Юлия Марочкина. Таможенное право

Общая часть

Особенная часть

Специальная часть

Чернявский А.Г. Таможенное право. 2016.

Хотелось бы выделить некоторые основные особенности издаваемого полномасштабного Курса таможенного права Российской Федерации.

Прежде всего, это фундаментальный, т.е. институциональный и категориальный подход к проблематике таможенного дела и права, анализ основных вопросов в свете и «через призму» ведущих институтов, категорий, понятий таможенных дела и права, что позволило представить разностороннюю, многогранную и углубленную по своей внутренней сути, полимерную картину современного состояния и развития таможенного феномена — т.е. таможенного дела и таможенного права России на современном этапе.

Именно такой, методологически иной, подход призван отличать

Курс от обычных стандартных учебников и тем более учебных пособий, периодически появляющихся на книжном рынке.

Мысль о том, что таможенное право — новая и комплексная отрасль российского права, впервые высказана проф. Б.Н. Габричидзе1 и повторяется в той или иной форме преобладающим большинством авторов, пишущих по этой проблематике2.

Разумеется, что другие авторы, и в первую очередь, проф. А.Н. Козырин, выделяют свои понимание, грани и черты таможенного дела и права, что не затрагивает общего и принципиального вывода проф. Б.Н. Габричидзе о природе и характере таможенного права.

С учетом недостаточной освещенности в юридической литературе ряда актуальных теоретических и новых проблем, в том числе в учебных изданиях, в Курс включены современные и новые разделы и главы, ранее не имевшиеся в учебнике по таможенному праву.

Это — анализ структурных особенностей таможенного дела; этюд о таможенном праве стран СНГ, посвященный развитию основных институтов таможенного дела и права государств, входящих в СНГ, понятию и определению таможенного права стран СНГ.

Это, далее, институты и категории современного международного таможенного права, рассматриваемые в интегрированном со всем массивом таможенного права виде и состоянии, и характеристикой их важнейших черт и особенностей.

В связи со сказанным выше впервые и детально анализируются проблемы, обусловленные формированием и правовым статусом Евразийского экономического сообщества — Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а также статусом Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, положением его Интеграционного Комитета, структуры Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, и другие новые актуальные и сложные, вновь возникшие вопросы, связанные с деятельностью нового образования- ЕАЭС.

Более развернуто и полно по сравнению с предыдущими изданиями трудов проф. Б.Н. Габричидзе и его соавторов и коллег по таможенной проблематике представлена картина: а) сотрудничества РФ в рамках СНГ со странами ближнего зарубежья в таможенной сфере; б) участия и сотрудничества РФ в международных организациях в таможенной сфере со странами дальнего зарубежья.

Конечно, сказанным выше далеко не ограничивается новизна, институциональный характер исследования основных, фундаментальных категорий и понятий таможенного дела и таможенного права, имеющих в известной мере всеобщее значение применительно к взаимосвязанному феномену таможенное дело и право.

В первую очередь, это сложная и пока еще далеко полностью не проясненная как в законодательстве различных государств, так в особенности в научной и учебной литературе категория, институт «таможенное дело», его понятие, структура, составные части, элементы, их разветвленность и множественность, значение и влияние особенностей составных частей на формирование и функционирование таможенного дела в целом как особого, специфического явления, феномена, требующего не только научного анализа как конституционного института, но и серьезной модификации, обновления, реструктуризации, выделения новых элементов и частей, выявление и обозначение их роли и особенностей в общем массиве такого многогранного и разноаспектного явления, как таможенное дело.

Например, такой составной части таможенного дела и таможенного права, как валютный контроль.

Взаимосвязь и обусловленность таможенной политики со внутренней и внешней политикой государства настолько глубоки, органичны и многогранны, что делает таможенную политику исключительно чувствительной, подчас бурно и противоречиво реагирующей на изменения во внутриполитической и внешнеполитическом курсе государства, страны.

Так, на таможенную политику оказывает непосредственное влияние и внешняя политика, в частности, ответ на антироссийские санкции.

Жителям небольших европейских городков, граничащих с Россией, после введения санкций приходится непросто. К примеру, в норвежском Киркенесе всегда жили за счет экспорта и приграничной торговли. Но если раньше товары возили тоннами, то после введения санкций таможня опустела. А вместе с ней — гостиницы, кафе и магазины. От пункта пропуска Борисоглебска — 230 км до заполярной столицы Мурманска и 20 км до промышленного норвежского городка Киркенес. Ежедневно таможенный контроль здесь проходят несколько сотен человек. Это путешественники, предприниматели, работники предприятий, но большинство — жители приграничного района, въезд в соседнюю страну для которых безвизовый, по спецудостоверениям. До санкций товары через границу возили тоннами. Но после введения Евросоюзом антироссийских санкций и ответных мер Москвы пункт пропуска опустел.

Таможни обращаются к жителям с просьбой сообщать на "горячую" линию ведомства о фактах ввоза на территорию РФ товарах из так называемого "санкционного" списка. Речь идет о продуктах производства стран ЕС, США, Австралии и Новергии. В списке все овощи и фрукты, рыба, молоко и молочная продукция, свинина, говядина, мясо птицы и др.

Будем надеяться, что санкции — это временная мера и в дальнейшем курс на сотрудничество и сближение с ЕС все же будет продолжен.

Следующая проблема — это углубленный анализ понятия и соотношения таможенного регулирования и таможенного законодательства.

Более развернутая характеристика по сравнению с ранее дававшимися содержится в отношении таких актуальных институтов, как таможенная территория и таможенная граница.

Новеллы в рассмотрении круга проблем касаются и многих других, сравнительно конкретных вопросов.

В частности проанализировано новейшее российское законодательство по таким актуальным проблемам Общей и Особенной частей

Курса таможенного права: ответственность по таможенному праву; перемещение товаров и транспортных средств; таможенные процедуры, таможенно-тарифное регулирование; таможенные платежи; таможенный контроль; таможенная статистика и таможенная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); служба в таможенных органах и др.

Курс таможенного права Российской Федерации состоит из трех частей:

Часть I — Общая часть;

Часть II — Особенная часть;

Часть III — Специальная часть.

Данная градация Курса разработана нами и в основных чертах опубликована в предыдущих изданиях по таможенной проблематике, а также по административному праву.

В Курсе приводимая выше схема получила новое развернутое воплощение в соответствующих частях курса. В свою очередь каждая из частей подразделяется на разделы, главы и в некоторых случаях параграфы.

Учебник завершается Программой учебного курса таможенного права Российской Федерации и списком литературы.

С учетом доминирования институционального подхода к основным вопросам таможенного дела и таможенного права заметной методической новеллой Курса является включение в соответствующие его, части, разделы и главы кратких введений к ним, что позволило расширить диапазон знаний и представлений применительно к большинству проблем современного таможенного права России.

Выделение Специальной части Курса в таком объеме и тематическом разнообразии и разветвленности осуществляется впервые в литературе.

Мы и в ранее изданных учебниках и иных публикациях по таможенном праву выделяли Специальную часть.

Однако, с такой широтой и высокой степенью детализации именно данного аспекта таможенных дела и права осуществляется впервые в учебной юридической литературе.

Поэтому, мы обращаем внимание на три основных момента, характеризующих новизну подхода к данной части.

Во-первых, выделение раздела о развитии основных институтов таможенного права стран СНГ — т.е. этюда о таможенном праве стран СНГ.

Во-вторых, анализ участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере таможенного дела в рамках СНГ и с государствами дальнего зарубежья.

В-третьих, это выделение в отдельный и самостоятельный раздел

Такой широкомасштабный, в известной мере универсальный подход придает данному Курсу черты энциклопедичности и глобальности, т.е. также элементы и черты, которые призваны существенно отличать Курс таможенного права от обычных учебных изданий по данной дисциплине.

Разумеется, что отличительные черты и моменты не сводятся к перечисленным выше трем ведущим новеллам и положениям.

Конечно, Курс в первую очередь должен отличать фундаментальный подход и углубленный анализ основных институтов понятий и категорий внутреннего таможенного права. Таких как: понятие и содержание (структура) таможенного дела; таможенная политика и таможенное законодательство; характеристика и особенности таможенного права как комплексной отрасли российского права; более конкретных, но основополагающих по своему характеру институтов: перемещение товаров и транспортных средств; таможенные процедуры; таможенные платежи; таможенный контроль; таможенные правонарушения; и другие актуальные и более конкретные проблемы и институты.

Без их всестороннего и глубокого исследования не приходится говорить о фундаментальном Курсе современного российского таможенного права.

В то же время мы стремились по возможности полно и с учетом последних по времени новаций либо уточнений, изменений и дополнений представить нормативно-правовой и иной материал по ведущим конкретным проблемам российского таможенного права.

Отметим, что в Конституции РФ есть несколько статей, посвященных таможенному делу и таможенному праву. Это п. «ж» ст. 71, ст. 74, имеющая принципиальное значение, п. «в» ст. 106 и некоторые другие. Однако ряд крупных, фундаментальных вопросов таможенного дела и таможенного права остались без какого-либо юридического отражения в Конституции.

Особенностью внутренней структуры Курса таможенного права является также наличие кратких введений к значительной части его разделов в целях обоснования специфики, особенностей соответствующих разделов и глав Курса.

Правовое регулирование таможенных отношений имеет комплексный характер и включает международные акты. Одним из основных источников таможенного права являются международные договоры. В настоящее время Российская Федерация является участницей нескольких десятков международных таможенных конвенций и договоров.

Международные таможенные конвенции и договоры в области таможенного дела могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Прежде всего, по сфере их распространения договоры бывают:

  • универсальными , объединяющими большинство стран мира и выражающими интересы в области таможенного дела большей части мирового сообщества (например, Киотская конвенция);
  • региональными , объединяющими несколько стран- соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара (например, Договор между Белоруссией, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007, Соглашения о едином таможенном тарифе и общем Таможенном кодексе от 27.11.2009).

По числу участников договоры принято подразделять:

  • на двусторонние , связывающие только два государства и выражающие только их волю (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27.01.1994, Меморандум о взаимопонимании между ГТК России и ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, касающийся сотрудничества и взаимной помощи 1994 г.; Финансовый протокол, касающийся вопросов компьютеризации таможен Калининградского таможенного управления 1995 г. (подписан между Россией и Францией), Меморандум между ГТК России и ГТУ Швеции о правилах по координации мер таможенного контроля в паромном и воздушном сообщении между Россией и Швецией 1995 г., Соглашение между Правительством РФ и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13.11.2003);
  • многосторонние , связывающие несколько государств и выражающие их совместную волю (например, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.).

По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить:

  • на непосредственно посвященные таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Киотскую конвенцию;
  • фрагментарно касающиеся международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).

Рассмотрим подробнее международные договоры, непосредственно посвященные таможенному делу. Особого внимания заслуживает международный документ, посвященный описанию и кодированию товаров. 14 июня 1983 г. в Брюсселе была заключена Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – ГС) . Данная конвенция была призвана заменить несколько устаревшую Конвенцию о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС). Гармонизированная система была введена с 01.01.1988 и состояла из 5000 наименований товаров, снабженных шестизначным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования. Новая система сразу же стала популярной и получила широкое распространение. За четыре года ГС была принята в более чем в 100 государствах, на которые приходилось 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным правовым документом в международной торговле.

Отметим, что для того чтобы тот или иной товар получил в ГС самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий, а именно: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств.

Другой не менее важный документ был посвящен таможенной оценке товаров. Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28.07.1953.

Поскольку эта конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 01.01.1981. На страны, применяющие Соглашение, приходится около 70% мирового торгового оборота.

Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.

Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.

В идеальном варианте посредством универсального применения системы таможенной оценки импортируемые товары должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира.

Одним из важнейших достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Киотской конвенции , разработанной в целях упрощения таможенных процедур и содействия развитию международной торговли. В свое время соблюдение норм, содержащихся в Киотской конвенции, представлялось неотъемлемым условием для вступления России в ВТО. Включение положений Киотской конвенции в правовую систему нашей страны повлекло за собой необходимость переработки всего массива российского таможенного законодательства, а также внесения изменений в иные законодательные акты. Киотская конвенция состоит из Протокола об изменении этой Конвенции, текста Конвенции, Генерального и Специальных приложений. Генеральное приложение состоит из Стандартных правил и Стандартных правил с переходным сроком. В Генеральном приложении содержатся базовые принципы и подходы к таможенному регулированию. Его положения относятся ко всем институтам таможенного дела. В целом, действующий ТК ТС, как было отмечено выше, базируется на принципах Киотской конвенции, хотя в законодательстве по-прежнему сохраняются некоторые несоответствия.

Киотская конвенция включает в себя несколько основополагающих принципов современного таможенного права, таких как: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизация и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором.

Кроме того, Конвенция предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению.

Необходимо отметить, однако, что безусловное и скороспешное включение норм Киотской конвенции в действующую систему, как российского законодательства, так и законодательства Таможенного союза, может привести к возникновению труднопреодолимых коллизий. Так, в рамках Киотской конвенции допускается урегулирование таможенных отношений посредством административного способа, построенного на "основе компромисса". Этот способ, как известно, применяется при условии согласия заинтересованного лица. Важно отметить, что подобного рода согласия не требует в качестве предварительного условия признания вины таким лицом. Однако действующее в России административное, уголовное законодательство не допускает возможности урегулирования таможенного правонарушения па компромиссной основе.

Хочется надеяться, что предусмотренный Киотской конвенцией значительный срок, в течение которого стране-участнице необходимо будет внести изменения в национальное законодательство , будет использован Российской Федерацией и другими государствами – участниками Таможенного союза по назначению.

Унификации в рамках международного таможенного права была подвергнута наиболее часто применяемая процедура – международный транзит товаров.

С этой целью была принята Конвенция МДП 1975 г. (с поправками 1997 г.) , главными целями которой являются: содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами; улучшение условий перевозок; упрощение и гармонизация административных, в частности, пограничных формальностей в области международных перевозок.

Конвенция регулирует процесс перевозки грузов от таможни места отправления до таможни места назначения ее государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы какая-то часть перевозок осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением особой процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра. Наличие одного сопроводительного документа – книжки МДП – упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом, за счет задержек в пути.

Временный ввоз товаров и транспортных средств – другая часто применяемая процедура – также была подвергнута унификации. Таможенная конвенция АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА) была принята 06.12.1961 г. Данная Конвенция является ведущей среди других конвенций, посвященных вопросам временного ввоза. В ней нашли отражение такие важные моменты, как порядок взыскания таможенных пошлин специфическое документационное оформление временного ввоза. В целом, функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

Карнет АТА представляет собой таможенный документ установленного образца для временного ввоза товаров. Конвенцией АТА установлены права и обязанности управомоченных ассоциаций, которые выдают карнеты и вносят в национальные таможенные органы обеспечение, необходимое для временного беспошлинного ввоза товаров. Например, в Российской Федерации функции такой управомоченной ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Ее гарантом перед Международным бюро торговых палат выступает Внешторгбанк России. Общий контроль за выполнением условий Конвенции АТА осуществляет ФТС России (см. приказ ФТС России от 28.12.2012 № 2675 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА").

Назначение Конвенции АТА состоит в том, что она позволяет использовать Карнет АТА как универсальный таможенный документ вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных таможенных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно или транспортируются транзитом в связи с их временным вывозом.

Аналогичная Конвенции АТА – Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбульская конвенция) была принята 26.06.1990 с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства, о которых речь идет в приложениях к этому документу. Временный ввоз разрешен при полном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения ограничительных мер.

Как Конвенция о карнете АТА, гак и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) являются инструментами Всемирной таможенной организации по временному ввозу товаров. Наличие только одного документа – карнета АТА – позволяет свободно перемещать товары через таможенные границы и осуществлять временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая при этом товары от уплаты налогов и пошлин.

Стамбульская конвенция унифицировала все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым заложила прочную основу для осуществления тех направлений ВЭД, которые непосредственно связаны с такой таможенной процедурой, как временный ввоз.

Следует упомянуть еще две конвенции, связанные с таможенной сферой: Женевскую Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров от 02.12.1972 г. и подписанную с целью повышения эффективности борьба с таможенными правонарушениями, координации усилий таможенных и правоохранительных органов разных стран в этой сфере Конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенцию Найроби) от 09.06.1977. Благодаря Конвенции Найроби, у ее государств-участников появилась возможность как на многосторонней, так и на двусторонней основах сотрудничать в деле защиты национальной экономики, культурных и нравственных ценностей. В этих целях государства-участники поддерживают прямые контакты между таможенными службами.

Представляется, что к источникам таможенного права следует отнести, так называемые, нормы "мягкого права" , которые имеют рекомендательный характер и отличаются повышенной гибкостью. Такие нормы могут приспосабливаться как к особенностям регулируемых отношений, так и к субъектам, участвующим в этих отношениях. Примером нормы "мягкого права" является Декларация Аруша о профессиональной этике (другое название – Арушская декларация о честности в таможне), принятая в 1993 г. и пересмотренная в 2003 г. Данный документ носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений, направленных на борьбу с коррупцией в таможенной сфере. Для предотвращения указанного негативного явления и повышения уровня честности в таможенных органах предлагается придерживаться следующих стандартов деятельности: минимальное административное регулирование, прозрачность действий и принимаемых решений, автоматизация таможенного дела, стратегическое разделение, ротация и перемещение персонала, персональная ответственность и подотчетность, специальные процедуры по набору персонала, высокий моральный дух и организационная культура, развитие аудита и систем внутреннего расследования, принятие специального Кодекса поведения, перманентное профессиональное обучение, адекватное вознаграждение за труд, формирование специальных отношений с брокерами и отраслевыми представителями.

В 2003 г. Декларация Аруша была обновлена в ходе 101/102 Сессии Совета по таможенному сотрудничеству. Следует отметить, что в соответствии с обновленной Декларацией Аруша основная ответственность за предотвращение коррупции должна лежать на главе и исполнительном руководстве Таможенной администрации. В Декларации специально подчеркивается необходимость борьбы против коррупции на самом высоком государственном уровне, отмечается также, что борьба с коррупцией не должна носить кратковременного и спорадического характера, а должна быть системной и долговременной.

К нормам "мягкого права" следует также отнести Декларацию ООН против коррупции и взяток в международных коммерческих сделках, принятая резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003.

Коррупция является одной из злободневных проблем современной России. Большинство россиян вынуждено давать взятки проверяющим или регистрирующим органам. При этом многие нормативные правовые документы, принимаемые Правительством РФ и местными органами самоуправления, только способствуют развитию коррупции. Несмотря на все заявления высших должностных лиц, органов внутренних дел, таможенных органов эффективность борьбы с коррупцией в Российской Федерации остается на очень низком уровне. В этой связи указанные выше нормы "мягкого права" заслуживают пристального исследования и изучения.

  • Конвенция вступила в силу 21.05.1980. В ней участвуют около 40 государств. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 13.03.1995.
  • Таможенное право – отрасль юридических отношений, которая регулирует отношения в сфере:
    перемещения грузов и товаров через таможенную границу;
    расчета и взимания таможенных пошлин и платежей;
    таможенного контроля и операций таможенной очистки грузов.

    Таможенное право считается одной из наиболее запутанных сфер отраслевого права, которое помогает урегулировать споры между гражданами РФ, коммерческими и государственными организациями.

    Возникающие в рамках таможенного права споры регламентируются Таможенным кодексом РФ и их можно урегулировать в досудебном и судебном порядке. Однако в таких спорах желательна помощь профессионального юриста по таможенному праву.

    Важно понимать, что решить таможенный спор в вашу пользу будет сложно. Нередко таможенные инструкции противоречат сами себе, другим инструкциям и положениям ТК РФ, а таможенные специалисты не всегда имеют надлежащую квалификацию. Поэтому оказаться жертвой нарушения таможенного права, потерять массу времени и денег – обычное дело для таможни. Последующие же разбирательства очень сложны, громоздки и трудоемки.

    Таможня может задержать груз, отказать в его очистке и пропуске на территорию РФ (или вывозе из РФ), незаконно доначислить платежи, штрафы и пени, неграмотно оформить документы либо отказать в рассмотрении некорректно оформленных документов заявителя и т.д. Причин для возникновения спора множество, и доказать свою правоту всегда будет сложно.

    Получите результат всего
    за 4 шага

    Создайте
    заявку

    Ведете диалог
    с нашим юристом

    Формируем
    Ваши документы

    Получаете
    результат

    Юридическая помощь в таможенных спорах в Москве

    Если вы оказались участником спора по таможенному праву и считаете, что ваши гражданские и имущественные права нарушены, вам срочно необходима профессиональная юридическая помощь, которую вам готовы оказать в Москве и других регионах России опытные таможенные юристы Всероссийской правовой сети «Органавт».

    Наши специалисты готовы:

    • проконсультировать онлайн по любым вопросам таможенных споров;
    • провести аудит имеющихся таможенных документов;
    • провести правовую экспертизу вашего груза, документов, действий таможни;
    • помочь подготовить корректные таможенные документы на груз;
    • обеспечить юридическое сопровождение таможенного прохождения грузов;
    • проконтролировать соблюдение стандартов таможенной стоимости и классификаций ТН ВЭД;
    • снять незаконный или ошибочный арест с груза;
    • подать претензии в таможенную службу или иски в суд/арбитраж;
    • обеспечить представительство в судах любой инстанции;
    • проследить за законностью и своевременностью исполнения судебных решений.

    «Гражданина, утверждавшего, что он перевозит 30 кг муки, заставили печь блины прямо в аэропорту».

    История таможни – это практически история торговли, и во все времена таможенные сборы были одним из важнейших источников пополнения государственного бюджета, соблюдение мер таможенного регулирования, ограничений и запретов, в соответствии с действующим Законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.


    При этом осуществляя пополнение бюджета государства за счет перевозимых или поступающих товаров на территорию РФ, люди часто сталкиваются с проблемами прохождения таможенного контроля, которые возникают не только за не предоставление документов, но и в результате непомерно высоких сборов и налогов, которые приходится уплачивать таможенным органам, не зависимо от установленных норм.

    Для того, чтобы товар поступил на территорию РФ, необходимо составить и подготовить «пакет» документов позволяющий покинуть ему пункт таможенного контроля. С действующим Законодательством в области Таможенного дела для каждой отдельной страны действуют свои нормы и установленные правила. Часто люди, пытаются самостоятельно разрешить вопросы, связанные с поставкой и получением груза находящегося на таможенном пункте контроля, однако, чтобы оформить все документы правильно, избежать потери времени, финансов и собственных нервов, требуется немалый опыт. И если физические грузы – то есть личный багаж, - зачастую оформляются с проблемами, то, что и говорить о грузах коммерческих поступающих для юридических лиц.

    Если учитывать сложность таможенного законодательства, постоянно вносимые в законодательство изменения, неоднозначную трактовку многих актов, да и просто огромные массивы информации в Таможенном Кодексе, то обычному предпринимателю не хватит никакого времени для того, чтобы отследить все изменения и, более того, привести всю свою документацию в соответствие ими. Российское Таможенное Законодательство, к сожалению, достаточно труднопонимаемое и требует особенного внимания от всех участников процесса.

    Ненадлежащее оформление сопроводительной документации на груз приводит не только к задержкам, срыву сроков поставок и излишним расходам, но и юридическим проблемам – ведь нарушение Таможенного законодательства сурово карается.

    Ошибки растаможивания грузов обычно влекут за собой неприятные последствия и дополнительные траты - это и расходы на сопровождение товара, и расходы на его содержание на складах, и повышение сборов, и что хуже всего возможная порча товара при несоответствующих условиях хранения. Кроме того, нарушения, допущенные при оформлении – даже без злого умысла, - могут иметь серьезные последствия, не только административного характера, но возникновение проблем, которые возникают при дальнейшей продаже товаров на территории Российской Федерации.

    Обращаясь в Правовой Центр «Вектор» Вы получите БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по таможенному праву!

    Наши ЮРИСТЫ и АДВОКАТЫ по таможенным делам защитят Вас и Ваших близких и помогут детально разобраться в Вашем вопросе, связанном с таможенными органами.

    Специалисты по таможенным делам Правового Центра «Вектор» окажут Вам следующие услуги:

    Консультация по таможенным вопросам

    Составление документов по таможенным правоотношениям

    Анализ возникшей ситуации

    Подбор нормативно-правовой базы по таможенным делам

    Подбор судебной практики по спорам с Таможенной службой

    Урегулирование спора с таможней в досудебном порядке

    Защита в суде по таможенным делам

    Выезд юриста или адвоката в таможенный орган

    Истребование справок и иной документации из таможенной службы

    Иные вопросы по таможенному законодательству

    Заявления и жалобы в ФТС и иные таможенные органы

  • 9. Система таможенных органов рф.
  • 10. Функции таможенных органов.
  • 11. Таможенные правонарушения.
  • 12. Страна происхождения товара (понятие, назначение, порядок определения).
  • 13. Таможенные операции и таможенное процедуры (понятие, виды, соотношение).
  • 14. Понятие, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
  • 15. Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров.
  • 16. Понятие, содержание и сроки таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
  • 17. Формы таможенного декларирования и порядок их применения.
  • 18. Понятие и статус таможенного брокера.
  • 19. Понятие и статус таможенного перевозчика.
  • 20. Понятие и статус владельца склада временного хранения.
  • 21. Понятие и статус владельца таможенного склада.
  • 22. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф и порядок убытия за ее пределы.
  • 23. Понятие и классификация документов, необходимых для таможенных целей.
  • 24. Таможенный контроль товаров и транспортных средств (начало, периоды, завершение). Таможенный контроль товаров выпущенных для свободного обращения.
  • 25. Формы таможенного контроля и критерии их применения.
  • 26. Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств).
  • 27. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
  • 28. Основания и порядок проведения личного досмотра. Участники личного досмотра.
  • 29. Понятие и статус зон таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля.
  • 30. Общий порядок исчисления таможенных платежей, формы и валюта уплаты.
  • 31. Сроки уплаты таможенных платежей и порядок их изменения.
  • 32. Возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
  • 33. Понятие таможенной пошлины, виды ставок и содержание таможенного тарифа рф.
  • 34. Понятие, виды и порядок предоставления льгот по таможенным платежам.
  • 35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.
  • 36. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных в рф с нарушением таможенных правил.
  • 37. Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.
  • 38. Обеспечение уплаты таможенных платежей (основания применения, способы и размер обеспечения).
  • 39. Понятие, содержание и особенности применения таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления и экспорта.
  • 40. Понятие и содержание международного таможенного транзит. Международный таможенный транзит отдельных видов товаров.
  • 41. Таможенные режимы переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления: общие и отличительные характеристики.
  • 42. Понятие и порядок применения режима таможенного склада.
  • 43. Таможенная стоимость товаров: (назначение, методы определения, порядок заявления и контроля).
  • 44. Выпуск товаров и его применение в таможенном регулировании.
  • 46. Таможенный режим переработки вне таможенной территории: понятие и порядок применения.
  • 47. Таможенный режим временного ввоза и временного вывоза: общие и отличительные характеристики.
  • 48. Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования.
  • 49. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению. Порядок получения квалификационного аттестата и основания его аннулирования.
  • 50. Таможенный режим уничтожения: понятие, порядок заявления, требования.
  • 51. Таможенный режим отказа в пользу государства: понятие, порядок заявления, требования.
  • 52. Таможенный режим беспошлинной торговли: понятие, порядок применения, требования.
  • 53. Таможенный режим перемещения припасов и специальные таможенные режимы (понятие и содержание режимов).
  • 54. Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.
  • 55. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф товаров и наличной валюты.
  • 56. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф транспортных средств.
  • 59. Способы таможенного декларирования товаров участниками вэд (предварительное, периодическое, неполное и др.). Предварительное декларирование товаров
  • Периодическое временное декларирование российских товаров
  • 60. Таможенное декларирование товаров в электронной форме.
  • 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    2. Таможенное право: понятие и сущность.

    Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

    Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

    Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

    3. Таможенно-правовая терминология и ее значение.

    ТАМОЖЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а также в процессе практической реализации таких актов.

    Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

    Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

    Транспортные средства - любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

    Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

    Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы.Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка.

    Таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ.

    Лица - юридические и физические лица.

    Российские лица - юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

    Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

    Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

    Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

    Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

    Свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

    Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

    Таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.

    Транспортные документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

    Коммерческие документы - счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.