Золотая хохлома. Картотека стихов о народных промыслах

Проверочный тест по теме «Народные промыслы России»

1.Изделия какого народного промысла изготавливают из кровельной стали?

А) Жостовские подносы Б) Каслинское литье

В) Ростовская финифть Г) Уральская ковка

2. В каком поселке, входящем в перечень исторических городов России, расписывают лаковую миниатюру на папье-маше?
А) Городец Б) Палех В) Хохлома Г) Гжель

3.Яркая лаконичная роспись по дереву, в которой можно увидеть цветочные узоры, жанровые сцены, фигурки петухов, коней:

А) хохломская Б) дымковская В) городецкая Г) филимоновская

4. Для вязания оренбургских пуховых платков нужен особый пух оренбургских коз. Пух какого животного самый тонкий в мире?

А) ангорской козы Б) гималайского горного козла

В) верблюда Г) оренбургской козы

5. Какие игрушки изготовлялись для праздника свистопляска (свистунья) в г. Вятка?

А) Кукла-петрушка Б) дымковская игрушка

В) филимоновская игрушка Г) каргопольская игрушка

6. В каком виде промысла используются в основном черный и красный цвета по золотистому фону?

А) Хохлома Б) Гжель В) Палех Г) Городец

7. Каким основным материалом покрывают изделия знаменитой ростовской финифти?

А) лаком Б) акварелью В) эмалью Г) темперой

8.Какой элемент периодической системы Д.И.Менделеева используется для росписи керамики Гжель?

А) вольфрам Б) кобальт В) теллур Г) ванадий

9. Для какого промысла характерно изготовление движущихся игрушек?

А) Городецкая роспись Б) Семёновская игрушка

В) Дымковская игрушка Г) Богородская игрушка

10. К изделиям из глины НЕ относится:

А) Семёновская игрушка Б) Гжельская керамика

В) Дымковская игрушка Г) Филимоновская игрушка

11. Продолжи фразу:

А) Оренбургский… Б) Вологодское… В) Дымковская…

Г) Жостовский… Д) Золотая… Е) Со своим … в Тулу не ездят.

12. Найдите соответствие:

1) Изделия из дерева А) Гжель

2) Изделия из глины Б) Жостово

3) Изделия из других материалов В) Хохлома

Г) Вологодские кружева

Д) Городецкая роспись

Е) Дымковская игрушка

Ж) Богородская игрушка

З) Ростовская финифть

И) Филимоновская игрушка

ЗАГАДКИ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ

1 .Тук – тук, щёлк – щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки-
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.

2. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.


3 .Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица-
Для маленькой темница.

4. Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз,
Может вывел из мороз?
Что за скатерть получилось!
Может это все приснилось?


5 .Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?

6 .Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Что же за товар такой?

7 .Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит…

8 .На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики нежные.

Ответы на тест:

    А

    Б

    В

    Г

    Б

    А

    В

    Б

    Г

    А

    А) пуховый платок Б) кружево В) игрушка

Г) поднос Д) хохлома Е) самовар

    1) В, Д, Ж 2) А, Е, И 3) Б, Г, З

Загадки:

1- Богородская резьба

2- Дымковская игрушка

3- Матрешка

4- Вологодские кружева
5. Из Гжели

6. Хохлома

7. Городец

8. Павлово – Посадские шали

Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго.
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Не учись безделью, а учись рукоделью.
Работа хороша, если в ней польза и душа.

Урок изобразительного искусства "Красота в умелых руках"

http://festival.1september.ru/articles/573045/

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась,
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась,
А трава как бахрома,
Это… (Золотая Хохлома )

^

Открытый урок (урок закрепления знаний). Тема "Народные промыслы. Золотая хохлома (роспись деревянной тарелочки в технике хохломской росписи)"


http://festival.1september.ru/articles/533706/

Золотая хохлома - УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ С ИЗО.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

^ ПРОГРАММА КРУЖКА по декоративно-прикладному искусству

«УМЕЛЬЦЫ-ХУДОЖНИКИ» (для детей младшего школьного возраста)

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Терем, терем, теремок.

Он не низок, не высок

Расписные здесь завалинки,

С хохломским узором ставенки,

Солнце светит по утру,

Звери к терему идут.

^ ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,

Наше чудо дивное.

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

Рисовали травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.

Сколько здесь прекрасных чаш –

Это Вам подарок наш!

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывает сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

Н.Глазков

Хохломская роспись –

В зелени травы.

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

П.Синявский

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

^ ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза!

Тут груды чашей и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов,

Там лыки, вёдра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты…

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные, узоры кручёные.

Братина солнечна весьма!

На ней цветы и земляника.

Семёновская хохлома

Вся золотиста, краснолика!

А вот поднос.

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Вот ладья: цветущий хвост – корма.

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Надою я молока,

Напою котёнка.

Разрисую хохломою

Милую Бурёнку.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся

Попробуй, сумей-ка…

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают как звёзды

В небесном раздолье.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Я всё небо разрисую,

Разрисую хохломой.

Пусть все лётчики летают

Под такою красотой.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива.

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

П.Синявский

ИВАНОВА Ю. Радуют глаз хохломские ложки. О них разговор особый

Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. Хохлома - красота несравненная. Мерцающее золото, пламень киновари, глубина черного фона. Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном.

В нашем детском саду этому уделяется большое внимание...

Так мы знакомились с хохломой:

Рассматривали

изучаем играя

Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы - Горьковская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально-техническая школа хохломской росписи.

Город Семенов: родина Хохломской росписи

На территории фабрики «Хохломская роспись» стоят два памятника. Один - легендарному Семену-ложкарю, отцу-основателю промысла. Второй - Георгию Матвееву, основателю школы росписи. В 1916 году, Георгий Петрович приехал в Семенов и создал школу художественной обработки дерева. А затем объединил местные артели в один большой коллектив. Из них и выросла фабрика «Хохломская роспись».

На фабрике два цеха. Первый - где делают деревянную посуду для росписи. Там работают в основном мужчины, они вытачивают на станках деревянные матрешки, чашки, миски, блюдца и тому подобные изделия.

В цехе художественной росписи работают исключительно женщины. Они расписывают эксклюзивные вещи и имеют право ставить на них свой личный авторский знак.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени,и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Стихи и загадки о ХОХЛОМЕ

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

(П. Синявский «Хохлома».)

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

(Н.Глазков)

И физкультминутка (может кому пригодится)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

«Сказочная Гжель»

Конспект занятия для старшей группы детского сада.

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.


Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Воспитатель:

Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.

Как хороша - эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Воспитатель: Откуда нам их прислали?

Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.

Отгадайте загадку:

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Ответы детей:

Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Расскажу вам сказку.

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать. (слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке - петушок красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы - точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.(слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

О каком промысле эта сказка?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Каким узором украшают мастера свои изделия?

Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель : Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

Цель . Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.

Задачи :

1. Образовательная

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

4. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).

1. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

2. Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).

3. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

2. Развивающая.

1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

3. Развивать творческие способности.

3. Воспитательная.

1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

2. Учить работать самостоятельно.

3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.

Выставка.

Дымковской игрушки, народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.

Предварительная работа.

Кружковые занятия по мотивам народных росписей в течение 4-х лет.

Самостоятельная работа.

Занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисования).

Материалы.

Гуашь разных цветов

Кисть № 3

Палитра, ложечки

Силуэт дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды

Ход занятия.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель.

Ребята, сегодня мы проводим необычное занятие.

Мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где мы посмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Жостово.

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.

Отгадайте-ка загадку.

Загадывает загадку.

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка )

Воспитатель.

Что такое Дымка?

Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Эта игрушка вятская.

Воспитатель.

Много сказочных мест в России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-поселок

Окоймлен лесами уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Загадывает загадку Гжель.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель )

Воспитатель.

Что такое Гжель?

Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета.

После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Воспитатель.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Загадывает загадку Городец.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Цветами разрисованы.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые.

На солнышке блестят.

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

(Городец )

Воспитатель.

Скажите, что же такое

Городецкая роспись?

Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), мерцающие «оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева.

Готовые изделия покрывают лаком.

Воспитатель.

Есть на Волге город древний

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Загадывает загадку Хохлома.

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой )

Воспитатель

Что такое Хохлома?

Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д.

Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Воспитатель

Хохломская роспись –

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

Какую роспись я еще не назвала?

Жостовская роспись. Это роспись по железу.

Знамениты жостовские подносы.

Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный.

Фон может быть синий, зеленый.

Воспитатель.

Молодцы. Все росписи вспомнили. При выставочном зале работает мастерская, где вы можете на некоторое время стать мастером по росписи. На столах всё необходимое для работы. Мастера, вы можете приступать к работе.

♫ Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует. Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими.