Сценарии мероприятий на тему день этикета. Сценарий игровой программы по этикету «Уроки вежливости

Внеклассное мероприятие «Давайте знакомиться – Этикет!»

(МЕРОПРИЯТИЕ КЛУБА)

Ведущий:

: Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками.

Наш сегодняшний праздник мы посвящаем этикету.

Что такое этикет?

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет
.

Ведущий: - Ребята нашей Академии подготовили для вас несколько интересных уроков, которые раскроют все секреты этикета.

(звенит звонок) -

Урок 1. История этикета

1-й ведущий

А началось все это, как только люди стали жить вместе. Именно тогда появилась острая необходимость сделать общение друг с другом максимально комфортным и приятным. Вот здесь и придумали этикет. Развивался он одновременно с обществом. В древности люди очень любили воевать, если возникал какой-то спор - сразу за оружие. Так появился дипломатический этикет.

2-й ведущий

В эпоху королей и императоров, когда каждая правящая династия придумывала свой церемониал, менее или более торжественный, возник придворный этикет.

В России этикет появился благодаря царю Петру, который считал, что Россия великая держава и не должна уступать Европе.

1-й ведущий

Современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Основное правило современного этикета – всегда уважать других людей

Этикет в наши дни продолжает активно развиваться, как говорится, идет в ногу со временем. Например, сейчас, когда ничто и никто не обходится без компьютера, существует уже этикет общения через Интернет.

Этикет - означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

(стук в дверь) Входит король Этикет с принцессой Вежливостью и членами клуба.

Король: «Здравствуйте, слышал про меня тут разговор. Ну что ж, давайте познакомимся. Я - король Этикет, а рядом со мной - принцесса Вежливость. А это мои помощники из « Академии вежливых наук», вы уже с ними знакомы. Они расскажут как со мной подружиться.»

Ведущий: Начинаем наши уроки знакомства с этикетом.

УРОК 2 ЭТИКЕТ В ГОСТЯ Х.

Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?

Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!
Если вас не пригласили,
Не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять,
Дома в них нельзя гулять!

Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.
Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.

Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом,
А также то, что в доме том.
Ты обулся, куртку взял...
А "До свидания!" сказал?

(звенит звонок)

Ведущий: Наш следующий урок. ЭТИКЕТ В ТРАНСПОРТЕ

Урок 3
Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.
Не кричи, что сесть мечтаешь -
Постоишь и не растаешь.
Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.

Здесь ничем сорить не надо -
Быть воспитанным отрада.
Фантик на пол не бросай,
А упал он - поднимай.
Не пинай других ногами
И не пачкай сапогами.

Урок 3
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Катя за столом мечтала.

Вытирай салфеткой рот.
И, не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

Король Этикет и принцесса Вежливость выходят на сцену перед зрителями.

Король: «Ребята, мы подготовили для вас вопросы. Подумайте, отвечайте только честно.

Задают загадки по очереди.

Король:

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Принцесса:

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Король:

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Принцесса:

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Король:

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «спасибо»?

Принцесса:

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Король Этикет: Молодцы! . (Этикет и Вежливость незаметно уходят).

Ведущий: « Сейчас мы проведём наш следующий урок

Урок 4 Правила поведения в школе.

1.Вы похожи на сорок,

Не услышали звонок!

А когда звенит звонок –

Начинается урок!

2.Если хочешь отвечать,

Можешь руку ты поднять,

А когда тебя спросили,

Должен ты у парты встать,

Отвечать, чему учили,

И тогда получишь «5»!

3.Если в класс вошёл учитель,

Не вертитесь, не кричите,

А у парт тихонько встаньте –

Пусть учитель поглядит,

Как красиво вы стоите,

И тогда вам сесть велит.

4.Будь прилежен на уроке

И старайся всё понять,

И тогда не двойки, тройки,

Будешь «5» ты получать.

5.Отвечай спокойно, громко,

Коль ты выучил урок,

Но сиди тогда мышонком,

Если выучить не смог.

6.На уроке не надо шептаться

И тихонько жевать колбасу,

На ворон за окном любоваться

И сопя ковыряться в носу.

На уроке желательно слушать:

Что учитель расскажет сейчас?

И стараться учиться получше,

Чтоб тобою гордился твой класс.

7.Когда урок закончился,

Все сделаны задания,

Учителю мы скажем все:

«Спасибо, до свидания !»

Принцесса Вежливость


/Звучат фанфары. На сцену выходят глашатаи /
1-й
Слушайте жители разного рода,
2-й
Всяк представитель честного народа!
1-й
Кто на платформе, и кто совсем босые,
2-й
Кто с шевелюрой и кто безволосые!
1-й
Ужас случился у нас в королевстве.
2-й
Не было в жизни подобнейших бедствий!
1-й
Страшный дракон и безнравственный Хам
2-й
Нашу принцессу украл, хулиган!
1-й
Плачет наш бедный король Этикет.
/Выходит плачущий король Этикет./
Кор.
Без милой принцессы жизни нам нет.
2-й
Всем нам теперь не прожить без неё.
1-й
Милая Вежливость звали её
/Выходит дракон Хам с песней на мотив «…Говорят мы бяки – буки…»/ вместе с ним Грубость и Лень.

Поёт Хам:
Говорят я бяка – бука, а в народе просто Хам,
Кто так скажет, тресну в ухо,
Я силён не по годам!
(поют все вместе)
Ой, отстань,
Ой, отстань.
Воспитанье это дрянь.
Оттянись, приколись…
Эх, ма-а!

/Король подходит и пытается поговорить с Хамом /

Хам:
Что ты лезешь с разговором,
Гонишь всякое фуфло?
Парить будешь под забором
И, кончай крутить кино.
(все вместе)
Ой, отстань,
Ой, отстань.
Воспитанье это дрянь.
Оттянись, приколись…
Эх, ма-а!

/Король обращается к дракону на мотив песни «Всё могут короли»/

Король.
Я прошу, я прошу,
Доченьку мою верни,
Ведь без вежливости людям не прожить.
Хочешь, денег заплачу?
Хам :
Нет, папаша, не хочу,
А про доченьку придётся вам забыть.
Король:
Ну что ж, тогда возьму
И, сразу позвоню,
Своим друзьям,
Они помогут мне
Хам
И, кто ж это таки?
Король:.
А то ученики
второго класса с буковкою «б».
Сейчас я позову,
Лишь номер наберу,
А ты, вот здесь постой,
Они придут гурьбой.
Потом не обвиняй,
И на себя пеняй,
Но вежливо они поговорят с тобой,
Но вежливо они поговорят с тобой!

/С песней на мотив «Не думай о секундах свысока» на площадку выходят ученики класса/

Подумай о воспитанности в срок,
Она, дружище, в жизни дело нужное,
И вежливость всегда вам будет впрок
И отношения будут очень дружные.

Из добрых слов слагаются стихи,
Из добрых дел судьба твоя слагается,
И наши времена пускай лихи,
Воспитанные с ними всё же справятся

Хам
Ну, ребята, тогда я ничего. Тогда я согласен. Забирайте принцессу… и я с вами!
/Под мелодию «Вместе весело шагать» все покидают площадку./

Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

1 ученик: Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

2 ученик: Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет
.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

Заключительное слово учителя.


Цветочный этикет - сценарий летнего мероприятия

Сценарий мероприятия проводится в летнее время с детьми школьного возраста.

Зал украшен букетами цветов и зеленью.

Учитель. Цветы рядом с нами всю жизнь, они -прекрасные дети природы. Дарить цветы - замечательная традиция.

Мальчики! Сегодня я отдам вам все цветы, а вы подарите их девочкам. Но, чтобы получить эти цветы, вы должны ответить на вопросы викторины. Разделитесь на 2 команды.

За правильный ответ команда получает очко (цветок). В вазе какой команды окажется больше цветов, та и будет победительницей.

У каждой команды - свои болельщики. В случае, если команда не ответит на вопрос, они могут принести ей очко, дав правильный ответ.

Каждой команде раздаются кружки.

Итак, викторина. Отвечает первой та команда, в которой участник первым поднял кружок.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как правильно срывать цветы? (Их не срывают, а срезают.)

2. Кому дарят цветы? (Маме, папе, родным, учителям, друзьям и т.д.)

3. Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления букет или купленный? (Лучше свой, но можно и купленный.)

4. Как должен выглядеть подарочный букет? (Его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан.)

5. Вы вошли в квартиру. Ваши действия? (Снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину.)

6. Сколько цветков должно быть в букете? (Если цветов до 10, то количество их должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве - произвольное.)

7. В какой руке нужно держать букет. (Сначала в левой, после приветствия букет берется в правую руку и вручается.)

8. Покажите, как правильно держать букет? (Стеблями вниз, цветками кверху.)

9. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (Сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место.)

10. На какие праздники дарят цветы? (8 Марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)

11. Какие цветы лучше дарить мужчине, а какие женщине? (Мужчине лучше дарить цветы крупные с длинными стеблями, женщине - любые.)

12. С какими цветами лучше навещать больного? (Лучше с нежными, без резкого запаха.)

13. Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях; не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более, свисать.)

За каждый правильный ответ и дополнение команда получает очко.

14. По какому случаю преподносят корзину с цветами? (Уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте.)

Учитель. Корзины с цветами, букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их пересылают домой. В букет или корзину вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя.

Невесте на свадьбу чаще всего дарят розовые и белые розы, а также гвоздики, тюльпаны, ландыши. Букет должен быть небольшим и соответствовать наряду невесты. Букет для невесты в целлофан не заворачивают.

15. В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (Не позднее полудня следующего дня.)

16. Отгадать загадки. За каждую загадку - цветок.

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под мохнатой лапой

Светят матовые лампы. (Ландыш.)

Во лугах сестричка - золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка.)

Голова на ножке, в голове горошки. (Мак.)

Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? (Тюльпан.)

Жюри подводит итоги : в вазе какой команды больше цветов. Объявляется команда победителей. Мальчики дарят цветы девочкам. (Проследить правильность преподнесения букета.) Праздник заканчивается массовыми играми.

ИГРА "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ"

К уже имеющимся командам мальчиков присоединяются их болельщики - девочки. Две новые команды выстраиваются в колонну по одному параллельными рядами. Во главе команды - капитан. У каждой команды своя песня.

Например, у первой «Хороши весной в саду цветочки» (муз. Мокроусова, стихи Алымова). У второй команды песня «Ой, цветет калина» (муз.

Дунаевского, стихи Исаковского).

Когда раздается мелодия выбранной песни, вся команда начинает за капитаном двигаться по площадке, поворачивая то в одну, то в другую сторону. Когда зазвучит другая песня, команда немедленно останавливается, двигаться начинает другая команда под мелодию своей песни. Так повторяется несколько раз.

Капитаны должны вести за собой колонны так, чтобы они переплетались друг с другом в разных направлениях. Когда они запутаются окончательно, руководитель дает свисток. По этому сигналу обе команды должны как можно скорее вернуться в первоначальное положение, подняв при этом руки вверх.

Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

ИГРА "КАРУСЕЛЬ"

Играющие стоят в кругу. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны).

Дети поднимают ее с пола и, держась за нее правой рукой, ходят по кругу под музыку песни «Миллион роз» (муз. Паулса, стихи Вознесенского).

Мелодия резко меняется на другую, например, «Ландыши» (муз. Фельцмана, стихи Фадеевой). При смене мелодии играющие быстро берут веревку другой рукой и движутся в противоположную сторону. ********************************************

Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

"ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

ЦЕЛЬ: познакомить детей с правилами этикета; сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.

Задачи:

    организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

    познакомить с вежливыми словами;

    формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

    воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть улыбка и хорошее настроение будут сегодня вашими помощниками.

Нашу встречу мы посвящаем этикету.

Кто из вас знает, что такое этикет?

Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Значит этикет- это правила поведения в обществе. Они включают в себя правильное поведение в школе, дома, в транспорте, в магазине и других местах.

Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

Я буду называть их, а вы мне показывать, согласны или не согласны с ними.

Если согласны – поднимаете вверх большой палец, если не согласны- палец опускаете вниз (комментарии после выполнения)

Правила поведения на уроке

    На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

    Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

    Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

    Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

Правила поведения на перемене

    На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

    Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

    Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

    Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

- Молодцы. А теперь поиграем.

Игра-кричалка-путаница.

В школе дружно мы всегда скажем двойка только…

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем…

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там..

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе…

Мимо урны без труда бросим фантики мы…

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы…

Будем старшим мы в ответ говорить неправду…

С нами рядом едет дед. Мы уступим место?...

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Повеселились? А сейчас я предлагаю всем отправиться в путешествие по стране Этикет и узнать, какими же правилами должны пользоваться люди, чтобы им и окружающим жилось хорошо и спокойно.

Путешествовать вы будете в группах по классам с помощью маршрутных листов, на которых указаны станции.

(Дети получают маршрутные листы)

Город «Вежливск»

Город «Гостийск»

Город «Знакомск»

Путешествие по станциям (практическая работа)

Город «Вежливск»

Ребята, приветствую вас в городе Вежливске. А вы знаете, почему он так называется?

Что такое вежливость?

Какого человека можно назвать вежливым?

Презентация (показ слайдов и комментарии по ходу)

Теперь задачи на уважение!

Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

Ответ: тарелку наклонять не надо.

Вопрос: Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

Ответ: косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

Вопрос: Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

Ответ: мороженое нужно выбросить в урну.

На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

Ответ: никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

Итог:

Ребята, сейчас мы увидим, кто из вас самый внимательный. Если слово вежливое, вы хлопаете, если нет - топаете.

(Благодарю, извините, спасибо, хорошо, добрый день, просыпайся, уходите, пожалуйста, простите, добрый, замечательно, добрый вечер, спокойной ночи.)

Молодцы. Я надеюсь, что вы запомнили все правила вежливости и будете применять их в жизни.

Город «Гостийск»

Ребята, вы любите ходить в гости?

А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.

Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)

    Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

    Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сём - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее.

    И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Презентация (показ презентации с комментариями по ходу)

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

А у меня уже есть такая игра!

Спасибо, это очень хороший подарок!

А теперь посмотрим, как вы запомнили правила поведения за столом.

ИГРА

Если то, что я скажу правильно – хлопаем в ладоши, если нет – пропускаем.

 Есть руками.

 Глотать большие куски.

 Не чавкать.

 Ковырять в зубах пальцами.

 Класть в рот небольшие кусочки.

 Чавкать.

 Говорить во время еды.

 Вытирать рот рукавом.

 Спешить.

 Пить залпом.

 Выплевывать косточки на стол.

 Хорошо пережевывать пищу.

 Объедаться.

 Не говорить с полным ртом.

 Чистить зубы зубочисткой.

 Пользоваться салфеткой.

 Сильно дуть на суп.

 Бросать салфетку на стол.

Вывод: сейчас вы познакомились с некоторыми правилами поведения в гостях. Надеюсь, что вы хорошо запомнили их и будете применять в своей жизни.

Город «Знакомск»

Город, в который вы прибыли называется «Знакомск». Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляются)

Существуют специальные правила знакомства:

    Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.

    Младший представляется старшему.

    Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

    Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

    Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

    Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

Презентация

Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Представьте, что мы оказались на улице большого города. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, протараторили и разбежались.

Практическая работа (учитель говорит- дети показывают движения)

- Давайте и мы друг друга поприветствуем, как в племени масаи – перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки (плевать нужно символически).

Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

Традиционное приветствие в Таиланде - именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов – очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей.

Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

Обсуждение стихотворения А. Барто

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «Здравствуй!» говорит.

А вместо слова «До свиданья!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

Вопросы для обсуждения:

Можно ли этого мальчика назвать воспитанным?

Культурно ли ведет себя этот мальчик?

Какие слова использует мальчик при встрече и прощании?

Какие нужно использовать?

Назовите слова приветствия (дети называют).

Выберите из предложенных на листах слов только слова-приветствия.

Здравствуй

Здравствуйте

Спокойной ночи

До свидания

Добрый день

Простите

Замечательно

Просыпайся

Дети выбирают слова.

Учитель. «Здравствуйте!» - это очень красивое слово. Послушайте, как о нем написал поэт В. Солоухин.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

Простое, обыкновенное слово «Здравствуйте!» означает: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».

Тренинг «Здравствуйте!»

Дети встают в два круга - большой и маленький (маленький внутри большого), лицом друг к другу. Дети в маленьком кругу здороваются, а в большом - отвечают на приветствие.

Упражнение «Ситуации»

Учитель. Что вы чувствовали, когда вам говорили слова приветствия? А когда вы сами произносили эти слова?

У детей сигналы красного и зеленого цвета. Педагог предлагает разные ситуации. Если ситуация отражает правильное поведение ребенка, то дети сигналят зеленым цветом, а если неправильное поведение, то красным.

1. Ты бежишь по коридору, а навстречу учитель. Обегаешь ее дугой и бросаешь на ходу: «Здравствуйте, Марь Иванна!»

2. Ты просыпаешься утром, выходишь на кухню и приветствуешь своих родных словами: «Всем доброе утро!»

3. Лето. Мимо дверей школы проходит Петров с удочками. Марья Ивановна: «Петров, почему не здороваешься?». А Петров в ответ: «Так ведь лето, Марь Иванна!»

4. Саша пробегает мимо девочек, останавливается и произносит: «Привет, девчонки!»

5. Тетя Дуся стоит у подъезда. Выходит Петя. «Здрасьте!» - бурчит он себе под нос.

Обсуждение стихотворения «Здравствуй, гусь!»

Слово «Здравствуйте!» - поистине волшебное слово. Послушайте, какая история произошла с мальчиком.

ЗДРАВСТВУЙ, ГУСЬ!

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

«Не трусь!

Быть может,

Этот гусь ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид -

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Ну и пусть!

Я улыбнулся:

Здравствуй, гусь!

Он головой кивнул в ответ:

И мне послышалось: «Привет!»

Т. Собакин

Вопросы для обсуждения:

Почему гусь не ущипнул мальчика?

Как надо говорить слова приветствия, чтобы было приятно их слышать? (С улыбкой)

Подведение итогов

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко - к окошку.

Руку луч тебе протянет -

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и обутым.

Все прибрав, иди к ней прямо

И скажи ей: - С добрым утром!

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к людям, к травам,

к птицам!

И веселым, интересным

День твой должен получиться!

Если вы каждый день будете просыпаться с хорошим настроением и дарить его другим людям, то все дни у вас будут счастливыми.

Итог мероприятия:

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня вы побывали в трёх разных городах страны Этикет, узнали много нового и интересного. Какие правила этикета вы запомнили? Желаю вам расти вежливыми и воспитанными людьми, с которыми было бы приятно общаться.

Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день и до свидания –

Нет в мире лучше звания!

Клянемся всех приветствовать всегда,

Чтоб не проникла в мир беда,

Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

И этикет нес эту службу

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Чтобы легче всем жилось,

Чтобы плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет-

Соблюдайте этикет. Всем спасибо. До свидания. Хороших каникул.