Основные характеристики направления и признаки социального партнерства. Понятие и формы социального партнерства

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

Особую актуальность в настоящее время приобретает одна из мировых тенденций взаимодействия государства и частного бизнеса - взаимодействия, направленного на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования - социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Социальное партнерство: сущность, задачи, принципы

Социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между работниками, работодателями (предпринимателями), органами государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции, о создании такого положения, при котором любой собственник мог бы обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник - достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.

В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами; другие - как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. Можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие, уточняющие данное понятие с другой стороны.

Субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство. Институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.).

Основными целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов; содействие решению актуальных экономических и политических задач; укрепление демократии и стабильности; формирование социального правового государства, гражданского общества.

Партнерство представляет собой процесс согласования интересов , процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, но согласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности. Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления; с принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаще всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собственностью, властью.

Общая стратегия социального партнерства в России сегодня состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях.

За последние годы в нашей стране сделано немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. Принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений. Однако следует констатировать, правовое обеспечение социального партнерства находится в стадии становления.

С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования.

Принципы социального партнерства провозглашаются в Конституции РФ, там определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).

Трудовой кодекс РФ содержит разд. II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. В Федеральном законе от 12.01.1996 № 10 (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральном законе от 27.11.2002 № 156 (ред. от 01.12.2007) «Об объединениях работодателей», Законе РФ от 11.03.1992 № 2490 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях» - обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.

Коллективные договоры и социально-партнерские отношения в России появились еще в начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили в Кодексе законов о труде 1918 г. и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 г.

В Российской Федерации социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться в 1992 г. Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В нем впервые в российском законодательстве употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мире они появились еще в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг., а в международных актах МОТ закреплены после Второй мировой войны.

До принятия Закона «О коллективных договорах и соглашениях» этот термин был впервые использован в ныне утратившим силу Указе Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.1991. Указ в целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений ввел в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между тремя социальными партнерами: соответствующими объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти.

Всеми перечисленными правовыми актами заложены основные принципы партнерских отношений: равноправие, добровольность, приоритетность, социальная справедливость, согласование интересов.

Равноправие - как одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан, в нашем случае работников, как один из ключевых моментов демократии. Этот принцип имеет большое значение для осуществления партнерских, договорных отношений, когда независимо от занимаемого статуса, материального положения и обладания властью, идет нормальный, равноправный переговорный процесс.

Приоритетность - как первенство во времени: первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Например, приоритетными в деятельности профсоюза являются вопросы защиты нрав и интересов работников. А в условиях рынка эти вопросы решаются путем заключения коллективных договоров и тарифных соглашений, контрактов, в которых должны оговариваться условия продажи наемными работниками своего труда, гарантии предоставления работникам определенных условий труда и других социальных благ. Таким образом, если эти вопросы будут успешно решаться профсоюзами, то они займут то место, которое им принадлежит во всем цивилизованном мире.

Понятие «социальная справедливость» содержит в себе определенные исторически конкретные представления о неотъемлемых правах и свободах человека. Это прежде всего требование соответствия между ролью тех или иных индивидов, социальных групп в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением, общественным признанием. Несоответствие в этих отношений оценивается как социальная несправедливость. Этот принцип в партнерских отношениях реализуется в формах координации и распределения труда, его результатов, регулирования трудовых и социальных процессов в соответствии с законодательством. В то же время этот принцип нельзя понимать как уравнительность. Социальная справедливость проявляется также в том, что средства жизни члены общества получают только за счет своего труда, а те, кто только еще готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечиваются за счет общества. В соответствии с принципом социальной справедливости различные системы заработной платы, распределения доходов строятся на принципе соответствия количеству и качеству труда. Социальная справедливость социально-трудовых отношений означает также фактическое, независимо от отношений собственности и власти, равноправие (равенство нрав и обязанностей) всех участников переговорного процесса.

Принцип социальной справедливости содержит в себе компоненту материального обеспечения социальных гарантий, создания равных возможностей равного доступа к благам, необходимым для развития способностей человека, его достойного существования. Данный принцип сочетает в себе, с одной стороны, факторы, обеспечивающие условия для развития личности, а с другой - наиболее естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой потребления. Он позволяет в государственном масштабе регулировать процесс самообеспечения человека через личную инициативу и социальную помощь нуждающимся.

Принцип социальной справедливости предполагает также осуществление государством регулирования стихийных процессов поляризации богатства, имея главной целью борьбу с бедностью, а не богатством. В данном случае проблема должна решаться не путем выдачи пособий нуждающимся и внедрению иждивенчества, а путем реализации программ, призванных расширять занятость, содействовать в трудоустройстве, предоставлять гарантии равенства возможностей, подоходное налогообложение, поддерживать общественные фонды, развивать и расширять систему бесплатного здравоохранения и образования, свободное предпринимательство и т.д.

Другим важнейшим принципом социального партнерства можно считать максимальный учет интересов каждого из партнеров, и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. В то же время закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может развиваться только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан.

Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные работники, государство заинтересованы в получении прибыли, развитии производства, сохранении рабочих мест, улучшении условий труда, повышении конкурентоспособности продукции, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как раз и являются наиболее трудной задачей и в то же время важнейшим принципом жизнеспособности партнерских отношений.

Согласование интересов работников, работодателей, властных структур способствует активному вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности - формированию среднего класса , сглаживанию поляризации в обществе, массовому вовлечению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения. К сожалению, у большинства российских предпринимателей явно прослеживается психология краткосрочных выигрышей, достигаемых из-за безысходности и вынужденного доверия наемных работников к работодателям и властным структурам.

Социальное партнерство означает предоставление различным социальным общностям права участвовать в политическом и экономическом процессах, в формировании общественного мнения, процессах принятия решения. В этом, на наш взгляд, и состоит главная задача социального партнерства - не нивелировать различные интересы, а учитывать их различия в проведении согласованных решений без оглядки на отношение к собственности, согласованной социально-экономической политике.

В мировой практике с учетом наличия разных форм собственности сложились и разные формы социального партнерства: бипартизм и трипартизм. Эти виды партнерских отношений возможны на нескольких уровнях: общегосударственном, отраслевом, межотраслевом, региональном, местном, территориальном и на уровне предприятия. Система соглашений, соответственно, может быть представлена Генеральным соглашением; отраслевыми (тарифными) соглашениями; специальными соглашениями, касающимися каких-то конкретных социально-экономических проблем, и коллективными договорами (контрактами), которые заключаются на предприятиях, в организациях, учреждениях для регулирования трудовых отношений. Такие договоры в основном являются двухсторонними - между работниками и работодателями, но могут быть и трехсторонними при участии отдельных представителей отраслевых структур и объединений, органов местного самоуправления.

Наиболее значимыми проблемами партнерских отношений па уровне предприятия являются регулирование оплаты и условий труда работников, разработка и создание стройной системы стимулирования труда. Анализ этих и некоторых других проблем, существующих на предприятии, показывает, что социальное партнерство в этой области неравномерно, противоречиво и осуществляется с немалыми трудностями. Исследования, проводимые в последние годы в трудовых организациях, показывают, что не всегда взаимодействие между профсоюзами и работодателями результативное. Необходимо учитывать также, что на многих предприятиях профсоюзы вообще отсутствуют.

Необходимо также отметить, что система социального партнерства в России, особенно на практике, серьезного развития пока что еще не получила. Это механизм развитого, стабильного демократического общества. Уровень развития социального партнерства можно считать показателем экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений.

Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица Кязимов Карл Гасанович

11.2. Основные направления социального партнерства в сфере занятости и противодействия безработице

Эффективность деятельности социальных партнеров по содействию занятости и противодействию безработице во многом определяется проводимой государством политикой занятости. Государственная политика занятости представляет комплекс мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена с целью достижения полной, эффективной и свободно избранной занятости.

расширение занятости путем содействия сбалансированному долговременному экономическому росту;

проведение активной политики занятости на рынке труда;

защита наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, мигрантов;

достижение оптимального соотношения между стабильностью занятости и стабильностью заработной платы;

снижение уровня бедности посредством эффективной занятости.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что эффективность занятости является результатом проведения активной политики занятости и регулирования рынка труда, развития профессионального образования и обучения кадров и взаимодействия основных социальных институтов, отвечающих за воспроизводство и эффективное использование человеческих ресурсов общества.

Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью понимают занятость населения, обеспечивающую достойный заработок, здоровье, рост благосостояния, образовательного и профессионального уровня каждого работника на основе роста общественной производительности труда.

Для регулирования процессов, происходящих в сфере занятости и на рынке труда, решающее значение имеют следующие характеристики занятости: численность и структура занятых; занятость по отраслям, секторам экономики, профессиям, полу, возрасту, образованию, видам деятельности.

В настоящее время в отечественной и зарубежной практике складывается система показателей, характеризующих эффективность занятости:

уровень занятости населения профессиональным трудом; уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве;

естественный уровень безработицы;

рациональная структура распределения занятого населения по профессиям, отраслям и секторам экономики;

соответствие профессионально-квалификационной структуры занятого населения структуре рабочих мест;

соответствие структуры, объемов и профилей подготовки кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования потребностям экономики регионов;

оптимальность распределения трудовых ресурсов регионов по сферам общественно полезной деятельности.

Уровень занятости населения, выраженный в процентах, определяется путем деления численности занятых на общую численность населения. Так, например, если численность занятого населения в регионе составляет 1,3 млн человек при общей численности населения 3 млн человек, то коэффициент занятости составит 1,3 / 3,0 = 43 %. Данный коэффициент показывает зависимость уровня занятости от демографических факторов в регионе (рождаемость, смертность, прирост населения).

Уровень занятости трудоспособного населения рассчитывается аналогично – как процентное отношение численности занятого населения к численности всего трудоспособного населения. Данный показатель выражает, с одной стороны, потребность экономики региона в рабочей силе, а с другой – потребность населения в рабочих местах.

Важной характеристикой эффективности занятости является профессионально-квалификационная структура занятого населения, показывающая распределение занятого населения по профессионально-квалификационным группам и отражающая состояние сбалансированности воспроизводства рабочей силы с потребностями рыночной экономики. Такая структура в РФ пока значительно отличается от аналогичной структуры в странах с развитой рыночной экономикой. Так, около 65 % занятого населения в сферах экономической деятельности сосредоточены в отраслях материального производства (по сравнению с 25–30 % в развитых странах) и лишь около 25 % – в сфере обслуживания населения. Среди всех занятых значительно больше, чем в странах с развитой рыночной экономикой, доля лиц, занятых физическим трудом, а среди них значительно больше неквалифицированных рабочих.

Целью государственной политики занятости является создание благоприятных условий для занятости населения и обеспечения квалифицированными кадрами организаций через экономическую стабилизацию, повышение качества рабочей силы, развитие систем обучения кадров, эффективные действия государственной службы занятости на рынке труда.

В целях выработки согласованных решений по осуществлению политики занятости на региональном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Координационные комитеты содействия занятости являются основным организационным звеном социального партнерства на рынке труда. В их состав могут входить также с правом совещательного голоса представители других заинтересованных организаций. В соответствии с законом о занятости во всех территориях функционируют республиканские, областные, городские и районные координационные комитеты содействия занятости населения, вырабатывающие согласованные решения по реализации политики занятости с участием социальных партнеров. Они стали первичным коллегиальным органом социального партнерства на региональном (местном) рынке труда.

На заседаниях комитетов должны регулярно рассматриваться насущные вопросы выработки согласованных решений реализации государственной политики занятости населения и противодействия безработице, развития профессионального образования молодежи, внутрифирменного обучения персонала, содействия предпринимательству, обучения и трудоустройства безработных граждан и др.

Государственная политика на региональном рынке труда должна формироваться на основе общей государственной политики занятости.

Сегодня стране нужна более активная политика занятости, способная вывести ее на передовые рубежи социально-экономического развития и основанная на стимулировании создания новых рабочих мест, гибкой системе вовлечения незанятого населения в активную трудовую деятельность и переподготовки кадров, на поощрении мобильности трудовых ресурсов, расширении предпринимательства, самостоятельной занятости, других форм полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Стратегическая цель – обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости – достигается путем согласования мер макроэкономического регулирования занятости и мер регулирования рынка труда.

Сущность регулирующей роли государства заключается в максимальном сближении спроса на рабочую силу и предложения. Предмет регулирования – предложение рабочей силы и спрос на нее, а основная цель регулирования – обеспечение их равновесия. Чтобы достичь сбалансированности спроса и предложения рабочих мест, необходимо воздействовать одновременно на спрос на труд и на предложение рабочих мест.

Специалисты считают, что если ориентироваться на сложившийся высокий спрос на рабочие места со стороны практически всех социально-демографических групп населения, то с учетом прогнозируемого прироста численности трудоспособных граждан в ближайшие годы (до 2015 г.) понадобится дополнительно создать несколько миллионов рабочих мест. И это помимо необходимости обеспечения работой тех, кто будет высвобождаться в результате роста эффективности экономики. Эти проблемы могут решаться только в условиях проведения государственной политики занятости и широкого участия социальных партнеров.

На схеме рис. 7 показаны основные направления взаимодействия службы занятости с социальными партнерами на региональном рынке труда.

Рис. 7. Основные направления взаимодействия службы занятости с социальными партнерами на региональном рынке труда

Анализ работы передовых региональных служб занятости показывает, что в настоящее время можно рекомендовать следующие основные направления совместных действий органов государственной власти и социальных партнеров по содействию занятости населения и противодействию безработице:

последовательное формирование макроэкономических условий для роста занятости населения и преодоления дефицита рабочих мест через экономическую стабилизацию, повышение инвестиционной активности за счет всех источников;

развитие системы начального, среднего и высшего профессионального образования;

развитие внутрифирменного обучения персонала;

развитие системы непрерывного образования как наиболее эффективного средства поддержки качества рабочей силы;

развитие предпринимательства;

повышение эффектности программ и услуг, реализуемых государственной службой занятости (по профориентации, подготовке, переподготовке и повышении квалификации безработных), направленных на повышение конкурентоспособности безработных и возвращение их к активной трудовой деятельности;

обоснованная миграционная политика, направленная на региональное перемещение населения, включая новую концепцию освоения северных и восточных регионов, защиту внутреннего рынка труда.

Ежегодно региональные центры занятости населения заключают более 3000 договоров с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предприятиями и организациями по реализации мероприятий активной политики занятости (профессиональная ориентация, профессиональное обучение, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних, временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите).

Важнейшим направлением активной политики занятости является обеспечение функционирования гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и высвобождаемых работников, включающей учебные центры службы занятости и около 3 тыс. учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. В настоящее время из-за финансовых затруднений ежегодно услуги по профессиональному обучению в целях последующего трудоустройства получают лишь около 350 тыс. безработных граждан. Проблемы профессионального обучения безработных граждан более подробно рассматриваются в следующем разделе.

Во многих регионах появился интересный опыт расширения традиционного круга социальных партнеров в области профессиональной ориентации молодежи. Ежегодно государственными услугами по профессиональной ориентации пользуются около 6,0 млн клиентов службы занятости.

Профессиональная ориентация населения и психологическая поддержка безработных граждан представляют собой систему специальных мер содействия гражданам в профессиональном самоопределении и построении профессиональной карьеры, выборе оптимального вида занятости и с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда.

Система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения призвана обеспечить сопровождение профессиональной карьеры человека на всех этапах его жизни и выступать определенной формой социальной гарантии в сфере свободного и адекватного выбора профессионального пути, самореализации человека в профессиональной деятельности.

В условиях рыночной экономики меняется общественная значимость профориентации, усложняются ее функции и задачи; одновременно возрастает роль социальных партнеров в решении этих задач.

Основными задачами социальных партнеров в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения являются:

всестороннее информирование населения о состоянии рынка труда, востребованных профессиях, возможностях получения профессий и трудоустройства;

содействие профессиональному самоопределению, осознанному выбору или перемене профессии с учетом потребностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда;

повышение мотивации к активному поиску работы, профессиональной самореализации граждан с учетом их возможностей, профессиональных предпочтений и психофизиологических особенностей;

содействие в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы;

коррекция психического состояния безработных граждан, снятие психоэмоционального напряжения для обеспечения эффективности профессионального консультирования;

социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиента позитивной жизненной перспективы);

формирование и развитие умений и навыков эффективного поведения на рынке труда;

совершенствование методики профессиональной ориентации граждан, повышение эффективности ее технологий;

сбор, обобщение и распространение информации о востребованных профессиях (специальностях), перспективах социального и экономического развития регионов, потребностях в кадрах, профессиональное просвещение молодежи;

координация профориентационной работы по существующим направлениям, изучение, распространение и внедрение передового опыта.

Сложившаяся в региональных службах занятости система основных и дополнительных услуг по профессиональной ориентации включает профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, психологическую поддержку, профессиональную адаптацию.

Профессиональное информирование – ознакомление различных категорий граждан с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития профессий и специальностей, формами и условиями их освоения, с региональным рынком образовательных услуг.

Профессиональное консультирование – оказание различным категориям граждан помощи в профессиональном самоопределении, принятии осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом мотивации, жизненных установок гражданина, его индивидуальных психологических особенностей, а также потребностей общества.

Профессиональный отбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим и психофизиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики, определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высокого уровня профессионализма.

Целью психологической поддержки граждан является личностный рост, сохранение и восстановление чувства собственного достоинства, повышение степени самоконтроля и способности самостоятельного решения проблем.

Основные направления психологической поддержки:

психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных психологических конфликтов;

психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в различных жизненных условиях, в формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости;

психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Специалисты службы занятости и социальные партнеры оказывают населению следующие обязательные бесплатные услуги:

услуги по выбору сферы деятельности и профессии;

весь комплекс профориентационных услуг для всех категорий безработных;

профессиональное информирование учащихся общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования.

На основе договоров с заинтересованными учреждениями могут оказываться следующие виды дополнительных услуг:

профессиональный отбор кандидатов на должности в соответствии с требованиями работодателей;

консультации по вопросам организации социально-психологической адаптации работников, формирования и реализации кадровой политики на предприятиях и в организациях;

комплексный анализ, оценка и тестирование специалистов, в том числе претендентов на замещение вакантных должностей и рабочих мест.

Федеральной службой по труду и занятости разработан Каталог видов общественных работ для безработных граждан. К их числу относятся:

сельскохозяйственные работы в период заготовки кормов и уборки урожая;

работа по помощи инвалидам и уходу за больными; дорожные, погрузочные и разгрузочные работы; работа в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и строительства и др.

Для организации общественных работ Федеральной службой по труду и занятости заключены соглашения с ОАО РАО «ЕЭС России», Росрыболовством, Росавтодором России, Россельхозом России и другими ведомствами.

В последние годы по инициативе региональных служб занятости администрации муниципальных образований утверждают Порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований и центров занятости населения при организации оплачиваемых общественных работ. Организация общественных работ позволяет ежегодно обеспечивать занятость около 500 тыс. человек, способствует снижению напряженности на рынке труда и сохранению у безработных граждан мотивации к труду.

Совместными усилиями социальных партнеров в большинстве регионов РФ реализуются целевые программы по трудоустройству инвалидов, молодежи, беженцев и вынужденных переселенцев. К числу эффективных форм работы можно отнести: клубы работодателей, обучающие семинары, ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, «круглые столы», дни открытых дверей.

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

10.1 Безработица. Политика государства в сфере занятости населения Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, он выступает регулятором общественных отношений, и без него не обойтись, пока существует

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой Кодекс РФ автора Законы РФ

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 27. Формы социального партнерства Социальное партнерство осуществляется в формах:коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;взаимных консультаций (переговоров) по вопросам

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений,

Из книги Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица автора Кязимов Карл Гасанович

Статья 35.1. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

Глава 5. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношенийДля обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения

Из книги автора

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда Социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами

Из книги автора

Статья 24. Основные принципы социального партнерства Основными принципами социального партнерства являются:равноправие сторон;уважение и учет интересов сторон;заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;содействие государства в укреплении и развитии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

1. Социальное партнёрство как тип трудовых отношений

2. Принципы, уровни и формы социального партнёрства

3. Особенности социального партнерства в России

Заключение

Список литературы

Введение

В России исследование социально-экономической природы, механизмов реализации социального партнерства особенно актуально. Если в Западной Европе правовая база трудовых отношений, также как и практика ее применения оставались стабильными на протяжении нескольких последних десятилетий, то в России, где происходит трансформация производственных отношений и меняются субъекты этих отношений, идет интенсивный и во многом хаотический поиск модели трудовых отношений. Развитие рыночных отношений, формирование многоукладной экономики, появление и рост слоя предпринимателей и собственников требуют новых подходов к формированию на предприятиях трехстороннего партнерства между предпринимателем (работодателем), профсоюзами и наемной администрацией.

При выполнении данной работы передо мной стояли следующие задачи:

1) рассмотреть социальное партнерство как тип трудовых отношений и как особый способ взаимодействия социальных групп;

2) рассмотреть основные принципы, уровни и формы социального партнёрства;

3) дать характеристику системы социального партнёрства в России.

1. Социальное партнерство как тип трудовых отношений

Социальное партнерство в сфере труда -- система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Суть социального партнерства в том, что никто не хочет социальных потрясений - ни работники, ни работодатели, ни органы власти, а интересы сторон зачастую противоречат друг другу (упрощая, можно сказать, что работодатель заинтересован в максимальной прибыли, а работники - в обеспеченной жизни с гарантированным будущим). Однако все понимают, что только стабильность в обществе может обеспечить интересы всех сторон и нужно находить компромиссы, удовлетворяющие всех, - с этой точки зрения работодатели и работники являются равноправными партнерами, заинтересованными в участии в договорных отношениях, понимающими обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и несущих ответственность за их невыполнение.

В широком же смысле термином социальное партнерство может быть обозначен особый тип взаимодействия социальных групп, вне зависимости от конкретного объекта, по поводу которого осуществляется это взаимодействие. Механизмы и методы социального партнерства могут применяться не только в трудовых отношениях, но и в иных областях, где интересы различных групп пересекаются в одной сфере.

Механизмом социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого является коллективный договор, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии и в обществе. Возможны и индивидуальные соглашения.

Социальное партнерство выступает как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой и характеризующийся следующими чертами:

Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.

Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник - достойное образование.

Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.

2. Принципы, уровни и формы социального партнёрства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений статья 24 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

3. Особенности социального партнерства в России

Вопросы регулирования социально-трудовых отношений и уровня жизни в современной России актуальны сегодня как никогда раньше. Различные варианты решения этих вопросов прорабатываются на протяжении многих лет. При этом практика показывает, что действенное решение вопросов, связанных с трудовыми отношениями и уровнем жизни возможно лишь через регулирование основных компонентов уровня жизни населения. К таким компонентам относятся: здоровье, питание, жилище, домашнее имущество, услуги населению, культурное развитие, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и социально-бытовая обстановка.

Прямое регулирование таких компонентов, как условия труда и отдыха, социальное обеспечение, частичное - культурного развития и услуг населению и опосредованное - всех остальных компонентов, происходит в настоящее время посредством особой формы - коллективно-договорного регулирования. На практике оно реализуется через систему заключения соглашений на федеральном, территориальном, отраслевом уровнях и коллективных договоров на уровне предприятий (организаций) между представителями работников, представителями работодателей и государством.

В целом наблюдается положительная динамика - в сторону возрастания количества всех видов соглашений. Весьма существенный рост наблюдается по количеству отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений. Самым динамичным можно признать процесс увеличения количества территориальных соглашений, заключаемых на уровне городов и районов РФ. Просматриваются две основные тенденции:

Первая - снижение степени распространения коллективно-договорного регулирования на предприятиях всех без исключения форм собственности.

Вторая - повсеместное увеличение доли регистрируемых договоров из их общего числа. Причем, характерно, что первая тенденция выражена не столь однозначно по всем рассматриваемым позициям. Так, четкая тенденция к относительному снижению количества заключенных коллективных договоров наблюдается по предприятиям частной формы собственности и смешанной формы собственности с иностранным участием.

Вторая тенденция в отличие от первой проявляется четко и однонаправлено по всем формам собственности. Это означает, что предприятия, на которых заключаются коллективные договора, становятся все более и более дисциплинированными в соблюдении действующего законодательства, предусматривающего процедуру уведомительной регистрации подписанного сторонами коллективного договора в соответствующем органе по труду по месту нахождения организации Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999.

Наиболее значимым для Российской Федерации является регулирование трудовых отношений и отношений по поводу заработной платы, в частности, в рамках территорий (регионов). Теоретически, региональные соглашения определяют, с одной стороны, тот же круг вопросов оплаты труда, что и Генеральное соглашение, в случае, если имеется возможность и необходимость: устанавливают более высокие гарантии по оплате труда, условия оплаты по сквозным профессиям и должностям, размеры надбавок и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и длительный стаж работы на ней.

Региональные соглашения заключаются на территориальном уровне и устанавливают условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными возможностями.

Однако практика показывает, что продолжается заключение территориальных соглашений в полной изоляции от других видов соглашений и договоров. Если говорить об охвате территорий и сроках заключения соглашений, здесь можно признать наличие должного порядка. Однако, характер и содержание этих соглашений, в том числе по основному вопросу - регулированию оплаты труда - остается менее всего отработанным. Во многих соглашениях он практически не рассматривается. Опросы работников предприятий - представителей работодателей и работников - говорят о том, что до сегодняшнего дня они даже не знают о существовании территориальных соглашений.

В такой ситуации говорить можно лишь о том, что содержание и обязательства, принятые в территориальных соглашениях объединениями работодателей, объединениями работников - профсоюзами и администрацией территории, не затрагивают интересы конкретных работодателей и работников предприятий (организаций) региона.

Говоря о структуре региональных соглашений, можно отметить совпадение с отраслевыми тарифными соглашениями по названиям разделов: уровень жизни и оплата труда, социальные гарантии, занятость населения, охрана труда, совершенствование социального партнерства. Однако, внутри каждого раздела в отличие от отраслевых тарифных соглашений все мероприятия разграничены по субъектам, отвечающим за их исполнение: Правительство (или Администрация), Работодатели (или Товаропроизводители), Профсоюз.

Анализ территориальных соглашений свидетельствуют о том, что в большинстве своем они остаются не обязательными для работодателей и работников предприятий (организаций). Они, как правило, ограничиваются обязательством администрации территории периодически - один раз в месяц или в квартал рассчитывать бюджеты прожиточного минимума и второе - рекомендацией для работодателей использовать его при определении минимального уровня оплаты труда при разработке коллективного договора на предприятии.

Вместе с тем можно отметить и положительные сдвиги в практике заключения территориальных соглашений. В соглашениях ряда регионов предусматриваются различные способы и механизмы регулирования вопросов оплаты труда и степень обязательности использования условий соглашений.

Анализ региональных соглашений в части социальных гарантий показывает, что в некоторых регионах администрация предоставляет налоговые льготы предприятиям, направляющим высвобождаемые средства на оказание социальной защиты, пенсионное обеспечение, содержание объектов культуры и спорта. Работодатели обязуются выделять профсоюзам средства на их работу, а профсоюзы отвечают за санаторно-курортное оздоровление членов профсоюза и их детей. Во многих же региональных соглашениях вообще умалчивается о таких гарантиях.

Поскольку отраслевой принцип управления экономикой продолжает сохранять ведущее место, отраслевые соглашения сегодня являются исходным правовым документом или рекомендацией для тех предприятий, на которые они распространяются. Отраслевые тарифные соглашения, принимаемые на федеральном уровне, определяют размеры или соотношения в оплате труда по основным профессионально - должностным группам, особенности оплаты отдельных групп работников (например, станочников в машиностроении и т.п.), виды и минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок, отражающие отраслевую специфику, основные условия стимулирования работников Комаровский В., Садовская Е. Объединение работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России// МЭиМО, 1997, № 5..

Заключение

В рамках формирования системы социального партнерства как составной части гражданского общества и социальной политики государства необходимо значительное усиление роли договорных отношений в разрешении большинства социальных проблем. Все важнейшие вопросы социальной политики - совершенствование системы оплаты труда и сферы социального обслуживания, обеспечение эффективной занятости, развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации рабочих и служащих, улучшение условий и охраны труда, защита трудовых прав граждан - должны регулироваться, как правило, на основе договоренностей между социальными партнерами. Это требует сбалансированности прав и обязательств каждой из сторон при заключении договоров и соглашений, повышения ответственности за их выполнение.

В России, в отличие от развитых стран с рыночной экономикой, коллективно-договорной процесс начинается с «низов», с работников, которые «давят» на работодателей и пытаются заставить их заключать различные виды соглашений. Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль - способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования.

В развитых странах этот процесс идет в обратном направлении: сверху - вниз. Например, в Германии из всего количества договоров примерно 85% заключается по инициативе и при активной деятельности самих работодателей и только 15% - по требованию работников. В развитых странах, имеющих более богатую историю коллективно-договорного регулирования процесса социально-трудовых отношений, прежде всего работодатель заинтересован в заключении соглашений и коллективных договоров, так как это стабилизирует ситуацию на предприятии, в отрасли, в регионе и одновременно, является принятой нормой цивилизованных отношений по поводу рабочей силы, используемой в их производстве.

Список использованной литературы

1. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 1999, №11.

2. Комаровский В., Садовская Е. Объединение работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России// МЭиМО, 1997, № 5.

3. Мкртчан Г., Чистяков И. Социальное партнерство, трипартизм и генеральные соглашения// Общество и экономика, 1998, №10-11.

4. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. М.: Издательство «Мысль», 1996.

5. Социальное партнерство. М.: Издательство «Экономика», 1999.

6. Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Подобные документы

    Понятие, формы и принципы социального партнерства. Способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются формами социального партнерства. Развитие института социального партнерства в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 02.01.2009

    Исторические истоки правового механизма социального партнерства. Анализ нормативно-правового обеспечения социального партнерства в Республике Казахстан. Социальное партнерство как основа развития трудовых отношений. Формы социального партнерства.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Понятие социального партнерства в сфере труда, основные принципы. Система социального партнерства и его формы. Представители работодателя в социальном партнерстве. Органы по регулированию социально-трудовых отношений в области социального партнерства.

    реферат , добавлен 17.07.2008

    Понятие и система социального партнерства, его формы. Субъекты трудовых отношений со стороны работников, работодателей, государства. Правовая основа деятельности профсоюзов. Рекомендации по улучшению социального партнерства в образовательном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2013

    Социальное партнерство как политическая основа отношений между работниками и работодателями: их характеристика, принципы, стороны, органы, система и формы. Правовые акты социального партнерства, порядок заключения коллективных договоров и соглашений.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Теоретический анализ социального партнерства: понятие, виды и формы. Сотрудничество в сфере социально-трудовых отношений. Коллективный договор, как акт социального партнерства и локальный нормативный акт, который регулирует социально-бытовые отношения.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Социальное партнерство согласно Трудового кодекса Российской Федерации, его стороны, принципы и формы. Проведение коллективных переговоров как основная форма социального партнерства. Роли государства, работодателя и работника в социальном партнерстве.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2010

    Анализ социального партнерства с точки зрения Трудового кодекса Российской Федерации. Работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей как стороны социального партнерства. Уровни социального партнерства, его органы.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2013

    Понятие, основные эелементы и принципы социального партнерства. Методы взаимодействия социальных партнеров. Коллективный договор и его значение. Виды социально-партнерских соглашений. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2009

    Сущность и содержание, цели, задачи, и формы социального партнерства. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве, роль профсоюзов в данной системе. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социальный диалог.

«Социальные проблемы» - Острые проблемы медицинских работников, частота упоминаемости в СМИ. Эксперты предложили дополнить перечень проблем: Актуальные вопросы врачей в разрезе социальных групп. Экспресс-опрос экспертов по актуальным проблемам медицинских работников и отрасли в целом. Профессиональный цикл врача. Резюме. Количество публикаций за месяц.

«Социальные проекты» - Оформление идеи. Оборонные. Арманд Хаммер, американский бизнесмен. Исход крупных дел часто зависит от мелочей. Т. Питерс, менеджер. Э. Кроткий, афорист. Получение необходимых ресурсов. Принцип японского менеджмента. Лозунг японских деловых кругов. Выход из безвыходного положения там же, где вход. Строительные.

«Черты барокко» - Киев. 1598 – 1680. Лоренцо Бернини – «гений барокко». Русское барокко. Зимний дворец. Архитектура. Андреевская церковь. Характерные черты архитектуры барокко. Андреевская церковь. 1749 -1759 гг. Подчёркнутая театральность. Главное архитектурное творение – оформление площади Святого Петра в Риме. Выдающиеся творения Растрелли.

«Социальная структура» - Страты. Ч. Колтон. Можно ли считать «новых русских» нуворишами? Как можно преодолеть различия в положении бедных и богатых в нашем обществе? ПОДБЕРИТЕ АССОЦИАЦИИ К ПОНЯТИЮ «МОБИЛЬНОСТЬ». Современное понимание сущности классов. элита; средний класс; рабочий класс; низший класс. 2. Социальная стратификация.

«Социальная политика РФ» - Разработка и реализация приоритетных национальных проектов в социальной сфере. Основополагающие принципы социальной политики государства. Завершение перехода к субсидарной социальной политике. Прожиточный минимум. По длине планового горизонта. Сокращение задолжен- ности по кредитам. Государственные трансферты.

«Черты человека» - Отличительные черты человека умелого. Впервые костные остатки были найдены в гроте Кро Маньон в 1868г. Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: Отличительные черты неандертальцев. Человек умелый. Древнейшие люди – прогрессивные австралопитеки, архантропы. Истинное прямохождение Средняя масса мозга человека 1350-1500г.