По страницам газет и журналов второй половины XIX века. По страницам старых газет

Так случилось, что родился он точно в первую годовщину нашей несокрушимой и легендарной Красной Армии, а свое столетие отмечает в сто первую ее годовщину.
Герой Советского Союза Владимир Карпов как-то пошутил: «Ты, Семен, рожден не в сорочке, а в защитной гимнастерке». И, наконец, наш юбиляр носит имя и отчество маршала Советского Союза Буденного.
В армии Борзунов с тридцать девятого года. А летом сорокового командующий Киевским особым военным округом генерал армии Жуков проводил масштабное военное учение, в котором Борзунов выполнял обязанности наводчика 76-миллиметрового орудия.
И надо же такому случиться: именно к этому орудийному расчету подошел Георгий Константинович.
- Молодцы, артиллеристы! Стреляли вы отлично. Объявляю всему расчету благодарность и награждаю ценными подарками.
В сорок первом году Семен Борзунов, окончательно решивший стать военной косточкой, завершает обучение в военно-политическом училище, назначается младшим политруком 32-й танковой дивизии. А уже 22 июня лицом к лицу встречается с врагом на западной границе.
Жизнь военкора - и на ногах, и на колесах. Как-то узнал Борзунов о подвиге снайпера, на счету которого было много уничтоженных фашистов. Ну как не написать о таком!
А было это под Белгородом в канун знаменитой Курской битвы. Так случилось, что капитан Семен Борзунов, военный корреспондент газеты «За честь Родины», в один из июльских дней сорок третьего года повстречался в Щебекенском лесу с военкором «дивизионки» гвардии старшим лейтенантом Михаилом Алексеевым, будущим выдающимся русским советским писателем. А потом был - Днепр. И военкор Борзунов решает форсировать реку на лодке с разведчиками.
Вернувшись в редакцию, Борзунов узнает, что разведчики, с которыми он форсировал Днепр, стали Героями Советского Союза. У Семена Михайловича хранится копия наградного листа. Он тоже представлялся к этому званию. Но, увы, видимо, не судьба...
А впереди - освобождение Киева, выход наших войск на западную государственную границу, стремительный поход по странам Восточной Европы, штурм Берлина... И обо всем этом, немало повидав, писал в свою фронтовую газету теперь уже майор Борзунов.
И, наконец, бросок Берлин - Прага через реки, горы и леса. Население Праги восстало, на улицах столицы Чехословакии шли кровопролитные бои, необходимо было спасать Злату Прагу. Вот что рассказывал мне Семен Михайлович:
-Двадцать шестого апреля победного сорок пятого мы с военным корреспондентом Александром Верхолетовым, находясь в оперативной группе 3-й гвардейской танковой армии генерала Рыбалко, передали в редакцию нашей газеты информацию о том, что советские танки в Берлине. А несколькими днями спустя вместе с частями той же танковой армии буквально «верхом на танках», через Рудные горы добрались до столицы Чехословакии. О том, как протекал этот стремительный бросок, как слаженно действовали подразделения танкистов и десантников, мы девятого мая уже из Праги передали очередную расширенную информацию, которая была последней за долгие годы Великой Отечественной.
Орден Красного Знамени венчает смелый бросок Борзунова к Берлину, а затем от Берлина к Праге.
Свой новый боевой орден Семен Борзунов получил уже в московских стенах Военно-политической академии имени В. И. Ленина, куда был направлен на учебу с доброй характеристикой главного редактора фронтовой газеты.
Окончив академию, Борзунов утверждается главным редактором журнала Главпура Советской армии и Военно-морского флота «Блокнот агитатора». За тем занимает должность заместителя главного редактора «Воениздата».
После сорока календарных лет службы в армии он выходит в отставку в звании полковника и работает заместителем главного редактора литературно-художественного журнала «Знамя», а позднее в такой же должности, - народного журнала
«Роман-газета». Он автор более двадцати документально-художественных книг, в том числе - романа о маршале Коневе. Уже в возрасте далеко за семьдесят Семен Михайлович вместе с такими же журналистами московских газет - участниками войны, не пожелавшими после выхода на пенсию сидеть без дела, принимает участие в создании объединенного совета ветеранов журналистики России и почти двадцать лет на общественных началах - знай наших! - работает членом редакционной коллегии десятитомной книги большого формата «Живая память». В широко известную книгу вошли очерки, воспоминания, солдатские мемуары о наиболее ярких событиях Великой Отечественной войны.
Семен Михайлович и автор этих заметок, возможно», последние военкоры Великой Отечественной, еще живущие на земле. И мне хочется пожелать своему старшему другу доброго здравия и бодрости духа.

Свобода человека

Современные люди в большинстве своем упорно стремятся к свободе. Но стремление их оказывается только на словах. Ведь человек отдает себя в плен разным зависимостям. Многие в наши дни воспринимают свободу как возможность говорить, поступать, выстраивать свою жизнь так, как им хочется. При этом они не очень-то учитывают или вообще не считаются с интересами, чувствами, мнением близких людей, «забывая» о своих обязанностях по отношению к ним... Молодежь и подростки традиционно стремятся все решать сами, не желая жить по указке. Социально активные люди добиваются новых общественных и политических свобод. Даже в Церкви иным хотелось бы большей свободы, и каждый опять-таки понимает это по-своему.
По мере взросления человек все больше трудится, размышляет, набирается опыта преодолевая трудности и переживая внутренние борения. Не бывает жизни без радостей, как не обходится и без проблем в какой-то момент, на каком-то этапе своей судьбы молодой человек впускает в свою жизнь сигареты, алкоголь или другие вещества, вызывающие зависимость. Проходит время, и эта зависимость уже управляет человеком, а смысл жизни замыкается на ее удовлетворении.
О какой свободе можно говорить, если несколько затяжек определяют настроение, управляют эмоциями, а при отсутствии возможности покурить человек ни о чем, кроме сигареты, уже не способен думать? О какой свободе может идти речь, если без принятия спиртного или банки энергетика уже не обходится ни один вечер? Человек, подверженный вредным привычкам, совершенно точно несвободен. Он зависим от табака или спиртного гораздо больше, чем сам себе в этом признается. Не он определяет свою жизнь, а зависимость от сигарет или алкогольных напитков тянет его за собой. Все вредные зависимости губят здоровье, отнимают годы жизни, заставляют напрасно тратить время и деньги. Они разрушают человеческую личность, лишают человека множества возможностей. Они коварны: сначала заставляют человека верить, что он в любой момент остановится и бросит, создают иллюзию, что нет никаких проблем, а потом заставляют считать, что уже ничего нельзя поделать, что уже не сможешь обойтись без курения или алкоголя, или другой греховной привычки, что остается только свыкнуться с ними и продолжать потакать им до могилы. То и другое ложно, но человек, впавший в пагубную зависимость, часто этого не видит. Человеку не следует становиться рабом греховных зависимостей. Он свободен от них, когда приходит в этот мир, и таким же свободным должен оставаться. Апостол Павел увещевает нас: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» греха. Этой свободой надо дорожить более всего, хранить ее как дар Божий, ибо нам всем предстоит держать ответ перед Господом. И не вредные привычки должны определять жизнь человека, а он сам, памятуя о Боге; и не грех должен управлять нами, а Благодать Христова.
Митрополит Калужский и Боровский Климент излагает основы христианского вероучения. Газета «Вечерняя Москва» №219 от 26.11.2018г.

Страшно короткая память

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Сотни девчонок самых разных национальностей прислали свои фотографии на конкурс одной из групп социальной сети «ВКонтакте» «Мисс Гитлер». Публико-вали селфи и писали, «почему они любят и чтят Третий рейх». Естественно, демонстрировали «зигу» и фашистскую символику. Дурочки? Безусловно. Не думаю, что они вообще знают про Третий рейх, а про Гитлера только то, что у него были усики и характерная прическа. Все. Остается только поражаться, как коротка у человечества память. Семьдесят лет с небольшим прошло с Великой Победы над фашизмом. И вот вылупилось поколение некст, для которого ужас войны-это некая научная фантастика. В семье об этом не говорят, ведь даже уже не деды их воевали, а прадеды или даже прапрадеды-так далеко в прошлое заглядывать юным явно не хочется. В школе патриотическое воспитание отсутствует, а теме Великой Отечественной уделено уроков пять от силы. Вот и «зигуют» красивые девчонки на фото. Косая челочка, фуражка. Каждая хочет стать «Мисс Гитлер». Позабыв, а может, и не зная, как Адольф закончил свою жизнь.

Не одни россиянки хотели стать «Мисс Гитлер»: жительницы Германии, Италии, Америки тоже радостно участвовали в конкурсе. Так бы он и прошел с аншлагом, и победительницу бы выбрали, если бы не израильская компания Vocative , которая занимается исследованием контента на 15 языках. Представители израильского телевидения связались с администрацией «ВКонтакте»: спохватились, страничку с конкурсом заблокировали и внесли в реестр запрещенных ресурсов.

В Израиле к фашизму отношение однозначное. Ау нас память оказалась короткой. Настолько, что диву даешься. Политические лидеры видят эту нарастающую угрозу фашизма, поднимающего голову то там, то здесь. Греческий лидер Прокопис Павлопулос сказал на днях журналистам после саммита Arraiolos в Риге, что сегодня главная мировая угроза - это неонацизм. Неоднократно выражал обеспокоенность «ползучей реабилитацией нацизма» и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Фотки в интернете - это так, цветочки, демонстрирующие всеобщее легкомыслие по очень серьезному вопросу. Так же легкомысленно и терпимо относился мир к фашизму в тридцатые годы прошлого века. Его слишком долго не воспринимали как самостоятельную силу и самостоятельную угрозу. И сейчас вот это. Страшные и тревожные симптомы - здесь шуточка, здесь мемасик. Парубий недавно назвал Гитлера «самым большим демократом», а теперь вот – девочки - «гитлеры» демонстрируют свою любовь к Третьему рейху. История повторяется?

Екатерина Рощина «Вечерняя Москва»№172

Крах идей КАРЛА МАРКСА

5 мая исполнилось 200 лет со дня рождения философа и политического деятеля Карла Маркса.
До конца своих дней Маркс верил в идеи, которые, с его точки зрения, послужат на благо человечества – бесплатное образование, всеобщее избирательное право, запрет на эксплуатацию детского труда, прогрессивный налог, национализация земли и многое другое. Но не всё сложилось так, как хотел Маркс, – ни одна страна так и не смогла построить коммунизм. В том же Китае, которым правит Коммунистическая партия, уже давно отошли от классических идей коммунизма.
– Жизнь и прежде всего Россия блестяще доказали, что учение Карла Маркса – это утопия, которую нельзя осуществить, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Наталия Басовская. – Но Маркс до конца жизни верил, что в его руках ключ к счастью всего человечества. И с этой святой верой во всеобщее счастье, в коммунизм и справедливость он и ушёл из жизни. Остался его друг и соратник Фридрих Энгельс, который пережил его на несколько лет. После смерти Маркса Энгельс уже чувствовал, что не всё складывается так, как мечтал автор "Капитала". Поэтому Энгельсу достались одни разочарования. И он попытался даже как-то скорректировать теорию Маркса. Однако оголтелые социалисты воспротивились этому. Дети Маркса тоже осознавали, что идеи отца не воплощаются в жизнь. Элеонора, самая младшая, даже ожидая ребёнка, выступала на митингах, но видела, что дело Маркса с места не сдвигается. Лаура покончила с собой вместе с мужем Полем – когда оба решили, что больше не могут участвовать в классовой борьбе. В общем, все дети Маркса были разочарованы в жизни, хотя и верили, что после их смерти наступит светлое счастье...
КАК УЧЕНИЕ СТАЛО РЕЛИГИЕЙ
Отец Карла Маркса был раввином, при этом он настоял, чтобы его маленького сына окрестили в евангелической церкви. Позднее Карл Маркс отрёкся от религии вообще, при этом многие адепты его идей последовали примеру своего кумира. С другой стороны, невольно автор "Капитала" создал свою собственную религию, которой на протяжении многих лет поклонялись, в том числе и граждане СССР.
– Карл Маркс плавно, естественно и легко отрёкся от религии, – отмечает Наталия Басовская. – Он не видел в ней смысла, считал, что религия не даст людям того счастья, которое даст его теория. Поэтому отречение не стало для него жертвой. Маркс и Энгельс, конечно же, были абсолютными атеистами. При этом не воинствующими, нет! Но к лону церкви отношения не имели. Впрочем, ни Маркс, ни Энгельс не заметили, что их учение тоже превращается в религию. Хотя и верили, что в группе европейских стран произойдут революции. Они думали, что весь мир пойдёт за ними, но этого не произошло. Зато в СССР Карла Маркса боготворили, из его учения сделали новую религию. Что интересно, Маркс не видел исторической роли России – просто не успел понять её и оценить.
ЛЮБОВЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Карл Маркс был женат на аристократке Женни фон Вестфален, они прожили в браке почти 40 лет, у них было семеро детей. Но жизнь их была полна тягот и лишений. Кроме того, в биографии Карла Маркса есть одно тёмное пятно: экономка Елена Демут родила ребёнка, и ходили слухи, что его биологическим отцом был не кто иной, как Маркс. И в этой непростой ситуации ему вновь помог старый верный друг, взявший весь огонь на себя.
– У Карла Маркса и Женни фон Вестфален была страшная любовь! – утверждает Наталия Басовская. – Она – красивая знатная дама, он – незаметный еврейский мальчик. Но как же они любили друг друга! В молодости Карл был очень красивым мужчиной. Его духовная красота сочеталась с красотой физической. Он был благороден и полон идей. Это тоже повлияло на выбор Женни – в конце концов, девушка выпрыгнула к нему в окно и они поженились. Но дальше их судьба складывалась трагически. Они жили в нищете. А ещё эта печальная история про экономку. В той сложной ситуации Энгельс взял вину на себя! Сказал, что это он завёл роман с экономкой. Знаете, это образец какой-то сказочной дружбы... А мальчик, родившийся от экономки, в результате бездарно сгинул в Европе. Жил скромненько, тихонько, под чужим именем, под именем этой экономки. Что касается Елены Демут, то она была обыкновенной женщиной. После рождения ребёнка она продолжила работать в доме Маркса, её не выгнали. Энгельс же всё на себя взял!
ЗОЛОТОЙ ДРУГ КАРЛА МАРКСА
Фридрих Энгельс, безусловно, играл особую роль в жизни Карла Маркса и, когда автору "Капитала" становилось совсем тяжко, всегда подставлял соратнику своё дружеское плечо. Даже после смерти Маркса Энгельс продолжал помогать ему.
– У Карла Маркса умерла дочь, и не было денег, чтобы её похоронить, – рассказывает Наталия Басовская. – Если бы не удивительный друг Энгельс, Маркс просто пропал бы в той ситуации. Энгельс дал денег – его отец был фабрикантом – и спас друга. Вообще, Энгельс был золотым другом для Карла. Марксу всегда не хватало средств, потому что родители ничего ему не давали, а жить на гонорары от работы в газете с такой толпой детей было невозможно. И Энгельс содержал их семью. А когда шли последние, арьергардные бои французской революции 1848 года, Энгельс отправился на баррикады, тогда как Марксу говорил не ходить, дабы сберечь свою драгоценную жизнь и голову. А после его смерти в 1883 году Энгельс работал над рукописями второго и третьего томов "Капитала". Он понял, что должен переводить труд Маркса, так как обязан развивать его теорию. При этом у Маркса был очень сложный почерк, язык тоже очень сложный, как и сама теория. Но Энгельс был трудягой и в целом справлялся.
Станислав Купцов, газета «Метро»Этот вечер стал первым в цикле мероприятий, посвященных знаменитому полководцу, которые пройдут в 2018 году. Завершится этот памятный марафон в ноябре - традиционными «Панфиловскими днями».

Перед началом концерта гости могли ознакомиться с небольшой выставкой, где были представлены фотографии из семейного архива Ивана Васильевича Панфилова. Эту небольшую, но памятную экспозицию подготовила внучка прославленного генерала - Елена Козырькова.
Открылся вечер показом документального фильма «Панфилов» режиссера Елены Ковардаковой. Это уже не первая ее работа, посвященная знаменитому генералу и 316-й стрелковой дивизии, которой генерал И.В.Панфилов командовал. Особое место в ней уделено бою у разъезда села Дубосеково. Лента была отмечена на 13-м Международном кинофестивале военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж».
После завершения кинопоказа перед гостями Московского дома ветеранов войн и Вооруженных сил выступили ветераны-панфиловцы, а также имам Московской Соборной мечети, представители посольств Киргизии и Казахстана.
Организаторы тематического вечера вручили почетные грамоты гражданским активистам за помощь в проведении «Панфиловских дней» в 2017 году.
После окончания церемонии награждения зрители увидели концерт с выступлением творческих коллективов образовательных учреждений Москвы и Московской области. Завершился торжественный вечер выступлением певицы Роксаны Февралевой, исполнившей композицию «Гляжу в озера синие» и гимн Панфиловского движения.
«Концерт произвел на гостей памятного мероприятия сильнейшее впечатление. У людей - и молодого, и старшего поколения - в глазах стояли слезы,» - рассказал один из организаторов мероприятия, директор Центра поддержки добровольцев «Единство» Алексей Галицкий.
Корреспондент «ВМ» Александр Кожохин, "Вечерняя Москва" http://vm.ru/news/452680.html.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС

IV КЛАСС

Человек познает мир не только в активной учебной деятельности, но и во внеклассных мероприятиях. Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе. Одной из форм развития познавательного интереса младших школьников является информационный час .

Информационный час на тему «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы» обусловлен тем, что у детей на данном занятии есть возможность получить и использовать качественную информацию, которая способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, определению их интересов и потребностей, развитию способностей.

Данное внеклассное занятие было направлено на ознакомление учащимися со средствами добывания информации, способствовало формированию привычки читать, работать с газетой, журналом.

Активизации познавательной деятельности способствовали: отгадывание загадок, беседы, игра-импровизация, игры «Да», «Нет», «До – скажи словечко», сюжетно-ролевой игры, составлением учащимися устных рассказов, занимательных заданий.

На занятии проводилась профориентационная работа, где познакомила учащихся с профессиями, журналиста, почтальона Целью которой является выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.

ТЕМА «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы»

ЦЕЛЬ: пробудить потребность в познании, чтении газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, выработка у учащихся сознательного отношения к труду, интереса к профессиям.

ЗАДАЧИ:

Ознакомить учащихся с информацией о современных детских газетах и журналах.

Познакомить с внутренним содержанием газет, журналов.

Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка газет прошлого и современных.

Карандаши и фломастеры, бумага.

Газетные и журнальные статьи для чтения.

Текст для чтения об истории появления газет и журналов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент. Мотивационный момент.

Услышав эти строки, вы уже догадались, кто к нам пришел на занятие

Все узнать про то, про это

Помогает нам газета.

В доме все ее читают,

Утром ранним ожидают.

Ждем, когда доставит в дом

Газету местный…(почтальон)

2. Вступительное слово классного руководителя

Ну, конечно, и у нас в гостях …почтальон.

Кто такой почтальон?

Почтальон – это работник почты, доставляющий корреспонденцию (письма, газеты, журналы, извещения на посылки) по адресам.

А что находится в сумке почтальона?

А вот, что находится в сумке нашего почтальона вы ответите, разгадав загадки.

Чтоб узнать про то и это,

В руки мы берем …. (газету)


А что такое газета? Точное определение мы найдем в словаре Ожегова. Газета - печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.

3. Тема, цели информационного часа

Информационный час мы посвятим таким важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера. И, поскольку у нас в кабинете несколько столов заняли эти предметы, я прошу вас назвать их. Вы правы, ребята. Это газеты и журналы. Ознакомимся с историей происхождения газет и журналов.

4. Работа над темой

41. Основная часть. Из истории газеты

Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до н. э. в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма-сообщения и рассылал их людям, которых жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался «События дня». Впервые газета появилась в XVI веке. Её основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась мелкая монета под названием «гадзетте». Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась «Информатор». Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру I.


Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издававшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета «Ведомости», в которой печатались распоряжения и указы правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.


Сейчас в Белоруссии выходит 766 экземпляров газет на 1000 человек. Они выходят в столице - Минске и областных центрах. Есть свои газеты и в маленьких городках, на предприятиях, в институтах и школах.

Почтальон Печкин приготовил вам загадку.

Он красивый, толстый очень.

В нем узнаешь что захочешь.

Я читал, его устал,

А зовут его …. (журнал)

У каждого из нас, взрослых людей, был в детстве любимый журнал. Есть любимый журнал и у вас, ребята. Кому-то он приходит на дом, кто-то покупает его на почте или в магазине. Мы ждем его появления у себя на столе, иногда хочется уединиться и прочитать все то, что приготовили авторы журнала своим читателям.

А откуда они появились?

Послушайте.

– Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета». Первым в мире появился «Журнал де саван» (Франция. 1665 г.).

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии.


Впервые в России детские журналы начали издавать в начале 19 века. Первый детский журнал получил название « Детское чтение для сердца и разума», он был приложением к газете « Московские ведомости». В этом журнале были стихи для детей, загадки, описывались явления природы, печатались произведения детских писателей.


4.2. Беседа с учащимися.

А сейчас познакомимся подробнее с содержанием,т.е. с тем, что же находится в каждом журнале, газете. Давайте рассмотрим на примере.

Заметка - небольшое газетное сообщение.

Статья - большое газетное сообщение по какой-либо конкретной теме.

Какую информацию пишут на первой странице, на первой полосе? (важную, самую главную)

что обязательно есть в каждой газете, журнале? (номер, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики)

Что стоит под каждой статьей? (фамилия автора)

зачем людям нужны газеты? (сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию)

А отличаются ли газеты от журналов?

Вы правы, ребята, журнал отличается от газеты.

Вот его основные отличия:

В журнале страниц больше, чем в газете.

Журнал выходит реже, чем газета. Есть газеты, которые выходят каждый день. А журналы чаще чем раз в неделю не выпускают.

Журнал может быть познавательно-развлекательным или посвященным одной теме или направлению: музыкальный, спортивный и т.д. В то же время, как правило, публикуются материалы разной направленности, как в газете.

Журнал может быть ориентирован на людей разного возраста: детский, юношеский, женский.

4.3. Представления о профессиях.

А кто знает – где создают газету? Чтобы ответить на этот вопрос соберите из разбросанных букв правильное слово

ЯРИЕЦДКА (РЕДАКЦИЯ)

Что же такое редакция?

Это группа людей, возглавляемая редактором (главным), которая занимается подготовкой и выпуском издания.

Кто же работает еще, чтобы мы с вами могли читать журналы, газеты?

Игра «До - скажи словечко»

Почерком быстрым исписан весь лист

очерк в газету строчит … (журналист)

А кто такой журналист?

Давайте найдем определение этого слова в словаре Ожегова.

Журналист - человек, который работает в СМИ.

Трудна ли эта профессия как вы думаете?

Действительно, ведь ему нужно найти интересную информацию, порой журналист мучается со словом, не может подобрать более точное, не знает, куда его лучше вставить. Но потом находит его, и его статья играет яркими красками.

Современные же журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге.


Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно - познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя.

4.4. Знакомство с белорусскими изданиями журналов. Игра-импровизации

Ну и конечно в нашем крае есть свои издания журналов. С некоторыми мы с вами и познакомимся.


И сейчас вы возьмете интервью и попробуете себя в роли журналиста.

(рассказы учащихся)

«Буся» - это развлекательный журнал-раскраска со стихами и рассказами на белорусском языке. Он поможет детям почувствовать наслаждение от белорусского художественного слова и еще больше полюбить нашу родную Беларусь.

«Вясёлка» - это развлекательный журнал. Рассказы, стихи, сказки белорусских писателей для детей. Статьи об истории Беларуси и национальной культуре. Юморески, игры, головоломки. Детское творчество.

Как видите, ребята, прошло очень много времени с тех пор, когда появились первая газета и журнал, но и по сегодняшний день она нужна людям.

5. Подведение итогов. Игра «Да», «Нет»

Давайте теперь подведем итоги нашего информационного часа, поиграв в игру «Да, «Нет»

Первая газета была похожа на письмо? (письмо)

(да)

Название первой газеты При Петре 1первая газета называлась (ведомости)

(да)

Небольшое газетное сообщение. (заметка)

Информацию для газет ищет почтальон? (журналист)

(нет)

Под каждой статьей стоит фамилия автора?

(да)

Газету создают в редакции?

(да)

Слово журнал пришло к нам из французского языка, что означает «дневник».

(да)

Ответьте на вопросы

Что есть в каждом журнале, газете? (номер, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики)

Что мы узнаем из них? (сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию)

Трудна ли работа журналиста?

Кто-нибудь из вас захотел стать журналистом? Почему?

6. Рефлексия . Составление обложки к своему журналу

Представьте, что вы редактор журнала. У каждого тематика своя, кто-то работает в журнале о животных, кто-то о моде и т.д. и вам надо придумать и нарисовать обложку к своему журналу.

Урок-путешествие «По страницам газет и журналов»

Внеклассное занятие во втором классе

Цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о творчестве Виталия Валентиновича Бианки; развивать речевые умения и творческие способности; способствовать развитию интереса к литературному чтению; побуждать детей бережному отношению к окружающей природе.

Оборудование: выставка книг Виталия Бианки; портрет писателя; иллюстрации животных и растений; карточки с загадками, телеграммами, отрывками стихотворений.

Ход занятия

1.Введение

Прочитайте названия произведений и фамилии писателей. Из второго столбика выберите фамилию автора к хорошо знакомым вам произведениям:

«Про Томку» Виталий Бианки

«Передышка» Евгений Чарушин

«Пчёлки на разведках» Георгий Скребицкий

«Первые цветы» Константин Ушинский

Что объединяет эти произведения?

Сегодня мы поговорим о творчестве писателя, чьи произведения посвящены природе.

Виталий Валентинович Бианки любовь к природе принёс из своего детства- от родственников-зоологов и путешественников.

Виталий Бианки был активным сотрудником детских журналов. В произведениях писателя содержаться познавательные сведения о природе. Автор показывает, что законы

Природы надо знать, умело их использовать. Читая произведения Виталия Бианки, мы сопереживаем героям в их напряжённых приключениях. О внимательном отношении к природе, заботе о ней писатель рассказал в «Лесной газете». «Лесной год» - «колесо с двенадцатью спицами», «вращается колесо - идут годы».

О каких спицах идёт речь?

Сколько номеров в «Лесной газете»?

Главные герои - лескоры. Кто они?

Лесные корреспонденты - ребята, охотники, учёные, лесники- все, кто ходит в лес, интересуется жизнью зверей, птиц, насекомых, записывает разные лесные происшествия.

Читателям «Лесной газеты» надо знать жизнь природы, чтобы, став взрослыми, они умели правильно управлять жизнью леса на пользу своей Родине.

Давайте мы отправимся в это увлекательное путешествие по страницам «Лесной газеты».

II .Путешествие по страницам «Лесной газеты».

Класс разделен на четыре группы. Каждая группа имеет название одного из времен года.

Страница1. «Лесой год».

-С какого времени года начинается первый номер газеты?

-С какого числа?

-Вспомните, как называется каждый месяц в «Лесной газете»

-Соедините название каждого месяца с месяцем по порядку :

Команда «Весна»

Первый месяц-месяц возвращения перелетных птиц (2)

Второй месяц-месяц песен и плясок (3)

Третий месяц-месяц пробуждения от спячки (1)

Команда «Лето»

Первый месяц-месяц стай (3)

Второй месяц-месяц гнезд (1)

Третий месяц-месяц птенцов (2)

Команда «Осень»

Первый месяц-месяц прощания перелетных птиц с Родиной (1)

Второй месяц-месяц зимних гостей (3)

Третий месяц- месяц полных кладовых (2)

Команда «Зима»

Первый месяц-месяц лютого голода (2)

Второй месяц-месяц дотерпи до весны (3)

Третий месяц-месяц первых белых троп (1)

У нас получился лесной календарь. Он мало похож на обыкновенные календари. Ведь у зверей и птиц календарь свой, особенный: в лесу все живут по солнцу. За год солнце делает широкий круг по небу. Каждый месяц оно проходит одно из созвездий, один из знаков Зодиака, как называют эти двенадцать месяцев.

Новый год в лесном календаре не зимой, а весной,- когда солнце вступает в созвездие Овна. Веселые праздники бывают в лесу, когда там встречают солнце;грустные дни- когда его провожают.

Месяцев в лесном календаре мы насчитали столько же, сколько в нашем,- двенадцать. И вспомнили «лесные» названия этих месяцев. Отправляемся в наше путешествие дальше .

Страница 2. «Телеграммы из леса »

- Восстановите текст телеграмм.

- Какие знаки препинания нужно проставить?

- В каких предложениях необходимо поставить восклицательный знак?

Команда «Весна»

«Открыли весну грачи на всех проталинах появились их стаи зиму грачи провели на юге нашей страны по дороге они не раз попадали в жестокие метели первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю».

Команда «Лето»

«Очень часто ребята разоряют птичьи гнезда какой огромный вред приносят себе и Родине каждая птичка за лето приносит огромную пользу в каждом гнезде от четырех до двадцати четырех яиц или птенчиков никому не давайте разорять гнезда птицы охраняют наши леса, поля, и сады они спасают наш урожай от насекомых»

Команда «Осень»

«Исчезли все птицы в ярких и пестрых нарядах они отлетают ночью в темноте их не трогают птицы – хищники дорогу на юг перелетные птицы найдут и в темную ночь крылатые путники делают остановки на тех местах, что и весной вот и пришел месяц Прощания с Родиной».

Команда «Зима»

«Настал последний месяц лесного года у всех жителей леса к концу подошли запасы в кладовых от долгой жизни впроголодь много поубавилось силы в этот месяц помни о своих маленьких и слабых друзьях – птицах вместе с товарищами сделайте домики – кормушку для птиц надо спасти их от голодной смерти».

Страница 3. «Отгадайте загадки»

- О ком или о чем эти загадки?

Команда «Весна»

Весной веселит, летом прохлаждает,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

В новой стене в круглом окне

За день стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

Не шит, не кроен, весь в рубцах.

Без счету одежек и все без застежек.(Капуста).

Команда «Лето»

Кругла, да не луна.

Зелена, да не дубрава.

С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Стоит Ермак, на нем колпак:

Ни шит, ни бран, ни поярковый.

(Пень, на нем снежная «шапка».)

Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.

От матери рожден и мать рождает.(Лед.)

Команда «Осень»

Росло - повыросло, из куста вылезло.

По рукам покатилось, на зубах очистилось. (Орех.)

Не княжеской породы, ходит с короной.

Не всадник, а со шпорами.

Сам рано встает и другим спать не дает. (Петух.)

Маленький воришка в сером армячишке

По полю шныряет, корм подбирает. (Воробей.)

Команда « Зима»

На бору, на юру стоит старичок-

Бурый колпачок. (Белый гриб.)

Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит.

Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан поясом.

Встать не может - люди поднимают. (Сноп.)

Страница 4. «Клуб колумбов»

- Подготовьте выразительное чтение стихотворений о природе, обращая внимание на знаки препинания.

Команде «Весна»

Сколько длинных, острых язычков

У прибрежной любопытной ивы!

А ведь тайн полно у берегов…

Хорошо, что ивы не болтливы.

Команде «Осень»

Чутко дремлют под солнцем кувшинки.

Вдруг тревога - бежит ветерок!

И мгновенно над сонной водою

Поднимаются листья- щиты.

Команде «Осень»

Солнце вернулось!

Ветер - небесный дворник-

Начисто небо подмел

И спать завалился.

Команде «Зима»

Да здравствуют колумбы

И Вечно- Новый Свет!

Привет ему, привет!

Пытливый глаз и ум бы

Сберечь нам до ста лет.

Страница 5. «Лесные соревнования»

-Подумайте, кто из лесных жителей победил в соревнованиях :

Бег на сто метров Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Воздушные акробаты Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Бег с горы с препятствиями Заяц, белка, лось, волк, лиса.

Прыжки в высоту Заяц, белка, лось, волк, лиса.

А кто дольше всех проспит?

В соревнованиях участвовали:

    медведь. Залег в своей хорошо устроенной берлоге под двумя друг на друга поваленными елями.

    барсук. В собственной глубокой, сухой и теплой норе, вырытой в песчаном холме среди леса.

    ушан - крупная летучая мышь. В глубокой пещере, зацепившись коготками задних лапок за потолок пещеры.

    мышь – малютка. В своем травяном гнездышке на кустарнике в полутора метрах от земли. Вход в гнездо заткнула пучком сухого моха.

-Кто же первым проснется? Восстановите порядок пробуждения:

Медведь(3.)

Мышка-малютка(1.)

Барсук(2.)

Ушан(4.)

Задание 6. «Лесные пословицы и поговорки»

-Соберите пословицы и поговорки:

    Солнце на лето тепло сулит, что-то еще будет.(6.)

    Ноябрь с гвоздем а сам на печь полезай.(5.)

    Июль устали не знает под февраль полетели.(7.)

    Макушка лета все прибирает.(3.)

    Май - коню сена дай а зиму начинает.(8.)

    Апрель спит, да дует декабрь с мостом.(2)

    Вьюги да метели через прясла глядит.(4.)

    Декабрь год кончит зима на мороз.(1.)

Страница 7. «Как сберечь природу»

-Нарисуйте знаки – правила поведения в лесу, которое можно повесить при входе в парк.

Команде «Весна»

Не разоряйте птичьи гнезда!

Команде «Лето»

Не ломайте ветки деревьев!

Команде «Осень»

Не оставляйте мусор»

Команде «Зима»

Не рвите цветы!

III . Итог занятия

- Что нового узнали о природе леса и его жителях?

К чему призывают рассказы в « Лесной газете»?

Какое пожелание вы дадите читателям « Лесной газеты»?

Цели и задачи:

  1. Ознакомить учащихся с информацией о прошлых и современных взрослых и детских журналах и газетах.
  2. Способствовать развитию интереса к чтению газет и журналов, удовлетворению потребности читать и узнавать новое.
  3. Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру чтения учащихся.

Подготовительная и конкурсная работа.

Участвуют учащиеся 2-3х. классов. Выявляется 2 победителя из каждого класса, 2 – вторых места, 2 – третьих места

1. Выставка журналов и газет прошлого и настоящего времени.

2.Анкета для участников.

“Самый …….”

  1. Любишь ли ты читать газеты и журналы?
  2. Какая твоя самая любимая газета или журнал?
  3. Какие журналы и газеты выписывает твоя семья?
  4. Какие журналы и газеты тебе известны?

3. Конкурс “ Обложка моего любимого журнала” (можно пользоваться помощью родителей”.

4. Конкурс “ Самая лучшая статья”.

Оформление: посередине стол с газетами и журналами, на доске название газет и журналов, обложки журналов, выполненные детьми.

Заметка – небольшое газетное сообщение.
Статья – большое газетное сообщение по какой либо конкретной теме.
Рубрика – раздел в газете или журнале, посвященный какой либо конкретной теме.

1.Вступительное слово.

Уважаемые ребята! Наш информационный час мы посвятим важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти

предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера.

Отгадайте загадки, о чем будет идти речь сегодня на нашем классном часе.

Чтоб узнать про то и это,
В руки мы берем …. (газету)

Он красивый, толстый очень.
В нем узнаешь что захочешь.
Я читал, его устал,
А зовут его …. (журнал)

(Дети читают стихи)

1.Все узнать про то, про это
Помогает нам газета.
В доме все ее читают,
Утром ранним ожидают.
Ждем, когда доставит в дом
Газету местный почтальон.

2.Читаю газету, читаю газету
И радуюсь я этим фактом при этом.
Газета расскажет о добрых делах,
Газета расскажет о наших мечтах,
О честных и преданных, искренних людях,
О наших победах сказать не забудет.

3.Я бегу в киоск газетный.
В нем изданий просто тьма,
Только нужен мне конкретный
Интересный мой журнал.
Все про спорт, соревнованья
Я всегда читаю в нем.
Лучше нет, друзья, изданья,
Лучший друг на свете он.

4.Очень много потрудился?
Очень сильно ты устал?
Если хочешь разрядиться-
Открывай скорей журнал!

5.Информация – на выбор!
Только успевай читать!
Что душе твоей так мило,
В журнале можешь ты узнать.

6.Здесь и кроссворды, статьи, адреса,
Здесь нас научат творить чудеса,
Можешь проникнуть в научные тайны,
Встречи с учеными в нем не случайны.

7.Словом ты хочешь себе развлеченья,
Чтобы оно сочеталось с ученьем?
Друг, торопись, не томись, не скучай!
Встречу с журналом себе назначай!

Перед вами большая разновидность газет и журналов. Сейчас время назвать победителя нашего самого первого конкурса в номинации “ Газеты и журналы прошлого и настоящего”

Беседа с учащимися.

– Кто может показать мне на столе газету, журнал?

– Чем отличается газета от журнала?

– Для чего людям нужны газеты и журналы?

– Где можно купить газету или журнал?

– Какие газеты и журналы читают ваши родители?

– Как, вы думаете существуют ли профессиональные газеты?

– Может ли современный человек обойтись без газет и журналов?

– Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает человек, прочитавший хорошую новость в газете или узнавший из журнала о хороших людях?

– Ребята, вам была предоставлена анкета. Жюри ознакомилась с вашими ответами и сейчас сообщит нам результаты второго конкурса “ Самый….

А сейчас вы ознакомитесь с историей возникновения журналов и газет.

1-й участник.

Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до нашей эры в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма – сообщения и рассылал их людям, которые жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался “ События дня”. Впервые газета появилась в 16 веке. Ее основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда

Они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась маленькая монетка под названием “ гадзетте”. Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась “ Информатор” Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру 1. Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издавшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета “Ведомости”, в которой печатались указы и распоряжения правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.

Сейчас в России выходит более 10 000 газет.

2-й участник.

Впервые в России детские журналы начали издавать в начале 19 века.

Первый детский журнал получил название “ Детское чтение для сердца и разума”, он был приложением к газете “ Московские ведомости”. В этом журнале были стихи для детей, загадки, описывались явления природы, печатались произведения детских писателей.

В XIX веке появились такие журналы, как “Детский музеум” и “ Пред-ты полезных упражнений для удовольствия детей”. В этих журналах можно узнать о вышивании и лепки детей, раскрашивании, найти описание различных фокусов.

У каждого из нас, взрослых людей, был в детстве любимый журнал. Есть любимый журнал и у вас, ребята. Кому-то он приходит на дом, кто-то покупает его на почте. Мы ждем его появления у себя на столе, иногда хочется уединиться и прочитать все то, что приготовили авторы журнала своим читателям.

– Рассказать о своем любимом журнале

Я вижу, у многих из вас лежат ваши любимые журналы. Покажите их своим одноклассникам и расскажите, что вам нравиться в этих журналах.

– Ребята, а сейчас мы полистаем журнал и заодно проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Я прошу вас внимательно рассмотреть журнал, а потом ответить на мои вопросы.

– Правда ли, что это журнал, а не газета?

– Как называется журнал?

– Действительно ли это познавательно-развлекательный детский журнал?

– Какой номер журнала мы читаем?

– Как часто выходит журнал?

– Сколько в журнале страниц?

– Кто главный редактор журнала?

Спасибо, ребята. Молодцы! Вы внимательны и правильно ответили на вопросы. Вы правы, ребята, журнал отличается от газеты.

Вот его основные отличия:

  • В журнале страниц больше, чем в газете.
  • Журнал выходит реже, чем газета.
  • Журнал может быть познавательно-развлекательным или посвященным одной теме или направлению: музыкальный, спортивный и т.д. В то же время, как правило, публикуются материалы разной направленности, как в газете.
  • Журнал может быть ориентирован на людей разного возраста: детский, юношеский, женский.
  • В журнале на первой странице можно узнать тематику статей данного журнала.

А сейчас прозвучит имя победителя в номинации “Обложка моего любимого журнала”

Обратимся опять к нашим журналам. Я думаю, вам этот журнал понравился. Он интересный, яркий, красочный, в нем много полезной информации. Какая статья вам больше всего понравилась?

Слово гостям.

Появляется Почтальон. Он дарит детям на память эмблемы за участие в празднике.

Используемая литература:

“Информационные классные часы в школе” Н.И. Дереклеева.

"На вю жизнь. Юность Лиды Воронской", Л.Чарская

Повесть "На всю жизнь" - вторая часть автобиографической трилогии Л. А. Чарской, популярнейшей дореволюционной писательницы.
Если в первой части - в повести "За что?" - рассказывалось о детстве Лиды Воронской, то из этой книги читатель узнает о юности, о взрослении, о замужестве Лидии. Начало самостоятельной жизни для русской девушки конца XIX века было непростым этапом. И причина этого не только эмоциональная или материальная, связанная с необходимостью получения средств к существованию. Даже те, для кого денежная проблема не имела решающего значения, вынуждены были задумываться о способах самоопределения и самовыражения в частной и общественной сферах. С такими мыслями, в такой атмосфере переступила порог взрослой жизни наша героиня. Позади институтская жизнь, впереди - неизвестность, неопределенность, неясность. Эта книга завершается на драматической ноте, идиллия подходит к концу, на последних страницах явственен тревожащий мотив: "Что-то даст мне оно, это "вскоре", такое...

"Сибирочка", Чарская Л.

В книгу Л.Чарской, самой популярной детской писательницы начала XX века, вошла увлекательная повесть о приключениях маленькой девочки, оставшейся без родителей в сибирской тайге, о смелости и самоотверженности ее нечаянного покровителя, мальчика Андрюши, заменившего ей брата, о злых и добрых людях, с которыми свела ее жизнь. 10+

"Варкрафт. Дуротан", Голден К.

Их клич - "Сила и честь!". Их друзья и спутники - свирепые северные волки. Они - орки. Могучие, гордые, независимые. Яростные воины. Умелые охотники. Страшные враги. Истинные дети сурового Дренора - мира, безжалостного к слабым. Мира, который медленно умирает, и ему невозможно помочь. Но таинственный зеленокожий колдун Гул"дан, орк без клана, утверждает, что знает выход. Благодаря неведомым силам, подвластным ему, он готов провести всех желающих за границы Дренора, в прекрасный, новый мир. Изобильный. Щедрый. Слабый. Мир, готовый спелым плодом упасть в протянутую руку. Взамен Гул"дан просит немногого: отказаться от освященных веками традиций вольных кланов и покровительства духов этой земли. Перестать быть просто орками, но стать частью непобедимой Орды Теперь перед Дуротаном, сыном и наследником погибшего вождя клана Северного Волка, стоит нелегкий выбор: предать все, что было свято для многих поколений его предков, или обречь свой народ на лишения и гибель. 12+

"Жизнь за Трицератопса", Булычев К.

В город Великий Гусляр прилетел корабль с далекой планеты зефиров. У себя на родине космические пришельцы уже давно решили все проблемы и теперь совершенно бескорыстно взвалили на себя всю работу в Великом Гусляре, даже уроки за школьников делали. Не сразу жители города поняли, что так и до беды недалеко, и прогнали зефиров. А тут скандал разразился в городе, да еще какой! А все профессор Минц со своими изобретениями. И так день за днем, то одно, то другое…

"Отзвуки времени", И.Богданова

"Отзвуки времени " - новый долгожданный роман Ирины Богдановой, номинанта Патриаршей литературной премии и лауреата литературного конкурса "Просвещение через книгу". Произведения автора неоднократно включались в федеральную программу "Культура России" и заслуженно пользуются популярностью у читателей за искренность и душевность.

Героиня повествования - наша современница, но цепочка событий в ее судьбе приоткроет дверцу в давно минувшую эпоху блистательного Санкт-Петербурга с его тайнами и загадками. Читателю предстоит узнать, кто услышит отзвуки времени, чтобы в круговерти дней найти верную дорогу к себе самому и друг к другу. И чем дальше отодвигаются вглубь веков события истории, тем яснее выступает из их тени и приближается к нам женская фигурка в истлевшем мужском камзоле певчего придворного хора. Как всегда, книга захватит читателя с первых страниц, приглашая вместе, рука об руку, пойти навстречу прощению, любви и вере.

"На парусниках «Надежда» и «Нева» в Японию", Крузенштерн И.

В августе 1803 года из Кронштадта отплыло два парусных шлюпа «Надежда» и «Нева». Ровно три года спустя они вернулись обратно, совершив первое в истории российского флота кругосветное плавание.

Экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна внесла значительный вклад в изучение Мирового океана и во многие отрасли естественных и гуманитарных наук.

Участие в этом плавании послужило началом карьеры для двух будущих руководителей знаменитых научных экспедиций: юнги-добровольца Отто Коцебы (руководил двумя кругосветными плаваниями) и мичмана Фаддея Беллинсгаузена (начальник кругосветной антарктической экспедиции, которая считается одной из самых важных и трудных в истории). 12+

"Остров перевертышей" Кулыгина Д. О

Лауреат "Рукописи года"! Тамара всю сознательную жизнь провела в детском доме, мечтая выяснить, кто же убил ее маму. Однажды девочку забирает из интерната таинственная незнакомка и увозит на остров, где располагается закрытый пансион. Там учатся подростки, которые умеют менять обличье: кто-то может превращаться в животных, кто-то - в других людей. Тамаре предстоит выяснить, есть ли у нее дар, найти друзей и расследовать убийство матери. 12+

"Куда исчез папа?" Вильмонт Е.

Здорово! Отец Стаса, приятеля Даши Лаврецовой, не на шутку влюблен в ее маму. Значит, скоро свадьба! Но вдруг выясняется: будущий жених исчез при самых таинственных обстоятельствах! Как же теперь счастье влюбленных? Даша и ее друзья начинают расследование. Юные сыщики готовы на все: наняться работать в подозрительную фирму? Запросто! Выдержать в собственной квартире осаду бандитов? Нет проблем! Расставить для преступников хитроумные ловушки? Пожалуйста! И все ради того, чтобы выяснить: куда же исчез папа? 12+

"Раз улика, два улика!" Вильмонт Е.

Отдых на Майорке! Что может быть лучше для московских школьников - братьев Гошки и Никиты, особенно в середине учебного года? Но кто-то привозит из путешествий сувениры, фотографии и прекрасные впечатления, а кто-то - незаконченные расследования. Ведь, услышав ночью отчаянный женский крик, братья едва не становятся свидетелями убийства. Теперь преступника разыскивает испанская полиция, но Гошка с Никитой уверены: следы этого дела ведут в Москву. А здесь к сыщикам присоединяются три крутые девчонки, для которых опасные расследования в сто раз лучше шопинга и дискотек. И вместе эта компания способна на многое! 12+

"Небесный почтальон Федя Булкин" Александра Николаенко

Александра Николаенко - художник, писатель. Окончила Строгановский университет, стала одним из самых молодых членов Московского союза художников, иллюстрировала детские и взрослые книги. Ее работы находятся в частных коллекциях в России, Франции и Великобритании. В 2017 году стала лауреатом премии "Русский Букер" за дебютный роман "Убить Бобрыкина".
Роман "Небесный почтальон Федя Булкин" про нескончаемое лето с пахучей земляникой и бесконечную зиму в ожидании Нового года, про родителей, которых уже нет, и про бабушку, которая всегда рядом, хоть и "уже не новая", про такие смелые и честные детские мысли о справедливости и смерти. И про то, что все всегда будут вместе, как в Фединой записке "Богу о нас". 16+

«Гиннесс. Мировые рекорды»

Всё самое удивительное со всей планеты - в одной книге!

Здесь собраны все мировые рекорды, актуальные и обновлённые. Неслучайно ежегодный выход нового издания «Гиннесс. Мировые рекорды» - важнейшее событие для всех любителей рекордов. Читая эту книгу, вы получите огромный заряд положительных эмоций, вдохновения и энтузиазма.
Поразительное мастерство и уникальные таланты людей. Впечатляющие достижения науки и техники. Самые сильные, самые быстрые, самые смелые: вы узнаете о необыкновенных людях и их удивительных делах. А также о чудесах природы, гениальных изобретениях и сумасшедших проектах.