Фнс сведения из егрюл проверка контрагента. Проверь себя и контрагента: онлайн-сервис

Статистика выдает нам не очень приятный факт: сделка с каждой 20 организацией обычно заканчивается убытками только потому, что компания-контрагент не проверила ее на благонадежность. Как же изучить репутацию компании и прийти к честному сотрудничеству? Давайте попробуем разобраться.

В каких случаях следует проверять контрагентов

Проверкой контрагентов обычно занимаются либо опытные бизнесмены, либо опытные юристы. Знаете почему? Потому что они уже поняли, что работать нужно только с благонадежными компаниями и, более того, только вы отвечаете за проверку этой благонадежности.

Для того чтобы неприятных ситуаций при работе с контрагентом не было, новых партнеров принято «прогонять» по целому списку проверок. Более того, есть ряд случаев когда такие проверки обязательны:

  1. Если вы решились на работу с новым партнером в первый раз. Проверка поможет избежать возможных ошибок.
  2. Если вы в курсе того, что потенциальный контрагент – это новая компания, которая зарегистрировалась совсем недавно. Конечно, сама по себе новая компания не может нести рисков, однако, работа с ней еще как может.
  3. Если вы знаете, что о потенциальном контрагенте не очень лестно отзываются. Конечно, никто не отменял злые языки конкуренции, но все же старая пословица гласит «доверяй, но проверяй».
  4. Если потенциальный контрагент работает исключительно по предоплате. Проверив компанию на благонадежность, вы сможете уберечь себя от недопоставки товара, либо от оказания некачественных услуг.

Проверка компании – это отдельная услуга, которую предоставляют многие организации, однако, при должной сноровке и наличии свободного времени вы можете сделать это самостоятельно.

Актуальность проверки благонадежности компании для разных сфер бизнеса не стоит ставить под сомнение. Даже в такой, казалось бы, неоспоримо надежной деятельности как лизинг, присутствуют не совсем честные «игроки».

Какие сведения можно получить о потенциальном партнере

Итак, давайте рассмотрим какие именно сведения можно получить о компании, воспользовавшись простым доступом в интернет. Самый легкий способ – это зайти на сайт налоговой службы и с помощью поиска найти всю нужную информацию там, либо воспользоваться услугами сторонних ресурсов, которые, к слову, иногда платные.

Проверяем ИНН

Первое, что характеризует компанию как фирму, которая действительно работает и работает честно, это ИНН. Если у вас есть ИНН организации, то вы можете с легкостью проверить насколько он реален. ИНН, или индивидуальный налоговый номер – это шифр, построенный по специальному алгоритму. Если компания взяла его из головы, то и проверка по этому номеру через любую удобную вам службу не даст никакого результата.

Самый простой способ проверить ИНН – это воспользоваться сервисом проверки на сайте налоговой службы (более подробнее об этом рассказано в конце статьи).

Запрашиваем свидетельство о государственной регистрации

Запросить свидетельство о регистрации – это верный способ узнать насколько реальна деятельности потенциального контрагента. Таким образом мы узнаем существует ли компания на самом деле, т. е. учтена ли она в ФНС как налогоплательщик.

Конечно, наличие свидетельства еще не говорит нам о том, что компания очень благонадежная. Может быть она только что прекратила свою деятельность, а может быть она не сдает отчетность, либо же вообще налоговый должник.

Вы можете запросить копию свидетельства о государственной регистрации непосредственно у компании, либо же опять воспользоваться услугами сторонних ресурсов.

Получаем выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Если вы сможете получить свежую выписку на контрагента из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, то это значит, что организация все еще «на плаву». Более того, в выписке содержатся все необходимые сведения для проверки честности организации: ее владелец, место регистрации, лицензии и прочие данные.

Выписку можно скачать на официальном сайте налоговой службы РФ (что намного проще) либо запросить у потенциального партнера. Если же вам потребуется заверенная выписка из реестра, то можете обратиться за ней в любое отделение Налоговой службы России.

Анализируем бухгалтерскую отчетность

Отличным инструментом для анализа организации служит анализ ее бухгалтерской отчетности. Запросите бухгалтерской баланс у контрагента, либо воспользуйтесь сторонними сервисами.

С помощью баланса вы сможете проверить сразу несколько типов данных:

  • фирма успешно закрывает кварталы и сдает отчетность;
  • фирма ведет хозяйственную деятельность;
  • какими активами владеет фирма.

Активы фирмы – это, прежде всего, ее уставной и другие виды капитала и обязательства. Если у компании практически нет активов, то для вас это повод задуматься стоит ли с ней связывать свой бизнес.

Также если вы знаете, что у вас намечается крупная сделка с компанией, а ее активы или обороты очень маленькие по сравнению с суммой сделки, то это тоже повод задуматься: скорее всего она скрывает часть дохода, что также не показывает ее с положительной стороны.

На основе баланса можно сделать полноценный финансовый анализ, который не только сможет продемонстрировать вектор развития компании, но и понять насколько устойчиво она стоит на ногах. Если вам требуется надежный партнер, то это один из главных показателей.

Проверяем адрес регистрации на «массовость»

Что вы знаете о массовом адресе регистрации? Скорее всего, ничего. Однако это один из самых основных признаков так называемых фирм-«однодневок». Если вы опасаетесь, что ваш контрагент может оказаться как раз такой фирмой, то просто проверьте его по адресу.

Это можно сделать на сайте налоговой службы на странице service.nalog.ru/addrfind.do .

Большая часть компаний регистрируется по одному адресу, однако, фактически находится совершенно в другом. Советуем вам также проверить и фактический адрес местонахождения компании — на самом ли деле существует офис партнера и что он из себя представляет. Если ранее вы еще не работали с данным партнером и сумма планируемой сделки высока, то такая проверка не будет лишней.

Проверка по задолженности по налогам и сдаче отчетности

Если вы сомневаетесь, что ваш контрагент играет по-честному, то на всякий случай запросите у ФНС сведения об уплате налогов этой компанией.

Для чего это нужно? Все просто. Если дело между вами и вашим контрагентом дойдет до арбитража, то ваше обращение в ФНС за дополнительными сведениями будет огромным плюсом. Для того чтобы зафиксировать факт обращения запрос необходимо передавать лично, а канцелярия ФНС должна проставить отметку о получении запроса (либо направить запрос заказным письмом с уведомлением).

Зная его ИНН, можно провести такую проверку контрагента и на сайте налоговой службы — service.nalog.ru/zd.do .

С учетом того, что данный онлайн-сервис работает в тестовом режиме, нужно понимать, что нельзя считать полученную информацию 100% достоверной.

Госконтракты

Госконтракты – это отличный способ проверить все данные о предполагаемом партнере. Компании-исполнители на такие сделки отбираются очень строго. Так, например, исполнителем не может быть фирма, у которой есть задолженности. Если компания иногда заключает государственные контракты – то это показатель ее благонадежности и устойчивой позиции на рынке.

Проверить компанию на участие в государственных закупках можно на сайте zakupki.gov.ru, либо же на других электронных торговых площадках.

Данные о людях

О каких людях в данном случае пойдет речь? В первую очередь о руководстве и учредителях. Так, наряду с массовой регистрацией существует и такое понятие, как «массовость руководителя». Если человек является директором сразу в нескольких фирмах сразу, то у вас есть все основания полагать, что потенциальный контрагент – однодневка.

Кроме того, что вы увидите сколькими компаниями руководит человек, так еще вам будут доступны данные обо всех фирмах, которыми он руководил ранее. Если вам стало известно, что многие из фирм, которыми руководил человек, обанкротились, то это повод задуматься: скорее всего, вы имеете дело с недобросовестной компанией, которой завтра может и не стать.

Не лишним будет проверить не числится ли руководитель в реестре дисквалифицированных лиц. Сделать это можно на сайте налоговой службы — service.nalog.ru/disqualified.do .

Проверка организации по ИНН на сайте Налоговой службы России

Давайте попробуем разобраться как найти и проверить контрагента по ИНН на сайте налоговой службы. Для этого перейдите по ссылке egrul.nalog.ru , либо откройте главную страницу ресурса и в разделе «Электронные сервисы» выберите «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».

Вы уже знаете по каким параметрам можно проверить компанию посредством ресурса налоговой службы РФ, поэтому сейчас мы рассмотрим самую частую из нужных проверок – проверку по ИНН.

Для примера будем проверять ИНН ПАО «ГАЗПРОМ». Не забывайте, что помимо проверки юридических лиц, там же доступна проверка индивидуальных предпринимателей.

Как видите, все предельно просто. Вводим индивидуальный налоговый номер в необходимое окно и вводим капчу чтобы подтвердить, что мы не робот.

Результат радует: налоговая сразу же предоставляет адрес местонахождения компании, ее ОГРН, ИНН, КПП, а также дату присвоения ОГРН:

Выводы

Чтобы избежать недоразумений при работе с новым контрагентом необходимо проверить его на благонадежность. Такую проверку легко можно осуществить на официальном сайте налоговой службы России либо воспользоваться другими сервисами.

По результатам проверки можно сделать выводы — следует ли начинать сотрудничество с новой компанией, либо же нужно оборвать все связи прямо сейчас.

Видео — почему важна проверка контрагентов перед заключением сделки:

Прежде всего, нужно убедиться в том, что компания зарегистрирована в установленном порядке и ведет деятельность. Это можно сделать разными способами.

Проверить ИНН

Удостоверьтесь в том, что ИНН поставщика — не случайный набор цифр, а реальный цифровой код, который принадлежит компании, предлагающей сделку.

Проверить это очень просто, так как у ИНН есть свой алгоритм, и поддельный номер, скорее всего, ему соответствовать не будет. Распознать ошибку в ИНН можно в любой программе для подготовки сведений о доходах физических лиц, введя номер в поле «ИНН работодателя». Если номер не будет удовлетворять алгоритму, появится сообщение об ошибке.

Одновременно установить подлинность ИНН и принадлежность его той или иной компании можно на сайте ФНС или с помощью сервиса проверки контрагентов .

Запросить копию свидетельства о госрегистрации (или лист записи в ЕГРЮЛ)

Свидетельство о госрегистрации подтверждает, что контрагент существует как юридическое лицо и учтен как налогоплательщик. С 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи нужного реестра — ЕРГЮЛ или ЕГРИП. Таким образом, лист записи — это документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В соответствии с п.13 Правил ведения ЕГРЮЛ лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело юридического лица. В соответствии с п.19 Правил ведения ЕГРИП лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело индивидуального предпринимателя.

Получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Свежая выписка из ЕГРЮЛ подтверждает, что контрагент зарегистрирован и на момент ее получения не снят с учета. Кроме того, по выписке ЕГРЮЛ можно проверить реквизиты, указанные контрагентами в договорах и иных документах.

Выписку можно запросить непосредственно у потенциального партнера или с помощью сервиса ФНС .

Баланс позволяет сделать сразу несколько важных выводов о компании:

  • Во-первых, он подтверждает, что фирма сдает отчетность.
  • Во-вторых, позволяет установить, велась ли организацией хозяйственная деятельность.
  • В-третьих, из бухотчетности можно узнать о «портфеле» средств, которыми располагает компания. Если у фирмы практически нулевая стоимость активов, существенные долговые обязательства и уставный капитал 10 000 руб., - это повод задуматься, стоит ли давать такой фирме, например, товарный кредит. Слишком низкие по сравнению с суммой предполагаемой сделки обороты компании могут свидетельствовать и о том, что поставщик укрывает часть доходов. В этом случае от сделки лучше отказаться.

На основе данных бухгалтерской отчетности легко составить финансовый анализ, который покажет динамику деятельности компании и позволит оценить ее финансовую устойчивость. В сервисе на карточке компании можно найти ссылки на бухгалтерскую отчетность и минифинанализ, который позволит сразу же увидеть ключевые моменты в бухформах без необходимости изучения большого и сложного финансового отчета по компании.

Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, можно также получить на сайте ФНС .

Дополнительная аналитика

Необходимо убедиться в добросовестности контрагента и собрать доказательства того, что вы осуществляли необходимую проверку. Почему это важно? В случае судебного разбирательства это позволит подтвердить, что ваша компания проявила .

С точки зрения налоговиков () компания не проявила должную осмотрительность, если у нее нет:

  • личных контактов руководства в компании-контрагенте при обсуждении условий поставок и при подписании договоров;
  • документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • сведений о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (реклама, рекомендации партнеров, официальный сайт и т.п.);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • информации о наличии у контрагента необходимой лицензии (если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности), свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • информации о других участниках рынка аналогичных товаров, работ, услуг, в том числе тех, кто предлагает более низкие цены.

Сведения о компании

Массовый адрес регистрации

Массовый адрес — один из признаков фирм-однодневок. В конце 2017 года Минфин выпустил , в котором предупредил, что при наличии подтвержденной информации о недостоверности поданных сведений об адресе юрлица регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Согласно документу, факты включения информации об адресе массовой регистрации — это основание для проверки достоверности данных в ЕГРЮЛ. Таким образом, регистрируя компании на массовый адрес, юрлицо или ИП рискует получить отказ в регистрации.

Но ужесточение контроля массовых адресов касается не только бизнесов-новичков, но и уже зарегистрированных компаний: налоговая отправляет письма компаниям, которым необходимо предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. Проигнорировать уведомление налоговиков не удастся: если адрес не подтверждается, представленные документы не соответствуют достоверности, то в ЕГРЮЛ вносится запись о неверных сведениях об адресе, что может повлечь исключение организации из реестра, согласно . Заключать договоры с контрагентами, зарегистрированными по массовым адресам, тем более опасно.

Как проверить «массовость» адреса? Во-первых, на сайте ФНС доступен сервис, сверяющий вводимый пользователем адрес со списком массовых адресов. Во-вторых, показывает, какие компании зарегистрированы по тому же адресу, что и интересующий пользователя контрагент, сервис . В ряде случаев такое «соседство», даже если речь не идет о массовой регистрации, может оказаться существенным.

Фактическое местонахождение контрагента

Само по себе несовпадение фактического и юридического адреса никак не характеризует контрагента. По данным ФНС, почти 80% российских компаний расположены не по юридическому адресу, указанному при регистрации. Но налоговая рекомендует проверять фактическое место нахождения контрагента наряду с другими данными.

Такую информацию можно получить, выехав по юридическому или фактическому адресу предполагаемого партнера. Это позволит не только уточнить, там ли в действительности расположен офис контрагента, но и взглянуть на помещение, производственные или торговые площади, поговорить с сотрудниками и соседями по офисному зданию. Особенно продуктивным может быть такой визит, если нанести его инкогнито, под видом покупателя или потенциального партнера.

В Контур.Фокусе можно за один клик осмотреть панораму зданий и окрестностей по указанному юридическому лицу. Эта опция называется .

Посильность условий договора для контрагента

Необходимо располагать очевидными доказательствами того, что контрагент имеет реальную возможность выполнить условия договора. Во внимание принимается, прежде всего, время, затрачиваемое на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Нарушения налогового законодательства

Налогоплательщик вправе запросить у налоговиков сведения об уплате налогов контрагентами. При этом не принципиально, ответит ли инспекция на запрос компании. Кодексом не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства ().

Как показывает арбитражная практика, о должной осмотрительности компании свидетельствует сам факт обращения в налоговую инспекцию с просьбой оказать содействие в проверке добросовестности контрагентов.

Чтобы факт обращения в инспекцию был зафиксирован, запрос следует отправлять заказным письмом с уведомление о вручении (у вас остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление) или подать запрос лично в канцелярию налоговой инспекции (в этом случае на руках остается копия запроса с отметкой о принятии).

Арбитражные дела

«Черный список» на сайте ФНС

Речь идет о реестре дисквалифицированных лиц. Дисквалификация — это административное наказание, которое заключается в лишении физического лица определенных прав, в частности, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Основанием для дисквалификации может послужить преднамеренное или фиктивное банкротство, сокрытие имущества или имущественных обязательств, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов и пр.

Чтобы избежать сотрудничества с компаниями, руководитель которых был дисквалифицирован, достаточно проверить потенциального партнера через специальный сервис на сайте ФНС . Поиск осуществляется по наименованию юридического лица и ОГРН.

К концу 2018 года ФНС запустила в тестовом режиме сервис «Прозрачный бизнес », который можно использовать для сбора комплексной информации о налогоплательщике - организации и проявления должной осмотрительности.

Если ввести в поиск данные об ИНН, ОГРН или наименовании компании, то появится следующая информация:

  • дата госрегистрации и основного госрегистрационного номера юрлица, способ образования юрлица и наименование регистрирующего органа;
  • сведения об учете организации в налоговом органе;
  • состояние юрлица;
  • адрес юрлица и информация об адресе массовой регистрации;
  • ОКВЭД;
  • размер уставного капитала;
  • недостоверные данные о руководителе компании, управлении деятельностью множества иных юрлиц;
  • категория субъекта малого и среднего предпринимательства.

Обращать внимание следует на знак треугольника, который может появиться в разделе как предупреждение. Это значит, что информация требует особого внимания.

Полномочия лица, подписывающего документы

Минфин рекомендует при проверке контрагентов получать документальное подтверждение полномочий руководителя (его представителя). В случае если документы подписывает представитель компании, от контрагента нужно получить доверенность или иной документ, уполномочивающий того или иного человека подписывать документы от лица компании.

Также Минфин рекомендует налогоплательщикам запрашивать у руководителя компании-контрагента документы, удостоверяющие личность. Это подтвердит, что документы подписывает именно тот человек, который имеет на это полномочия. Кроме того, возможны случаи, когда контрагент зарегистрирован на утерянный или украденный паспорт. Выяснить это можно на сайте ФМС .

Информация о сделке

Подтверждение личных контактов при заключении сделки

Отсутствие личных контактов при заключении сделки может свидетельствовать о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. Доказать обратное помогут собранные данные об обстоятельствах заключения договора с контрагентом (кто участвовал в переговорах, кто отпускал товар и пр.).

Проверка документов по сделке

Эта процедура позволяет избежать не только претензий налоговых органов, но и возможных судебных споров.

  • проверить адрес, указанный в документах контрагента, в частности, в счетах;
  • удостовериться, что документы поставщика не содержат логических противоречий и соответствуют НК РФ и другим законам;
  • сопоставить подписи сотрудников на документах, чтобы исключить ситуацию, когда разные подписи ставятся от имени одного лица (такие документы лучше исключить, чтобы ИФНС не завила об их фиктивности).

Приведенный список «фильтров» — неполный. Можно и другими способами проявить осмотрительность в выборе контрагента и получить о нем максимально полную информацию.

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Сведения обновляются ежедневно.

Реквизиты поиска

Р11001 - Заявление о создании ЮЛ Р12001 - Заявление о создании ЮЛ при реорганизации Р12002 - Заявление о гос. регистрации АО, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения Р12003 - Заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации Р13001 - Заявление об изменениях, вносимых в учред.документы Р13002 - Уведомление о внесении изменений в учред.документы Р14001 - Заявление об изменении сведений, не связанных с изменением учред. документов Р14002 - Заявление о нахождении АО в процессе уменьшения УК и/или о стоимости чистых активов АО Р15001 - Уведомление о принятии решения о ликвидации ЮЛ Р15002 - Уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора Р15003 - Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса Р16001 - Заявление о ликвидации Р16002 - Заявление о прекращении унитарного предприятия Р16003 - Заявление о прекращении деятельности при присоединении Р17001 - Сообщение о ЮЛ, созданном до 01.07.2002г Р18001 - Перерегистрация компаний Крыма и Севастополя

Р21001 - Заявление о регистрации ФЛ в качестве ИП Р21002 - Заявление о регистрации создания КФХ Р24001 - Заявление о внесении изменений в сведения об ИП Р24002 - Заявление о внесении изменений в сведения о главе КФХ Р26001 - Заявление о прекращении деятельности ИП Р26002 - Заявление о прекращении КФХ Р27001 - Заявление о внесении записи об ИП, зарегистрированном до 01.01.2004 Р27002 - Заявление о внесении записи о КФХ, созданного до вступления в силу ч.I ГК Р27003 - Заявление о внесении в ЕГРИП записи о КФХ, глава которого зарегистрирован ИП до 01.01.2004

0105 - Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Адыгея 0280 - Межрайонная ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан 0300 - УФНС России по Республике Бурятия 0327 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Бурятия 0400 - Управление ФНС России по Республике Алтай 0506 - Межрайонная ИФНС России № 12 по РД 0507 - Межрайонная ИФНС России № 7 по РД 0521 - Межрайонная ИФНС России № 9 по РД 0523 - Межрайонная ИФНС России № 1 по РД 0529 - Межрайонная ИФНС России № 2 по РД 0531 - Межрайонная ИФНС России № 16 по РД 0533 - Межрайонная ИФНС России № 10 по РД 0536 - Межрайонная ИФНС России № 13 по РД 0542 - Межрайонная ИФНС России № 3 по РД 0544 - Межрайонная ИФНС России № 17 по РД 0546 - Межрайонная ИФНС России № 8 по РД 0547 - Межрайонная ИФНС России № 15 по РД 0548 - Межрайонная ИФНС России № 6 по РД 0550 - Межрайонная ИФНС России № 4 по РД 0571 - ИФНС России по Ленинскому району г.Махачкалы 0600 - УФНС России по Республике Ингушетия 0608 - Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Ингушетия 0716 - МР ИФНС России №4 по КБР 0718 - МРИ ФНС России №2 по КБР 0720 - МРИ ФНС России №5 по КБР 0724 - МР ИФНС России №6 по КБР 0725 - ИФНС России № 1 по г.Нальчику КБР 0726 - ИФНС России № 2 по г.Нальчику КБР 0800 - УФНС России по Республике Калмыкия 0816 - ИФНС России по г.Элисте 0900 - УФНС по КЧР 0917 - Межрайонная ИФНС России № 3 по КЧР 1001 - ИФНС России по г.Петрозаводску 1101 - ИФНС России по г. Сыктывкару 1121 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми 1215 - ИФНС России по г. Йошкар-Оле 1326 - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска 1447 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Саха (Якутия) 1513 - Межрайонная ИФНС России по г. Владикавказу 1690 - Межрайонная ИФНС России №18 по Республике Татарстан 1700 - УФНС России по Республике Тыва 1719 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Тыва 1832 - Межрайонная ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике 1900 - УФНС России по Республике Хакасия 1901 - Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Хакасия 1902 - Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Хакасия 1903 - Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Хакасия 2036 - Межрайонная ИФНС России №6 по Чеченской Республике 2130 - ИФНС России по г. Чебоксары 2225 - Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю 2375 - Межрайонная ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю 2468 - Межрайонная ИФНС России № 23 по Красноярскому краю 2500 - УФНС России по Приморскому краю 2501 - Межрайонная ИФНС России №4 по Приморскому краю 2502 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Приморскому краю 2503 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Приморскому краю 2505 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Приморскому краю 2506 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Приморскому краю 2507 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Приморскому краю 2508 - ИФНС России по г.Находке Приморского края 2509 - Межрайонная ИФНС России №8 по Приморскому краю 2510 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Приморскому краю 2511 - Межрайонная ИФНС России №9 по Приморскому краю 2515 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Приморскому краю 2533 - Межрайонная ИФНС России №11 по Приморскому краю 2536 - ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока 2625 - ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края 2628 - ИФНС России по г. Кисловодску Ставропольского края 2632 - ИФНС России по г. Пятигорску Ставропольского края 2641 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Ставропольскому краю 2643 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю 2644 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Ставропольскому краю 2646 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю 2648 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю 2649 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю 2650 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю 2651 - Межрайонная ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю 2700 - УФНС России по Хабаровскому краю 2724 - ИФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска 2801 - МИ ФНС России № 1 по Амурской области 2901 - ИФНС России по г. Архангельску 3025 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Астраханской области 3100 - УФНС России по Белгородской области 3123 - ИФНС России по г. Белгороду 3241 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Брянской области 3252 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Брянской области 3253 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Брянской области 3256 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Брянской области 3328 - ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира 3400 - УФНС России по Волгоградской области 3435 - ИФНС России по г.Волжскому Волгоградской области 3443 - ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда 3453 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области 3454 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Волгоградской области 3455 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области 3456 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Волгоградской области 3457 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Волгоградской области 3458 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Волгоградской области 3500 - УФНС России по Вологодской области 3525 - Межрайонная ИФНС России № 11 по Вологодской области 3528 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Вологодской области 3529 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Вологодской области 3532 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Вологодской области 3533 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Вологодской области 3535 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Вологодской области 3536 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Вологодской области 3537 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Вологодской области 3538 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Вологодской области 3600 - УФНС России по Воронежской области 3668 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Воронежской области 3700 - УФНС России по Ивановской области 3702 - ИФНС России по г. Иваново 3800 - УФНС России по Иркутской области 3850 - Межрайонная ИФНС России № 17 по Иркутской области 3926 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области 4027 - ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги 4101 - ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому 4200 - УФНС России по Кемеровской области 4202 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Кемеровской области 4205 - ИФНС России по г. Кемерово 4212 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Кемеровской области 4213 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Кемеровской области 4214 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Кемеровской области 4217 - ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области 4222 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Кемеровской области 4223 - Межрайонная ИФНС России № 11 по Кемеровской области 4230 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Кемеровской области 4246 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Кемеровской области 4250 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Кемеровской области 4252 - Межрайонная ИФНС России №13 по Кемеровской области 4253 - Межрайонная ИФНС России №4 по Кемеровской области 4350 - Межрайонная ИФНС России № 14 по Кировской области 4400 - УФНС России по Костромской области 4401 - ИФНС по г. Костроме 4501 - ИФНС России по г.Кургану 4600 - УФНС России по Курской области 4632 - ИФНС России по г.Курску 4700 - УФНС России по Ленинградской области 4704 - ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области 4827 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Липецкой области 4900 - УФНС России по Магаданской области 4910 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области 4911 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Магаданской области 4912 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Магаданской области 5000 - УФНС России по Московской области 5001 - ИФНС России по г.Балашихе Московской области 5003 - Межрайонная ИФНС России №14 по Московской области 5004 - Межрайонная ИФНС России №19 по Московской области 5005 - ИФНС России по г.Воскресенску Московской области 5007 - ИФНС России по г.Дмитрову Московской области 5009 - ИФНС России по г.Домодедово Московской области 5010 - Межрайонная ИФНС России №12 по Московской области 5011 - ИФНС России по г.Егорьевску Московской области 5012 - Межрайонная ИФНС России №20 по Московской области 5017 - ИФНС России по г.Истре Московской области 5018 - Межрайонная ИФНС России №2 по Московской области 5019 - Межрайонная ИФНС России №18 по Московской области 5020 - ИФНС России по г.Клину Московской области 5022 - Межрайонная ИФНС России №7 по Московской области 5024 - ИФНС России по г.Красногорску Московской области 5027 - Межрайонная ИФНС России №17 по Московской области 5029 - ИФНС России по г.Мытищи Московской области 5030 - ИФНС России по г.Наро-Фоминску Московской области 5031 - ИФНС России по г.Ногинску Московской области 5032 - Межрайонная ИФНС России №22 по Московской области 5034 - Межрайонная ИФНС России №10 по Московской области 5035 - ИФНС России по г.Павловскому Посаду Московской области 5038 - Межрайонная ИФНС России №3 по Московской области 5040 - Межрайонная ИФНС России №1 по Московской области 5042 - ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области 5043 - Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области 5044 - ИФНС России по г.Солнечногорску Московской области 5045 - ИФНС России по г.Ступино Московской области 5047 - Межрайонная ИФНС России №13 по Московской области 5048 - ИФНС России по г.Чехову Московской области 5049 - Межрайонная ИФНС России №4 по Московской области 5050 - Межрайонная ИФНС России №16 по Московской области 5053 - ИФНС России по г.Электростали Московской области 5072 - Межрайонная ИФНС России №8 по Московской области 5074 - Межрайонная ИФНС России №5 по Московской области 5075 - Межрайонная ИФНС России №21 по Московской области 5081 - Межрайонная ИФНС России №23 по Московской области 5102 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Мурманской области 5105 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Мурманской области 5108 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Мурманской обл. 5110 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Мурманской области 5118 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Мурманской области 5190 - ИФНС России по г. Мурманску 5275 - МРИ ФНС России № 15 по Нижегородской области 5300 - УФНС России по Новгородской области 5321 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Новгородской области 5331 - Межрайонная ИФНС России №1 по Новгородской области 5332 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Новгородской области 5336 - Межрайонная ИФНС России №6 по Новгородской области 5400 - УФНС России по Новосибирской области 5476 - Межрайонная ИФНС России № 16 по Новосибирской области 5543 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Омской области 5658 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Оренбургской области 5749 - Межрайонная ИФНС России №9 по Орловской области 5835 - ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы 5958 - Межрайонная ИФНС России № 17 по Пермскому краю 6000 - УФНС России по Псковской области 6027 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области 6196 - Межрайонная ИФНС России № 26 по Ростовской области 6200 - УФНС России по Рязанской области 6214 - Межрайонная ИФНС России №7 по Рязанской области 6219 - Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области 6225 - Межрайонная ИФНС России №10 по Рязанской области 6226 - Межрайонная ИФНС России №9 по Рязанской области 6232 - Межрайонная ИФНС России №4 по Рязанской области 6234 - Межрайонная ИФНС России №2 по Рязанской области 6313 - ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары 6451 - Межрайонная ИФНС России №19 по Саратовской области 6500 - УФНС России по Сахалинской области 6501 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Сахалинской области 6504 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Сахалинской области 6507 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Сахалинской области 6509 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Сахалинской области 6517 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Сахалинской области 6658 - ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга 6700 - УФНС России по Смоленской области 6733 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Смоленской области 6800 - УФНС России по Тамбовской области 6820 - Межрайонная ИФНС России №4 по Тамбовской области 6906 - Межрайонная ИФНС России № 2 по Тверской области 6908 - Межрайонная ИФНС России № 3 по Тверской области 6910 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Тверской области 6912 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Тверской области 6913 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Тверской области 6914 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области 6915 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Тверской области 6952 - Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области 7031 - Межрайонная ИФНС России №7 по Томской области 7100 - УФНС России по Тульской области 7154 - Межрайонная ИФНС России № 10 по Тульской области 7232 - Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области 7325 - ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска 7400 - УФНС России по Челябинской области 7456 - Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области 7500 - УФНС России по Забайкальскому краю 7505 - Межрайонная ИФНС России № 5 по Забайкальскому краю 7513 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Забайкальскому краю 7527 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Забайкальскому краю 7530 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Забайкальскому краю 7536 - Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите 7538 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Забайкальскому краю 7580 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Забайкальскому краю 7627 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Ярославской области 7700 - УФНС России по г.Москве 7746 - Межрайонная ИФНС России № 46 по г.Москве 7800 - УФНС России по Санкт-Петербургу 7801 - Межрайонная ИФНС России № 16 по Санкт-Петербургу 7802 - Межрайонная ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу 7804 - Межрайонная ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу 7805 - Межрайонная ИФНС России №19 по Санкт-Петербургу 7806 - Межрайонная ИФНС России №21 по Санкт-Петербургу 7807 - Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу 7810 - Межрайонная ИФНС России №23 по Санкт-Петербургу 7811 - Межрайонная ИФНС России №24 по Санкт-Петербургу 7813 - Межрайонная ИФНС России №25 по Санкт-Петербургу 7814 - Межрайонная ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу 7816 - Межрайонная ИФНС России №27 по Санкт-Петербургу 7817 - Межрайонная ИФНС России №20 по Санкт-Петербургу 7819 - Межрайонная ИФНС России №3 по Санкт-Петербургу 7820 - Межрайонная ИФНС России №2 по Санкт-Петербургу 7838 - Межрайонная ИФНС России №7 по Санкт-Петербургу 7839 - Межрайонная ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу 7840 - Межрайонная ИФНС России №9 по Санкт-Петербургу 7841 - Межрайонная ИФНС России №10 по Санкт-Петербургу 7842 - Межрайонная ИФНС России №11 по Санкт-Петербургу 7843 - Межрайонная ИФНС России №12 по Санкт-Петербургу 7847 - Межрайонная ИФНС России №15 по Санкт-Петербургу 7848 - Межрайонная ИФНС России №28 по Санкт-Петербургу 7901 - ИФНС России по г.Биробиджану Еврейской автономной области 8600 - УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре 8617 - ИФНС России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 8700 - УФНС России по Чукотскому АО 8709 - Межрайонная ИФНС России №1 по Чукотскому автономному округу 8901 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу 9102 - ИФНС России по г.Симферополю 9103 - Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Крым 9105 - Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Крым 9108 - Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Крым 9110 - Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Крым 9111 - Межрайонная ИФНС России № 7 по Республике Крым 9112 - Межрайонная ИФНС России № 9 по Республике Крым 9204 - ИФНС России по Ленинскому району г.Севастополя 9901 - ИФНС России по городу и космодрому Байконуру

Львиная доля отказов в вычете «входного» НДС и признании расходов по сделкам приходится на недобросовестных контрагентов (НК). Недостаточная проверка будущего бизнес-партнера, особенно по крупной сделке, может грозить не только риском неисполнения обязательств по договору, но и претензиями контролирующих органов по заявленным вычетам и расходам по прибыли. Обезопасить себя можно тщательно проверив партнера всеми возможными способами. На данный момент их более 17.

 

Практически каждая компания хоть раз в жизни сталкивалась с отказом в вычете налога на добавленную стоимость и признании расходов по прибыль из-за недобросовестного контрагента. Налоговыми органами сделки с такими лицами признаются сомнительными, расходы неподтвержденными и завышенными, а налоговая выгода - необоснованной. Партнер, который при заключении сделки казался надежным и вполне реальным впоследствии признается налоговиками «однодневкой» или «транзитной компанией». Встает резонный вопрос, как проверить контрагента перед важной сделкой и доказать налоговому органу проявление должной осмотрительности и осторожности. Существует несколько способов, которые можно разделить на 5 групп:

  • Электронные сервисы проверки (ФНС, ФАС, ФМС ФССП, РНП и др.);
  • Запросы в гос органы (налоговые инспекции);
  • Предоставление пакета документов от партнера по сделке;
  • Личная встреча с контрагентом (его представителем)
  • Опрос компаний и ИП, сотрудничавших с данным поставщиком/подрядчиком/исполнителем/продавцом;
  • Изучение сайта компании/ИП и отзывов о нем в сети Интернет

Чем грозить организации сотрудничество с непроверенным партнером

  • Материальные потери, сорванные сделки, «подмоченная» репутация
  • Отказ в вычете (уменьшении) НДС;
  • Доначисление налога на добавленную стоимость;
  • Отказ в признании обоснованными расходов в целях налогообложения прибыли и уменьшении налоговой базы по спорному лицу;
  • Доначисление налога на прибыль (НП);
  • Привлечение к налоговой ответственности за неуплату сумм НДС, НП;
  • Начисление штрафных санкций, пени
  • Назначение выездной налоговой проверки (ВНП)

Взаимодействие с сомнительной компанией (предпринимателем) может стать основанием назначения ВНП. Данное право контролирующим органам предоставлено п. 12 Концепции проведения выездных проверок :

Указанный пункт предполагает применение схем ухода от уплаты налогов, минимизации налогообложения. Использование «фирм-однодневок» является одной из таких схем. Заключается она в уменьшении налоговой нагрузки по НДС и прибыли, незаконное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, необоснованное признание расходов по прибыли. Поэтому взаимодействие с непроверенными компаниями (ИП) признанными налоговиками недобросовестными, «однодневками», грозит налогоплательщику проведением выездной проверки. Основным документом, которым руководствуются контролирующие органы в данной ситуации является Постановление Пленума ФАС № 53. Оно определяет основные критерии проявления лицом должной осмотрительности и осторожности (ДОИО).

Стоит отметить, что на данный момент четкого перечня действий, совершение которых будет однозначным подтверждением проявления ДОИО не существует. Даже при проведении всех ниже перечисленных способов проверки налоговый орган может признать контрагента недобросовестным, а налоговую выгоду необоснованной.

Причина состоит в том, что на данный момент налогоплательщики не обладают теми правами, которые предоставлены госорганам, в частности: проведение допросов руководителей и учредителей спорных контрагентов, запросы в банки и инспекции по месту учета, истребование документов и многое другое. Но использование всех возможных способов проверки торгового партнера с большей вероятностью убережет от риска наступления неблагоприятных последствий.

Электронные ресурсы для проверки контрагента

С помощью интернет сайтов официальных госструктур можно получить основную информацию о будущем бизнес-партнере, узнать о том находится ли юрлицо в стадии банкротства, внесения изменений в ЕГРЮЛ, дисквалифицированны ли главные лица компании, проверить достоверность основных данных ЮЛ и многое другое.

Сайт Федеральной налоговой службы

Необходимо отметить, что дисквалифицированное лицо не имеет права подписи документов от имени компании, поэтому данным поиском целесообразно пользоваться и при заключении крупных сделок.

Если контрагент отсутствует по адресу регистрации это очень часто является еще одним признаком недобросовестности налогоплательщика, на который ссылаются налоговые органы при проверке.

Узнать не является ли организация истцом или ответчиком, можно обратившись к картотеке арбитражных дел.

При проверке сведений с использованием интернет-ресурсов необходимо сохранять скриншоты проверок для подтверждения факта ДОИО при появлении претензий со стороны налоговых органов.

Получение выписки ЕГРЮЛ

Одним из основных способов проверки правоспособности организации перед заключением договоров, является получение выписки из госреестра. Совершение данного действия, даже при отсутствии иных доказательств, может послужить основанием для подтверждения факта проявления ДОИО при выборе бизнес-партнера. Получить выписку из ЕГРЮЛ можно двумя способами:

  • Через налоговый орган;
  • Посредством электронного запроса на сайте ФНС

Для получения выписки в бумажном виде необходимо оплатить услуги по ее представлению в размере:

  • 200р. - срок получения составляет пять дней с момента получения налоговым органом запроса;
  • 400р. - срочная выписка, срок получения которой составляет 1 день.

Также необходимо составить запрос на представление данной выписки. Составляется он в произвольной форме. В нем должны быть указаны наименованием, ИНН, ОГРН вашей организации и контрагента, почтовый (электронный) адрес и телефон заявителя.

Для получения электронной выписки необходимо иметь личный кабинет налогоплательщика или быть зарегистрированным на сайте ФНС.

Выписка в электронном виде предоставляется бесплатно, имеет ЭЦП и равнозначна бумажной.

Получение пакета документов у будущего партнера

Признаком добросовестности и осторожности при выборе делового партнера будет служить факт запроса у последнего пакета необходимых документов, в числе которых:

  • Устав;
  • Свид-во о госрегистрации;
  • Свид-во о постановке на учет в налоговом органе;
  • Решение об избрании (назначении) руководителя юрлица;
  • Лицензия или свидетельство о допуске к определенным видам работ (СРО)

Проверить лицензию можно на соответствующем виду работ сайте. Действительность данных свидетельства СРО - на сайте саморегулируемой организации, а также запросив выписку из реестра членов СРО.

Необходимо отметить, что указанные документы должны быть действительными не только на момент заключения договоров, но и на дату признания расходов.

  • Документы, подтверждающие полномочия лиц, имеющих право действовать без доверенности.

Такими документами являются: копия паспорта такого лица, копия приказа о приеме на работу, копия протокола общего собрания учредителей, копия банковской карточки, доверенность, если таким лицом является не руководитель организации.

Копии должны быть заверены печатью и подписью соответствующего лица.

Также желательно произвести сверку подписей в паспорте и банковской карточке.

Удостовериться в подлинности документа, удостоверяющего личность можно на сайте ФМС.

Также можно запросить у организации дополнительно:

  • Справку о состоянии расчетов с бюджетом;
  • Рекомендательные письма от сотрудничавших с данным юрлицом компаний;
  • Справку о стоимости и количестве основных средств;
  • О наличии трудовых ресурсов;
  • Балансы и отчеты о финансовых результатах
  • Сайт бизнес-партнера и отзывы о нем
  • Также стоит внимательно изучить сайт компании, если на нем указаны номера ИНН и свидетельств, сличить их с полученными нарочно документами. Также необходимо тщательно проверить отзывы об организации в сети Интернет.

Личная встреча с генеральным директором

Перед заключением сделки, крупного контракта, лучше встретиться с директором или руководителем лично. Очень часто сделки, осуществленные «заочно» и по почте, вызывают сомнения у налоговых органов и, как правило, обоснованное.

В завершение необходимо отметить, что все вышеперечисленные проверки контрагента даже в совокупности не могут служить 100% подтверждение того, что организация окажется добросовестным налогоплательщиком, но они помогут подтвердить факт проявления ДОИО при выборе стороны договора. Как правило, даже при отказе налоговых органов в вычете и признании расходов по спорному юрлицу, суды встают на сторону добросовестных налогоплательщиком при наличии у них документов, подтверждающих проявлением им ДОИО.

Также ознакомится с этими и другими способам проверки юридических лиц можно в нижеследующем видео:

Подводя итоги вышесказанному отразим кратко способы проверки будущего партнера на благонадежность:

  • Посредством Интернет ресурсов (сайта ФНС, ФМС, ФАС, ФССП, Реестров недобросовестных поставщиков и сведений о фактах деятельности ЮЛ);
  • Запрос пакета документов;
  • Получение выписки из госреестра;
  • Проверка сайта компании и отзывов;
  • Личная встреча с руководителем организации