Малые и большие социальные группы. Феномен малой социальной группы

Малые группы представляют собой социально-психологические общности, которые играют важную функциональную роль в жизни общества. В малых группах отражаются все те общественные отношения, в которые люди включены и которые преломляются в своеобразные внутригрупповые отношения (национальные, профессиональные, семейные). Малые группы – важнейший элемент социализации индивида, подготовки его к жизни в обществе.

Главным предметом исследования социологов являются вопросы формирования, функционирования, развития и распада малых групп. В их анализе выделяют следующие концептуальные подходы :

В социологии малые группы рассматриваются как определенные микросистемы, в которых реализуются многие социальные отношения: разделение труда, взаимодействие, лидерство, иерархия престижа, обычаи, традиции, символы и т.д. Особенностями и основными признаками малых групп считаются малочисленный состав; общность групповых норм, ценностей, целей и линии поведения; непосредственность и устойчивость межличностных контактов; общая деятельность и т.п. Исходя из этого малые социальные группы можно определить как малочисленные по составу объединения людей, которые характеризуются общностью норм, ценностей, интересов, непосредственностью контактов членов группы и выполняют роль той микросреды, где проходит социализация и самореализация личности.

Исследователи определяют пределы количественного состава малых групп:

нижний предел – два-три человека (немецкий социолог Георг Зиммель использовал термины "диада" и "триада");

верхний предел – 7–12 человек, ибо только в таких группах сохраняются устойчивые и непосредственные контакты. В группе из 20–25 или 30–35 человек непосредственность контактов существует, но уже имеются определенные ограничения. Если это, например, школьный класс или студенческая группа, то такого рода ограничениями будут временны́е рамки учебных занятий или общественной деятельности. Более устойчивы непосредственные контакты в группах совместного проживания (в семье или студенческом общежитии), в группах по интересам и т.д.

Типология малых групп

В основу классификации малых групп могут быть положены различные критерии.

Глубина, устойчивость и характер взаимоотношений между членами. По данному критерию различают первичные и вторичные группы.

Первичные группы представляют собой объединения людей, которые характеризуются эмоционально окрашенными, тесными взаимными контактами "лицом к лицу", а также устойчивыми неформальными отношениями (семья, близкие люди, дружеская компания, соседи, родственники). Члены первичных групп социально идентифицированы, они воспринимают себя как коллективное единство, т.е. "мы". В таких группах тоже могут возникать проблемы, противоречия и даже конфликты.

"Не следует предполагать, что единство первичной группы есть единство сплошной гармонии и любви. Это всегда дифференцированное и, как правило, состязательное единство, допускающее самоутверждение и различные... страсти".

Первичные группы дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства: помогают освоить социальные роли в коллективе, формируют основы социального сознания, т.е. способствуют его первичной социализации и закладывают начала его вхождения в другие социальные группы. В частности, семья как первичная группа является специфической микросредой, в которой формируется и самореализуется индивид. Здесь он приобретает культуру межличностных отношений, осваивает первые социальные роли, усваивает нормы поведения, опыт лидерства или демократических отношений. Межличностные отношения в семье строятся на взаимной привлекательности и ответственности ее членов друг за друга. Семейные конфликты очень часто являются причиной распада данного коллективного единства. Как отмечает П. А. Сорокин, коллективное единство "перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью и всеми его членами". Это в той или иной степени относится и к другим первичным группам: соседским, игровым и т.д. В целом же первичный опыт учит людей реализовывать общие интересы и поддерживать друг друга.

Вторичные группы – это объединения людей, в которых контакты между членами группы носят утилитарный, безличный характер; взаимодействия их определенным образом формализованы, функциональны. Между членами группы не обязательны дружеские, личностные отношения, все определяется социальными ролями в профессиональном коллективе, спортивном клубе, студенческой группе, бригаде и т.д. Вторичные группы характеризуются наличием общих целей и задач. В них почти всегда присутствует некоторое число первичных групп (например, студенческая группа включает группу совместно проживающих в общежитии людей, группу симпатизирующих друг другу студентов, в нее могут входить и семейные пары).

Вторичные группы больше ориентированы на реализацию цели, в то время как первичные – на укрепление межличностных связей и отношений внутри группы.

Способ организации групповой деятельности и формы социального контроля. По этому критерию выделяют формально-организованные (формальные) и неформальные группы.

Формальные группы представляют собой объединения людей, деятельность которых строго регламентирована официальными правилами, институтами, документами (законом, договором, положением, уставом, инструкцией и др.). Система внутригрупповых отношений в них характеризуется четким распределением ролей (руководитель – подчиненный, староста студенческой группы – заместитель, общественный деятель – рядовой студент и т.д.), их строгой заданностью и необходимостью выполнения. Как правило, структура формальной группы заранее определена системой более высокого ранга: администрацией организации или того подразделения, в которое данная группа (бригада, спортивная команда, депутатская комиссия, кафедра) входит. Социальный контроль в подобных группах также осуществляется сверху вниз. Исходя из этого система внутригрупповых отношений в формальных группах строится не на групповых интересах, а на "законодательных" предписаниях, невыполнение которых грозит определенными санкциями, вплоть до насильственной изоляции от группы (увольнение или исключение). По своим параметрам формальная группа очень близка к организации.

Неформальные группы – это группы, стихийно или осознанно сформированные на основе общих интересов, норм, ценностей, взаимных симпатий. Внутригрупповые отношения в них строятся по принципу относительной независимости и свободы, характеризуются нечетко выраженной целью взаимосвязей членов группы, а социальный контроль осуществляется по горизонтали и основывается на традициях, выражая групповое мнение. Спецификой неформальных групп является то, что они могут быть ситуативными группами, т.е. образованными в связи с возникновением определенных ситуаций (рок-группы, группы любителей бега и т.п.); как правило, они недолговечны и с изменением ситуации могут исчезнуть. В неформальных группах обычно роли не предписаны, а возникают стихийно. По характеру интересов, значимости норм и ценностей неформальные группы подразделяются на социально значимые и асоциальные. К первым можно отнести дружеские компании, любительские спортивные объединения, клубы по интересам и т.п.; ко вторым – девиантные группы (хулиганы, наркоманы, алкоголики, проститутки и пр.).

Неформальные группы образуются как в открытых сообществах (школа, институт, предприятие и т.п.), так и в закрытых структурах, например, в армии, в местах лишения свободы могут возникать структуры на принципах землячества, общей хозяйственной деятельности.

Продолжительность функционирования. Определяющим основанием является прочность, устойчивость отношений и взаимодействия членов группы. По данному критерию выделяют устойчивые и временные группы.

К устойчивым группам в большей степени относят первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада, фирма, воинское подразделение) и статусные (профессиональные) группы.

Временные малые группы подразделяют на два вида:

а) целевые группы. Они специально создаются для решения каких-либо конкретных задач. К ним могут относиться объединения, формируемые для творческих целей (научные группы, группы дизайнеров), экспериментальные группы, создаваемые для проведения медико-биологических, социальных или других экспериментов, а также контрольные группы, формируемые для проверки чистоты эксперимента и методики его проведения.

Разновидностью целевых групп могут выступать группы давления. Если такая группа оказывает влияние извне – это собственно группа давления, если же она образуется внутри малой группы, – группировка. И группа давления, и группировка представляют собой разновидность временной малой группы, в которую объединяются люди для реализации общих целей и интересов. Им свойственна единая тактика поведения в деле оказания давления для принятия нужных решений;

б) ситуативные группы. Они чаще всего образуются стихийно в связи с конкретной ситуацией, с исчезновением которой исчезает и группа. Примером таких групп могут служить туристские группы выходного дня, экскурсионные группы, группы пикетчиков, пассажиры купе и др.

Референтные группы (терминология М. Шерифа, Р. Мертона) выделяют по степени отношения индивида к социальным нормам и ценностям. Это так называемые группы сравнения , ценности и нормы которых человек для себя выбирает, хотя сам может к ним и не принадлежать. В литературе выделяют три вида референтных групп:

Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми. К последним относятся группы, нормы и ценности которых отражаются в сознании индивидов как идеалы для подражания. Реальные референтные группы выступают для личности в качестве образца норм, ценностей, мыслей и поведения (космонавты, разведчики, мастера спорта и т.д.). В социологии референтная группа может быть источником социальной мобильности.

Наконец, по степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют группы закрытые (формальные группы, организации) и открытые (как правило, неформальные).

Малыми социальными группами называются сравнительно небольшие по количественному составу объединения людей, существующие в обществе. Малая социальная группа включает в себя от 2-3 до 20-30 человек, объединенных друг с другом какой-либо общей целью, совместной деятельностью, направленной на достижение этой цели, имеющих друг с другом определенные личные и деловые взаимоотношения. Все без исключения люди являются членами каких-либо малых социальных групп, причем не одной, а сразу нескольких. Примерами малых социальных групп являются семья, учебные группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей, приятелей и т. д. Большую часть жизни человек проводит в составе различных малых социальных групп, и на это приходится примерно 80-90% времени его бодрствования. Почти все воздействия общества на личность и личности на общество осуществляются через малые социальные группы. Среди множества малых социальных групп, из которых состоит общество, выделяются следующие основные разновидности групп: референтные и индифферентные, формальные (официальные) и неформальные (неофициаль­ные), случайные (непостоянные или нестабильные по составу) и стационарные (постоянные, более или менее стабильные по составу), естественные и искусственные, группы низкого и высокого уровня развития. Рассмотрим в отдельности каждую из названных разновидностей малых социальных групп.

Референтными называют такие малые социальные группы, члены которых выступают для данного человека образцом для подражания, а также такие группы, личным участием в жизни которых человек особенно дорожит. Референтность группы психологически означает ее особую значимость и наиболее сильное психологическое влияние на человека. Люди осваивают психологию референтных для них малых социальных групп и становятся похожими на участников таких групп.

Однако есть малые социальные группы, которые никакого или почти никакого влияния на конкретного человека не оказывают. Такие группы в отличие от референтных, значимых малых групп называют индифферентными, безразличными группами. Индифферентными для человека, прежде всего, являются чужие для него малые социальные группы, участники которых имеют взгляды и убеждения, отличные от собственных взглядов и убеждений данного человека. Как правило, это такие группы, к которым человек не принадлежит и стать членом которых не стремится, хотя имеет для этого возможности.

Формальными или официальными называют малые социальные группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные, признанные, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных организаций. Таких групп в обществе много; к ним, например, относятся: семья, учебные группы, трудовые коллективы. Статус (положение в обществе), функции и состав таких групп обычно определяются какими-либо правовыми, нормативными актами. В отличие от формальных групп неформальными или неофициальными называют малые социальные группы, которые, хотя и существуют, не имеют официального статуса в обществе. К ним, например, относятся случайно образовавшиеся в том или ином месте небольшие группы людей, группы друзей и приятелей, вообще - любые группы, состоящие из людей, которые между собой договорились о чем-либо, что представляет лично для них интерес.

Случайными или временными называют такие малые социальные группы, которые создаются на короткое время, ради решения какой-либо частной задачи, а затем распадаются. Такой группой является, например, небольшая очередь, группа людей в автобусе, группа людей, случайно собравшихся вместе только для того, чтобы понаблюдать какое-либо интересное для них зрелище, и т.п.

Стационарная, или постоянная, - это такая малая социальная группа, которая создана и существует давно, на более или менее постоянной основе, и которая не распадается даже после того, как поставленная перед ней задача решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые в течение длительного времени решает группа, причем задачи могут меняться, а группа как таковая остается).

Естественными называют малые социальные группы, которые возникают и существуют в обществе как его элемент и необходимы для того, чтобы решать в данном обществе определенные задачи. Такие группы не придумываются вместе с их функциями, а появляются сами по себе, по мере развития общества. Такой группой, например, является семья.

Искусственная - это группа, которая образована специально, ради решения какой-либо частной задачи, и после решения этой задачи такая группа, как правило, перестает существовать. Это означает, что никакой другой роли данная группа в обществе не играет. Искусственными, например, являются лабораторные группы, которые иногда создаются для проведения разовых научных исследований. Искусственными также являются группы людей, которые подбираются на случайной основе и изучаются для того, чтобы полученные при их изучении результаты можно было распространить на другие группы людей.

Группами низкого уровня развития обычно называют такие малые социальные группы, внутри которых нет стабильных и благоприятных отношений между их членами, нет организованности и порядка, группы, где низка эффективность совместной групповой деятельности, где каждый член группы как бы сам по себе и отсутствует внутригрупповое единство.

Группами высокого уровня развития называют малые социальные группы, которые, напротив, отличаются высокой организованностью и эффективностью, где хорошо налажены как личные, так и деловые отношения, то есть такие группы, которые существуют и действуют как единый, хорошо отлаженный механизм.

Наиболее высоко развитые малые социальные группы принято называть коллективами. Малая группа, ставшая коллективом, отличается следующими особенностями: ответственностью, коллективизмом, сплоченностью, организованностью, открытостью, информированностью. Ответственность означает серьезное отношение всех членов группы к своей работе и к поставленным перед группой задачам. Коллективизм - это стремление все вопросы решать сообща, коллективно, всей группой. Сплоченность - это психологическое и поведенческое единство группы, то есть единство мнений, суждений, оценок, отношений и поступков членов группы в наиболее важных для нее жизненных ситуациях. Под организованностью малой социальной группы понимают стремление и умение членов группы действовать сообща, четко распределять между собой обязанности и умело взаимодействовать друг с другом. Открытость - это доверие членов группы друг другу и их готовность к сотрудничеству с другими социальными группами. Наконец, информированность - это наличие у всех участников группы достаточно полных сведений о том, что происходит в группе и за ее пределами и касается членов данной группы.

Малые социальные группы привлекли внимание социологов в 20-е г.г. XX века благодаря, главным образом, развитию прикладных исследований, что не исключало теоретического уровня их изучения. Большую популярность тема малых социальных групп получила во второй половине XX века. Это объясняется особой актуальностью темы.

Во-первых, индивид является членом общества не сам по себе, вне связи с другими индивидами, а только как член одной или нескольких малых социальных групп (семья, студенческая группа, трудовой коллектив, общественная организация, спортивная команда и т.д.). Люди всегда объединялись в коллективы. К этому их побуждала та или иная необходимость. Для социологии наибольший интерес представляют коллективы, члены которых формально свободны относительно пребывания в данной общности. Необходимость образования малых групп остаётся, но принимает иной вид. Чаще всего людей гонит в коллективы необходимость добывания средств к существованию. За этим увлекательным занятием проходит лучшая часть жизни. Казалось бы, когда отпадёт материальная нужда, люди покинут коллективы. Однако не хочется работнику менять место работы, где он всех знает и все знают его на другую работу с более высокой зарплатой, не хочется ветерану уходить на заслуженный отдых, так как нет отдыха вне работы. В коллективе человек не просто работает, в нём он живёт. Личная позиция человека по многим вопросам формируется в малой группе, так как в ней происходит его социализация. Поэтому вполне логична связь “индивид - малая социальная группа - большая социальная группа - общество”.

Во-вторых, малые социальные группы образуются не только стихийно, но и сознательно организуются. Проектированию подлежат не только строения, машины, дороги, каналы и т.д., проектируются и человеческие коллективы. При проектировании учитываются личные качества индивидов. В количественном плане проектирование представляется не менее сложным делом, чем в плане качественном. Сколько человек должно быть в данной малой группе? - вот главный вопрос целенаправленного создания группы. Теоретически не найти на него ответ, ответ может быть обоснован только эмпирически. Дело в том, что малая численность группы (диада, триада) не позволяет членам группы создать эффект коллективности. Суждение о том, что оптимальная численность группы составляет 5-7 человек, необоснованно, так как не связывается с конкретными обстоятельствами её существования. Одно дело компания друзей и совсем иное бригада строителей или воинский коллектив, для которых данная численность может оказаться недостаточной. С другой стороны, чрезмерная численность группы приводит к снижению коллективного эффекта деятельности, а сама группа разбивается на подгруппы. Разделение на подгруппы, если оно не выражает дробления функций, очень важный рубеж в жизни группы. Это сигнал о скором развале группы. Всё живое размножается делением. А перед исследователем стоят все те же вопросы: сколько учеников должно быть в классе, солдат - в отделении, крестьян - в артели и т.д.

Исследование малых групп необходимо предполагает их соотнесение с большими социальными группами. По содержанию деятельности малые группы похожи на большие, что создаёт впечатление идентичности их структур, например, первичная партийная организация и партия в целом, религиозная община и конфессия, культурное общество и нация, молодёжная группа и поколение и т.д. Но структуры малых и больших групп неидентичны, поскольку различны способы их существования. Как село не является маленьким городом даже при наличии одинаковых бытовых и культурных условий, так и малая группа не является уменьшенной копией большой группы. Вряд ли, прав американский социолог Т.Миллз, называя малые группы “микрокосмом больших обществ”. Большие социальные группы и общество было бы очень просто познавать, если бы их структуры и свойства были бы идентичны структурам и свойствам малых социальных групп. Точно так же нельзя распространять на всё общество свойства территориальных общин, которые также являются малыми социальными группами. Понимание большого общества, как совокупности территориальных общин, чревато тяжёлыми ошибками во внутренней политике государства. Целое - нечто иное, чем сумма его частей.

Существуют и др. различия, однако и приведенные достаточно ясно показывают оба типа групп как разные фрагменты социальной реальности. Малые социальные группы - это сообщества людей, все члены которых систематически непосредственно общаются между собой.

Виды малых социальных групп:

1) Первичная малая социальная группа - такая группа, члены которой связаны не только общими интересами, но и духовным единством. Для неё характерны любовь, дружба или, по меньшей мере, уважение. Члены группы ориентируются на постоянство отношений, пытаются добиться более высокого качества жизни. Так, например, на простой вопрос: “Почему Вы создаёте семью?” обычно дают глупый ответ о необходимости продолжения рода. Некоторые индивиды наловчились продолжать род и вне семьи; семья же создаётся ради более высокого качества жизни. Жизни одинокой многие лица предпочитают жизнь вдвоем, втроем и т.д. По этой же причине заводят в доме животных. Более высокое качество жизни побуждает людей завязывать родственные и дружеские связи вне семьи. Каждый член группы видит в другом человеке личность, индивидуальность и относится к нему как к самому себе. Первичная группа не делится на подгруппы, в ней отсутствует принуждение к вступлению в группу.

Именно в таких группах человек может испытывать наибольшую удовлетворённость жизнью, поскольку в них начисто отсутствует отчуждение между членами группы. Таковы семья, круг близких родственников вне семьи, компания друзей, религиозная секта, клуб поклонников какого-либо кумира и др. Девизом первичной малой социальной группы могли бы стать слова из песни: “Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить!”.

2) Вторичная малая социальная группа - такая группа, члены которой связаны общими интересами и ориентированы на достижение частных и временных целей. Духовное единство обычно отсутствует. Один человек видит в другом не цель, а средство или попутчика. Имеет место некоторое отчуждение или определённое дистанцирование членов группы друг от друга. Этот факт не обязательно оценивается отрицательно, так как все люди в той или иной мере прагматики и порой предпочитают сотне друзей сотню рублей.

Во вторичной группе проявляется тенденция к реализации статусов и ролей. Вторичные группы часто делятся на подгруппы. Девизом вторичной группы могли бы стать слова одного из британских лордов: “У Британии нет постоянных друзей и врагов, у неё есть постоянные интересы”. Если вообразить “Британией” отдельного человека, всё остальное будет верно характеризовать члена вторичной группы. Положа руку на сердце, проанализируйте Ваше отношение к членам своей группы и убедитесь в верности девиза.

3) Референтная группа. Если деление на первичные и вторичные малые социальные группы производится по характеру взаимоотношений между членами группы, то деление на референтные и нереферентные производится по ценностной ориентации индивида.

Референтная группа - это группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой он ориентируется в самооценке и поведении.

Референтной может быть как первичная, так и вторичная группа. Например, жена довольна другими членами семьи и считает её, по меньшей мере, “нормальной”. Её “коллега” из другой семьи сетует на недостатки мужа или сына (студента) и мысленно равняется на образцовую семью: “Живут же люди...”.

Вторичная группа (студенческая) является референтной, когда студент доволен ею: староста не отмечает пропуски его занятий, сосед не даёт скучать на лекции, украшая парту живописью и поэзией, он вместе с другими студентами посещает дискотеку, делится шпаргалками на экзамене, вместе с товарищами выступает против “враждебного класса” преподавателей и т.д. Чего еще желать от такой группы? Она само совершенство. Иное дело, когда у группы отсутствуют указанные “достоинства”. В этом случае группа “плохая” и “недружная”.

Референтные группы часто находятся за пределами той группы, к которой принадлежит индивид. Хороша или плоха группа, а молодому человеку нравится поп-ансамбль.

Факторы сплочения индивидов в малые социальные группы.

Фактор есть то или иное обстоятельство жизни или личное свойство человека, которое непосредственно предопределило членство индивида в данной группе. Факторы бывают сходными или различными для членов группы.

1) Интерес, то есть, направленность активности личности на удовлетворение своих потребностей или желаний. Это наиболее типичный фактор, на его основе формируются цели членов группы, которые часто совпадают. Например, Ваше пребывание в студенческой группе есть выражение сходства Вашего интереса с интересами других студентов.

2) Сходные или близкие статусы и роли. Люди “своего круга” обычно оценивают других людей как равных себе и на этой основе завязывают систематические отношения. Это, например, жильцы многоквартирного дома, дачники, “элиты” местного пошиба и др.

3) Сходные или близкие условия деятельности. Члены разных “кругов” могут составлять малую группу в силу обстоятельств, в которых они очутились. Так, например, и рядовой, и генерал вместе создают партизанский отряд, иностранные учёные и папуасы вместе изучают Новую Гвинею, священник и вор сидят в одной тюремной камере и т.д.

4) Психологическая совместимость. Даже при стихийном образовании малой группы люди часто сближаются по сходству темпераментов, по идеалам, по ценностям, по призванию или склонностям. Этот фактор учитывается при целенаправленном создании коллективов: экипаж подводной лодки или космического корабля, спортивная команда и др. Выражение бывших фронтовиков “С тобой я бы пошёл в разведку” означает психологическую совместимость, если понимать её не слишком строго с точки зрения психологической науки.

5) Чужая воля. Этот фактор обычно редко упоминается в работах социологов, чем создаётся впечатление, будто, сплочение людей в группы происходит добровольно. Но не по своей воле отбывает срок преступник в колонии, солдат служит не там и не с теми людьми, где и с кем ему хотелось бы служить. Излишне говорить о вторичности такой малой группы. Однако объективно это тоже малая группа и ей присущи некоторые из общих свойств малых групп.

Свойства малых социальных групп.

1) Лидерство. Малая группа не может существовать без лидера. Лидерство основывается на превосходстве одного из членов группы по ценимым в группе качествам (силе, уме, ловкости и др.). Лидер более или менее тактично подавляет членов группы и подчиняет своей воле.

2) В малой группе существуют обязательства каждого члена выполнять общие требования и оберегать общие ценности, даже если они противоречат нравственности и праву. Наиболее значимыми являются такие ценности, как солидарность и взаимопомощь. Например, в преступных группах существует своего рода “профсоюз”, оказывающий материальную помощь членам семей осуждённых сообщников.

3) Чем многочисленнее малая группа, тем более она “рыхлая” и непрочная. И, напротив, чем малочисленнее группа, тем интенсивнее в ней взаимодействия между членами группы. Отсеиваются случайные люди, остаются самые-самые...

4) “Мы” преобладает над “Я”. Эгоизм переходит с индивидуального уровня на уровень группы. Я член этой группы и потому, что бы ни сделала эта группа, она всегда права. Преобладание “Мы” над “Я” имеет и позитивное значение: в коллективе каждый отдельно взятый человек становится сильнее в сравнении с его индивидуальным существованием.

5) Идентификация индивида с группой объективно необходима. Это “моя” группа, а другая группа “чужая”. Идентификация происходит по принципу “свой-чужой”. В природе человека заложено стремление к такой идентификации. Данным свойством пользуются в тех случаях, когда надо создать образ врага. Раз некто не “наш”, он “чужой”, следовательно, враг. Кто не с нами, тот против нас.

Но не только индивид идентифицирует себя с группой, группа также может принять его в свой состав или не принять. Критическими для новичка являются первые дни или даже часы пребывания в новом коллективе: его пробуют, испытывают и решают, “свой” он или же “белая ворона”, “паршивая овца” и т.п.

Человек - существо социальное. Мало найдется людей, способных долгое время переносить одиночество и чувствовать себя при этом комфортно. Друзья, враги, родственники, сослуживцы, случайные собеседники - человек связан с обществом тысячами невидимых нитей, вплетен в социум, словно узелок в вязаный узор.

Малая социальная группа - что это?

Эти связи формируют малые и большие социальные группы. Они и составляют то, что называют кругом общения человека.

Большая социальная группа - это любая значительная по объемам общность людей, имеющая общие интересы и цели. Болельщики одной футбольной команды, поклонники одного певца, жители города, представители одного этноса. Такие общности объединены только самыми общими целями и интересами, зачастую между случайно выбранными их представителями вообще нельзя найти схожих черт.

Понятие «малая социальная группа» предполагает ограниченную малочисленную общность людей. И связующие черты в таких объединениях выражены намного ярче. Типичные примеры малых групп - коллеги, одноклассники, дворовые друзья, семья. В таких общностях объединяющие мотивы отчетливо видны, даже если сами их участники - люди абсолютно разные.

Типы малых социальных групп

Существуют различные виды малых социальных групп. Они могут различаться по степени официальности - формальные и неформальные. Первые представляют собой официально зарегистрированные объединения: трудовые коллективы, группы обучения, семьи. Вторые возникают на базе личных привязанностей или общих интересов: приятели, знакомые с общим хобби.

Группы могут быть с постоянным составом - стационарные, и со случайным - нестабильные. Первые - одноклассники, коллеги, вторые - люди, собравшиеся вместе, чтобы вытащить машину из кювета. Естественные группы возникают сами по себе, государство не прилагает усилий для их формирования. Это - компании друзей, семьи. Искусственные малые социальные группы создаются принудительно. К примеру, коллектив исследователей, созданный специально для решения определенной задачи.

Референтные и индифферентные группы

По степени значимости для участников малые социальные группы подразделяются на референтные и индифферентные. В первых оценка группой деятельности индивидуума имеет большое значение. Подростку очень важно, что о нем подумают друзья, работнику - как отнесутся коллеги к его решениям и поступкам. Индифферентные

группы обычно являются для индивидуума попросту чужими. Они его не интересуют, а следовательно, их мнения и оценки не имеют никакого значения. Футбольная команда - тоже малая социальная группа. Но для девушки, посещающей кружок бальных танцев, их мнение по поводу ее хобби никакого значения иметь не будет. Обычно индифферентными для людей являются группы непривлекательные, чуждые. Поэтому нужды перенимать их правила и традиции попросту нет, точно так же, как любителю чтения нет нужды заучивать названия футбольных команд, даже если рядом находится стадион.

Влияние малых социальных групп на личность

По сути, именно такие незначительные, казалось бы, объединения, оказываются наиболее значимыми. Именно малые социальные группы играют значительную роль при формировании характера и мировоззрений человека. Потому что наибольшее влияние на людей имеют либо личности, обладающие несомненным авторитетом в их глазах, либо ближайшее окружение. Общественное мнение как таковое - понятие абстрактное, и его влияние на психику человека сильно переоценено. Когда говорят, что все одобряют или не одобряют то или иное действие, имеют в виду все же круг знакомых, а не действительно «всех» - неведомых и непонятных. Совершая поступок и задумываясь о том, как он будет оценен, человек представляет себе реакцию друзей, соседей, коллег, семьи. Малой социальной группой являются практически все общности, оказывающие реальное влияние на выбор индивидуумом того или иного решения. И семья - одна из них.

Семья - малая социальная группа

Семья формирует базис личности, школьный класс и компания дворовых друзей обеспечивают начальную социализацию, учат основам поведения вне круга родственников. А уж рабочий коллектив - люди, с которыми приходится проводить больше времени, чем с самыми близкими людьми. Конечно, именно их влияние во многом определяет стиль поведения, моральные установки человека.

Обычно, говоря о семье и ее роли в обществе и государстве, забывают о том, что она -

малая социальная группа. Просто вспоминают расхожую фразу о том, что они - социальный институт. Конечно, многие просто не задумываются о смысле определения, используют устоявшееся выражение. Но социальный институт - это комплекс норм, догматов, правил и установок, как формальных, так и неформальных. Он призван обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальные группы и социальные институты

Задача социальных институтов - дать обществу возможность эффективно наладить производство материальных ценностей, осуществлять контроль за общественным порядком, обеспечивать коммуникативные функции. Ну и гарантировать должный темп воспроизводства членов социума. Именно поэтому к социальным институтам относятся не только экономика, религия, образование и политика, но и семья. В таком разрезе ее значение абсолютно утилитарно.

Семья как малая социальная группа не имеет перед собой сугубо демографических задач. Это вытекает уже из определения: общность, образованная в результате

возникновения тесного эмоционального контакта, моральной ответственности, любви и доверия. В семье вообще может не быть детей, от этого она не перестает быть семьей, хотя этот вопрос и был довольно спорным, мнения социологов в этом отношении расходились. И близкородственных связей может не быть. Муж и жена - не кровные родственники, а двоюродная бабушка, воспитывающая внука-сироту, по сути, ему почти чужой человек. А вот семьей они себя считать будут, даже если документы на опекунство или усыновление пока не оформлены.

Семья как предмет интереса социологии

Выдающийся американский психолог и социолог дал замечательное определение термина «группа», позволяющий обойти момент официальности, регистрации отношений. Люди, взаимодействующие друг с другом, влияющие друг на друга и осознающие себя не как совокупность «я», а как «мы». Если взглянуть на проблему под этим углом, то семья, как малая социальная группа, действительно может состоять из людей, не имеющих близкородственных связей. Все определяют чувство привязанности и эмоциональный контакт.

Когда рассматривают семью в таком аспекте, что особое внимание уделяют именно

взаимоотношениям и их влиянию на членов группы. В этом социология имеет много общего с психологией. Установление таких закономерностей позволяет прогнозировать рост или падение рождаемости, динамику вступления в брак и разводов.

Большую роль социологические исследования семьи играют и в формировании норм ювенального права. Только исследуя взаимоотношения между родственниками, можно делать выводы о благоприятном и неблагоприятном для ребенка климате, его влиянии на развитие личности. Социум формируют семью, но и семья в будущем формирует социум, воспитывая детей, которые создадут новое общество. Эти взаимосвязи и исследует социология.

Семья и социум

Семья, как малая социальная группа, вполне отражает любое изменение общества. В строгом, патриархальном государстве с четко выраженной вертикалью власти внутрисемейные отношения будут столь же линейными. Отец - неоспоримый глава

семьи, мать - хранительница домашнего очага и послушные их решениям дети. Конечно, будут семьи, построенные в рамках других традиций и укладов, но это будут, скорее, исключения. Если общество считает нормальной, правильной именно такую организацию отношений - значит, оно тем самым задает определенные стандарты. И члены семьи, вольно или невольно, исполняют их, считая единственно возможными и приемлемыми.

Но как только нормы меняются, тут же меняются и внутренние, домашние правила. Изменение гендерной политики на общегосударственном уровне привело к тому, что все больше семей существует в условиях хотя бы формального равенства обоих супругов. Строгий патриархальный уклад в российской семье - уже экзотика, а ведь совсем недавно он был нормой. Структура малых социальных групп приспособилась к изменениям в обществе, скопировав общую тенденцию к сглаживанию гендерных различий.

Влияние социума на семейный уклад

Традиции донских казаков, скажем, предполагают, что всю домашнюю работу делает только женщина. Удел мужчины - война. Ну, или физически трудная, непосильная для женщины работа. Он может чинить забор, но не станет кормить корову или полоть грядки. Поэтому когда такие семьи переезжали из привычного места обитания в города, сразу оказывалось, что женщина и на работу ходит, и всю домашнюю работу выполняет. А вот мужчина, приходя вечером домой, может отдыхать - ведь адекватных обязанностей у него попросту нет. Разве что починить сантехнику или прибить полку - но это бывает редко, а есть готовить нужно каждый день. Если мужчина не занят на производстве тяжелым, физически изнуряющим трудом, такой семейный уклад быстро перестает соответствовать принятым в городе нормам. Конечно, вряд ли поведение взрослых членов семьи изменится. Малые социальные группы динамичны, но не настолько. А вот выросший в такой семье сын, скорее всего, уже не будет придерживаться патриархальных устоев. Просто потому, что окажется в меньшинстве, окажется «неправильным». Его стандарты не будут устраивать потенциальных невест, а парни вокруг охотно помогают своим избранницам. Под давлением социума он просто вынужден будет признать, что привычный ему уклад уже неактуален и изменить заложенные семьей стандарты.

Зачем нужна семья

В начале двадцатого века было модно утверждать, что институт семьи себя исчерпал. Это - лишнее, ненужное формирование, пережиток прошлого. При должной социальной защищенности людям семья не нужна, а поэтому она отомрет, исчезнет так же, как родовой или племенной уклад. Вот только годы идут, а люди по-прежнему вступают в брак, даже при условии полной финансовой самостоятельности. Почему?

Те, кто так утверждали, упускали из виду один момент. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Это - глубинная психологическая потребность, без нее личность не может функционировать должным образом. Не зря же одно из самых суровых наказаний - заключение в одиночной камере, полная десоциализация. А возникновение теплых доверительных связей возможно только в узком постоянном кругу. Этим и отличаются малые и большие социальные группы. Семья - гарантия эмоциональной вовлеченности индивидуума.

Гражданский брак - это семья?

Конечно, тогда возникает вопрос - неужели для возникновения тесных доверительных связей действительно необходим факт государственной регистрации? В какой момент семья становится семьей? С точки зрения социологии - нет. Если люди живет вместе, заботятся друг о друге, полностью осознавая всю меру ответственности и не избегая ее, то они уже являются семьей. С точки зрения закона - конечно, нужен официальный документ, ведь эмоции, как говорится, к делу не пришьешь. Семью, живущую гражданским браком, характеристика малых социальных групп позволяет считать неформальной стационарной естественной и референтной группой.

Влияние семьи на ребенка

По отношению к детям семья выступает как первичная группа. Именно обеспечивает начальную социализацию, учит азам взаимодействия с другими людьми. Семья - единственная общность, способная формировать человеческую личность комплексно. Любые другие социальные группы влияют только на конкретную сферу психической деятельности личности.

Способность к обучению, умение строить отношения с другими людьми, основные особенности поведения, даже в определенном смысле мировосприятие - все это закладывается в глубоком детстве, а значит, в семье. Остальные социальные группы всего лишь развивают, шлифуют то, что уже присутствовало в личности. И даже если детский опыт крайне неблагоприятен, и ребенок категорически не хочет воспроизводить привычный с детства сценарий - это тоже в своем роде формирование, просто со знаком «минус». Если родители любят выпить, выросшие дети могут избегать алкоголя, а в бедных многодетных семьях могут вырасти убежденные чайлдфри.