Одноэтажная америка фотографии. Легендарное путешествие ильфа и петрова по сша в фотографиях

Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией .

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию . Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии , т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

1. исключительное право на произведение;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии , то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии , то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии ;

6) сообщение в эфир или по кабелю , то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии . Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Право авторства и право автора на имя

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Право на обнародование фотографии

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Другие авторские права

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступ а — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение :

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

В этот вторник мы хотим познакомить вас с творчеством Ильи Ильфа и Евгения Петрова, но не на примере «12 стульев», а гораздо менее известной книги — «Одноэтажной Америки». Надеемся, что вы захотите прочитать ее полностью. Мы же приведем ниже некоторые интересные выдержки. Итак. Представьте себе: четверо (Ильф и Петров, а также супружеская пара Адамс из Нью-Йорка) на приобретённом новеньком «форде» пересекли Америку от Атлантики до Тихого Океана и обратно в течение двух месяцев (конец 1935 года — начало 1936 года).

Таможенный зал пристани «Френч Лайн» велик. Под потолком висят большие железные буквы латинского алфавита. Каждый пассажир становится под ту букву, с которой начинается его фамилия. Сюда привезут с парохода его чемоданы, здесь они будут досматриваться. Голоса приехавших и встречающих, смех и поцелуи гулко разносились по залу, обнаженные конструкции которого придавали ему вид цеха, где делают турбины.

Путешествие как результат вдохновения… Почему бы и нет. Только вдохновляйтесь чем-нибудь достойным - интересными книгами, фильмами. Роль первооткрывателя вам точно не светит, а вот последователя - попробуйте. Возьмите на вооружение путешествие по Южной Америке по маршруту Ильфа и Петрова. Есть в этом и авантюризм, и интрига, и даже сюжет. Сверхзадача только будет совсем иная: не показывать идеологическую пропасть между двумя сверхдержавами (США и СССР), а просто наслаждаться отдыхом.



Ильф и Петров «Одноэтажная Америка»

В далеком 1935 году знаменитые писатели и журналисты Илья Ильф и Евгений Петров совершили путешествие по городкам и весям . Не ради праздного любопытства. Редакция газеты «Правда» удумала организовать культурную разведку. Вылилось все это в интереснейшую книгу «Одноэтажная Америка», которой зачитываются до сих пор. А представьте, каким прорывом она стала в 30-е годы! Задачу авторы поставили перед собой непростую: рассказать не только о том, что посмотреть в Штатах , а и подробно раскрыть обычную жизнь американцев. Герои Ильфа и Петрова (а это они сами и супружеская пара Адамс из Нью-Йорка) на новеньком «Форде» пересекли от Атлантики до Тихого океана и обратно в течение двух месяцев. Делали они это настолько увлекательно, что получилась подробная инструкция - как надо путешествовать, на что смотреть, с кем разговаривать, что фотографировать.



Не известно, сколько людей повторили маршрут путешествия по Америке , каким проложили его Ильф и Петров. Но одна попытка, и очень удачная, вошла в историю. Другой облик современной Америки показали известные телеведущие Владимир Познер, Иван Ургант и американский писатель Брайан Кан. В 2006 году они отправились по стопам авторов знаменитой книги «Одноэтажная Америка». В сопровождении съемочной группы ведущие 60 дней колесили по Америке на «Форде» по прозвищу «Генриетта» (в честь Генри Форда), проехав 17 тысяч километров, побывав в 25 штатах и 50 городах. Начали путешествие в и вернулись по мексиканской границе через Вашингтон. А потом показали все это по телевизору в 16-ти сериях грандиозного проекта «Одноэтажная Америка». Читатели вряд ли пропустили такое телепутешествие. Но все же восторгаться таким квестом лучше не сидя на диване, а за рулем своего авто на дорогах Америки.



Соревноваться в описательной прозе, емких оценках и таком заманчивом субъективизме мастеров слова не стал. Книги Ильфа и Петрова - это признанные литературные шедевры. Пошаговую инструкцию путешествия ищите на страницах их бессмертного произведения. А вот очертить маршруты по Южной Америке, чтобы можно было поставить отметки на карте - это пожалуйста.



Маршрут путешествия по одноэтажной Америке

(штат Нью-Йорк) - Кливленд (штат Огайо) - Детройт (штат Мичиган) - Чикаго и Пеория (оба: штат Иллинойс) - Гэллап и Санта-Фе (оба: штат Нью-Мексико) - Колорадо-Спрингс и Гранд-Каньон (в штате Колорадо) - Лас Вегас (штат Невада) - Сан-Франциско и Лос-Анджелес (оба: штат Калифорния) - Эль-Пасо и Хьюстон (оба: штат Техас) - Новый Орлеан (штат Луизиана) - Мемфис (штат Теннеси) - Вашингтон (округ Колумбия) - Нью-Йорк (штат Нью-Йорк).

Купленный в кредит в Нью-Йорке «форд», на котором писатели объехали всю Америку. Фотография Ильи Ильфа.

​19 сентября 1935 года Илья Ильф и Евгений Петров в качестве корреспондентов газеты «Правда» отправились в четырехмесячное путешествие по Америке. На купленном в Нью-Йорке «форде» писатели пересекли всю страну, побывали на заводах Генри Форда и родине Марка Твена, в индейских деревнях Санта-Фе и Таоса, осмотрели строительство знаменитой плотины Боулдэр-Дам, проехали Разноцветную пустыню Аризоны, посетили строительство знаменитого моста в Сан-Франциско, провели две недели в Голливуде и через южные штаты вер­ну­лись обратно в Нью-Йорк. Ильф записывал свои впечатления в дневнике, ежедневно отправлял жене Марии подробные длинные письма, короткие открытки, телеграммы и пачки фотографий. Вернувшись в Москву, писатели издали свои путевые заметки под названием «Одноэтажная Америка». Пере­веденная на английский язык, книга имела большой успех в Америке, а затем и в других странах.


Конверт Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года



Из семейного архива Ильи Ильфа


Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа


Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Илья Ильф пишет на специальной бумаге с логотипом лайнера, которая в изобилии имелась в специальной комнате для написания и отправки писем. Путешествие в каюте первого класса «Нормандии» Ильф и Петров подробно описали в книге «Одноэтажная Америка».

«Вообще удобства здесь громадные, если к вибрации относиться спо­койно. Каюта у нас громадная (так как нам везет, то в Париже, когда мы меняли шипс-карты на билеты, нам дали каюту не туристскую, а первого класса. Они это делают потому, что сезон уже кончился, чтобы первый класс не пустовал безобразно), обшитая светлым дере­вом, потолок как в метро, роскошный, стоят две широкие деревянные кровати, шкафы, кресла, свой умывальник, душ, уборная. Вообще пароход громаден и очень красив. Но в области искусства здесь явно неблагополучно. Модерн вообще штука немножко противная, а на „Нормандии“ это еще усиливается золотом и бездарностью».


Илья Ильф на палубе «Нормандии». Снимок сделал радиоконструктор Александр Шорин на фотоаппарат Ильфа
Из семейного архива Ильи Ильфа

«На „Нормандии“ едет группа наших инженеров с радиоконструктором Шориным. Все легли костьми, показались сегодня на минуту и снова укрылись в свои каюты. Один я хожу, безумный адмирал, нечувстви­тель­ный к морской болезни».
Из письма жене 4 октября 1935 года



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Нью-Йорка. 9 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

В Нью-Йорк Ильф и Петров приехали 7 октября 1935 года и провели там почти месяц. Они повидали множество людей - от Эрнеста Хемингуэя до Давида Бурлюка, побывали на большой выставке Ван Гога, на одном из первых пред­ставлений оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», видели боксерский поединок в Медисон-сквер-гарден и темные уголки тюрьмы Синг-Синг.

«Дорогая дочка вчера послал Вам письмо. В здании на обороте я живу. Сегодня вечером буду Вам еще писать. Поцелуйте нашу милую Сашень­ку,
Ваш Иля»


Илья Ильф у окна своего номера на 27-м этаже отеля «Шелтон» в Нью-Йорке. Снимок сделал Евгений Петров
Российский государственный архив литературы и искусства

«Утром, проснувшись на своем двадцать седьмом этаже и выглянув в окно, мы увидели Нью-Йорк в прозрачном утреннем тумане».
«Одноэтажная Америка»


Вид из окна номера на 27-м этаже отеля «Шелтон». Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

«Это была, что называется, мирная деревенская картинка. Несколько белых дымков подымались в небо, а к шпилю небольшой двадцати­этажной избушки был даже прикреплен идиллический цельнометал­лический петушок. Шестидесятиэтажные небоскребы, которые вчера вечером казались такими близкими, были отделены от нас по крайней мере десятком красных железных крыш и сотней высоких труб и слу­ховых окон, среди которых висело белье и бродили обыкновенные коты».
«Одноэтажная Америка»


Соломон Абрамович Трон. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

Соломон Трон (1872–1969) - инженер-электрик, часто бывал в Советском Союзе, работал на Днепрострое, Челябинске и в других местах. Вместе с женой Флоренс живой, энергичный, любопытный и очень общительный Соломон Трон сопровождал писателей в их поездке по Америке.


Конверт из Дирборна. 14 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из Дирборна. 14 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Главными впечатлениями Ильфа и Петрова на пути из Нью-Йорка в Голли­вуд стали заводы Генри Форда в Дирборне, Чикаго и реклама, особенно световая.

«Это был мистер Генри Форд. У него замечательные глаза, искря­щиеся, похожие, как видно, на толстовские, мужицкие. Очень по­движ­ный человек. Он тоже сел. Все время двигал ногами. То упирал их в стол, то закладывал одну за другую, то снова ставил на пол. Говорили мы, что называется, „за жизнь“. Свидание продолжалось минут 15 или 20. Конечно, такой человек, как Форд, уже не думает только о заработках. Он говорил, что служит обществу и что жизнь вещь более широкая, чем автомобиль. В письме, жалко, трудно рассказать, дочка моя. В общем, я видел замечательного человека, который в громадной степени повлиял на жизнь людей. Он сам, надо думать, не очень доволен господством машин над человеком, потому что говорил о том, что хочет делать маленькие заводы, где люди будут и работать, и в то же время заниматься сельским хозяйством».


Конверт из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

В дневнике Илья Ильф жаловался, что в Чикаго невозможно снимать:

«15 ноября
Брильянтовый свет машин. Набережная и трущобы. В отеле „Стивенс“ три тысячи комнат. Покровительство одиноким путе­ше­ствующим женщинам, а рядом Гери. Все у них ясно, как в медном тазу.
Это хорошо бы снять, но день ужасный, темный, ничего нельзя сделать, безобразие».



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Альбукерке. 25 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, если индеец имеет квартиру на третьем ярусе дома, то он перелезает по этим лестницам с крыши на крышу. Собаки тоже ходят по этим лестницам. До свиданья, дочка моя.
Твой Иля».

Собаки, гуляющие по крышам индейских жилищ, появились затем и в «Одно­этажной Америке»:

«Собаки бежали по своим домам, не трогая нас, расторопно подымались по лестницам и исчезали в дверях».



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Навахо-Бридж. 28 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Огромное впечатление на Ильфа произвела пустыня - он много снимал в Аризоне и отправил жене несколько открыток из Гранд-Каньона.

«Дорогой Марусик, утром уехал из Грэнд-Кеньона и целый день ехал по горной пустыне. Так хорошо в этой разноцветной пустыне, как нигде. Лучшего не видел еще никогда.
Твой и Сашенькин Иля».

Перед Голливудом писатели на несколько дней заехали в Сан-Франциско («город туманов, очень легких и светлых») - посмотреть на строительство моста, на ворота, погулять по городу, сходить на американский футбол и отдохнуть от бесконечной дороги.

«Милая, нежная дочка, я уже очень заскучал. Ни тебя нет очень долго, ни нашего Пига маленького. Дети мои родные, мне кажется, что я никогда больше с вами не расстанусь. Без вас мне скучно.
Вот ходят по улицам индусы, японцы, голландцы, кто угодно, и Ти­хий океан тут, и весь город на падающих склонах, на обрывах, а мне уже чересчур много, мне нужно вместе с тобой посмотреть, как наша де­воч­ка спит в кровати».



Российский государственный архив литературы и искусства


Сан-Франциско. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

Описания этих фотографий попали в книгу «Одноэтажная Америка»:

«Непонятно, как и почему мы попали в „Тропикал Свиминг Пул“, то есть зимний бассейн. Мы постояли, не снимая пальто, в огромном, довольно старом деревянном помещении, где был тяжелый оранже­рейный воздух, торчали какие-то бамбуковые жерди и висели пор­тьеры, полюбовались на молоденькую парочку в купальных костюмах, деловито игравшую в пинг-понг, и на толстяка, который барахтался в большом ящике, наполненном водой...»


Конверт из Голливуда. 15 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из Голливуда. 15 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

9 декабря 1935 года Ильф и Петров прибыли в Голливуд. Две жаркие недели писатели ходили по киностудиям, встречались с актерами и режиссерами и вели светскую жизнь.


Евгений Петров (слева) и режиссер Льюис Майлстоун. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

В Голливуде Ильф и Петров посмотрели фильм Майлстоуна «Сенсация» («Front Page», 1931), который был трижды номинирован на «Оскар». Майлстоун предложил писателям сделать сценарий по «12 стуль­ям». За написанный в течение пяти дней текст Ильф и Петров получили аванс в 600 долларов и выкупили «форд», который должны были вернуть перед отъездом в Москву.



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Голливуда. 16 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Форт-Стоктона. 30 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

23 декабря 1935 года писатели выехали из Голливуда и через южные штаты отправились обратно в Нью-Йорк.

«Дорогой Марусик, сегодня мы чуть отклонились от прямого пути на Сан-Антонио и поехали смотреть Карлсбадские пещеры в штате Нью-Мексико. Ну, это чудо. Расскажу тебе в письме. Обнимаю вас обоих, дети мои.
Ваш Иля».


Реклама Карлсбадских пещер. Слева - «форд» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства


Справка об уплате пошлины за транспортировку «форда» Ильи Ильфа и Евгения Петрова из Америки в Москву. 20 января 1936 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка с борта «Маджестика». 27 января 1936 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, завтра я буду в Шербурге и вечером в Париже. Приеду домой числа 2-го или 3-го. Целую вас, мои дети.
Ваш Иля».

Подготовила Мария Котова


Американские фотографии: ДОРОГА.

ИЛЬЯ ИЛЬФ И ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВ

Поездка Ильфа и Петрова была также темой финала главного совместного проекта «Одноэтажная Америка». Благодаря автомобильной поездке по Соединенным Штатам книга была дополнена некоторыми из актуальных тем, впервые показанными в «Американских фотографиях». Первое её издание должно было содержать фотографии Ильфа, но по причинам, которые остаются неизвестными, книга была опубликована без иллюстраций. Учитывая политическую обстановку в Советском Союзе в 1937 году, начало террора, удивительно, что даже неиллюстрированная версия книги, которая «любовно» высмеивает США, была опубликована. К сожалению, оба автора умерли в течение следующего десятилетия. Во время поездки Ильф страдал первыми симптомами туберкулеза; он ушел в тот же год, когда первое издание книги появилось в печати, в 1937 году. Петров погиб в авиакатастрофе во время работы в качестве военного корреспондента в 1942 году.

На пятый день путешествия через Атлантический океан мы увидели гигантские здания Нью-Йорка. Перед нами была Америка. Но когда мы пробыли в Нью-Йорке неделю и, как нам казалось, начали понимать Америку, нам весьма неожиданно сообщили, что Нью-Йорк вовсе не Америка. Нам сказали, что Нью-Йорк является мостом между Европой и Америкой и что мы по-прежнему находимся на мосту. Затем мы отправились в Вашингтон, будучи твердо убежденными, что столица Соединенных Штатов, бесспорно, является Америкой. Мы провели день, а к вечеру нам удалось влюбиться в этот чисто американский город. Однако в тот же вечер нам сказали, что Вашингтон ни при каких обстоятельствах не был Америкой. Сообщили, что это город правительственных чиновников и что Америка совсем другое. Озадаченные, мы поехали в Хартфорд, город в штате Коннектикут, где великий американский писатель Марк Твен провел свои зрелые годы. К нашему ужасу, местные жители в унисон твердили, что Хартфорд также не является подлинной Америкой. Одни заявляли, что подлинной Америкой были южные штаты, в то время как другие убеждали, что - западные. Некоторые ничего не говорили, но неопределенно тыкали пальцем в место на карте. Тогда мы решили работать в соответствии с планом: ездить по всей стране на автомобиле, чтобы пересечь её от Атлантического океана до Тихого и вернуться по другому маршруту - вдоль Мексиканского залива, рассчитывая, что в самом деле где-нибудь мы будем уверены, что нашли Америку. Мы вернулись в Нью-Йорк, купили «Ford» (перемещение в собственном автомобиле является самым дешевым средством передвижения в Соединенных Штатах), застраховали его и себя, и холодным ноябрьским утром мы покинули Нью-Йорк на пути к Америке.

В течение двух месяцев перед глазами были дороги из белого бетона, черного асфальта или серого зернистого гравия, насыщенного необработанной нефтью.

Сначала мы были восхищены этими великолепными дорогами, потом привыкли к ним, а затем даже сердились, если иногда, в связи с ремонтом пути, нам приходилось делать небольшой крюк по слегка ухабистой, немного старой, пятнистой дороге.

Дороги являются одним из самых великолепных феноменов американской жизни. В декабре прошлого года в США насчитывалось полтора миллиона так называемых «highways» - крупных дорог, по которым автобусы ездят днем и ночью в соответствии с установленными графиками.

На востоке страны, где автомобильное движение особенно тяжело, преобладают трехполосные железобетонные дороги, тысячи километров дорог, исключительно с толстыми белыми линиями. Две полосы для потокового движения, средняя полоса для спокойного движения.

Иногда, особенно в горах и национальных парках, мы восхищались неожиданно новыми пейзажами, появляющимися внезапно. Каждый поворот дороги услужливо открывал нам все новые и новые перспективы красивого вида. Дорога, кроме того, переводила нас из одного пейзажа в другой. Она словно демонстрировала природу для путешественника с мастерством художника, показывающего картины для посетителей выставки.

Данный тип дороги имеет свое особое обозначение «scenic road» - живописная дорога. Такие дороги проложены со специальной целью: показать природу путешественнику, так чтоб ему не пришлось карабкаться по скалам в поисках подходящей точки наблюдения, так чтоб необходимое количество эмоций можно было получить, не покидая автомобиль.

Не выходя из автомобиля, путешественник может также получить необходимое количество бензина на заправочных станциях, которые тысячами стоят вдоль американских дорог. Бак полон. Можно спокойно ехать дальше. Однако джентльмен в полосатой фуражке и кожаной бабочке не отпускает путешественника. Начинается знаменитый американский сервис. Человек с заправочной станции открывает капот автомобиля, проверяет масло и воду. Затем он проверяет давление воздуха в шинах. Тем не менее, он не считает, что его миссия на этом законченна. Он протирает лобовое стекло автомобиля тряпкой. Если стекло сильно загрязнено, вытирает его специальным порошком. И тогда всё в порядке. Но теперь, смягченный сервисом, сам путешественник не хочет уезжать. Ему кажется, что люк автомобиля захлопывается при закрытии недостаточно плотно.

Доброжелательно улыбаясь, джентльмен извлекает из заднего кармана инструмент, и через две минуты дверь в порядке! Можно ехать. Но путешественник не хочет. Он хочет «service» чуть больше этого удивительного и, что особенно важно, бесплатного «service». Путешественник спрашивает о наилучшем пути, чтобы добраться до ближайшего города. В ответ на это он получает первоклассную карту штата, на которой человек с АЗС рисует дальнейшие пути автомобилиста. На обратной стороне карты наименования гостиниц и туристических домов. Также перечислены места, на которые следует обратить внимание по дороге. И все это бесплатный бонус за покупку бензина. С сожалением путешественник покидает гостеприимного обслуживающего станции, утешая себя лишь тем, что после 100 км бензин начнет заканчиваться, и в ту самую минуту, когда он закончится окончательно, на дороге обязательно появится новая АЗС, где он встретит гостеприимного человека с полосатой фуражкой и кожаной бабочкой.

После каждой тысячи миль надо менять масло в двигателе и смазывать его. Это стоит $ 1,50 доллара. Болезненный момент!

«Похоже, что мы давно не меняли масло», - говорит путешественник с грустью.

Как обычно, джентльмен с кожаной бабочкой поднимает автомобиль на специальной площадке, предполагая, что путешественник захочет прогуляться по городу. Ровно через час автомобиль снова возвращают на землю, вернее, на асфальт. Теперь можно спокойно проехать еще тысячу миль.

Иностранец, не владеющий английским, может со спокойной душой отправляться на американскую дорогу. Он не рискует заблудиться. По этим дорогам даже ребенок или глухонемой может ездить самостоятельно.

Дороги тщательно пронумерованы. Цифры встречаются так часто, что заблудиться на маршруте просто невозможно.

Иногда две дороги сходятся на время в одну. Тогда появляются две цифры на опоре - номер федеральной дороги выше, а номер государственной дороги под ним.

Иногда пять, семь или даже десять дорог сходятся вместе. Тогда количество номеров растет вместе с опорой, к которой они крепятся.

На дороге много различных знаков. Расположены они близко к земле, на правой стороне, так что они всегда попадают в поле зрения водителя. Никогда знаки не бывают предварительными и не требуют расшифровки. В Америке вы никогда не столкнетесь ни с чем подобным таинственному синему треугольнику в красном квадрате, с таким знаком, над которым можно часами ломать голову, пытаясь выяснить смысл.

Стрелка, изображенная на фотографии, означает поворот налево. Она оснащена небольшими круглыми зеркалами, которые отражают свет автомобильных фар в ночное время. Таким образом, знак самоосвещающийся. Большая черная надпись на желтом фоне (это самые заметные цвета) означает «Медленно». В подобной манере, просто и ясно, выполнены дорожные знаки «Территория школы», «Стоп», «Опасно», «Узкий мост», «Ограничение скорости 15 миль», или «Выбоины в 300 футов». Вы можете быть уверены, что выбоина будет точно 300 футов. Тем не менее, такие уведомления появляются так же редко, как и выбоины.

На пересечениях дорог стоят колонны с толстыми деревянными стрелками, которые указывают направления. На них названия городов и количество миль до них.