Камера для съемки в движении как называется. Размытый фон с предметом в фокусе

По обычному снимку с четким, резким изображением основного предмета съемки трудно понять, что происходило с ним до и после запечатленного на фотографии момента. В течение десятилетий фотографы просто фиксировали на пленку окружающую их реальность, практически не имея возможности фотографировать различные объекты в движении. Это было связано с низкой чувствительностью пленки и несовершенством фотографического оборудования. Но сегодня в руках фотографов находятся цифровые аппараты с высокочувствительными матрицами. Благодаря современному фотооборудованию стало, наконец, возможным получение качественных снимков в динамике.

Фотографирование движущихся объектов открывает перед фотографом огромное поле для творческих экспериментов и широких возможностей для создания действительно уникальных, завораживающих кадров. Ведь многие объекты, встречающиеся нам в повседневной жизни, совершенно по-другому смотрятся на фотографиях, если они сняты в движении. На просторах Интернета можно встретить огромное количество прекрасных снимков движущихся объектов, которые всегда смотрятся очень зрелищно и неизменно привлекают внимание зрителя. С помощью съемки в динамике можно придать фотографии определенное настроение, наполнить ее новым смыслом и в полной мере отразить динамичное течение жизни. Однако фотосъемка движущихся объектов требует от фотографа, помимо соответствующих навыков и знаний, еще и овладения некоторыми техническими моментами. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Значения выдержки и другие особенности съемки в динамике

При съемке движущихся предметов имеет ценность каждая доля секунды, ведь порой всего лишь небольшая задержка между нажатием кнопки спуска и закрытием затвора приводит к неудовлетворительному результату, выражаемому в получении не резких и не четких изображениях. Поэтому перед осуществлением съемки в динамике необходимо установить быструю скорость затвора. Эта скорость должна напрямую зависеть от того, насколько быстро движется снимаемый объект. Можно воспользоваться режимом непрерывной съемки, когда камера будет делать фиксированное количество кадров за определенный промежуток времени, или режимом «Спорт», имеющимся в большинстве современных фотокамер. В любом случае при съемке движущихся предметов фотографу нужно постоянно держать наготове свою камеру, чтобы не пропустить нужный момент для нажатия на кнопку спуска затвора.

Съемка движущихся предметов также требует быстрого обдумывания композиции. Например, расположение объекта съемки на диагональных линиях снимка создает дополнительную иллюзию движения на фотографии, а вертикальные линии, которые располагаются перпендикулярно пути движущегося предмета, наоборот, зрительно затормаживают движение. С точки зрения правил композиции, на снимках важно оставлять свободное пространство перед объектом съемки, чтобы он не упирался в самый край кадра и у зрителя, тем самым, не возникало ощущение завершения движения.

Пожалуй, одним из самых важных моментов при съемке движущихся объектов является значение выдержки фотоаппарата. Чтобы получить максимально четкие фотоизображения, нужно использовать короткие выдержки, которые буквально «замораживают» резкие, быстрые движения. Общее правило таково, что чем меньше выдержка, тем более четкое изображение движущегося объекта Вы получите в кадре. Однако для того, чтобы получить качественные фотографии потребуется найти оптимальное значение выдержки для конкретных условий съемки. При этом необходимо учитывать скорость движения самого объекта, расстояние между фотокамерой и предметом и, наконец, художественную составляющую снимка (насколько Вы хотите выразить состояние движения). Оптимальные значения выдержки могут колебаться в районе от 1/50 до 1/8000 или даже быстрее в зависимости от конкретной ситуации.

Техники съемки движущихся объектов

Существует несколько техник съемки движущихся объектов, которые используются по ситуации и с учетом того результата, который желает получить фотограф в итоге. Наиболее распространенная техника – это так называемая съемка с проводкой . Классическая фотография требует от фотографа держать камеру в руках при съемке неподвижно, насколько это возможно, чтобы добиться, таким образом, максимально резких и четких кадров. Для обеспечения неподвижности и устойчивости фотоаппарата часто используют штативы. Однако при съемке с проводкой действуют совершенно другие правила. Во время съемки фотографу необходимо последовательно двигать свою камеру в том же направлении, в котором движется снимаемый объект. Для этого следует правильно расположиться относительно траектории движения предмета и согласовать скорость своих рук с фотокамерой со скоростью его передвижения.

Немаловажный момент, который не следует упускать из виду — снимаемый объект должен двигаться перпендикулярно к оптической оси объектива. Во время проводки нужно постоянно удерживать объект в центре кадра. Нажимать кнопку спуска затвора следует чуть раньше, чем настанет тот самый долгожданный момент для самого интересного кадра. Съемка с проводкой позволяет получить фотографии, на которых движущийся объект будет находиться в фокусе, то он получится четким, а фон, наоборот, размытым. Такая техника требует соответствующего опыта и навыков. Начинающим фотографам, желающих освоить технику съемки с проводкой, лучше начать, например, с фотографирования движущихся спортсменов (баскетболистов, футболистов и др.), после чего переходить уже к более сложным сюжетам.

Эффекта размытия заднего фона при съемке движущегося объекта также можно добиться посредством использования коротких выдержек и статичного положения фотографа. Эта техника предусматривает использование штатива. Фотограф нажимает на кнопку спуска затвора камеры в тот момент, когда объект съемки движется прямо напротив него, попадая в кадр. Короткие выдержки позволяют Вам «заморозить» движение. Для того, чтобы избавиться от шумов при коротких выдержках, следует снимать с открытой диафрагмой. Фокусироваться лучше в ручном режиме на ту точку, в которой Вы ожидаете появления объекта. После этого делается серия снимков. В результате, получаются резкие фотографии, на которых движущийся объект съемки буквально «замирает», а все остальные детали изображения выглядят несколько размытыми.

Еще одна техника съемки резко отличается от двух предыдущих. Она предполагает использование длинных выдержек при съемке , чтобы получить на фотографиях размытый движущийся объект и резкий фон. Таким образом, эта техника применяется для размытия движущегося объекта, что, например, очень актуально для ночной съемки. Можно размыть двигающийся по ночным автострадам автомобиль, в то время как фонари и окружающее пространство останутся резкими. Чем выше будут значения выдержки, тем более смазанным будет выглядеть предмет съемки.

Чтобы воспользоваться данным техническим приемом, необходимо использовать штатив для избегания дрожания фотокамеры. Фокусироваться лучше сначала на фоне, а уже затем следует навести камеру на движущийся объект. Важно правильно угадать момент, когда объект съемки займет оптимальное расположение в кадре. Как уже отмечалось выше, по правилам композиции, необходимо оставить еще и некоторое свободное пространство перед движущимся объектом.

Съемку движущихся объектов справедливо относят к наиболее сложным видам съемки, при которой от фотографа требуются недюжинные способности и опыт. Для получения качественных изображений нужно иметь четкое понимание того, что произойдет с движущимся предметом в следующий момент. Помните, что такого интуитивного понимания можно достичь только посредством постоянной практики и творческих экспериментов.

От начинающих фотографов мне часто приходится слышать «я пытался сфотографировать своих детей играющих в футбол, но все вышло размыто. Что же я делаю не так?». Если вы не собираетесь снимать натюрморты и пейзажи всю жизнь, то пришло время научиться снимать движущиеся объекты!

Установите приоритет выдержки

Запомните одно из важных правил — захват движения при длительной выдержке не даст положительных результатов. В большинстве случаев, хотят получить резкое и четкое изображение. Для этого, установите быструю . Эта скорость будет зависеть от того, насколько быстро ваш объект находится в движении.Например значения 1/4000 в секунду достаточно для гоночных автомобилей, а 1/250 достаточно для бегуна.

Если вы хотите получить достаточное количество света, попробуйте настроить ISO. Если фотографии получаются темными, то откройте на максимум! В полностью ручном режиме у вас будет возможность управлять размером диафрагмы. Попробуйте ее полностью открыть, например до значения f2.8 или f4.

Прогнозирование является ключевым моментом

И так, как же можно сфотографировать ускользающие моменты? Первое, что вам нужно запомнить, это всегда быть наготове. Ваша камера должна быть готова сделать снимок, также необходимо думать и о композиции, и то в какой момент сделать нажать на кнопку спуска затвора.

Если вы знаете, чего хотите получить, то это очень хорошо. Но чтобы получить хороший снимок в движении, надо реагировать быстро и решительно, необходимо анализировать все, что происходит вокруг вас. Знание объекта и понимание того, что должно произойти, позволит вам сделать хороший снимок.

Заранее сфокусируйтесь на объекте

Во многих случаях, вам уже будете известно, что должно произойти в тот или иной момент. Особенно это касается спорта, например теннис или плавание. Для того чтобы сделать хороший снимок вам нужно заранее сфокусироваться на объекте. Все что вам нужно сделать, это подождать, пока действие начнет «разворачиваться» и поймать необходимый момент.

Как найти выгодную точку для съемки?

Для того чтобы получить желанный снимок, необходимо найти выгодную точку для съемки. Сделать четкий снимок важный момент, но не менее важно найти правильное и наиболее выгодное место для создания кадра.

Никуда не годится фотографировать своих детей во дворе с первого этажа из окна спальни. Вы должны быть на их уровне, чтобы увидеть их реакцию и движение. Подумайте об углах кадра, какие предметы захвачены, нужны ли они, портят или наоборот может быть они создают интересный эффект?

Серийная съемка

После того как вы нашли хорошую точку съемки, сделайте снимок, затем ещё раз и ещё раз. Закон средних чисел показывает, что чем больше кадров вы сделаете, тем больше у вас шансов получить желанное изображение, а также гораздо меньше шансов пропустить важный момент.

Держите взгляд на сцене действия и избегайте частых подглядываний на дисплей фотоаппарата после того, как сделали несколько фотографий. У вас будет время разобрать все снимки дома. Это поможет вам не упустить хороший кадр.

Панорамирование

– это один из самых успешных и красивых методов съемки действия. Оно включает в себя перемещение камеры в тандеме с объектом, который вы пытаетесь захватить, чтобы добиться четкого изображения. Представьте себе, что вы пытаетесь сфотографировать движущийся автомобиль. Если вы с камерой в руках, остаетесь неподвижным, то автомобиль выйдет как в тумане.

Однако, если фотограф двигает камеру в темп движения автомобиля, то появится гораздо больше шансов получить четкое изображение.


Съемка детей и домашних животных

Методы, связанные с фотографированием движущихся детей и домашних животных между собой похожи, хотя и зависят во многом от того, насколько объект съемки реагирует на указания и требования фотографа. Очень важно быть с ними на одном уровне.

Когда дети заинтересованы в съемке, они улыбаются, хмурятся, позируют на камеру. Вам понадобится довольно быстрая выдержка, чтобы захватить их движения. Собаки двигаются особенно быстро, так что необходимо установить выдержку до1/500.

Съемка автомобилей

У вас есть два варианта фотографирования транспортного средства. Вы можете создать эффект застывшего автомобиля или создать эффект движения с размытым фоном. Если вы хотите чтобы автомобиль был четким, тогда используйте панорамированную технику, которую я упоминал ранее, используя быструю скорость затвора.

Если вы хотите снять автомобиль с , используйте среднюю выдержку и держите камеру неподвижно. Для реализации этой техники, время является ключевым фактором, не снимайте слишком рано или слишком поздно. В зависимости от света, вы можете использовать более открытую диафрагму и контролировать скорость затвора.

Замерзшая или вода в движении?

Тот же подход, что и при фотографировании машин. При работе с водой важно решить, хотите ли вы «заморозить» воду в движении, с каплями и ручьями, или вы хотите снять воду гладкой и шелковистой.

Статичный, хорошо сделанный кадр, хорошо может передать волнение и текстуру воды. Длинные протоки воды, стекающие вниз, образуя множество водопадов, могут передавать потрясающие эмоции. С помощью поляризационного фильтра вы сможете превратить льющуюся вниз воду на снимке гладкой и спокойной.

Выдержка зависит от скорости потока воды. Около 1/10 до 1/25, передадут движение воды. Не рекомендуется фотографировать на коротких выдержках (1/60) без штатива.

Я люблю спорт

Многие из методов, упомянутых выше, например, предварительная фокусировка, панорамирование и поиск выгодной точки, все это применимо и для хороших спортивных снимков. Съемка четких моментов в спорте крайне сложна и требует много концентрации, ожидания и самого главного — понимания игры.

Важно знать какие действия могут произойти во время игры, какие движения возможны. Также очень полезно иметь телеобъектив 200 или даже 300 мм.Они могут быть необходимы, чтобы захватить действие, поймать моменты и умения игроков, конфликты, отчаяние, смущение или ликования.

Время двигаться вперед!

Теперь пришла ваша очередь. Я надеюсь, что эти простые советы и приемы помогут вам на пути к достижению лучших результатов при съёмке движущихся объектов. Примите решение, хотите ли вы заморозить действие и использовать короткие выдержки, или же вы предпочитаете изображать движение, используя длительную выдержку.

Держите ваши глаза открытыми для всего, что движется и учитесь на практике. Чем больше вы будете экспериментировать с такими приемами, как панорамирование, тем легче будет получить хорошие результаты.

Больше никаких смазанных кадров

Как правильно передать движение прыгающего ребенка, танцующих молодоженов, идущего поезда? Каждая подобная сцена легко может быть передана фотографией, главное знать несколько правил. Вне зависимости от того, снимаете ли вы свадьбу, детский праздник, модель в парке или что-то другое, эти советы помогут получить четкие и качественные снимки.

1. Установите приоритет выдержки

Первое правило, которое стоит помнить - захват движения при длительной выдержке не даст положительных результатов. Если вы хотите получить резкое и четкое изображение, установите быструю скорость затвора. Эта скорость напрямую зависит от того, насколько быстро ваш объект перемещается. Например, значения 1/4000 в секунду идеально для гоночных автомобилей, а для бегуна вполне достаточно 1/250.

Чтобы получить достаточное количество света, настройте ISO. Если фотографии получаются темными, то откройте диафрагму на максимум, например до значения f2.8 или f4.

Важный момент, который вам нужно запомнить – это всегда быть наготове. Если вы знаете, что хотите получить, то это очень хорошо. Чтобы получить хороший снимок в движении, надо реагировать быстро и решительно. Поэтому необходимо заранее анализировать все, что происходит вокруг вас. Знание объекта и понимание того, что должно произойти, позволит добиться этого.

Во многих случаях во время съемки, вам заранее известно (пусть даже примерно), что должно произойти в тот или иной момент. Для того, чтобы сделать хороший снимок, вам нужно заранее сфокусироваться на объекте. А затем подождать, пока действие начнет «разворачиваться» и тут уже поймать нужный момент.

Для четкого снимка важен момент. Но не менее важно найти правильное и наиболее выгодное место для создания кадра. Подумайте об углах кадра, какие предметы захвачены, нужны ли они, портят или наоборот может быть они создают интересный эффект?

После того, как вы нашли хорошую точку съемки, сделайте снимок, затем ещё раз и ещё раз. Чем больше кадров вы сделаете, тем больше у вас шансов получить желанное изображение, а также гораздо меньше шансов пропустить важный момент.

Держите взгляд на сцене действия и избегайте частых подглядываний на дисплей фотоаппарата после того, как сделали несколько фотографий. Это поможет вам не упустить хороший кадр. А снимки вы можете разобрать и дома.

Панорамирование – это один из самых успешных и красивых методов съемки движения. Оно заключается в перемещение камеры в тандеме с объектом, который вы пытаетесь захватить, чтобы добиться четкого изображения. Представьте себе, что вы пытаетесь сфотографировать движущийся автомобиль. Если вы с камерой в руках остаетесь неподвижным, то автомобиль выйдет как в тумане. Однако, если Вы двигаете камеру в темп движения автомобиля, то появится гораздо больше шансов получить четкое изображение.

Методы, связанные со съемкой движущихся детей и домашних животных между собой похожи. Хотя и зависят от того, насколько объект съемки реагирует на указания и требования фотографа.

Когда дети заинтересованы в съемке, они улыбаются, хмурятся, позируют на камеру. Вам понадобится довольно быстрая выдержка, чтобы захватить их движения. Собаки двигаются особенно быстро, так что необходимо установить выдержку до 1/500.

Есть два варианта съемки транспортного средства. Вы можете создать эффект застывшего автомобиля или создать эффект движения с размытым фоном. Если вы хотите, чтобы автомобиль был четким, тогда используйте панорамированную технику с быстрым затвором, упомянутую выше.

Если вы хотите снять автомобиль с размытым фоном, используйте среднюю выдержку и держите камеру неподвижно. Для реализации этой техники время является ключевым фактором. Поэтому не снимайте слишком рано или слишком поздно. В зависимости от света, вы можете использовать более открытую диафрагму и контролировать скорость затвора.

Тот же подход, что и при фотографировании машин. При работе с водой важно решить, хотите ли вы «заморозить» воду в движении, с каплями и ручьями, или вы хотите снять воду гладкой и шелковистой.

С помощью поляризационного фильтра вы сможете сделать на снимке льющуюся вниз воду гладкой и спокойной. Выдержка зависит от скорости потока воды. Около 1/10 до 1/25, передадут движение воды. Не рекомендуется фотографировать на коротких выдержках (1/60) без штатива.

10. Съемка спортивных мероприятий

Многие из методов, упомянутых выше, например, предварительная фокусировка, панорамирование и поиск выгодной точки – все это применимо и для хороших спортивных снимков. Съемка четких моментов в спорте крайне сложна и требует много концентрации, ожидания и понимания сути соревнования.

Важно знать, какие действия могут произойти во время игры, какие движения возможны. Также очень полезно иметь телеобъектив 200 или даже 300 мм.

http://soohar.ru/wp-content/uploads/2012/03/10.jpg

Держите фотоаппарат наготове, а ваши глаза открытыми для всего, что движется и учитесь на практике. Чем больше вы будете экспериментировать с этими приемами, тем легче будет получить качественные кадры.

По материалам: Simon Bray

Фотографы по определению фиксируют и увековечивают маленькие моменты жизни. В большинстве случаев на фотографиях нельзя увидеть, что происходило до момента съемки или после. Тем не менее, есть случаи, когда вам хочется запечатлеть и передать движение, к примеру, бегущую собаку, поезд идущий по рельсам, деревья, покачивающиеся на ветру. Каждая подобная сцена легко может быть передана фотографией, главное нужно знать, как правильно передать движение на снимке.

Сегодня я расскажу, как использовать различные значения выдержки и использовать проводку, чтобы запечатлеть движение. Также я расскажу о проблемах, с которыми вы можете столкнуться и как их решить.

1. Причины для съемки движения. Начинающие фотографы наверняка видели захватывающие кадры с движущимися объектами и хотели их повторить. Есть несколько способов осуществить данное желание и каждый ставит перед собой определенные цели, при съемке движения. Иногда нужно размыть одни предметы, но при этом сфокусироваться на других на переднем фоне. В других случаях, вам захочется все зафиксировать, либо все размыть. Выбор способа будет зависеть напрямую от того, какую цель вы перед собой ставите и какой именно снимок хотите получить.

Многие фотографы фиксируют движение лишь для того, чтобы просто показать, что оно есть. Но есть и другие причины. Движение передает настроение. Шелест листвы на деревьях может вызвать у смотрящего умиротворение, в то время как оживленное движение людей на улицах – чувство раздражающей суеты.

Также вы можете использовать движение в кадре, чтобы отвлечь внимание от элементов, которые могут нарушить гармонию всей композиции. К примеру, вы хотите сфотографировать человека у обочины, в то время как за его спиной проезжают машины. Размыв в кадре все, кроме главного объекта, вы привлечете к нему все внимание.

2. Основные техники при съемке движения . Значения выдержки при съемке движущихся объектов играет ключевую роль. Короче выдержка – четче фокус на объекте съемки, с другой стороны меньшая выдержка размоет движущийся объект. Существует 2 основных подхода, их мы рассмотрим прямо сейчас и дополнительные техники, которые будут рассмотрены ниже:

  • Размываем объект, оставляем в фокусе задний фон. Представьте, что вы фотографируете мчащийся поезд, в то время как перед ним идет полоса деревьев. Вы можете размыть поезд и оставить в фокусе деревья. Поступая подобным образом, вы показываете зрителю, что поезд движется на большой скорости. Чтобы сделать подобный снимок, нужно будет использовать маленькую выдержку. (Важно использовать штатив при съемке, чтобы камера оставалась неподвижной). Подобную технику вы сможете увидеть на снимках, сделанных в ночное время, когда фотографы снимают машины с включенными фарами на автострадах.
  • Размываем задний фон, фокусируемся на главном объекте съемки. Вторая техника позволяет размыть фон, но в то же время оставить фокус на главном объекте. Опять же на примере с поездом, можно размыть деревья и сфокусироваться на поезде, опять же фотография будет передавать движение поезда. Как и в первом случае, нужно будет использовать маленькую выдержку, но уже не пользоваться штативом, а использовать проводку, т.е. вести камеру в том же направлении, в каком движется объект съемки.

Что такое проводка: Многие начинающие фотографы стараются сделать так, чтобы камера при съемке была максимально неподвижна. Противоположностью этому является проводка, когда вы камерой движетесь одновременно и в том же направлении, что и объект съемки. Представьте, что перед вами человек на велосипеде едет в направлении с востока на запад. В этом случае, вам нужно будет провести камеру в том же направлении, стараясь при этом подстроиться под скорость велосипеда. Лучший результат будет в том случае, если объект съемки будет хорошо виден, и не будет никаких отвлекающих предметов во время проводки.

Проводка довольно сложный прием, но освоить его поможет практика, пробуйте фотографировать спортсменов в активных видах спорта (к примеру, баскетболистов). Пробуйте запечатлеть выражения лиц, оставляя при этом размытым задний фон. Это может занять время, но, натренировавшись, вы будете использовать технику проводки без особых проблем.

3. Другие способы зафиксировать движение. Помимо двух основных техник, описанных выше, существует способ «заморозить» все, что находится в поле зрения, либо сделать все размытым. Фиксирую все, что находится в кадре, вы придадите кадру уникальность, особенно, если в кадре будет движение. К примеру, птица летит на фоне водопада. И водопад и птица передают движение. Зафиксировав подобную сцену передав движение и птицы и водопада, вы сможете получить великолепный снимок. Для подобно снимка выдержка должна быть в значении 1/1000 секунды.

Размывание в кадре всего, поможет получить интересный снимок в том случае, если сцена имеет в наличии яркие, контрастирующие цвета, или различные градации серого цвета. В большинстве случаев захват движения подобным образом очень подходит для художественных целей.

Другой эффективный способ – это хронография. Используя функцию непрерывной съемки, вы сможет получить серию снимков, которые потом можно будет объединить в процессе постобработки. В данном случае использование штатива обязательно.

4. Определяем правильную выдержку.

Многие начинающие фотографы интересуются, какую выдержку лучше использовать. Каждая отдельная ситуация уникальна и одна выдержка не подойдет для разных условий. Чтобы выбрать выдержку задайте себе несколько вопросов:

  • Как быстро двигается объект.
  • Какое расстояние между камерой и объектом съемки.
  • Сколько движения вы хотите передать фотографией зрителю.

Чем короче выдержка, тем более резким будет объект съемки. Многие камеры сейчас позволяют использовать выдержку на уровне 1/8000 секунды и даже быстрее, поэтому вам необходимо экспериментировать с разной выдержкой, в разных ситуациях.

5. Потенциальная проблема – пересвет. Когда вы увеличиваете выдержку чтобы размыть элементы на фото, вы рискуете тем, что может получиться пересвеченный снимок. Это основная проблема, но есть несколько путей ее решения. Во-первых, проверьте диафрагму, чем она больше, тем больше света попадет в кадр. Попробуйте подкорректировать настройки, чтобы уменьшить ее размер. Во-вторых, обратите внимание на ISO. При его больших значениях, могут появиться ненужные шумы.

6. Совершенствуем искусство съемки движения . Как и другие фотографические навыки, захват движения требует практики. Вам будет необходимо потратить время на изучение того, как выдержка будет влиять на качество ваших снимков. Захват движения это отдельная техника, которая требует большого мастерства, которого вы сможете добиться большим количеством практики и эксперимента.

Чтобы фотографировать людей в движении, как и в любом другом виде фотографии, нужно тщательно выбирать объект съемки и настраивать композицию, фокусировку, глубину резкости, направление освещения и прочее. Но к этому добавляется специфический хронометраж - длиной в доли секунды - и все, что с ним связано.

Хронометраж

В данном случае особенно важно, в какой момент вы нажимаете на кнопку фотоаппарата.

Когда-то я пробовал режим серийной съемки на моем Canon 300D, который, следует признать, сам по себе был не слишком быстрым аппаратом. Так что оказалось, что и этот режим работает на нем довольно медленно. Позже я увидел серию кадров, сделанных с помощью фотоаппарата Nikon: девять снимков в секунду, съемка теннисного матча. Даже при такой высокоскоростной съемке не удалось снять момент удара по мячу, когда он только-только отделяется от ракетки.

Так что мой совет - настроить фотоаппарат на съемку одиночных кадров и практиковаться, пока вам не удастся достичь оптимальной скорости съемки. Это может показаться очень сложным, но теннисисту, который бьет по мячу ракеткой, приходится делать нечто весьма похожее. Просто для нас игра в теннис настолько привычна, что мы об этом не задумываемся. Моя личная скорость реакции одна из самых низких (например, я совсем не могу играть в компьютерные игры, где нужно быстро стрелять), но даже я научился предугадывать движение объекта и, потренировавшись, смог ловить подходящий момент и быстро делать снимок.

Здесь вы видите несколько снимков игры в теннис. Верхний кадр - то самое мгновение, когда ракетка вот-вот коснется мяча. Заметьте, мяч выглядит очень четко и кажется неподвижным, потому что перемещается относительно медленно. Зато головка ракетки движется очень быстро, чтобы успеть нанести удар по мячу, поэтому ее изображение размыто.

На этом снимке мы видим мяч сразу после удара по нему ракеткой. Теперь он движется гораздо быстрее и выглядит размыто. Даже если затвор открывается только на 1/320 секунды, мяч за это время проходит немалое расстояние.

Фокусировка

Фокусировка может оказаться настоящим кошмаром в спортивных фотографиях, особенно когда объект движется по направлению к вам, что случается достаточно часто. Автофокус зачастую срабатывает в этом случае достаточно хорошо, даже в режиме «спорт». Но я бы посоветовал вам вернуться в «старые времена» и регулировать эту функцию вручную.

Попытка поймать в кадр командную игру, такую как футбол, может быть весьма сложным делом, если выставлять фокусировку вручную. Лучше сначала попрактиковаться с теми видами спорта, где движения более предсказуемы - как, например, в легкой атлетике. В большей части легкоатлетических видов спорта, например на беговой дорожке, можно точно знать заранее, где будут спортсмены в тот момент, когда вы захотите их сфотографировать. А значит можно заранее сфокусироваться на это место.

На двух примерах вверху я настроил фокусировку вручную заранее, причем ее объектом выбрал дальнюю черту, где заканчивается песок. Ведь я заранее знал, что сделаю фото, когда легкоатлет окажется там. Для подобных снимков желательна большая глубина резкости, ведь заранее никогда точно неизвестно, что окажется на заднем плане в момент съемки. Чтобы добиться драматичности сюжета, я делал фотографию лежа на земле, забавляя этим окружающих.

Подходите как можно ближе

Самое главное - подходить к месту действия как можно ближе, если речь идет о съемке движущихся объектов. Большинство снимков с этой страницы были сделаны с помощью объектива с фокусным расстоянием 70-200мм, и все равно мне нужно было находиться достаточно близко, чтобы заполнить весь кадр. Вам придется применять любые мелкие хитрости, чтобы оказаться прямо перед объектом съемки, или вы никогда не получите хороших снимков.

Я не знаком ни с одним фотокорреспондентом или спортивным фотографом, который обладал бы хорошими манерами; по меньшей мере, им постоянно приходится расчищать себе дорогу локтями. Конечно, почти всегда есть некая граница, которую невозможно преодолеть чтобы оказаться ещё ближе, но, по крайней мере, будьте уверены, что вы сделали в этом отношении все возможное. Вам не поможет даже очень длинный объектив, если вы стоите в девяти метрах от места съемки.

Выдержка

В «нормальной» съемке единственная забота - быть уверенным, что выдержка достаточно короткая, чтобы не было размытых снимков. Но когда речь идет о съемке движущихся объектов, можно творчески подойти к выбору скорости затвора. Все дело в относительности движений. Если вы еще раз посмотрите на снимки теннисного матча, снятые с умеренной выдержкой, вы увидите, что все выглядит четко за исключением ракетки и мяча, когда они движутся быстро. На снимках ниже можно увидеть больше примеров использования предельных значений выдержки в попытке или "заморозить" объект, как справа, или придать ощущение движения с помощью размытия фона и отдельных частей тела, которые движутся ускоренно по сравнению с другими.

Когда вы пробуете работать с техникой съемки на длинных выдержках, нужно экспериментировать с разными скоростями и ожидать большого количества неудачных снимков. Требуемая выдержка зависит от того, насколько быстро и плавно движется объект. Если вы фотографируете пролетающую мимо машину и ваша техника съемки с проводкой неплоха, можно получить достаточно четкое изображение машины с размытыми колесами и приятным туманным фоном.

Съемка «с проводкой»

«Проводка» означает, что объектив перемещается, следуя за объектом съемки. Для этого лучше устанавливать фотоаппарат на штатив. В данном случае я этого не делал, что заметно по отблескам на заднем плане: при использовании штатива они были бы ровными. В любом случае, главное в этой технике - перемещать объектив плавно и с такой же скоростью, с какой движется объект. Начинайте проводку фотоаппарата заранее, до того как откроется затвор, и не прекращайте некоторое время после того, как он закроется. Это похоже на движение, которое делается в гольфе при ударе по мячику, только в данном случае оно горизонтальное.

Выдержка в 1/20 секунды делает размытыми большую часть снимка и создает ощущение скорости. Благодаря съемке с проводкой я смог сделать так, чтобы бегунья выглядела четче, чем фон. В идеале мне бы хотелось, чтобы ее торс был еще более четким. Для этого нужно было бы использовать чуть более высокую скорость затвора.

Даже выдержка в 1/2000 секунды не полностью «заморозила» брызги воды. Мне пришлось обработать это фото, придав брызгам больше четкости. В любом случае, эти фотографии иллюстрируют две крайности при выборе выдержки.

Диафрагма

Для спортивных фотографий диафрагма, как правило, должна быть открытой, чтобы фон был размыт, а объект съемки выделялся.

Может показаться заманчивым использовать закрытую диафрагму, чтобы добиться особой глубины резкости, что в свою очередь даст немного больше пространства, попавшего в фокус. Но зачастую в спортивных фотографиях фон и так заполнен и его нужно скрыть, а не фокусироваться на нем.

И это даже здорово, ведь, как правило, нам нужна максимально короткая выдержка, которой мы сможем добиться. Я бы всегда настраивал светочувствительность ISO 400 даже в солнечные дни, чтобы получить это дополнительное ускорение.

Главное - делать фотографии с четкой идеей и в то же время наполнять их деталями, отражающими и мимолетное мгновение, и эмоции от события в целом. Приготовьтесь к неудачам. Я делаю около 200 фотографий на каждом мероприятии и счастлив, если хотя бы дюжина из них окажется удачной. Но в этом и прелесть цифровой фотографии - неудачи ничего нам не стоят!