Тренинг для начальной школы. “Конфликт - как быть? “Теперь я другой!”

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тренинги «Формула хорошего настроения» Интерактивное занятие для учащихся 9 класса 1 О. И. Главницкая, педагог- психолог, Е. Н. Шидловская, классный руководитель 9 класса СШ 5 г. Мосты Цель: развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование молодежью адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением. Задачи: Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе. Закрепление навыков самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии. Организация обсуждения в молодежных группах применяемых приемов и способов, помогающих справляться с плохим настроением, и выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов. Проведение упражнений, игр, творческих заданий, способствующих сосредоточению внимания, активизации мыследеятельности участников. Презентация формулы хорошего настроения, обозначение и визуализация составляющих хорошего настроения на коллаже. Целевая группа: старшеклассники (от 15 до 30 человек). Условие для занятий: просторное помещение кв. м, стулья по количеству участников, расположенные по кругу, а также стулья по количеству участников. Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с песней «Хорошее настроение», проектор, экран, скотч 3 шт., ножницы 3 шт., бумага формата А3, А4, ватманы, маркеры 3 упаковки, фломастеры 3 упаковки. Ход занятия Музыкальное сопровождение (песня «Хорошее настроение»). Оформление доски, соответственно тематике занятия. I. Организационно-мотивационный этап (в общем круге). Участники усаживаются на стулья, расположенные по кругу. 1. Оргмомент. Приветствие участников тренинга. 2. Упражнение «Ты Таня умная, а я Вася добрый» . Цель: Знакомство, повышение и активизация настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи. Инструкция: Я ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу: «Я Таня умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня умная, а я Вася добрый» и так далее по кругу.

2 Вывод: Каждый человек уникален, и поэтому надо учиться говорить о себе положительно. Это в свою очередь придает уверенности. Надо любить себя и уважать, и тогда людям уважать тебя будет легче. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и, как известно, будь проще и люди к тебе потянутся. -Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это упражнение? - Мы прослушали песню, выполнили упражнение, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? 3. Сообщение темы и целей занятия. Сегодня мне хотелось бы Вас пригласить на тренинговое занятие, где каждый из вас сможет окунуться в мир игры. Наша встреча посвящена тому, чтобы вы поближе узнали друг друга, а также мы поговорим о составляющих хорошего настроения. 4. Принятие правил работы группы. Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца. Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая чтобы не перебивали говорящего, вторая чтобы не пропали умные мысли пришедшие в голову во время работы. Право ведущего. Я как ведущий буду следить за соблюдением принятых группой правил. 5. Беседа «Мое настроение» Цель: Введение в тему, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка и все становится ясно. Есть ли у вас свое настроение, такое, в котором вы находитесь чаще всего? Подумайте, каким вас видят ваши друзья, одноклассники, родители? Я призываю вас к самоанализу. Вам необходимо будет работать с людьми, и уметь управлять своими эмоциями. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями. В эти моменты обычно душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, вам известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного 2

3 человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения в той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой. 6. Упражнение «Ассоциации». Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыследеятельности участников. Что для вас хорошее настроение вашего друга (подруги)? Одним словом продолжите предложение: Хорошее настроение друга это (Улыбки, смех, радость,). Если настроение это цвет, то какого цвета хорошее настроение? А плохое? Хорошее настроение родителей это (Улыбки, смех, радость,). Мозговой штурм. Обсуждение. Поднимите руку, кто считает, что настроение зависит от внешних факторов. Почему вы так считаете? Поднимите руку, кто считает, что во многом настроение зависит от себя самого. Вывод. Если я человек и личность, то должен научиться управлять своим настроением, несмотря на все внешние факторы. Еще древнегреческий ученый Сенека говорил: «Самая высшая власть власть над собой» II. Реализующий этап (в общем круге). 1. Разделение группы на команды. Участники из общего круга путем деления на команды размещаются за столами. Необходимые материалы: 3 отдельно стоящих стола для каждой команды, указатели с названиями столов «Капуста», «Перец», «Огурец», вокруг столов соответствующее числу участников количество стульев. Инструкция: Рассчитайтесь, пожалуйста, на «Капуста», «Перец», «Огурец», запомнив название овощей, которые сказали. Команда «Капуста», вы размещаетесь за столом, где изображен соответствующий указатель «Капуста». Команда «Огурцов» и «Перцев» также размещается за соответствующими столами. 2. Творческое задание «Девиз команды» (работа в подгруппах). Цель: Повышение активности участников и содействие сплочению группы. Инструкция: Выберите капитана команды и придумайте девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!» Выступления команд. Театрализация. 3. Упражнение «Как справиться с плохим настроением». 3

4 Цель: Обозначение способов, помогающих справляться с плохим настроением, выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов поднятия настроения. Инструкция: В командах обозначить способы, помогающие справляться с плохим настроением, а затем по истечении времени озвучить их. Вывод: Необходимо помнить, что одной из главных жизненных ценностей является здоровье. Выбирая определенные способы, помогающие справляться с плохим настроением, нужно подумать: «Какой ценой я улучшаю свое настроение сегодня?». Если ответ «Ценой в здоровье», то постараться выбрать другой способ. 4. Творческое задание «Эскиз хорошего настроения» Цель: Развитие позитивной коммуникации, сплочение коллектива. Инструкция: Каждый задумайте эскиз хорошего настроения. Не ограничивайтесь в воображении. Это могут быть любые элементы, отражающие именно ваше хорошее настроение. Задание нарисовать общий рисунок, где каждый будет рисовать не более секунд. Затем он передает лист другому. Рефлексия. Каждый постарался внести свое в общее дело. Подумайте, получился ли у вас общий рисунок или это все-таки отдельные элементы. Ваш эскиз может рассказать о слаженности работы в группе. Презентация эскиза. 5. Игра «Пишущая машинка» Цель: Выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива. Необходимые материалы: Проектор, экран. Фраза, выведенная на проекторе «Хочешь быть счастливым будь им!» Инструкция: Итак, мы буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым будь им!» Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка хлопнет в ладоши, пробел топнет ногой, восклицательный знак крикнет «Ура!». 6. Презентация «Формула хорошего настроения» Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. Необходимые материалы: Проектор, экран. Презентация «Формула хорошего настроения». Демонстрация презентации. 4

5 Формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех это лекарство от многих болезней. Дело в том, что смех вызывает в организме комплексный биохимический процесс. Ученые рекомендуют вместо 40 минут расслабляющего отдыха 5 минут здорового смеха. 7. Упражнение «Пожелание другу» . Цель: Создание позитивного эмоционального фона. Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки по количеству участников. Декоративный мешочек. Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе» Ведущий собирает в декоративный мешочек сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем в конце занятия каждый участник вынимает из мешочка пожелание. 8. Упражнение «Формула хорошего настроения». Необходимые материалы: Заготовки, вырезки из журналов по темам: «Здоровое тело», «Ясный ум», «Положительные эмоции и чувства». Ватманы, скотч, ножницы, клей 3 штуки; маркеры, фломастеры 3 упаковки, флип-чарт для оформления общего коллажа. Оформленные командами: девиз команды, способы, помогающие справляться с плохим настроением, эскиз хорошего настроения. Инструкция: У вас на столах имеется одно из составляющих хорошего настроения. Задача группы использовать все подручные средства и создать коллаж или другими словами стенгазету. У команды «Капуста» стенгазета на тему «Здоровое тело», у «Огурцов» «Ясный ум», у «Перцев» «Положительные эмоции и чувства». В итоге мы создадим одну большую газету и еще раз выведем «Формулу хорошего настроения». 9. Презентация коллажей. Цель: Визуализация совместного коллективно-творческого дела, позитивное взаимодействие участников. III. Заключительный этап. Ведущий приглашает участников в общий круг.в общем круге вытягиваются листочки с пожеланиями. 1. Упражнение «Принимаю пожелание». Цель: Создание позитивного эмоционального фона, завершение на позитивной ноте. Необходимые материалы: декоративный мешочек с пожеланиями (сердечками). Каждый получил пожелание. Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас! До свидания! Звучит фонограмма песни «Хорошее настроение». 5


План- конспект внеклассного мероприятия во 2 классе «Психическое здоровье». Подготовила и провела педагог-психолог МБОУ СОШ 52 Волкова Е.Г. Тема: «Формирование психического здоровья у младших школьников

Российская Федерация Ямало-Ненецкий Автономный округ Муниципальное образование Ямальский район МБОУ «Мыскаменская начальная школа детский сад» Методическая разработка по психологии «День толерантности»

Родительское собрание в 6 «А» классе «Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка» Цель: показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению. Задачи:

3-58 Томской обл., с. Кожевниково МОУ «Кожевниковская СОШ 1», Демидова Олеся обучающаяся 10 класса Мастер-класс «Мы - одна команда» Цели и задачи занятия: Образовательные - овладение учащимися определенной

Неделя психологии в детском саду С 10 марта по 13 марта в нашем детском саду проходила Неделя психологии интересное и увлекательное мероприятие для детей, родителей и всех сотрудников детского сада! Цель

Содержание Пояснительная записка...3 Тематическое планирование..7 Краткое содержание программы 8 Материально-техническое, методическое обеспечение программы 10 Список литературы..11 2 Пояснительная записка

Тренинг профилактики наркомании у детей и подростков Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых

Тренинг по профилактике эмоционального (профессионального) выгорания педагогов- психологов. Составила педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» Отойкова А.В. Цель тренинга: создать условия

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО Педагог-психолог МБОУ средней общеобразовательной школы 128 г.нижний Новгород Пономарева Елена Валентиновна

Мухина Ю.Р., Ергунева Т. Н. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Рекомендации выпускникам по саморегуляции внимания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 100»г. Оренбурга Конспект сюжетно-ролевой игры по образовательной области «Социализация» Тема: «Апельсиновая

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива Подготовила педагог-психолог МБОУ «Полтавская школа» Сеитнебиева Севиль Наримановна «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения Московского района Санкт

Тема занятия: «Путешествие в страну Эмоций» Цели занятия: 1. Закреплять представления и знаний об основных эмоциях, умения выражать свои эмоции, показывать их мимикой; 2. Уточнение и активизация словаря

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» Чистопольского муниципального района РТ Рассмотрено на заседании проблемной группы учителей, работающих над

Урок разработан учителем истории и обществознания Давыденко М.С., социальным педагогом Польшиковай Н.В., психологом Сульженко Ю.А. План-конспект интегрированного урока по обществознанию «Агрессия в современном

Клуб семейного общения как одна из эффективных форм психологопедагогического сопровождения приемных и опекунских семей Асмоловская Н. Н., педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Кричева» [email protected]

ГБОУ гимназия 1507 г. Москва ДЕЛОВАЯ ИГРА «ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА»: «Я ЛИДЕР» ДЛЯ ПОДРОСТКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Пояснительная записка В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми,

Общелагерная игра «Брендинг» Этапы игры: 1. Чудо-дерево Вы умеете рисовать? Конечно! Рисуем вместе чудо-дерево нашего лагеря! Выберите ветку Вашего отряда. Оставь свои отпечатки пальцев(помни у тебя их

Классный час в 5 классе, составитель Алексеенко Н.Н., классный руководитель, учитель математики. Тема: «Толерантность. Признание различий основа самооценки». Цель: привлечение учащихся к обсуждению понятия

Классный час «Я в общении?» 5 к класс Этап классного часа Содержание этапа Средства 1. Разминка 1. Рапорт зам комвзвода. 2. Цветопись настроения каждого, цветопись настроения групп 3. Стихотворение «Поговорим»

Схема конспекта занятия Аттестуемый педагог: Кешебян Сероп Андроникович Предмет: строевая подготовка, основы военной службы, группа 2, 3-й год обучения Тема занятия: «Строевые приемы в составе отделения.

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югра «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Психокоррекционное занятие «Радужное

Урок по теме «Знакомство с Римскими цифрами» Цели: Познакомить учащихся с римскими цифрами; Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними; Совершенствовать

Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Тема Написание новогодних поздравлений Класс 3 Образовательная «Гармония» система Тип урока Урок изучения нового материала Формировать умения в составлении

Тренинг на сплочение класса.

Цель: Сплочение класса и повышение самооценки детей.

Ход занятия

Ребята, сегодня занятие проведу я. Но для начала давайте поздороваемся друг с другом. А делать это мы будем следующим образом. Сейчас давайте рассчитаемся на первый-второй.

Молодцы. Теперь я попрошу всех встать и отодвинуть стульчики, чтобы они не мешали. «Первые номера» строятся за мной в колонну, а «вторые номера» становятся на против нас. Для начала давайте поприветствуем, друг друга в колонне (поворачиваемся, пожимаем руку следующему за ним ребёнку,). А теперь давайте поприветствуем другую команду. Сейчас мы будем двигаться «змейкой» и пожимать друг другу руки.

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча.

Молодцы ребята!

Упражнение "Путаница". Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.

Упражнение "Ботинки". Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Почесать спинку»

Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого - внешнего или внутреннего круга. . . Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника. Положите свои руки на плече соседу. И медленно начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж.

Упражнение превращение: Сейчас уберите стульчики в сторону, они нам будут мешать. Наша игра будет называться «Превращение». То есть я буду называть животных, людей, предметы в которых вы должны «превратиться». Давайте попробуем. Сейчас вы все «превращаетесь» в кошку. Вы можете издавать звуки, которые характерны для кошки, то есть мяукать, мурлыкать, можете потягиваться, как это делают кошки и т.д.

Теперь вы «превращаетесь» в:

Зайчика

Уставшего человека

Собачку

Человека, который очень расстроен

Веселого человека

Лягушку

Обезьянку

Какие молодцы!

Упражнение «Через стекло». Детям предлагается сказать что- либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Упражнение «Поезд» Нескольким учащимся предлагается изобразить «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обобщение. Рефлексия тренинга:

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

Не лги! И ты будешь иметь друзей.

Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Подведение итогов работы группы.

А теперь я вас прошу взять клубочек и поделится своими впечатлениями о сегодняшнем дне, а клубочек передавайте друг другу

Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то вам тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.

Распутываться мы будем следующим образом... Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?

Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день.

Я хочу сказать всем спасибо. Мне очень жаль, что нам придется расстаться.

А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину что бы ваши пальчики касались: «Спасибо вам, до свиданья »

Тренинг для учащихся «Мой класс». Занятие 1.

Аннотация.

Тренинг для учащихся «Мой класс» проводится с целью формирования у учащихся навыков общения со сверстниками и формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Тренинг проводится в 2-3 этапа (занятия), в зависимости от потребности (необходимости). Каждый этап (занятие) продолжительностью 1 час 30 минут-1 час 45 минут.

Цель:

формирование у учащихся навыков толерантного общения с ровесниками.

Ход тренинга

Первое упражнение. «Я учусь в этом классе...» (7-10 мин.)

Психолог просит вспомнить, кто, когда впервые встретился с коллективом присутствующих и высказать личное мнение о главной проблеме коллектива в форме: «Закончи предложение».

На доске написаны два предложения. Давайте каждый попробует закончить первое предложение «Я учусь в этом классе...» и подумать и предложить, какой знак вы бы поставили в конце второго предложения–«В нашем классе все в порядке» – «!», «?» Или что-то другое.

Психолог говорит первым, пытается выразить положительное мнение о классном коллективе и подчеркивает, что в конце второго предложения следует поставить знак вопроса.

Ученики по очереди высказывают свое мнение.

Психолог подводит итог, подчеркивая, что такая встреча призвана найти и решить проблемы класса.

Второе упражнение. Правила. (7-10 мин)

Можно провести игру «Нет правил», особенно при определенной подавленности настроения класса. Можно просто отметить, что нужно договориться о правилах общения в кругу, потому что такое общение отличается от обычного в классе.

Ученики любым способом делятся на пары, каждая пара придумывает правило. Все правила сами ученики записывают на доске, после короткого обсуждения и «объединения» правил остаются 3-5 «основных», например:

Быть активным.

Быть толерантным

Слушать друг друга.

Смеяться можно, но не с человека (но по-доброму)

Каждая мысль имеет право на существование и высказывания. (Каждая мысль - вклад в общее дело).

Упражнение третье.

Упражнение "Ожидание" сознательно не дается на первом занятии.

Упражнение четвертое (основное).

«Идеальный класс». (30-35 мин. - 15-20 минут на подготовку в группах, 10-15 минут на презентацию и 5-7 минут на обсуждение)

С помощью обычной считалки класс объединяется в четыре группы, которые получают задание: представить и презентовать другим идеальный класс в определенное время или при определенных обстоятельствах. Презентации готовятся в виде коллажей с устным комментарием.

Темы презентаций:

«Идеальный класс перед уроками»

«Идеальный класс после уроков»

«Идеальный класс на контрольной»

«Идеальный класс на перемене»

Ученики работают в группах у столов с канцтоварами; готовят коллажи и договариваются о порядке презентации, распределение ролей и т.п. Можно заранее приготовить также вырезки из детских и молодежных газет или журналов (фото, рисунки разных ситуаций) и предложить учащимся использовать их в коллажах.

Психолог контролирует ход подготовки групп, консультирует, помогает.

Презентации групп проходят по предварительно установленному порядку. Коллажи крепятся в виде выставки в предварительно приготовленном психологом месте (стена, доска, стенд).

Психолог предлагает обсудить то, что произошло, по следующим вопросам.

Какой образ класса вам понравился больше всего? Почему?

Что для вас было приятно делать в группе, а Вы не хотели, и делали, и почему?

Что вы готовы делать ради дружбы в классе?

Упражнение пятое.

Релаксационное упражнение-игра «Атомы и молекулы». (3-5 мин.)

Каждый ученик выбирает, что он будет постоянно делать (стоять, прыгать, бегать, стоять на одной ноге и т. п.). Пока ведущий говорит «Атомы, атомы, атомы...», каждый выполняет свое упражнение. Ведущий объявляет «Молекулы по два (по три, по пять и т.п.)». Ученики объединяются в молекулы и пытаются «на ходу» договориться, что именно будут делать все в каждой молекуле частности. Ведущий меняет условия 5-6 раз.

Психолог спрашивает, понравилась ли игра и просит подумать, как было чаще: ученик выполнял то, что делали другие, или другие делали то, что предлагал делать он.

Упражнение шестое.

Рефлексия после первого занятия. (7-10 мин.)

Ученики снова садятся в круг на те же места, которые занимали в начале занятия.

Что бы вы не хотели никогда повторять после сегодняшнего занятия?

Что бы вы хотели повторить в другом коллективе? Что именно? Почему?

Что из приятных вещей, которые ты пережил сегодня, не могли бы с тобой случиться нигде? Почему?

Все вопросы направлены на формирование чувства ценности классного коллектива.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об...
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это...
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему "друг"?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение "Угадай эмоцию друга"
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе - улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните - улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Пояснительная записка

Данная программа направлена на формирование умения взаимодействовать с другими людьми, на овладение навыками общения.

Данная программа предназначена для учащихся 2 - 4 классов , имеющих повышенный уровень школьной тревожности и трудности в общении со сверстниками. Дети с эмоциональными и поведенческими нарушениями испытывают трудности в процессе социализации. Им требуется помощь, чтобы преодолевать возникающие преграды.

Цель.

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками в окружающем социуме.

Задачи:

Формировать чувства психологической защищённости; развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе ; закреплять навыки бесконфликтного общения в детском коллективе; повышать коммуникативную компетентность учащихся.

Наполняемость группы.

Учащиеся 2 - 4 класса имеющие повышенный уровень школьной тревожности и учащиеся, у которых есть трудности в общении со сверстниками. Общее количество детей в группе 10 человек.

Режим занятий.

Цикл включает в себя 10 занятий продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: октябрь - декабрь.

Методы и формы работы.

Беседа Ролевая игра Упражнения по межличностной коммуникации Методы самовыражения (в рисунке, в создании образа) Анкетирование

Ожидаемый результат.

Снижение уровня школьной тревожности; Овладение способами взаимодействия со сверстниками; Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1. Давайте познакомимся

2. Чем я отличаюсь от других

3. Я в мире людей

4. Общение в моей жизни

5. Конфликт - как быть?

6. Без друзей меня чуть-чуть

7. Теперь я другой!

Тема № 1 “Давайте познакомимся”. На данное занятие отводится 1 час.

Позволяет участникам группы познакомиться друг с другом. Учит работать в группе.

Тема № 2 “Чем я отличаюсь от других”. На данное занятие отводится 1 час.

Позволяет осознать ценность и уникальность личности каждого.

Тема № 3 “Я в мире людей”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений. Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тема № 4 “Общение в моей жизни”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет формировать навыки эффективного общения.

Тема № 5 “Конфликт – как быть?”. На данное занятие отводится 2 часа. Позволяет обучить поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Тема № 6 “Без друзей меня чуть-чуть”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет совершенствовать навыки эффективного повседневного общения. Воспитывать культуру общения .

Тема № 7 “Теперь я другой”. На данное занятие отводится 1 час. Позволяет обобщить полученные знания, умения, навыки. Проверить результативность данных занятий.

Структура занятий:

    Ритуал приветствия. Разминка. Основное содержание занятий, включающее в себя различные упражнения. Рефлексия прошедшего занятия. Ритуал прощания.

Методическое обеспечение

Занятия проходят с использованием следующих форм и методов работы:

    беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения; анкетирование.

На последнем занятии проводится диагностика школьной тревожности. (Метод неоконченных предложений).

Список литературы

Гилёва Т. Шихова Т. Тайны островов Внутренних Сил // Школьный психолог. – 2007. № 22. Зарипова Ю. Поверь в себя // Школьный психолог. – 2007. № 4(16). Никушкина Н. Социализация детей-сирот // Школьный психолог. – 2007. - №1(13). Рудякова О. Маленький волшебник // школьный психолог. – 2007. - №21. Овчарова психология в начальной школе. – М., 2004г. Юдина Н. Программа “Навстречу” // Школьный психолог. – 2007. - №12.

Тренинговые занятия

Тренинговое занятие №1

“Давайте познакомимся!”

Цель: знакомство с группой.

Задачи:

    совершенствовать умения действовать по правилам; развивать навыки правильного взаимодействия; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: плакаты с правилами.

1 Упражнение « Приветствие в кругу» (3 мин)

Психолог: Когда люди знакомятся друг с другом, что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Давайте встанем в круг. Я сейчас приветствую вас движением, а вы в ответ также приветствуйте меня.

Психолог приветствует детей кивком головы, ладошкой, поднятием плеча, носком ноги и т. п. Дети встают в круг и приветствуют друг друга.

2 Объяснение темы и целей занятий (3-5 мин)

Мы начинаем цикл занятий, который проведём в течение двух месяцев. Занятия будут проходить по … на … в кабинете … . Цель наших занятий выработать умения и навыки доброжелательных отношений с другими людьми. Эти умения и навыки пригодятся вам в дальнейшей жизни. Надеюсь, что наши занятия станут для вас полезными и интересными, помогут вам общаться и дружить.

3 Упражнение «Блиц – знакомство» (3- 5 мин)

Назови свое имя и свой любимый цвет.

4 Принятие правил группы(3 -5 мин)

Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.

Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите “Да-да-да” и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите “Нет-нет-нет” и топайте ногами.

Правила группы.

Внимательно слушать, когда говорят другие – “Да”

Драться – “Нет”

Уважать чужое мнение – “Да”

Шуметь – “Нет”

Шутить и улыбаться – “Да”

Дуться и быть “букой” - “Нет”

Говорить по одному – “Да”

Перебивать говорящего – “Нет”

Смотреть на того, к кому ты обращаешься – “Да”

Смеяться над говорящим – “Нет”

Сформулированные правила написаны на листах ватмана и вывешиваются на стену.

5 Игра «Снежный ком»

Психолог: Продолжим знакомство друг с другом. Давайте встанем в круг. Сейчас мы будем знакомиться, называя свои имена по очереди. Получая мячик от соседа, каждый сначала называет имена предыдущих соседей, а только потом - свое.

6 Упражнение “Знакомство” (5 – 7 мин)

Распределитесь на группы по признакам:

Цвету волос (светлые, тёмные)

Росту (от высокого до низкого)

Имени (сколько имён столько групп)

Цвету глаз (голубые, карие, серые, зелёные)

По дате рождения (весна, лето, осень, зима).

7 Упражнение “Вот я какой!” (7-10 мин)

Детям предлагается заполнить анкету.

Анкета “Вот я какой!”

Дети садятся в круг. Каждый зачитывает свои ответы по каждому пункту.

Ведётся обсуждение.

С кем из детей у тебя больше всего общего?

Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

На какой вопрос тебе было сложно ответить? Почему?

8 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Понравилось ли вам наше первое занятие? Чем?

Каждый высказывается.

9 Прощание (5 мин)

Каждый произносит фразу.

Тренинговое занятие №2

“Чем я отличаюсь от других!”

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

Задачи:

    совершенствовать умение работать в группе; развивать навыки самосознания; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений.

Материалы: мяч, магнитофон, анкеты, карандаши.

1 Приветствие (2-3 мин)

2 Упражнение “Ласковое имя” (5 мин)

Дети стоят в кругу. Психолог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем дети, передавая мяч, называют своё ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч передаётся в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому передаёшь мяч.

3 Упражнение «Визитка» (10 мин)

Психолог: Сейчас мы с вами будем делать визитки. Возьмите фломастеры или цветные карандаши и изобразите любой рисунок, значок, символ, по которому вас можно будет узнать, определить. Это может быть какой либо предмет, игрушка, растение, животное, явление природы.

Психолог: Давайте сядем в общий круг и рассмотрим визитки друг друга, каждый по очереди объяснит свой рисунок.

4 Упражнение “Бинго! ” (10-15 мин)

Каждому участнику выдаётся бланк (“бинго” - формуляр). Утверждения, представленные в таблице, подходит, по крайней мере, одному из участников.

Играет на музыкальном инструменте

Занимается спортом

Единственный ребёнок в семье

Пишет левой рукой

Умеет плавать

Летал на самолете

Умеет играть в шахматы

Любит мороженое

Любит математику

Легко заводит друзей

Имеет домашнее животное

Любит поспать

Играет в компьютерные игры

Каждый игрок опрашивает всех участников и делает пометки в своей таблице. Если опрашиваемый ребёнок соглашается с утверждение, то в таблице делается пометка. Первый, кто справится с заданием, должен крикнуть: “Бинго!”

Дети садятся в круг и подводя итоги опроса.

5Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Каждый высказывается.

7 Прощание (3 мин)

Тренинговое занятие №3

“Я в мире людей”

Цель:

Задачи:

    совершенствовать умение работать в группе; развивать коммуникативные навыки; создавать предпосылки для возникновения и развития межличностных отношений; вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: магнитофон, бумага, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Поменяйтесь местами те …” (7-10 мин)

Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру психолог. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”. Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.

3 Упражнение “Подарок” (10 мин)

Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.

4 Упражнение “Продолжи рисунок” (10 – 12 мин)

Детям выдаются листы бумаги и фломастеры.

По сигналу “начали” дети начинают рисовать на своём листке. По сигналу “поменялись” дети меняются листами по часовой стрелке и продолжают начатый рисунок другим ребёнком. По следующему сигналу меняются листами. Игра продолжается пока рисунок не возвратиться к хозяину.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить задание?

5 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в круг.

Понравилось ли вам наше занятие? Чем?

Что нового вы узнали?

Каждый высказывается.

6 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”. Пока каждый не произнесёт фразу.

Тренинговое занятие №4

“Я в мире людей”

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; совершенствовать умение работать в группе.

Материалы: магнитофон, карточки в виде листка, фломастеры, плакат с изображением дерева.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2Упражнение “ Дерево дружбы” (5 мин)

Дети садятся за стол.

У нас есть дерево, на котором всего один листок. “Что он чувствует? Каковы его желания?”

Дети пожеланию отвечают на вопросы.

Мы можем помочь листочку, подбодрив его пожеланиями.

Пожелание нужно написать на листочке фломастером, а затем приклеить его на наше дерево.

Дети пишут пожелания. Приклеивают их на дерево. (Звучит музыка)

Что теперь чувствует листок?

3 Упражнение “Только вместе” (7 – 10 мин)

Дети разбиваются на пары и встают спиной к спине. Пробуем сесть на пол, а затем встать, не отрывая своей спины от спины партнёра.

Обсуждение. С кем работать было легче и веселее? Что было самым трудным в этом упражнении?

4Упражнение “Слепой и поводырь” (10 мин)

Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды. Остальные участники делятся на “плохих” и “хороших”. Которые подсказывают “слепому” путь. “Хорошие” говорят верно, “плохие” пытаются навести “слепого” на преграды. “Слепой” должен сам определить кто “хороший”, а кто “плохой”.

Затем меняется участник “слепой”.

5Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

6Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №5

“Общение в моей жизни”

Цель: формирование навыков эффективного общения.

Задачи:

Материалы: листки, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

3 Игра «Концентрические круги», с элементами активного слушания.

Темы для беседы:

1. Мой любимый сказочный герой.

2. Мое любимое время года.

3. Мой любимый урок.

4. Мое любимое животное.

5. Моя любимая еда.

6. Мое хобби.

Анализ игры.

Что интересного узнал про ребят?

Что нового узнал про ребят?

Какое у тебя настроение после игры?

4 Упражнение “Расшифруй слово” (5 мин)

Детям предлагается разделиться на две группы. Необходимо расшифровать каждую букву слова ОБЩЕНИЕ. Подобрать к каждой букве слово, начинающееся на эту букву, имеющее значение близкое к слову общение.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить это упражнение?

Легко ли было работать в группе?

А теперь с этими словами надо составить предложения. Затем дети по очереди зачитывают свои предложения. Задача остальных – выделить из предложения слова, которые придумали ребята.

5 Упражнение “Ситуация” (10 – 15 мин)

Дети делятся на три группы, две группы– исполнители, и одна– наблюдатели.

Группам по исполнителям предлагается разыграть сцену. Наблюдатели оценивают правильность поведения в ситуации.

Ситуация. Вы сидите в классе. Заходит ученик – “новенький”.

1 группа. Сидящие за партой продолжают разговаривать между собой и не обращают внимания на вошедшего в класс ребёнка. Вошедший ученик тихо садится подальше от них.

2 группа. Сидящие за партой с интересом смотрят на вошедшего. Спрашивают у него “Как тебя зовут? От куда ты к нам пришёл?” Называют свои имена. Приглашают войти и предлагают сесть, указывая какое место свободно. Вошедший активно отвечает на вопросы. Слушает внимательно учеников.

Группа наблюдателей разбирает поведение в ситуации. Даёт свою оценку.

Обсуждение.

В какой ситуации правильное поведение? Почему?

В какой ситуации “новенькому” сложнее?

Что ты чувствовал в роли “новенького”?

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №6

“Конфликт - как быть?”

Цель:

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать навыки эффективного общения.

Материалы: магнитофон.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

Обсуждение.

3 Упражнение “Ситуация” (15-20 мин)

Детям предлагается вспомнить конфликтную ситуацию.

Обсуждение.

Что вы тогда чувствовали?

Как вы вышли из конфликтной ситуации?

Теоретический материал.

Психолог рассказывает о разных вариантах выхода из конфликтной ситуации.

Соперничество.

Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чём не уступаешь сопернику.

Избегание.

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, всё замечательно.

Сотрудничество.

Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять его.

Приспособление.

Ты отказываешься от собственных интересов ради другого.

Компромисс.

Предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств.

Давайте потренируемся над разрешением конфликтной ситуации.

1. Ты договорился с друзьями идти гулять, а мама говорит, что надо помочь ей по дому вымыть посуду. Давайте разрешим эту ситуацию, используя разные стратегии. На ваш взгляд, какая стратегия самая удачная.

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул, а она нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты и ему домой и напомнил про книгу. А он сказал тебе, что забыл, куда ее положил и теперь не может найти. Подумайте, как можно разрешить эту конфликтную ситуацию.

4 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)

5 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

6 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие №7

“Конфликт - как быть?”

Цель: обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Задачи:

    вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать навыки эффективного общения; формировать навыки разрешения конфликтной ситуации.

Материалы: магнитофон.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Толкотня” (5 мин)

Детям предлагается произвольно двигаться по классу. При этом толкать друг друга.

Обсуждение.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

3 Упражнение “Ситуация” (15 мин)

Детям предлагается разыграть ситуации, которые возникают в классе.

Ситуация №1. “Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Как поступить?

Какой вариант выхода из конфликта был избран?

Как ещё можно поступить?

Следующие ситуации предлагают дети.

4 Упражнение “Я – высказывание” (10 мин)

Как высказывать свою точку зрения, не обижая партнёра?

Ситуация: Ваш одноклассник взял у вас ручку и не отдаёт. Вам ручка нужна.

Как вернуть ручку?

Дети предлагают свои ситуации и пути выхода из конфликта.

5 Упражнение “Я рад общаться с тобой” (5 мин)

Один ученик протягивает кому-нибудь из ребят руку со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 8

“Без друзей меня чуть-чуть”

Цель: совершенствовать навыки общения.

Задачи:

    развивать умение замечать положительное в неприметном, выражать это в доброжелательной и приятной форме; совершенствовать навыки эффективного повседневного общения; воспитывать культуру общения.

Материалы: магнитофон, корзина с карточками, карточки с номером.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)

Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.

“Дерево” и “ветер” меняются местами.

3 Упражнение “Рисунок страха” (7 – 10 мин)

На прошлом занятии мы говорили о том, что, переходя в пятый класс, в четвёртом классе появляется тревога, так как мы ещё плохо представляем, что нас там ждёт. Пятый класс уже прошёл этот путь.

Надо нарисовать свой страх или что-то тревожащее вас (это может быть место или вещь).

Обсуждение. Дети рассказывают, что они изобразили и какой страх заключили в этот образ.

Уничтожение страха. Дети рвут свои рисунки на мелкие части и мусор выбрасывают в мусорное ведро.

4 Рефлексия (3 – 5 мин)

Дети отвечают на вопрос: “Легко ли было изобразить страх”, “Какие трудности встретили при выполнении этого задания?”

5 Упражнение “Кораблекрушение”(10 – 15 мин)

Дети делятся на две команды, согласно номеру при пересчёте на “первый-второй”. Команды работают за столом. Участники получают карточки, изображающие части корабля. Каждая команда выбирает несколько карточек с надписью предмета.

Задача команды: придумать назначение этих предметов на корабле. Ответ должен быть оригинальным.

Командам даётся несколько минут на выполнение этого задания.

Затем команда представляет своё решение.

Набор карточек с названиями предметов.

Нитки, лёд, деньги, канат, игрушечный медведь, платок, тетрадь, мука, ложка, компьютер, телефон, зеркало, компас, шкаф, лыжи, дудка, барабан, слон, лупа, карта, картина, рыба, кости, глобус, перо, куртка, книга, воздушный шарик , шнур от магнитофона, краска синего цвета, сказка “Колобок”, клей, клубок пряжи, кольцо, сундук, надувной бассейн, крем, засушенный жук, клюшка, мяч, пенопласт, учебник “Русский язык”, рулон бумаги, кот “Тимофей”, фотография дома, ролики, свеча, ёжик, медаль, очки, пульт от телевизора, цветок, линейка, скакалка, печка, ботинок, перчатка, золотая цепочка, часы, лак для волос.

Обсуждение.

Легко ли вам было придумать назначение предметам? Если “нет”, то почему?

Дети высказываются по желанию.

6 Завершение (3 мин)

Каждый из вас, как эти части корабля, выброшенные на берег во время шторма, является частичкой большого, общего. Без вас нет возможности двигаться вперёд. Только объединившись – вы сила.

Дети встают в круг. Берутся за руки.

Представьте, что мы корабль, плывущий по волнам.

Звучит музыка.

Дети покачиваются в разные стороны под звуки музыки.

7 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

8 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 9

“Без друзей меня чуть-чуть”

Цель: совершенствование навыков общения.

Задачи:

    совершенствовать навыки эффективного повседневного общения; воспитывать культуру общения.

Материалы: магнитофон, листки, фломастеры.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Дерево и ветер” (5 мин)

Дети делятся на пары. Один в паре “дерево”, другой “ветер”. Ветер дует на дерево – “дерево” наклоняется в зависимости от силы “ветра”.

“Дерево” и “ветер” меняются местами.

3 Упражнение “Рисунок дружбы” (7 мин)

Детям предлагается нарисовать образ дружбы.

Обсуждение.

Легко ли было образно изобразить дружбу?

Какие цвета вы чаще использовали? Почему?

Какие чувства вы испытывали, выполняя задание?

4 Упражнение “Групповая дискуссия” (5 – 7 мин)

Где можно найти себе друга?

Как выбрать друга?

Расскажи о своём друге. Почему ты с ним дружишь?

5 Упражнение “Объявление” мин)

Детям предлагается написать объявление: “Ищу друга”. В нём нужно указать свои основные увлечении, любимые занятия. Чем вы занимаетесь в свободное время ? Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?

Дети зачитывают свои объявления.

Обсуждение.

Кому захотелось ответить на объявление?

Легко ли было составить объявление?

После занятия дети вывешивают на стенд свои объявления.

6 Рефлексия (5 мин)

Дети встают в два круга.

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.

Что вы чувствуете по окончании занятия?

7 Прощание (5 мин)

Смотрим на рядом стоящего и произносим слова: “Спасибо за хорошую работу”.

Тренинговое занятие № 10

“Теперь я другой!”

Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

    диагностировать уровень школьной тревожности; воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим.

Материалы: магнитофон, листки, фломастеры, корзина с карточками.

1 Приветствие (5 мин)

Дети встают в круг и приветствуют друг друга пожатием руки, произнося слова: “Я рад, что ты пришёл на занятие!”.

2 Упражнение “Ассоциации” (7 мин)

Вспомните, какими вы были в начале наших занятий. С каким предметом вы можете себя сравнить?

Сравните с каким-либо предметом, животным, цветком вас сегодняшнего.

3 Упражнение “Я – хороший, мы – хорошие”мин)

Дети выходят в центр круга по очереди и произносят: “Я – хороший” - сначала шёпотом, потом громче, потом ещё громче. После того как все побывают в центре круга, образуют круг, держась за руки, шёпотом произносят: “Мы – хорошие”. Делают шаг вперёд к центру круга и произносят фразу громче. После этого делают ещё шаг вперёд, образуя плотный круг, и очень громко произносят фразу.

4 Диагностика “Метод неоконченных предложений” (7 мин)

Детям предлагаются листки с неоконченными предложениями, которые нужно закончить.

5 Рефлексия (7 мин)

Что изменилось в вас после наших занятий?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Какие пожелания есть для участников нашей группы?

6 Прощание (5 мин)

Наше дерево Дружбы принесло плоды. Плоды эти необычные – это плоды-пожелания.

Передаём корзину с плодами по кругу и произносим слова, написанные на карточке, обращаясь к товарищу по имени. Карточку отдаём товарищу.

Карточки с пожеланиями.

1 . Ты всегда можешь положиться на меня.

2. У тебя всё получится.

3. Ты прекрасный человек.

4. Чаще улыбайся, всё будет хорошо.

6. Будь смелее.

7. Всё будет хорошо.

8. Ты очень добрый человек.

9. Ты можешь многое.

10. У тебя красивые глаза.

11. У тебя острый ум.

12. Ты просто “душка”.

13. Ты умница.

14. Ты хороший друг.

15. Ты замечательный товарищ.

16. Мы всегда придём тебе на помощь.

17. Мы верим в тебя.

18. Мы доверяем тебе.

19. Все твои желания сбудутся.

20. Помни о друге.

21. Мы всегда будем рядом.

22. Ты замечательный человек.

23. Всегда будь таким весёлым человеком.

24. Ты радуешь нас.

25. Ты наша опора.

26. Ты просто “супер”.

27. Ты замечательный друг.

28. Ты интересный собеседник.

29. Ты настоящий друг.

30. Мне приятно с тобой общаться.

31. Мне приятно с тобой работать.

Психолог благодарит всех за участие в тренинге:

“Вот и подошли к концу наши занятия. Вы учились общаться друг с другом. Теперь вам будет намного спокойнее, ведь вы стали друзьями. И всегда сможете обратиться за помощью к своим новым товарищам”.