Эмиль Гатауллин: «Катастрофа в том, что Навальный сам ли, волей ли властей стал воплощением оппозиционности как таковой.

ПРОКУРАТУРА СО ВСЕХ НОГ КИНУЛАСЬ ОБЖАЛОВАТЬ ВПОЛНЕ ЛОГИЧНЫЙ АРЕСТ

Ключевым событием минувших суток явилось взятие Алексея Навального под стражу в зале суда, а вовсе не обвинительный приговор сам по себе. Именно картинка надевания наручников на популярного блогера произвела наиболее сильное впечатление как на его сторонников, так и на его противников.

После этого начались странности в поведении обеих сторон процесса: сторона фигуранта сначала заявила о снятии кандидатуры Навального с выборов мэра… и сразу же дезавуировала это заявление. Прокуратура же со всех ног кинулась обжаловать выглядевший вполне логичным арест. Эти события легче всего объяснить конспирологически: Навальный пока суд да дело должен быть оставлен на свободе до выборов, и поэтому ему пообещали отмену ареста в обмен на отказ от снятия своей кандидатуры с выборов. Конспирологичность этой версии, конечно, вовсе не означает ее неправильности.

Но я думаю, все объясняется проще. Прокуратура вовсе не хочет отмены ареста, а хочет его затвердить в вышестоящей инстанции. А поспешность вызвана чисто тактическими соображениями: не дать как следует подготовиться к рассмотрению этого вопроса стороне защиты.

Снятие-неснятие же своей кандидатуры Навальным можно объяснить понятной затрудненностью установления связи с ним для окончательного подтверждения решения о снятии.

На фоне этих интересных событий было бы любопытно разобраться в мифологии самого Навального.

НАВАЛЬНЫЙ – ГЕНИАЛЬНЫЙ ЮРИСТ

Вопреки расхожему мнению я считаю Навального слабым юристом. Его судебные победы над монстрами типа ВТБ и «Роснефти» меня, как и других, впечатлили. Но только тем лишь, что они вообще могли иметь место в российских условиях. Само наличие такого рода побед внушало дилетантам, не знакомым очно с российской правоохранительной системой, ложные надежды на то, что маленькому человеку в его споре с государством или частно-государственным монстром можно добиться правды в суде. Надо только быть «как Навальный».

Эти его победы поразительным образом укрепляли веру в некоторые государственные органы. Такие, как суд. Или антимонопольная служба, куда Навальный и его группа целыми простынями строчили доносы на начальников средней руки, вздумавших подворовывать из бюджета.

Впечатление о ненатуральности побед над крупными противниками, имеющими серьезные юридические службы, утвердилось у меня после того, как я возымел возможность оценить уровень правовой подготовки Навального на вполне конкретных примерах.

Было такое дело Степанова против Навального о защите чести и достоинства. В этом процессе Навальным была сделана наивная попытка получить с помощью суда документы, подтверждающие истинность сообщенной им информации. Однако в процессах подобного рода соответствие действительности порочащих сведений обязан доказать сообщивший их ответчик, а суд – исходя из определенного законом бремени доказывания и принципа состязательности сторон – не имеет права ему в этом помогать. Суд в данном случае не может использоваться в качестве инструмента верификации домыслов или догадок клеветника. Я обозначил эту проблему в блоге Навального. Но он не понял даже и самой проблемы, ответив в духе: «А что в этом такого-то?»

Но в гораздо большей мере некомпетентность Навального проявилась в связи с этим его знаменитым «партия жуликов и воров». Произнесение этой фразы непременно и последовательно сопровождалось прибавлением: «Это мое оценочное суждение». Как будто присовокупление этой фразы волшебным образом превращает утверждение о факте в оценочное суждение! Это как убить и заявить: «Это моя самооборона». Ага, и сразу же дело будет закрыто.

Кроме прочего, представлялось все так, что за сами оценочные суждения вообще никакого взыскания быть не может. Ну да, ну да, говори что хочешь, прибавляй время от времени «это мое оценочное суждение», и будет тебе счастье. Тут очевидным образом Навальный не понимает довольно примитивную вещь: да, причинение вреда чести и достоинству оценочным суждением не может повлечь за собой их опровержения на основании ст. 152 ГК РФ. Но это не означает, что эти блага вообще остаются без своей защиты. Можно, например, требовать денежной компенсации.

НАВАЛЬНЫЙ – БОРЕЦ СО ЗЛОМ КОРРУПЦИИ

Про избирательность этой его деятельности уже говорено много, я сейчас не об этом. Я о том, является ли коррупция злом при любых обстоятельствах? Коррумпированность, например, госаппарата нацистской Германии, позволившая совершить побег военнопленным, – это как, зло или нет? Оскар Шиндлер , кстати, за взятки покупал свободу и саму жизнь евреям, вызволяя их из концлагерей за деньги.

В случае монополизированной экономики (чем не наш случай?) коррупция позволяет внедрить в экономику элемент конкуренции и тем самым обеспечить тенденцию к ее эффективности. Так, по крайней мере, полагает Натаниэль Лефф (Nataniel Leff) – профессор Колумбийского университета.

Возразите, что Навальный боролся с хищениями бюджетных средств? Извольте. Но как это вяжется с его же посылом о том, что вся собственность и сам бюджет находятся в нашей стране под контролем кучки людей? Получается, «РосПил» денно и нощно старается для того, чтобы сгрести расползающиеся денежки обратно в олигархическую кучку. По мне так пусть лучше их отпилит себе начальник среднего звена, в моем городе их истратит, в магазине чего-нибудь купит, квартиру приобретет. Пусть и уродливое, но хоть какое-то перераспределение средств.

НАВАЛЬНЫЙ – ПОЛИТИК

Вот был он на госслужбе. Ничего не могу сказать по «Кировлесу». Но как Навальный показал себя в период своего советничества у губернатора Кировской области Никиты Белых ? В следственных прослушках одни производственные матюки, никакого креатива. Ни-че-го.

Тщеславие, отсутствие внятной программы, самолюбование, этические проблемы с соратниками. Это политик?

Но самое страшное не это. Катастрофа в том, что сам ли, волей ли властей он стал актуальным воплощением оппозиционности как таковой. Нет оппозиции без Навального. Как «если не Путин, то кто?» во власти, так и «если не Навальный, то кто?» в оппозиции. Вождизм, обусловливающий уязвимость российской власти на всех ее этажах, – родовая болезнь и оппозиции тоже.

И вот уже не Навальный в неволе, а вся оппозиция да и сами надежды на лучшие перемены.

И что, правильно это?

Да, достоин сожаления. Как и всякий, кто у нас сидит, если понимаете, о чем я.

Да, вел себя отважно, с улыбкой шагая навстречу могильной сырости неизбежного заключения.

Но это не основание для верификации мифа о вожде и сакрализации его противоречивой фигуры.

Эмиль Гатауллин

Эмиль Гатауллин

Оказалось, непросто выбрать одну любимую фотографию. Их слишком много, к тому же «любимая-нелюбимая» мне кажется неподходящим критерием для оценки собственных фотографий. Ведь далеко не лучшая фотография может оказаться любимой, по причинам известным только автору. При отборе отснятого материала и оценке своих снимков я стараюсь абстрагироваться как от личного отношения, так и от впечатлений связанных с процессом съемки. Пытаюсь смотреть не со стороны автора, а - зрителя, как будто снимок не мною сделан. Это сложно, но помогает увидеть содержание в самом изображении.>>>


Эмиль Гатауллин

Поначалу я решил выбрать два-три снимка из лучших, о которых мог бы что-то рассказать. Но потом вспомнил об одной довольно заурядной "карточке на память", любимой мною как раз по чисто субъективным причинам. И этот выбор оказался исключением из правил.
Дело в том, что это моя первая фотография. Правда, моей ее назвать можно довольно условно, потому, что мне лишь дали в руки фотоаппарат, заранее сфокусировавшись и выставив нужные параметры съемки, но смотрел в видоискатель и нажимал на кнопку спуска все же я.
Мне было тогда лет девять, это самое начало 1980-х. На снимке мой младший брат и дядя, а происходит все во дворе дома моей бабушки в поселке Юрино, что на Волге. У дяди с детства был церебральный паралич, ходил он на костылях, и было у него два больших увлечения - музыка, он был лучшим баянистом в поселке, и фотография.
Именно благодаря ему я и стал значительно позднее, лет в 16, фотографировать.


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин


Эмиль Гатауллин

© Эмиль Гатауллин

Оказалось, непросто выбрать одну любимую фотографию. Их слишком много, к тому же «любимая-нелюбимая» мне кажется неподходящим критерием для оценки собственных фотографий. Ведь далеко не лучшая фотография может оказаться любимой, по причинам известным только автору. При отборе отснятого материала и оценке своих снимков я стараюсь абстрагироваться как от личного отношения, так и от впечатлений связанных с процессом съемки. Пытаюсь смотреть не со стороны автора, а - зрителя, как будто снимок не мною сделан. Это сложно, но помогает увидеть содержание в самом изображении.>>>


© Эмиль Гатауллин

Поначалу я решил выбрать два-три снимка из лучших, о которых мог бы что-то рассказать. Но потом вспомнил об одной довольно заурядной "карточке на память", любимой мною как раз по чисто субъективным причинам. И этот выбор оказался исключением из правил.
Дело в том, что это моя первая фотография. Правда, моей ее назвать можно довольно условно, потому, что мне лишь дали в руки фотоаппарат, заранее сфокусировавшись и выставив нужные параметры съемки, но смотрел в видоискатель и нажимал на кнопку спуска все же я.
Мне было тогда лет девять, это самое начало 1980-х. На снимке мой младший брат и дядя, а происходит все во дворе дома моей бабушки в поселке Юрино, что на Волге. У дяди с детства был церебральный паралич, ходил он на костылях, и было у него два больших увлечения – музыка, он был лучшим баянистом в поселке, и фотография.
Именно благодаря ему я и стал значительно позднее, лет в 16, фотографировать.


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


© Эмиль Гатауллин


Галерея Art of Fotо c 25 августа по 25 сентября 2016 года представляет персональную выставку известного российского фотографа Эмиля Гатауллина "В сторону горизонта".

Экспозиция включает в себя тридцать черно-белых фотографий, напечатанных автором вручную на желатин-серебряной бумаге.

Открытие состоится 25 августа 2016 года, в 18:00, по адресу:
Санкт-Петербург, Большая Конюшенная, 1

«Серия возникла в результате многочисленных поездок по провинциальным городам и селам России. Это наблюдение за жизнью обычных людей, их отношением друг к другу и к месту, в котором они живут.

Провинцию я снимаю уже на протяжении нескольких лет, это, пожалуй, основная моя тема. Я живу рядом с Москвой, но мало в ней фотографирую и при любой возможности стараюсь уехать подальше, в какой-нибудь небольшой городок или село. Там и ищу сюжеты для своих фотографий. В жизни провинции есть свое очарование, которого лишены крупные города.

Когда уезжаешь из столицы в провинцию, словно пересекаешь границу между разными мирами, изменяется ощущение пространства и ощущение времени. В центре, в столице пространство замкнуто, зажато стенами домов, а время сконцентрировано, его мало, его всегда не хватает. В провинции, наоборот, пространство становится безграничным, оно раскрывается до горизонта, а время замедляет свой темп, течет словно по инерции.

В провинции хочется ходить пешком. Чем больше пространства, тем больше работы для ног. Чем медленнее идет время, тем меньше желание спешить. Неторопливо протекает обыкновенная жизнь. Кому-то она кажется серой и скучной, а кто-то, наоборот, находит в ней то, чего нет в столице, - близость к земле, к природе, спасение от городской суеты.

В другом пространстве и люди живут другие. Да, они лишены столичной хватки, их запросы гораздо скромнее, но при этом они какие-то настоящие и открытые, в их искренность хочется верить.» / Эмиль Гатуллин.



Экспозиция Эмиля Гатауллина "В сторону горизонта" открывает цикл выставок, объединенных галереей Art of Foto в фото-проект "Место". Авторы - Эмиль Гатауллин, Алексей Мякишев и Отто Лакоба исследуют разные регионы: провинциальные русские поселения, Абхазию, Карелию. Авторы размышляют о вечных темах: дорога жизни, любовь, вера, Родина, красота женщины, семья, три возраста человека, единение с природой, любовь к ближнему, поиск своего места в жизни. Все три выставки проекта "Место" будут проходить в галерее Art of Foto с августа по декабрь 2016 года. Следите за анонсами.

Творческая биография Эмиля Гатауллина:

Эмиль Гатауллин родился в 1972 году. Живет в городе Королев, Московской области. Профессиональный художник и фотограф. В 1999 году окончил Московский художественный институт (МГАХИ) им. Сурикова по специальности монументальная живопись. В 2003-2004 годах учился у Александра Лапина - одного из ведущих российских теоретиков фотографии, фотографа, автора книг и статей. С 2005 года член Союза фотохудожников России.

Сайт: www.emilgataullin.photoshelter.com

Персональные выставки:

2015 - «Колыма: у времени в тени», Красноярская Ярмарка Книжной Культуры, Красноярск.

2015 - «Колыма: у времени в тени», Мемориал, Москва.

2015 - «Колыма шаламовская и современная», галерея «Красный угол», Вологда

2014 - «В сторону горизонта» - выставка в рамках международного фестиваля фотографии «Vilnius Photo Circle», Вильнюс, Литва.

2012 - «…Без слов», выставочный зал объединения художников «Промграфика» Московского Союза художников, Москва.

Групповые выставки:

2015 - Выставка финалистов VII международного фестиваля фотографии «PhotoVisa», Краснодар.

2014 - “Cultivating a Culture of Peace” - выставка финалистов международной премии им. Альфреда Фрида, Париж, Франция.

2014 - Выставка финалистов VI международного фестиваля фотографии «PhotoVisa», Краснодар.

2012 - «XXI. Мой Тихий океан» - Фотопроект РИА Новости, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

2012 - «Музей. Взгляд фотографа», ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2012 - «Фестиваль уличной фотографии», Центр документальной фотографии «FOTODOC», Москва.

2011 - «Русская Православная Церковь. Итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы», ЦВЗ «Манеж», Москва.

2011 - «Невидимая страна», галерея «Белый куб», Омск.

2011 - «Русь святая», храм Архангела Михаила в Каннах, Франция.

2009-2011 - «Мы», передвижная выставка интернет-сообщества «Фотополигон», Новосибирск, Краснодар, Москва, Южно-Сахалинск, Владивосток.

2011 - «Частный праздник», Центр документальной фотографии «FOTODOC», Москва.

2010 - «Человек in Motion», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.

2009 - «Человек. Круговороты бытия», ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.

2009 - «Школа Лапина», Винзавод, Москва.

2005 - «Серебряная камера», Московский Дом Фотографии.

Награды и премии:

2015 - 1-е место в номинации «Фотосерия» VII международного фестиваля фотографии «PhotoVisa».

2014 - Гран-при международной премии «The Alfred Fried Photography Award» (Австрия).

2014 - финалист VI международного фестиваля фотографии «PhotoVisa».

2014 - финалист международного фестиваля фотографии «Vilnius Photo Circle» (Литва).

2012 - Лауреат Фестиваля Уличной Фотографии» в номинации «Лучшая серия уличных фотографий».

2010 - Гран-при «Лучшая фотография года», а также 1-е место в категории «Жанровая съемка» и 1-е место в категории «Художественная фотография» первой национальной премии «Лучший фотограф».

2010 - 3-е место в номинации «Люди и события» премии Фонда Развития Фотожурналистики.

2009 - 1-е место в номинации «Жанровый снимок» конкурса фирмы Epson «Моя лучшая фотография».

2005 - Лауреат конкурса "Молодые фотографы России".

Классика и строгость. Ностальгия и недосказанность. Поэзия и предчувствие любви. 129 историй. 129 фотографий. О каждом из нас

— фотограф, художник. Выпускник МГАХИ им. Сурикова по специальности монументальная живопись. Ученик А.И.Лапина, знаменитого советского и российского фотографа, исследователя и теоретика фотографии. С 2005 года — член Союза фотохудожников России. Победитель международных конкурсов: PhotoVisa (2015), The Alfred Fried Photography Award (2014), Best Photographer (2009). Финалист международного фестиваля Vilnius Photo Circle (2014). Лауреат Фестиваля уличной фотографии (2012) и конкурса Молодые фотографы России (2005). Неоднократный участник групповых выставок в России, Франции, Австрии и Литве. Персональные выставки — в Москве, Ганновере, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Вологде, Красноярске и Магадане.

Книга Эмиля Гатауллина «В сторону горизонта». Фото: Эмиль Гатауллин. Предоставлено автором

Тяжелая, добротная, настоящая «классическая» книга: благородное издание в суперобложке на строгом черном переплете. И – легкий, летящий кадр, предваряющий целую череду фотографий, вместившую сразу всю жизнь: детство, юность и старость, простые человеческие радости и горести, веру, любовь, смерть.

«В сторону горизонта». Горизонт – метафора, определяющая восприятие изображения – от непосредственно увиденного до предугадываемого, ожидаемого, иллюзорного. Горизонт находится на стыке внутреннего и внешнего времени, его нельзя достичь, но можно ощутить. Наши «мысленные» часы идут иначе, чем календарные: с каждым годом дни ускоряются, и все больше хочется их замедлить, остановить, пережить заново. …Я смотрю на сороку, вспорхнувшую за окном деревенского дома и снова становлюсь девчонкой, так часто забиравшейся на дачный чердак с потрепанной библиотечной книгой. Это она глядит на белую лошадь, бредущую куда-то по нетронутому снегу. Это она взлетает навстречу морскому ветру на берегу, она ступает босиком по усыпанной сосновыми иголками лесной опушке. Книга Эмиля Гатауллина – про сейчас, но и совсем вне времени: в каждом кадре — кинолента, созданная видением автора. На каждой странице — мир, ассоциативно «проживаемый» зрителем.

«Название существовало задолго до выхода книги, — рассказывает «Bleek Magazine» Эмиль Гатауллин. – Я выбрал его для серии, которую снимаю уже много лет, путешествуя по небольшим городам и селам русской провинции. Это название оказалось самым подходящим, хотя в книге представлены фотографии из разных серий, в том числе снятых в Москве. Но провинция – основная моя тема: место, любовь к которому связана с детскими воспоминаниями. Всякий раз, когда оказываюсь далеко от столицы, словно восстанавливаю связь с прошлым, с домом бабушки, где провел часть жизни, где впервые взял в руки камеру. Обычно я не планирую то, что буду снимать… Выхожу на улицу и иду куда глаза глядят, полагаясь на интуицию. Никогда не знаешь, где тебе улыбнется удача и за каким поворотом встретишь интересный сюжет для снимка. Просто идешь в сторону горизонта».

Разворот книги Эмиля Гатауллина «В сторону горизонта». Фото: Эмиль Гатауллин. Предоставлено автором

Изящные, композиционно выверенные и одновременно естественные кадры Гатауллина завораживают особой поэтической гармонией. Он не просто наблюдает со стороны, он «превращает», «преобразует» происходящее, создавая новые ассоциации, неожиданные аллюзии, - словно растягивает время, вмещая в один миг целую жизнь.

«Композицию не нужно понимать только лишь как построение, расположение элементов в рамке кадра или набор неких правил, которыми фотограф якобы руководствуется во время съемки, — поясняет Эмиль. — Для меня композиция – понятие более обширное и глубокое. Подобно тому, как текст опирается на выразительность слов, фотографический кадр – на взаимоотношения визуальных элементов; в нем, как в стихотворении, могут присутствовать рифма, ритм, интонация. И если говорить о фотографии как искусстве, то невозможно обойтись без композиции, без художественной формы».

Разворот книги Эмиля Гатауллина «В сторону горизонта». Фото: Эмиль Гатауллин. Предоставлено автором

«Для меня каждая фотография – история, рассказанная одним кадром. Она самодостаточна и значительна сама по себе. Когда снимаю, не думаю о том, в каком виде будут представлены фотографии. Нет никаких заранее спланированных проектов. Все происходит значительно позже – после отбора материала, после того как он отлежится. Желание сделать свою книгу появилось уже давно, но целенаправленно я ничего не предпринимал в этом направлении до тех пор, пока не поступило предложение от издательства Edition Lammerhuber. Мы начали работу над книгой весной 2016 года, а в конце октября она увидела свет. По задумке издателя – это первая книга в цикле под общим названием «Визуальная поэзия». В дальнейшем в этой серии планируется выпустить еще несколько книг разных авторов».

Обложка книги Эмиля Гатауллина «В сторону горизонта». Фото: Эмиль Гатауллин. Предоставлено автором

Эмиль Гатауллин, «В сторону горизонта»
170 x 235 мм, твердый переплет, суперобложка,
256 страниц, 129 фотографий,
Тираж: 1500 экземпляров.
Фотографии: Эмиль Гатауллин
Текст: Peter-Matthias Gaede
Перевод текстов: Brigitte Scott, Мария Ромакина, Александр Наану
Язык: английский, немецкий, русский
Дизайн: