Внеклассное мероприятие, посвященное Дню птиц Поле чудес «Птицы-друзья наши пернатые» для начальных классов. Птицы в сказках

"Поле чудес" на тему "Птицы Беларуси". Игра с презентацией для младших школьников.


Лебедева Светлана Владимировна, воспитатель группы продлённого дня ГУО «Учебно-педагогический комплекс ясли-сад-средняя школа агрогородка Луцковляны», Гродненский район, Гродненская область, Республика Беларусь.
Описание: Данный материал будет полезен учителям начальных классов при проведение внеклассных мероприятий, классных часов, педагогам-организаторам, воспитателям групп продлённого дня.

Тема: «Птицы Беларуси»

Цель: Проверка и закрепление знаний о птицах Беларуси.
Задачи:
- Способствовать расширению и углублению представлений детей о птицах Беларуси;
- Закрепить знания детей о птицах Беларуси;
- Развивать кругозор, познавательную активность детей;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, окружающему миру.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, компьютер, игровое поле, волчок со стрелкой, 2 шкатулки, конфеты, подарки участникам и диплом победителю.
Предварительная работа: наблюдения в природе, просмотр видеофильмов, беседы, чтение рассказов и стихотворений о птицах.

Ход игры:

Звучит музыка из игры «Поле Чудес»

1. Вводная часть.

Ведущий: Ребята, сегодня мы вновь встретились на игре «Поле чудес». А о теме этой игры вы догадаетесь, прослушав стихотворение:

То там, то там,
Звонко и приятно,
Нам лес доносит птичий гам,
Так мило и отрадно!

Не разглядеть певца
В листве берёз и клёнов,
Не разобрать в той песне и словца
Среди несчётных звонов.

Вот где-то дятел отстучал,
И чёрный ворон где-то
Уныло, тихо прокричал
Да и пропал на этом.

Поёт нам зяблик звонко,
Чеканит песенку свою –
К любви взывает громко;
А я прислушался, стою...

Ведущий: Итак, тема нашей игры… ПТИЦЫ! И это не случайно. Ведь сегодня 1 апреля - Международный День птиц. День птиц является самым «старым» праздником экологического календаря – его отмечают с 1906 года. Ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" проходит Международный день птиц. В 1902 году в Париже была разработана "Всемирная Конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве", которую подписали более десятка государств. День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилёта пернатых с зимовок.
Традиционно в это время в ожидании прилёта пернатых развешивались скворечники, гоголятники и прочие "птичьи домики". Старинная традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе.
В этот день мы встречаем весну и радуемся прилёту птиц!

Сейчас вам предстоит продемонстрировать свои знания, полученные на уроках и приобретённые в результате наблюдений, просмотра видеофильмов…
Но для начала проведём отборочный тур для определения 1-ой тройки игроков.

Загадки:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

Воздух режут без усилья,
Как серпы, кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только … (Стриж)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)


Ведущий: Приглашаю к игровому столу первую тройку игроков.
(К столу, на котором стоит игровой круг с волчком, выходят 3 участника)

Ведущий: Прежде чем зачитать задание для 1-го тура, позвольте мне напомнить вам правила нашей игры.
Итак,
- Вы должны внимательно выслушать задание и попытаться угадать слово, назвав при этом само слово или одну букву. Для начала вам необходимо привести в движение волчок. Стрелка укажет вам, что необходимо сделать;
- Если выпадет знак «+» , то можете назвать букву, которую мы откроем, если она есть в слове-отгадке;
- Если же выпадает знак «-» , то вы пропускаете ход, и право хода переходит к другому участнику;
- Если выпадет знак «+1» , то можете назвать две буквы, даже, если первую букву вы не угадали;
- Если выпадет знак «Б» , то можете открыть любую букву в слове, не называя её. (Например, первую, последнюю или др.);
- Если выпадет буква «П» , то вы можете взять приз и выйти из игры, либо отказаться от приза и остаться в игре с правом назвать букву;
- Две угаданные подряд буквы дают вам право получить вознаграждение, при этом угадать, в какой из двух шкатулок оно лежит (конфета).

На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 1-го тура.

Ведущий: Наиболее известная и распространённая дикая утка.
У самца голова и шея зелёные, зоб и грудь коричнево-бурые, спинка и брюшко серого цвета с тонкими поперечными пятнышками. У самки окраска бурая с более тёмными пятнышками, брюшная сторона буровато-серая с продольными пестринками.
Что это за птица? (КРЯКВА)


Ведущий: Поаплодируем победителю 1-го тура! Выберем теперь участников 2-го тура игры.
Отборочный тур для определения 2-ой тройки игроков.

Загадки:
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)


Ведущий: Приглашаю к игровому столу вторую тройку игроков.
На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 2-го тура. Ведущий: Эта птица одна из наиболее ярко окрашенных птиц нашей фауны. Тело и голова самца ярко-жёлтые, крылья, часть перьев хвоста и узкая полоска между клювом и глазом чёрные. Держится обычно в кронах деревьев, из-за чего на глаза попадается нечасто. Её легко обнаружить по голосу – громкому флейтовому свисту «фиу-лиу».
Что это за птица? (ИВОЛГА)


Ведущий: Поаплодируем победителю 2-го тура! Выберем теперь участников 3-го тура игры.
Отборочный тур для определения 3-ей тройки игроков.

Загадки:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Крупная, большая птица,
На гладь водную садится,
А когда взлетать пытается,
Долго очень разбегается! (Лебедь)


Ведущий: Приглашаю к игровому столу третью тройку игроков.
На экране зашифровано слово – отгадка на вопрос 3-го тура. Ведущий: Довольно скрытная птица, живёт в лесах с преобладанием ели, реже в молодых сосняках. Лишь в конце зимы и ранней весною можно слышать характерный её крик - хриплое резкое «крре-крре-крее». Гнездо устраивает в ветвях молодых елей, реже на соснах.
Что это за птица? (КЕДРОВКА)


Ведущий: Поаплодируем победителю 3-го тура!

Игра со зрителями.

Вопрос: Эта птица любит селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам. Птица питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи этих птиц слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами.
Что это за птица? (РЯБИННИК)


Ведущий: Поаплодируем победителю игры со зрителями! Прошу победителей 1,2,3-го туров занять свои места у игрового поля! Вопрос: Крупная птица с длинной шеей и ногами. Окраска оперения, в основном, серая. На темени красная «шапочка» - участок голой бородавчатой кожи. Затылок, нижняя часть щёк, горло и передняя часть шеи чёрные. По бокам головы от глаза проходят широкие белые полосы, соединяющиеся на задней стороне шеи, где постепенно переходят в серый цвет.
Включена в «Красную книгу Республики Беларусь».
Что это за птица? (ЖУРАВЛЬ)


Ведущий: Поаплодируем победителю финальной игры! Прошу остальных участников финала занять свои места среди зрителей.

Суперигра

(Вращением барабана суперфиналист определяет подарок, который ему достанется в случае победы)
Ведущий: Эта птица хорошо известна благодаря своему громкому пению. Поёт птица, в основном, вечером и ночью, днём же держится скрытно, прыгая по земле под пологом кустарников и крапивы.
Гнёзда вьёт в зарослях кустарника по лесным опушкам и вырубкам, вдоль рек и ручьев, в запущенных парках и скверах, в лесопосадках вдоль дорог.
Что это за птица?
(Участнику разрешается назвать любые 5 букв) (СОЛОВЕЙ)

ГКОУ «Руднянский детский дом»

Поле чудес на тему:

«Птицы рядом

с нами»


Провела:Дроботенко Н.Н., воспитатель I квалификационной категории

2012 год

Цели: - расширить представление детей о разнообразии птиц; - способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; - формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к птицам; - побуждать детей к участию в мероприятиях направленных на охрану птиц, к пропаганде природоохранных идей

Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых-

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково-

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать

Как же наше богатство-

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство

Птичье царство и только?

Ну, дрозды, ну синички…

Где запомнишь все клички,

Просто птички и только…


Весна - прекрасная пора для всего живого на земле. Пробуждается природа, животные. Появляются долгожданные пернатые странники: скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, стрижи. И, наверное, не случайно в первый месяц весны проводится День птиц.

Такой праздник впервые был организован ребятами Сокольнической биостанции.

Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищало их яркое оперенье, мелодичное пение, их стремительные полеты.

И сейчас мы вместе с вами отправимся в увлекательное путешествие в прекрасный и многообразный мир птиц. Но сначала об удивительных фактах из жизни пернатых.

Стриж за один раз приносит во рту до 400 различных мелких насекомых. Если учесть, что к гнезду он прилетает не меньше 20 раз, то за весь период вскармливания стриж уничтожает до 259 тысяч вредных насекомых.

Не каждый знает. Что большая синица съедает за сутки столько корма, сколько весит сама. А семья синиц за гнездовой период может уберечь от насекомых вредителей 40 яблонь.

Основным кормом сороки являются клещи, долгоносики, щелкуны, навозники, клопы-черепашки. Сорока поедает гусениц дубовой листовертки, она – единственная птица, уничтожающая березового пилильщика.

Помогают человеку и воробьи: в период выкармливания птенцов они в больших количествах уничтожают слоников долгоносиков, гусениц, листовок, совок, шелкопрядов, мух и их личинок.

Грачи - постоянные спутники земледельца. Они уничтожают различных вредителей сельского хозяйства и, что особенно важно, проволочника. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

Скворец, издавна помогает людям содержать в «чистоте» сад и огород, уничтожая майского жука, слизней и т. д. Кроме того скворцы – большие мастера пения, способны копировать чужие голоса, не раз скворец с успехом подражал соловью. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток

А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сипуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Подсчитано, что одна мышь съедает в год - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орел, спасают тонны хлеба от грызунов.

Маленькая птичка королек съедает за год 8-10 миллионов вредных насекомых.

Но не только этим ценны птицы. Трудно представить себе природу без птиц, без юркого воробья, голосистого скворца, гордого ворона и других птиц.

Дорогие друзья, мы совершили путешествие в удивительный мир птиц, узнали много интересного о тех, кто живет рядом снами.

Всем знакома игра «Поле чудес». Только у нас сегодня свое поле, со своими чудесами и своими правилами….

Приглашаем участников и посмотрим, хорошо ли вы знаете пернатых.

Задание №1

Какая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой? (оляпка)

Игра со зрителями.

В давние времена крестьяне в Росси пользовались этой птицей как наседкой, для того чтобы получить ранних цыплят (галка )

Яйца подкладывали в гнездо к галке. Не подозревая обмана, птица усердно высиживала потомство. Но надо было видеть ее удивление и беспокойство. Когда начинали появляться птенцы! В это время за галкой следили, и тот час же отбирали цыплят.

Задание №2

Какая птица обязательно штукатурит свои постройки, обмазывая глиной вход и потолок? (поползень )

Игра со зрителями (на усмотрение)

Всем, конечно, известна длинноногая длинноклювая цапля (картинка). В разных местах ее зовут по-своему. Но все эти названия произошли от слова, которое означает «быстро хватать». Что же это за слово? (чапура)

Задание №3

Хвост длинный, постоянно покачивающийся вверх и вниз (отсюда и название). Окраска белая или желтая в сочетании с серым и черным (трясогузка) .

Финал.

Сбившись в большую стаю, птицы все вместе кидаются в воду, бьют крыльями, играют, стараясь испугать рыбу и захватить ее как можно больше. За день эта птица съедает до 700грамм рыбы. В своем гнезде делает подстилку из рыбьих костей (зимородок).

Трудно себе представить, какое количество вредных насекомых уничтожают птицы, обитающие в нашей стране. Вот почему охрана птиц, забота о них являются важным и полезным делом. Но чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принимать активное участие в озеленении нашего поселка.

Но птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Мы должны сделать все, чтобы пернатые чувствовали нашу заботу.

Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой Стайки на крыльцо Сколько гибнет их не счесть Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.

ЗАГАДКИ о птицах.

1 .На одной ноге стоит, В воду пристально глядит Тычет клювом наугад- Ищет в речке лягушат…(Цапля) 2. Днем молчит, ночью кричит…(Филин) 3. На болоте плачет, а из болота не идет…(Кулик) 4 .Чернее сажи, белее снега, Выше дома, ниже травы…(Сорока) 5 .Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения…(Жаворонок) 6 . Не моляр, не плотник, Лесной работник…(Дятел)

Вопросы о птицах.


- У каких птиц самые большие глаза? (У орлов) - Какие птицы устраивают гнезда на земле? (Тетерев, глухарь, рябчик, утка, кулик, перепелка) - Каких лесных птиц-хищников вы знаете? (Сова, ястреб, коршун) - Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев, глухарь, рябчик) - Какая самая маленькая птичка наших лесов? (Королек) - Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

Использованная литература:

Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983. Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003. Иваницкий В.В. Я познаю мир Птицы. – М. Астрель,2000 г. Нилова Т. Загадки скороговорки. – М “АСТ– ПРЕСС”, 1997 г. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005. Журнал «Делаем сами». №5 статья А. Шаховского.

Литература для детей

Аксенова М. Энциклопедия для детей – М. 2007 г. Бианки В. Повести и рассказы о природе Повести и рассказы о природе. – М. Издательство “Правда”, 1988 г. Бугаев А. Птицы – С.-Петербург “БКК”, 2007 г. Варно Ж. Моя первая энциклопедия Животные. – М. “Омега,2008 г. Детская энциклопедия, "Росмэн", 1994 г. Страна загадок”. – Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993. Стив Паркер Планета животных. – М. “Махаон” 2008 . Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. – СПб., "ТРИЗ-ШАНС", 1996.

Наталья Хитрова
«Наши крылатые друзья». Игра-занятие «Поле чудес» по закреплению у детей знаний о птицах

Цель : закрепить знания , полученные ранее о зимующих птицах , о перелетных; развивать речь детей , память, быстроту мышления, сообразительность. Воспитывать добрые чувства к птицам . Учить играть , соблюдая правила игры.

Ход игры:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Светлей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Наступила весна, заканчивается месяц март, возвращаются на Родину птицы , начинают вить гнезда и петь песни. В конце марта все любители природы отмечают День птиц , радуясь этим прекрасным созданиям. Вот и мы с вами вспомним то, что мы узнали о птицах .

Ребята, мы будем играть в игру «Поле чудес » , а чтобы играть нужно знать правила . Послушайте их :

1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.

2. крутить волчок можно один только раз, затем ход переходит к

3. Если не ответил на вопрос, то на помощь приходят зрители.

4. Если выпал сектор «Приз» , то участник игры может выбрать

«Приз» , если игру, то отвечает на вопрос, следующий после

сектора «Приз» .

Мне будет помогать счетная комиссия, для того, чтобы выявить победителей.

Вдруг слышится шум, карканье и влетает ворона.

Здравствуйте, ребята и взрослые! Я ученая Ворона, все на свете знаю и хочу посмотреть как в вашем детском саду отмечают наш праздник – День птиц . Можно мне погостить у вас на празднике?

Ведущий : Мы очень рады тебе, уважаемая Ворона, будь гостьей на нашем празднике.! Мне очень нужна твоя помощь. У нас так много ребят, а мне нужно выбрать самых сообразительных. Не знаю что и делать!

Ворона : Помогу тебе с удовольствием, Уважаемая! Я старая мудрая Ворона, 120 лет живу на свете. Вот у меня есть книга, в которой все написано. Я задам детям вопросы, а кто на них правильно ответит, тот и будет играть .

Вопросы :

Какую пользу приносит трясогузка?

Как звали воробышка в рассказе М. Горького «Воробьишко» ?

Кто наряднее у птиц самец или самочка ?

Какая птица умеет шипеть как змея?

Почему про гуся говоря «из воды сухим выходит» ?

Какая птичка носит весеннее имя?

На что похожи лапки водоплавающих птиц ?

Чем покрыто тело птиц ?

Какую птицу называют «лучший певец» ?

Ведущий : Спасибо мудрая Ворона, ты мне очень помогла!

ВОПРОСЫ 1 ТУРА :

1. Назови перелетных птиц ?

2. Какие перелетные птицы улетают первыми в теплые края?

3. Как называются теплые страны, куда улетают перелетные

птицы ?

4. Покажи на картинке кто как летит?

5. Какие птицы занесены в Красную книгу России?

Ворона объявляет победителя 1 тура и награждает всех 3 участников.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

ВОПРОСЫ 2 ТУРА :

1. Назови зимующих птиц ?

2. Чем клест отличается от других зимующих?

3. Каких птиц спасла синичка Зинька в рассказе В. Бианки

«Март» ?

4. Каких птиц называют «лесными докторами» ?

5. Какая зимующая птица красуется своим нарядом?

6. Почему зимой птицы приближаются к жилью человека?

Ворона объявляет победителя 2 ТУРА и награждает всех троих.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

ВОПРОСЫ 3 ТУРА :

1. Какая птица лишняя в этом ряду ?

2. Про каких птиц говорят , что они «приносят весну на крыльях » ?

3. Расскажи по этим картинкам о правилах поведения на природе.

4. Чему учат птицы своих птенцов ?

5. Каких птиц называют «породисты» , «пересмешники» ? Почему?

6. Какая птица любит собирать все блестящее?

Ворона объявляет победителя 3 ТУРА и награждает всех троих игроков.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

ВОПРОСЫ ФИНАЛА :

1. Кто из птиц умеет нырять под воду?

2. Назови птиц – хищников . Почему их так называют?

3. Расскажи пословицу про скворца.

6. Почему весной в лесу нельзя шуметь?

Выигравшему финальную игру предлагается суперигра .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУПЕРИГРЫ (на выбор)

1. Спеть песню о птицах .

2. Рассказать стихотворение.

3. Сказать пословицу о птицах .

Ворона вручает медаль и приз победителю игры.

Активному зрителю вручается медаль «Друг птиц » , а всем зрителям подарки.

Ведущий : Вот и подошел концу наш праздник, посвященный птицам . Мы хотим, чтобы вы помнили и заботились о них, и в другие дни.

Публикации по теме:

Программное содержание. Закрепить понятие, что наша речь состоит из предложений. В конце предложения ставится (.))) Воспроизводить.

Игра «Поле чудес». «Обычаи и обряды народов Севера» Цели и задачи: - содействовать развитию у детей интереса к родному краю; - воспитывать бережное отношение к природе; - развивать интеллект,.

Игра «Поле чудес» по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Богатство наше - лес» Задачи:Учить отгадывать загадки. Познакомить с новыми растениями, дать новые сведения о известных растениях. Коррекция речи. Вед: Добрый.

Игра «Поле чудес» по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Богатство наше-лес» Задачи:Учить отгадывать загадки. Познакомить с новыми растениями, дать новые сведения о известных растениях. Коррекция речи. Вед: Добрый день,.

Игра - развлечение для детей подготовительной группы «Поле чудес» Тема: «Крылья, лапы, хвост» Игра – развлечение для детей подготовительной группы «Поле чудес» Тема игры: «Лапы, крылья, хвост»

Игра-занятие «Поле-чудес» Игра-занятие «Поле чудес» (старшая группа) Цель: Закреплять знания о домашних и диких животных, о птицах (внешний вид, места обитания,.

Открытое занятие «Поле чудес»

педагога дополнительного образования Голендухиной Н.П.,

ОДО МАУ «ЦДОДГИ»

Тема: Птицы

Цель: Знакомство с интеллектуальной игрой.

Задачи:

    Познакомить обучающихся с интеллектуальной игрой.

    Развивать воображение, память, интеллект.

    Формировать интерес к игре, воспитывать любовь к природе.

Принципы обучения:

принципы доступности, наглядности, сознательного и активного участия обучающихся в процессе обучения.

Методы обучения:

    Словесные - объяснение;

    Наглядные - демонстрация фотографий птиц;

    Практические – выполнение заданий;

    Метод игровых технологий.

Тип занятия: комбинированный.

Наглядность: мультимедийная презентация по теме “Птицы”.

Ход занятия:

    Организационная часть

Здравствуйте, ребята, сегодня мы познакомимся с интеллектуальной игрой, которая называется «Поле чудес». Интеллектуальная игра - это умственная, мыслительная игра. Сегодняшняя игра посвящена пернатым друзьям- птицам. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать.

Правила игры: в каждом туре будет зашифровано название птицы. Каждый участник игры, по очереди, будет называть по одной букве, если такая буква есть- то я записываю ее в табло, и этот же участник может назвать еще одну букву, если нет- то переход хода другому. Не подсказывать, отвечать только тогда когда подойдет очередь.

2. Основная часть

А сейчас небольшая разминка перед первым туром . Нужно отгадать загадки.

Аккуратный дом для деток

Из сухих построен веток.

С той поры над нашей хатой:

Та, та, та!- летит крылато. (АИСТ)

Дом- дупло еще с рассветом

Языкастый врач покинул,

Тук-тук-тук! Зимой и летом

Ели, сосны и осины

Лечит он своим «пинцетом».

(ДЯТЕЛ)

Начинается игра. 1 тур.

На табло зашифровано название лесной птицы, не высиживающая свои птенцов.

КУКУШКА

Все знают, что она подкладывает яйца в чужие гнезда и что птенцы кукушки выталкивают из гнезда птенцов хозяев. Но мало кто слышал про кукушкины аппетиты, благодаря которому она полностью искупает тот вред, который наносит, губя мелких птиц. Кукушка насекомоядная, и к тому же она большая обжора. И главное – она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть волосатые и даже ядовитые. А кукушка ест всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.

Разминка перед вторым туром:

Любовно, по своим законам

Арбузик – кругленькую хатку-

Слепила под моим балконом,

Трудолюбивая касатка.

(ЛАСТОЧКА)

Пусть я птичка-невеличка,

У меня друзья привычка-

Как начнутся холода.

Прямо с севера сюда

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(СНЕГИРЬ)

2 тур

На табло зашифрована птица, которая живет в городах и поселках. Очень быстро летает.

Дети по очереди подбирают буквы, и на табло появляется слово:

СТРИЖ

Стрижи живут в городах и поселках. Их часто путают с ласточками. Стрижи крупнее ласточек. Их крылья гораздо длиннее и имеют серповидную форму. Окраска стрижей одноцветная, издали почти черная, а у ласточек грудка белая. Летает там, где высоко в воздухе есть насекомые, чаще над городами. Может находиться в воздухе без остановок 2–3 года, на протяжении этого времени ест, пьёт и спаривается, не садясь на землю, и преодолевает расстояние до 500 000 км. На земле совершенно беспомощен. Единственной причиной, по которой эти птицы опускаются на землю, является откладывание яиц и выведение потомства.

А сейчас давайте немного подвигаемся. Я предлагаю вам игру, которая называется «Птицелов». Правила игры

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке.

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Разминка перед третьим туром:

Гибкой дугою над солнечным лугом

Радуга в небе лучится,

А бороздою шагает за плугом

Черная, важная птица.

(ГРАЧ)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.

(ЦАПЛЯ)

3тур.

На табло зашифрована лесная птица с коричневой грудкой, с белыми полосками на крылышках.

Дети по очереди подбирают буквы, и на табло появляется слово:

ЗЯБЛИК

Величиной зяблик примерно с воробья (длина около 17 см). Обитает в лесах и парках всех типов, часто у самого жилья человека. Гнёзда вьёт на деревьях, обычно выше человеческого роста, маскируя их мхом и лишайниками. Изнутри гнездо выстлано большим количеством перьев, растительного пуха и волос. Иногда гнездится 2 раза в лето. В кладке 3-6 голубоватых с крапинками и черточками яиц. Питается семенами и зелёными частями растений, летом - также насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов. Песня у зяблика звучная, его часто содержат в клетке как красивую певчую птицу.

Разминка перед четвертым туром:

Всю ночь летает -
Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(СОВА)

Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.

У хвоста есть властелин,

А зовут его …

(ПАВЛИН)

4 тур.

Нужно отгадать птицу, которая часто летает вокруг стада животных и ловит на лету насекомых.

Дети по очереди подбирают буквы, и на табло появляется слово:

КОЗОДОЙ

Неяркое, серовато-бурое оперение козодоя прекрасно маскирует его на фоне коры деревьев. У птицы большие глаза, короткий клюв в сочетании с очень большим разрезом рта (до глаз). Свое название птица получила потому, что издревле существовала легенда, что козодой прилетает ночью к стаду и выдаивает у коз и коров молоко. Поэтому ее часто прогоняли от стада, а иногда убивали. Но интерес козодоя не в молоке животных, а в насекомых, которые стаями кружат над ними - ими козодой и питается. Уничтожая большое количество вредных насекомых, обыкновенный козодой приносит большую пользу лесному и сельскому хозяйству.

А сейчас давайте немного подвигаемся. Я предлагаю вам игру, которая называется «Перелет птиц». Правила игры.

Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу «Птицы улетают! » - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря! » - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят. Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Разминка перед пятым туром:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(СИНИЦА)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(ВОРОБЕЙ)

5 тур.

На табло зашифрована лесная птица, которая выводит зимой птенцов.

Дети по очереди подбирают буквы, и на табло появляется слово:

КЛЕСТ

Птица немного крупнее воробья, с перекрещивающимся клювом и относительно коротким вырезанным хвостом. Самцы красные или красно-малиновые, самки зеленоватые, молодые птицы серые в пестринах. Крылья и хвост бурые, клюв не очень толстый. Подобно попугаям, использует клюв и для лазания. Питается семенами и почками ели и сосны, а также тлями. Клесты умеют ловко подвешиваться к шишкам вниз головой. В таком положении птица за считанные секунды извлекает из шишки семена, но только те, которые легко достать. Сброшенные клестами шишки долго сохраняются под снегом, и оставшиеся в них семена служат подкормкой белкам и другим животным. Гнездится в еловых или смешанных, но со значительной примесью ели или сосны участках леса. Существует древняя легенда, что клест приобрел свой специфический клюв в результате попытки удалить гвозди из рук и ног Христа, когда тот был на кресте. Эта легенда также объясняет красную грудь птицы мужского пола, история, которая также связана с другими красным птицами, такими как малиновка и щегол.

3. Рефлексия, подведение итогов занятия

Очень хорошо. Вот и закончилась наша игра. Скажите:

    Вам понравилось играть в поле чудес?

    Что нового вы узнали о птицах?

На этом наше занятие закончено спасибо, до свидания.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню птиц

Поле чудес «Птицы-друзья наши пернатые»

Цели :1. Расширить и закрепить знания обучающихся о птицах, их повадках, о роли и месте в природе, о значении в жизни человека;
2. Развивать интерес и наблюдательность. Научить правилам поведения в природе. Учить задумываться над последствиями своих действий;
3. Воспитывать у школьников бережное отношение к пернатым друзьям, неравнодушие к многообразному миру пернатых. Формировать понятие о происхождении и названии некоторых птиц.

Вступление

Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населенный лишь динозаврами, огласило птичье пение. А через миллионы лет еще зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.

С 1923 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших пернатых друзьях и помощниках, готовим им новоселье.

Сад без птиц – не сад!

Лес без птиц – не лес!

Птицы уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают наш урожай от мышей и полёвок.

Сегодня мы говорим птицам спасибо, а наш праздник в их честь.


И в честь этого праздника мы проведем с вами игру «Поле чудес», где выявим лучшего знатока птиц

Начинаем игру.

Каждый участник представляет себя и рассказывает стихотворение о птицах
Первый тур.
Задание – Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)

Игра со зрителями.

ЗАГАДКИ:

* Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

* Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

* Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

* Прилетел в резной дворец

Серый в крапинку певец. (Скворец)

* Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Домик лепит под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

* Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей)

* Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли –

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

* Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

* Чёрный жилет, красный берет,

Нос – как топор, хвост – как упор. (Дятел)

* Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

* Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Второй тур
Задание – Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост – тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. (синица )

Игра со зрителями

Игра «Птицы»
Я хочу поиграть с вами в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появились не только птицы, а что-то другое, дайте мне знать: вы можете хлопать, крикнуть: Нет! и др.
Итак, слушайте внимательно:


Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (дети хлопают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают)
- Что, неправильно?
-А мухи это кто? (насекомые)
И еще раз:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки, (дети хлопают)
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!

Третий тур
Задание - Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (ЩЕГОЛ)

Игра со зрителями

Кроссворд:

1) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тюкнет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

2) Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

3) Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

4) Скажи ты мне,

Какой чудак

И днём и ночью

Носит фрак. (Пингвин)

5) И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

6) Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

7) Явился в жёлтой шубке:

Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

8) Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан)

Загадки к кроссворду 2:

1)) Русская народная сказка «Лиса и …»

2) И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

3) Мать-отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду-

Чужим их сбуду.

(Кукушка)

4) (Зяблик)

5) По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит лёгкие перинки.

(Гусь)

6) Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

(Дятел)

Финал
Близкий родственник кур, служил украшением царских садов и парков, кричит очень громко и отвратительным голосом. (
павлин )

Суперигра
Задание – В далеком прошлом эти птицы жили в горах. Поэтому они любят гнездиться на чердаках и крышах домов.
(ГОЛУБЬ) - отрыть две буквы.

Дополнительные вопросы:

Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка )
У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвина, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).