Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение.

Учреждения культурно-бытового назначения призваны удовлетворить все запросы населения в сфере быта и отдыха. Система обслуживания включает в себя следующие основные группы учреждений: административно-общественные, лечебно-физкультурные, культурно-просветительные, зрелищные, торгово-бытовые и учреждения массового отдыха. Они должны охватывать селитебные территории, зону приложения труда и зону отдыха. Эти учреждения являются центрами тяготения, поэтому очень важно правильно их разместить.

Все учреждения обслуживания населения имеют разную периодичность посещения, в зависимости от которой в градостроительстве принята ступенчатая система культурно-бытового обслуживания. Все учреждения по периодичности использования их населением разделены на три ступени с установлением расстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшие удобства для населения.

Учреждения повседневного пользования - детские ясли-сады, общеобразовательные школы, поликлиники, магазины, столовые, кафе, приемные пункты бытового обслуживания, жилищно-эксплуатационные организации и другие учреждения, посещаемые населением особенно часто, удовлетворяющие его потребности в предметах первой необходимости.

Эти учреждения должны располагаться в каждом микрорайоне или в группе микрорайонов, не разделенных магистральными улицами. Радиус обслуживания ими населения принимается не более 500 м.

Учреждения периодического пользования - кинотеатры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клубы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или городской район. Этими учреждениями жители пользуются систематически. Они располагаются в районном общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.

Учреждения эпизодического пользования - административно-деловые комплексы, музеи, театры, выставки, концертные залы, картинные галереи, большие специализированные магазины, больницы, рестораны. Учреждения эпизодического пользования располагаются в составе общегородского центра, а частично - в пригородной зоне. Они обслуживают население всего города с расчетом максимальных затрат времени на общественном транспорте 20…30 мин.

Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания и их количество определяется по СНиП 2.07.01-89* и СНиП 2.07.02-89.

При проектировании системы обслуживания в городе необходимо учитывать особенности демографической структуры, бюджета времени населения, социальную, возрастную и профессиональную структуры, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное размещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позволяет населению широко использовать предприятия сферы общественного обслуживания.

Стандартное обслуживание включает в себя универсамы, комплексные пункты питания, магазины. Специализированное (избирательное) обслуживание осуществляется в торговых центрах городского значения (крупные универмаги, специализированные магазины, торговые комплексы, рестораны, дома отдыха, салоны красоты и т.д.) и удовлетворяет разнообразные запросы и вкусы людей. Транспортная доступность - 20…30 мин. Для больших городов радиусы доступности могут быть несколько увеличены при условии, что центры удобно расположены по пути следования от остановок транспорта к жилым домам. Связь транспортных коммуникаций и торговых центров создает большое удобство пользования ими, поэтому целесообразно создание общественно-транспортных центров.

Развитая и взаимосвязанная система общественных центров включает в себя общегородские и специализированные центры, центры микрорайонов. В общественный центр микрорайона входят учреждения культурно-бытового обслуживания местного значения одного или нескольких микрорайонов, размещенных в пределах территорий, ограниченных магистральными улицами общегородского значения. Кроме того, в общественном центре микрорайона могут располагаться общественные здания и сооружения районного и городского значений, зеленые насаждения общего пользования, а также площадки для стоянки автомобилей.
При размещении учреждений обслуживания учитываются климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца – 32 °С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирается ориентация с максимальным использованием естественного облучения помещений.

В перспективе намечается создание в городах многофункциональных общественно-торговых комплексов в единой системе с транспортными узлами и зданиями учреждений, гостиниц и др. Четкое разделение пешеходных и транспортных путей сообщения может быть достигнуто при широком использовании подземного пространства. При планировке и застройке общественных центров следует предусматривать кооперацию учреждений и применять многоуровневые объемно-пространственные решения.

Рациональное размещение сетей обслуживания в городе повышает степень общего благоустройства города и способствует улучшению условий жизни людей.
Жилищный фонд - одна из наиболее сложных отраслей городского хозяйства, требующая дальнейшего совершенствования эксплуатации и новых форм управления с использованием автоматики, телемеханики и вычислительной техники.

Для совершенствования эксплуатации домов повышенной этажности со скоростными лифтами, с автоматическими системами дымоудаления и пожарной сигнализации, сложным подземным инженерным оборудованием необходимо создание комплексной объединенной диспетчерской системы (ОДС) контроля и управления инженерным оборудованием. ОДС может контролировать работу всех основных видов инженерного оборудования и предусматривает двустороннюю громкоговорящую связь диспетчера с пассажирами в кабине лифта, с жильцами в каждом подъезде дома, с техническими помещениями микрорайона, автоматические запирающие устройства (АЗУ) подъездов, работу лифтов, дежурного освещения территории РЭО, температуру теплоносителя ЦТП и котельных.

ОДС предусматривает подсистемы контроля расхода воды, загазованности, затопляемости помещений и коллекторов и др. Применение ОДС помогает своевременно обнаружить и устранить неисправности в подземных инженерных коммуникациях. Для обеспечения срочного устранения любых неполадок и контроля над безопасностью во дворах и у подъездов планируется устанавливать видеокамеры дистанционного наружного наблюдения с переговорными устройствами, связанные с дежурной диспетчерской службой. Первый опыт подобного оснащения жилых районов предполагается провести в Москве.
1.8. Структура и размещение селитебной территории

Важное место в планировочной структуре города занимает селитебная территория. На ней располагается жилая застройка с необходимыми учреждениями обслуживания, общественными центрами, зелеными насаждениями и отдельными предприятиями, санитарная характеристика которых допускает их расположение в селитебной зоне.

Для жилой застройки выделяют два основных уровня - жилой район и микрорайон (квартал). Жилой район проектируют на уровне детальной планировки, а микрорайон (квартал) - на уровне проекта застройки. В исторических зонах городов элементами структурной организации селитебной территории принимают кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

Жилой район представляет собой структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 250 га. В состав селитебных территорий входят жилые районы или их группы с численностью населения около 150 тыс. чел. и более, имеющие общую архитектурно-планировочную организацию. Границами их являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, магистральные улицы, дороги общегородского значения и т. п. Жилой район включает в себя общественный центр, где сосредоточены учреждения периодического пользования, и специализированные центры. Комплексы этих учреждений и предприятий обслуживания должны быть расположены вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. В пределах жилого района радиус обслуживания учреждений и предприятий принимают не более 1500 м. В малых городах один жилой район может включать в себя всю селитебную территорию.
Микрорайон {квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью не более 80 га (как правило 10 …60 га), не расчлененный магистральными улицами и дорогами. В пределах микрорайона размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования. Наилучшая организация жилого района предполагает членение его на микрорайоны. Районы сложившейся застройки допускается формировать из кварталов. Микрорайон представляет собой основную структурную единицу жилой застройки. Идеи создания микрорайонов зародились в период возникновения укрупненных кварталов Харькова, Запорожья, Санкт-Петербурга в 30-х гг. XX в.

В этом же направлении предложил развивать жилую среду города известный французский архитектор Ле Корбюзье, создав в 1937 г. для Парижа проект реконструкции «антисанитарного района № 6» и в 1947 г. для Марселя проект жилой единицы. В его проекте большие группы зданий на столбах были свободно расположены среди зелени. Зона под зданиями использовалась для пешеходов. На свободных пространствах размещались детские учреждения, кинотеатры, спортивные площадки. Плоские крыши домов превращались в площадки для игр и солярии. Комплексное обслуживание максимально приблизилось к жилью. В этом основное отличие микрорайона от прежней структуры организации жилой среды.

В современном микрорайоне могут проживать 10… 20 тыс. чел. и более, в зависимости от размера города. Территория микрорайона определяется в границах межмагистральных территории, установленных красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения на расстоянии 500 м. Границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи. В микрорайоне должны располагаться все учреждения культурно-бытового обслуживания, удовлетворяющие повседневные запросы населения. Радиус обслуживания школ детских дошкольных учреждений назначают в соответствии с табл. 5 СНиП 2.07.01-89*.

Микрорайоны должны быть связаны с общественным центром как транспортными, так и пешеходными путями, которые по возможности должны иметь минимальное число взаимных пересечений. Хорошо должна быть налажена связь между микрорайонами и объектами общегородского центра, а также с другими элементами планировочной структуры города: промышленной зоной, зоной внешнего транспорта, зоной отдыха. Основная нагрузка падает на общественный транспорт. Для создания его сети определяются оптимальные расстояния от жилых домов до остановок общественного транспорта, интервалы и скорость его движения. Также выбираются места парковки автомобилей индивидуального пользования.

Жилые районы располагают исходя из функционального зонирования территории города. Однако размещение селитебной территории в планировочной структуре города зависит не только от градостроительных факторов, но и от конкретных климатических условий. Одним из важнейших критериев размещения селитебных территорий по отношению к промышленным зонам является господствующее направление ветра. Наиболее благоприятным считается расположение селитебной территории с наветренной стороны для господствующего направления ветров в отношении промышленных предприятий, выделяющих вредные вещества. Если город располагается на реке, то селитебная территория должна, располагаться выше промышленной зоны по течению реки. С точки зрения рельефа располагать селитебную территорию лучше на возвышенности, чем в низине, где могут скапливаться вредные газообразные отходы промышленных производств.
Промышленные предприятия размещают на территориях промышленных зон, районов, узлов. Их компонуют в блоки основных и вспомогательных производств с учетом отраслевых характеристик предприятий, санитарно-гигиенических и противопожарных требований к их размещению, подведения инженерных сетей, грузооборота и видов транспорта и очередности строительства. Промышленные зоны должны иметь рациональную транспортную взаимосвязь с жилыми районами при минимальных затратах времени на передвижение.

В пределах селитебной территории можно размещать только те промышленные объекты, которые не выделяют вредных веществ, не имеют взрыво- и пожароопасных производств, не создают дискомфортных условий в окружающей среде, не требуют подведения подъездных путей. Расстояние от границ участка промышленного предприятия до гражданских зданий и объектов отдыха при этом должно быть не менее 50 м.

Современные технологические и технические меры позволяют в значительной мере очищать и обезвреживать вредные выбросы в атмосферу, снижать уровень шума и ликвидировать другие вредные воздействия. Если после проведения этих мер на предприятии не обеспечиваются предельно допустимые для селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и воздействий, то вокруг него предусматривают санитарно-защитную зону. Размеры таких зон устанавливают в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий, действующей Методикой расчета концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе и требованиями СНиП 2.07.01-89*.

По своей санитарной характеристике все промышленные предприятия подразделяют на пять классов с разной шириной требуемых защитных зон. Для наиболее вредных предприятий ширина са-нитарно-защитных зон селитебных территорий составляет 300, 500 и 1000 м. Для менее вредных и безвредных предприятий ширина санитарно-защитной озелененной зоны составляет 100 и 50 м. Ее функции в этом случае может выполнять широкая, хорошо озелененная улица.

Господствующее направление ветра определяется по розе ветров, которая представляет собой векторную диаграмму, изображающую режим ветра в данном месте (рис. 1.2). Она составляется по результатам многолетних наблюдений за определенный месяц, сезон, год для всех населенных мест. Розу ветров строят по 8 или 16 румбам - основным географическим сторонам света. По этим направлениям в определенном масштабе откладывают в виде векторов значения повторяемости (в процентах общего числа наблюдений) направлений или значения средних и максимальных скоростей ветра, соответствующие каждому румбу. Концы векторов соединяют ломаной линией.

Розу ветров строят для данного пункта по результатам повторяемости ветров за самый жаркий месяц или самый жаркий квартал года. Это объясняется
тем, что в этот период создаются самые неблагоприятные санитарно-гигиенические условия: больше развивается болезнетворных микроорганизмов, хуже экологическое состояние воздушной среды вокруг промышленных предприятий. Поэтому селитебная территория должна располагаться так, чтобы на нее не распространялись в это время потоки загрязненного воздуха с территорий промышленных зон. Господствующее направление ветра соответствует самому большому вектору розы ветров, направленному к ее центру.

При взаимном размещении промышленных зон и селитебных территорий принимают во внимание степень опасности и вредности располагаемых промышленных производств. По этому принципу все производства подразделяют на три категории.

Промышленные производства I категории включают в себя взры-во- и пожароопасные, радиоактивные, связанные с разработкой полезных ископаемых производства. Селитебные территории располагаются от них на значительном удалении (до 20 км).

Промышленные производства II категории включают в себя промышленные предприятия средней производственной вредности. Их допускается располагать на периферии селитебных территорий с соблюдением необходимых санитарно-защитных зон.

Промышленные производства III категории включают в себя промышленные предприятия малой производственной вредности или совсем безвредные. Их допускается располагать на селитебной территории города.

В санитарно-защитной зоне не размещают жилые дома, учреждения здравоохранения, детские и спортивные учреждения, сооружения отдыха, сады, парки, огороды, садовые и дачные поселки. Санитарно-защитные зоны максимально озеленяют. В качестве зеленых насаждений используются породы выносливых к задымлению и влиянию вредных веществ деревьев и кустарников. В зависимости от ширины санитарно-защитной зоны (300… 1000 м) озеленение должно занимать 40…60% ее площади. Со стороны селитебной территории высаживают древесно-кустарниковые насаждения шириной не менее 50 м и 20 м - в зоне шириной 100 м.

При проектировании размеры селитебной территории составляют от 4 до 19 га на 1 тыс. чел. в зависимости от размера города, этажности застройки и климатического района.

Физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты подразделяются на открытые плоскостные сооружения (спортивные площадки, поля с газонным покрытием) и крытые сооружения (отдельно стоящие корпуса, функциональные блоки и блоки-пристройки к жилым и общественным зданиям).

Этот вид общественных учреждений предназначен для организованных и самостоятельных спортивно-оздоровительных занятий и активного отдыха различных социально-возрастных групп населения (рис. 14.15, 14.16, 14.17).

Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений подразделяются на местные объекты повседневного обслуживания населения, приближенные к жилью и размещаемые в микрорайонах, жилых кварталах в радиусе пешеходной доступности, равной 500 м, а также объекты периодического обслуживания, размещаемые в пределах жилых районов города из расчета транспортно-пешеходной временной доступности, равной 15 мин.

Крытые сооружения, приближенные к жилью и физкультурно-оздоровительные клубы микрорайонов размещаются во встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных объемах.

При наличии в микрорайоне школы с развитым спортивным комплексом помещений, которыми могут пользоваться не только школьники, но и население, самостоятельный физкультурно-оздоровительный клуб в микрорайоне можно не строить.

Районные объекты представлены следующими типами: физкультурно-оздоровительный центр муниципального района, специализированные отделения детской-юношеской спортшколы, комплекс физкультурно-рекреационных сооружений, специализированные любительские клубы. Эти учреждения размещаются в отдельно стоящих зданиях. Данные для проектирования помещений детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) и любительского спортклуба приведены в табл. 14.6.


При размещении физкультурно-оздоровительных учреждений в природной среде (в лесо-парковой зоне и пр.) рекомендуется проектировать их в виде комплекса, состоящего из отдельных павильонов. При этом должна сохраняться функциональная целостность группы помещений(основных и вспомогательных) данного вида спорта.

Объекты спортивного назначения классифицируются по видам спорта (плавательные бассейны, велотреки, гимнастические залы и пр.), по типу сооружения (крытые и открытые), по архитектурному решению (отдельные сооружения в виде единого объема и комплексы, объединяющие несколько зданий), по масштабам обслуживаемой территории (микрорайонные, районные, межрайонные, общегородские). На рис. 14.18. приведен пример общегородского спортивного комплекса, в состав которого включены крытые и открытые спортивные сооружения и площадки для занятия практически всеми основными видами спорта.

Физкультурно-спортивные объекты в полном или неполном объеме включают следующие группы помещений (сооружений): основные, вспомогательные места для зрителей (в демонстрационных объектах). В учебно-тренировочных залах места для зрителей могут отсутствовать.

К основным относятся спортивные залы (или несколько залов), которые используются для учебно-спортивных занятий, тренировок, проведения соревнований, а также футбольные и хоккейные поля, баскетбольные и волейбольные площадки, легкоатлетические манежи, ванны бассейнов и пр. Основные помещения(сооружения) проектируют в соответствии с действующими нормами и требованиями к проведению спортивных соревнований.

Вспомогательные помещения (сооружения) обеспечивают нормальное функционирование основного, его техническую эксплуатацию, обслуживание спортсменов, а также посетителей в спортивно-зрелищных сооружениях (рис. 14.19).

Существует тенденция строительства крытых спортивных сооружений круглогодичного использования. Однако при этом выявились ограничения в масштабе: господствовавшая долгое время практика строительства крупных дорогостоящих дворцов спорта себя не оправдала по причине больших затрат на техническое обслуживание и персонал. Перспективно направление возведения спортивных сооружений комплектной поставки. Например, показанный на рис. 14.17. типовой проект здания в сборных металлических конструкциях. В последние годы получает развитие строительство рассмотренных выше школьных и межшкольных физкультурно-спортивных зданий и комплексов, которые обслуживают и другие учебные заведения, а также население города. Такое функциональное объединение существенно повышает эффективность использования спортивных сооружений при снижении материальных затрат на их возведение и эксплуатацию.

Архитектурное решение таких физкультурно-спортивных комплексов предусматривает различные варианты объединения школьного бассейна, универсального спортзала и физкультурных помещений. В градостроительном аспекте школьные и меж-школьные спортивные залы и бассейны создают единую сеть учебно-спортивных и спортивно-оздоровительных сооружений города.

В зарубежной практике получает распространение (в основном, в крупных и крупнейших городах) размещение спортивных залов и бассейнов в подземном пространстве, что позволяет значительно снизить эксплуатационные затраты, размещать эти сооружения в сложившейся городской застройке без нарушения ее архитектуры и существенно экономить городскую землю.

Объемно-планировочное решение спортивного корпуса определяется габаритами основного зала и размещением относительно его группы вспомогательных помещений. Соответственно, сформировались четыре варианта композиционного решения здания плавательного бассейна: торцовый, продольный, периметральный и блочный (рис. 14.20).

Торцовый вариант (рис. 14.20, а) имеет ограниченное применение из-за тесноты помещений, сложности в размещении детской ванны, зала подготовительных занятий и технических помещений.

Продольная композиция широко используется для учебно-тренировочных бассейнов (рис. 14.20, б). Эта схема предусматривает одностороннее размещение вспомогательных помещений вдоль основного зала, что создает определенные функциональные, экономические и архитектурные преимущества.

Периметральный вариант предполагает обстройку вспомогательными помещениями основного зала с трех сторон (рис. 14.20, в). Такая схема функционально оправдана и применяется, в основном, при проектировании крупных демонстрационных корпусов, с местами для зрителей и развитым блоком помещений обслуживания. Но при этом появляются длинные темные коридоры, протяженные санитарно-технические коммуникации, что ведет к увеличению стоимости здания.

Блочный вариант предусматривает вынесение спортивных залов, ванн для спортивного плавания, для прыжков и учебного плавания в отдельные блоки, которые объединяются вспомогательными помещениями (рис. 14.20, г). Сочетание различных по высоте и размерам объемов позволяет создавать интересные архитектурные композиции. Недостатком является увеличение площади застройки, а также площади наружных стен, что увеличивает затраты на отопление комплекса.

Во всех вариантах, кроме блочного, вспомогательные помещения решаются в 2-3 этажа. При этом, раздевальные и душевые помещения располагаются на уровне обходной дорожки бассейна. В практике проектирования используются сочетания различных объемно-планировочных схем, в частности, продольное и торцовое (угловое) расположение вспомогательных помещений относительно основного зала (рис. 14.21).

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, - это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента - возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория - это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома - многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других - обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные четвёртых охраняют все - от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии - это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом - но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы... Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей - производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности - это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей - это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на "точечную" и "линейную", где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём - взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), - словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, - говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению - республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка - высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны - их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением..

10.2 При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

10.3 Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

10.4 Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице 5.

Таблица 5

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения*:

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах**

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

10.5 Радиус обслуживания общеобразовательных учреждений в городских поселениях следует принимать согласно нижеследующей таблице.

Размещение общеобразовательных учреждений допускается на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени обучения - 15 мин (в одну сторону), для учащихся II - III ступеней - не более 50 мин (в одну сторону).

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно соответствовать нижеследующим требованиям.

Предельный радиус обслуживания обучающихся II-III ступеней не должен превышать 15 км.

Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Подвоз учащихся осуществляется на транспорте, предназначенном для перевозки детей.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка транспорта оборудуется навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, имеет твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный интернат из расчета 10 % мест общей вместимости учреждения.

10.6 Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания следует принимать не менее приведенных в таблице 6.

Из учебника:

Часть 6. Городские центры коммунально-бытовое обслуживание. Если
 функции первого порядка способствуют
 формированию городских центров, а
 также специализированных центров
 города, то функции второго порядка формируют развитую систему городского обслуживания на уровне центров жилых районов и микрорайонов. В практике градостроительства наряду со специализированными
 центрами города создается обширная
 сеть общественных зданий обслуживающего назначения. Сеть обслуживания представляет собой комплекс однородных по функции учреждений, равномерно расположенных по территории города и обслуживающих отдельные его элементы. Это сети учреждений образования, здравоохранения, торговли, общественного
 питания и т. д. Здания, в которых размещают обслуживающие учреждения разного назначения, группируются в комплексы -
 общественные центры. Городские центры, центры планировочных, жилых
 районов и микрорайонов, центры в
 местах приложения труда и зонах
 отдыха составляют систему центров,
 которая должна быть органически
 связана с архитектурно-планировочной
 структурой города.

Организация обслуживания населения и создание стройной системы культурно-бытовых учреждений города составляют одну из важнейших проблем градостроительства . Ее решение создает наиболее комфортные условия проживания в городе, позволяет удовлетворять
 разнообразные потребности населения
 при разумном использовании времени
 и в результате влияет на рост
 производительности труда. Учреждения обслуживания города
 должны быть организованы в единую
 систему, охватывающую селитебные
 территории, места приложения труда и
 зоны массового отдыха с учетом особенностей обслуживания в каждой
 из этих зон и их взаимосвязи. Учреждения формируют центры обслуживания , состав и структура которых определяются видом обслуживания, величиной и архитектурно-планировочной организацией города. Центры обслуживания представляют собой комплексы разнородных по функции учреждений, объединенных территориально на площади, улице или в одном здании. В нашей стране культурно-бытовое
 обслуживание населения организуется по ступенчатой системе (рис. 203). Население пользуется теми или иными
 учреждениями повседневно, периодически или эпизодически. В соответствии с этим и характером учреждений определяются ступени обслуживания, которые предствляют собой взаимосвязанную систему общегородского, районного и микрорайо иного обслуживания. Эта система позволяет
 централизовать производство предприятий обслуживания, фабрик-загото-
 вочных общественного питания, крупных механизированных фабрик-химчисток, прачечных и приблизить их
 потребление к населению. Важнейший принцип ступенчатой организации обслуживания - совместное размещение учреждений в общественном центре . Строительство учреждений периодического и повседневного обслуживания ведется одновременно с жилищным строительством. Эти здания
 являются объектами массового строительства. Каждая ступень обслуживания, как правило, соответствует структуре городской застройки: повседневное обслуживание сосредоточивается в микрорайоне, периодическое - в жилом районе, эпизодическое имеет общегородское значение . Первая ступень обслуживания включает учреждения повседневного обслуживания населения,
 которые размещаются в микрорайоне
 из расчета не свыше 5-7 мин
 ходьбы от наиболее отдаленных жилых домов, что соответствует пешеходной доступности в пределах 500 м
 или геометрическому радиусу обслуживания около 400 м (рис. 204).
 Вторая ступень объединяет учреждения периодического обслуживания населения, которые размещаются в жилом районе из расчета 15-20 мин ходьбы, что соответствует пешеходной
 доступности в пределах 1500 м или
 геометрическому радиусу обслуживания около 1200 м (рис. 205).
 Третья ступень - это учреждения эпизодического обслуживания общегородского значения, размещение которых
 ограничивается лишь временем транспортной доступности. Учреждения эпизодического пользования обслуживают население всего
 города и планировочных районов (в
 крупных и крупнейших городах).
 Сюда относятся административно-деловые учреждения, театры, крупные кинотеатры и библиотеки, музеи, выставочные залы, специализированные магазины, крупные универмаги, салоны,
 дома моделей, рестораны и др. Время,
 затрачиваемое населением на поездки в эти учреждения, при составлении генеральных планов обычно лимитируют
 в пределах 30 мин. Учреждения эпизодического пользования, особенно в
 крупных и крупнейших городах, размещают также в пригородных и зеленых зонах (спортивные сооружения,
 специализированные учреждения отдыха и лечения, загородные музейновыставочные комплексы и др.). Учреждения периодического пользования (районные административные
 учреждения, кинотеатры, клубы, спортивные сооружения, библиотеки, магазины и др.) обслуживают население
 жилых районов и размещаются пределахпешеходной доступности или
 затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин. Учреждения повседневного пользования (общеобразовательные школы,
 дошкольные учреждения, магазины товаров повседневного спроса, приемные
 пункты предприятий бытового обслуживания, аптеки) размещают в микрорайонах. Подобная система обслуживания
 отличается достаточной гибкостью и
 легко трансформируется в зависимости
 от конкретных градостроительных условий. Число ступеней обслуживания зависит от величины города, его положения в общей системе расселения,
 плотности застройки, уровня развития учреждений обслуживания и других градостроительных условий. В крупных и крупнейших городах
 следует предусматривать возможность
 более сложной системы обслуживания
 с увеличенным числом ступеней. Здесь
 возможно появление центров обслуживания планировочных районов, развитие жилых групп и т. д. . Малые города с населением 25-
 50 тыс. жителей, а иногда и более
 по планировочной структуре, как правило, не имеют жилых районов, а
 подразделяются только на микрорайоны. В этом случае помимо общественных центров микрорайонов следует создавать единый общественный
 центр, объединяющий как основные
 учреждения эпизодического обслуживания (общегородского значения), так
 и учреждения периодического обслуживания (районного значения). В малых городах нередко наблюдается резкая неравномерность плотности застройки селитебной территории: малоэтажная застройка сосредоточивается
 преимущественно на периферии, а
 многоэтажная - в центральной части. В этих условиях для создания
 более полноценного обслуживания в
 общественном центре можно размещать также и повседневное обслуживание населения центральной части города, сохраняя общественные центры
 микрорайонов лишь в периферийных
 районах. Поселки и малые города до 25 тыс.
 жителей, как правило, по своей
 планировочной структуре не имеют ни
 жилых районов, ни микрорайонов (при
 наличии на периферии одного-двух
 микрорайонов они носят характер
 подцентра). В этом случае может
 быть создан единый общественный
 центр города или поселка, включающий
 все основные учреждения эпизодического, периодического и повседневного
 обслуживания. При этом в условиях
 относительно малой численности населения и низкой плотности застройки для создания более крупных
 и полноценных зданий общественных
 центров возможно увеличение пешеходной доступности до 700 м. В определенных случаях возможно и некоторое видоизменение ступеней
 обслуживания и частичное перераспределение учреждений в зависимости от
 принимаемой структуры жилой застройки. Так, например, первоначально
 была принята система: жилая группа - микрорайон - жилой район -
 город. Однако на практике это себя не
 оправдало. Учреждения первичного обслуживания, размещенные на значительном расстоянии от жилого дома
 (150- 200 м), не обеспечивал^ необходимого комфорта, а строительство
 специальных зданий блоков обслуживания значительно удорожало строительство. Учреждения повседневного обслуживания (400 м) размещаются в общественных центрах микрорайонов на
 6-18 тыс. жителей, периодического
 (1200 м) - в жилом районе, эпизодического - в городе. В современных
 конкретных градостроительных условиях это размещение наиболее распространено. Однако наиболее перспективна, видимо, следующая структура: жилая группа - жилой район -
 город. В этих условиях в жилых
 группах размещается блок обслуживания (200 м) на 2-3 тыс. жителей,
 а в жилом районе (1200 м) -
 учреждения периодического обслуживания. Жилая группа содержит учреждения повседневного обслуживания. Для удовлетворения потребностей
 человека необходимо наличие определенных видов культурно-бытового обслуживания. Каждый из этих видов,
 как правило, имеется на всех ступенях
 обслуживания. В пределах одного вида
 обслуживания каждой ступени соответствуют свои учреждения, отличные от
 учреждений других ступеней. Названные виды обслуживания не
 претендуют на исчерпывающую полноту. Распределение учреждений по
 ступеням соответствует относительно
 полному удовлетворению потребностей.
 В зависимости от конкретных условий - существующего уровня обслуживания, экономической целесообразности, местных особенностей и т. д.-
 это распределение может корректироваться. В первую очередь это относится к первичному обслуживанию,
 приближенному к жилому дому, полное развитие которого пока еще не
 может быть полностью осуществлено. Поскольку микрорайон является
 минимальным градостроительным элементом, здесь возможно и целесообразно иметь комплекс первоочередных и наиболее необходимых учреждений для воспитания и обучения детей, общественного питания, торгового, хозяйственно-бытового обслуживания, общественной и культурно-просветительной деятельности, физкультуры и коллективного отдыха,
 соответствующих первой ступени -
 повседневному обслуживанию. К повседневному обслуживанию относятся: детские ясли-сад, общеобразовательная школа, столовая-кафе,
 продовольственный магазин с отделом
 сопутствующих промтоваров, жилищно-эксплуатационная контора с поме 
 тыс. жителей щениями для общественной и культурно-просветительной деятельности,
 парикмахерская, комплексный приемный пункт бытового обслуживания с
 мастерскими мелкого ремонта, отделение связи и сберкасса, аптека, раздаточный пункт детской молочной кухни,
 приемный пункт прачечной, комплекс
 физкультурных площадок и микрорай-
 онный сад, а также хозяйственнотехнические учреждения и устройства:
 мастерские для текущего ремонта со складами, прачечная самообслуживания, тепловой узел, трансформаторные подстанции, стоянка легковых автомобилей и др. Наименование «повседневное» обслуживание, как и периодическое, несколько условно поскольку часть учреждений относится к той или иной
 группе и по другим признакам. Например, к числу учреждений повседневного обслуживания относится
 ЖЭК, который жители не посещают ежедневно, но который размещается
 в микрорайоне, так как ведает эксплуатацией жилого фонда микрорайона;
 приемные пункты прачечной и химчистки, а также пункт проката также
 не посещаются ежедневно, но их желательно максимально приблизить к
 месту жительства с тем, чтобы предельно сократить путь, и т. д. Значительное влияние на систему
 центров обслуживания оказывает их
 положение в общей системе расселения с учетом обслуживания населения, тяготеющего к городу или
 поселку. В этих случаях ступенчатая система обслуживания решается
 в масштабе районной планировки. Таким образом, в различных градостроительных условиях сохраняется и развивается ступенчатый характер организации обслуживания. Система обслуживания может изменяться в зависимости от принимаемых плотностей жилой застройки.
 Так, в одном из проектов экспериментального жилища для жаркого климата (Ташкент) для случаев пониженных плотностей и сокращенных
 радиусов обслуживания был предложен вариант обслуживания, при котором в каждой жилой группе на 2
 тыс. жителей размещаются в радиусах
 до 150 м блоки обслуживания. В
 каждом же микрорайоне - по два торговых центра повседневного обслуживания в радиусе 300 м на 4-5 тыс.

Для
 центра жилого района радиус обслуживания принят 800 м. Общественный центр жилого района (1200 м)
 обслуживает 50-100 тыс. жителей


Иногда культурно-бытовое обслуживание организуется по ступенчатой
 системе в населенных местах, не
 имеющих структурных элементов. 
 Повседневное обслуживание , объединенное с периодическим, размещается в центрах жилых образований
 на 20-25 тыс. жителей в радиусе 500 м. В наиболее удаленных частях этих зон и за ее пределами
 дополнительно располагают блоки первичного обслуживания (продажа хлеба
 и молока, стол заказов) в расчете
 на обслуживание населения в зоне
 радиусом 200 м. Эпизодическое обслуживание сосредоточено в общегородском центре. Эта система имеет некоторые экономические преимущества,
 но может быть осуществлено лишь при
 повышенной плотности застройки в городах определенной величины (150-
 200 тыс. жителей). размещение общественных
 объектов вдоль магистралей требует
 обязательного разделения транспортного и пешеходного движения. учреждения торговли, общественного питания и бытового обслуживания центра в значительной
 степени рассчитаны на так называемое дневное население города. Все
 эти учреждения рассчитываются с учетом постоянно проживающих, работающих и временно находящихся здесь
 людей. В настоящее время в Москве
 постоянно находится в среднем более
 800 тыс. туристов, командированных, В ближайшие годы их число
 может возрасти до 1 млн. человек. Перспективным направлением развития центров культурно-просветительных и культурно-зрелищных учреждений является их дифференциация в
 и запросов. В этих случаях формирование центров, как и построение
 сети в целом, усложняется (рис. 208).
 Необходимо, например, не схематично
 размещать в центрах жилых районов
 (с радиусом 1200-1500 м) одинаковые по вместимости кинотеатры, а
 определить структуру центров и сети,
 включающую объекты районного и городского значения, а также кинотеатры, различающиеся по технике показа (панорамное кино, стереокино,
 круговой экран и пр.), по специальному

Место общественного центра на территории жилого района зависит от расположения жилого района в структуре города, от размеров и конфигурации территории жилого района,
 от трассировки транспорта, от природных условий (рельефа, существующих
 массивов зелени, водоемов), композиционных и архитектурно-художественных соображений и ряда других причин. пешеходный путь
 для населения жилого района к общественному центру не должен превышать 1500 м. Чем
 больше территория жилого района, тем
 выгоднее положение общественного
 центра вблизи ее геометрического
 центра. Важнейшее условие правильного
 размещения общественного центра -
 наличие транспортной связи с соседними районами и центром города, с
 промышленной зоной, зоной отдыха


Общественный центр следует размещать
 на расстоянии 40-60 м от жилых
 домов и отделять защитной полосой
 декоративной зелени. На сложном рельефе общественный
 центр рекомендуется. размещать с
 учетом удобного подъезда и подхода к нему. На территории с особо
 сложным рельефом могут возникнуть
 трудности при выборе участка для комплекса общественного центра. В этих
 случаях рекомендуется террасирование
 территории, использование разных уровней с переходами и лестницами (рис. 211).

→ Административно бытовые помещения


Здания и помещения культурно-массового обслуживания


Организация культурно-массового обслуживания трудящихся - важная составная часть социальной деятельности предприятий. Номенклатура учреждений культурного назначения формируется с учетом структуры производства и его взаимосвязи с жилыми районами, а также особенностей руководства культурно-массовой профсоюзной работой. В состав обязательных учреждений культуры предприятий входят красные уголки и залы собраний, которые размещают вблизи сосредоточения работающих или мест приложения труда. В состав учреждений культурного обслуживания, кроме обязательных, входят также другие объекты, функционирование которых предполагается при совместном использовании группой предприятий, размещаемых в городской застройке или населенном пункте, с учетом организации обслуживания населения. В число объектов культурного обслуживания входят клубы, библиотеки, спортивные сооружения, размещаемые на границе промышленных и жилых районов городов и поселков, музеи истории предприятий, боевой и трудовой славы, которые вместе с инженерными корпусами, зданиями управления, учебы и другого административного назначения образуют предзавод-ские площади.

Здания клубов, других учреждений культуры, а также спортивные сооружения проектируются в соответствии с нормами проектирования этих зданий и сооружений, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов, по заданиям, согласованным с советами профессиональных союзов.

Площадки для гимнастических упражнений и спортивных игр предусматривают в соответствии с заданием на проектирование из расчета 0,9 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене или наиболее многочисленной части этой смены, одновременно начинающей работу. На предприятиях, технологические процессы которых связаны с выделением вредных веществ, эти площадки допускается предусматривать по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Красные уголки профсоюзных организаций, включая профсоюзы реконструируемых производств, размещают в местах обеспечения пешеходной доступности между сменным, обеденным и внутрисменным периодами обслуживания. В соответствии с положением о профсоюзных клубах, филиалами которых являются красные уголки, эти учреждения предназначаются для собраний профсоюзного актива или трудового коллектива, проведения лекций, докладов, организации демонстраций научно-технических и короткометражных художественных фильмов, осуществления некоторых видов кружковой работы, экономической учебы, других форм повышения квалификации, а также инструктажа по технике безопасности.

Рис. 1. Планировочное решение красного уголка

На красные уголки возлагаются функции общественных культурно-просветительных учреждений, своеобразных центров массово-политической и культурно-воспитательной работы на предприятиях. Особенно велико их значение в коллективах, не имеющих своих клубов.

Красный уголок предназначается для проведения общественно-политических и производственных мероприятий в междусменный или обеденный перерыв, что определяет целесообразность его размещения поблизости от пунктов общественного питания. Их планировочной организации и отделке уделяется большое внимание. В некоторых случаях вместо нескольких красных уголков образуют один большой, предназначенный для ряда родственных профсоюзных организаций. Возможность формирования такого крупного красного уголка со всем комплексом входящих в него помещений определяется размещением трудовых коллективов в одном производственном здании.

Красные уголки предусматриваются для трудовых коллективов при числе работающих в смену от 50 до 600 человек. Для предприятий и организаций с численностью работающих до 50 человек красный уголок совмещается с комнатой отдыха и приема пищи.

Рис. 2. Общий вид зала собраний на 600 человек

При численности работающих свыше 600 человек в смене предусматриваются залы собраний. Потребность в помещении красного уголка в этом случае отпадает. Площадь залов собраний принимается на 30% работающих в смене из расчета 0,9 м2 на одно место. При зале собраний предусматривают также комнату президиума, курительные и уборные.

Залы собраний вместимостью 400 мест и более оборудуют киноаппаратными, устройство которых осуществляется в соответствии с требованиями норм на проектирование клубов. В залах собраний вместимостью менее 400 человек допускается устройство непосредственно в зале открытого кинопроектора для демонстрации кинофильмов, выполненных на пленке шириной 8 - 16 мм.

Для возможности многоцелевого использования залов собраний, например организации выставок, спортивных мероприятий, вечеров отдыха, в большинстве случаев в них не применяют полы с уклоном. При этом увеличивают высоту эстрады по сравнению с нормативными требованиями.

При организации культурно-массового обслуживания предприятий учитывается возможность обеспечения доступности объектов культуры не только для работающих на предприятии, но и проживающего поблизости населения. При этом учитываются специфические особенности, характерные для различных отраслей народного хозяйства. Так, для предприятий с преобладающим женским персоналом, культурно-просветительные мероприятия и соответственно сооружения и объекты, предназначенные для них, проектируются с учетом возможности привлечения туда мужского состава. Культурно-просветительное обслуживание трудящихся в сельской местности отличается от сети объектов культуры промышленных предприятий. Существенны различия в организации культурного обслуживания трудящихся в зависимости от национальных традиций, климатических особенностей районов строительства.

Сеть культурно-массовых учреждений промышленных предприятий имеет значительное разнообразие по приемам организации. Часто культурными центрами крупных заводов являются Дворцы культуры, как правило, размещаемые на территории между промышленной и жилой зонами и имеющие развитое объемно-планировочное решение. В состав помещений Дворцов культуры входят зрительные залы на 600 мест и более, залы для спортивных занятий, клубные помещения, лекционный зал, зимние сады, фойе. Обычно Дворцы культуры - это наиболее значительные в архитектурно-художественном отношении сооружения жилой и промышленной застройки.

Показательным примером комплексной организации культурно-массовых объектов, обслуживающих промышленные и жилые районы, с большой плотностью населения, является культурный центр Московского автозавода им. Ленинского комсомола. На территории между промышленной площадкой и селитебными районами размещен комплекс зданий, включающий музей завода, Дворец культуры с 18 народными университетами, 12 клубами по интересам, зрительными залами на 1200 и 300 мест, универсальный Дворец спорта с легкоатлетическим манежем, игровым и тренировочным залами, бассейном, крытым катком с искусственным льдом. В непосредственной близости от Дворца спорта и культуры сооружен стадион с открытыми спортивными площадками, трибунами для зрителей. Значительные единовременные капиталовложения в сооружение культурного центра АЗЛК вполне оправдали себя.

Архитектурно-строительное формирование культурного обслуживания трудящихся, работающих рассредоточенно с относительно небольшой плотностью людей на местах приложения труда и значительными производственными площадями, например агропромышленные предприятия, строительные организации, отличается многоступенчатостью обслуживания. Так, для агропромышленных предприятий характерна, с одной стороны, концентрация объектов обслуживания в едином соци-ально-культурном комплексе, возводимом на центральной усадьбе, а с другой - приближение отдельных повседневных видов культурного обслуживания к рабочим местам. Центральный Дом культуры и быта занимает ведущее место в композиционной структуре застройки населенного места и поэтому должен обладать высокими архитектурно-художественными достоинствами. В состав Дома культуры и быта помимо административно-торговой части входят, как правило, три структурных подразделения культуры. Во-первых, это комплекс массовых общественных и зрелищных мероприятий, включающих демонстрации кинофильмов, спектаклей и концертов профессиональных и самодеятельных коллективов, собраний трудовых коллективов, лекций. Другое подразделение центрального Дома культуры предназначается для клубно-кружкОвой работы; сюда входят художественная самодеятельность, студии эстетического воспитания, кружки бытового и технического творчества, любительские объединения по интересам. Третье направление включает в себя группы семейного общения на базе литературных диспутов, коллективных спортивно-оздоровительных развлечений.

Кроме центрального Дома культуры в сеть социально-культурного комплекса предприятий сельского хозяйства, строительных организаций и других отраслей с рассредоточенными группами трудовых коллективов входят службы повседневного культурного обслуживания, располагаемые в мобильных или комплектно-блочных зданиях вблизи мест приложения труда. Архитектурно-строительные характеристики таких зданий должны отвечать современным функциональным требованиям. Помещения культурно-массового обслуживания могут размещаться также в зданиях контейнерного типа с несъемной ходовой частью, а также в зданиях сборно-разборного типа.