Гиперболоид - второе рождение. Программа «Сокол-Эшелон

В Таганроге 21 мая состоялся День открытых дверей на ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева». На нём были представлены образцы авиационной техники разработки ТАНТК. Наибольший резонанс вызвала первая демонстрация для открытой публики образца экспериментального боевого лазерного комплекса воздушного базирования (летающей лаборатории) «А-60», работы над которым были возобновлены ТАНТК в интересах Министерства обороны России несколько лет назад после длительного перерыва. Продемонстрированный второй лётный прототип «А-60» (летающая лаборатория «1А2») был немедленно в подробностях отснят споттерами. (Споттинг – особый вид хобби, ведение реестра самолётов. Обычно сопровождается фотографированием летательных аппаратов. – Прим. ред.).

Создание советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования было начато в середине семидесятых годов, головным разработчиком был избран Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1989 года именуется ТАНТК имени Г. М. Бериева), который тогда после свёртывания основной части работ по гидроавиации был переориентирован на создание авиационных комплексов специального назначения. Основным назначением советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования, как можно судить, рассматривался вывод из строя американских низкоорбитальных искусственных спутников военного назначения, в первую очередь спутников оптической разведки серии «КН».

Экспериментальный боевой лазерный комплекс воздушного базирования получил обозначение «А-60», и в качестве базы для него используются транспортные самолёты «Ил-76МД», переоборудование которых осуществляется в Таганроге. Заместителем главного конструктора на ТМЗ по комплексу «А-60» был В. Д. Заремба, ведущим конструктором по самолёту был Ю. А. Бондарев. Разработчиком лазерного комплекса выступали ЦКБ «Алмаз» (ныне в составе Концерна ПВО «Алмаз-Антей») и КБ химической автоматики. Лазер, предположительно газодинамический углеродный на жидких элементах, мегаваттного класса мощности.

В 1977 году на ТМЗ началось создание первого прототипа «А-60» – летающей лаборатории «изделие «1А» для отработки основных технических решений комплекса. Базовым самолётом для создания летающей лаборатории стал самолёт «Ил-76МД» (СССР-86879), на котором были проведены глубокие доработки. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со «специальной аппаратурой» (предположительно РЛС обнаружения и наведения и лазерная система наведения). По бокам фюзеляжа под обтекателями были установлены два турбогенератора «АИ-24ВТ» мощностью 2,1 МВт, обеспечивающие работу лазерного комплекса. Сама лазерная установка была выполнена с убирающейся оптической головкой в отсеке с раздвижными створками, размещёнными в верхней части фюзеляжа за центропланом. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 года экипаж, возглавляемый лётчиком-испытателем Е. А. Лахмостовым. Лазерный комплекс был смонтирован на самолёте в 1983 году. Огневые испытания лазерного комплекса с борта «1А» были начаты в 1984 году. Известно, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30–40 км. Кроме того, выполнялись стрельбы по воздушной мишени «Ла-17». Производились ли стрельбы по космическим объектам – в открытых источниках умалчивается.

В 1989 году летающая лаборатория «1А» (СССР-86879) сгорела на аэродроме Чкаловский под Москвой. Сообщается, что пожар возник при попытке технического состава слить для «внутреннего употребления» спирт из системы охлаждения, находившейся под током.

Тем временем на ТМЗ была построена вторая летающая лаборатория «изделие «1А2» с новым вариантом лазерного комплекса, модифицированным по результатам испытаний, проведённых на «1А». В качестве базы для «1А2» был использован самолёт «Ил-76МД» (серийный номер 0013430893), который получил тот же регистрационный номер – СССР-86879. Внешне вторая лаборатория была подобна первой. Первый полёт «1А2» состоялся уже в смутные дни агонии Советского Союза – 29 августа 1991 года, машину пилотировал экипаж во главе с лётчиком-испытателем В. П. Демьяновским.

Распад СССР и резкое сокращение военных расходов предопределили тогдашнюю судьбу программы «А-60» – в 1993 году работы над ней были прекращены, а борт «1А2» поставлен на прикол в Таганроге. ТАНТК продолжал в последующее десятилетие вялые работы по «А-60» в инициативном порядке.

Улучшение финансирования Вооруженных сил России в последние годы позволило вернуться к ряду амбициозных советских военных программ, в число которых вошла и «А-60». Видимо, определённым стимулом к этому послужило и продолжение работ в США над боевым лазером воздушного базирования Boeing YAL-1 (ABL) противоракетного назначения. По имеющимся данным, решение о возобновлении работ над «А-60» было принято в 2005 году, и комплекс был включён в Государственные программы вооружений на 2007–2015, а затем и на 2011–2020 годы. В последние несколько лет ТАНТК получал весьма обширное финансирование по программе «А-60».

Это позволило восстановить, отремонтировать и модернизировать летающую лабораторию «1А2» (нынешняя регистрация RA-86879), которая получила, видимо, обновлённый лазерный комплекс, смонтированный теперь в характерном горбобразном обтекателе в верхней части фюзеляжа за центропланом. В 2010 году стало известно о возобновлении в Таганроге программы лётных испытаний «1А2». Главным конструктором – заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н. А. Степанов.

Судя по эмблеме на борту «1А2», отработка комплекса «А-60» проводится в рамках опытно-конструкторской работы «Сокол-Эшелон». Упоминание об ОКР «Сокол-Эшелон» в открытых источниках впервые встречается в годовом отчёте «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» за 2005 год, а затем мелькало в последующих годовых отчётах концерна и в отчётности и пресс-релизах ряда других оборонных предприятий и НИИ (в частности НИИКИ ОЭП в Сосновом Бору). Как можно судить, основной целевой задачей комплекса «А-60» рассматривается поражение опто-электронных систем американских спутников (в первую очередь раннего предупреждения) перспективной системы противоракетной обороны США. В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала «Военный Парад», начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А. В. Гуляев заявил, что «лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США («Сокол-Эшелон») войдёт в перспективную систему ПВО».

21 мая 2011 года летающая лаборатория «1А2» (RA-86879) была представлена на Дне открытых дверей в ТАНТК, что позволило споттерам сделать её многочисленные подробные снимки.

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)

А-60 / 1А / ЛЛ1А / ОКР комплекс "Дрейф" 78Т6
А-60 / 1А2 / ЛЛ1А2 / ОКР комплекс "Сокол-Эшелон" 1ЛК222

Летающая лаборатория / специальный авиационный комплекс с лазерной экспериментальной установкой / лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). Разработка проекта комплекса велась ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО ЦКБ "Алмаз" (позже - концерн ПВО "Алмаз-Антей") главный конструктор комплекса - академик Б.В.Бункин. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов, заместитель главного конструктора - В.Д.Заремба, ведущий конструктор - Ю.А.Бондарев. Главный конструктор комплекса "Сокол-Эшелон" НПО "Алмаз" - Владимир Карачунский (2015 г., ист. - "Сокол" расправляет крылья ).

В июне 1965 г. состоялась встреча академиков А.М.Прохорова, М.Д.Миллионщикова и А.А.Расплетина в результате которой к работам по лазерной тематике в интересах ПВО и ПРО подключалось НПО «Алмаз». В августе 1973 года в НПО «Алмаз» на базе существующего подразделения было создано специальное конструкторское бюро по разработке лазерных систем (). В середине 1972 г., вероятно, после наземных испытаний прототипа газового лазера возникло предложение о размещении лазерной установки на авиационном носителе. Разработка комплекса была поручена НПО «Алмаз», источник электропитания разрабатывал завод «Дзержинец». Проведение летных испытаний летающей лаборатории было запланировано на 1979-1980 г.г., комплекса - на 1981 г. ().

Разработка лазерного комплекса воздушного базирования для борьбы с автоматическими дрейфующими аэростатами 78Т6 "Дрейф" начата в 1975 г. по тактико-техническому заданию, согласованному с ВВС в части комплекса в целом и с Войсками ПВО в части бортового лазерного комплекса. Начальником тематического отдела ЦКБ "Алмаз" по разработке комплекса «Дрейф» в 1978 году был назначен Мансуров Н.А. В Филиале Института атомной энергии им И.В.Курчатова при участии со стороны ЦКБ «Алмаз» Захарьева Л.Н., Поляшева Н.Н., Зуева Г.М., Феофилактова В.А., Морозова В.В. и др. успешно прошла отработка стендового образца полномасштабного лазера. Мансуров Н.А. и Цыганенко Н.В. руководили разработкой конструкторской документации и изготовлением аппаратуры бортового комплекса. В работе принимали участие и ТАНТК им. Г.М.Бериева и Казанский моторостроительный завод «Союз», где совместно с Зарембой В.Д., Бондаревым Ю.А., Богдановым В.А., Степановым Н.А., Фахрутдиновым И., Беляковым Ю. и др. решались производственные вопросы. Одновременно шла подготовка испытательной базы. В разработке методологии испытаний авиационного комплекса принимали участие инженеры-испытатели полигона Дашков Ю.А., Жиган И.П., Криштапович И.И., Майструк Ю.Г., Писаненко Ю.М., Телепанов Н.И. и др. Особое внимание уделялось подготовке будущих операторов бортового лазерного комплекса «Дрейф». С этой целью из числа выпускников Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища были отобраны четверо лучших специалистов по кантовой электронике и направлены на полигон для получения опыта испытаний лазерных средств. В ходе этой стажировки они прошли необходимое летное обучение, включая парашютную подготовку ().

Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика" - испытания прототипа установки, предназначенной для размещения на космической станции "Скиф", велись на самолете-лаборатории 1А. Собственно лазер мощностью 1 МВт создан в филиале института Курчатова в Красной Пахре ().

Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса были начаты в 1984 г. 22 сентября 1982 г. с помощью аналогичного наземного комплекса была поражена воздушная мишень. 27 апреля 1984 г. впервые с использованием ЛКАБ была поражена воздушная мишень, командир экипажа - Е.А.Лахмостов, оператор ЛКАБ - В.В.Карачунский (ист. - Цель на орбите ). Известно, что было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30-40 км. Так же выполнялась стрельба по мишени Ла-17. В части источников указывается на то, что комплекс с самолетом А-60 создавался в качестве авиационного комплекса по программе " " (). В 1989 г. самолет 1А сгорел на авиабазе Чкаловский (см.ниже).

На втором самолете А-60 / 1А2 установлен модернизированный лазерный комплекс. Самолет совершил первый полет 29 августа 1991 г. (экипаж В.П.Демьяновского). В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. В 2009 г. испытания самолета 1А2 возобновлены.

В некоторых источниках первую машину А-60 ошибочно называют "1А1" по аналогии с машиной 1А2. На самом деле самолет 1А2 создан, вероятнее всего, с использованием агрегатов и элементов планера самолета 1А и потому так и назван 1А2 - "1А второй" с сохранением и заводского и бортового номеров самолета 1А. Предположительно, так было сделано потому, что задание на работы по машине было оформлено как "восстановление" после пожара первой ЛЛ, то есть было не создание, а "воссоздание", хотя по сути получился почти новый самолёт.

Большую помощь в подготовке материала оказал историк авиации Алексей Коваль.


Экипаж и специалисты у ЛЛ1А2 после выполнения 1-го испытательного полета. Слева-направо: Карачунский В. В., Андреев М. Г., Сердюков В. И., Заремба В.Д., Бабич К. В., Шкондин Д. Ф., Демьяновкий В. П., Калюжный Г. Г., Твердохлеб Л. В. 29 августа 1991 г. (Газета "Стрела", ГСКБ "Алмаз-Антей", №4 / 2014 г.).


Летные эксперименты на ЛЛ 1А2 были ориентированы на отработку технологий сопровождения (по предварительному целеуказанию) космических аппаратов (КА) и наведению на них лазерного излучения с борта самолета. При проведении этих работ в полете со стопроцентным результатом обеспечено обнаружение и угловое сопровождение нескольких десятков КА различного назначения, а также угловое наведение на них оптической оси средств транспортировки излучения. Впервые в отечественной практике 28 августа 2009 года осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта ЛЛ 1А2 на КА AJISAI с высотой орбиты 1500 км зарегистрирован отраженный сигнал (ист. - "Сокол" расправляет крылья).

С 2003 г. начата ОКР "Сокол-Эшелон" ("Сокол-В"), головной исполнитель - концерн ПВО "Алмаз-Антей", соисполнитель по созданию опытного СО-лазера - КБ химавтоматики (г.Воронеж). В ходе выполнения ОКР предполагаются испытания опытной лазерной установки с СО-лазером. По состоянию на 2011 г. (см.источник) КБХА ведет выпуск конструкторской документации, проводятся работы по изготовлению и испытаниям отдельных узлов и агрегатов установки, в кооперации с другими предприятиями изготавливается опытная материальная часть, на стендах проводятся экспериментальные работы по подтверждению основных физических принципов работы установки. В рамках ОКР «Кильблок» разрабатывается промышленная технология комплексных наземных испытаний установки. Завершение ОКР предполагается в 2015 году ().


Фактически работы по ОКР "Сокол-Эшелон" - создание и испытание экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 - начаты концерном ПВО "Алмаз-Антей" в 2005 г. Позже (в 2011 г.) эмблема ОКР обнаружена на самолете А-60 / 1А2. 2 сентября 2006 г. с ТАНТК им.Бериева в/ч 21055 заключила контракт на проведение НИР "Дуэлянт" - испытания модернизированного экспериментального лазерного комплекса с самолетом 1А2. По неподтвержденным официально данным, испытательные полеты самолета велись до 2010 г. включительно (ист. - "Сокол" расправляет крылья). Это подтверждается Годовымо отчетом ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2011 г. согласно которому НИР "Дуэлянт" была завершена в 2009 г. Хотя позже и сообщалось, что в 2011 г. велись испытания по НИР "Дуэлянт" (). В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала "Военный Парад" , начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что "лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США ("Сокол-Эшелон") войдет в перспективную систему ПВО" ().

К лету 2011 г. самолет находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге и по слухам готовится к демонтажу специального оборудования и списанию. Всего было построено два экзепмляра, второй самолет несколько отличается конструктивно от первого.

13 ноября 2012 г. газета "Известия" сообщает о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта.

В феврале 2010 г. в СМИ прошло сообщение о возобновлении работ по лазерному оружию воздушного базировани на платформе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76. Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ТАНТК имени Г.М. Бериева и предприятие «Химпромавтоматика» в Воронеже получили задание на создание авиационного комплекса с «лазером, способным прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет». Самолет Ил-76МД-90А, переоборудованный для этой цели, в октябре 2014 года совершил первый полет и 24 ноября 2014 г. прибыл в Таганрог для установки лазерного комплекса. Доработка машины и ее наземная отработка продолжались два года, и 4 октября 2016 г. в СМИ прошло сообщение о начале летных испытаний преемника А-60. Как следует из слов заместителя министра обороны Российской Федерации Юрия Борисова, «продолжаются летные эксперименты, результаты которых подтверждают правильность принятых решений» ().

Конструкция - самолет-летающая лаборатория создан на базе транспортного самолета Ил-76МД с некоторыми изменениями конструкции. В носовой части фюзеляжа вместо метеорологической РЛС установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. Вероятно, в обтекателе размещена антенна РЛС или лидар системы прицеливания лазерной установки, для наведения установки на цель. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса. Заменена на более мощную штатная вспомогательная силовая установка. Створки грузового люка сняты, а сам люк зашит. Доработаны двери в фюзеляже, отсутствуют передние аварийные выходы.

Лазерная установка выполнена без обтекателя - она убирается в фюзеляж. В верхней части фюзеляжа между крылом и килем расположены створки, состоящие из нескольких сегментов. Створки убираются внутрь фюзеляжа и лазерная установка поднимается в образующийся проём. На самолете 1А2 лазерная установка расположена под обтекателем-"горбом" в фюзеляже за крылом - конструктивно размещение установки отличается от самолета 1А.

"Работа" лазерной установки осуществляется через открытое самолетное выводное устройство (СВУ, ист. - Цель на орбите ).


Проекции самолета А-60 / 1А (графика - А.И.Сальников, "Авико-Пресс").


Двигатели : 4 х ТРДД Д-30КП 2-й серии с тягой по 12000 кг, на самолете дополнительно установлено два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью по 2.1 МВт и вспомогательная силовая установка заменена на более мощную.

ТТХ самолета :
Экипаж - 4 чел + 10 операторов

Длина - 46.86 м
Размах крыла - 50.5 м
Высота - 14.76 м
Площадь крыла - 300 кв.м

Масса взлетная максимальная - 179000 кг
Масса пустого - 92000 кг

Скорость максимальная - 850 км/ч
Скорость крейсерская - 700 км/ч
Дальность - 8200 км
Потолок практический - 13800 м
Высота эшелона испытаний - 10000 м (ист. - Цель на орбите )

Оборудование : в 1970-е годы под руководством академика О.Н.Фаворского в МНПО «Союз» был создан уникальный газодинамический лазер мощностью 180 кВт, работавший на воздухе, отбираемом от ТРД Р-27В-300. Использовались штатные системы отбора воздуха (расход - 10 кг/сек), ранее используемого для самолетов ВВП. Подобного непрерывно работающего ГД-лазера с удельной мощностью 18 кВт/Н более нигде не было. Конструкция успешно испытывалась в работе на базе ВВС в Чкаловском. По рассказу самого О.Н. Фаворского: "Работы по газодинамическому лазеру шли в то время, под грифом «совершенно секретно». Сейчас, за давностью лет и закрытием тем, вся эта информация уже вполне доступная для печати. Это был конкурент электроразрядному импульсному лазеру. Он был и легче и меньше его. Его испытывали в Монино. Была делегация военных, возглавлял её Павел Степанович Кутахов. Поставили стальную плиту в ладонь толщиной, включили лазер и прожгли сквозную дыру примерно 50х50 мм".

Наведение лазерной установки самолета 1А осуществлялось с использованием астрокоррекции (ист. - Цель на орбите ).

ТТХ установки из эскизного проекта ОКР "Дрейф" (78Т6, ист. - "Разработки ЦКБ "Алмаз" 1947-1977 г.г.):
Рабочее вещество химического лазера - CO2, N2, He
Мощность излучения - 1 МВт
Время работы лазера с одной заправки - 50 сек
Угловая расходимость излучения - 0.00015 рад
Дальность поражения аэростата - до 40 км
Число поражаемых за вылет аэростатов - 4-25 шт
Наведение на цель - РЛС, лазерный локатор
Дальность обнаружения и сопровождения цели - 70 / 50 км
Точность наведения - 0.00007-0.0001 рад


Эскизный проект ОКР авиационного комплекса "Дрейф" на базе самолета-лаборатории Ил-76 ЦКБ "Алмаз" ("Разработки ЦКБ "Алмаз" 1947-1977 г.г.).

РЛС "Ладога" для обнаружения аэростатов разрабатывалась НИИ Радиостроения, главный конструктор А.Ф.Макуренков для самолета А-60. Вероятно, планировалось создание лазерного комплекса для поражения аэростатов. Поздний вариант РЛС - "Ладога-3" создан в 1990 г. ().
Диаметр антенны РЛС - 1.5 м


РЛС обнаружения аэростатов "Ладога". М узей корпорации "Фазотрон-НИИР", 2004-2005 г.г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


Непрерывный газодинамический СО-лазер разработки КБ химавтоматики (КБХА) мощностью 1 МВт создавался в рамках программы НПО "Астрофизика" по лазерной установке космического базирования для космической станции 17Ф19Д "Скиф-Д" (вероятно, "Скиф-Дрейф"). КБХА создан бортовой космический газодинамический лазер РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива (ведущие конструкторы - В.П.Кошельников, Г.И.Завизион, В.Ю.Гутерман). Лазер большой мощности, работающий по принципу преобразования тепловой энергии активной газовой среды, полученной при неравновесном расширении в сверхзвуковой сопловой решетке, в электромагнитное излучение с длиной волны 10,6 мкм. ГДЛ РД-0600 прошел полный цикл стендовой отработки на специальном стенде с оптической трассой. Возможно, что испытания прототипа СО-лазера РД-0600 мощностью 100 кВт - велись на самолете-летающей лаборатории 1А (не подтверждено ).

Создано семейство стендовых образцов ГДЛ с мощностью излучения от 10 до 600 кВт при удельном энергосъеме 5-10 Дж/г, а также бортовой космический ГДЛ РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива. ГДЛ РД-0600 прошел полный объем стендовой отработки. Для отработки ГДЛ создан специальный стенд с оптической трассой для исследования взаимодействия излучения с различными материалами. На стенде отработаны методика юстировки зеркал, измерение параметров ГДЛ, фокусировка луча на объект. Проведен комплекс теоретических и экспериментальных исследований ГДЛ СО2 — лазеров на жидких компонентах: дицианацетилене и закиси азота, с целью создания лазерной установки с повышенными удельно-энергетическими характеристиками ().

ТТХ РД-0600:
Мощность излучения - 100 кВт
Окислитель - кислород
Горючее - газообразная окись углерода
Балласт - газообразный азот
Температура газа в генераторе - 1580 К
Суммарный расход топлива - 12 кг/с
Длина - 1820 мм
Ширина - 2140 мм
Высота - 680 мм


Судя по разного рода отрывочным данным на самолете А-60 / 1А2 испытывается лазер разработки КБХА для системы "ослепления" космических средств наблюдения в рамках ОКР "Сокол-Эшелон" концерна ПВО "Алмаз-Антей". В рамках этой ОКР велось создание и испытания экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 (головной разработчик - ГСКБ "Алмаз-Антей"). По итогам работы на конец 2011 г. разработана рабочая конструкторская документация изделия 1ЛК222 и его составных частей в согласованном с Заказчиком (Министерство обороны России) объёме; проведено макетирование и испытания макетов отдельных устройств 1ЛК222; проведена оценка достижимых характеристик изделия 1ЛК222 с применением комплексного математического моделирования; разработано аппаратно-программное обеспечение изделия 1ЛК222; проведено уточнение технических параметров и порядка функционирования изделия 1ЛК222 с учётом обслуживания основных объектов работы. В перспективе планируется создание стационарного комплексного стенда систем формирования и наведения изделия 1ЛК222 ().


Эмблема программы "Сокол-Эшелон" на борту А-60 / 1А2, ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Иван Савицкий, http://russianplanes.net/id44064).


Статус : СССР / Россия

1989 г. - самолет 1А находится на аэродроме ГК НИИ ВВС Чкаловский, в 1989 г. самолет сгорел при пожаре на земле. Самолет с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

1997 г. - самолет 1А2 базируется в Таганроге ().


- 2005 г. 11 мая - согласно http://maps.google.com самолет А-60 / 1А2 находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева. Предположительно самолет более не менял аэродром базирования.


Самолет А-60 / 1А2 (слева) на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге, весна 2009 г. или ранее, фото обработано ().


- 2009 г. май - возобновлены испытательные полеты 1А2 (г.Таганрог).

2009 г. 28 августа - осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 на космический аппарат с высотой полета 1500 км был зарегистрирован отраженный сигнал.

2010 г. - последние полеты на испытания лазерного комплекса (ист. - "Сокол" расправляет крылья).


Самолет-лаборатория А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Nikolay, http://russianplanes.net/id44023).


- 2011 г. - частично демонтировано оборудование лазерного комплекса самолета-лаборатории.


- 2012 г. 13 ноября - газета "Известия" сообщают о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта. Ожидается модернизация оборудования лазерного комплекса. Завершение модернизации представители ТАНТК им.Бериева предполагают до конца 2013 г.

2014 г. апрель - газета "Стрела" ГСКБ "Алмаз-Антей" сообщает, что завершаются наземные стендовые испытания и отработка экпериментальной аппаратуры бортового лазерного комплекса нового поколения. В ближайшее время планируется разместить экспериментальный БЛК нового поколения на ЛЛ1А2, провести наземные стыковочные работы и начать его испытания, после завершения которых начнутся предварительные, а затем летно-конструкторские и государственные испытания образца ЛКАБ на новом самолете (ист. - Цель на орбите ).


Ил-76МД-90А серийный №01-04 передается на ТАНТК им.Бериева для оборудования самолета А-60СЭ, 29.04.2015 г. ().


Реестр А-60 (по состоянию на 03.07.2012 г.):
№пп Наименование Сер.№ Заводской № Борт № Первый полет Примечание
01 23-04 0013430893
СССР-86879 19.08.1981 г.
Первый полет - экипаж Е.А.Лахмостова
- 1989 г. - самолет находился на аэродроме Чкаловский ГК НИИ ВВС, самолет сгорел на земле при подготовке к испытаниям.
02 1А2
23-04
0013430893 СССР-86879 (1991 г.)
RA-86879
29.08.1991 г.
Самолет 1А2 создан, вероятнее всего, с использованием агрегатов и элементов планера самолета 1А и потому так и назван 1А2 - "1А второй" с сохранением и заводского и бортового номеров самолета 1А. Предположительно, так было сделано потому, что задание на работы по машине было оформлено как "восстановление" после пожара первой ЛЛ, то есть было не создание, а "воссоздание", хотя по сути получился почти новый самолёт.

Первый полет - экипаж В.П.Демьяновского
- 2011 г. лето - муссируются слухи о списании самолета, находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге

04 А-60СЭ / 2А?
01-04 RF-78652 04.10.2016 г. - 29 апреля 2015 г. - Ил-76МД-90А (серийный №01-04, первый полет 30.12.2014 г.) передан ТАНТК им.Бериева (г.Таганрог) для оборудования самолета-лаборатории А-60СЭ ("Сокол-Эшелон", )

04.10.2016 г. - первый полет летающей лаборатории типа А-60 на базе Ил-76МД-90А по данным СМИ (). Название "2А" предположительное.

Источники :
ВЭБ поддержит Бе-200. Сайт http://www.aviaport.ru/conferences/35523/176.html , 2009 г.
Годовой отчет ОАО ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей" за 2011 г. 2012 г. ().
Годовой отчет ОАО КБХА за 2011 г.. г.Воронеж, 2012 г. ().
А-60. Сайт http://www.airwar.ru , 2011 г.
А-60. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2012 г.
А-60. Сайт http://www.testpilot.ru , 2003 г.
Завьялов В.С. О работе в КБХМ им.А.М.Исаева и не только об этом ().
Михайлов А., Волошин В. Минобороны возобновит создание боевого лазера. Известия. 13.11.2012 г. ().
"Сокол" расправляет крылья. // Стрела. №7 / 2015 г.
Цель на орбите. Газета "Стрела", ГСКБ "Алмаз-Антей", №4 / 2014 г.


Характерная "говорящая" эмблема на борту самолета 1А2 RA-86879. Содержит название ОКР"Сокол-Эшелон" и изображение американского разведывательного спутника типа КН-11 или КН-12, поражаемого"русской" молнией

Вчера по телевизору услышал о том, что продолжаются испытания системы "Сокол-Эшелон", предназначенной для ослепления или уничтожения военных спутников потенциального противника. Давайте посмотрим подробнее информацию об этом какую смог найти.

Создание советского боевоголазерного комплекса воздушного базирования было начато в середине семидесятых годов, головным разработчиком был избран Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1989 года именуется ТАНТК имени Г.М. Бериева), который тогда после свертывания основной части работ по гидроавиации был переориентирован на создание авиационных комплексов специального назначения.
Основным назначением советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования, рассматривался вывод из строя американских низкоорбитальных искусственных спутников военного назначения, в первую очередь спутников оптической разведки серии КН.

Экспериментальный боевой лазерный комплекс воздушного базирования получил обозначение А-60 и в качестве базы для него использовался транспортный самолет Ил-76МД, (на сегодняшний день конечно уже устаревший тип ВС) переоборудование которых осуществлялось в Таганроге.
Заместителем главного конструктора на ТМЗ по комплексу А-60 был В.Д. Заремба, ведущим конструктором по самолету был Ю.А.Бондарев.
Разработчиком лазерного комплекса выступали ЦКБ "Алмаз" (ныне в составе Концерна ПВО "Алмаз-Антей") и КБ химической автоматики. Лазер, предположительно, газодинамический углеродный на жидких элементах, мегаваттного класса мощности.

В 1977 году на ТМЗ началось создание первого прототипа А-60 "изделие 1А" для отработки основных технических решений комплекса.

Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором были проведены глубокие доработки В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со "специальной аппаратурой" (предположительно, РЛС дальнего обнаружения и наведения и лазерная система наведения)
По бокам фюзеляжа под обтекателямибыли установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт, обеспечивающие работу лазерного комплекса (пушки). Сама лазерная установка была выполнена с убирающейся оптической головкой в отсеке с раздвижными створками, размещенными в верхней части фюзеляжа за центропланом.
За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Огневые испытания лазерного комплекса с борта "1А" были начаты в 1984 году (!) . Известно из частично рассекреченных секретных "наблюдений" и разведывательных материалов ЦРУ США, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат, баллистическая ракета, низкоорбитальный спутник), находящиеся на высотах 30-110 км. Кроме того, выполнялись стрельбы по воздушной мишени Ла-17.

В 1989 году летающая лаборатория "1А" (СССР-86879) сгорела на аэродроме Чкаловский под Москвой из за не соблюдения техники безопасности персоналом.

Тем временем на ТМЗбыл построенавторая летающая лаборатория "изделие 1А2" с новым вариантом лазерного комплекса, модифицированным по результатам испытаний, проведенных на "1А". В качестве базы для "1А2" был использован самолет Ил-76МД регистрационный номер СССР-86879.
Внешне вторая лаборатория была подобна первой. Первый полет "1А2" состоялся уже в печальные дни развала Советского Союза — 29 августа 1991 года, машину пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П. Демьяновским.

Распад СССР и политика президента Ельцина предопределили тогдашнюю судьбу программы А-60 — в 1993 году работы над ней были прекращены, а борт"1А2" был поставлен на прикол в Таганроге.

Реализм надвигающейся войны в 2012-2014 годов возможно и заставили правительство, хоть и поздно, но вернутся к скромному финансированию советских военных программ, в число которых вошла и А-60.
Видимо так же, определенным стимулом к этому послужило то, что в США внедряется, боевой лазер воздушного базирования Boeing YAL-1 (ABL) противоспутникого и противоракетного назначения. Разработанный на 25 лет позже чем в Советском союзе. По имеющимся данным, решение (а их большинство, так и осталось, только на бумаге) о возобновлении работ над А-60 было принято еще в 2005 году, и даже комплекс был включен в Государственные программы вооружений на 2007-2015.
Пока что ТАНТК получил финансирование по программе А-60 которое позволило "восстановить" 1 экземпляр на базе старого потрепанного самолета Ил-76, которому 25 лет!

В конце 2010 году стало известно о возобновлении в Таганроге программы летных испытаний "1А2".

Судя по эмблеме на борту "1А2", отработка комплекса А-60 проводится в рамках опытно-конструкторской работы все того же советского "Сокол-Эшелона". Как можно судить, основной целевой задачей комплексаА-60 рассматривается поражение опто-электронных систем американских спутников (в первую очередь, раннего предупреждения) системы противоракетной обороны США. В статье, опубликованной в втором за 2011 год журнале "Военный Парад", начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что "лазерный комплекс воздушного базирования восстановлен для функционального поражения оптико-электронных систем в системе ПРО США, и вот уже российский "Сокол-Эшелон" войдет в систему ПВО России.

21 мая 2011 года летающая лаборатория "1А2" (на старом, борту RA-86879) была представлена на "Дне открытых дверей" в ТАНТК.

Изображения «возрожденной лучевой пушки» возникли 2 года назад, а вскоре, вспоминают американские эксперты, «Правда» в открытую восхваляла труды по производству «лазера воздушного базирования на базе Ил-76», для контрмер шпионским средствам оппонента.

Правда, экспертам непонятно, насколько успешны работы российских ученых в производстве лучевой пушки, но они уверены, что проект, в отличие от программы США, набирает обороты (флот США подобным вооружением урезан до одного самолета).

«Существуют и советские проекты воздушно-космического самолета. Так, один из руководителей работ по созданию МТКК «Буран» Г.Е. Лозино-Лозинский предложил на рассмотрение многоразовую систему, первой ступенью которой будет самолет-носитель «Мрия». Он-то и доставит на себе поближе к космосу вторую ступень — орбитальный самолет с подвесным баком (последний будет являться единственным одноразовым компонентом всей транспортной системы). По расчетам орбитальный самолет сможет выводить на низкие околоземные орбиты до 7 т груза в пилотируемом варианте и до 8 т — в беспилотном.»

А.И. Шмыгин. «СОИ глазами русского полковника»

30 лет назад на одном из секретных авиационных полигонов в Подмосковье поднялись в воздух две модели самолета Ил-76, оснащенные боевыми лазерами. Так наступил решающий этап проекта «Сокол-Эшелон». В ходе данных опытноконструкторских работ советские ученые и инженеры предприняли попытку создать противовес американским разработкам целой группы лазерного оружия, способного уничтожать ракеты.

С распадом Советского Союза развитие программы «Сокол-Эшелон» прекратилось, а оборудование было законсервировано. Однако сегодня ряд западных СМИ настойчиво утверждает, что российские военные возродили отдельные направления советского лазерного проекта, причем новые сверхмощные оптические квантовые генераторы в основном предназначены для борьбы с орбитальными объектами.

Последняя разработка Таганрогского авиационного комплекса имени Г.М. Бериева А-60 напоминает американскую экспериментальную лазерную установку на борту «Боинга-747». У обоих лазерных комплексов носовые части имеют массивные обтекатели, а на верхней части фюзеляжа расположены крупные выпуклости, скрывающие дополнительное оборудование.

Последняя разработка таганрогских оружейников — А-60

На этом сходство заканчивается, ведь излучатель американской лазерной лаборатории располагается в носовом обтекателе, а российский самолет прячет лучевую пушку в верхней кормовой части фюзеляжа. Это и подчеркивает предназначение А-60 для стрельбы по орбитальным целям.

Любопытна эмблема летного отряда А-60. На ней изображен ловчий сокол, сбивающий боевой космический корабль, летящий через Северный полюс в направлении России.

«Сокол-Эшелон»

Стрельба по окнам

Между тем построить эффективную противоракетную оборону даже с помощью сверхмощных лазеров далеко не просто. Это в свое время прекрасно понял и Рейган с его «звездными войнами». Ведь необходимо в нужный момент попасть в узкие «окна», через которые пролетают вражеские флотилии ракет. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) Рейгана предполагала, что орбитальные аппараты будут сбивать чудовищные по силе импульсы гамма- и рентгеновского излучения, а также потоки быстрых нейтронов.

Базовый сценарий СОИ включал много-эшелонированную противоракетную оборону (ПРО). Согласно плану уцелевшие в «окнах» межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) должны были уничтожить лазеры и «пучковые генераторы» второй линии обороны. Предполагалось, что возможности подобных наземных мобильных установок будут где-то в пять раз превышать огневую мощь обычных ракет «земля-воздух».

Итак, современная космическая ПРО включает первую линию обороны из «системы зонной защиты», представляющую собой несколько рядов боевых лазерных станций на разных орбитах. Орбитальные излучатели должны успеть поразить вражеские МБР над местом их старта в точках наибольшей уязвимости. Затем следует удар авиационной группировки (это отличает ее от первоначального «наземного» плана СОИ) с лазерами на борту. А завершают действие ПРО самые различные ракетные системы «земля-воздух». Считается оптимальным, если каждый пояс «космической обороны» будет уничтожать не менее 90% уцелевших ракет противника.

Для СОИ камнем преткновения стали сверхмощные гайзеры, или гамма-рентгеновские лазеры. Дело в том, что накачка энергией этих боевых исполинов должна была осуществляться на основе ядерных взрывов. Только тогда можно было бы надеяться, что гайзеры будут выбрасывать настолько интенсивный разряд энергии, что находящиеся в тысячах километрах МБР будут мгновенно превращаться в облака плазмы.

Вторая линия обороны

Вторая линия «космической ПРО» в виде «системы точечной защиты» предназначалась для разрушения ракет, прорвавшихся через «систему зонной защиты». Одно время, во времена СОИ, казалось, что второй рубеж обороны могут составить обычные наземные лазеры высокой мощности. Их действие могли бы дополнить спутники-зеркала, отражающие, фокусирующие и передающие дальше потоки световой энергии.

Радиофизики и инженеры-электронщики сразу же подвергли критике подобную схему второго эшелона «космической ПРО». Выяснилось, что погодные условия и атмосферные турбулентности могут свести к минимуму «залпы наземных лучевых орудий». Так возникла идея создания «летающих лазеров», способных находиться над грозовыми фронтами и любыми другими ураганами.

Тем не менее уже начальная реализация «миссии СОИ» вызвала много критики по обе стороны Атлантики. В основном она сводилась к недостаточной проработанности научной основы проекта. Чего стоит одно только заявление авторов СОИ, что колоссальные реки электрической энергии для питания лазеров и «пучковых генераторов» даст… «термоядерный синтез». Стоит ли говорить, что за прошедшее время проблема создания термоядерного реактора не претерпела изменений.

Кроме того, до сих пор вызывает сомнение, что оптические квантовые генераторы, испускающие столь мощные импульсы, смогут надежно работать хотя бы несколько минут в условиях современного скоротечного боя. К тому же создание «лазерных орудий» требовало развития многих наук, таких как квантовая оптика и нелинейная спектрография.

Особый вопрос СОИ состоял в построении сверхмощных компьютеров и создании оригинального программного обеспечения. Фактически речь шла о создании гигантского «искусственного интеллекта», способного за доли секунды принимать оптимальные решения, поражая тысячи различных целей.

Говорят, что именно подобные фантастические идеи вдохновили голливудского режиссера Джеймса Кэмерона на создание киноэпопеи «Терминатор», где фигурирует военный суперкомпьютер «Скайнет». Точно по сценарию превентивного удара СОИ этот электронный монстр провоцирует ядерную катастрофу и порабощает выживших людей…

Инженерно-техническое обеспечение

Когда разработчики базиса СОИ перешли от глобальных научных проблем к инженерно-техническому обеспечению «космического ПРО», их ждали новые трудности. Прежде всего надо было построить концептуальную схему размещения и слаженной работы множества сенсоров, осуществляющих распознавание, захват и автоматическое сопровождение целей.

С одной стороны, надо было разместить целый флот лазерных орбитальных платформ, спутников и кораблей, а с другой — обеспечить их безопасность от орбитальных истребителей-перехватчиков противника. А о том, что подобные аппараты существуют, прекрасно знали ЦРУ, Пентагон и НАТО.

Кроме ведения «орбитальных схваток» между «космическими истребителями» и защитой основных лазерных станций первого эшелона, стояла еще и непростая задача контролировать театр боевых действий в условиях стремительного вращения своих и чужих объектов на земной орбите. Любую обработку информации требовалось проводить исключительно в режиме реального времени, что требовало не только колоссальных вычислительных мощностей, но и инновационных методов программирования.

Говорят, что даже неисправимый оптимист и большой сторонник развития СОИ Эдвард Теллер был поражен уязвимостью «космического флота» с его гигантскими лазерами и ускорителями частиц. Для уничтожения всей армады орбитального рубежа космической ПРО потребовалось бы всего лишь 5-6 мегатонных зарядов! По дальнейшему самому оптимальному сценарию, через второй и третий рубежи обороны могло бы прорваться от 30 до 40% МБР противника. Несомненно, что в этом случае все закончилось бы грандиозной катастрофой и для гибели нации даже не потребовалось бы последующей «ядерной зимы».

Удар по «Челленджеру»

Провалы концепции СОИ заставляют современную администрацию Пентагона относиться с большим вниманием к любым попыткам других стран создать военные аэрокосмические системы. Именно так была воспринята на Западе система А-60, «предназначенная для передачи лазерной энергии на удаленные объекты с целью противодействия оптоэлекгронным средствам противника», как писал военный обозреватель газеты «Вашингтон Пост». Иными словами, «лазерный самолет должен был ослеплять американские спутники-шпионы.

Эта идея намного старше концептуального плана СОИ и уже не раз была воплощена в действительности. Так, в 1984 году уникальный «лучевой комплекс Гранит — Терра», включавший лазеры, мазеры и магнетроны, произвел несколько «выстрелов» по шаттлу «Челленджер», когда он шпионил над территорией СССР.

Эта история до сих пор скрыта всеми возможными грифами секретности. Однако тот же эксперт «Вашингтон Пост» указывал, что, по просочившимся в печать сведениям, на космическом челноке вышла из строя вся основная электроника, а экипаж испытал очень странные болезненные симптомы…

Применялось ли лучевое орудие в дальнейшем — неизвестно. Во всяком случае, с середины 1980-х годов «дистанционное визирование» территории Советского Союза из космоса практически прекратилось, и восстановилось лишь после распада СССР.

В 2006 году Китай два раза наносил лазерные удары по американским спутникам, выведя из строя не менее трех американских «космических наблюдателей». Любопытно, что после этого демарша над китайской территорией также значительно уменьшилось количество чужих «электронных глаз».


Летающая лаборатория / специальный авиационный комплекс с лазерной экспериментальной установкой / лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). Разработка проекта комплекса велась ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с ЦКБ "Алмаз" (главный конструктор - академик Б.В.Бункин) и позже концерном "Алмаз-Антей". Главный конструктор самолета-летающей лаборатории 1А2 на базе Ил-76МД - Н.А.Степанов, заместитель главного конструктора - В.Д.Заремба, ведущий конструктор - Ю.А.Бондарев. Разработка самолета-летающей лаборатории начата в ОКБ им. Г.М.Бериева в 1977 г. Головным разработчиком лазерной установки мегаваттного класса было НПО "Астрофизика" - испытания прототипа установки, предназначенной для размещения на космической станции "Скиф", велось на -лаборатории 1А1. Собственно лазер мощностью 1 МВт создан в филиале института Курчатова в Красной Пахре ().

Первый полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60 / 1А1 совершил 19 августа 1981 г. (экипаж Е.А.Лахмостова). В 1983 г. на самолете завершен монтаж лазерного комплекса и начаты его испытания. По западным данным испытания комплекса начаты в 1984 г. 27 апреля 1984 г. впервые с использованием ЛКАБ была поражена воздушная мишень, командир экипажа - Е.А.Лахмостов, оператор ЛКАБ - В.В.Карачунский (ист. - Цель на орбите ). Известно, что было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30-40 км. Так же выполнялась стрельба по мишени Ла-17. В части источников указывается на то, что комплекс с самолетом А-60 создавался в качестве авиационного комплекса по программе "Терра-3 " (). В 1989 г. самолет 1А1 сгорел на авиабазе Чкаловский.

На втором самолете А-60 / 1А2 установлен модернизированный лазерный комплекс. Самолет совершил первый полет 29 августа 1991 г. (экипаж В.П.Демьяновского). В 1993 г. работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены.

Экипаж и специалисты у ЛЛ1А2 после выполнения 1-го испытательного полета. Слева-направо: Карачунский В. В., Андреев М. Г., Сердюков В. И., Заремба В.Д., Бабич К. В., Шкондин Д. Ф., Демьяновкий В. П., Калюжный Г. Г., Твердохлеб Л. В. 29 августа 1991 г. (Газета "Стрела", ГСКБ "Алмаз-Антей", №4 / 2014 г.).


С 2003 г. начата ОКР "Сокол-Эшелон" ("Сокол-В"), головной исполнитель - концерн ПВО "Алмаз-Антей", соисполнитель по созданию опытного СО-лазера - КБ химавтоматики (г.Воронеж). В ходе выполнения ОКР предполагаются испытания опытной лазерной установки с СО-лазером. По состоянию на 2011 г. (см.источник) КБХА ведет выпуск конструкторской документации, проводятся работы по изготовлению и испытаниям отдельных узлов и агрегатов установки, в кооперации с другими предприятиями изготавливается опытная материальная часть, на стендах проводятся экспериментальные работы по подтверждению основных физических принципов работы установки. В рамках ОКР «Кильблок» разрабатывается промышленная технология комплексных наземных испытаний установки. Завершение ОКР предполагается в 2015 году ().

Фактически работы по ОКР "Сокол-Эшелон" - создание и испытание экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 - начаты концерном ПВО "Алмаз-Антей" в 2005 г. Позже (в 2011 г.) эмблема ОКР обнаружена на самолете А-60 / 1А2. 2 сентября 2006 г. с ТАНТК им.Бериева в/ч 21055 заключила контракт на проведение НИР "Дуэлянт" - испытания модернизированного экспериментального лазерного комплекса с самолетом 1А2. По неподтвержденным официально данным, испытательные полеты самолета велись до 2009 г. как минимум. Это подтверждается Годовымо отчетом ГСКБ "Алмаз-Антей" за 2011 г. согласно которому НИР "Дуэлянт" была завершена в 2009 г. Хотя позже и сообщалось, что в 2011 г. велись испытания по НИР "Дуэлянт" (). В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала "Военный Парад" , начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А.В. Гуляев заявил, что "лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США ("Сокол-Эшелон") войдет в перспективную систему ПВО" ().

К лету 2011 г. самолет находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге и по слухам готовится к демонтажу специального оборудования и списанию. Всего было построено два экзепмляра, второй самолет несколько отличается конструктивно от первого.

13 ноября 2012 г. газета "Известия" сообщает о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта.

Конструкция - самолет-летающая лаборатория создан на базе транспортного самолета Ил-76МД с некоторыми изменениями конструкции. В носовой части фюзеляжа вместо метеорологической РЛС установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. Вероятно, в обтекателе размещена антенна РЛС или лидар системы прицеливания лазерной установки, для наведения установки на цель. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы, обеспечивающей работу лазерного комплекса. Заменена на более мощную штатная вспомогательная силовая установка. Створки грузового люка сняты, а сам люк зашит. Доработаны двери в фюзеляже, отсутствуют передние аварийные выходы.

Лазерная установка выполнена без обтекателя - она убирается в фюзеляж. В верхней части фюзеляжа между крылом и килем расположены створки, состоящие из нескольких сегментов. Створки убираются внутрь фюзеляжа и лазерная установка поднимается в образующийся проём. На самолете 1А2 лазмерная установка расположена под обтекателем-"горбом" в фюзеляже за крылом - конструктивно размещение установки отличается от самолета 1А1.

"Работа" лазерной установки осуществляется через открытое самолетное выводное устройство (СВУ, ист. - Цель на орбите ).


Проекции самолета А-60 / 1А (графика - А.И.Сальников, "Авико-Пресс").


Двигатели : 4 х ТРДД Д-30КП 2-й серии с тягой по 12000 кг, на самолете дополнительно установлено два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью по 2.1 МВт и вспомогательная силовая установка заменена на более мощную.

ТТХ самолета :
Экипаж - 4 чел + 10 операторов

Длина - 46.86 м
Размах крыла - 50.5 м
Высота - 14.76 м
Площадь крыла - 300 кв.м

Масса взлетная максимальная - 179000 кг
Масса пустого - 92000 кг

Скорость максимальная - 850 км/ч
Скорость крейсерская - 700 км/ч
Дальность - 8200 км
Потолок практический - 13800 м
Высота эшелона испытаний - 10000 м (ист. - Цель на орбите )

Оборудование : в 1970-е годы под руководством академика О.Н.Фаворского в МНПО «Союз» был создан уникальный газодинамический лазер мощностью 180 кВт, работавший на воздухе, отбираемом от ТРД Р-27В-300. Использовались штатные системы отбора воздуха (расход – 10 кг/сек), ранее используемого для самолетов ВВП. Подобного непрерывно работающего ГД-лазера с удельной мощностью 18 кВт/Н более нигде не было. Конструкция успешно испытывалась в работе на базе ВВС в Чкаловском. По рассказу самого О.Н. Фаворского: "Работы по газодинамическому лазеру шли в то время, под грифом «совершенно секретно». Сейчас, за давностью лет и закрытием тем, вся эта информация уже вполне доступная для печати. Это был конкурент электроразрядному импульсному лазеру. Он был и легче и меньше его. Его испытывали в Монино. Была делегация военных, возглавлял её Павел Степанович Кутахов. Поставили стальную плиту в ладонь толщиной, включили лазер и прожгли сквозную дыру примерно 50х50 мм".

Наведение лазерной установки самолета 1А осуществлялось с использованием астрокоррекции (ист. - Цель на орбите ).

РЛС "Ладога" для обнаружения аэростатов разрабатывалась НИИ Радиостроения, главный конструктор А.Ф.Макуренков для самолета А-60. Вероятно, планировалось создание лазерного комплекса для поражения аэростатов. Поздний вариант РЛС - "Ладога-3" создан в 1990 г. ().
Диаметр антенны РЛС - 1.5 м


РЛС обнаружения аэростатов "Ладога". М узей корпорации "Фазотрон-НИИР", 2004-2005 г.г. (фото - Евгений Ерохин,http://www.missiles.ru).


Непрерывный газодинамический СО-лазер разработки КБ химавтоматики (КБХА) мощностью 1 МВт создавался в рамках программы НПО "Астрофизика" по лазерной установке космического базирования для космической станции 17Ф19Д "Скиф-Д". КБХА создан бортовой космический газодинамический лазер РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива (ведущие конструкторы - В.П.Кошельников, Г.И.Завизион, В.Ю.Гутерман). Лазер большой мощности, работающий по принципу преобразования тепловой энергии активной газовой среды, полученной при неравновесном расширении в сверхзвуковой сопловой решетке, в электромагнитное излучение с длиной волны 10,6 мкм. ГДЛ РД-0600 прошел полный цикл стендовой отработки на специальном стенде с оптической трассой. Возможно, что испытания прототипа СО-лазера РД-0600 мощностью 100 кВт - велись на самолете-летающей лаборатории 1А1 (не подтверждено ).

Создано семейство стендовых образцов ГДЛ с мощностью излучения от 10 до 600 кВт при удельном энергосъеме 5–10 Дж/г, а также бортовой космический ГДЛ РД-0600, работающий на газообразных компонентах топлива. ГДЛ РД-0600 прошел полный объем стендовой отработки. Для отработки ГДЛ создан специальный стенд с оптической трассой для исследования взаимодействия излучения с различными материалами. На стенде отработаны методика юстировки зеркал, измерение параметров ГДЛ, фокусировка луча на объект. Проведен комплекс теоретических и экспериментальных исследований ГДЛ СО2 - лазеров на жидких компонентах: дицианацетилене и закиси азота, с целью создания лазерной установки с повышенными удельно-энергетическими характеристиками ().

ТТХ РД-0600:
Мощность излучения - 100 кВт
Окислитель - кислород
Горючее - газообразная окись углерода
Балласт - газообразный азот
Температура газа в генераторе - 1580 К
Суммарный расход топлива - 12 кг/с
Длина - 1820 мм
Ширина - 2140 мм
Высота - 680 мм

Судя по разного рода отрывочным данным на самолете А-60 / 1А2 испытывается лазер разработки КБХА для системы "ослепления" космических средств наблюдения в рамках ОКР "Сокол-Эшелон" концерна ПВО "Алмаз-Антей". В рамках этой ОКР велось создание и испытания экспериментального лазерного комплекса 1ЛК222 (головной разработчик - ГСКБ "Алмаз-Антей"). По итогам работы на конец 2011 г. разработана рабочая конструкторская документация изделия 1ЛК222 и его составных частей в согласованном с Заказчиком (Министерство обороны России) объёме; проведено макетирование и испытания макетов отдельных устройств 1ЛК222; проведена оценка достижимых характеристик изделия 1ЛК222 с применением комплексного математического моделирования; разработано аппаратно-программное обеспечение изделия 1ЛК222; проведено уточнение технических параметров и порядка функционирования изделия 1ЛК222 с учётом обслуживания основных объектов работы. В перспективе планируется создание стационарного комплексного стенда систем формирования и наведения изделия 1ЛК222 ().


Эмблема программы "Сокол-Эшелон" на борту А-60 / 1А2, ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Иван Савицкий, http://russianplanes.net/id44064).


Статус : СССР / Россия

1989 г. - самолет 1А1 находится на аэродроме ГК НИИ ВВС Чкаловский, в 1989 г. самолет сгорел при пожаре на земле. Самолет с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).

2005 г. 11 мая - согласно http://maps.google.com самолет А-60 / 1А2 находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева. Предположительно самолет более не менял аэродром базирования.

2009 г. 28 августа - осуществлен комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта летающей лаборатории А-60 на космический аппарат с высотой полета 1500 км был зарегистрирован отраженный сигнал.


Самолет-лаборатория А-60 / 1А2 на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге, 21 мая 2011 г. (фото - Nikolay,http://russianplanes.net/id44023).


- 2011 г. - частично демонтировано оборудование лазерного комплекса самолета-лаборатории.

2012 г. 13 ноября - газета "Известия" сообщают о планируемом на 2013 г. возобновлении работ по летающей лаборатории с лазерной установкой А-60. Работы планируется вести совместно концерном ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК им.Бериева и КБХА (г.Воронеж). Согласно сообщению "Известий" планируется создание лазера, поражающего корпуса самолетов, ракет и спутников. Информация оценивается нами как крайне сомнительная, но, вероятно, очередной этап ОКР "Сокол-Эшелон" действительно начнется в 2013 г. в случае финансирования проекта. Ожидается модернизация оборудования лазерного комплекса. Завершение модернизации представители ТАНТК им.Бериева предполагают до конца 2013 г.

2014 г. апрель - газета "Стрела" ГСКБ "Алмаз-Антей" сообщает, что завершаются наземные стендовые испытания и отработка экпериментальной аппаратуры бортового лазерного комплекса нового поколения. В ближайшее время планируется разместить экспериментальный БЛК нового поколения на ЛЛ1А2, провести наземные стыковочные работы и начать его испытания, после завершения которых начнутся предварительные, а затем летно-конструкторские и государственные испытания образца ЛКАБ на новом самолете (ист. - Цель на орбите ).

Реестр А-60 (по состоянию на 03.07.2012 г.):

№пп Наименование Сер.№ Заводской № Борт № Первый полет Примечание
01

СССР-86879 19.08.1981 г.
Первый полет - экипаж Е.А.Лахмостова
- 1989 г. - самолет находился на аэродроме Чкаловский ГК НИИ ВВС, самолет сгорел на земле при подготовке к испытаниям.
02 1А2
0013430893

СССР-86879 (1991 г.)
RA-86879
29.08.1991 г.
Первый полет - экипаж В.П.Демьяновского
- 2011 г. лето - муссируются слухи о списании самолета, находится на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге
03 1А3 ? По неподтвержденным данным в 1993 г. на аэродроме ТАНТК им.Бериева в Таганроге находился третий самолет-летающая лаборатория, самолет готовили к разделке. Прим. - крайне сомнительная информация, по данным ТАКТК им.Бериева всего было построено 2 самолета.