Изложение цель жизни. Сжатое изложение: всегда ли краткость сестра таланта

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сжатое изложение 6.

2 Сжатое изложение 6. ТЕКСТ. Воспитание Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. Другая крайность чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (По Ю.М.Нагибину) Микротемы: Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. Если семья ничего прочного в нравственном смысле не заложила, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином. Другая крайность чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Мир изменяется, но если родители не смогли установить контакт с ребенком, переложили на других свои обязанности, то не стоит удивляться тому, что такой ребёнок становится циничным, а жизнь его плоской и сухой.

3 1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. (12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

4 Прилагательные, образованные от имен существительных Пишется Н 1) В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-. Примеры: кожаный, серебряный, лошадиный Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный 2) Первообразные прилагательные Первообразные прилагательные не образованы ни от какой другой части речи. В них н входит в состав корня. В таких прилагательных пишется одна буква н. синий, юный, зеленый, румяный Пишется НН 1) В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -енн-, -ственн-, -онн-, -ационн-, -ированн-. Примеры: клюквенный, женственный, эволюционный, экзаменационный, эрудированный Исключения: ветреный, масленый (но безветренный) 2) В прилагательных, образованных от существительных с основой на н с помощью суффикса -н-. Примеры: глубинный, истинный

5 Отглагольные прилагательные и причастия в полной форме Существует три условия, при выполнении любого из которых в полном страдательном причастии прошедшего времени или прилагательном пишется нн. 1. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола с приставкой (кроме приставки не-, которая не влияет на количество н в слове). испуганный, нагруженный, испечённый Но: непуганый, незваный Исключения: названый (брат; с ударением на втором слоге), посажёный (отец; заменяющий родителя жениха или невесты на свадьбе), приданое (это существительное, образованное путем перехода прилагательного в разряд существительных), смышлёный. Важно: не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов. Сравните: свежемороженый (без приставки, поэтому пишется одна н) свежезамороженный (с приставкой, поэтому пишется нн) гладкокрашеный (без приставки, поэтому пишется одна н) гладкоокрашенный (с приставкой, поэтому пишется нн) 2. У причастия есть зависимые слова (кроме слов, означающих степень проявления признака, очень, весьма и т.д.). гружённый песком вагон, печённое в духовке яблоко 3. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола совершенного вида. брошенный (бросить), данный (дать), купленный (купить), лишенный (лишить), решенный (решить)

6 Эти три условия не охватывают причастия и прилагательные без зависимых слов, образованные от глаголов несовершенного вида без приставок. Здесь действуют два правила, из которых есть много исключений. Пишется н Правило 1. Если причастие (или отглагольное прилагательное) заканчивается на -ованный, -ёванный, пишется нн. Примеры: балованный, линованный, корчёванный Но: это правило не действует, если -ов-, -ев- входят в состав корня (в словах жёваный, кованый, клёваный). Правило 2. Если прилательное образовано с помощью суффиксов -ен-, -н- от глагола несовершенного вида без приставки, при отсутствии зависимых слов пишется н. Примеры: гружёный, кошеный, топлёный, печёный, мороженый, рваный, путаный, краденый Но: В некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется нн. Примеры: желанный, действенный Пишется нн В некоторых причастиях, образованных от глагола несовершенного вида без приставок, даже при отсутствии зависимых слов пишется нн. Это причастия виданный, писанный, рисованный, виденный, слыханный. Прилагательные и причастия в краткой форме В краткой форме прилагательных пишется столько же н, сколько и в полной форме. существенное изменение изменение существенно ветреная девушка девушка ветрена воспитанная девушка девушка воспитанна В кратких страдательных причастиях всегда пишется одна буква н. Дело уже сделано. Миссия успешно выполнена.

7 Краткие прилагательные и краткие причастия надо различать по смыслу. Сравните: Его лицо взволнованно (прилагательное) Море взволновано ветром (причастие) Эта преподавательница всегда сдержанна (прилагательное) Клятва была сдержана (причастие) В наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий с н или нн, пишется столько же н, сколько в производящей основе. путаный путаница, объяснять путано нефтяной нефтяник воспитанный воспитанница, вести себя воспитанно взволнованный говорить взволнованно

8 2. Из предложения 9 выпишите слова, правописание которых определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных от основы на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН». (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья.

9 3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н»? 1) задано 2) бесследно 3) беспощаден 4) душевное

10 4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»? 1) священный 2) деревянные 3) медленно 4) оскорблённых

11 5. Из предложений выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Чтобы верно написать суффикс глагола, нужно образовать форму 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. Если в этой форме суффикс сохраняется, то пишется -ИВА/-ЫВА». (18)Чтобы не было свалки, я стал заранее говорить, какого голубка кому посылаю. (19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом кораблики среди моря, на третьем сказочные города, на четвёртом цветы и бабочек.

12 Для проверки определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть ую, юю, то пиши суффиксы ова, ева: советовать советую, командовать командую. ываю, иваю, то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать опаздываю, рассматривать рассматриваю

13 6. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)? 1) совершенно 2) стеклянные 3) внутренних 4) невоспитанный

14 7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о(-е), образованном от прилагательного, пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано»? 1) нацарапано 2) вырезано 3) особенно 4) вложено

15 8. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано». (53)Спасибо вам, дяденька, прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: (55)За что? (56)Я не знаю, за что... (57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.

16 9. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется одно Н». (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет.

17 10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН»? 1) закопчённой 2) ремесленное 3) осаждённого 4) назначенный

18 11. Из предложений 8 10 выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого) слова. (8)У Люси аккуратно стриженный затылок. (9)Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. (10)Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.

19 12. Из предложений 7 10 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В суффиксах -АН-(-ЯН-), -ИНотымённых прилагательных пишется одно Н». (7)Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. (8) А мама вдруг достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала: (9)Чем не груша? (10)Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

20 В презентации использованы материалы сайта Ответы: 1. Куплена 2. Картонная Разрисовывал Смущённо 9. Золочёном Стриженный 12. кожаную


Евгения Григорьевна Шатова БУКВЫ Н И НН В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ УРОК 1. Правописание н и нн в существительных, прилагательных, наречиях Цели урока: На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило

Урок русского языка в 7 классе на теме «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов» Учитель И. М. Чагова Цель урока: 1) установить

Как часть речи. Причастие как часть речи Причастие самостоятельная часть речи, называющая признак предмета (объекта) по действию, отвечающая на вопросы «какой?» и его формы. В предложении причастие выполняет

Тема урока: Цель урока: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Отработка умения отличать причастия и прилагательные, образованные

Открытый урок русского языка 1 курс Тема: Правописание - Н- и НН- в суффиксах имен прилагательных (повторение). Цель: закрепить знания о правописании Н- и НН в прилагательных; развивать навыки построения

Конспект урока по русскому языку в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Правописание Н- и НН- в причастиях и отглагольных прилагательных». 1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Тема. Готовимся к ОГЭ. Задание 05. Правописание суффиксов. Для изучения. Вспомните правописание суффиксов с Н и НН, пользуясь таблицами, представленными ниже. Обратите внимание на примерные формулировки

Программа вступительных экзаменов по русскому языку 1 Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые безударные гласные в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне.

Негосударственная образовательная организация среднего профессионального образования некоммерческое партнерство «Тульский колледж технологий, экономики и права» ПРОГРАММА вступительных испытаний по русскому

5. Правописание суффиксов Для того чтобы определить, сколько н следует писать в имени прилагательном, сначала надо понять, от какой части речи оно образовано. Как правило, прилагательные образованы от

Урока Русский язык 6 класс (6 ч. в неделю, 204 ч. в год) Тема урока Дата проведения 1. Родное слово О языке. 1 ч. Закрепление и углубление изученного в 5 кл. 25 ч. 2. Как различать части речи и члены предложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа собеседования по русскому языку соответствует правилам приема в высшее учебное заведение и примерным программам вступительных экзаменов, утвержденным Министерством образования

РУССКИЙ ЯЗЫК 10 (Вариант 02 1/5) Мониторинг учебных достижений (РУССКИЙ ЯЗЫК - 10 класс) Вариант 02 На выполнение работы по русскому языку даётся 1,5 часа (90 минут). Работа выполняется на основе прочитанного

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 1 Русский язык. 9 класс. Вариант 1-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа

С т р а н и ц а 1 Даша долго рисовала картинку. Сейчас она уже нарисовала её. С т р а н и ц а 2 Сегодня воскресенье. Вера и Галя пришли в гости к Даше. Даша долго рисовала картинку. Сейчас она уже нарисовала

Русский язык. 9 класс 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс. (170 часов) п/п Тема урока Кол-во часов 1 Русский язык как развивающееся явление Повторение пройденного 12 +2 2-3 Синтаксис. Синтаксический

Зависит от 1л.ед.ч. (я) на -ую; -юю -ова, -ева танц вать-танцую рассчит..вать на -иваю; -ываю -ива, -ыва ова/ева ива/ыва суффиксы в глаголах гласная перед _л в гл.пр.вр. Правописание суффиксов (А7) суффиксы

Программа по русскому языку и развитию речи 8-ой класс (дети 13-14 лет) 1 Грамматика и правописание Кол-во часов Требования к знаниям и умениям Глагол Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных

ПРИЧАСТИЕ 7 класс схемы планирование уроков Материал подготовлен Петровой Еленой Александровной, учителем русского языка и литературы опорные схемы к урокам по теме «Причастие» ТЕМА УРОКА: «Введение понятие.

Учитель: Балашова Ольга Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Место работы: НОУ школа «Ника», г.москва Урок: русский язык в 6-м классе Тема урока: Одна и две буквы Н в прилагательных

8 класс Диагностическая работа в формате ОГЭ (2016) Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 13 заданий. Часть 1 включает одно задание и представляет

Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Район Город (населенный пункт)

РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 3 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе

УТВЕРЖДАЮ Председатель приемной комиссии ЧОУ ВО САФБД Н.В. Фадейкина 2016 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Новосибирск 2016 Пояснительная записка Программа составлена на основе обязательного

Министерство образования и науки РФ Ульяновский государственный университет Программа вступительного испытания Форма УТВЕРЖДАЮ и У л ГУ.Костишко 2017г. ПРОГРАММА вступительных испытаний по русскому языку

Календарно- тематический план по учебному предмету «Русский язык» на 2016-2017 учебный год. Номер урока по порядку урока в разделе теме Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала О ЯЗЫКЕ (1ч)

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа 48» г. Орла Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Богородский политехнический техникум Программа вступительных испытаний

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Русский язык» Пояснительная записка Данная программа вступительного экзамена по русскому языку предназначена для реализации государственного

Правописание глаголов Правописание окончаний глаголов 1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений. Ко II спряжению относятся: глаголы на ить

Правописание Н и НН в разных частях речи Правописание Н и НН в существительных В производных существительных н или нн пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или

Образовательная система «Школа 2100» Школьный тур 3 класс Задание 1. Проверяем умение сравнивать и группировать факты и явления. Раздели текст на части, относящиеся к разным рассказам В. Драгунского. Пронумеруй

Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Сварчевская Татьяна Валерьевна канд. филол. наук, доцент

Тематическое планирование по русскому языку, 7 класс (70 часов) Наименование разделов, темы уроков п/п ВВЕДЕНИЕ Русский язык как развивающееся явление. Кол-во часов ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС (70 часов) урока Тема урока Кол-во часов Сроки I ПОЛУГОДИЕ - 80 ЧАСОВ. Введение. Русский язык как развивающееся явление. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ 5. Синтаксис. Словосочетание

Н и НН в суффиксах разных частей речи Правописание Н и НН в существительных Написание в существительных -Н- или НН- определяется теми же правилами, что и написание Н-, -НН- в полных прилагательных 1. НН-

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе Наименование раздела и тем урока Дата предп. 1. Русский язык как развивающееся явление (1) 1.09 Дата факт. 2. Повторение пройденного

МОРФЕМИКА Морфемика раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание). 12. Основа и окончание

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 2 Русский язык. 9 класс. Вариант 2-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе общеобразовательного стандарта основного общего образования по русскому языку

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. (7,5 балла) На какой звук падает ударение в слове Эдинбург? Почему?

Существительные: 형 = старший брат для мужчины 오빠 = старший брат для женщины 누나 = старшая сестра для мужчины 언니 = старшая сестра для женщины 삼촌 = дядя 이모 = тетя (по матери) 고모 = тетя (по отцу) 아저씨 = мужчина

П/п 1 01.09. 2 05.09. 3 06.09. 4-5 08.09. 12.09. 6 13.09. 7 15.09. 8-9 19.09. 20.09. 10 22.09. 11-12 26.09. 27.09. 13 29.09. Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс Тип урока Тема

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЛИВАДИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР УТВЕРЖДАЮ Директор на заседании

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Карлова Т.А. РУССКИЙ ЯЗЫК Программа вступительных испытаний для поступающих в Московскую академию экономики и права Тематический план по Русскому языку 2 Наименование

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя 2. Прочитай слова: семья, моет, дома, соль, клюв, вьюнок, ёлка, угольки, еноты Сравни в этих

Вариант 318665 1. Задание 1 4837. Текст, начинающийся словами «Испытания ждут дружбу всегда». Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

013 г. 5 8 7 9 10 11 1 Наименование разделов и тем Раздел 3 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Район Город (населенный пункт)

Урок русского языка в 3 классе Тема урока: «Различие приставок и предлогов». Урок подготовила учитель начальных классов Томпишева С.Г. Цель урока: - Показать пути и способы различия приставок и предлогов.

7 класс а Дата Дата план факт 1 Русский язык как развивающееся явление. Тема а Вид а Требования к уровню подготовки Примечание Повторение пройденного в 5,6 классах. 1(2) Синтаксис. Синтаксический разбор.

Российская Федерация ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Владимир, проспект Ленина, 73 Программа-тренинг «Красивый русский:

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

С т р а н и ц а 1 Общее понятие о видах глагола. Употребление несовершенного вида в прошедшем времени. С т р а н и ц а 2 Даша долго рисовала картинку и уже нарисовала её. С т р а н и ц а 3 Вера, Галя и

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ПРОГРАММА

Тематическое планирование по русскому языку 6 класс Учебник под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 6 класс», Дрофа, 4013 М., урока Название урока Кол-во часов Учебный материал О языке 1 Слово основная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа индивидуально- групповых занятий в 10 классе составлена на основе учебного пособия «Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен.

Задание 1. Образовательная система «Школа 2100» Интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности 2013» Школьный тур 3 класс Ответы «Сестра моя «Заколдованная «Друг детства» Ксения» буква» 3, 5, 7 1,

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2014 2015 ГОД МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС оценивания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого 4 3 3 5 4 8 2 2 3 11 45 1 Даны следующие пары английских и русских

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 10» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Протокол 1 от 30 августа 2013

Комплект памяток по теории и практике русского языка для учащихся 5 7 классов (наглядные пособия для стенда) Автор-составитель: учитель ГБОУ СОШ 1159 Ульянова Наталия Ивановна Г л а с н ы е в к о р н е

Пояснительная записка Тематическое планирование по русскому языку для 7 класса составлено на основе рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов в соответствии с федеральным компонентом государственного

ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов (под ред.И.П.Цыбулько)

Текст для изложения к вариантам 1 – 4

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачёву) 172 слова

№ абзаца

Микротема

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

Личная выгода не может привести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Текст для изложения к вариантам 5 – 8

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба это порыв души. Отказать человеку в помощи значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву) 157 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Пожелание добра людям выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей показатель культуры, результат большой внутренней работы.

Увеличивать добро в окружающем нас мире в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.


Текст для изложения к вариантам 9 – 12

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому) 183 слова

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Без доброты невозможна душевная красота человека.

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

Текст для изложения к вариантам 13 – 16

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л. Львову) 140 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.

Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.

Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.

Текст для изложения к вариантам 17 – 20

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия наши добродетели».

(По А.А. Лиханову) 165 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Сострадание это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Умение переживать чужую боль раскрывает истинные добродетели человека.

Текст для изложения к вариантам 21 – 24

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно это нужно, действительно нужно! Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву) 136 слов

№ абзаца

Микротема

Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости.

Сильный человек силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей речи долго, но необходимо, поскольку речь важнейшее свойство личности.

Текст для изложения к вариантам 25 – 28

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...

(По В.А. Солоухину) 191 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души.

9 класс

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

(«Прожить жизнь с достоинством…» )

(отработка практических навыков при подготовке к сжатому изложению)

МБОУ «СОШ № 59» Шолох Е.В.

Владивосток 2014


ПОЛЬ­ЗУЙ­ТЕСЬ СЛЕ­ДУ­Ю­ЩИ­МИ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИ­Я­МИ

1. Опре­де­ли­те тему тек­ста.

2. Сфор­му­ли­руй­те ос­нов­ную мысль.

3. Вы­де­ли­те ос­нов­ные мик­ро­те­мы в каж­дой части тек­ста.

4. Опре­де­ли­те спо­соб со­кра­ще­ния: ис­клю­че­ние, обоб­ще­ние, упро­ще­ние.

5. На­пи­ши­те сжа­тое из­ло­же­ние каж­дой части и свя­жи­те их между собой.

6. Объём из­ло­же­ния - не менее 70 слов.

7. Пи­ши­те из­ло­же­ние ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


Текст№1

(По Д.С. Лихачёву). 172 слова.



Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.


1-я микротема

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек хочет приносит людям добро, радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек стремится только к приобретению материальных благ - он допускает роковую ошибку.


Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.


2-я микротема

1-В Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

2-В Карьера или приобретательство принесут гораздо больше огорчений, чем радостей, и поэтому человек рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от умного сердца, а не только от головы.

18 или 42 слова


Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача обязательно шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.


3-я микротема

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

8-й класс

Цель: подготовиться к сжатому изложению.

Задачи

Образовательные: научиться вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Ход урока

Хорошо писать – это не только

хорошо передавать, но в то же время

хорошо мыслить и хорошо чувствовать…

Жан-Луи Бюффон

    Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Жана-Луи Бюффона – французского биолога, математика, писателя VIII века.

Мыслить и чувствовать… всё это пригодится нам в сегодняшней работе. Мы сегодня готовимся к написанию сжатого изложения. Как вы думаете, а пригодятся ли в жизни умения, которые мы приобретаем на уроках подготовки к сжатому изложению?

С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное, уяснять суть, а также точно и лаконично передавать информацию другим. Это становится насущной проблемой действительности.

Итак, начнём нашу работу.

    Актуализация ранее полученных знаний. Коллективная работа.

Вначале повторим сведения о тексте.

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Как определить тему?
- Тема определяется различными способами:

    по началу текста;

    по ключевым словам;

    по ключевым эпизодам;

    по поступкам или размышлениям героев (автора);

    по заглавию текста.

Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Что нам помогает сформулировать идею?
- Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»

Микротема – часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем .

    Чтение и анализ текста (каждому раздаётся лист с распечатанным текстом)

Ребята, сейчас мы прочтём и проанализируем текст. Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке к сжатому изложению. Он помогает понять текст, его особенности, уловить его структуру. Ведь на экзамене предстоит всё это сделать уже на этапе прослушивания.

Текст.

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

(По Д. Лихачеву.)

172 слова.

Беседа по тексту.

О чём этот текст?

О настоящей цели в жизни человека, которая заключается в служении людям.

Итак, мы уже определили тему текста . Давайте сформулируем теперь идею данного текста. Какую важную мысль хотел донести до нас Д.С. Лихачёв?

Настоящая цель жизни должна быть шире, чем личные интересы, и основываться на доброте к людям.

Давайте обратим внимание на структуру данного текста .

Это текст-рассуждение со своей определённой структурой (тезис – доказательства – вывод).

Сколько абзацев содержит текст? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.

3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.

Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы , подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).

В итоге должны появиться примерно следующие записи:

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

    Сжатие исходного текста.

Теперь нам предстоит проделать трудную, но в то же время интересную работу – сжать данный текст. Что такое сжатое изложение?

- Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

Но помните: сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Необходимый смысл должен быть выражен максимально при минимальной затрате речевых средств. Представьте, что исходный текст – это большая матрёшка, подробное изложение – матрёшка поменьше, а сжатое изложение – самая маленькая матрёшка. Но несмотря на скромные размеры, всё же в ней узнаваема большая сестрица.

Ребята, поняли вы нашу сверхзадачу? И вот как раз эта работа даст возможность ощутить, увидеть средства языка в действии, прикоснуться к жизни языка.

Каждому раздаётся опорная таблица и рабочий лист ученика, дальнейшая работа выполняется в этих листах.

Обратите внимание на опорную табличку, давайте повторим приёмы компрессии текста.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

подробностей и деталей

ОБОБЩЕНИЕ

конкретных,

единичных явлений

УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

- исключение повторов слов или словосочетаний

- исключение одного или нескольких из синонимов

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций

- исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;

- исключение одного или нескольких предложений

- исключение предложений с описаниями и рассуждениями

- замена однородных членов

обобщающим наименованием

- замена предложения или

его части определительным

или отрицательным

местоимением с обобщающим

значением

- слияние нескольких предложений в одно

- замена предложения или его части указательным местоимением

- замена сложноподчиненного предложения простым

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Итак, делаем вывод: чтобы правильно осуществить сжатие текста, необходимо исключить подробности и детали, обобщить конкретные, единичные детали и упростить синтаксические конструкции.

Коллективная практическая работа.

Рабочий лист ученика __________________________

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур , - он допускает роковую ошибку.

Исключение

Обобщение

Заменили ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием: приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость (служить людям); элементарные материальные блага: машина, дача, мебельный гарнитур; карьеру или приобретательство (личная выгода );

Объединили простое и сложноподчиненное предложения в одно сложноподчиненное с придаточным определительным:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям .

Упрощение

заменили фрагмент текста синонимичным выражением

Ставя себе целью карьеру или приобретательство , человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы .

Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

Исключение

В каждом абзаце карандашом подчеркиваем однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбираем для краткого изложения только один из них, а одно предложение целиком исключаем из текста.

Обобщение и упрощение

(объединение простых неполных предложений в одно сложноподчиненное; переформулирование мысли своими словами).

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах . Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Исключение

В каждом абзаце карандашом подчеркиваем однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбираем для краткого изложения только один из них.

Обобщение и упрощение

(объединение простого и сложного предложений в одно сложное; переформулирование мысли своими словами).

В результате работы над сжатием получился текст:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он допускает роковую ошибку.

Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям. (66 слов)

Итак, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац. Давайте проверим, точно ли передано содержание всех микротем.

V . А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.

    Определяем тему и формулируем основную мысль.

    Определяем структуру текста.

    Выделяем микротемы (узкие темы текста).

    Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.

    Записываем тезисы каждой микротемы (то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.

    Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.

    Объединяем микротемы «связочными словами».

VI . Домашнее задание.

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.

Задания по типу ОГЭ

(1)Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. (2)Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. (3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

(4) Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (5)Не повысили в должности – огорчение.(6) Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (7)У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! (8)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (9)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

(10)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (11)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

А5 –А7- задания по орфографии

А5

Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

1)огорчение

2)болезнях

3)радостей

4)коллекция

А6

В каком слове правописание гласной в приставке определяется ее значением.

    Приносить

    Испытывает

    Прожить

    Облегчать

А7

В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН»?

1)внутренней

2)жизненной

3)вселенной

4)собственных

В2- В7 – задания по синтаксису и пунктуации

В2

Замените словосочетание «прожить с достоинством», построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3

Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ:___________________________________

В4

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________

В5

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.

Она должна диктоваться добротой к людям,(1) любовью к семье,(2) к своему городу,(3) к своему народу, (4)стране, (5) ко всей вселенной.

В6

Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

Ответ:________________________

В7

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Если человек живёт,(1) чтобы приносить людям добро, (2)облегчать их страдания при болезнях, (3)давать людям радость, (4)то он ставит себе цель, (5)достойную человека.

Ответы:

А5-4

А6-1

А7-2

В2 – прожить достойно

В3 – человек испытывает и рискует потерять

В4 – 4

В5- 1,2,3,4,5

В6-3

В7- 1,4

Используемая литература:

1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013;

2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова.Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Текст изложения

Современная жизнь с ее все возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим числом людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолетных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.

Каким должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом завидовать вам. Друг всегда найдет нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишенным любых недостатков. Нет. Друг – тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием.

Образец сжатого изложения

Современная жизнь с ее темпом заставляет нас общаться с большим числом людей. Но чем больше знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении.

Каким должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет корыстен. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет завидовать вам. Друг всегда найдет так необходимое слово поддержки. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

Не стоит думать, что друг должен быть человеком, лишенным любых недостатков. Идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием.