Роль музея в современной туристской деятельности. Позиционирование музейных учреждений

В программу активного проведения досуга организаторы гостиничной анимации часто включают посещение музеев

Музей - это культурно-образовательное и научно-исследовательское учреждение, предназначен для хранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достоянию национальной и мирового историко-культурного наследие.

Функции современного музея чрезвычайно сложные, несмотря на разнообразие форм их деятельности. И хотя самая главная функция музея - сбор, изучение и экспонирование памятников истории, культуры, искусств ва, основным видом их деятельности становится и досуговая, особенно экскурсионноа.

Еще недавно культивировались традиционные формы экспонирования (стеклянные витрины, однообразные сведения об авторе и его произведение), а подробную информацию можно получить на экскурсии. Сегодня же культурное но-просветительская деятельность музеев претерпела существенные изменения: образовательная и воспитательная функции реализуются в образовательных программах, культурных акциях, сотрудничества с учебными заведениями; развлекательная функции я проявляется в активном участии личности в творческих мастерских, клубах, вечерах отдыха, концертах, в создании на территории музеев коммерческих структур - ресторанов, баров, торговых киосков в. Постепенно музеи становятся составляющей индустрии развитиеаг.

Музеи пытаются организовать свою работу так, чтобы посетитель мог ознакомиться с любой экспозицией, самостоятельно, не ожидая экскурсий. Способы предоставления информации: этикетировка, путеводители и брошюры из конкретных экспозиций, магнитофонные записи, видеоматериалы. Перепечатка, записи и видео документы не перегружают клиентов лишней информацией, изготовление копий, муляжей на етногра фично и естественных выставках позволяют не пассивными, а активными посетителями музея, пополнять свои впечатления тактильными средствамми.

Немалую роль в музейных учреждениях начали играть музейные смотрители, которые не просто следят за порядком, а могут квалифицированно отвечать на вопросы о выставке, экспозицию, отдельный музейный и экспонат, они являются посредниками между посетителями и научными работникам.

Интеграционный процесс музеев в сферу развлечений выражается в: 1) создании в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения досуга и развлечений, 2) проникновении"индустрии досуга"в музее, 3) использовании в музейной деятельности соответствующих форм роботорм роботи.

Интеграция музеев в сферу развлечений проявляется в таких формах:

Создание в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения мероприятий досуга и развлечений (концертные залы, клубные комнаты, смотровые площадки, аттракционы, игровые уголки;

Проникновение"индустрии досуга"в музее (открытие магазинов, сувенирных лавок, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий), использование в музейной деятельности форм отдыха, досуга и развлечений (кружки, хобби-группы, праздники, театральные, музыкальные, литературные и тематические вечера, конкурсы, фестивали, творческие лабораториибораторії;

Методами активизации участия населения в культурно-досуговых мероприятиях являются:

Организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;

Организация выставок живописи, истории, архитектуры;

Создание"мистецтвотек";

Систематические трансляции художественных радио-и телепередач, совершенствование маркетинговой деятельности музеев; активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные и досуговые проекты;

Реализация образовательных и культурных программ для взрослых, создание условий для доступа к музейным ценностям фондов

Другое досуга в музеях реализуются с использованием различных методов: обучение путем творческой деятельности, ролевые игры, методов экспериментального обучения

Приоритетными в музейной деятельности являются образовательные программы для подростков. Организация досуга в музеях активизируется во время школьных каникул: музеи, художественные галереи, выставочные центры проводят творческие акции, концерты, лекции, киновечера, организуют передвижные выставки, игровые конкурсы и соревнования их цель состоит в культурном развитии ребенка, углублении знаний об истории своей страны, ее мисте ство, литературу, народное творчество на основе первоисточников, а не учебников. Поэтому музеи тесно сотрудничают с учебными заведениями, а подростки регулярно посещают музейные залы соответствии с теми тем изучаемых в школе. Специальные образовательные программы разрабатываются для детей и подростков разного возраста и разного уровня подготовки, они реализуются в таких формах работы, как: экскурсии, семинары, дис пути, исследования, наблюдения, ролевые игры, театрализованные представления, тренингінги.

Музейная деятельность не ограничивается работой с детьми и подростками. Образовательные и научные программы музеев разрабатываются и для студенческой молодежи. При этом нельзя забывать, что музей - это не только место с собрания и хранения больших художественных коллекций. Музей является научным учреждением, центром распространения знаний, в котором хранятся архивная и справочная документация, новая литература. Активными формами рабо ты музеев со студенческой аудиторией является проведение совместных научных исследований, этнографических экспедиций, археологических раскопок, подготовка научных публикацияхацій.

Лучшей формой досуга в музее была и остается музейная экскурсия. Согласно современным представлениям,"экскурсия представляет собой коллективный осмотр музея, выдающегося места, выставки, объекта природы и т т д по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательной, образовательной, научной и воспитательной целью, а также служит для удовлетворения эстетических потребностей во время свободного времяпрепровожденияня часу".

Таким образом, экскурсии свойственна ряд характерных признаков, главным из которых является приоритетность зрительного восприятия, сопровождаемого необходимым словесным комментарием. При этом зрительное и вербальное восприятий вует усиливается моторным - передвижением по определенному маршруту, осмотром объекта под разным ракурсом, на разном расстоянии. Иначе говоря, экскурсия предусматривает двигательную активность экскурсантов ее характер терн признаком является также коллективность осмотра, в результате чего в группе людей, связанных общим интересом и возможностью обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера. Она влияет на восприятий ття и усвоения увиденного и услышанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, собственности ве экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном просторосторі.

Музейные экскурсии достаточно разнообразны и могут делиться по месту проведения, за объектом показа, а также по характеру тематики, целевой направленностью и составом экскурсантов. Экскурсии могут осу йснюватися и в помещении музея - по экспозиции, выставках, фондах, а также за пределами музейного помещения - по достопримечательностям и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, объединяющие есть единственной темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиеах.

По тематическим характером выделяют обзорные экскурсии и экскурсии по темам профильной дисциплины. Обзорные экскурсы предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желают получить зага ального представления о его истории и коллекцийї.

Обычно эти посетители - туристы, ограниченные временем. Сведения, предоставляемые им во время обзорной экскурсии, носят информативный характер. Экскурсовод или музейный работник кратко знакомят с ист тория и содержанию музейных собраний, а также с основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. Экскурсии на темы профильной дисциплины в музейной практике чаще называют тем аттической, что в принципе некорректно, поскольку любая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, призван детально раскрыть одну из тем или какую-то проблему. Иногда в музеях провод яться циклы экскурсий, объединенных определенной проблематикой и предназначенных для постоянной группы посетителиа­чів.

По целевой направленности выделяют культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К последним относятся и методические эк кскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, спецификой проведения экскурсей.

По составу экскурсантов различают экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или местных жителей, для групп по составу однородных или разнородных (например, для родителей с детьми мы.

течение последних десятилетий учитывая укрепление позиций теории музейной коммуникации экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения, предметом которого являются ценности культуры, значимых и для аудитории, и для того, кто выступает как руководитель. При этом такое общение носит ролевой характер: каждый участник диалога действует в пределах отведенного его регламента, а стиль поведения задается ролью экскурсовода и экскурсанта.

Итак, среди основных тенденций музейной деятельности можно определить следующие:

Интеграция музейных программ в сферу досуга;

Сохранение и популяризация жизни местных культурных ценностей и их самобытности;

Обогащение духовной жизни человека путем связи"искусство-история-индивидуальный опыт";

Развитие виртуальных музеев и мультимедийных проектов, укрепляет контакты со зрительской аудиторией и позволяет посетителям знакомиться с коллекциями музеев разных стран;

Расширение музейной деятельности за пределами музейного учреждения, в регионы страны;

Развитие музеев как туристических объектов

Таким образом, основные функции организации современного досуга, которые определяют его внутреннюю структуру, непосредственно связаны с феноменом культурно-досугового среды и могут быть выражены же ими направлениям своей деятельности

Организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересов и возможностей всех групп населения;

Разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей с сферы досуга в целом

Апробация, отработка и внедрение новой техники, которые разрабатываются промышленностью для их использования в сфере досуга;

Выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе учреждения размещения;

Объединение различных видов развлекательных программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т п)

. Вопросы для контроля

1. Сущность досуга и отдыха

2. Роль анимации в повышении эффективности отдыха в гостиничной индустрии

3. Основные виды анимации

4 состава индустрии развлечений

5. Общая характеристика предприятий индустрии развлечений

6. Какие потребности способна удовлетворить гостиничная анимация?

7 факторов, определяющих выбор формы досуга

8. За счет чего можно достичь наибольшего восстановительных оздоровительного эффекта?

9. Программная анимация

10. Рекреационная основа анимационных программ

11. Основные типы направлений и программ гостиничной анимации

12. Анимационные программы в зависимости от возраста отдыхающих

13. Роль игрового досуга в организации отдыха

14. Процессы совершенствования организации игр с денежным выигрышем

15 факторов, влияющих на работу анимационной службы

16. Виды зрелищно-развлекательных анимационных услуг

17. Парки: виды и характеристика

18. Особенности проведения досуга в парках

19. Активные формы досуга. Спортивные программы

20 спортивно-развлекательные программы

21. Основные требования к материальному обеспечению организации досуга

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Имидж: понятия и его основные составляющие. Теоретические аспекты музейного маркетинга и методы формирования имиджа музея. Сегментирование и изучение аудитории. Сегментирование музейного рынка на примере Этнографического музея народов Забайкалья.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2011

    Понятие маркетинга, его задачи и принципы. Функциональный инструментарий маркетинга. Комплекс маркетинга и его окружающая среда. Сегментирование и выбор целевых рынков. Дифференцирование и позиционирование продуктов. Информационное обеспечение маркетинга.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Понятие, задачи, сущность и специфические особенности позиционирования товара на рынке. Разработка рекламной стратегии. Сегментирование рынка продовольственных товаров. Стратегия позиционирования магазина, разработка каналов рекламных коммуникаций.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Социально-экономические основы маркетинга, задачи и возможности. Виды маркетинга. Комплекс маркетинга и его окружающая среда. Сегментирование и выбор целевых рынков. Дифференцирование и позиционирование продуктов. Информационное обеспечение маркетинга.

    курс лекций , добавлен 14.03.2009

    Сущность и основные принципы маркетинговой деятельности, ее нормативное регулирование в России. Краткая характеристика предприятия ООО БМТ "Спутник", сегментирование потребителя и позиционирование услуг, SWOT-анализ. Разработка уникального продукта.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Планирование и реализация маркетинговой деятельности туристического предприятия. Сегментирование и позиционирование. Продукт турфирмы "Пятая категория" и его ценообразование. Внутренняя деятельность туристского предприятия с реалиями внешней среды.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2010

    Критерии оценки привлекательности сегмента рынка для фирмы. Две альтернативы стратегии позиционирования. Маркетинговая концепция управления, стратегия и экономичность недифференцированного маркетинга. Дифференциация стратегии распределения товара.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

Анимация в туризме


Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

Сегодня создание устойчивого развития туризма возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного туриста в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития турбизнеса.

В настоящее время в сфере туризма сформировалось новое направление - туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.

1. В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация – это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Социальные функции анимационной деятельности определяются учеными по-разному. Они трактуются следующим образом:

Производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

Коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

Создание социализированной структуры взаимоотношений, опосредованных культурными компонентами;

Снятие производственного утомления, восстановление утраченных сил, предоставление психологической разрядки посредством игр и развлечений.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.

Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимация в туризме может быть представлена:

Анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)

Анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)

Анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

Анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков – не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах – зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея – это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;

Спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

Гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа миниклубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников – не дать людям соскучиться.

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Основная задача – создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

2. Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже – Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности – не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке.В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.

В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Разработка анимационных программ– особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.

Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющие туристам видеть и узнавать их издалека. На футболке – карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Они приветливы. Здороваются с туристом как со старым знакомым: «Ну как вчерашняя экскурсия, понравилась? Пойдемте с нами играть в волейбол». Хорошая память на лица – их профессиональная обязанность.

Работа аниматоров интересна и весела. Но все же хлеб этот нелегкий. Утром аниматоры проводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождают их на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, и поторговаться с продавцом). Вечером – шоу, а потом еще надо проследить, чтобы не скучали посетители бара. Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-то просто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.

В последнее время все больше музейные учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация.

Экскурсия с анимацией - экскурсия, которая сопровождается театрализованными представлениями, а экскурсанты становятся участниками происходящих событий. Такая экскурсия помимо осмотра достопримечательностей и посещения знаковых мест, включает в себя костюмированную шоу-программу, тематически увязанную с основной линией экскурсии. Одной из главных особенностей такой экскурсии является динамичность, в этом отношении экскурсия может быть отнесена в немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения. Музейная экскурсия как форма музейной деятельности может рассматриваться не только как учебный, общеобразовательный или информационный монолог, но и как специфический вид коммуникации. По утверждению Гаранина, анимация в музее - это деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби и т.п.

Анимационное обслуживание в туристической деятельности определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов

Вместо понятия "анимационная программа" не редко используется понятие "анимационное мероприятие" которое является составной частью анимационной программы. К примеру, если составлять анимационную программу, она должна включать в себя такие мероприятия как: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Но для составления анимационной программы следует учитывать такие факторы как:

  • - возраста участников или зрителей;
  • - уровня образованности;
  • - пола;
  • - этнической принадлежности;
  • - настроения на момент реализации данной программы и т.д.

Если не учитывать эти факторы мероприятие может вызвать у людей негативные эмоции. Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы.

Для успешного проведения анимационных мероприятий Третьякова выделила следующие формы анимационных программ: Спортивные анимационные программы строятся на вовлечении в активное движение через увлекательные и веселые конкурсы, состязания, спортивные праздники, спартакиады, подвижные игры, походы, пешеходные экскурсии, турслеты;

спортивно - оздоровительные отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей активного отдыха, для которых туркомплекс - это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физические нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха;

спортивно - развлекательные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении туристов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания;

спортивно-познавательные программы строятся на приобщении к духовно-нравственным ценностям через походы пешеходные экскурсии. Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел);

творческо-трудовые программы (любительские) помогают приобрести различные умения и навыки в различных видах занятий, ремесел через аукционы поделок из природных материалов, конкурсы любительской фотографии, выставки песочной и ледяной скульптуры, фестивали авторских стихов и песен, знакомство с национальной кухней. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, познакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструментальных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т. д.;

культурно-познавательные и экскурсионные анимационные программы строятся на приобщении к культурно-историческим и духовным ценностям через посещение музеев, театров, художественных галерей, парков, выставок, концертов и различных видов экскурсий; Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интеллектуального развития. В то же время уроки национального языка, викторины, вечера национальных обычаев и т.д. являются доступными для всех.

Экскурсия с анимацией - экскурсия, которая сопровождается театрализованными представлениями, а экскурсанты становятся участниками происходящих событий. Такая экскурсия помимо осмотра достопримечательностей и посещения знаковых мест, включает в себя костюмированную шоу-программу, тематически увязанную с основной линией экскурсии. Вы сможете увидеть настоящий рыцарский турнир, или королевский пир, выпить чарку самогона у костра с партизанами или шампанского с солдатами армии Наполеона. Сможете помочь осуществить побег князя из подземелий замка или попробуете себя в роли подмастерья кузнеца. Помимо зрелищного шоу и увлекательной экскурсии у Вас будет возможность потренироваться в стрельбе из лука или арбалета (мушкета, пушки), метании копий. Вас ждут средневековые игры, выступления музыкантов и танцоров, примерка рыцарских доспехов для фотосесcии.

Конкурсно-игровые и приключенческие программы состоят из разнообразных игр и конкурсов. Объединенных общей темой и прикосновением их участников с волнующим, необычным, через участие в ролевых играх и конкурсах, пиратских вылазках, ночных походах, тематических пикниках и т.д. Программы имеют спрос вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования.

Зрелищно-развлекательные, танцевально-развлекательные и фольклорные анимационные программы включают праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, шоу - программы, концерты, дискотеки, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности и т.д.

Анимационные программы типа "общение по интересам" являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непринужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желаниям, темпераментам, национальностям и т.д. Во многих случаях необходим хороший аниматор - "затравщик", катализатор такого общения.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер. Как правило, анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают в себя разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает анимационные программы более насыщенными, интересными и полезными для здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

В своей работе "О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности в современных Российских музеях" В. Галкин говорит о том, что наряду с увеличением досуговых форм работы с аудиторией российские музеи прикладывают значительные усилия по созданию новых праздничных выставок. музей позиционирование имидж анимационное

Новогодние и рождественские выставки приготовили для посетителей многие музеи страны: Государственный исторический музей, Государственный Дарвиновский музей в Москве ("Рождественские истории", "На крыльях дракона"), Музей современной истории Москвы (выставка новогодних открыток и плакатов "Мы желаем счастья Вам!"), Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева ("Сказочный терем сибирского Деда Мороза"), Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ("Русская зима из Русского музея"). А также Национальный музей Республики Татарстан ("Зимняя сказка"), Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина ("Рождественские встречи выпускников"), Музей истории Екатеринбурга ("Праздник hand-made. 100 идей для маскарадных ретро-костюмов"), Государственный художественный музей Алтайского края в Барнауле ("Я Ангелу святому тихо внемлю"). И, конечно, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева совместно с Музеем елочной игрушки "Клинское подворье" ("В лесу родилась елочка… Новый год в игрушках и открытках") и другие. Увеличение количества праздничных выставок (как и привлечение музейных экспонатов для интерактивных праздничных программ) носит принципиальный характер и свидетельствует о стремлении к обязательному сохранению в досуговых мероприятиях музейной специфики - музейного предмета в разных ипостасях.

Таким образом, завершая анализ применяемых в настоящее время форм досуговой деятельности, посвященных рождественским и новогодним праздникам в российских музеях, можно сделать следующие выводы:

  • 1) налицо явное увеличение досуговых форм в современной музейной практике (праздник, колядки, представление, утренник, бал, маскарад, гуляние, вечер, фестиваль, выставка-ярмарка, концерт, мастер-класс, акция, гадание, зимние каникулы, военно-историческая игра и др.);
  • 2) досуговые формы музейно-педагогической деятельности охватывают широкий спектр посетительской аудитории (от дошкольников до пенсионеров, а также детей с ограниченными физическими возможностями); 3) фиксируется расширение географии применения досуговых форм в музеях разного профиля и статуса;
  • 4) досуговые формы показывают свою эффективность при использовании их в долговременных программах;
  • 5) внедрению досуговых форм способствуют льготные формы оплаты;
  • 6) досуговые формы позволяют расширить пространство действа (музейное и внемузейное - улицы, площади, скверы).

Приведенные материалы позволяют выявить определяющие признаки досуговой формы музейно-педагогической деятельности:

  • 1) комплексность, т.е. применение в досуговом мероприятии различных музейных форм (экскурсия, беседа, мастер-класс, конкурс, игра и др.), научных форм (конференция, дискуссионная площадка, круглый стол, семинар); музыкальных форм (вечер, фестиваль, концерт) и др.;
  • 2) интерактивность;
  • 3) доступность для всех категорий посетителей;
  • 4) театрализация;
  • 5) развлекательность;
  • 6) рекреация;
  • 7) поощрение (подарки).

Функции музейной анимации. В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ модно выделить следующие функции музейной анимации:

  • * адаптационная функция, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
  • * компенсационная функция, освобождающая человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
  • * стабилизирующая функция, создающие положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;
  • * информационная функция, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;
  • * образовательная функция, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
  • * совершенствующая функция, приносящая интеллектуальное и физическое усовершенствование;
  • * рекламная функция, дающая возможность через анимационные программы сделать гостя носителем рекламы о музее.

Анимационная деятельность

Впервые термин «анимация» появился еще в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на усиление живого интереса к культуре, художественному творчеству. Во 2-й половине ХХ в. термин «анимация» стал использоваться уже в нескольких значениях, где анимация рассматривалась еще и как художественная деятельность по созданию мультфильмов. К концу XX в. социально-культурная анимация уже являла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Современные определения понятия «анимация» отражают исторически сложившиеся представления по данному вопросу. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Анимация - организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, в детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевленных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений.

Анимация компьютерная - вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и производственной, научной и деловой сферах (слайд-шоу).

Из приведенных определений, очевидно, что один и тот же термин по-прежнему обозначает разные виды деятельности. Для целей нашего исследования наибольший интерес вызывает понятие анимации применительно к социально-культурной деятельности и, в частности, к туризму.

При таком многообразии исследований у авторов нет единства в формулировании определений основных понятий. Так Л.В. Курило предлагает следующее определение: «анимация - это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение». В свою очередь Т.Н. Третьякова считает, что анимация - это «разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга».

Анимация является одним из направлений развития активности населения. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни.

Напомним, что социокультурная анимация к концу XX в. уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация - это особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщение теоретических идей анимации и опыта организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, позволило Е.Б. Мамбекову дать следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

За рубежом существует традиционная система квалифицированной помощи со стороны специалистов, которых на современном этапе, называют аниматорами или, если речь идет о туризме, менеджерами туристской анимации, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы - анимационной социально-культурной работой.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ в. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях.

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме может быть представлена:

  • - анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
  • - анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
  • - анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов.
  • - анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы.
  • - спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); анимация культурный досуговый туризм
  • - гостиничной анимацией.

Кроме того, в образе аниматора, по мнению С.И. Байлика, могут выступать и «представители следующих профессий: аниматор-мультипликатор - человек, который оживляет рисованные картинки; аниматор в бизнесе - человек, занимающийся увеличением продаж, оживлением бизнеса» (т.е. тот, кто рекламирует товар в магазинах, проводит акции и лотереи, рассчитанные на привлечение внимания покупателей к определенному виду товаров и т.п.).

Таким образом, аниматоры - это специалисты по организации досуга в различных учреждениях, предоставляющих специальные мероприятия, программы проведения свободного времени; организаторы развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимацию в литературе и средствах массовой коммуникации часто называют посредником между личностью и обществом. Анимация основывается на общих методах социально-педагогических воздействий на каждую личность в отдельности и на группы, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе.

Предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. И как следствие этого - повышенный спрос на самые разнообразные туристские услуги. Помимо размещения и питания турпродукт стал включать и другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания и возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга.

Выводы. Таким образом, анимационная деятельность - это, с одной стороны, рекреационная, социально-культурная досуговая и другая деятельность людей, осуществляемая под руководством специалистов анимации. С другой стороны, анимационная деятельность - это деятельность по разработке, организации и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Следует отметить, что упомянутая двойственность, зачастую, становится причиной различий в трактовке понятийно-терминологического аппарата в исследованиях анимации, анимационной деятельности авторами.