«Со мной никто не говорил, не пытался помочь». Исповедь «синего кита

С точки зрения семейной психологии, семья – это живая система. Она развивается и меняется, переживает свои кризисы. Так вот жил да был ребёночек в своей семье, и там всё было более или менее понятно: что плохо, что хорошо. А если непонятно, то рядом родители, бабушки или дедушки, сёстры или братья, у них можно спросить и многому научиться…
И вот наступает момент, когда любимое чадо отправляют в самостоятельное плавание. (Детский сад – тоже испытание, но более лёгкое: ребёнок там остается ребёнком). А школа – другое дело. Это, если хотите, испытание для всей семьи: как подготовили ребёночка к самостоятельной жизни, к умению действовать по правилам и в коллективе.

Вертикальная иерархия

В семье тоже есть правила, но их нарушение не грозит ничем особенным. Накажут – и простят тут же. В школе ребёнок – ученик. Для него источник правил – учитель. Это через какое-то время становится понятным. И тут может возникнуть первый сбой. Как у малыша с иерархией в общении? Насколько взрослые для него – авторитет? Конечно, ребёнок не должен быть солдатом и безоговорочно слушать командира. Но… Родители, бабушки и дедушки сегодняшних первоклашек хорошо помнят трогательный фильм «Первоклассница», где героиня среди урока заявила, что соскучилась по маме и, пожалуй, пойдёт домой. Это смешно, но только в кино. Родителям одной моей маленькой пациентки пришлось сидеть за партой первый месяц её обучения в 1-м классе: она никак не оставалась одна. Девочка – долгожданный и единственный ребёнок среди шести взрослых. И всё, что желал ребёнок, всегда радостно удовлетворялось, почти наперегонки…

Чем же могут помочь родители?

Хорошо, когда в семье есть иерархия, взаимное уважение и умение договариваться. Мать, которая является эмоциональным началом в семье, с уважением относится к мужу (отцу), в ответ получает такое же уважение. Тогда некоторая иерархия, которая царит в обществе, становится знакомой ребёнку, т. к. первоначально закладывается в семье. Уважаемые родители, будьте готовы к тому, что на протяжении всего процесса воспитания вам придется лавировать между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, устанавливать границы для своего ребёнка, с другой – не нарушать его личного пространства, чтобы воспитать личность с чувством собственного достоинства.

Скажи мне, друг…

Что же всё-таки в норме происходит с ребёнком в плане общения в возрасте от 7 до 10 лет? В первом классе очень трогательно происходит общение. Дети открыты для него. Сразу называют знакомых «друзьями», самозабвенно играют. Они абсолютно поглощены друг другом. Но вот пора прощаться, и они следуют за своими родителями (бабушками, дедушками). Ведь для них по-прежнему главными остаются дом, родители, родные и близкие. Но дети способны создавать яркие кратковременные дружеские союзы. Они уже поняли, что ровесники – это их мир, мир их интересов, мир, который понятен и созвучен их мыслям. Это и есть формирование и развитие эмоционального интеллекта, о котором так много говорят в последнее время.

Единственная моя…

На приёме мама с поздним ребёнком, дочкой 8 лет. Со слов мамы, девочка очень талантлива, с 6 лет пишет стихи. Они действительно интересны и взрослому человеку. Мама, как по мановению волшебной палочки, достала планшет, где было не менее нескольких десятков стихов, и они заняли большую часть приёма психолога, который длился всего один час. К счастью, перед тем как мама стала предлагать вниманию стихи своей дочери, девочка успела сообщить самое главное. Во 2-м классе у неё совсем не ладятся отношения с ровесниками. Правда, и в 1-м они не лучше были. По стилю изложения становилось понятно, что 8-летний ребёнок не только интеллектуально достаточен, но и опережает одноклассников по развитию. В чём же проблема? В классе всего 25 человек. 20 преследуют девочку, дразнят, обзываются. А остальные 5 просто равнодушны. Как же сама девочка относится к одноклассникам? Она сказала, что ей с ними не то что общаться – даже стоять противно.
Мама попутно сообщила, что её дочери с ровесниками неинтересно, а ровесники завидуют тому, как легко у неё получается общение со взрослыми. Я предложила, что было бы хорошо, если бы в следующий раз на приём пришла вся семья. Но папа – творческая личность и психологам не доверяет… Круг замкнулся. И ребёнок, и родители чувствуют, что происходит сбой в развитии. Что так не должно быть, что девочка оказывается изгоем, исключённым из общения. Но тут же, превознося незаурядность собственного ребёнка, выбрасывают его из общества тех, с кем ему учиться, а в дальнейшем жить и работать. Возможно, семья появится ещё раз. Возможно, ребёнок, когда вырастет и станет самостоятельным, воспользуется услугами психолога. Ведь психолог – это расширение личного пространства человека, возможность разобраться в своих проблемах и трудностях, которые естественным образом возникают в развитии во время нормативных кризисов.

В мире людей

Как родители могут способствовать развитию общения и эмоционального интеллекта? Относиться максимально внимательно и с уважением к партнёрам и друзьям своего ребёнка. У него должна быть возможность пригласить к себе друзей, самому ходить в гости, бывать на семейных праздниках, где есть ровесники.
Итак, младший школьный возраст – это не только развитие познавательной деятельности. Умение общаться со сверстниками в этом возрасте – это попытка хотя бы кратковременно эмоционально отделиться от родителей (прорепетировать сепарацию, которая произойдет в более позднем возрасте). Эти попытки обретут особый смысл и будут жизненно важными для подростка, что поможет полноценно войти во взрослую жизнь. Удачи!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был доволен и успешен. И как обидно становится, когда у него что-то идет не так. К примеру, если его обижают или недостаточно любят в детсадовском коллективе. Хочется встать на защиту своего малыша, приказать всем забиякам срочно извиниться, а всей остальной группе немедленно дружить с лучшим на свете мальчиком Васей. Но мы понимаем, что это не выход. Разбираемся в вопросе с психологом Анфисой Беловой.

Ребенок жалуется дома после садика: «Со мной никто не дружит». Как родители могут узнать, правда ли есть такая проблема? Ведь «сегодня дружу — завтра не дружу» кажется нормальным поведением для детей в садике?

Да, дети непостоянны, их интересы и предпочтения могут меняться несколько раз за день. Но это не значит, что надо игнорировать или относиться несерьезно к тому, что говорит ребенок. Если он рассказывает о том, что с ним никто не дружит, значит, в данный момент он действительно так чувствует.

Задача родителей — разобраться, сиюминутное это чувство (например, сегодня малыша отказались взять в игру по каким-то причинам) или у него есть проблемы в общении со сверстниками.

Для того, чтобы это понять, родителям достаточно регулярно общаться с ребенком, спрашивать, как у него дела, что он делал в течение дня, весело ему было или нет.

Кроме этого, необходимо обращать внимание на настроение, с которым ребенок идет в детский сад и возвращается из него, хочет ли он туда ходить. А еще о наличии у вашего сына или дочери друзей всегда можно узнать у воспитателей, которые проводят с детьми большую часть дня.

Если дошкольник действительно ни с кем не общается, должно ли это тревожить родителей? Ведь он же еще маленький — может, само пройдет.

Сначала надо выяснить, тревожит ли это самого ребенка. Возможно, его устраивает такое положение вещей, тогда и вам предстоит смириться.

Если же проблема есть, а родители самоустраняются, объяснив свое поведение фразой «само пройдет» или «пусть сам учится разбираться со своими проблемами», то лучше вряд ли станет, а вот хуже — скорее всего. Ни одна проблема не проходит просто так, она трансформируется, видоизменяется, но не исчезает.

Что делать, если ребенок действительно не имеет друзей и ни с кем не играет, при этом хочет общаться и расстраивается из-за этой ситуации? Может ли чем-то помочь родитель?

Родитель — это главный человек в жизни ребенка, и его участие в решении детских проблем очень важно. Малышу не к кому больше обратиться за помощью, кроме мамы и папы.

Дать простой краткий ответ, что конкретно стоит делать родителям, невозможно. Для этого нужно знать причину, по которой ребенок ни с кем не играет и у него нет друзей. А причин может быть множество. Например, он слишком скромен и закрыт, боится сам пойти на контакт. Или, наоборот, слишком напорист, поэтому никто не хочет с ним общаться. А может, произошла какая-то неприятная ситуация, после которой взаимоотношения с одногруппниками испортились.

Только найдя причину, родители смогут понять, в каком направлении двигаться дальше. Возможно, достаточно будет поговорить с воспитателем, чтобы он ввел ребенка в коллектив. Иногда нужно научить ребенка простым фразам и правилам для успешного общения со сверстниками или обратиться за помощью к психологу. Бывают и такие случаи, когда лучше перевести малыша в другое дошкольное учреждение. Вариантов много, и все они зависят от конкретной ситуации.

В каких случаях нужно обращаться к психологу? Как понять, что родитель не справится с ситуацией самостоятельно?

К психологу стоит обратиться, если в поведении ребенка появляются какие-то тревожные знаки: он становится слишком агрессивен или, наоборот, плаксив, у него появляются невротические симптомы — например, нервные тики, заикание, энурез, он часто болеет и т.д. То есть нужно обращать внимание на всё то, что отличается от обычного поведения вашего (именно вашего) ребенка.

Ситуацию, когда родители не в состоянии помочь, легко распознать: дни идут, все способы, которые были в арсенале у мамы с папой, уже испробованы, а проблема не решается, или ситуация стала только хуже.

Бывает, что у родителей и нет никакого «арсенала», они просто не знают, что делать. Тогда, конечно, тоже нужно к психологу. Главное помнить, что обратиться за помощью не стыдно. Это не делает вас плохими родителями, которые не справились. Это делает вас хорошими родителями, которым не все равно.

Что делать, если ребенок не имеет друзей и при этом не нуждается в них? Его будто бы тяготит общение со сверстниками, а в одиночестве он замечательно себя чувствует?

Да, есть такие дети (да и взрослые), которым комфортно находиться в одиночестве. Но, во-первых, необходимо убедиться, что это именно так. Если по самому ребенку видно, что для него это не является проблемой, то и навязывать ему друзей не стоит. Он, наоборот, может испытывать дискомфорт, если его насильно втягивают в общение с другими детьми. Об этих особенностях необходимо говорить с воспитателем, чтобы он не давил и не пытался «исправить» необщительного ребенка. А если есть возможность, ограничить посещение детского сада, т.к. замкнутым детям может быть тяжело постоянно находиться среди большого количества людей. Это вовсе не значит, что малыша нужно изолировать от сверстников и у него никогда не будет друзей, просто ему нужно подобрать более комфортную среду, в которой он сможет спокойно учиться взаимодействовать с людьми, не подвергаясь излишнему стрессу и давлению.

Есть ли способы «профилактики» неумения дружить и общаться? Что мы можем сделать для ребенка в раннем возрасте, чтобы, подрастая, он не столкнулся с этой проблемой? Может, больше общаться с ним или смотреть мультфильмы про друзей?

В этом вопросе многое зависит от характера и темперамента ребенка. Кому-то «дано» легко заводить новых друзей, такие дети впоследствии становятся душой компании или лидерами класса. А кто-то менее общителен и более закрыт, предпочитает минимум общения. Это все варианты нормы.

И еще одно замечание: до трех лет вообще не стоит трогать ребенка с вопросами дружбы, потому что дружить и полноценно играть со сверстниками он пока еще не умеет.

В качестве некой «профилактики» детских проблем с общением родители должны учить ребенка вежливости, умению строить разговор при знакомстве. С малышом можно беседовать о человеческих качествах, которые важны для дружбы, о том, для чего вообще нужны друзья.

Для того, чтобы развивать навыки общения, расскажите ребенку, как действовать в случае, когда он хочет с кем-то познакомиться: поздороваться, представиться, спросить собеседника, как его зовут, предложить совместную игру и т.д. Также можно поиграть в «знакомство», например, заново познакомиться с бабушкой, папой или сестрой, перезнакомить все игрушки — на игрушках, кстати, очень удобно отрабатывать любые ситуации.

Кроме этого, важно подготовить ребенка к тому, что не все дети бывают доброжелательны в ответ — кто-то может сам быть довольно скромным или просто не хотеть в данный момент общаться, другой может быть невоспитанным и грубым, такое тоже случается, — но это не означает, что сам ребенок плохой и что-то сделал неправильно.

После этого можно переходить к обучению «культуре игры». Для этого вам достаточно вспомнить свое детство: с какими детьми вам было неприятно общаться и не хотелось играть и почему (например, с теми, кто отбирал игрушки или нарушал правила игры, или дрался). Это и следует рассказать своему ребенку. Только здесь важно не уйти в запугивание: «Если ты будешь отбирать игрушки, с тобой никто не будет дружить», — такие высказывания вызывают страх, а не мотивируют. Лучше в таком случае сказать: «Правда неприятно, когда кто-то отбирает у тебя игрушки? Вот и другому это тоже не понравится», — таким образом вы не только объясните, как надо вести себя в коллективе, но и начнете учить своего ребенка эмпатии, сочувствию.

Это такой базис для успеха в общении ребенка. Однако даже он не гарантирует того, что ребенка минуют все проблемы в общении. Здесь главное вот что: важно, чтобы малыш чувствовал поддержку и знал, что за его спиной всегда есть родители, которые готовы выслушать и помочь в любом вопросе.

Что делать, если у вашего малыша совсем нет друзей и с ним никто не хочет играть?

Дружба – это и первые секретики с ребятами от родителей, и первые клятвы верности, первые ссоры и эмоциональные примирения. Через дружбу мы познаём людей, учимся общаться, делиться, думать о других… С другом мы чувствуем себя нужными и уникальными. Дружба – это сокровище в жизни каждого. Но, как и многие сокровища, для некоторых дружба оказывается сокрытой.

Тревожные признаки

Нередко дети не признаются в том, что не ладят с коллективом. По большей части из-за того, что не верят, будто кто-то может им помочь. Мама и папа не должны упустить эту проб­лему из виду. Обратите внимание, если:

  • кроха неохотно посещает детский коллектив;
  • малыш возвращается из сада или школы как выжатый лимон и не хочет туда идти;
  • ребёнок часто плачет, хотя никаких видимых на то причин нет;
  • ваше чадо практически никогда не говорит о своих одноклассниках;
  • малыш ничего не рассказывает о жизни в саду или школе, будто её и нет;
  • сын или дочь никого не зовёт на день рождения, не ходит гулять с одноклассниками.

Есть, конечно, и другие симптомы, например такие физиологические недомогания, как энурез, нервный тик, ночные кошмары. У ребёнка может часто меняться настроение, могут появиться агрессивные нотки в поведении (эти «нарывы» будут хорошо видны, если использовать в беседе с ребёнком какую-либо проективную методику, например, попросив нарисовать цветок или несуществующее животное).

Алгоритм помощи

Как помочь детям, которые пока ещё не познали радости дружбы и чувст­вуют себя одинокими и непонятыми сверстниками?

Одинокие дети нуждаются в психологической поддержке. И хорошо, если такую поддержку окажут самые близкие люди – родители. Сказать: «Не обращай внимания!» – значит посчитать проблему пустяшной и этим обидеть ребёнка. Дайте малышу понять, что полностью принимаете его чувства, вторите его эмоциям и поддерживаете его всеми силами. Может, и у вас в дет­стве была история, когда вы чувствовали себя никому не нужным? Поделитесь ею с ребёнком.

Придётся разобраться в том, почему ваше драгоценное чадо превратилось в «белую ворону». Нередко причины этого явления лежат на поверхности. Возможно, насмешки вызваны нетитульной национальностью, физическими пороками или отставанием в психическом развитии. Поговорите об этом с классным руководителем или воспитателем детского сада. А ребёнку объясните, что настоящие друзья не обращают внимания на эти признаки. И попросите не злиться на других детей, а простить их, потому что некоторые вещи мы понимаем только с возрастом, и они тоже, когда вырастут, обязательно всё поймут.

Подумайте, какие особенности в поведении вашего сына или дочери отталкивают сверстников? Почему сверстники, в свою очередь, отталкивают его? Чем он выделяется из толпы? А также какими хорошими качествами обладает ваш малыш и как ему проявить свои достоинства в коллективе? А подумав, поговорите с ним об этом. Ответы на эти вопросы, возможно, и не сделают вашего кроху лидером в своём обществе, но уж точно выведут со скамьи аутсайдеров.

Обратитесь к детскому психологу. Есть немало практик, занятий и методик, которые помогут раскрыть суть ситуации и скорректировать её. А в групповых занятиях дети как раз учатся навыку дружбы.

Мнение первого читателя:

Анна Барсукова: Для начала родителям нужно понять причину, по которой с ребёнком никто не дружит. Также можно прибегнуть к помощи профессионального психолога, которой даст рекомендации. Важно не пускать ситуацию на самотёк, поскольку все наши ком­плексы родом из дет­ства.

...Как снова стать увереным в своих силах?

Как перестать бояться..

Поднять свою самооценку. Это можно сделать. Это не просто, но того стоит. И так:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у Вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у Вас.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли Вы о своем внешнем виде, своей карьере , отношениях, финансовом положении или любых другие аспектов Вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным “спасибо”. Когда Вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: “да ничего особенного”, Вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: “я люблю и принимаю себя” Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда Вы повторяете аффирмацию, акцентируйтесь на положительных эмоциях. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте книги, аудио и видео, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая Вами в свой разум, пускает там корни и влияет на Ваше поведение.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми Вас поддержать.

7. Сделайте список Ваших прошлых достижений. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую Вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список по-чаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у Вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего Вы хотите.

9. Помогая другим, Вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а Ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что Вам нравится. Самооценка процветает, когда Вы заняты работой или делом, которые приносят Вам удовольствие и дают возможность почувствовать себя более ценными.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как Вы хотите ее проводить. Если Вы принимаете решения, основанные на одобрении Ваших друзей и родственников, Вы не верны себе и у Вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед Вами вызовы. Когда Вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, Вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как Ваша самооценка будет расти, Ваши истинные способности будут раскрываться. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет Вам душевное спокойствие, и Вы действительно по настоящему оцените самого себя.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Если начать с самого начала...
Самое начало - детство, 4-5-6 лет. Я - не по возрасту начитанная и знающая (в 5 лет я читала совершенно свободно), и одновременно не по возрасту же глупая и беспомощная в социальном плане. У меня очень выраженное расстройство речи, посторонние меня практически не понимают, у детей во дворе любимая забава - предложить мне что-нибудь сказать.При этом я сама себя слышу нормально и не понимаю, почему они смеются. При этом я повышенно обидчива, импульсивна и плаксива, могу в ответ на дразнилку стукнуть обидчика кулаком, а потом разреветься. Понятно,в
се это не прибавляет мне популярности. Сейчас мне, вероятно, поставили бы ММД, в то время такими мелочами не заморачивались.
Дальше - школа. Речь наладилась, все остальное остается. К социальному отставанию добавляется физиологическое\половое - меня значительно позже одноклассниц начинают интересовать наряды и мальчики, они болтают о том, кто кому нравится, а я зову их играть в прятки... Год на год не приходится, но большей частью мне в классе плохо, иногда - до суицидальных мыслей. Отношение одноклассников колеблется от презрения и насмешек до откровенной травли. При этом я в прекрасных отношениях с детьми моложе себя на 2-3 года - я шефствую над младшим классом,
провожу там всякие мероприятия, они меня обожают, и во дворе я дружу с младшими. Та же ситуация повторяется в пионерском лагере (ни одного человека, знавшего меня раньше, там не было,отношения строились с нуля).
Институт. Травли уже нет, но и друзей нет. Я называю "подругой" девушку, которая общается со мной чаще других, но никакой близости у меня с ней нет. Вообще же со мной дружат "по остаточному принципу". Типичная картина - мы выходим из института втроем, но тротуар слишком узкий, троим тесно, и двое идут впереди, а я сзади. При этом если мы выйдем вчетвером - впереди будут идти трое, слегка ужавшись, а я одна сзади.
Работа. Коллектив небольшой, отношения ровные, все доброжелательны, и мне показалось, что теперь я наконец нормально влилась в коллектив, подружилась... Потом я ушла в декрет и родила ребенка. НИ ОДНА из моих коллег мне ни разу не позвонила, и мои звонки явно никого не радовали.
И вот - новая работа. Отношения со всеми ровные, друзей - ни одного. Никто не позовет на свой день рождения и не поздравит с моим. Никто не позвонит, когда болею. Никто не предложит сходит вместе на шашлыки. Никто, никто, никто...
У меня есть 3 человека, которых я считаю подругами (все - не в моем городе). Я дорожу ими, но при этом отдаю себе отчет, что никакие они мне не подруги... Ни одна из них не напишет мне первая (проверено). Ни одна не предложит встретиться (хотя на мои предложения охотно отзываются). Некогда? Но я как бы тоже с 2-мя детьми и работаю на 1,5-2 ставки.
В детстве я верила, что хорошего человека все любят, а если не любят - значит, это плохой человек. Но я правда не вижу, что во мне плохого! Я не сплетничаю, не ною, не отказываюсь помочь, если это в моих силах, никого не подставляю, всегда стараюсь выполнять обещания...
Уж появляются мысли - начать, что ли, курить... ну, потому что самый треп - в курилке, под сигареты.