогда «третьим миром».

2. противоречия между «Севером» и «Югом» - группой развитых индустриальных держав и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Они были обусловлены многими обстоятельствами, в том числе значительными различиями в уровнях экономического и социального развития, неоколониалистской политикой транснациональных корпораций, обострившимися проблемами народонаселения и использования природных ресурсов в развивающихся странах, их возраставшим внешним долгом и др.

3. сепаратистские движения (сепаратизм – стремление к обособлению, отделению тех или иных территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку).

4. фундаменталистские движения. Их сторонники выступают против следования западным образцам, против идей рационализма, технократизма, политического плюрализма и т. д. Они настаивали на строгом соблюдении исконных, «фундаментальных» для данного общества норм жизни и отношений между людьми. Нередко подобные движения приобретают очень жёсткий, наступательный характер. Так произошло с исламским фундаментализмом, в котором требование вернуться к истокам ислама сочетается с идеями объединения всех правоверных и решительной борьбы с отступлениями от предписаний мусульманской религии. В конце XX в. фундаменталисты активно действовали в Иране, Афганистане, Алжире, Пакистане и других странах. В некоторых случаях, например в Иране и Афганистане, они добивались значительного политического влияния, приходили к власти. Там, где не удавалось получить государственную поддержку (как в Египте, где группа «братья-мусульмане» после убийства президента А. Садата была поставлена вне закона), возникали группы заговорщиков, осуществлявшие террористические акции против общественных деятелей, журналистов, иностранных туристов и т.д.

Наблюдая проявления цивилизационного, социального, этнонационального, религиозного многообразия мира в конце XX в., нельзя не заметить, что на протяжении этого столетия значительно расширились возможности людей избирать способ существования, путь развития – традиционный или новый, учитывающий опыт других, либо особенный. Вместе с тем стремление той или иной общности, группы людей утвердить свои ценности и законы, попирая права, свободу и жизнь других, приводило к самым тяжёлым, трагическим последствиям.

Я считаю, что наиболее эффективным способом решения конфликта является умение договорится.

3. *Как вы думаете, может ли расширение контактов между народами, распространение новейших технических достижений и средств массовой информации, утверждение общепринятых норм международных отношений привести к унификации, однообразию мира? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю, что расширение контактов между народами, распространение новейших технических достижений и средств массовой информации, утверждение общепринятых норм международных отношений привести к унификации, однообразию мира. Причем это единообразие будет создано по западному образцу. В силу большей развитости США и Западные страны навязывают свою культуру, образ жизни и взгляды другим государствам, что приводит к потере их собственной уникальности.

4. Поясните, какие задачи ставили перед собой национальные движения в конце XX в. Какие методы использовались для решения этих задач?

Национальные движения в конце ХХ века ставили перед собой сепаратистские цели, т.е. стремятся к обособлению, отделению своих территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку. В течение нескольких десятилетий такие движения действуют, например, в Испании (в Стране Басков), Индии (среди сикхов – на севере страны и тамилов – на юге), Турции (среди курдского населения) и др. Сепаратисты чаще всего используют нелегальные, террористические методы. В Испании баскская организация ЭТА осуществляла убийства высших государственных чиновников и военных, в Индии от рук сепаратистских заговорщиков погибли руководители страны И. Ганди и Р. Ганди.

5. Покажите, в чём заключается взаимосвязь глобальных проблем современности.

Противоречия в отношениях между государствами, народами, группами людей породили две мировые войны, множество региональных конфликтов и войн, оружие массового уничтожения и гонку вооружений. Предотвращение угрозы мировой термоядерной войны стало одной из глобальных проблем человечества. Так называют проблемы, связанные с существованием и жизнеобеспечением людей, требующие для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества. В их числе: сохранение и защита природной среды; обеспечение жителей планеты продовольственными, энергетическими и сырьевыми ресурсами; преодоление социально-экономической отсталости и нищеты; демографическая проблема – достижение сбалансированного соотношения между ростом населения (за вторую половину XX в. его численность в мире увеличилась от 2 до 5 млрд человек) и развитием производительных сил; ликвидация наиболее опасных болезней; комплексное использование ресурсов Мирового океана, освоение космического пространства.

Острота указанных проблем состоит в том, что они отражаются на повседневной жизни миллионов людей. Бесхозяйственное, безответственное отношение к природной среде привело к катастрофическому загрязнению воздуха и водоёмов, истреблению многих видов животных и растений, уничтожению лесов и т. д. Вследствие загрязнения атмосферы появились «кислотные дожди», «парниковый эффект», началось разрушение озонового слоя Земли.

Бичом крупных городов стал смог (фотохимический туман), при котором людям не рекомендуется выходить на улицу. «Кислотные дожди» в середине 1970-х годов причинили огромный ущерб лесам Европы, под их воздей ствием пострадали от трети до половины лесных площадей. В результате загрязнения в Швеции оказались «мёртвыми» 18 тыс. из существующих в стране 100 тыс. озёр. «Парниковый эффект» ведёт к глобальному потеплению климата на Земле, что ставит под угрозу сельское хозяйство засушливых районов, а многие островные и прибрежные территории могут быть затоплены вследствие повышения уровня моря.

Тяжёлый удар природной среде нанесло истребление лесов. Если в начале 1980-х годов в мире ежегодно вырубалось 10 – 12 млн га леса, то спустя десятилетие – почти в 2 раза больше. Особенно широким фронтом велось наступление на тропические леса Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Между тем эти леса называют «лёгкими планеты», обогащающими атмосферу кислородом, в них обитает более половины всех существующих на Земле видов растений и животных. Уничтожение лесов, особенно в горных районах, ведёт к изменению рельефа, гидрологических условий, вследствие чего возникают катастрофические наводнения, оползни и др.

Серьёзная экологическая проблема во многих регионах мира - наступление пустыни. Площадь пустынь и полупустынь, занимающих более трети земной суши (а в Африке - свыше 55%), с каждым годом увеличивается. Это происходит под влиянием естественных факторов и вследствие деятельности человека – вырубки деревьев и кустарников, подсечно-огневого земледелия, которое существует у некоторых африканских народов, «перевыпаса» скота и т. д. Опасности опустынивания подвержены территории более чем 100 стран, большинство из которых составляют развивающиеся государства. В начале 1980-х годов от сильной и длительной засухи пострадали свыше половины стран Африки, голод охватил около 200 млн жителей.

Несмотря на достижения науки и техники, в последние десятилетия XX в. человечество столкнулось с глобальной продовольственной проблемой. По оценкам международных экспертов, в конце столетия в мире систематически недоедали более 1 млрд человек, страдали от голода свыше 150 млн. Большинство из них проживали в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Здесь голод являлся уделом 25% населения, в отдельных государствах этот показатель достигал 40%. Ежегодно в мире умирали от голода и вызванных недоеданием заболеваний 13 млн человек, 75% из них составляли дети. В то же время в странах Запада немало людей усиленно боролись с перееданием, ожирением и избыточным весом, применяли специальные низкокалорийные диеты.

Глобальные проблемы тесно связаны между собой. Быстрый рост населения ведёт к более интенсивному использованию природных ресурсов, обостряет продовольственную проблему. В результате экологических катастроф сотни тысяч людей, лишившихся жилья и средств к существованию, становятся беженцами, что углубляет социальные проблемы, вызывает межнациональные и этнические столкновения. Массовое недоедание и голод во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки порождены не только природными бедствиями (засухами, наводнениями, неурожаями), но в первую очередь – экономической и социальной отсталостью. Подсчитано, что природные ресурсы Африки при рациональном их использовании, охране и восстановлении могут обеспечить производство продовольствия, достаточного для всего населения континента, даже если его численность увеличится в 2 – 3 раза.

6. Дайте характеристику деятельности международных организаций по преодолению наиболее острых противоречий и решению проблем в современном мире. Используйте также текущую информацию газет, телевидения.

В начале 1970-х годов настоящий шок в странах Запада вызвали доклады учёных, входивших в Римский клуб (основан в 1968 г. группой исследователей из разных стран для рассмотрения проблем, имеющих глобальное значение). В них предсказывалось, что в скором будущем человечество окажется перед лицом катастрофы, вызванной нехваткой продовольствия, энергии, сырья и загрязнением биосферы. Обоснованность подобных опасений подтверждалась конкретными свидетельствами экологического неблагополучия во многих регионах – в начале 1970-х годов наблюдался ряд неурожаев, отмечалось выпадение «кислотных дождей» и т. д. Названные в докладах проблемы стали предметом обсуждения в международных организациях, научных кругах. Были предприняты конкретные шаги, направленные на их решение.

Организующую роль в практическом решении большинства глобальных проблем взяли на себя учреждения ООН. В районы стихийных бедствий доставлялась продовольственная и медицинская помощь. В места военных конфликтов направлялись миссии наблюдателей, группы по примирению, специальные представители, а в случае необходимости – части Вооружённых сил ООН по поддержанию мира («голубые каски»). Миротворческие войска действовали в Конго, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Анголе, Афганистане, Боснии и др. В 1988 г. Вооружённым силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Значительный вклад в решение глобальных проблем человечества вносят общественные организации и движения. Выше говорилось о борьбе за мир и безопасность. Среди экологических движений с середины 1970-х годов выделились «зелёные». Их деятельность началась в странах Западной Европы как «гражданская инициатива» в защиту окружающей среды. В ней участвовали люди разных профессий и возрастов, политических взглядов, религиозной принадлежности. Постепенно «зелёные» включились в антиядерные выступления, обратились к проблемам безработицы и другим социальным вопросам, показывая тем самым, что проблемы выживания человека в современном мире имеют множество взаимосвязанных сторон. В начале 1980-х годов движение «зелёных» в некоторых странах оформилось в политические партии. Их представители были избраны в парламенты ряда государств и в Европейский парламент.

В последние десятилетия XX в. активными действиями заявила о себе международная организация «Гринпис» (в переводе с английского – «зелёный мир»). Её участники устраивали демонстрации протеста около военных объектов, в местах, где возникала угроза экологического бедствия. Значительную часть их работы составляли практические акции по спасению живой природы.

8. *Выскажите своё суждение о том, что может сделать отдельный человек для решения глобальных, наиболее острых проблем современности. Приведите аргументы, конкретные примеры.

Я считаю, что поскольку глобальные проблемы касаются всех вместе и каждого в отдельности, в их разрешении должны участвовать международные правительственные и общественные организации, руководители и обычные граждане, взрослые и дети. Смысл действий заключается не только в преодолении последствий уже случившихся экологических или социальных бедствий, но и в устранении их причин. Гораздо легче сохранить лес, озеро, реку, чем потом возрождать в них жизнь. А главное – в движении к гармоничному, безопасному миру нельзя поставить точку.

Например, все мы можем противостоять загрязнению природы, следуя элементарным правилам – просто убирать за собой мусор.

Глава III. Взаимосвязь глобальных проблем.

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему может решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. И хотя темпы экологического роста за истекшие четыре десятилетия в целом в развивающихся времени этот разрыв увеличился. Статистический расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся стран был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени. До 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот «демографический взрыв» в развивающиеся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества развить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на возможность решения всем остальных.

В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообуслоленость глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекращении экологического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождается различными алармистскими, пессимистическими прогнозами будущего человечества.

Заключение

На современном этапе развития человечества столкнулось, быть может, с наиболее горячей проблемой – как сохранить природу, поскольку никто не знает, когда и в каком виде можно подвинуться экологической катастрофе. А человечество еще даже близко не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Но вот человеческий организм, выдержит ли он, сможет ли он приспособится к ненормальным условиям жизни?.

Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры , которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру.

Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но и духовно.

Смысл современности экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природопреобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики.

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Все общепланетарные проблемы теснейшим образом взаимосвязаны (рис. 4). При этом проблему сохранения мира на Земле, предотвращения ядерной войны обычно называют проблемой номер один, так как от нее зависит само существование цивилизации, жизни на планете. Общепринятая универсальность этой «метапроблемы» иногда служит причиной того, что ее выносят как бы за скобки. Между тем она является приоритетной не только вследствие своей «фатальности», но и потому, что высвобождение гигантских средств, идущих на гонку вооружений, даст условия и средства для успешного решения других проблем, может создать принципиально новую обстановку широкого международного сотрудничества в самых различных областях. По мнению многих экспертов, для достижения, например, самообеспеченности слаборазвитых стран продовольствием им необходима целевая внешняя помощь порядка 5 млрд долл, в год, что составляет меньше 1% сегодняшних расходов на вооружение. Думается, это слишком оптимистичная точка зрения на решение продовольственной проблемы, однако она подтверждает жизненно важное значение демилитаризации.
Экологическую проблему условно можно поставить на второе место. Остальные проблемы могут решаться

Рис. 4. Взаимосвязь основных глобальных проблем

хуже или лучше, от этого будет зависеть, например, более или менее полное обеспечение продовольствием, энергией и ресурсами, но состояние окружающей среды в наибольшей степени определяют сами условия жизни людей. При этом экологическая проблема теснейшим образом связана с разоружением, о чем свидетельствует, кстати, то обстоятельство, что массовое экологическое движение на Западе (партии «зеленых» и другие движения), начавшееся с проблем окружающей среды, неминуемо вышло на антивоенные, антиядерные цели и лозунги.
Приведем другие примеры связи глобальных проблем. Так, демографическая и продовольственная проблемы ассоциируются как друг с другом, так и с охраной природной среды. Ведь «планирование семьи» в развивающихся странах позволит быстрее освободиться от голода и недоедания, а прогресс сельского хозяйства, его современная организация ослабят давление на окружающую среду. Просматриваются глубокие связи продовольственной и ресурсной проблем с преодолением отсталости многими странами и с экологией. Так, улучшение питания и более разумное использование ресурсного, и в частности минерально-сырьевого, потенциала - главный путь повышения жизненного уровня населения слаборазвитых государств. В то же время сырьевая ориентация их хозяйства, преобладание «первых этажей» обработки сырья и монокультуры в сельском хозяйстве усугубляются экологическими трудностями. Широкие разнообразные связи с другими проблемами обнаруживает и освоение Мирового океана. Использование его ресурсов поможет решить (или смягчить) такие проблемы, как сырьевая, энергетическая, продовольственная.
Обширными каналами взаимопроникновения характеризуются также глобальные проблемы социального и культурного плана (межнациональных отношений, кризиса культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.). В свою очередь, они тесно связаны с проблемами политического, экономического и научного характера.
" Подытоживая сказанное, отметим, что в решении глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира, переоценка ранее устоявшихся экономических, политических, культурных и идеологических ценностей. Многое будет зависеть от изменения человеческих качеств, жизненных целей, сознания и морали, умения заимствовать лучший опыт. «Если все население Земли будет обладать производительностью труда Швейцарии, стандартом потребления Китая, социальным выравниванием Швеции и дисциплиной Японии, то планета сможет выдержать во много раз большее количество населения, чем сегодня», - утверждает профессор Массачусетского технологического института Л. Туроу (правда, он тут же высказывает и альтернативный тезис: «Если производительность везде будет такой же, как в Чаде, а стандарты потребления, как в США, социальное и классовое сознание, как в Индии, и общественная дисциплина, как в Аргентине, трудно будет выдержать и современную численность населения»).
В том случае, если продлится мир на Земле, творческая энергия народов, опираясь на достижения науки и техники, наверняка решит многие вопросы, которые сейчас волнуют человечество. Однако тогда перед нашими потомками возникнут новые, неизвестные проблемы. Что ж, такова диалектика жизни.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Попытайтесь, хотя бы схематично, определить задачи отдельных направлений глобалистики: 1) философского; 2) экономического; 3) политического; 4) прогностического; 5) географического. Могли бы вы назвать какие-то явления или процессы в природе или обществе, которые дали (или дают) импульсы для развития научных исследований в области глобалистики? Известно, что в основе любой классификационной схемы лежит логическая точка отсчета, т. е. критерий. Попытайтесь классифицировать глобальные проблемы по следующим критериям:
а) острота проявления;
б) время (очередность) возникновения;
в) возможность позитивного решения (смягчения). Какие из глобальных проблем затрагивают ваши личные интересы? В чем состоит практическая сила глобальной географии как научного направления? Разработки в какой области глобальной географии вам кажутся наиболее перспективными? Какова польза глобального моделирования? Чем объяснить трудности с подбором социальных индикаторов при глобальном моделировании (особенно при попытках формализации человеческих качеств и нужд)? Проверьте, как вы усвоили значение следующих терминов и понятий:
глобалистика; географическая глобалистика; глобальная гео* графия; геосферно-биосферные модели; алармистские модели; социальные индикаторы в глобальных моделях.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. - М., 1999. Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция: доклад Римского клуба. - М., 1991. Кондратьев К. Я. Экодинамика и геополитика. Т. 1: Глобальные проблемы. - СПб., 1999. Медоуз Д. Пределы роста. - М., 1991. Медоуз Д. За пределами роста. - М., 1994. Моисеев Н. Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999.
урок з. Меняющийся дик Земли
Планета Земля - место обитания человека. Итак, населенная человеком Земля является главным объектом исследования глобальной географии. Это планета средних размеров, обращающаяся вокруг средних размеров космического «атомного реактора», называемого Солнцем. Если «поиграть в масштабы», то Солнце и Землю можно представить размерами соответственно с апельсин и булавочную головку. Последняя, однако, достаточно велика, чтобы при помощи сил гравитации удержать у своей поверхности тонкую пленку газов, называемую атмосферой. Кроме гравитационного, Земля обладает магнитным и тесно связанным с ним электрическим полем.
Жизнь человека протекает на земной поверхности, общая площадь которой составляет около 510 млн км2. Из них чуть менее трети (149 млн км2) приходится на долю материков. Именно с земной поверхностью ассоциируется выражение, вынесенное нами в название настоящей темы «Лик Земли». Нетрудно видеть, что это и есть географическая среда - та часть географической оболочки, или геоверсума, которая освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества.
За 5 млрд лет существования Земли природа постаралась создать условия для развития органической жизни на планете, в частности для обитания человека, близкие к идеальным. Безошибочно можно назвать три важнейших источника жизни на Земле: энергия Солнца, воздух и вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия - главная «виновница» возникновения жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ей создается биомасса (в процессе фотосинтеза), движутся воздушные потоки, воды в океанах. При этом следует помнить, что атмосфера пропускает к земной поверхности лишь 67% притока энергии, 27% - поглощает, а 6% - отражает. Огромное количество опасных для всего живого ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой.
Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, на 21% из кислорода, на 1% из аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). В значительной мере благодаря кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается деятельность его мозга, нервной системы и т. д.
Наконец, все известные нам формы жизни нуждаются в воде, в ее жидкой фазе. Основное условие жизни человека - это чистая питьевая вода, необходимая для приготовления пищи, выведения отходов и ядовитых веществ из организма и т. д. Понятие «чистая вода» в известной мере условно, так как спутниками воды могут быть вещества и микроорганизмы в различной концентрации.
Можно сказать, что освоенное пространство земной поверхности (лик Земли) представляет собой, в сущности, зону взаимного проникновения литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и социосферы. И то и другое представляет собой тот объект, вокруг которого «группируются» идеи глобальной географии. В то же время заметим, что лик Земли не может считаться «вотчиной» одной лишь географии: он служит неиссякаемым "источником эмпирических данных, поставляемых многим другим научным дисциплинам.

Глобальные проблемы современного общества стали закономерным продолжением неравномерности развития, причём как между уровнями государств (проблема Севера – Юга), так внутри самих стран по разным сферам. Что усугубляется ещё и большим разрывом между финансовым положением, реальным уровнем жизни и возможностями различных слоёв общества. Возникновение многих глобальных проблем современности поспособствовала научно-техническая революция, которая вывела человечество на новый виток развития, дала ему современные технологии, позволила справиться с болезнями… И открыла путь к уничтожению всей планеты.

Так, в результате гонки вооружений уже в 80-е годы общий запас вооружений в 100 раз превышал то, что использовали все участники во время Второй мировой войны. Таким образом, глобальные проблемы современного мира поднимают остро вопрос о выживании человека как вида. Это настолько важно, что их рассматривает далеко не только обществознание, но и социология, политология, экономика, некоторые отрасли географии, изучает статистика, экология и так далее.

Существует мнение, что виной всему стала глобализация, которая породила подобное разрастание. Некоторые также возлагают ответственность на определённые страны, в частности, на экономически развитый Запад, а также на Европу, считая, что создавшееся положение дел в мире стало во многом результатом того, что они эксплуатировали бывшие монополии, потребительски и часто грабительски относились к мировой экологии.

Однако, размышляя о том, верны ли следующие суждения о глобальных проблемах, то есть уже упомянутые, нельзя не отметить, что свою роль в том, как именно все пришли к настоящему, сыграл СССР. А страны, которые входили в СССР, за исключением Прибалтики и отчасти Грузии, сейчас нельзя назвать экономически успешными и принадлежащими к данной группе государств. Тем не менее это не освобождает их от ответственности, в том числе и исторической.

Таким образом, трудно сказать, что причина глобальных проблем как-то связана с преуспеванием или напротив – с отсталостью в плане экономических отношений. Да и явление намного глубже, это не простая сумма национальных или региональных проблем, вышедших на новый уровень. Существует мнение учёных, что человек оказался на следующем витке развития и столкнулся с новыми для себя проблемами. Чем больше у него возможностей, тем более серьёзные задачи приходится решать. И тем выше ставка – цена за вероятный проигрыш. Фактически, в настоящем экономические, научные, технологические, транспортные и т. п. возможности людей в целом беспрецедентные. И, соответственно, риск тоже максимальный.

Какие они бывают?

Глобальные проблемы человечества обществознание и философия делят на 3 большие группы. В первую входят те, что возникли по линии взаимоотношения людей и природы. В частности, к глобальным экологическим проблемам (а речь идёт именно о них) относятся вопросы загрязнение природы, стремительное сокращение биоразнообразия, уничтожение экологических систем, нехватка чистой питьевой воды, продовольствия. Вопрос ресурсов тоже часто включают в этот перечень, хотя он находится скорее на стыке.

По линии людей и социума в целом – демографический кризис, который сейчас стал сложнее, чем просто вопрос перенаселения планеты. Так, в одних странах наблюдается слишком большая плотность, в то время как другие не могут даже просто обеспечить гарантированную смену поколений из-за резкого падения рождаемости. Сюда же можно отнести проблему бедности, терроризма, социального неравенства, хотя последние уже будут спорными, многие считают их скорее региональными, просто некоторые – очень масштабными.

И, наконец, интерсоциальные. Это проблемы предотвращения ядерной войны, отсталости развивающихся стран по сравнению с развитыми. И не только. Вообще глобальные проблемы мировой экономики связаны с гиперинфляцией, периодическими кризисами, а также с тем, какое количество ресурсов уходит на постоянное вооружение. И сейчас этот вопрос снова оказался остро поднят в связи с противостоянием между Россией и Западом.

Отдельные глобальные проблемы человечества

Некоторые проблемы настолько остро встают, что они выделяются из основной группы и получают особый статус. Именно так случилось в своё время с парниковым эффектом, который отдельно начали обсуждать на международном уровне, когда поняли, что среди всех экологических проблем именно это может оказаться самым критическим в ближайшее время. Сегодня схожим статусом обладает тема Мирового океана.

Напомним, что он занимает 70% суши. Без него на планете не было бы жизни. В то же время загрязнение Мирового океана намного труднее контролировать, чем пользуются многие развивающиеся страны, сбрасывая туда отходы и экономя, таким образом, на их утилизации или переработки. Развитые страны пытаются контролировать этот процесс, но, во-первых, им не всегда хватает юридических возможностей, потому что в полной мере ни одна страна не может указывать другой, что той делать. Во-вторых, Мировой океан – огромен. Чтобы охватить всё пространство, понадобятся слишком большие ресурсы.

Кроме того, напомним, что глобальные проблемы мировой экономики – это, помимо прочего, ещё и вопрос ресурсов, обеспечения сырьём. К чему относится добыча нефти, а она сейчас всё чаще затрагивает Мировой океан. Разумеется, большинство компаний следит за техникой безопасности, старается не допускать протечек, тщательно контролирует процесс. Однако достаточно одной крупной аварии, чтобы пострадала значительная часть территории. А локализировать зону бедствия в Мировом океане затруднительно.

Вообще глобальные проблемы примеры такого рода знают в большом количестве. Иногда речь идёт о простой ошибке, периодически – о техническом несовершенстве. Но чаще всего к трагедиям приводят халатность, пренебрежение собственными обязанностями, злой умысел, а ещё чаще – нищета (люди в развивающихся странах вырубают лес, потому что для них это часто чуть ли не единственный способ прокормиться) и неграмотность.

Поясню по поводу последнего: в современном мире при доступности образования, а также Интернета каждый может, при желании, узнать, какие виды растений и (или) животных занесены в Красную книгу, чем опасно их уничтожение, как стоит вести себя на природе. Но существует довольно большое количество людей, проживающих как раз в местах скопления диких животных, которые не представляют себе всей картины. У них нет доступа в Интернет, они могут не знать о проблеме. И при этом такие люди

эксплуатируют природу, не задумываясь. Многие не понимают, какой ещё у них может быть выход. Просветительские программы в Индии, к примеру, помогли спасти жизнь многим леопардам: местные жители стали им помогать, когда те оказывались совершенно случайно в ловушках, рассчитанных на других животных.

Взаимосвязь глобальных проблем

Глобальность современных существующих проблем связана не только с тем, что они оказывают влияние на всю планету. Помимо прочего, их нельзя решить силами одной страны или даже группы государств. Здесь требуется объединение усилий. И ещё критически важно учитывать взаимосвязь. Нельзя найти то, что относилось бы к глобальным проблемам современности, но при этом не влияло на другие или не испытывало соответствующее влияние – в свою очередь.

В целом цепочку можно рассматривать так. Примерно около двух сотен лет тому назад накопилась критическая масса недовольства в разных странах, которая привела к резким социальным переменам и к революциям, произошедшим где-то раньше, где-то позднее. Людей перестала устраивать религия, они стали искать ответы в науке, результатом чего стала научно-техническая революция. А она привела к созданию новых лекарств, повышению уровня жизни, решению вопроса голода (несмотря на то, что нехватка продовольствия продолжает оставаться одной из глобальных, сейчас недоедает меньше людей, чем раньше). В итоге произошёл демографический взрыв, как следствие – перенаселение.

Что, в свою очередь, повлекло за собой угрозу истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Большое количество людей само по себе также способно обострить проблемы между странами и привести к новым конфликтам. А научно-технический прогресс дал государствам в руки новое, более мощное и опасное оружие. Что и привело к актуальному положению дел.