Кто сказал посеешь поступок пожнешь привычку. Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу

Привычки помогают человеку, без особого труда делать то, что нужно, для достижения успеха и счастья. Прививай полезные привычки, искореняй вредные и жизнь становиться счастливее и проще.

ИЗУЧИЛ - ПРИМЕНИЛ.
Наверняка, за вашими плечами уже несколько прочитанных книг, а может и не один десяток. Но что, из того, что вы узнали, вы реально используете в своей жизни?
Знать и Делать это разные вещи.
Человек, прочитавший всего одну книгу и применивший на практике все, что он там узнал, достигнет гораздо большего успеха, чем большинство людей, продолжающих читать и бездействовать.
Так что с этого дня заведите себе привычку - Изучил - Применил. Узнали что-то новое и тут же на практике применили. Не откладывайте, не читайте дальше. Действуйте!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО.
Заведите себе за правило - каждый день делать хотя бы один шаг, который будет двигать вас к успеху. Пусть это будет дело на 5 минут, но не давайте себе спуску. Даже если это выходной и вам очень лень - встаньте и сделайте что-нибудь.
В году 365 дней. Если каждый день делать по 1 шагу, то это будет 365 шагов. Постепенно это будет тренировать вашу самодисциплину, мотивировать вас и поднимать самооценку.
Поэтому каждый день делайте шаг к вашему успеху.

ОРИЕТНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ И ДЕЙСТВИЕ.
Только действия и результаты будут двигать вас вперед. Вы можете сколько угодно планировать, раздумывать, изучать - но вперед вы будете продвигаться только в одном случае - если будете действовать.
Поэтому повесьте на видное место напоминание в виде вопроса - ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ СЕЙЧАС, ПРОДВИГАЕТ МЕНЯ ВПЕРЕД ИЛИ НЕТ?

ПОСТОЯННО РАБОТАЙТЕ НАД ПОВЫШЕНИЕМ ВАШЕЙ КОМПЕТЕНЦИ.
Развивайте свои знания, навыки и опыт. Но действуйте избирательно, концентрируйтесь только на том, что касается вашей сферы деятельности. Не надо глотать все подряд, учитесь отделять зерна от плевел. Чем опытней вы становитесь, тем меньше времени вам требуется для анализа ситуации, принятия решения и получения нужного результата. Таким образом, увеличивая свои знания, вы повышаете свою эффективность в единицу времени.

ДУМАТЬ О РЕШЕНИИ, А НЕ О ПРОБЛЕМЕ.
Проблема исчезнет только в одном случае - если вы сосредоточитесь на ее решении и начнете воплощать в реальность план по ее устранению.
Все остальные мысленные колебания ни на миллиметр не продвинут вас вперед.

ДЕЛАЙТЕ НЕ ТО, ЧТО ПРОЩЕ, А ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО.
В любой момент времени и на любой стадии вашего развития существует самое важное дело, реализация которого в данный момент даст наибольший результат. И зачастую, это самое трудоемкое или сложное дело.
Ваш временной ресурс ограничен. Поэтому делайте только такие дела. Не затягивайте и не ждите, пока они сами разрешатся.
А простые вещи вы всегда успеете сделать, либо поручить кому-то другому.

РАДОВАТЬСЯ В НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Чтобы с вами ни случилось, ищите в этом что-то позитивное. Настраивайтесь на возможности, которые перед вам открываются.
Эта поговорка - Все, что не делается - Все к лучшему - должна войти у вас в привычку.

ИНВЕСТИРУЙ В СЕБЯ, А НЕ В АТРИБУТЫ УСПЕХА.
Многие люди, достигнув определенных результатов, начинают почивать на лаврах. В итоге - остановка в развитии, а через некоторое время - откатывание назад.
Поэтому не останавливайтесь на достигнутом. Инвестируйте в первую очередь в себя - свои знания, навыки, опыт. А уже потом балуйте себя атрибутами успеха.

ИЩИТЕ СУТЬ-ФАКТЫ ПОЧЕМУ ВЫ ЭТОГО ХОТИТЕ, А НЕ ОДОБРЕНИЯ ИЛИ ПОДДЕРЖКИ.
Большинство людей сначала принимают решения. И только потом начинают их обосновывать, ища что-то такое, что подтвердит их выбор, а также обращаются за помощью и поддержкой к другим людям.
Но для достижения успеха необходимо сначала собрать факты и докопаться до сути, на основе которых и принимать окончательное решение.

ВАША ОСНОВНАЯ МЫСЛЫ - ЧТО Я ХОЧУ И КАК ЭТОГО ДОСТИЧЬ?
Это основная привычка. Каждый вечер задавайте себе этот вопрос - Что я хочу и как этого достичь? Все свои действия анализируйте исходя из ответов на этот вопрос.

ДОВОДИТЬ КАЖДОЕ ДЕЛО ДО РЕЗУЛЬТАТА.
Если уж взялись за что-то, то действуйте, пока не будет достигнут конечный результат. Недоведенное дело потребует лишней траты времени на повторное вхождение в курс дела. Ведь уже через сутки вы не будете помнить всех нюансов.

ЛЮБИТЕ ВРЕМЯ.
Успешный человек оценивает свою эффективность тем, сколько он зарабатывает в час. Он ценит свое время и поэтому за один час делает то, что обычный человек делает за день или даже больше. Поэтому и час успешного человека стоит очень дорого.

ОТДЫХАТЬ И ПРАЗДНОВАТЬ.
Человеческие ресурсы не безграничны, вы можете работать неделю, две, месяц. Но ваша общая эффективность будет снижаться. И рано или поздно вы просто свалитесь с ног.
Поэтому один раз в неделю полностью посвятите себе и своим слабостям.

Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

(Древняя поговорка).

Как видим, уже нашим древним предкам было известно огромное значение привычки в жизни человека.

Попробуем разобраться, как возникают привычки, какие из них делают нашу жизнь лучше.

Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер.

Для начала расскажу о двух обретенных мною привычках.

Когда я познакомился со своей будущей женой, то долго не мог придумать, как ее «зацепить». Узнав, что она училась в музыкальной школе, я решил продемонстрировать интерес к классической музыке. Мы начали вместе ходить на концерты в филармонию, и этот прием сработал.

Естественно, после свадьбы было невозможно немедленно «охладеть» к классической музыке. И вот однажды я услышал 1-ый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Думаю, многие помнят эти начальные торжественно звенящие аккорды. Как будто клавиши на сердце. Вот с этого момента я и обрел привычку слушать и любить музыку.

Вторая привычка связана с зубной пастой. У меня кровоточили десны, и врачи рекомендовали пользоваться лечебной пастой «Меридол». Гадость, доложу вам, первостатейная, но делать нечего. По прошествии полугода я вдруг понял, что перестал ощущать ее неприятный вкус и до сих пор употребляю ее.

Давайте теперь на этих примерах разберемся в механизме обретения привычки.

Первый шаг – необходима жизненная причина для возникновения потребности в привычке. В моих случаях это были любовь и болезнь. Потребность должна быть сильной, иначе не будет второго шага — «посева» поступка. И, наконец, после определенного по длительности и величине действия (поступка) привычка становится чертой характера.

Так осуществляются две первые части поговорки.

Источник потребности в привычке.

Почему возникает потребность в той или иной привычке?

Человек может существовать только в среде себе подобных, в обществе. Поэтому он не способен игнорировать общественное мнение. Вот оно-то через его окружение, рекламу, СМИ… и диктует необходимость обретения конкретных привычек, которые поначалу кажутся ему ненужными или даже противными.

В качестве примера приведу еще одну свою историю.

После завершения экономического факультета университета я начал работать в плановом отделе предприятия в Вильнюсе. По роду работы мне часто приходилось бывать в отраслевом министерстве республики. И я скоро усвоил, что вопросы решаются быстрее, если придерживаться формы одежды, принятой в министерстве, – костюм с галстуком.

Знали бы вы, как я терпеть не мог эту «удавку» на шее. Но под давлением окружения через несколько месяцев перестал ее замечать и около 3-х лет ходил с ней.

После перехода на работу в цех я в течение буквально нескольких дней забыл о существовании этой «удавки».

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

А что бы произошло, если бы я не обрел привычку любить музыку? .

Я бы имел другую жену (если бы вообще женился, учитывая мой далеко не «сахарный» характер), и моя сегодняшняя реальность была бы совершенно иной.

Для большей убедительности разберем простой пример.

Представьте себе летний парк с оркестром, с детской площадкой и птицами.

Если я привык относиться к жизни с оптимизмом, то ощутил бы следующую картину: солнце светит, дети смеются, музыка играет, птицы щебечут.

А если бы обладал характером пессимиста: солнце жарит, дети орут, музыка гремит, птицы кричат.

Парк тот же, а реальность противоположная.

Получается, что менять надо не «плохой» мир (не парк), а свои привычки, свои свойства. Какую привычку посеешь – такой мир (судьбу) и пожнешь.

Самая лучшая привычка в жизни.

Все стремятся к радости и сторонятся несчастий и горя. Но ведь и то и другое мы черпаем из жизни. И чем больше в ней будет радости и меньше горя, тем вероятнее мы ощутим радость.

Отсюда простой вывод – доставляй окружающим радость, увеличивай ее количество в жизни. Здесь опять-таки применима та же поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь».

В последнее время актуальность публикаций в социальных сетях выше, чем во многих СМИ. И часто их темы (в данном случае довольно популярного в Улан-Удэ паблика "Аноним 03") находят свое развитие уже на страницах печатных изданий. Общественное мнение встревожено ситуацией с распространением в школах города вещества, содержащего никотин, под названием "насвай".

В дополнение к мнению коллеги в статье, хочу уточнить несколько немаловажных моментов. Все зависимости в большинстве своем возникают,когда вещи не называют своими именами. Бытовой алкоголизм гордо прикрывается лозунгом "культурное употребление алкоголя", никотиновая зависимость -"вредной привычкой".

Как говорят в народе, посеешь привычку-пожнешь судьбу. Для того, чтобы подросток никогда не употребил насвай, нужно четко вслух вместе с ним проговорить его составляющие части: "Насвай - это смесь никотина, изестки и куриного г....". Причем в данном случае слово должно быть произнесено именно таким образом, и не иначе. Не "помет", ни "экскремент", а именно "г....". Ни один подросток не захочет добровольно положить в рот это самое г....

Следующий момент немного сложнее. Для того,чтобы Ваш ребенок не стал зависимым, Вы сами не должны демонстрировать ему зависимое поведение. Проще говоря, если папа или мама курят (зависимы от никотина), или педагог позволяет себе "культурно употреблять" алкоголь вне стен школы, тем самым становясь проводником алкогольного поведения, эффективность воспитательных мер таких родителей и педагогов сводится к нулю.

Не стоит забывать и о профессиональной помощи. Не стесняйтесь искать и получать ее из рук специалистов, не замалчивайте проблему, если она есть. Обращайтесь к Вашему школьному психологу, к подростковому наркологу РНД (помощь анонимна и бесплатна), к психотерапевту. Не пытайтесь решать проблему в одиночку.

Проводите больше времени с детьми, делайте совместные выходы на природу, проводите отдых активно и вместе с семьей. Становитесь друзьями своих детей в социальных сетях, без навязчивых комментариев (в любом случае вы будете в курсе круга их общения и интересов). Любите своих детей и почаще говорите им об этом. Будьте готовы разделить с ребенком его проблемы и всегда поддерживайте его. И мне бы хотелось перевести данное обсуждение из разряда "караул, наших детей травят!" в " я не должен демонстрировать зависимое поведение своему ребенку (ученику)".

Тем не менее, в рамках даже районной администрации существуют рычаги ограничения продажи тех или иных наименований, в данном случае, насвая, как никотинсодержащего продукта. В соцсетях даже прозвучал призыв привлечь к управе на торговцев отравой "Боевое братство". А почему бы и нет? Мы в ответе за все, что происходит на территории нашей республики, и если распространители насвая плохо поддаются административным мерам воздействия, возможно вежливое предупреждение авторитетных людей будет эффективнее?

Два года назад один мой знакомый родитель, из упоминаемой в соцсетях проблемной школы, возмущенный положением дел, передавал с моего согласия, мой телефон завучу, но звонка так и не последовало. Готова провести профилактическую лекцию для подростков по приглашению администрации школы (мой телефон в редакции). И в заключение, желаю Вам каждодневной работы над собой, личной трезвости и здравомыслия!

Отложить Отложено

Главное — быть хорошим человеком, — повторяют некоторые, пытаясь объяснить, почему они не исполняют заповеди иудаизма. Авторитеты Торы выражают ту же мысль, добавляя к этому важный вопрос: «Как стать тем самым “хорошим человеком?” Ведь хорошими людьми не рождаются, ими становятся».

Конечно же, прежде всего мы должны знать, «что такое хорошо, а что такое плохо». Однако одних знаний недостаточно, ибо нравоучения могут остаться только словами и никак не повлиять на характер. Как же может человек изменить свою природу? Английский мыслитель Сэмюэль Смайлс (1812—1914) в своей книге «Self-help» («Помощь себе») дает на этот вопрос «еврейский» ответ:

«Посей мысль и пожнешь поступок ,

Посей поступок и пожнешь привычку ,

Посей привычку и пожнешь характер ,

Посей характер и пожнешь судьбу» .

Несмотря на фразу Пушкина «привычка свыше нам дана…», смею утверждать, что привычки не даны нам свыше, они являются следствием свободы выбора. Наша природа, наклонности действительно дарованы свыше, однако мы свободны выбирать, как их направлять. И каждый раз, делая свой выбор, творя добро или зло, мы, по сути, творим себя. Ибо повторяемые нами поступки превращаются в привычки, влияя на характер и судьбу.

Наши привычки действительно во многом правят нами: даже не замечая, мы зачастую ведем себя «по привычке». Однако, даже тот, кто, выработал плохие привычки, не должен отчаиваться, так как человек сильнее своих привычек. Осознав великую созидательную силу поступка, мы можем справиться с ними. Потому так важно не только «учиться, учиться и учиться», но и «исполнять, исполнять и исполнять» заповеди.

Не случайно во время праздничной трапезы в Рош Хашана евреи желают друг другу удостоиться добрых дел: «чтобы у нас было так же много заслуг, как косточек в гранате»…

Как, например, воспитать щедрость в детях?

Предоставлять им возможность помогать людям, давать монетки, которые они могут положить в копилку для синагоги или для бедных. Конечно, важно, чтобы ребенок изучал Тору, видел в своих родителях пример для подражания, но так же важно, чтобы и он сам с детства учился творить добро…

Как воспитать чувство благодарности?

Выражать благодарность, а не воспринимать все, что у нас есть, как само собой разумеющееся. Так, например, еврей должен был принести в Храм первые плоды своего урожая и произнести слова благодарности Всевышнему за Землю Израиля.

Но разве недостаточно просто ощутить благодарность в сердце? Зачем приносить плоды и выражать благодарность словами? Наши добрые поступки и слова влияют на наши мысли и чувства, воспитывая в нас добрые черты характера…

У разведчиков отговаривавших евреев войти в Землю Израиля, казалось, был возвышенный повод. Они хотели, чтобы евреи не тратили времени на обработку земли, а продолжали изучать Тору в пустыне, питаясь падающей с Небес манной. Однако Всевышний указал евреям «войти в страну Израиля», чтобы они могли, изучая Тору, обрабатывать землю и исполнять заповеди, привнося духовность в материальный мир. Однако лишь изменив свой внутренний мир, мы сможем изменить мир вокруг себя.

«В чем смысл слов “Земля Израиля”? — спрашивал Ребе из Коцка, рав Менахем Мендл Моргенштерн (1787—1859). — Это символ того, что человек может взять “землю” своей души и превратить, трансформировать ее в Израиль!» Каждый из нас может освятить заповедями свою «землю», свою человеческую природу и, изменив свой характер, сделать из себя «Израиль». Ибо евреями не рождаются, евреями становятся.

«Посеешь мысль - пожнешь действие,

посеешь действие - пожнешь привычку,

посеешь привычку - пожнешь характер,

посеешь характер - пожнешь судьбу».

Неужели привычка может так глобально повлиять на жизнь человека?

Каждый человек имеет большое количество привычек, они могут быть полезными и вредными. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. А что же вредные (патологичные) привычки? Считают, что закрепившись, вредные привычки отвлекают человека от процесса познания, мешают при взаимодействии с другими людьми, наносят вред самому человеку, могут быть не эстетичны и социально неприемлемы.

Почему так происходит? Эта отрицательная склонность, выражающаяся в действиях или поведении, часто становится для человека потребностью и при подавлении её у него возникает чувство внутреннего напряжения и дискомфорта. Многие привычки приобретаются в раннем детстве и нередко остаются «на память» на всю жизнь. С годами они сглаживаются или одна рождает другую, создавая патологический комплекс.

Многие родители жалуются: «Моему сыну три года, а он до сих пор сосёт палец»; «Дочери скоро 7, а она не расстаётся с тряпочкой и постоянно слюнявит её»; «Он - школьник, ему уже 12 лет и он грызёт ногти» — у вредных привычек нет возраста, а есть потребность в их проявлении.

Почему человек не расстаётся с вредными привычками, почему они возникают и что можно сделать, чтобы избежать их появления?

Формируются в результате простого повторения и могут возникнуть непреднамеренно.

Навязчивые действия ребёнок осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление.

Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте и выражается в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмичный акт, как сосание груди, - это не просто акт кормления, это сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий, стимулирующий развитие головного мозга. Поэтому «война» с сосанием у полуторагодовалого малыша психологически не оправдана.

Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук мамы. Эта самостимуляция может перерасти во вредную привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду сосание пальцев, языка или предметов, грызение ногтей, вырывание волос, бровей или ресниц, которые появляются в возрасте около трёх лет.

Самая распространенная среди привычек - «вредин» - сосание пальца. С ней сталкиваются чуть ли не в каждой семье. Но, строго говоря, назвать ее привычкой трудно. Скорее, это первый в жизни ребенка навык, рефлекс, который дала ему сама природа и который, как ни странно, должен иметь применение. Все дело в способе. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. На руках у мамы он вообще вряд ли испытывает другие эмоции.

Акт сосания делал ребёнка независимым от невзгод внешнего мира, и если это было тогда, так почему бы подобное не перенести на сегодняшний день. И какая разница, что сосать. В школе, ребёнок грызёт ручку или карандаш, а став подростком в компании затягивается сигаретой. Так привычка, не исчезая, перешагивает из дошкольного детства в школьный возраст. Есть мнение, что тяга к табаку и алкоголю возникает от нереализованного сосательного рефлекса и привычки «засасывать» нервозность и напряженность. Частые «перекуры» во время стрессовых ситуаций вполне наглядно подтверждают верность данного предположения.

Иногда родителей волнует привычка ребёнка грызть ногти и выдёргивать брови или волосы . Они редко бывают в три года, появляются чуть позже. Во время грызения и выдёргивания ребёнок даёт выход своей агрессии, напряжённости, раздражению и получает удовольствие. Как правило, это дети, склонные скрывать свои чувства и «вымещать» их на собственном теле, причиняя себе боль. Такие вредные привычки характерны для детей замкнутых, робких, неуверенных в себе. Они очень остро переживают свое несоответствие требованиям взрослых и пытаются таким способом себя «наказать».

В период младшего школьного возраста (с 6/7 лет до 9/10) ребёнок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания - трудолюбием и чувством неполноценности. Маленький человек пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность, в результате чего у него развиваются чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если продукты, полученные благодаря усилиям ребёнка, оказываются качественными и ценными в газах взрослых и сверстников, то у него формируется глубокая убеждённость в собственной компетентности. А в случае неуспешности и постоянных неудач, ребёнок будет искать «альтернативные» способы совладания с действительностью, стремиться обрести успокоение, снять напряжение, убрать внутренний дискомфорт.

Особое беспокойство взрослых вызывает мастурбация (онанизм) у детей. Чаще онанизм происходит при засыпании или затянувшемся пробуждении, однако подобные явления могут наблюдаться и в бодрствующем состоянии - во время игры, занятий рисованием, лепкой, музыкой. Пока ребёнок изучает свои руки, ноги, лицо - родители и педагоги спокойны. Но когда ребёнок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие взрослые приходят в растерянность и начинают подозревать в ребёнке распущенность и извращённость.

Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной) и у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это - естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст с трёх до шести лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.

Когда норма переходит в патологию?

Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, он воспринимает эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую. «Сексуальные» игры у здорового ребёнка не вызывают полового возбуждения, он играет неосознанно, поэтому говорить об онанизме (мастурбации) рано.

Онанизм - способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки, делает это регулярно, действие сопровождается чувством удовольствия - вот тогда можно говорить о патологической привычке. В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста. В переходном возрасте мастурбации сопутствуют представления эротического содержания.

Таким образом, сосёт ли ребёнок одеяло, выдирает ли волосы, употребляет спиртное - всё это свидетельствует об одном: ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт. И это сигнал, на который надо адекватно отреагировать - понять причину проблемы, а после выбрать оптимальное ее решение.

Мир ребенка еще достаточно мал. Семья, друзья, детский сад (школа) - вот, пожалуй, и всё окружение. События в этом мире становятся поводом для радостей или беспокойств ребёнка.

У ребёнка раннего возраста основная причина - дефицит материнского внимания. Изначально любой малыш стремится к получению внешних впечатлений и их источником является мать; если же её нет рядом, то развитие ребенка как бы возвращается во внутриутробный период - малыш сам себя успокаивает и развлекает.

В дошкольном и младшем школьном возрасте число причин вызывающих данные привычки, возрастает.

Основные причины «вредных» привычек.

  1. Недостаточность эмоциональной и материальной составляющих среды приводит к поиску впечатлений от собственного тела, саморазвлечение.
  2. Нарушение в работе ЦНС. Органическое поражение центральной нервной системы, может выражаться в завышенном пороге восприятия. При этом ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления и не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях.
  3. Реакция на негативную ситуацию. В состоянии стресса, например, в процессе адаптации к ОУ, из-за конфликтов в семье, рождения брата или сестры, школьной неуспешности. Ребёнок начинает искать способ успокоения и находит его в виде привычки.
  4. Нарушение воспитания. Излишняя строгость, гиперопёка или попустительство родителей, ограничение активности ребёнка, недостаток ласки, внимания и положительных эмоций. Использование физических наказаний (шлепки и порка) способствуют приливу крови к генитальной области и стимулируют возбуждение.
  5. Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невропатии.

Если причина выявлена, можно заняться искоренением привычки.

  • Многие родители начинают борьбу с ребёнком, а не с его привычкой. Не нужно настаивать на отказе от нее, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей или перцем. Сосать палец или кусать губы ребёнок, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.
  • Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих моментов. Увидев, что он грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта и положить в руку пластилин, тем самым переключив одни навязчивые движения на другие, но более продуктивные. Детям более старшего возраста, можно задать вопрос: «Что ты делаешь?» В этом случае у ребёнка появится возможность сказать о своих чувствах, действиях и осознать их.
  • Не задабривайте своего ребенка подарками, конфетами, потаканием его желаниям. И не реагируйте на его поведение агрессивно, с криками и рукоприкладством. Так привычка - «вредина» - у него только закрепится. Чем ярче реагируют взрослые на вредные привычки, тем выше они поднимают её в чине. Более того, подобный подход дает сыну или дочке возможность манипулировать родителями.
  • В тех случаях, когда вредные привычки появляются у детей из-за нарушений в работе ЦНС, они, как правило, определяются в роддоме или во время осмотров у невропатолога еще на первом году жизни малыша. Избавиться от подобных недугов иногда помогает лишь серьезное лечение и наблюдение у специалиста. Однако данная рекомендация не означает, что лишь нервный недуг приводит к возникновению вредных привычек. На их появление у детей с нарушением ЦНС влияет и напряженная обстановка в семье. Общаться с таким ребёнком нужно спокойно, не повышать голос и постараться оградить его от телевизионных потрясений.
  • Если ребенок срывает злость, причиняя себе боль (рвет волосы, грызет ногти), или ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, или испытывает ночные страхи (вскрикивает во сне, плохо спит, не может заснуть, снова мочится в постель), то в таких случаях спросите себя: хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли в своих силах?
  • Младшему школьнику очень важно помочь поверить в свои силы, компетентность. Именно в деятельности рождается интерес, происходит радость от процесса созидания, появляются друзья и единомышленники. Чаще всего на фоне учебных проблем у ребёнка страдает самооценка, происходят потеря самоуважения и нарушения отношений в школьном коллективе. Взрослым необходимо поддерживать и поощрять любые умения и интересы ребёнка.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения внимание близких особенно необходимо. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним — это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Необходимо помнить, что патологические привычки у ребенка могут усиливаться. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольника, мы получаем взамен другую в более старшем возрасте.