Роль правил в моей жизни. Главные правила жизни

“Ты молод, и жизнь длинна – самое время убить сегодняшний день.
И когда проходит десять лет, и кусок жизни уже позади,
Ты понимаешь: никто не сказал тебе, когда бежать,
Ты проворонил выстрел стартового пистолета.
И ты бежишь, и ты бежишь, чтобы поймать солнце,
Но оно заходит…”
Пинк Флойд

“Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило. Есть лишь настоящее” (Ф. Перлз). Этот вопрос поднят в современной психологии сравнительно недавно и считается весьма “актуальным”, хотя существовал на протяжении тысячелетий в индийских религиях и достаточно подробно освещается в христианских схоластических учениях. Его суть: насколько сильно мешают нам жить наши воспоминания и наша привычка планировать будущее. Понимаем ли мы, что наша жизнь – всего лишь сумма маленьких, почти неуловимых слагаемых: “сейчас” + “сейчас” + “сейчас”…

У первобытных племен не существовало понятия времени, как нет его и у детей. Становясь цивилизованным (взрослым), человек стремится отделить себя от окружающего мира, и вот тогда у него возникает потребность “урвать” кусок у будущего, желание обмануть время, спланировать что-либо, так или иначе убежать из настоящего. Желание тщетное. Настоящее всегда с нами.

Мы всегда “здесь и сейчас”. И это настолько очевидно, что мы этого просто не замечаем, и нужно что-то, чтобы заставить нас взглянуть на время беспристрастно. Это, как ньютоново яблоко: до него предметы просто падали вниз, а не стремились к центру земли, не притягивались один к другому. Что бы мы не делали, мы живем в настоящем и ради настоящего, ради актуальных переживаний – хотя бы потому, что переживания всегда актуальны, они могут происходить только здесь и сейчас.

Быть чрезмерно увлеченным своим прошлым (“пилить опилки”) или же пребывать в мечтах о том, что когда-нибудь случится – признак душевного нездоровья. Ибо актуальные переживания по поводу будущего или прошлого – лишь способ заслониться от настоящего. И мучительная ностальгия, и маниловские мечтания – всего лишь самообман, боязнь непредвзято взглянуть на реальность, потеря истинного интереса к жизни. Это так соблазнительно и так легко: я родился не в свое время, не в той стране, этот мир не для меня. А ведь этот мир – самое лучшее место для того, чтобы жить, чтобы быть счастливым. “Там и тогда” – это способ предательства не только настоящего времени, настоящего мира, настоящей жизни, но и настоящего себя. “Неврастеник запродал душу дьяволу в обмен на сияющее воображаемое, он продолжает упорствовать в целесообразности этой сделки. Если человек может понять, как он хоронит истинное “я” именно в данный момент, он может освободиться” (Х. Наранхо).

Главный день – это сегодня. Главный человек – это тот, кто сейчас перед нами.

Тот же Перлз говаривал, что мышление – это репетиция будущего. “Вот пойду в школу, и наступит настоящая жизнь”. “Вот закончу эту мерзкую школу…”. “Вот закончу этот институт…”. “Вот выращу детей…” Жизнь воспринимается, как черновик, проходит в ожидании лучших времен, в “предбаннике”. Но жизнь живется набело. Плохо или хорошо, но набело. Одно из хрестоматийных проявлений такого отношения к себе и к миру – Петя Трофимов из “Вишневого сада”, вечный студент.

Думать о прошлом или о будущем – нормально. Вспоминать и планировать – полезно. Вопрос – зачем и как? Вопрос – что меня пугает в настоящем, чего я хочу? Почему я не говорю с близким человеком о важном, а лишь о том, что кажется важным? Помните в “Том самом Мюнхгаузене”, когда он спрашивает у своей невесты Марты, о чем она думает? “Я люблю тебя!” — “Не то!” – “Я буду тебя ждать!” – “Не то!” – “Они положили сырой порох!” – “Вот!” У этого явления есть термин – “эбаутизм”, от английского about – “о”, “про” что-либо. Это означает говорить о чем-либо, пусть даже важном, но не о том, что волнует здесь и сейчас. От бесконечного повторения слова “халва” слаще не станет.

Кажется, что ощутить себя здесь и теперь легче легкого. Почему же мы это не делаем? Почему предпочитаем злоупотреблять пребыванием в зоне фантазий? Почему забываем о пережитом в детстве опыте наслаждения настоящим, жизнью, как она есть?
Разлад с действительностью начинается с игнорирования трех вопросов:
Что я сейчас чувствую?
Что я сейчас хочу?
Что я сейчас для этого делаю?

Хорошо, когда ответы на эти вопросы согласованы между собой. Чаще же бывает так, что люди едят, когда встревожены, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены и занимаются сексом, когда злы. И результатом бывает хроническое неудовлетворение “по большому счету”. Все это происходит из-за потери чувствительности и неспособности правильно позаботиться о себе. Кроме того, такая легкая на первый взгляд практика как пребывание в настоящем на деле оказывается весьма сложной и пугающей. Видеть очевидное порой невыносимо. Может случиться так, что придется обнаружить внутри себя “запрещенную” симпатию или антипатию, невыносимую леность или тревогу. И поэтому нас тянет в “там-и-тогда”: по крайней мере с этим не столкнешься лицом к лицу.

И тогда воспоминания и мечты служат привычной защитой от актуальных переживаний. Причем мы можем крайне остро “переживать” свое прошлое и требовать к нему уважительного отношения. Чаще всего это обиды на родителей, учителей, тяжелые детские болезни и т.п. “Одного пациента спросили, как он представляет себе свою жизнь, если бы был совершенно здоров, но потерял память. Сначала ему понравилась идея забыть все свои неприятности, но потом он впал в уныние, потому что угодил в собственные силки. Ему стало ясно. Что именно он – тот единственный человек. Для которого его прошлое остается живым. И это действительно так.” (И. Польстер)

За постоянное пребывание не здесь, а там, будучи на самом деле здесь, мы расплачиваемся потерей интереса к жизни.
Что же делать, чтобы чувствовать себя по-настоящему живым и быть причастным к своему актуальному опыту?

Можно начать с элементарных упражнений на осознавание текущего момента. (Важно отличать осознавание от осознания. Осознание – это интеллектуальное понимание какого-то явления. Нас интересует осознавание как понимание того, что именно ты делаешь в тот момент, когда ты это делаешь.) Причем лучше начинать с осознавания так называемой внешней зоны восприятия. Сюда относятся зрительные образы, звуки. Запахи, ощущения холода или тепла, поступающие из вне. Для этого упражнения очень удобна автобусная остановка или автомобильная пробка, или очередь. Можно по-детски разглядывать людей, их лица, прислушиваться к звучанию их голосов, визуально определять размер ближайшей лужи и степень отражаемости неба в ней…

Следующим шагом будет осознавание внутренней зоны. Это все ощущения, идущие изнутри организма: боль, жжение, зуд, расслабленность или напряжение мышц… Попробуйте почувствовать все свое тело по очереди от макушки до подошвы, ничего не пропуская – вы сможете найти участки пониженной или повышенной чувствительности. Возможно, что вы поймете, из-за чего вы сегодня суетитесь – из-за того, что ремень на брюках слишком слаб или слишком туг.

Выполнение данных упражнений обязательно будут сопровождать отвлечения из средней зоны - зоны фантазий. Это наши мысли (иногда навязчивые), эмоции, мечты и репетиции встреч, внутреннее доказывание кому-то чего-то. пение популярной песни или придумывание фасона пальто. Как правило, длительное пребывание в данной зоне, если оно не намеренное, малосодержательно и банально. А ведь в это время вокруг и внутри вас идет жизнь, она показывает не воспроизводимые дважды фильмы. В Евангелии говорится – не заботься о завтрашнем дне.

Гештальт — что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удаётся найти на него правильный ответ. Само слово "гештальт" имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает "структура", "образ", "форма".

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии. Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии "гештальт". Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов работы с клиентом или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество — это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе "Почему это происходит с человеком?" заменяет его следующим: "Что человек сейчас чувствует, и как это можно изменить?". Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними "здесь и сейчас". Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за всё происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений. Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершённой ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершённых гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное. Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершённые формы, контакт, осознанность, "здесь и сейчас".

Важнейший принцип

Человек — это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приёмы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира. Целостный гештальт состоит из личности и окружающего её пространства, при этом взаимно влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она даёт возможность чётко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими. К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие "контакт". Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует — с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями. Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей. Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребёнка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершённом гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее — разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми, и почему они постоянно формируют однотипные незавершённые ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершённого гештальта. Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные "отклонения" связаны именно с незавершёнными "образами", и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца. То есть личность, имеющая незавершённую "структуру", на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершённой ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создаёт для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из неё выход.

Осознавание

Ещё одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своём внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии "здесь и сейчас". Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живёт механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному. Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире. Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается ещё одно полезное для него качество — ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удаётся принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития. Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приёме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути её устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких видов психотерапии, как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога "терапевт-клиент" и усиливают процессы осознавания.

Принцип "здесь и сейчас"

Согласно ему, всё действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не даёт возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить "здесь и сейчас", не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на "проективные" и "диалоговые". Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр. Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и чёткое их разграничение возможно лишь в теории. Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приёма, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент — равноправные партнёры, и последний несёт не меньшую ответственность за результаты проведённой работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

"Горячий стул" и "пустой стул"

Техника "горячий стул" является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. "Горячим стулом" называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали. К основным гештальт-техникам также относится "пустой стул". Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причём не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Ещё одним назначением "пустого стула" является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие внутриличностный конфликт.

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания — внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии "здесь и сейчас", клиент рассказывает специалисту о своём осознавании в данный момент. Например: "Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Моё сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт" . Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним. Ещё одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами "да, но…", терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознаёт своё соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это ещё один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями. Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает представить себя уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью. Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника даёт возможность расширить зону осознавания индивида за счёт включения в неё ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа "здесь и сейчас". Так, клиент должен рассказывать терапевту о своём сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: "Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведённому в этом лесу, и т.д. " . Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон "здесь и сейчас" не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например, "Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д. " . Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от стереотипов мышления и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими.

Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретённый в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за всё то, что в ней происходит.