Первые впечатления о камере FUJIFILM X-H1. Тихий механический затвор

Новая камера от FUJIFILM получила те же сенсор (X-Trans CMOS III), процессор (X-Processor Pro) и задний поворотно-откидной экран такой же как и у X-T2 (но у X-H1 с тач-скрином и управлением жестами). На этом, пожалуй, сходства заканчиваются и начинаются различия.

У X-H1 принципиально другой корпус, он специально сделан значительно усиленным. Переработана внутренняя структура шасси, оно у X-H1 из магниевого сплава и рассчитано на большие нагрузки:


Корпус X-H1

По факту корпус стал почти в два раза прочнее. Байонет остался прежним (X-Mount), но он тоже переработан в расчёте на эксплуатацию с крупными и тяжёлыми кинообъективами (про них чуть ниже). У камеры теперь большой хват:


X-H1 в руке (фото dpreview.com)

К заметным особенностям X-H1 , разумеется, можно отнести экранчик с параметрами настройки, расположенный в верхней части грипа:


Верхний дисплей X-H1

Он такой же как и GFX50s - энергонезависимый (не гаснет при выключении камеры), энергоэффективный (практически не разряжает батарею), настраиваемый (на него можно выводить те параметры, которые нужны именно вам) и хорошо видимый как на ярком солнечном свету, так и в темноте (у него есть симпатичная отключаемая подсветка). Экранчик великолепный, одним словом! Но, увы, он занял место колесика экспокоррекции, что поначалу расстроило многих фотографов. Однако, потом, когда полностью разобрались в работе камеры, всё образумилось. А каким образом - напишу чуть ниже.

Корпус камеры с новым покрытием, более цепким и стойким к царапинам. Разумеется, X-H1 - пыле- и влагозащищённый, гарантированно рассчитанный на работу при температуре от +40°C до -10°C (на деле, разумеется, диапазон шире, если смотреть по другим камерам).

Ещё одна особенность корпуса - внутри установлена большая плата, рассеивающая тепло (снимающие видео это оценят, уверен). Вот мы и дожили до радиаторов в 35-мм фотокамерах:


Схематичное изображение расположения радиатора в корпусе камеры

Вес камеры получился на 100 граммов больше, чем у X-T2.

Это всё были заметные, полезные, удобные, но не очень ощутимые особенности. Далее поговорим про вкусняшки. =:) Пожалуй, самым важным компонентом X-H1 стал встроенный стабилизатор матрицы (In-Body Image Stabilization - IBIS), который обеспечивает стабилизацию по "5 осям" (смещение вверх/вниз, вправо/влево и вращение по трём осям):


Схематичное изображение системы IBIS

По заявлению FUJIFILM, эта система с объективом XF35mmF1.4 выдаёт стабилизацию аж на 5.5 стопов! Чтобы было понятно, это если бы вы снимали с рук что-то и у вас с выключенной системой стабилизации изображение получалось несмазанным только на 1/100 секунды, то с активированной системой IBIS кадры будут резкими уже на выдержке 1/3 секунды или даже чуть длиннее! Проверяли, разумеется, это тщательно. На мой взгляд, результаты тут даже превосходят ожидания. Но про это чуть позже.

Для получения чётких снимков на длинных выдержках с рук одной системы IBIS мало. Поэтому у X-H1 есть ещё ряд технологических решений, направленных на получение кадров без смаза. Например, у камеры теперь есть целая система поглощения вибраций, которая направлена на то, чтобы минимизировать любые колебания, даже те, которые вызывает движение шторок затвора:


Схематичное изображение системы виброгашения

Ещё одна техническая особенность X-H1 , нацеленная на получение снимков без смаза - это электронная передняя шторка затвора. Да, решение не ново, разумеется, как и IBIS. Но реализовано всё настолько грамотно, что снимать можно совсем без колебаний системы (shutter shock при работе с механическим затвором сведён к минимуму).

Очень круто, что механический затвор у X-H1 работает практически беззвучно! Звук затвора очень тихий и приятный. Он так и подначивает: Жми! Жми! Жми! И кадры один за другим падают на карточки. Кстати, слотов под карточки памяти тут и как у X-T2 - 2 штуки и оба поддерживают стандарт UHS-II.

И ещё у X-H1 полностью новая спусковая кнопка. Она не имеет резьбы для тросика, плоская и гладкая:


Вид на X-H1 спереди

Но самое главное - у неё очень короткий ход срабатывания и крайне чуткая реакция на нажатие! Поначалу это вызывало недоумение - такой лёгкий спуск приводил к массе нечаянных срабатываний и на флешке то и дело приходилось удалять фотографии своих ног и другие подобные случайные кадры. Потом к кнопке привыкаешь, и... Через некоторое время ловишь себя на мысли, что обычная кнопка спуска, которой оснащаются другие камеры FUJIFILM (да и не только, чего уж там) уже кажется каким-то длинноходным и расхлябанным механизмом, нажатие на который приводит к долгой паузе перед срабатыванием затвора и колеблет камеру! Примерно такое же ощущения я испытывал, когда переходил на новые клавиатуры Apple - сначала неприятие, а потом недоумение: как же я раньше мог работать на старых клавиатурах-то?!..

Из важных отличий - у X-H1 шикарный обновлённый электронный OLED-видоискатель с 3.69 миллионами точек и скоростью обновления в 100 кадров в секунду (в boost-режиме, по умолчанию - 60 fps, что тоже хорошо).

У X-H1 новый алгоритм системы автофокуса, который более уверенно работает в условиях слабого освещения, лучше справляется с мелкодетализированными текстурами и более уверенно следит за объектами при зуммировании. Но, полагаю, что он скоро будет доступен и для других камер X-серии со схожей начинкой (X-T2, X-T20, X-E3 и X-Pro2).

Кардинально изменено меню съёмки видео, теперь тут ещё больше настроек. И это не случайно, ведь X-H1 можно уверенно позиционировать как полноценный операторский инструмент: теперь пользователям доступны такие режимы съёмки, как 4K (4096×2160) @ 30p при битрейте 200 Мбит/с, Full HD (2048×1080) @ 60p на 100 Мбит/с и всякие прикольные slo-mo. F-Log теперь пишется сразу на SD-карту. Есть тайм-код и новая имитация плёнки ETERNA. Поддерживаются новые кинообъективы МКХ. И так далее, и тому подобное. Впрочем, про это поговорим чуть ниже.

Здесь я собрал все основные характеристики FUJIFILM X-H1 :

Сенсор: X-Trans CMOS III | APS-C | реальный размер: 23.6×15.6 мм | кроп-фактор: 1.5
Разрешение: 24 Мп | максимальный размер кадра: 6000×4000 пикселей
Чувствительность: основные значения: ISO 200-12800 | расширенные значения: ISO 100, 125, 160, 25600 и 51200
Стабилизатор: на основе сдвига матрицы с 5-осевой компенсацией | эффективность: 5 ступеней (по стандарту CIPA)
Затвор: механический: от 30" до 1/8000 с | электронный: до 1/32000 с | режим длительной выдержки: до 60 минут
Дисплей: поворотно-наклонный | тач-скрин | TFT | размер: 3" | 3:2 | разрешение: 1.040.000 точек
Видоискатель: встроенный | OLED | разрешение: 3.690.000 точек
Автофокус: гибридный: по контрасту + датчики фазовой фокусировки на сенсоре
Серийная съёмка: до 14 кадров в секунду (с электронным затвором)
Видео: 4K, 25/30 кадров в секунду, 200 Мбит/с | F-Log 8 bit
Микрофон: встроенный | стерео, 24 bit, 48 kHz
Wi-Fi: IEEE 802.11b/g/n
Bluetoth: Bluetooth 4.0 (с низким потреблением энергии)
USB: USB 3.0, микро-USB
Вес: 673 грамма с батареей и картой памяти

Таблица сравнения начинки X-T2 и X-H1 , чтобы было наглядно видно, как различаются камеры:


X-H1 X-T2 рядом

X-T2 X-H1
Сенсор APS-C, 24 Мп, X-Trans CMOS III
Процессор X Processor Pro X Processor Pro
Затвор механиеческий
электронный
механический
электронный
электронный по первой шторке
Стабилизация нет матрицы, 5-осевая
Wi-Fi есть есть
Bluetooth нет есть
ЭВИ OLED
2.36 миллионов точек
OLED
3.69 миллионов точек
Экран TFT
поворотно-откидной, 3" (3:2)
1.04 миллионов точек
TFT
поворотно-откидной, 3" (3:2)
1.04 миллионов точек
сенсорный
управлние жестами
Дисплей настроек нет есть
Диски прямого управления выдержка
ISO
экспокоррекция
режимы съёмки
режимы экспонометра
передний (нажимаемый)
задний (нажимаемый)
выдержка
ISO
режимы съёмки
режимы экспонометра
передний (нажимаемый)
задний (нажимаемый)
Автофокус фазовый автофокус с чувствительностью 0.5 EV фазовый автофокус с чувствительностью -1 EV
улучшена работа следящего автофокуса при
зуммировании
Встроенный F-Log нет есть
Пресет ETERNA нет есть
Максимальный битерйт видео 100 Мбит/с 200 Мбит/с
Встроенный микрофон стандартный улучшенный (24 bit, 48 kHz)
Режим подавления мерцания нет есть
Зарядка от USB есть есть

Причём, некоторые вещи из этой таблицы могут быть добавлены в функционал других камер FUJIFILM при помощи прошивки (они обозначены более тёмным тоном).

Ну, а теперь - немного личных ощущений от камеры.

Эргономика, размеры, вес


X-H1 в руках

В руках X-H1 лежит великолепно. Увеличение размеров, особенно рукоятки, сказалось самым положительным образом на удобстве хвата. Если для X-T20 мне нужен был дополнительный грип, а X-T2 хорош с относительно небольшими фиксами и зумами, то при помощи X-H1 уже отлично можно управляться с монстрами типа 100-400 - никакого намёка на дисбаланс, особенно, если камера с батарейным блоком.

Тут, правда, сразу пошли возмущения: мол, камера беззеркальная, а по размерам как зеркалка уже, непорядок! Вот, дескать, вам и вся компактность!.. Да, X-H1 не такой уж и маленький. Но если сравнивать с зеркалками, то он, всё же, заметно меньше. Например, вот он рядом с кропнутым Canon EOS 7D mark II:


X-H1 в сравнении с зеркалкой Canon EOS 7D mark II

Ах, постойте! Canon EOS 7D mark II не умеет же снимать 4K, ни в каком варианте... Хм... С чем же "зеркальным" тогда сравнить? Вот Canon EOS 5D mark IV, например, уже может 4K:


X-H1 в сравнении с зеркалкой Canon EOS 5D mark IV

Но, кстати, ни у того, ни у другого конкурента нет IBIS. Как и у других зеркальных камер Canon или Nikon, насколько я могу помнить. Так что ближайшим конкурентами тут будут камеры Pentax, Sony и Panasonic. Преимущественно те же беззеркалки, если уж на то пошло. Мало того, в этой компании по размерам X-H1 смотрится нормально (со светосильными объективами 35 мм):


Sony A7R III + Sony Distagon T* FE 35mm f/1.4 ZA | Panasonic Lumix DC GH5S + Olympus M.Zuiko Digital ED 17mm f/1.2 PRO | FUJIFILM X-H1 + XF23mmF1.4 R


NOTE: Предвосхищая волну возмущения: да, я знаю, что для этих систем есть более компактные объективы. Я выбирал их по углу обзора и по светосиле. Возможно, есть лучшие решения и что-то пропустил. Предлагайте! Тут не было задачи как-то специально показать большие размеры систем-конкурентов. Это просто картинка, показывающая, что X-H1 вовсе не Гулливер в стране Лилипутов, как его сейчас часто представляют, когда говорят про размеры новинки.

Так что тема каких-то ОЧЕНЬ больших размеров X-H1 мне кажется немного притянутой за уши. Хотите компактности? Купите X-E3 и снимайте фиксами! По технической начинке у этой камеры всё то же самое, что и у X-H1 (за исключением IBIS, пожалуй).

Пару слов стоит сказать про верхний дисплей и отсутствие колеса экспокоррекции. Сам дисплей кайфовый: как и на GFX - чёткий, хорошо видимый при любом освещении, настраиваемый. Но вот что колесо экпокоррекции пало жертвой этого дисплея - конечно не очень хорошо, как по мне. Да и многие другие фотографы отмечали этот момент. Операторы же просто пожимали плечами - им от отсутствия или наличия этого колёсика ни жарко, ни холодно.

Конечно, а-ля "никоновский" алгоритм (нажать кнопку "+/-" и крутить заднее колёсико) - это вопрос привычки (снимают же как-то никонисты? =:)). Но от хорошего отвыкать не хочется. Остаётся надеяться, что в новых прошивках как-то смогут придумать, как фотографам получить быстрый и удобный доступ к настройкам экспокоррекции.

И ещё один момент я бы тут добавил. Если говорить про сценарии использования поправки экспозиции, то лично у меня чаще всего возникает необходимость в этой настройке когда я снимаю сцены с большим перепадом яркостей. То есть, когда, например, хочется спасти яркое небо или вытянуть тёмные тени. Но с новыми камерами FUJI я стал замечать, что крайне редко использую эту функцию. Во-первых, потому что экспонометрия у последних моделей довольно точная. А во-вторых - отлично работает система расширения динамического диапазона (DD) и в результате часто ничего и вытягивать-то не нужно!

Это я не к тому, что, дескать, колесо экспокорреции убрали, и вот оно уже не и нужно. Как и многие фудживоды, я тоже считаю "никоновское" управление поправкой экспозиции довольно неудобным. Но сам инструмент стал реже использоваться и поэтому отсутствие отдельного колёсика экспокоррекции - это грусть, конечно, но не ужас-ужас-ужас, как я читал в комментариях. =:)

Ну и справедливости ради, должен сказать, что и грусть уйдёт, если хорошенько разобраться с алгоритмом работы кнопки "+/-". Всё дело в том, что она может работать "по-никоновски", как я описал выше. Но может быть настроена и на другой режим работы. Вот в нём - достаточно просто один раз нажать кнопку "+/-" и заднее колесико превращается в диск экспокоррекции! Причём оно продолжает работать в этом режиме даже если камеру выключить и снова включить! То есть, на самом деле, решение отсутствия выделенного колёсика поправки экспозиции довольно элегантное и в чём-то даже более удобное, чем то, что мы "потеряли". =:) Как говорится - читайте инструкцию, друзья. =:)

Из заметных минусов эргономики стоит, пожалуй, упомянуть только про дублирующую кнопку спуска затвора, расположенную на батарейном блоке. Она очень лёгкая (как и основная, разумеется) и расположена в таком месте, где на неё постоянно нажимаешь ладонью при переноске камеры. Так что, либо эту кнопку надо блокировать на время переноски камеры (отдельным рычажком "Lock", который отключает управление с батарейного блока), либо фотографировать без батарейного блока. Многие упомянули про эту кнопку, так что, думаю, инженерам придётся поломать голову над решением проблемы.

Кстати, говоря про батарейный блок нельзя не упомянуть то, что пользоваться камерой с ним - одно удовольствие. Он тоже очень ухватистый, ладно лежит в руке и при съёмке в вертикальном положении дублирующие кнопки столь же удобны, как и основные. Мало того, есть ещё один приятный момент: если приобретаете камеру вместе с батарейным блоком, то в комплекте сразу уже идёт 3 аккумулятора! Снимать не переснимать!

IBIS


Модуль IBIS камеры X-H1

Про IBIS. Ответ на главный вопрос: работает! Да ещё как работает!


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/13 | 1" | с рук


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/9 | 1" | с рук


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/5.6 | 1" | с рук


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/22 | 2" | Станислав Васильев с рук снимает сэлфи в витрине на выдержку не то 4, не то 6 секунд


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/6.4 | 1/2 | с рук

Скажу честно, до недавнего времени я довольно скептически относился ко всяким системам стабилизации. Логика была такая - да, стабилизация помогает устранить небольшие колебания, это очень полезно на длиннофокусной оптике, но для обычных фокусных расстояний какие могут быть сценарии использования камеры с IBIS? Снимать при недостатке освещения? Репортаж в сумерках или в полутёмном помещении? Ну, так, фон можно получить резким, но люди-то будут смазанными! Они ходят, шевелятся, дышат в конце концов. Не репортаж? А что тогда? Пейзажи и видовые фото в режимное время? Но тут выдержка часто уже 1/10, 1/5, 1/2 или даже секунда-две. Стабилизатор такое не потянет, надо всё равно брать штатив. Вот и думал я, что технологии IBIS - это круто, но не совсем понятно где применимо. Кроме, разве что, видео, но про это будет отдельный разговор.

А когда попробовал X-H1 в деле, то понял, что стабилизатор - очень крутая штука. Можно снимать на длинных выдержках с рук. Например, у меня без подготовки получилось снимать на выдержке в 1 секунду. 2-секундные выдержки тоже можно освоить, но надо приноравливаться. Можно замахнуться и на 4 секунды, но тут надо подумать как правильнее камеру держать, как самому стоять и не дышать и всё такое прочее. У моего коллеги Стаса Васильева получилось сделать несмазанный кадр с рук на выдержке аж в 8 секунд! Совершенно фантастический результат, как по мне! То есть, по большому счёту, это означает, что штатив можно оставить дома.

Видео

Про видео. Тут много всяких вкусных плюшек досталось камере от инженеров.


Думаю, если представить себе X-H1 как инструмент оператора, то многое встаёт на свои места: отсутствие колеса экспокоррекции (для видео оно не так нужно), дополнительный верхний дисплей (для контролирования параметров сверху и когда камера выключена), тач-скрин на откидном дисплее (удобная настройка параметров видеосъёмки), высокое качество видео, F-Log, тайм-код, ETERNA и многое другое. Вот оно! Относительно недорогое и очень качественное решение для съёмок видео.

Фото

Начинка X-H1 , ответственная за фотосъёмку, точно такая же, как и у X-T2. Качество фотографий получается абсолютно таким же.


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/9 | 1/1500


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/2.8 | 1/1250


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 5000 | f/2.8 | 1/80


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 45.5 мм | ISO 800 | f/9 | 1/420


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/8 | 1/2


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/11 | 1/15


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/14 | 1/15 | ETERNA


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 18.2 мм | ISO 3200 | f/2.8 | 1/25


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 200 | f/4 | 1/3800


XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR | 400 мм | ISO 800 | f/8 | 1/1250


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 1600 | f/2.8 | 1/80


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 22.7 мм | ISO 800 | f/2.8 | 1/125


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/8 | 1/2500


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/13 | 1/400

Однако, в этой части не обошлось без сюрпризов. Например, на таком же железе автофокус X-H1 работает ощутимо быстрее и он более цепкий, чем у X-T2. Особенно это заметно в следящем режиме и при работе с большими зумами, типа 100-400.

Пока на этом всё, пожалуй. Быстрое знакомство с камерой показало, что это очень интересное решение для тех, кто хочет иметь серьёзный инструмент как для фото, так и для видео. Дальше будем посмотреть, как говорится. Пишите свои вопросы в комментарии, постараюсь ответить на всё, что упустил в этом кратком обзоре.

Fujifilm X-H1 был анонсирован совсем недавно - 15 февраля, и уже на следующий день у нас появилась возможность познакомиться поближе и с самим фотоаппаратом, и даже с его создателями на крупном мероприятии в честь появления новинки. Этот обзор - первый взгляд.

У нас вышел более полный обзор FUJIFILM X-H1 в формате .

Мы хотим обозначить основные сильные стороны камеры, рассказать о первом субъективном опыте съёмки. Однако совсем скоро фотоаппарат появится у нас на длительном тесте в формате «Неделя с экспертом», где мы изучим его более детально. Интересующие вас вопросы вы можете задать уже сейчас в комментариях.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/120 с, 120.0 мм экв.

Название… Откуда взялась буква H? Многие коллеги предполагали, что это от слова Hybrid: новинка куда лучше остальных фотокамер Fujifilm приспособлена для видеосъёмки. Однако в официальной презентации на первом месте стоит вовсе не «гибридный» характер Fujifilm X-H1, а High Performance for Professionals (высокая производительность для профессионалов). Так что позиционирование этой модели - не только и не столько видеосъёмка, а высокая производительность во всех направлениях. Это будущая новая линейка, выпущенная «поверх» существующей X-T.

Конструкция и дизайн

Ориентация на профессионалов сегодня большинством производителей камер понимается практически одинаково. Как ни крути, а создатели беззеркалок, кажется, сдались в стремлении влюбить весь мир в компактность и лёгкость. Во всяком случае, с про-сегментом ожидания не оправдались. Поэтому Fujifilm X-H1 обзавёлся более массивным корпусом с крупной, ухватистой рукояткой. Толщина стенок магниевого корпуса была увеличена на 25%, внутри появились специальные рёбра жёсткости.

Нет, фотоаппарат не стал противоударным, хотя определённую защиту от неаккуратного обращения получил. Укрепление корпуса нужно прежде всего для использования с новыми массивными объективами. Совсем скоро ожидается большой и тяжёлый по меркам системы XF200F2, а пока анонсированы и в июне появятся в продаже «киношные» объективы FUJINON MKX18-55mmT2.9 и FUJINON MKX50-135mmT2.9 (о них мы поговорим позже).

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/210 с, 120.0 мм экв.

Задняя панель опять же несёт на себе отпечаток наследия профессиональных зеркалок. В зоне действия большого пальца - джойстик для прямого выбора точки автофокуса, крупные кнопки AF-L и AE-L, многофункциональный навипад, кнопка вызова экранного меню Q и кнопка DISP. Лаконично, но всё на своих местах.

Со столь полюбившимся многим диском установки экспокоррекции разработчики попрощались. Возможно, также был учтён опыт профессиональных зеркалок, где подобный диск отсутствует. Зато здесь есть кнопка экспокоррекции на верхней панели. А место диска поправки экспозиции досталось шикарному информационному дисплею (и опять аналогия с «зеркальным» про-сегментом).

На радость любителям системы, квазимеханические барабанчики установки светочувствительности и выдержки остались нетронутыми. Режимы работы затвора и экспозамера по-прежнему выбираются отдельными селекторами, а режимы фокусировки - небольшой «крутилкой» на передней панели. Традиции - это святое.

Переработке подверглось и покрытие камеры. Оно стало толще и теперь насчитывает целых три слоя. Винтажные потёртости смотрятся стильно, но металлический корпус всё же нужно защищать от окисления.

От попадания пыли и влаги умную электронику и точную механику спасают в общей сложности 94 точки уплотнения (посчитано для камеры и батарейной ручки). Морозостойкость новинки заявлена до -10 градусов.

Отметим новую конструкцию кнопки спуска. Она очень мягкая и лёгкая, а также лишена «дна». То есть после полунажатия кнопка спускает затвор раньше, чем палец упрётся в ограничитель. Непривычно, но через пару часов съёмок адаптируешься. Полунажатие вообще мгновенное. Только коснулся кнопки, и камера уже фокусируется. В общем случае такое решение снижает риск смаза.

Из интересных особенностей, про которые нам рассказывали, но которые нельзя увидеть в магазине, нужно отметить увеличенную площадь медной пластины-радиатора, расположенной за блоком матрицы. Это сделано для 4К-видеосъёмки.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro УСТАНОВКИ: ISO 3200, F5.6, 1/80 с, 120.0 мм экв.

А для фотографов важен амортизатор, который механически развязывает блок затвора и корпус. Затвор работает потрясающе тихо, почти беззвучно, не создаёт вибраций. Впрочем, электронный затвор здесь также имеется.

Новая камера была анонсирована на прошлой неделе и очень скоро поступает в продажу. Чем новинка лучше уже проверенного временем флагмана ? Разберем основные различия.

Стабилизация изображения. X-H1 - это первая камера семейства Fujifilm X со встроенным стабилизатором (IBIS). В рабочем состоянии матрица постоянно «подвешена» на магнитах и смещается по 5 осям для компенсации смещения камеры. Возможна совместная работа с оптическим стабилизатором в объективе - это будет актуально для длиннофокусных объективов, смещение которых плохо компенсируется одной только матрицей. Эффективность, по заявлениям Fujifilm, составляет 5 ступеней экспозиции - и первые тесты предпродажных образцов это подтверждают. При использовании со стандартным - возможно и все 5.5 ступеней.

Добавление внутрикамерного стабилизатора не такая простая вещь, как может показаться: при жесткой фиксации матрицы до нее практически не доходит вибрация от срабатывания затвора. Однако, если матрица находится в подвешенном состоянии, она становится значительно более чувствительной к подобным вещам. Известно, что щелчок затвора у ряда камер (других производителей) вызывает микросмаз и не позволяет достичь идеальной резкости, даже при очень коротких выдержках. Поэтому инженеры Fujifilm использовали амортизационный подвес для блока затвора: он крепится на 5 пружинах, которые работают в качестве виброгасителей. Подобная конструкция позволяет снизить влияние удара затвора до едва заметного уровня, хотя и не исключает его полностью. По данным Fujifilm , при использовании механического затвора X-H1 может терять до 11% детализации (у других камер потери могут достигать 20% и более) - компания не просто так отказывалась от использования внутрикамерной стабилизации ранее. Для абсолютного спокойствия можно использовать «электронную переднюю шторку» затвора - в этом случае матрица начнет экспонироваться без предварительных движений. В то же время, это позволит избежать эффекта «желе» («rolling shutter») или полос от ламп искусственного освещения - обычных артефактов для полностью электронного затвора. У X-T2 матрица жестко фиксирована на материнской плате, поэтому небольшая вибрация от щелчка затвора на ней не сказывается никак, режима электронной передней шторки у X-T2 нет.

Корпус. Здесь много заметных изменений. Инженерам Fujifilm нужно было где-то разместить описанные выше модули (магнитный подвес матрицы и пружинный подвес затвора), поэтому его пришлось сделать выше и толще. Аналогичные изменения были, например, и у камер Sony: от первого поколения к третьему растет все больше и больше. Fujifilm заявляет, что толщина стенок корпуса повышена на 25%, но это не всё: вокруг байонета и в некоторых других местах передняя панель усилена дополнительными ребрами жесткости, которые предотвращают люфт и искривление корпуса при использовании тяжелой оптики. Компания планирует выпускать новые тяжелые объективы, будет весить около 2 кг, поэтому дополнительная жесткость не будет лишней. Наконец, у X-H1 увеличена площадь теплоотводящей поверхности корпуса, благодаря чему камера меньше перегревается - например, при записи видео в 4K. Утолщение корпуса было использовано с пользой для эргономики: на верхней панели появился вспомогательный ЖК-экран с наиболее важными параметрами съемки (потребляет мало энергии, удобен для съемки в темноте - есть подсветка). Выступ батарейного отсека стал более выраженным, теперь не требуется приобретать дополнительные рукоятки-«хваты». Оборотной стороной процесса стало повышение веса камеры примерно на 170 г (это заметно) и исчезновение диска компенсации экспозиции (его функционал можно назначить на передний или задний диск управления). Как и X-T2, X-H1 надежно защищена от пыли, брызг и мороза: можно снимать при температуре до -10°. Для съемки в тяжелых погодных условиях обратите внимание на объектив: он обязательно должен иметь буквы WR , иначе он может протечь сам и закоротить камеру, да и через байонетное соединение смогут проникнуть и пыль, и жидкость. У X-H1 также повышена сопротивляемость лакокрасочного покрытия к царапинам: у предыдущих камер Fuji она составляет 4H (примерно соответствует автомобильной краске), у Fujifilm X-H1 - 8H.

Схема герметизации Fujifilm X-H1 с батарейным блоком

Немного изменено расположение кнопок на задней панели: кнопка AF-L заменена на AF-ON и перенесена ближе к видоискателю, подолгу держать на ней палец теперь удобнее. Справедливости ради, у X-T2 кнопку AF-L (блокировка автофокуса) также можно было переназначить на AF-ON (включение автофокуса), просто теперь для этого не надо погружаться в меню. Кнопка AF-ON нужна при съемке с спорта и аналогичных сложных сюжетов: когда вы делаете кадр или серию, вы зачастую полностью отпускаете кнопку спуска затвора, что приводит к выключению автофокуса. Камера перестает следить за объектом, а при повторном нажатии, скорее всего, начнет вести уже что-то другое - если перед вами не один, а несколько постоянно перемещающихся и перекрывающих друг друга объектов, навестись на нужный бывает довольно непросто. Постоянное нажатие AF-ON, как кнопки, не связанной со спуском затвора, позволяет непрерывно удерживать объект в фокусе - во всяком случае, пока с этим справляется автоматика камеры.

Автофокусировка у X-H1 использует ту же раскладку из 325 точек фокусировки, 169 из которых работает с определением фаз, а остальные - только с определением контраста. Зона покрытия фазовой фокусировки осталось той же самой: 50% кадра по горизонтали и 75% кадра по вертикали. Это не очень много по меркам 2018 года: у давно вышедшего фазовые точки покрывают всю ширину видоискателя, а у покрыта практически вся площадь, как по горизонтали, так и по вертикали. Но положительные подвижки есть: у X-H1 повышена чувствительность фазовых точек при слабом освещении: до -1 EV. Это соответствует чувствительности Sony A6500, но заметно уступает современным зеркальным камерам (-3 EV у Nikon D500, -4 EV по центральной точке). При съемке на улице ночью, на концерте, в церкви и в других подобных ситуациях X-H1 будет работать намного быстрее X-T2, но лучшим «зеркалкам» он будет уступать. X-T2 c последними обновлениями прошивки (недавно вышла версия 3.00) также стал фокусироваться лучше, чем год назад (в основном, за счет обновления алгоритмов слежения и повышения скорости контрастной фокусировки), но превзойти аппаратные ограничения только за счет обновлений невозможно. С другой стороны, несмотря на перечисленные ограничения, X-T2 успешно используется многими фотографами для спорта и других сюжетов, требующих быстрой реакции камеры. Фокусировка во многом зависит от используемого объектива. В системе Fuji можно придерживаться одного простого правила: если у объектива есть буквы LM в названии, он точно будет фокусироваться быстро. Если нет, то надо смотреть индивидуально. Например, последние миниатюрные объективы, такие как , фокусируются практически мгновенно и без LM привода. Более «светлые», такие как или , вероятно, тормозит больший вес линз, хотя здесь тоже многое зависит от модели камеры и условий съемки.

Вернемся к эргономике, здесь есть еще несколько интересных деталей. Прежде всего, сенсорный экран , который позволяет управлять фокусировкой, быстро перемещаться по меню и незаметно спускать затвор. Удобная вещь для уличной фотографии и всех видов съемки с использованием штатива, от пейзажа до «предметки» и макро. Часть экрана можно использовать в качестве тачпада для перемещения точек автофокуса, хотя это вряд ли будет актуально - ведь для этого есть удобный джойстик. По остальным характеристикам экран остался таким же.

Большое значение для любого фотографа имеет качество видоискателя - и здесь у X-H1 есть положительные сдвиги. Прежде всего, приблизительно на 50% повышено разрешение: с 2.4 до 3.7 млн. точек. Примерно в 2 раза ускорена работа датчика глаза, который переключает вывод данных с большого дисплея на видоискатель и обратно. В 1.6 раз повышена максимальная яркость. Скорость обновления и задержка осталась той же, что и у X-T2 в формированном режиме: прибл. 100 Гц, 5 мс. Новый режим «Natural Live View» позволяет увидеть изображение максимально близко к тому, как его можно было бы наблюдать через оптический видоискатель, с нейтральными цветом и низкой контрастностью. В сети гуляло много слухов о якобы полном отсутствии «блэкаута» (затемнения при срабатывании затвора) у новой камеры, но, с учетом того, что матрица и процессор используются те же, да и весь процесс получения изображения ничуть не изменился, реализоваться этим слухам не из чего.

Еще одним небольшим изменением стало изменение кнопки спуска затвора : во-первых, она больше не совместима с механическими спусковыми тросиками. Это, вероятно, связано с внутренними изменениями: в X-H1 применяется чувствительная пластинчатая пружина, не имеющая жесткого ограничителя хода - это позволяет спускать затвор без сотрясения камеры: еще один шаг в борьбе с микросмазом. При серийной съемке добавлено обнаружение мерцания : камера автоматически подстраивается под яркую фазу работы источников искусственного освещения.

На этом можно закончить с описанием изменений для фотографов: как видите, их достаточно много. Перейдем к видео : здесь изменения не менее значительные. Во-первых, большое влияние оказывают уже описанные нововведения: встроенная оптическая стабилизация и сенсорный экран. Fuji X-H1 позволяет достичь приемлемого уровня плавности видеоряда при съемке с любым объективом, независимо от того, есть у него собственный стабилизатор (OIS) или нет. Хотя внутрикамерная стабилизация, конечно, не может сравниться в эффективности со специализированными электронными стедикамами, ее присутствие позволяет в ряде случаев отказаться от этих дополнительных устройств - и для экономии бюджета, и для сохранения малозаметности (для журналистики и документального кино это может быть важно).

На момент выхода Fujifilm X-H1 предлагает один из лучших функционалов для съемки видео, уступая только Panasonic GH5 / GH5S. Она поддерживает UHD 4K (16:9) и Cinema 4K (17:9) режимы (до 30p и 24p соответственно), при 4K съемке применяется небольшой кроп-фактор: 1.17х. Full HD записывается без кропа, со скоростью до 120 кадров/с. Съемка на карты памяти возможна с 3 вариантами сжатия: 200, 100 или 50 Мбит/с. При использовании внешнего рекордера доступен «чистый» HDMI c цветовой субдискретизацией 4:2:2 (8 бит), на карту памяти записывается только 4:2:0 8 бит - до Panasonic GH5, с его внутренней записью 10 бит 4:2:2, конечно, далеко. Как объясняют представители Fujifilm, внедрение 10-битной технологии обработки видео потребовало бы применение электроники принципиально другого класса, что значительно увеличило бы цену камеры и сделало бы ее менее привлекательной для фотографов (которым этот функционал не требуется). Очевидно, Fujifilm в данный момент больше ориентируется на универсальность в сочетании с относительной доступностью, и поэтому пока не хочет рисковать с дорогостоящими нишевыми моделями для профессионального видео (хотя работа в этом направлении, очевидно, ведется). Если сравнивать с остальными фотоаппаратами, часто применяющимися для видеосъемки (Sony, Canon) - то 8 бит - это на общем уровне. Благодаря битрейту 200 Мбит/с можно получать видео с достаточно низким сжатием, без артефактов и с хорошей детализацией. Повышено качество записи звука: в X-H1 применяется 24-битное сэмплирование против 16-битного у X-T2. К сожалению, отсутствует шаблон «зебра» (есть только штатное предупреждение о засветке, чувствительность которого не настраивается) и другие продвинутые инструменты мониторинга (осциллограф, вектороскоп). По словам разработчиков Fujifilm, это связано с тем, что из процессора и так уже выжат максимум возможностей (демозаика сенсора X-Trans требует больших аппаратных затрат по сравнению с демозаикой обычного сенсора Байера). Добавление второго процессора или более мощной модели, в свою очередь, привело бы к необходимости дополнительного охлаждения, а форм-фактор таких камер не предполагает установку больших радиаторов, и это ведет за собой очередное удорожание конечного продукта. Иными словами: это не умышленное, а вынужденное ограничение.

X-H1 позволяет записывать более длинные видеоролики: для 4K предельное время записи составляет 15 минут против 10 у X-T2. При подключении батарейной рукоятки обе камеры могут записывать до 30 минут видео (на карту памяти), - это ограничение связано с таможенным декларированием. Всё, что может записывать дольше, идет в разряд видеокамер, пошлины на которые выше. При работе с внешним рекордером длительность записи не ограничивается. В режиме видео доступны специальные скорости затвора 1/24, 1/48, 1/96, 120 и 1/240 с, то есть вы сможете использовать классические углы затвора 360°, 180° или 90°. Чтобы не перенастраивать камеру при переходе от фото к видео и обратно, можно использовать функцию «бесшумного управления» (Movie Silent Control), которая отключает диски на верхней панели камеры, но зато сохраняет все сделанные в ней настройки при выходе и возвращении обратно.

Фокусировка при записи видео у X-H1 стала лучше, причем это касается и ручного, и автоматического режимов: в автоматическом помогает повышенная светочувствительность фазовых датчиков (Fujifilm заявляет, что они будут работать даже при F11), а в ручном режиме появился новый «линейный» механизм работы фокусировочного мотора. Это означает, что электронный привод фокусировки (который применяется во всех объективах Fujifilm X), будет работать примерно также, как и механический - поворот кольца на определенный градус будет всегда означать перевод фокуса на одну и ту же дистанцию, независимо от скорости поворота. Это значительно облегчает использование оптики Fujifilm X с механизмами follow focus, и фокусировку при съемке видео в целом.

Видео «Caged Birds» наиболее интересно тем, что снято на внутреннюю память X-H1 (в режиме F-Log),
с использованием обычных фотообъективов: XF 16-55mm F2.8, XF 18mm F2, XF 56mm F1.2 и XF 90mm F2

Цвета и динамический диапазон при видеосъемке. Х-Н1 первой из камер Fujifilm предлагает режимы расширенного динамического диапазона при съемке видео: 200% и 400%. Гамма F-Log теперь доступна при записи на карту памяти, у Х-Т2 она была доступна только по HDMI (низкая контрастность F-Log обеспечивает дополнительные возможности для постобработки). К сожалению, при записи c F-Log нет возможности загружать и применять так называемые LUT-профили, которые дают оператору предварительное представление о готовом результате (подобное доступно только у Panasonic GH). Зато добавлен интересный режим имитации кинопленки Eterna. Новая «пленка» отличается сдержанными цветами, плавной кривой контрастности, широким динамическим диапазоном (эквивалент 12 ступеней), но в то же время глубокими тенями и насыщенными темными тонами. Eterna обеспечивает определенный запас для последующего «грейдинга», но при этом может использоваться как есть, прямо из камеры. Эта пленка доступна и в фоторежиме. Появится ли она в будущем у Fuji X-T2, с очередным обновлением прошивки, - вопрос открытый.

Итак, стоит ли Fujifilm X-H1 тех денег, которые разделяют его с X-T2 (20 000 руб. на момент анонса)? Вопрос, прежде всего в том, насколько вам нужна внутрикамерная стабилизация и запись видео? Если ваша работа подразумевает постоянное использование штатива или коротких выдержек, то большого смысла в новом стабилизаторе нет, тем более что длиннофокусные объективы Fujifilm и так оснащаются собственным стабилизатором OIS. Если же вам бывает нужно сделать снимок при очень тусклом свете без вспышки и сильных шумов (например, типичный портрет при венчании или крещении в церкви), или сделать с рук эффектное фото с проводкой - X-H1 подходит для этого лучше. Камера стала крупнее, что с одной стороны, улучшает эргономику, а с другой - увеличивает вес. X-H1 лучше подходит на роль универсального «комбайна» для фото и видео - хотя X-T2 с внешним стабилизатором и рекордером обеспечит ровно то же качество, что и X-H1 с внешним стабилизатором и рекордером, но X-H1 дает больше возможностей при съемке без этих дополнительных аксессуаров, налегке и без привлечения лишнего внимания на улице. Кроме того, улучшился автофокус при недостаточном освещении, видоискатель стал более четким, сенсорный экран облегчает и ускоряет передвижения по меню и галерее снимков. Так что, да, в большинстве случаев Fuji X-H1 оправдывает свою разницу в цене. И как система в целом, это один из сильных вариантов для профессионального фотографа: благодаря концентрации на APS-C формате, благодаря отсутствию собственного «полного кадра», у Fujifilm нет разделения между дешевыми, маленькими и вообще посредственными объективами как бы «любительского» сегмента и хорошими, но очень дорогими и тяжелыми «профессиональными» полнокадровыми линзами. Вес камеры, взятый сам по себе, имеет мало значения, но если брать камеру с объективом, камеру с набором оптики или две камеры с набором оптики (типичная ситуация для фотографа «на все руки», в особенности на свадьбе или аналогичном мероприятии) - то здесь и вес, и размеры, и цена уже начинают иметь значение. В целом, Fujifilm X-H1 выглядит как интересная камера для профессиональных фотографов и увлеченных энтузиастов. Это «дорогой кроп», но кроп быстрый, продуманный, малошумный и с превосходной передачей цвета.


Цена X-H1 Body: 129 999 руб.
Цена комплекта X-H1 Body с батарейным блоком VPB-XH1: 149 999 руб .*

* В комплекте с батарейным блоком VPB-XH1 также идут 2 оригинальных аккумулятора Fujifilm NP-W126S.

Международный старт продаж: 1 марта 2018 года. С 1 марта камера также появится в программе
До 25 марта действует акция: при покупке X-H1 с объективами XF16-55mm F2.8, XF50-140mm F2.8 или XF100-400mm F4.5-5.6.

Приложение: образцы снимков (1/4 от полного разрешения)

XF90mmF2 R WR, 90 мм, ISO 200, 1/500 с, F2.0, Dynamic Range: 100%, WB AUTO, Velvia, Lens Modulation Optimizer: OFF

XF10-24mmF4 R OIS, 11.5 мм, ISO 800, 1/160 с, F5.0, Dynamic Range: 100%, WB AUTO, Provia, Lens Modulation Optimizer: OFF

XF50-140mmF2.8 R LM OIS WR, 102.2 мм, ISO 8000, 1/1600 с, F3.2, Dynamic Range: 100%, WB AUTO, Provia, Lens Modulation Optimizer: OFF

XF16-55mmF2.8 R WR, 16 мм, ISO 1600, 13 с, F2.8, Dynamic Range: 100%, WB AUTO, Astia, Lens Modulation Optimizer: OFF

XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR, 400 мм, ISO 1600, 1/60 с, F5.6, Dynamic Range: 100%, WB AUTO, Acros, Lens Modulation Optimizer: OFF

7.8

Дизайн

9.0/10

Качество фотографий

8.0/10

Эргономика

8.0/10

Функциональные возможности

7.0/10

Цена/качество

7.0/10

Плюсы

  • Внешний вид
  • Фирменные технологии
  • Объектив
  • Качество фотографий

Минусы

  • Автофокус

Fujifilm - очень необычный фотопроизводитель. Если в сегменте «мыльниц» он выпускает среднестатистические камеры, которые почти не отличаются от коллег по классу, то более продвинутым фотографам постоянно норовит предложить нечто эдакое. Так повелось еще в «нулевые» года, когда инженеры брали корпуса от фотоаппаратов Nikon и вставляли в них свои необычные матрицы (а именно разработкой этого компонента компания и славится). Получался странный гибрид - вроде бы Nikon, оптика и аксессуары от него же, но совсем иное качество снимков. Не случайно у Fujifilm была армия преданных фанатов, которая покупала только камеры этой марки, причем это было не подразделение «никонистов», а особый класс фотографов.

Зеркальный проект в Fujifilm из-за невозможности развивать дальше сенсор CDD закрыли и перешли на CMOS, а заодно и на беззеркальные камеры. Отказались от сотрудничества с Nikon - сегодня корпуса и оптику «Фуджи» делает сама. Первой ласточкой новой эры стал аппарат X100, который сразу показал серьезность намерений компании. Принципиально новый тип матрицы, хорошая оптика, ретродизайн, продвинутая система управления, уникальный гибридный видоискатель. Правда, высокая стоимость и несменный объектив с фиксированным фокусным расстоянием превратили камеру в нишевый продукт, который интересен только ограниченной группе фотографов.

Однако уже следующие релизы были направлены на широкую аудиторию. Fujifilm X10 -из них. Это один из трех аппаратов, созданных на базе матрицы EXR CMOS размером 2/3 дюйма по диагонали. О просьюмерке X-S1 мы уже рассказывали, еще в эту компанию входит компакт XF1. По меркам остальной техники серии X эти аппараты относительно доступны, при этом могут предложить интересные технологии и дизайн.

Fujifilm X10 - лидер этой троицы. Он попадает в класс, который в фотомире принято называть «продвинутые компакты», то есть аппараты с весьма небольшими габаритами, несменной оптикой и скромной по размерам матрицей, но обладающие функциональными возможностями на уровне зеркалок. Несмотря на активное наступление беззеркалок, дешевые модели которых выступают в этой же ценовой категории, продвинутые компакты не сдают своих позиций, в том числе благодаря таким камерам, как X10.

Технические характеристики

Класс: продвинутая компактная камера.
Матрица: CMOS 2/3", 12 мегапикселей.
Стабилизация: есть, оптическая.
Автофокусировка: контрастная.
Объектив: несменный, 28-112 мм f/2-2,8.
Формат фотографий: RAW, JPG (максимальное разрешение 4000×3000).
Формат видео: MOV(H.264) 1920×1080@30p.
Диапазон чувствительности: ISO 100-3200, возможно расширение до 12 800 со снижением разрешения.
Диапазон выдержек: 30-1/4000 c.
Скорость серийной съемки: до 10 кадров в секунду (с ограничениями).
Объем буфера: 7 снимков JPEG.
Встроенная вспышка: есть.
«Горячий башмак»: есть.
Видоискатель: дальномерный.
Экран: диагональ 2,8 дюйма, разрешение 460 000 пикселей.
Память: SD.
Аккумулятор: NP-50, 940 мА·ч.
Размеры: 117 × 70 × 57 мм.
Вес: 350 грамм.

Корпус, внешний вид

Дизайн - вот конек всех аппаратов серии X. По большому счету моду на ретродизайн как раз и ввела Fujifilm, стилизуя свои камеры под дальномерки. Для аутентичности тут есть все - каучуковый материал, повторяющий отделку камер прошлого, пропорции и габариты, словно списанные с «Лейки», большое количество механических органов управления. В итоге X10 - камера, которой можно долго любоваться и которая своим внешним видом не надоедает. Дизайн на функциональную составляющую никакого влияния не оказывает, но эмоций от использования камеры добавляет. Правда, похвастаться цветовым разнообразием X10 не может. Инженеры Fuji словно перефразировали известную реплику Генри Форда: ваш аппарат может быть любого цвета, если этот цвет - черный.

Размеры X10 - предмет спора. Камера, конечно, не громоздка, но и не так компактна, как можно на то надеяться. Рассчитывать, что аппарат влезет в любой карман, не приходится, и какой-то чехольчик для него предусмотреть необходимо. Вес 350 грамм, по меркам класса, тоже не самый маленький. С другой стороны, если противопоставлять X10 зеркальным камерам, то выигрыш в размерах и весе налицо. Не случайно X10 часто используют в качестве второй прогулочной камеры профессиональные фотографы, у которых есть набор техники, но которым в некоторых ситуациях хочется поснимать чем-то компактным.

Габариты чуть больше обычного благоприятно сказались на хвате. Несмотря на очень скромный прилив под правую руку, аппарат ложится в нее без проблем и не стремится выскользнуть. Съемка одной рукой трудностей не вызывает, даже несмотря на не самый малый вес.

Серия X у Fujifilm считается элитной, поэтому даже младшие ее представители могут похвастать хорошими материалами и качеством сборки. Корпус - металлический, центральная часть покрыта приятным руке материалом, это добавляет аппарату солидности. Еще корпус радует тем, что не пачкается и не накапливает отпечатки пальцев. Правда, некрашеные металлические части (это верхняя и нижняя панели) на ура царапаются (особенно штативом), а каучуковый материал от жирных рук может со временем стать скользким. Это не минусы корпуса, а предостережение владельцам: если аппарат хорошо собран, это не значит, что к нему можно относиться без аккуратности.

Эргономика, органы управления

Одним из прорывных решений Fujifilm X100, выделивших камеру среди конкурентов, стала необычная система управления экспозицией. У камеры не было не только диска выбора режимов - не было даже самих режимов, зато были механические переключатели выдержки и диафрагмы, на которых было положение авто. Очень оригинально и очень удобно. Увы, в младших моделях линейки инженеры обошлись без такого нестандартного хода. Единственный параметр, который остался на механическом диске, - настройка экспокоррекции, хотя этот прием по части именно экспозиции у производителей фотоаппаратов уже стал популярным, тут X10 не выделяется. Но в целом модель подтверждает статус продвинутого аппарата. Система управления весьма развита и изобилует механическими элементами. В настройке некоторых параметров X10 оказывается удобнее любительских зеркалок.

Верхняя панель предельно плотно скомпонована. Помимо выскакивающей встроенной вспышки тут есть «горячий башмак» для внешней, диск выбора режимов, кнопка спуска, диск коррекции экспозиции, а также настраиваемая функциональная клавиша. Обращает на себя внимание, конечно, кнопка спуска, в которой сделана резьба для тросика. Причем, кстати, это не только винтаж - тросик можно использовать для дистанционного спуска, хотя этот элемент все-таки дань дизайну и аутентичности: в наше время ИК-датчиков и беспроводных соединений есть более удобные способы дистанционно отдавать команды аппарату.

Отметим и кнопу Fn, которая на верхней панели оказалась очень к делу. Несмотря на то что сама кнопка очень маленькая, нажимать на нее удобно. По умолчанию клавиша меняет ISO, но по желанию владельца ее можно перенастроить на другие параметры, например смену формата и размера снимков, выбор динамического диапазона или типа моделирования пленки.

Задняя панель представляет собой образец упорядоченности. Инженеры Fujifilm использовали уже, казалось бы, забытый прием - размещение кнопок в вертикальной колонке слева от экрана. Кнопки тут отвечают за просмотр фотографий, настройку типа экспозамера, типа автофокуса, а также баланса белого. Сами кнопки тоже довольно небольшие (хотя куда больше клавиши Fn), но нажимать на них удобно. Секрет, видимо, в большом расстоянии между самими кнопками. Даже люди с большими пальцами не попадают на две клавиши одновременно.

Для большого пальца справа от экрана предусмотрена прорезиненная парковочная площадка, правда, очень маленькая, палец на ней полностью не помещается, что, впрочем, совершенно не напрягает. Чуть левее этой площадки находится первое управляющее колесико, которое выполняет свои традиционные функции - настраивает выдержку и диафрагму. Любопытно, что колесико не только поворачивается в две стороны, но на него можно нажать и оно сработает как кнопка. Пригодится это в мануальном режиме: сначала установил нужное значение выдержки, нажал на колесико и можно его крутить для выбора диафрагмы. Притом что второе колесико у X10 тоже есть, такой способ с нажатием кажется более удобным: просто второе колесико имеет свои недостатки, а пользоваться верхним удобно без всяких оговорок.

Три одинаковые по форме кнопки расположены вокруг псевдонавипада. Верхняя отвечает за блокировку автофокуса и экспозиции, причем этот момент настраивается - блокировать можно как отдельно автофокус или экспозицию, так и оба параметра сразу. Клавиша DISP.BACK отвечает за настройку дисплея во время съемки и просмотра, а также отменяет введенные значения при настройке. Кнопка RAW имеет сразу несколько функций. Как нетрудно догадаться из названия, с помощью нее можно однократно включить съемку в «сыром» формате, но у нее есть куда более интересная функция - этот орган управления активирует легкое меню, в котором можно оперативно настроить многие параметры. Причем логика настройки предполагает именно оперативность. Выделив раздел, не нужно нажимать клавишу OK для подтверждения, можно сразу же крутить любое из колесиков и менять значение.

Псевдонавипад, наверное, единственный не очень удобный орган управления X10. Причем не сам он, а второе колесико, которое с ним совмещено. Колесико настолько тонкое, что крутить его большим пальцем долго просто невозможно. У автора материала, сколько он ни старался, сделать больше трех оборотов подряд не получалось, потом палец соскакивал и просто нажимал на одну из кнопок. Обычно пользоваться колесиком для пролистывания фотографий и настроек удобнее, но в случае с X10 лучше использовать обычные боковые кнопки псевдонавипада. На них, кстати, разместились также дополнительные функции: настройка режима работы затвора, активирование макро и супермакро, настройка вспышки и автоспуск.

Центральная клавиша псевдонавипада служит для перехода в основное меню. На передней панели есть только один переключатель, но довольно важный. Он меняет тип фокусировки - покадровая, следящая или ручная. Кроме того, спереди расположен диод подсветки автофокуса, который очень помогает при фокусировке в темноте. Два скромных разъема (USB и HDMI) расположены на правой панели, а вот карта памяти переехала в один отсек с батареей, внизу камеры.

Внимательный читатель наверняка заметил, что мы ничего не сказали о кнопке включения-выключения, но ее у аппарата нет совсем. В работу X10 приводится поворотом кольца на объективе - это нестандартный и интересный ход. Кстати, для просмотра снимков включать аппарат не обязательно. Достаточно просто нажать на кнопку просмотра, и галерея появится на экране. Делать снимки в таком режиме нельзя, зато он экономит батарею, в случае когда фотографу просто нужно просмотреть съемку.

Эргономику X10 можно охарактеризовать как отличную. Пусть аппарат не самый маленький из возможных, но его удобно держать в руке и настраивать. Большое количество механических переключателей порадует как продвинутого любителя, так и профессионала, который купит X10 в качестве второй камеры. Далеко не у каждой зеркалки есть два управляющих колесика, механический переключатель типа автофокуса, механическая экспокоррекция, настройка на корпусе типа экспозамера и пресета баланса белого, а у X10 все это есть. Не понравилось нам только второе управляющее колесико, им пользоваться неудобно - в остальном претензий нет.

Матрица и качество фотографий

Сенсор - одна из самых ярких характеристик Fujifilm X10. Он тут размером 2/3 дюйма по диагонали и выполнен по фирменной технологии EXR. Размером матрицы в камерах с несменной оптикой сегодня никого не удивить. Можно вспомнить ту же Sony RX100, у которой диагональ матрицы один дюйм, или Canon G1 X, у которой вообще полтора дюйма. Есть камеры с матрицами формата APS-C (тот же Fuji X100, о котором мы уже вспоминали в первой части обзора, или Nikon A), но это все примеры, выходящие за стандартную классификацию. Эти аппараты не всегда компактны, зато точно дороги и неуниверсальны - это нишевые продукты (кроме, пожалуй, RX100). X10 же - типичный продвинутый компакт, яркий представитель в обширном и пользующимся спросом классе.

Такой экскурс в классификацию мы провели, чтобы показать: у X10 матрица чуть больше, чем у непосредственных конкурентов. Типичным значением является 1/1,7 дюйма, у X10 получается 1/1,5. Разница вроде невелика, но на тех размерах, о которых идет речь, даже она заметна. Кроме того, инженеры не погнались за количеством мегапикселей, остановившись на значении 12, что тоже дает некий плюс матрице. Ну и не забудем о технологии EXR, основанной на попарном экспонировании пикселей. Благодаря всему этому X10 может предложить одно из самых высоких в классе качество фотографий.

Прежде всего поражает малошумность матрицы. Шум можно рассмотреть в тенях только на ISO 400, но при этом значение 800 остается полностью рабочим. Даже ISO 1600 можно пользоваться, но тут, правда, качество снимка упадет и желательна дополнительная обработка. Получается, что современным зеркалкам и беззеркалкам формата APS-C X10 уступает стоп, ну, максимум, полтора стопа светочувствительности. Учитывая огромную разницу в размерах сенсоров, это неплохой результат.

При этом физику обмануть до конца не удалось. По таким параметрам, как динамический диапазон и степень размытия фона, X10 можно сравнивать только с аппаратами своей весовой категории, более крупные сенсоры тут оказываются заметно впереди. Впрочем, недостаток динамического диапазона Fuji весьма интересно компенсирует технологией EXR и программным методом, так что возможности сенсора в этом компоненте в глаза не бросаются.

ISO 1600

ISO 3200

Не самая высокая у снимков с X10 и детализация, что обусловлено разрешением матрицы. Кроме того, аппарат любит при всякой возможности снижать разрешение до 6 Мпикс, что тоже играет свою роль. Впрочем, для печати форматом A4 и просмотра на обычном мониторе даже такого разрешения хватает, просто не нужно включать максимальный масштаб.

Диапазон светочувствительности сенсора простирается от 100 до 3200 единиц, однако если понизить разрешение, то доступны еще два режима: значение 6400 включается при разрешении снимка 6 Мпикс, а 12 800 - при 3 Мпикс. Если первый вариант вполне применим в жизни, то особого смысла во втором мы не увидели.

Рассказывая про качество снимков X10, нельзя не упомянуть о своеобразной структуре рисунка камеры. Это сложно описать словами, но при желании можно увидеть на фотографиях, особенно обработанных: если начать осветлять тени и увеличивать яркость цветов, то особенность будет заметнее. Кому-то это может показаться минусом, но многие пользователи в такой характерный рисунок просто влюбляются. Неизвестно, был ли этот расчет специальным или получился случайно, но именно так и формируются преданные поклонники марки.

В момент дебюта X10 случился небольшой скандал. Когда первые партии фотоаппаратов разошлись по пользователям, стало известно, что модель при съемке в темное время суток источников света ведет себя странно: на месте выбеленных областей образует круги правильной геометрической формы. Почему - так никто и не понял. Fuji сначала попробовала решить проблему прошивкой, но не получилось, а потом начала устанавливать модернизированную матрицу. У тех X10, которые продаются сейчас, такого косяка уже нет.

Работа автоматики

Инновационным автофокусом X10 похвастать не может, поэтому и особых успехов в плане наведения на резкость у него нет. По меркам своего класса аппарат фокусируется довольно прилично, но не более того. Главный недостаток - относительно высокий процент брака, что, кстати, для контрастного автофокуса не очень характерно. Обычно «мыльницы» в наведении на резкость довольно медлительны, но уж если ухватили объект, то попадают в него четко. X10 демонстрирует поведение, больше подходящее зеркальным камерам, то есть относительно быстро наводится, но иногда спешит со снимком, из-за чего появляется брак. Причем это характерно не только для следящей фокусировки, но и для покадровой.

Еще определенную странность мы обнаружили в таком вопросе,как выбор точки фокусировки. У аппарата есть несколько режимов работы фокуса: в одном он наводится строго по центральному объекту, в другом - пытается сам выбрать зону фокусировки. Первый режим предсказуемее и стабильнее, второй довольно «нервный». В повседневной съемке на это не особо обращаешь внимание, зато при тестах такая особенность проявляется очень ярко. Довольно странно, когда неподвижный аппарат на штативе делает несколько снимков натюрморта и постоянно меняет точку фокусировки. Впрочем, как мы уже заметили, по меркам класса автофокус X10 адекватен, но сравнивать его не только с фазовой, но и даже с гибридной системой нельзя.

К экспозамеру претензий почти нет

Баланс белого тоже удивил непостоянством. Иногда даже в сложных условиях снимок получался эталонным даже с точки зрения компьютерной коррекции, в других ситуациях на простых фотографиях невооруженным глазом виден посторонний цвет, причем любимого оттенка у аппарата нет - он может и подсинить, и подкраснить фото. Лечит проблему иногда даже второй дубль - на другой фотографии проблемы уже может не быть.

А вот к экспозамеру претензий быть не может. Он ведет себя очень деликатно, изыскивая компромисс между жесткими пересветами и глубокими тенями на максимуме возможностей сенсора. Если сцена съемки не содержит сильных перепадов, то про экспокоррекцию можно забыть - аппарат сам правильно проэкспонирует фотографию.

Прежде всего из-за работы замера и можно сказать, что X10 хорошо снимает в JPEG. Многие пользователи отмечают, что у них пропало желание снимать на эту камеру в RAW, потому что фотографии и так получаются правильные. Конечно, если человек с опытом обработки заморочится этим, то сможет получить из «сырого» формата результат лучше, чем камера, но разница все равно окажется не так велика. Но даже профессионалы, покупая X10 в качестве прогулочной камеры, наверняка хотят получать приемлемое качество сразу, а не тратить время еще и на обработку некоммерческих фото. Более того, многие фишки X10 в RAW просто-напросто не работают, так что выбор формата съемки на X10 для многих предопределен изначально.

Технические особенности

В разных источниках указана разная скорострельность X10, и многие из них правы. Количество кадров в секунду сильно зависит от настроек. Максимум, 10 fps, аппарат выжимает, если понизить разрешение до 6 Мпикс и смириться с отсутствием автофокуса. В полном разрешении и со всеми включенными функциями скорость вряд ли превысит 6 кадров в секунду, что, кстати, все равно весьма неплохо. Размер буфера тоже сильно зависит от разрешения и формата фото, в худшем случае аппарат запнется после шестой фотографии, в других ситуациях продержится дольше. Впрочем, серийная съемка при переполнении буфера не завершается, просто скорость падает до 1-2 кадров в секунду. Общее быстродействие аппарата находится на среднем уровне. Он очень долго включается, что, видимо, обусловлено конструктивными особенностями, зато потом работает без зависаний.

Дисплей - одно из слабых мест камеры. Во-первых, он размером всего 2,8 дюйма, когда стандартом уже считается 3 дюйма. Во-вторых, разрешение составляет 460 тысяч точек, что тоже довольно скромный показатель, особенно для такой недешевой камеры. Сам-то дисплей неплох - у него хорошая яркость, большие углы обзора, но нехватка разрешения сказывается. Кроме того, на ярком солнце он, как и большинство дисплеев, слепнет.

В такой ситуации помочь сможет дальномерный оптический видоискатель. Хорошо, что он в X10 вообще есть, но к нему целая масса замечаний. Во-первых, он покрывает всего 85% кадра и, как и любая подобная конструкция, страдает параллаксом. Во-вторых, в широкоугольном положении зума в видоискатель можно видеть край объектива, что как-то странно. Ну а самое главное, в видоискателе не отображается никакой информации: какие съемочные параметры выставлены, фотограф должен запоминать, а с точкой фокусировки - надеяться на аппарат, потому что возможности проконтролировать самому у него нет.

Встроенная вспышка не поражает ни мощностью, ни возможностями настройки - осветить она может только объект на переднем плане, да и то если он недалеко. Но даже появление в камере такой вспышки - благо, потому что мода сегодня - лишать аппараты встроенных элементов освещения. Кроме того, сама конструкция вспышки у X10 довольно забавна - она выпрыгивает вертикально вверх. «Горячий башмак» для внешних осветительных приборов у камеры тоже есть.

Аккумулятор X10 имеет объем 940 мА·ч и позволяет камере сделать около 300 снимков с одного заряда. Для компактных аппаратов это нормальный результат, но путешественникам на полный съемочный день нужна как минимум одна запасная батарейка.

Объектив

Несменный объектив X10 - один из главных козырей в борьбе с конкурентами. Его кратность невелика - всего 4x, зато светосила впечатляет - f/2-2,8. Большое отверстие на широком угле никого не удивляет: это сегодня есть у многих аппаратов, даже довольно дешевых, но вот f/2,8 на дальнем конце - это реально круто. Сочетание диафрагмы и фокусного расстояния позволяет даже в некоторых ситуациях размывать фон, что для «мыльницы» почти чудо.

Нехитрый расчет показывает, что X10 при недостатке света чувствует себя увереннее, чем кропнутая зеркалка с китовым объективом. Пусть большая матрица зеркальной камеры позволяет выставить ISO на стоп больше, но преимущество X10 по светосиле - 1,5-2 стопа. Этот расчет подтвердился на практике - автор материала во время теста снимал в музее и заметил, что обходился без вспышки даже в тех ситуациях, когда владельцы зеркалок уже вовсю ее использовали.

Помимо светосилы объектив еще интересен оптическими характеристиками. Он резок на всех значениях относительного отверстия (максимально можно поставить f/11), а искажения если и имеют место быть, то умело давятся программным способом, пользователю об этом волноваться не стоит.

Резкость объектива на высоте

Объектив оборудован оптическим стабилизатором, к работе которого претензий нет. Во время теста удавалось получать резкие снимки даже на выдержке 1/8 секунды. При этом стабилизатор гибко настраивается, что позволяет использовать его в различных режимах.

У объектива есть и еще один плюс - механический привод зума. Фокусное расстояние у X10 меняется, как у «взрослых», а не с помощью электромотора. Механический способ более быстрый и более точный, не случайно в зеркальной оптике используется именно он. Из недостатков можно отметить разве что отсутствие привода ручной фокусировки, из-за чего процесс у X10 реализован не самым удобным образом. Но это редчайшая функция у аппаратов с несменной оптикой, так что придираться по этому поводу не стоит.

Видео

Умение хорошо снимать видеоролики никогда не было отличительной чертой камер Fujifilm. В том же X100 реализация записи видео вообще вызывала недоумение. В X10 получилось лучше. Во всяком случае, камера может снимать с разрешением Full HD и частотой 30 кадров в секунду (причем это единственный, безальтернативный режим). Показатели вроде нормальные, но качество записи высоким назвать трудно, особенно если сравнивать с зеркальными камерами. Изображение не очень четкое, плюс на высокой чувствительности картинка иногда начинает рябить.

Но главная проблема в неуверенной работе электроники. Ручных настроек для съемки видео не предусмотрено, поэтому пользователь может только подкорректировать экспозицию, но с ней-то как раз дела обстоят неплохо. Все остальные параметры камера берет на себя и не всегда справляется с настройкой. Баланс белого судорожно пытается подстроиться под меняющиеся условия съемки, демонстрируя чуть ли не весь свой спектр. Автофокус боится быстрых смен сюжета и фокусного расстояния, потому что долго не может сообразить, как ему перестраиваться. В общем, камера любит степенную медленную съемку с плавными движениями оператора. Звук можно записать только встроенным микрофоном, а он монофонический. Впрочем, качество его работы более-менее приемлемо.

В целом по видео X10 далеко не лидер класса. При необходимости он может записать ролик, который даже не стыдно будет показать как на экране компьютера, так и на «Ютубе», однако рассчитывать на творческую съемку с аппаратом не приходится.

EXR

Именно на эти три магические буквы напирают маркетологи в рекламных пресс-релизах об X10. Благодаря особой технологии изготовления с нестандартным расположением пикселей матрица аппарата умеет соседние светочувствительные элементы использовать по-разному. Отсюда и три дополнительные возможности, которые скрыты на диске выбора режимов под названием EXR.

Первый режим называется приоритетом разрешения. В нем как раз ничего особого нет. Аппарат просто делает 12-мегапиксельный снимок, чуть добавляя ему резкости и поджимая, по возможности, диафрагму. Найти принципиальные отличия от фотографий в приоритете диафрагмы или программном не удалось.

Иное дело режим приоритета низких шумов. Тут матрица аппарата начинает работать по-другому. Соседние пиксели экспонируют не разные, а одинаковые световые точки. Из-за этого разрешение снимка падает до 6 Мпикс (2816x2112), но с матрицы снимается больше информации. Примерно так же работала знаменитая CDD-матрица Fuji в камерах серии Pro. Эффект, который получается у X10, меньше, чем тогда, но он все равно есть. Вот примеры снимков, сделанных на ISO 1600. При ресайзе до 1000 точек их трудно отличить, но если скачать полноразмеры по ссылке и посмотреть на мониторе, то можно увидеть, что разница все-таки есть.

Еще интереснее обстоят дела с функцией приоритета динамического диапазона. При ее использовании на высококонтрастных сюжетах разница довольно заметна. Собственно, опять предлагаем сравнить. Тут даже без полноразмеров видно, что на первой фотографии («обычный» снимок) окно выбелилось, а на второй (с режимом EXR) часть информации в светах удалось сохранить. Кроме того, чуть светлее стали тени. В сумме получается довольно неплохая прибавка, которая избавляет от проблем изначально невысокого динамического диапазона матрицы.

Помимо этих трех есть еще автоматический EXR-режим. Он заключается в том, что камера сама анализирует и определяет, какую из трех «суперспособностей» включить в зависимости от сюжета. Для тех людей, которые фотографируют по принципу «навел - снял», это неплохой вариант.

EXR оказалась довольно полезной вещью, хотя на официальном сайте ее возможности сильно перехвалили. Эффект есть, но не сказать чтобы очень сильный. Между тем при съемке в EXR есть ряд ограничений. Во-первых, как мы уже говорили, разрешение 6 Мпикс в режимах приоритета низких шумов и приоритета динамического диапазона. Во-вторых, формат RAW при использовании EXR не поддерживается, только JPEG. В-третьих, ни в одном из режимов нельзя настраивать выдержку и диафрагму, только ISO и экспокоррекцию. Для тех, кто публикует или печатает фото прямо с камеры, это вряд ли большое разочарование, но вот для любителей обрабатывать снимки - серьезное ограничение. Им проще сделать снимок в RAW и самостоятельно добиться нужных эффектов.

Работа с камерой

Диск выбора режимов помимо традиционных «автомата», PASM, видеосъемки, EXR, а также двух пользовательских режимов, которые фотограф может настраивать как ему угодно, содержит еще два положения, SP и Adv., назначение которых сразу не очень понятно. Но на самом деле все довольно просто. SP - это сюжетные программы. Их довольно много, и они неплохо настроены. Владельцы, которые переросли обычный автоматический режим, но еще опасаются пользоваться ручными, должны оценить. В разделе Adv. собраны разнообразные электронные функции, о них стоит поговорить подробнее.

Первым в списке идет набор фильтров. Он традиционен, каких-то оригинальных фильтров нет, зато те, к которым фотографы привыкли и ищут в камерах, наличествуют: ломография, миниатюра, насыщенный цвет, низкий ключ, высокий ключ и так далее.

В этом же разделе находится и функция автоматической съемки панорам. Она довольно продвинута: можно задавать угол обзора, а также направление и угол движения камеры. Склейка происходит мгновенно и довольно качественно. Проблема одна - низкое разрешение. Даже если камеру развернуть вертикально, то по меньшей стороне будет всего 1670 точек, а в горизонтальном варианте вообще 1080. Не удивительно, что при увеличении таким панорамам хронически не хватает разрешения. В итоге функция придется впору только начинающим фотографам. Тем, кто хоть чуть разбирается в обработке, проще снять серию кадров, да собрать панораму в графическом редакторе.

Третий режим отвечает за искусственное размытие фона. Мы упоминали в одной из прошлых частей, что благодаря светосильному объективу X10 может при неких условиях самостоятельно размыть фон, но все-таки матрица мала и происходит это реже, чем хотелось бы, поэтому инженеры добавили программное размытие: аппарат делает несколько снимков, а потом как-то математически вычисляет, где должно быть нерезко. Получается неплохо. Видно, что размытие немного искусственное, но это лучше, чем ничего. Правда, в связи с особенностями реализации эта функция подходит только для статичных объектов. Кроме того, при ее использовании придется мириться с разрешением 6 Мпикс и съемкой в JPEG.

Наконец, последняя функция этого раздела отвечает за съемку в условиях недостатка света и позволяет укоротить выдержку. Принцип работы такой же - делается серия кадров, а потом они склеиваются в один. Результат тоже заметен: там, где при съемке одиночной фотографии получается шевеленка, с этой функцией кадры резкие. Правда, выигрыша по шумам получить не удалось: снимки выходят хоть и более чистыми, но недодержанными. Если их осветлить до нормального состояния, шумы вернутся. Ну и как обычно - 6 Мпикс и только JPEG.

В основном меню камеры можно найти еще две небезыинтерсные функции. «Моделирование пленки» позволяет творчески тонировать фотографию. Тут компания вспомнила свое славное прошлое и попробовала воспроизвести фирменные цвета пленок Fujifilm. Вариантов немного, но они довольно интересные: стандартный, яркий, слабый, сепия и несколько видов ч/б. В отличие от фильтров моделирование пленки работает с 12 Мпикс и RAW.

Еще одна функция отвечает за расширение динамического диапазона (ДД, DR), причем она не повторяет EXR. То аппаратная функция, а это чисто программная, кроме того, она работает во всех режимах. В меню можно выбрать автоDR либо принудительно установить параметр на 100, 200 или 400%. Алгоритм работы этой функции так и остался до конца непонятен. Ясно только, что камера делает снимок с недодержкой, а потом осветляет, но по каким формулам это происходит, известно только инженерам компании.

Наш тест показал, что функция весьма действенна. Даже в обычном 12-мегапиксельном режиме при DR 400% удалось достичь динамического диапазона, примерно равного EXR-режиму. Однако не все так гладко. Увеличение DR возможно только ценой роста ISO. То есть при DR 400% камере придется выставить ISO 400, даже если света очень много. ISO 400 у камеры в принципе неплохое, но все равно детализация там ниже, а для ярких уличных фотографий это не очень хорошо. Впрочем, для тех, кто просто снимает, а потом не занимается обработкой, эта функция оказывается полезной, потому что позволяет сходу как-то расширить ДД. Но если снимать в RAW, то выгоднее будет установить DR 100%, а нехватку динамического диапазона компенсировать при обработке. Это позволяет добиться еще лучших результатов.

Тем, кто фотографирует в JPEG, небесполезной будет функция настройки снимков. Можно «заказать» усиление резкости, осветление теней, проработку светов, яркость, а также режим работы шумодава, настроив тем самым снимок под свои предпочтения. Как и многие конкуренты, X10 поддерживает функцию определения лиц. Кроме того, в память камеры можно внести лицо для «запоминания». «Объекты» из базы определяются на фото с меньшим количеством ошибок.

Уж коли речь зашла о меню X10, то нужно его помянуть добрым словом. Оно красиво, легко воспринимается, но при этом не перегружено, хотя функций у камеры довольно много. Единственным минусом можно отметить некую нелогичность. Все разделы условно разделены на две части: настройки съемки и настройки камеры - при этом некоторые функции находятся не там, где их ищешь руководствуясь логикой. Например, активация режима RAW запрятана именно в разделе настроек камеры. Но при частом использовании это запоминается.

Выводы

Fujifilm X10 - далеко не рядовой фотоаппарат. Несмотря на некоторые недочеты, это один из лидеров класса продвинутых компактов. Если вы ищете функциональную камеру скромных размеров с приличным качеством фотографий, то, как минимум, грешно не рассмотреть кандидатуру X10. Модель подойдет начинающим фотографам, которые хотят иметь стильную и качественную вещь, опытным любителям, не чуждым творческой фотографии и имеющим потребность в гибком инструменте для реализации задумок, и даже профессионалам, которым нужна легкая походная камера на каждый день, не сильно расстраивающая снимками.

Плюсов у модели много - малошумная матрица, очень стильный ретродизайн, продвинутая эргономика с большим количеством механических органов управления, один из лучших в классе объективов, большое количество программных и аппаратных фишек для обработки и улучшения качества изображения, высокое качество при съемке в JPEG.

Из минусов отметим не самый точный автофокус, слабоватое видео, устаревший дисплей и бестолковый дальномерный видоискатель. К минусам мы это относим потому, что в этих компонентах камера немного проигрывает конкурентам.

А что же цена? На момент выхода X10 стоил очень дорого, даже чуть дороже любительских зеркалок с китовыми объективами, но после выхода X20 первое поколение заметно подешевело. Сегодня один из лучших компактных аппаратов можно купить за 12-13 тысяч рублей. На данный момент это очень выгодное по соотношению цены и качества предложение. Кроме того, Fuji умеет удивительным образом дарить желание активно фотографировать. А хорошие эмоции при съемке дороже денег.

Полноразмеры всех фотографий обзора можно скачать по ссылке .

http://сайт/wp-content/uploads/2014/05/fujifilm-x10.jpg 691 1000 Александр Нечаев http://сайт/wp-content/uploads/2019/01/logo_AN-1.png Александр Нечаев 2014-05-05 09:00:41 2016-05-24 23:22:27 Обзор Fujifilm X10