Фронтальное занятие на тему перелетные птицы. Интегрированное логопедическое занятие «Перелётные птицы

Образовательные цели:

· Обобщить и дополнить знания учащихся, которые получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

· Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

Развивающие цели:

· Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;

· Развивать память, связную монологическую речь учащихся;

· Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;

· Вдохновить кого-либо начать писать собственные сказки или стихи.

Воспитательные цели:

· Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;

· Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;

· Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;

· Воспитывать чувство прекрасного;

· Укреплять дух соревнования;

Оборудование : музыкальный центр.

Оформление класса: Портрет А.С. Пушкина;

Плакат:

В класс пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся
И в игру скорей включайся!

Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин

"Памяти Пушкина":


И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк; но в памяти народной
А. Плещеев.

"Парад сказочных героев" (под музыку входят ученики в сказочных костюмах).

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наша встреча будет для вас интересна и полезна, станет настоящим праздником.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: "Как бы я хотела сейчас оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты". Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Итак, представьте:

Сценка.

(На фоне мелодии ведущий читает текст, за столом сидит Арина Родионовна (вяжет), рядом маленький Пушкин.)

Ведущий.

Мерцали редкие огни деревни Михайловское: В доме Пушкиных, стоявшем среди парка, утонувшего в сугробах, светилось лишь одно окно: Сейчас, когда ночь окутывала землю, нет писем, не звенит колокольчик, возвещая о чьем-то приезде: И кажется, что на всем белом свете они только двое: Пушкин и няня.

Няня . - Вот взялись они за руки, и пошли, куда глаза глядят. Идут, идут - видят озеро большое, а у озера - табун лошадей. Захотелось Иванушке пить, а сестрица Аленушка не пускает. "Не пей, говорит, братец, а то будешь жеребеночком. Потерпи, милый, до колодца:" (Клубок шерсти скатился с колен няни на пол. Она, кряхтя, нагнулась, подняла и снова задвигала спицами, лукаво поглядела на Александра.) Сказывать дальше, аль спать будешь?

Ведущий .

Она быстро досказала сказку.

Няня . - Высватали Иванушке царевну из соседнего царства, свадьбу учинили, и такой веселый пир пошел, какого с начала мира не было: И я там была, - закончила няня, складывая работу и втыкая спицы в шерсть, - мед, пиво пила, по губам текло, да вот, жаль, в рот не попало. (Она тяжело поднялась с табурета). - Ну, спи, Христос с тобой, - сказала она и перекрестила Александра, приговаривая: "Спи, глазок, спи другой. О хорошем думай - сон хороший увидишь".

Ведущий.

Александр внимательно слушал сказку. Он затвердил в ней почти каждое слово, но готов был слушать еще и еще. Его убаюкивал певучий голос няни, а в голове шевелились при этом какие-то неясные и приятные мысли.

Слово учителя.

6 июня 2014 года в России отмечается 215-гая годовщина со дня рождения А.С.Пушкина.

Наше мероприятие называется "По страницам сказок А.С. Пушкина". Проведем мы его в форме путешествия. Почему путешествия? Да потому, что эта традиция народных сказок. Путешествуют сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, царевич на Сером волке, Иван - крестьянский сын: А так как вы все любите игры, песни, загадки и пляски, это будет необычное, игровое путешествие в удивительный волшебный мир пушкинских сказок. Но, прежде чем мы отправимся в путь, я хочу рассказать вам о событии, которое произошло недавно. В село Михайловское пришло удивительное письмо. Его прислал (кто бы вы думали?) Кот ученый. Он обратился в музей с просьбой помочь восстановить некоторые детали сказок, которые подзабыл. А так как у сотрудников перед юбилеем много работы, они попросили помочь коту вас, ребята, и переслали это письмо сюда, в школу №5.

(Учитель читает текст).

Многоуважаемые господа!

Долгие годы мои сказки были самым любимым развлечением всей российской детворы. В Лукоморье шли нескончаемым потоком люди. Я, не останавливаясь ни днем ни ночью, рассказывал и рассказывал сказки, пришедшие к нам из глубины веков от дедов и прадедов. Дети, слушавшие мои сказки, вырастали, становились мамами и папами и, в свою очередь, приводили ко мне своих детей.

Но я постарел, а мир изменился. Сейчас все меньше детей готовы слушать певучие народные сказки, их все больше интересуют телевидение и компьютеры. Школьники готовы часами играть с заморскими чудищами, все чаще выказывают неуважение родному языку, наследию устного народного творчества. Все меньше их приходит ко мне, в Лукоморье, на полянку сказок, все реже они готовы слушать, а тем более читать сказки. И я, старый и больной кот, ничего не могу с этим поделать.

Многоуважаемые господа, помогите мне! Не дайте погибнуть в сердцах детей любви к доброй, милой, лукавой русской сказке! Помогите восстановить в памяти их все подробности, все мельчайшие детали самых лучших из сказок - тех, что стали бессмертными, благодаря легкому поэтическому перу Александра Сергеевича Пушкина.

С надеждой и уважением к Вам, Кот ученый.

P.S. Вот такие сказки я рассказываю ребятам сейчас.

Старуха Салтану: ":Дурачина ты, простофиля! Не сумел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось:"

Салтан (возмущенно) ":Какое корыто?! Что я царь или дитя?..."

Слово учителя.

Ребята! Вы поняли, какую сказку рассказал нам Кот? Можно ли назвать одну сказку? (нет, сначала прозвучали слова из "Сказки о рыбаке и рыбке", а затем из "Сказки о царе Салтане:").

Значит, действительно, у Кота проблемы, много он подзабыл. Вы готовы помочь ему вспомнить все? Тогда отправляемся в наше путешествие.

Но сначала нам надо открыть замок волшебной двери, через которую мы попадем в сказочную страну.

Для этого предлагаю задачки.

Задача №1:

Сколько раз закидывал старик невод в море? (Ответ: 3 раза).

Задача №2:

Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Ответ: 30 и 3 года).

Задача №3:

Сколько богатырей защищали мертвую царевну? (Ответ: семеро).

Задача №4:

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (Ответ: три щелчка по лбу).

Задача №5:

Сколько раз разговаривала царица с зеркалом в "Сказке о мертвой царевне?» (Ответ: пять раз).

Задача №6:

Сколько девиц-сестриц сидело под окном? (ответ: три).

Задача №7:

Сколько раз князь Гвидон летал к Салтану? (Ответ: три раза).

1. Комар 2. Шмель 3. Муха

Учитель:

Первое место, куда мы попадаем - это "Аллея знатоков". Здесь нам придется ответить на вопросы сказочной викторины. (Условия: за каждый правильный ответ - один балл). Готовы? Повторим наши заветные слова: "Ура! Ура! Продолжается игра!".

Первая часть викторины. "ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?" (Назовите произведение Пушкина, из которого приведены строки).

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
("Сказка о рыбаке и рыбке")

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
("Сказочная поэма "Руслан и Людмила")

Какая сказка начинается этими строками? О каком времени года идет речь в начале этой сказки?

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи,
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", о зиме).

Вот восьмой уж день проходит,
Войско в горы царь уводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
("Сказка о золотом петушке").

Вторая часть викторины. "УЗНАЙ ГЕРОЯ".

О ком написан этот отрывок, из какой он сказки?

Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
(О царе Дадоне "Сказка о золотом петушке").

В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке").

Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется:
(Черномор из сказочной поэмы "Руслан и Людмила").

Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
(Царевич Елисей "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина,
Ах, витязь, то была (Наина - коварная колдунья из поэмы "Руслан и Людмила").

В уныньи, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один - Рогдай, воитель смелый:
Другой - Фарлаф, крикун надменный:
А кто третий соперник Руслана в поэме "Руслан и Людмила"?
(Молодой Хазарский хан Ратмир).

Перечислите за одну минуту всех героев "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", помните о том, что герои бывают живые и неживые. (1. Царь 2. Царица 3. Царевна 4. Царица-мачеха 5. Зеркальце 6. Пес Соколко 7. Чернавка 8. Царевич Елисей 9. Семеро богатырей 10. Солнце 11. Ветер 12. Месяц).

Молодцы! Многих героев сказок узнали! Сейчас будет задание посложней.

Третья часть викторины "ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛИ ТЫ ЧИТАТЕЛЬ?".

Вы хорошо помните "Сказку о царе Салтане:". По жестокой несправедливости царицу и ее сына посадили в бочку, которую выбросили в море, но "пленники" обратились с мольбой к волне.

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько.
Как "освободились" из своего плена царица и ее сын?
Ответ ребят, уточнение учителя
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся;
Поднатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" - молвит он,
Вышиб дно и вышел вон.

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет:

Что делают из скорлупок золотых орешков, которые грызет белка в "Сказке о царе Салтане"?

Ответ:

Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.

Три раза закинул старик невод:
В первый раз пришел невод с тиной,
В третий раз с золотой рыбкой.

А во второй раз, с чем пришел невод в "Сказке о рыбаке и рыбке"?

Ответ:

С травою морскою.

"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе:"

Так сказал старик золотой рыбке, отпустив ее на свободу, но его старуха захотела воспользоваться умением золотой рыбки исполнять желания.

Кем хотела стать старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина?

Ответ: столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою. "Копилка для любознательных" (Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода).

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

Вступление к какому произведению прозвучало? Что означает слово лукоморье?

Ответ: поэма в шести песнях "Руслан и Людмила".

Ребята, сейчас была сложная интеллектуальная игра, мы прошли длинную "Аллею знатоков" и теперь отправляемся дальше. Давайте скажем: Ура! Ура! Продолжается игра.

Домашнее задание смотрим. Сейчас мы с вами попадаем на бульвар "Веселых мимов". Было задание: с помощью пантомимы изобразите содержание какого-либо отрывка из любой сказки Пушкина.

Теперь мы попадаем в необыкновенное место города - на улицу "Забавных недоразумений". Здесь все таинственно, необычно. Всем нам предстоит применить фантазию и смекалку, чтобы справиться с этими непростыми заданиями. Готовы? Ну, давайте, рискнем. И чтобы нам сопутствовала удача, давайте снова повторим "Ура! Ура! Продолжается игра!".

Сейчас прозвучат вопросы под рубрикой "Пушкинская сказка на новый лад".

Задание: Узнайте, какие пушкинские герои могли прислать такие телеграммы?

Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! (Ответ: Балда!).

Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Ответ: корабельщики).

Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно! (Ответ: молодая царевна).

Приеду с подарками, так как на весь мир одона наткала я полотна. (Ответ: вторая сестрица).

Очень жаль, приехать не могу:
"Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла".
(Ответ: царь Дадон).

Догадайтесь, герои каких сказок Пушкина могли бы дать такие объявления?

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как:

Укусы правого и левого глаза,
Волдыри на носу. (Ответ: Гвидон)

Тем, кто интересуется квартирой! Недорого сдаю на лето свою гостиницу в аренду.
В горнице имеются:
Кругом лавки, крытые ковром,
Стол дубовый,
Печь с лежанкой.
(Ответ: семеро богатырей).

Помните сказочный терем, к которому приходит царевна: лающий пес, тишина на подворье, в светлой горнице - лавки, крытые ковром, печь, полати.

Разгадайте загадку:
Я в сказке Пушкина герой,
Но если Л на Н мне сменишь,
Сибирской стану я рекой.
(Ответ: Елисей - Енисей).

Будьте внимательны. Ответьте на такие необычные вопросы.

В какой сказке говорится о коварстве красивой девушке? Об устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимых больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?

В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип "от каждого по способностям, каждому по труду" и присвоило заработную плату трудящегося. А последний учинил самосуд, причинил должностному лицу тяжкие телесные повреждения. (А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде").

Молодцы! Ну, а такого вы не ожидали. Супер игра. "Черный ящик"

Вам необходимо определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь. (Отвечают все, правильный ответ - лепесточек).

1. Балда с помощью этого предмета доказал бесенку свое превосходство. (Палка).

2. Предмет, перед красотою которого не устояла царевна. (Яблоко).

3. Предмет, с помощью которого Людмила определенное время находилась в безопасности в замке Черномора. (Колпак).

4. Балда с помощью этого предмета хотел "море морщить", "проклятое племя" бесов корчить. (Веревка).

5. С помощью этого предмета царица-мачеха пыталась узнать о своей красоте. (Зеркальце).

Мы с вами подошли к "Дому актера". Наши ребята покажут инсценированный отрывок из "Сказки о царе Салтане:".

СЦЕНКА

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет:

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что "Солнце" русской поэзии, как называли Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но и всех детей мира.

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорого нам твой образ благородный;Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Сценарий досуга «Путешествие по сказкам Пушкина» для старших дошкольников

Задачи:
1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;
2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании
сказок А.С.Пушкина;
3.Развивать речь, образное мышление, память;
4.Воспитывать любовь к русским писателям, учить беречь книги.

Оборудование:
Презентации по сказкам Пушкина,
Выставка книг А.С. Пушкина,
Выставка детских рисунков,
Предметы из сказок (зеркало, яблоко, стрела, невод, орешки и т.д.),
Диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, М.И. Глинки
Детские музыкальные инструменты.

Предварительная работа:
Чтение сказок А.С. Пушкина,
рассматривание иллюстраций,
рисование сказок А.С Пушкина,
слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? (да). Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин.

На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина

Воспитатель: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.
(Звучит музыка)

На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.

1 ребенок. У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

2 ребенок. И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

3 ребенок. Там чудеса: там леший бродит,

4ребенок. Русалка на ветвях сидит;

5 ребенок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

6 ребенок. Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;

7 ребенок. Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

8 ребенок. Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

9 ребенок. В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

10 ребенок. Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,

11 ребенок. Там царь Кащей над златом чахнет;

Хором. Там русский дух... там Русью пахнет!

За дверью слышится мяуканье.

Воспитатель: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?
Из-за двери появляется кот.


Воспитатель: Как вы сюда попали?

Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.

Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…

Заставка на экране «Сказки Пушкина»
Кот
Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!

Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.

На экране «перелистывается» страница и открывается название сказки.
(далее также после каждой загадки)

Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Инсценировка отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)


Кот: (обращается к детям): А теперь вы - волны из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». Мы попробуем оживить наши волны. Покажите, как они двигаются.

Игра «Море волнуется»
(музыкальное сопровождение)

Кот: А вот и следующая загадка:
Чуть опасность где видна. Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется, И кричит: «Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке»)

Игра «Куда смотрит петушок»
Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.

Кот .Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет? (зеркальце) (Кот берет зеркало)
- А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех милее?

Игра: «Повторяй за мной»
Показывает движения, дети вместе с ним.
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Кот: Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»? (Черномор)

Оркестр детских инструментов
Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».


Кот: (Загадывает про сказочную белочку…)

Танец «Белочка с орешками»


Кот: Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами. Но у меня есть к вам еще задание. Ответьте на мои вопросы по сказкам Пушкина.

Кот: 1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года).

2. Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

3. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).

4. В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о царевне и семи богатырях»).

5. Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Золотая рыбка»)

6. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)

7. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)

Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Кот уходит.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно?
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

Задачи:

— закреплять знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок;

— формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;

— развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность, творчество;

— формировать умение играть сообща.

Воспитатель напоминает детям о том, что 6 июня родился великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Просит назвать сказки, которые он написал.

Дети называют: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по этим сказкам. А поможет войти в сказку волшебная Синяя птица. Дети берутся за руки, идут вереницей друг за другом по участку, подстраивая шаг под ритм четверостишья.

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей.

В гости к Пушкину придем,

Много сказок там найдем.

Дети попадают в первую сказку («Сказку о рыбаке и рыбке»). Воспитатель загадывает загадку.

Жадность и гордыня

Бабку подвели

И к корыту старому

Бабку привели.

Просит ответить на вопросы.

Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку? (Три раза).

Что просила бабка у золотой рыбки?» (Корыто, избу; стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.)

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает сплести невод (большую рыболовную сеть) и вместо деда выловить сначала тину, потом — траву морскую, а в третий раз — золотую рыбку. Одна половина детей, взявшись за руки, образуют невод (шеренгу), который забрасывается в море, а другая половина изображает последовательно тину, траву и золотую рыбку. Эти дети бегают, стараясь не попадать в невод. Кого «невод» «вылавливает» (замыкает шеренгу), тот выбывает из игры. Действия «невода» сопровождаются строками из сказки.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

После того, как дети «выловят» золотую рыбку, воспитатель предлагает показать ее. Проводится логоритмическая игра «Золотая рыбка» по стихотворению.

Золотая рыбка чешуей сверкает:

(Дети ритмично похлопывают по телу сверху вниз.)

Ах-ах-ах, ах-ах-ах!

(Ритмично покачивают руками за спиной, изображая хвост.)

Хвост, как из вуали, нежно распускает —

Так-так-так, так-так-так.

Машет плавниками, еле шевелит.

(Вытягивают руки по бокам, ритмично ими шевеля.)

Не спит, не спит, не спит.

В водорослях спрятаться поскорей спешит.

(Поднимают руки вверх, ритмично покачивают ими.)

Спешит, спешит, спешит.

Воспитатель предлагает вспомнить, как изменялось море от первой просьбы старика к последней (слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, черная буря) и показать его. Дети присаживаются на корточки, разводят руки в стороны и кладут их на плечи соседей. По мере изменения состояния моря дети постепенно поднимаются, изображая сплетенными руками сначала небольшое шевеление, а в конце — большие волны, которые «воем воют».

Дети перемещаются в следующую сказку при помощи Синей птицы («Сказку о царе Салтане...»). Воспитатель загадывает загадку.

Повстречался сын с отцом.

Выстроил для белки дом.

В лебедь белую влюбился,

На красавице женился.

Просит ответить на вопросы.

Как звали трех девиц-вредителей, из-за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном? (Повариха, ткачиха, баба Бабариха.)

Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона? (Тридцать три богатыря.)

Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь? (Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками; тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.)

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям показать, как из моря выходят 33 богатыря (от корточек до полного роста); прекрасную царевну Лебедь; в парах — этюд «Коршун и лебедь». Этюды сопровождаются строками из сказки.

Воспитатель просит вспомнить, в кого превращался князь Гвидон, когда пытался на корабле добраться до царя Салтана. (В комара, муху, шмеля.)

Дети вспоминают.

Предлагает поиграть в подвижную игру «Ловишка». Только правила в ней будут немного изменены. Ловишками будут три ребенка — ткачиха, повариха и баба-Бабариха. Остальные дети будут изображать комаров, мух и шмелей, которые «улетают» от ловушек, изображая насекомых (можно поочередно) и издавая соответствующие звуки. Усложнение игры — завязать правый глаз «поварихе», левый глаз «ткачихе». Игра сопровождается строками из сказки.

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в третью сказку — «Сказку о мертвой царевне».

Воспитатель загадывает о ней загадку.

Странное зеркальце

В сказке той было.

С царицей недоброй

Оно говорило.

Дети отгадывают.

Воспитатель просит ребят ответить на вопросы.

Сколько богатырей жили в доме, который нашла в лесу царевна? (Семь.)

Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей.)

К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру.)

Воспитатель раздает детям по «волшебному зеркальцу». Дети изображают гордую, своенравную и ревнивую царицу, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним.

— Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Дети показывают, как радовалась царица, когда зеркальце подтверждало ее красоту.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Воспитатель спрашивает: «Как злая царица расправилась с царевной?»

Дети отвечают.

Воспитатель просит показать, как хотелось царевне съесть отравленное яблоко, как она его надкусила.

Под окно за пряжу села.

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

Воспитатель предлагает «оседлать коней», и в роли королевича Елисея отправиться искать царевну. Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет...

Воспитатель выступает в роли солнца, месяца и ветра. Дети (в роли Елисея) обращаются к нему, используя строки сказки.

Свет наш солнышко!..

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в четвертую сказку — «Сказку о золотом петушке».

Воспитатель загадывает загадку.

Петушок царю помог.

Слово царь сдержать не смог,

Вот поэтому и умер —

В темя клюнул петушок.

Дети отгадывают.

Воспитатель задает вопросы.

Кто подарил царю золотого петушка? (Мудрец.)

Что обещал мудрецу за петушка царь? («Волю первую твою я исполню, как мою».)

Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царя об опасности.

— Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!

Дети изображают шамаханскую царицу, ее красоту, походку.

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя...

И она перед Дадоном

Улыбнулась — и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в пятую сказку — «Сказку о попе и о работнике его Балде». Воспитатель загадывает о сказке загадку.

В сказке поп и попадья,

Даже черти в море.

С ними за оброк Балда

С зайцем вместе спорит.

Воспитатель задает вопросы.

За сколько лет Балда должен был взять недоимки с чертей? (За три года.)

Кого выдал бесенку Балда за меньшого брата? (Зайца.)

Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)

Каких трех работников заменял Балда? (Повара, плотника, конюха.)

Дети отвечают.

Воспитатель организует игры: «Кто первый обежит море» (как Балда и Бес); «Кто дальше палку бросит» (как бесенок и Балда). Проводит пластические этюды: «Как бесенок поднимал и нес кобылу», «Как Балда нес мешок и покрякивал».

В заключение дети вспоминают, в каких сказках А.С. Пушкина они побывали, проектируют дальнейшие путешествия по сказкам.

Жанна Казанцева

Под музыку «В мире много сказок » дети змейкой входят в зал и садятся на стулья.

Музрук : Дети! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это? Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин . В начале лета отмечается его день рождения.

Мы Пушкину наш праздник посвятим

Наполнив зал волшебными стихами

О Пушкине сегодня говорим

Поэзии волшебными словами.

Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина , но память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки , которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки . И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебная палочка (показывает) Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова

Волшебная палочка раз, два, три

В сказку нас перенеси !

Дети закрывают глаза. Выносится дуб. И выдвигается стол с сундуком.

Вот мы и в Лукоморье .

У Лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом….

Подождите, дуб есть, на нем цепь, даже баба яга есть. А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять ?

Играет музыка и в зал входит ученый кот с книгой.

Здравствуйте ребята! Я ученый кот.

Говорят коты и кошки

Любят греться на окошке

Любят сливки и печенье

Но не любят приключенья.

Я- совсем наоборот

Я не зря – Ученый кот!

Я в душе авантюрист

И немножечко артист

Но – подчеркиваю, лично

Я учился на отлично

И поэтому – то вот,

Я вполне ученый кот.

Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье ?

Музрук : Уважаемый кот, мы путешествуем по Пушкинским сказкам .

Кот : А вы их знаете?

Ребенок1 :

Сказки Пушкина мы знаем .

Любим очень и читаем

Ребенок 2 :

Изучаем наизусть

В них живет наш русский дух.

Кот : Ну, я сейчас это проверю. Есть у меня волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.

Вот вам моя первая загадка :

Она не простая

Чешуёй сверкает,

Плавает, ныряет,

Желанья исполняет.

Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке» Золотая рыбка была государыней морскою. Давайте заглянем к ней в подводное царство.

Девочки исполняют «Танец золотых рыбок»

Кот : Молодцы девочки! А теперь пусть мальчики покажут свое мастерство в игре «Кто быстрее поймает рыбку»

Конкурс «Кто быстрее поймает рыбку»

Кот : А теперь пришло время для второй загадки :

В море остров есть далёкий,

Там под ёлкою высокой

Звонко песенку поет,

Золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает

И в мешочек опускает.

И засеян двор большой

Золотою скорлупой!

Это право не безделка!

Вы догадались, кто это? …

Кот : Правильно, белка из сказки «О царе Салтане его славном сыне Гвидоне и прекрасной царевне лебеди»

Под музыку выходит белочка и исполняет песенку

Кот : А теперь, давайте поможем белочке разобрать орешки.

Игра “Разбери орешки для Белочки”

(дети с завязанными глазами соревнуются, кто быстрее рассортирует грецкие орехи и фундук по мискам)

Отгадайте мою третью загадку

Ну, а он с высокой спицы

Стережет царя границы.

Чуть опасность, где видна,

Он очнется от сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит : «Кири-ку-ку!

Царствуй, лёжа на боку!»

Тут же все в поход идут

И отпор врагу дают!

Он красивый, золотой!

Он Дадону как родной :

Шпоры, перья, гребешок!

Кто он, дети?. (Петушок)

Правильно, это золотой петушок из сказки «О золотом петушке»

Кот : Выходи петушок поиграй с ребятами.

Проводится игра «Петух»

Дети стоят лицом в круг. Посередине круга петух. Он ходит внутри круга. Остальные дети идут по кругу, высоко поднимая ноги и размахивая руками, приговаривая :

Трух, тух,тух,тух!

Ходит по – двору петух

Сам – со шпорами,

Хвост с узорами!

После этих слов дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг, и говорят :

Под окном стоит.

На весь двор кричит.

Кто услышит-

Тот бежит!

После этих слов петух хлопает себя крыльями по бокам кричит Ку-ка-ре-ку! дети разбегаются петух их догоняет.

Кот : Пришло время для новой загадки.

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все, как есть, ему покажет

У него злая царица спрашивала

Я ль, на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

Конечно же, это зеркало из пушкинской сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» Да, с зеркалами спорить трудно, зато с ними можно поиграть.

Игра – эстафета «Я самая красивая!»

Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений.

Есть у нас такое диво,

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя.

Тридцать три богатыря.

Ребята, скажите, какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими, смелыми)

Давайте проверим, какие вы ловкие и сильные.

Конкурсы :

«Перетягивание каната»

«Доставь важное донесение»

Любили и берегли русские богатыри родную землю. А вы ребята, знает пословицы о родине.

Под музыку выходят дети и читают пословицы о родине.

Ребенок 1 : Жить, родине служить!

Ребенок 2 : С родной земли умри не сойди.

Ребенок 3 :Родина мать, умей за нее постоять.

Ребенок 4 : Кто за Родину горой, тот истинный герой

Ребенок 5 : Нет в мире краше родины нашей.

Музрук : Наша с вами Родина – матушка Россия. Родиной мы зовем ее, потому что в ней родились и все здесь для нас родное. Матерью – потому, что она вскормила нас своими водами, выучила своему языку. Сегодня мы с вами вспоминали стихи великого русского поэта А. С. Пушкина .

Мой Пушкин ! Мой поэт! Моя отрада!

Спасибо за любовь к родному слову.

Мы этой встрече были очень рады.

Кот : Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается . Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!

Под музыку «Чудеса» дети покидают зал.