Проект по литературе вольга и микула селянинович. Кто ее главный герой? В толщу трех тысячелетий

Словарная работа: нравственные ценности, понятие о личности, о чувстве собственного достоинства.

Ход урока.

Оргмомент.
Беседа по вопросам:

Что называется былиной?
Назовите временные рамки возникновения былин?
Почему былины называют героическим песенным эпосом?
Назовите периоды возникновения былин.

Былина о Вольге и Микуле.

Рассказ учителя.

Былина о Вольге и Микуле - новгородская. Исследователь В.Я.Пропп относит её возникновение к 14-15 вв., но основа былины возникла раньше - в 11-12 вв и именно в пределах Новгородской земли. Так думать заставляет идея былины - важнейший критерий исторического и местного приурочения всякого эпического произведения.

Идея былины раскроется во всей ее конкретности в связи с действительностью Новгородской Руси, если разобраться в сюжетной коллизии.

Князь Вольга Святославович, приходящийся в былине дядей Владимиру Красное Солнышко, получил от стольного киевского князя 3 города - гурчевец, ореховец и Крестьяновец. Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам за данью. В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь рассказывает князю, какие живут люди в городах, куда едет князь. Был пахарь там, вёз оттуда соль, а местные мужики напали на него и стали требовать «подорожные гроши» («Подорожными грошами» былина именует: а_ пошлину, которую взимают с путников горожане; б) так иронически называют грабеж). Рассказал пахарь и то, как он побил разбойников. Вольга сразу предлагает Микуле ехать с ним к тем городам. Пахарь охотно соглашается.

Дружине князя было не под силу справиться с разбоем. Это ясно из того, как дружинники дергают из земли соху пахаря. Микула же одной рукой выдергивает соху и бросает ее за ракитов куст. Дивится князь силе пахаря, спрашивает, как его зовут и откуда он.

Многие варианты на этом и обрывают песенное повествование, но это не конец былины. Завершением, которое только и могло раскрыть идею былины, является рассказ о том, как Вольга с Микулой приехали в жалованные города. Выяснилось, что мужики не князя боятся, а того, кто их «третьево дни» побил. И Вольга назначает Микулу наместником.

которые устроили засаду, разобрав мосты. Микула оказался не только сильнее, но и мудрее князя. И тем разительнее его превосходство, что князю с детства «похотелося» много мудрости. Недаром многие варианты былин о Вольге открываются эпическим повествованием о чудесном рождении князя, известном из былины о Волхе Всеславиче. Смысл былины заключается в том, что власть и дары киевского стольного князя не имеют никакого значения в тех местах, где живет Микула. Всё решает местная сила, её отношение к актам пожалования, совершаемым киевским князем. Вольга с дружиной могли воочию убедиться, кто в краю Микулы хозяин положения. Узнав истинное соотношение сил, Вольга почитает за лучшее посадить Микулу наместником и вернуться в Киев.

Такая идея могла принадлежать только Новгородскому краю. Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам, а не те, которые самовластно приняты киевским князем.

Еще одно доказательство новгородского происхождения былины. Вс.Миллер: «Это точная картина северной пахоты - в губерниях Новгородской, Олонецкой, Псковской, где пашня сплошь усеяна валунами…» Только соха чудесного пахаря Микулы Селяниновича могла великие камни перевертывать и в борозду валить.

Былина, поставившая новгородца Микулу над дядей киевского князя запечатлела тот период в истории Великого Новгорода, когда он особенно настойчиво боролся с киевскими князьями за независимость в середине 12 в. Былина противопоставляла родственнику могучего князя не боярина, а пахаря, который на стороне киевской власти лишь тогда, когда она отстаивает порядок и в Новгородской земле, борясь с разбоем и действиями тех, кто мешал новгородскому сельскому люду бывать в городах, приобретать у горожан всё необходимое, соль в том числе.

Таким образом, будучи областной, новгородской, былина одновременно оставалась и демократической, т.к.противопоставляла князю пахаря.

Микула Селянинович - эпический герой былины. Работа с текстом.

Найдите в тексте былины приметы русской реальной старины (Князь в истории его княжения, отголоски событий, связанных с междоусобными распрями, описание труда земледельца).
Каким авторским отношением проникнуто описание внешнего вида Микулы. Найти подтверждение в тексте.
Как передается уважительное отношение автора к труду землепашца? (Описание сошки, труд оратая - богатырство)
Как образ Вольги помогает еще глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?

Примечание: Необходимо напомнить, что Вольга имеет необыкновенное происхождение:

он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные

способности, но эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.

Задание для учащихся сводится к тому, чтобы убедиться в превосходстве

пахаря даже над таким человеком.

Какую роль концовка былины («торжество» богатыря) играет в утверждении образа Микулы Селяниновича как эпического героя?
Что такое эпический герой? (Герой, совершивший подвиги в историческом прошлом, человек необыкновенной физической и воинской доблести)
Что характеризует русского богатыря? (Он человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, смысл жизни видит в служении родине).


Устное народное

творчество

БЫЛИНА


Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

Цель урока:


Задачи урока:

  • Дать понятие былины .
  • Познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом.

3. Углубить представления семиклассников о национальном своеобразии русского фольклора.

4. Воспитывать любовь к героическому прошлому русского народа, его эпосу и устному народному творчеству.


Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.

М.Горький


Тот, кто духом не проникнет

В толщу трех тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И. В. Гёте

Повторение изученного

Жанры унт

Большие жанры:

Малые жанры:

Сказки, былины, предания, исторические песни, лирические песни

Загадки, потешки,

заклички, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки


Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у…

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

потешка


Зимой беленький,

летом серенький.

загадка


В некотором царстве, в некотором государстве жил –был царь. И было у этого царя три сына…

сказка


Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку -

Рак за руку грека - цап!

скороговорка


1."Как две капли воды"

2."Как снег на голову"

3. "На помине легок"

1."На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь«

2."На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся",

поговорка

выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность

пословица

краткое народное изречение с назидательным содержанием


Изучение нового

материала

Былина - героико-патриотическая песнь-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси IX-XIII веков.


Социально-бытовые

Героические



Сказители доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями.



  • Запев (для привлечения внимания).
  • Завязка действия (поручение).
  • Развитие действия.
  • Кульминация (подвиг богатыря).
  • Развязка действия (расправа с врагом).
  • Исход.

Выразительное чтение

былины


Художественные особенности былин

1.Гипербола (преувеличение)

2. Прием троичности.

3. Повторы

4. Постоянные эпитеты

5.Использование речитативов.

6. Отсутствие рифмы.


Аналитическая беседа

по вопросам

- Какой теме посвящена былина?

(В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)

- Кто ее главный герой?

- Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле?


Что прославляется

в данной былине?

Какова основная мысль? Свяжите с эпиграфом.



Задания по группам:

1 группа. Характеристика Вольги и Микулы Селяниновича в виде кластеров.

2 группа. Отличительные черты былинного эпоса. Привести примеры из текста.


Что должно

примерно получиться

Может превращаться в рыбу, птицу

Описание внешности отсутствует

Наделен богатырской силой

Вольга

Микула Селянинович

князь

пахарь

Занимается крестьянским трудом

Подробное описание внешности самого пахаря, а также его кобылы

Едет по городам собирать «получку»

Даже кобыла оратая сильнее, быстрее, красивее, чем у княжеской дружины


1.Гипербола (преувеличение): вся дружина против одного Микулы Селяниновича

2. Прием троичности.Первый, второй, третий день…Тридцать молодцев в дружине,три города (Курцовец, Ореховец, Крестьяновец) на пути дружины, трижды посылает Вольга дружину, «чтобы сошку из земли повыдернули»

3. Повторы: «…молодой Вольга, молодой Вольга Святославович», «У оратая…, У оратая…»

4. Постоянные эпитеты: солнце красное, синии моря, молодой Вольга и др.

5.Использование речитативов.

6. Отсутствие рифмы.


Рефлексия

3. «Вольга и Микула Селянинович» относится (киевскому, новгородскому) циклу и (социально-бытовому, героическому) типу.

4.Что и кто прославляется в былине?


  • Составление кроссворда по новым понятиям, терминам.

В рукописной литературной традиции XVII - начала XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями».

Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.

Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход только в 40-е гг. XIX в.

Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.

Микула Селянинович - пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.

Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Былина Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже - старинками. Былина - это своеобразный, чисто русский вид легенды, в котором рассказывается о народных героях и реальных исторических событиях.

5 слайд

Исполнение былин Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли, соответственно, сказителями. Былины передавались от поколения к поколению, и известны целые семьи, в которых хранились такие традиции. Знаменитая семья Рябининых, мать и дочь Крюковы - все это известные северные сказители. Исполнение былин требовало большого актерского таланта и блестящей памяти: так, например, Марфа Семеновна Крюкова в течение целого месяца напевала собирателю фольклора новые и новые былины, не повторяясь.

6 слайд

«Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII веке. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».

7 слайд

Особенности построения сюжета Сюжет былин, как и сказок, строился по определенным правилам. ЗАЧИН (завязка действия), повествование, кульминация, исход (развязка). Начинались былины, как и сказки, с зачина. Очень часто один и тот же зачин использовался в разных былинах. Сказочный зачин сразу уводил слушателя из обычной действительности. «... В некотором царстве, в некотором государстве...» (Действие происходило не здесь, не в обычной действительности). Былина же воспринималась как правдивый исторический рассказ, поэтому и зачин имел другое назначение. Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота, океан-море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские! Содержанием былины являются действия героев.

8 слайд

Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине Богатырей объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-ученому относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.

9 слайд

Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях Добрыне Никитичу не приходится быть главным богатырем при обороне Руси от нападения врагов. Наоборот, он сам учиняет разгромы в других землях, о чем свидетельствуют былины «Женитьба Владимира», «Добрыня и Владимир Казимирович». Вся боевая деятельность Добрыни проходит вдали от Киева.

10 слайд

Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин-царь, который привел с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым - всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ. Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце - это социальные конфликты (былины «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», начало былины об Илье и Калине-царе). В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.

11 слайд

Алеша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью (былина «Алеша и Тугарин Змей»).

12 слайд

У каждого богатыря свое имя и своя «биография», свои подвиги и гибель, но в то же время «у них так много сходного, даже совпадающего, что можно говорить о едином художественном, историческом типе богатыря - героя эпоса. Вот характернейшая особенность этого типа: богатырь до поры до времени выступает как обыкновенный человек, в древнерусском сословном ряду он „ниже“ князей, бояр, купцов... Но наступает момент, и обнаруживается необыкновенность богатыря, раскрывается его сверхчеловеческая сила, проявляются фантастические способности, которые возвышают его над всеми».

13 слайд

Художественные особенности былин «Сказывание» (напевная интонация) Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.) повторы постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) синонимы сравнения уменьшительные и увеличительные суффиксы приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям).

14 слайд

Художественные особенности былин В тексте былины находим приметы реальной русской старины. В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря. Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть.

15 слайд

Былина «Вольга и Микула» Микула - носитель лучших человеческих качеств В название былины вынесено два имени. Как вы думаете, почему? О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»? Есть ли в этой былине зачин? Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку?

16 слайд

17 слайд

Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя - Микула Селянинович? Что оно обозначает? Микула - по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории. Какова здесь основная мысль? (Главная ценность на Земле - человек-труженик, в переносном значении - пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

18 слайд

Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можно отнести к жанру былины? Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса.

19 слайд

Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя? Найдите в тексте былины постоянные эпитеты. Что вы можете сказать об употреблении в былинах такого приема, как гипербола? Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения?

20 слайд

Найдите в тексте былины описание пахаря Микулы Селяниновича Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.) Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»? Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

21 слайд

Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? Похваляется ли оратай своей силой и значимостью? Как он демонстрирует князю и дружине, что его труд важнее «труда» сборщиков подати? Зачитайте данный отрывок. За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту.)

22 слайд

Каков, на ваш взгляд, идейный смысл русского богатырского эпоса? Былины - это память народа о своем прошлом, художественно переосмысленная, дополненная сказителями. Былины - это легендарный эпос русского народа, в котором причудливо сплелись реальная история с политическими и военными конфликтами, реальные исторические лица, политические деятели и воины, мифологические существа (Волх Всеславьевич, Свято- гор), вымышленные герои, обобщенные фольклорные образы. Весь богатырский эпос глубоко патриотичен: главная его идея - защита и единство русской земли, православной веры.

23 слайд

Былины Новгородского цикла В былинах предметом изображения часто были не только события героической обороны страны, в основном стольного города Киева, но и дела, события повседневной жизни: Безымянный автор исходного текста, а затем сказители, с одной стороны, делились со слушателями своими думами о том, как надо правильно жить, с другой стороны, поуча- ли людей, на конкретных примерах показывали, что хорошо и что плохо с точки зрения народа, с точки зрения православной веры. Власть князя в Новгороде была ограничена народным вече, поэтому если в Киевском цикле в центре повествования стоит князь, то в новгородском цикле он не представлен. Город Новгород не подвергался набегам кочевников, поэтому и тема защиты Русской земли не является основной в данном цикле.

24 слайд

Историческая основа былин Великий Новгород - республика бояр и купцов, социальными и торговыми узами связанная с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты, нашедшие отражение в эпосе. Новгородские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы. Изображению жизни и быта новгородского купе- чества и посвящены былины о Садко - новгородском госте.

25 слайд

Содержание былины Кто является главным былинным героем? Что нам известно о нем из зачина? Как Садко смог разбогатеть? Какой прием использован в этом эпизоде? (Троичность повествования) Что послужило причиной отъезда Садко из Новгорода? Опишем путь Садко. Проследим его на географической карте. Совпадает ли он с реальными географическими объектами? Что произошло с кораблями Садко на море? (Выразительное чтение отрывка о бросании жребия) Что решил брошенных жребий?

26 слайд

Словарная работа Гусельки яровчаты. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях. В те далекие времена гусли делали из сухой доски ели или клена. Клен «Явор» был особенно любим у музыкальных дел мастеров, отсюда и название - гусли «яровчатые». Жребий вольжаный - специально изготовленный деревянный отрубок небольшого размера с вырезанной на нем меткой, предназначенный для решения случаем (судьбой) спорных вопросов. Дружина - вооруженный отряд при князе, составлявший ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством. В тексте былине слово дается не в прямом значении, так как Садко не был князем.

30 слайд

Приемы народно-поэтической речи в былине Прием Гипербола Параллелизм Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Сравнения Повторы Пример Все пляшет царь морской во синем море. Во синем море вода всколыбалася, Со желтым песком вода смутилася, Стало разбивать много кораблей на синем море, Стало много гибнуть именьицев, Стало много тонуть людей праведныих. На небе солнце - и в палатах солнце, На небе месяц - и в палатах месяц, На небе звезды - и в палатах звезды. Палаты белокаменны, буйна голова, дружина хоробра, гусельки яровчаты Голова у царя как куча сенная. Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестен пир И третий не зовут на почестен пир (троекратное повторение в тексте)