Кто не делать тот учит. Кто умеет — тот делает, кто не умеет — тот учит

Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других
Из статьи «О воспитании», помещенной в иронических «Правилах революционера» (1903) английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950).
Используется: в качестве иронического комментария по поводу чьей-либо склонности давать непрошеные советы, делать замечания, наставления, поучать.

  • - Из статьи «О воспитании», помещенной в иронических «Правилах революционера» английского писателя Джорджа Бернарда Шоу...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Век мелет, а посыпать не умеет...
  • - См. УЧЕНЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ср. "Wer ist ein unbrauchbarer Mann?" Der nicht befehlen und auch nicht gehorchen kann. Göthe. Gedichte. Ср. Il n"y à point de plus sage abbé que celui qui à été moine. Ср. Nemo potest regere, nisi qui et regi. Senec. de ira. 2, 15, 4. Ср. Ούκ έστιν εύ άρξαι μή άρχθέντα...
  • - Кто умеет жить обманом, Все зовут того цыганом; И колдовки, колотовки Те же делают уловки Аблесимов. Мельник...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - ничего не смыслит Ср. Вот и у нас председатель такой был: сядет, бывало, в карты играть - ... Салтыков. Губернские оч. 4. Выгодная женитьба. 1. Гирбасов...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Кто не умѣетъ повиноваться, тотъ не умѣетъ повелѣвать. Ср. «Wer ist ein unbrauchbarer Mann?». Der nicht befehlen und auch nicht gehorchen kann. Göthe. Gedichte. Ср. Il n’y a point de plus sage abbé que celui qui a été moine. Ср. Nemo potest regere, nisi qui et regi. Senec. de ira. 2, 15, 4...
  • - Ступить не умѣетъ ничего не смыслитъ. Ср. Вотъ и у насъ предсѣдатель такой былъ: сядетъ, бывало, въ карты играть - ступить не умѣетъ... Салтыковъ. Губернскіе Оч. 4. Выгодная женитьба. 1. Гирбасовъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. МИР - ССОРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УЧЕНЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Орл. Неодобр. О неумелом, нерасторопном человеке. СОГ-1992, 57...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нельзя пускать в приличное общество, не умеет себя держать, шагу ступить не умеет, неблаговоспитанный, сиволапый, неотесанный, шагу ступить не может, невоспитанный, ни стать ни сесть не...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 10 дурного тона не умеет себя вести неблаговоспитанный невоспитанный нельзя пускать в приличное общество неотесанный ни стать, ни сесть не умеет ...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 2 двух слов связать не может трех слов связать не может...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 9 не умеет себя вести не умеет себя держать неблаговоспитанный невоспитанный нельзя пускать в приличное общество неотесанный сиволапый шагу ступить...

    Словарь синонимов

"Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других" в книгах

«Любовь умеет стариться. Любовь умеет становиться раной»

Из книги Фрэнк Синатра: Ава Гарднер или Мэрилин Монро? Самая безумная любовь XX века автора Бояджиева Людмила Григорьевна

«Любовь умеет стариться. Любовь умеет становиться раной» - Пожалуйста, родная, не плачь! - Фрэнк положил руку на плечо Нэнси и содрогнулся от того, что, возможно, делает это в последний раз.- Не называй меня так! Ты хочешь разрушить семью. Тебе плевать на детей. На то, что

«Не умеет строиться!»

Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина Марковна

«Не умеет строиться!» 1 сентября 1982 года моя доченька пошла в первый класс. Она радостно ждала этого события. Мы все тоже.Первый день - праздник.Забираем ее из школы домой.- Ну как? Тебе понравилось?- Да там все врут, - разочарованно вздыхает дочка.Ну, то, что врут - и

Кто умеет?

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Кто умеет? Спросите ребенка: «Кто (что) умеет прыгать?» (Лягушка, заяц, человек, кузнечик, мячик, скакалка и т. д.) В следующий раз уточните, кто или что умеет летать (птица, бабочка, стрекоза, жук, комар, муха, самолет, ракета, воздушный шар, парашют, семена и листья растений,

Что уже умеет малыш

автора Сосорева Елена Петровна

Что уже умеет малыш

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Что уже умеет ваш малыш

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Что уже умеет малыш

автора Сосорева Елена Петровна

Что уже умеет малыш Каким бы беспомощным ни выглядел новорожденный, он не приходит в этот мир без всякого жизненного опыта. Мудрая природа снабдила его программой со множеством жизненно важных рефлексов, обеспечивающих безопасность и выживание. Их наличие у

Что уже умеет малыш

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Что уже умеет малыш Нервная система ребенка еще не сформирована полностью, поэтому он сейчас способен в основном к движениям двух типов. Об одном вы уже знаете – это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип – спонтанные, беспорядочные движения ручками и

Что уже умеет ваш малыш

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Что уже умеет ваш малыш Когда вы кладете малыша на живот, он делает попытки поднимать и удерживать голову. С каждым днем эти попытки становятся все более настойчивыми и успешными: младенец все дольше может удерживать голову, уже от 20 секунд до 1 минуты. Поначалу, как только

31. Тот, кто умеет объяснять

Из книги Уроки истории автора Бегичев Павел Александрович

31. Тот, кто умеет объяснять Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. В.И.Ленин. «Памяти Герцена» Где то слышал я такую байку: Некий миссионер, выступая с проповедью в техническом вузе, вынужден был отвечать на вопрос о том, как у человека впервые

Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других)

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит (других) Из статьи «О воспитании», помещенной в иронических «Правилах революционера» (1903) английского писателя Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950).Используется в качестве иронического комментария по поводу чьей-либо склонности давать

Бог умеет отдыхать

автора Резцова Ирина

Бог умеет отдыхать Уже в самом начале Торы речь идет о том, что человек должен уделять равное время на работу и на отдых.После каждого своего творения Бог всегда отдыхал. Именно поэтому в Торе четко отделены первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой

Бог умеет трудиться

Из книги Как построить бизнес по Торе? автора Резцова Ирина

Бог умеет трудиться В Торе говорится о том, что труд, именно созидающий и направленный на конкретный результат, нелегок.Люди, которые выбирают заведомо легкий путь к успеху, часто желаемого успеха не достигают. Именно потому, что за легкостью в них самих утрачивается

Что умеет ваш герой

Из книги Как написать гениальный роман - 2 автора Фрей Джеймс Н

Что умеет ваш герой Читателя привлекают персонажи, которых Аристотель в «Поэтике» называет «умелыми».Сыщики, которые достигли высот своем деле, вызывают куда больший интерес, чем их неумелые коллеги (конечно, если речь не идет о комических персонажах). Ковбои всегда

Кто умеет писать любовные письма, тот умеет писать и рекламные

Из книги Грядущая реклама автора Щёнерт Вальтер

Эта фраза Бернарду Шоу стала поистине крылатой. Попробуем разобраться, откуда ноги растут и действительно ли в учителя идут те, кто не умеют делать сами.

Систематическое обучение начинается в школе. Авторитет учителя, за редким исключением, под вопрос не ставится. Хочешь хороших оценок – повторяй за ним. Вопрос, почему учитель стал именно учителем, не задается.

В университете ситуация практически ничем не отличается. Студент легко отличает опытного преподавателя от плавающего в теме, но повторять приходится и за тем и за другим, особенно если за окном бродит призрак военкомата.

У кого-то раньше, у кого-то позже появляется желание расти дальше. В профессиональном плане, в личностном, в конце концов в материальном. Оказывается, что учителей, проповедников и гуру существует великое множество. Многие говорят красиво и книжки их издаются милионными тиражами. Мысли их приятно щекочут мозг и будоражат воображение. С восторгом и энергией неофита ты бросаешься в водоворот новой жизни.

Через какое-то время может выясниться, что прославленный гуру заработал свое состояние именно на книжках. Это сильно портит впечатление от прочитанного, а в памяти начинают всплывать нестыковки и несоответствия, на которые в момент чтения не обратил внимания.

Так получается, прав был старик Шоу? Кто знает секрет успеха, то пользуется им сам, а кто не знает – пытается научить других?

Наученный неприятным опытом наш герой выводит для себя правило первое:
Show me the money, или прислушиваться стоит к мнению тех, кто доказал свое слово делом.

Это неплохое правило и можно пользоваться им в качестве фильтра грубой очистки. Возьмем любой интернетовский форум, посвященный софтверному бизнесу. В каждом из них есть десятки завсегдятаев, которые тусуются там по многу лет, знают всех и пользуются уважением. Как правило они говорят умные вещи и большинство склонно с ними соглашаться. Правда в приватной беседе может выясниться, что софтверный бизнес для них всего лишь хобби, а зарабатывают они работой на дядю или просто получают хорошую пенсию. Желание следовать их советам куда-то исчезает.

С помощью правила первого можно найти действительно успешных людей. Они знают, что говорят, хотя не всегда это звучит понятно и логично. У них есть чему поучиться. Они практики, а не теоретики. Общаясь с ними вы можете узнать больше о СЕКРЕТЕ УСПЕХА.

Однако не все так просто. Многие из тех, кто добился успеха не имеют никакого секрета, либо их секрет не подойдет вам.

Вырисовывается правило второе: слова успешного человека стоит рассматривать через призму обстоятельств, которые принесли ему успех.

Можно впомнить Пола Грэма, который разработал одну из первых систем электронной коммерции и продал ее Yahoo. Эссе Пола всегда интересно читать, но следовать его советам не тянет. Он так и остался в душе хакером из 90х годов прошлого века.

Итак, вернемся к исходному тезису. Насколько важно, чтобы учитель сам добился успехов в том что он преподает?

Посмотрим как обстоит дело в спорте. Хороший футбольный тренер не всегда был хорошим футболистом в прошлом. Возможно он даже не играл в футбол на профессиональном уровне, а закончил физкультурный институт и сразу начал тренерскую карьеру. Более того, шансы хорошего футболиста стать хорошим тренером не так велики. Очевидно, что качества футболисту и тренеру требуются совершенно разные.

Похожая ситуация и в науке. Математик от бога может не уметь связать двух слов в обычной жизни. Если талантливый ученый умеет доходчиво излагать свои мысли – это замечательно, но это дано не каждому.

Отличается ли ведение бизнеса в этом плане от спорта или науки? В бизнесе тоже есть общие законы, которые верны для всех. Тем не менее успех часто зависит от того уникального компонента, которым ваш бизнес отличается от конкурентов.

Продолжая аналогию со спортом – футбольному тренеру может понадобиться научить команду играть на поле, перекопанному траншеями через каждые три метра. Вы скажете что в футболе такого не бывает и будете правы. В бизнесе такое бывает сплошь и рядом. Если вам приходилось программировать на Smalltalk или вести строительный бизнес в России – все поле представляет собой одну большую траншею.

Если бизнес-косультант предлагает вам увеличить прибыль от вашего бизнеса в два раза – нужно ли потребовать от него справку о доходах, которая подтвердит, что эта методика удвоила доход его собственного бизнеса? А если своего бизнеса у него вообще нет, но при этом методика действительно работает и помогла многим другим?

Это сложные вопросы и прямого ответа на них не существует. Во многих случаях дать ответ может только практика.

Итак, три совета

  1. Не слушайте тех, кто не знает о чем говорит.
  2. Слушайте тех кто знает о чем говорит, но пропускайте их слова через фильтр обстоятельств их успеха и собственного здравого смысла.
  3. Экспериментируйте, проверяйте теорию практикой.

И да будет вам успех!

30 цитат Бернарда Шоу от нытья и лени

1. Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея.
2. Танец — это вертикальное выражение горизонтального желания.
3. Ненависть — месть труса за испытанный им страх.
4. Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
5. Идеальный муж — это мужчина, считающий, что у него идеальная жена.
6. Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар.
7. Искренним быть не опасно, тем более если вы вдобавок глупы.
8. Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить.
9. Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности.
10. Женщины как-то сразу угадывают с кем мы готовы им изменить. Иногда даже до того, как это придет нам в голову.

11. Нет такой женщины, которой удалось бы сказать «до свидания» меньше, чем в тридцати словах.
12. Легче жить со страстной женщиной, чем со скучной. Правда, их иногда душат, но редко бросают.
13. Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь.
14. Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом.
15. Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других.
16. Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили.
17. Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
18. Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
19. Газета — это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации.
20. Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам.

21. Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
22. Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь.


23. Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги перед страной бесспорны, но народу этой страны неизвестны.
24. Человек — как кирпич: обжигаясь, он твердеет.
25. Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак.
26. Когда мне действительно лень, я захожу на столбняк и лайкаю записи забывая о том, что умер 64 года назад.
27. Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.
28. Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных.
29. Богатые люди, у которых отсутствуют убеждения, более опасны в современном обществе, чем бедные женщины, у которых отсутствует мораль.
30. Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Есть забавная поговорка: «кто умеет — делает, кто не умеет — учит». У неё ещё и продолжение есть: «кто не умеет учить — руководит». Отличная поговорка, разве что вредная очень, потому что людям недалёким даёт повод для пренебрежительного отношения ко всем учителям, преподавателям и тренерам разом.

Я это на себе почувствовал: как только какой-нибудь идиот добирается до и находит ключевое словосочетание «бизнес-тренер», у него в голове словно щёлкает какой-то выключатель и он выдаёт на-гора очередную сентенцию про «лохов», «разводилово» или, на худой конец, про «инфобизнес», если слышал, что это такое.

Вместе с тем, человека принципиально отличает от животных лишь одна особенность: способность накапливать и распространять знания. Именно благодаря этой способности мы покорили природу, построили цивилизацию и шагнули в космос.

В современном мире знания легко конвертируются во что угодно: в деньги, влияние, качество жизни, в конце концов. Если, конечно, знания адекватны и у вас хватает способностей эти знания усвоить. И вот тут начинаются сложности.

Ещё несколько столетий назад было достаточно прочесть пару десятков книг, чтобы стать универсально образованным человеком. Один трактат по физике, один — по химии, пара — по медицине, несколько бесполезных теософских трудов — и вот вы уже на передовой всех доступных на тот момент наук. Сейчас ситуация изменилась.

В 2010 году в рамках проекта Google-books было подсчитано количество опубликованных в мире книг. На тот момент их оказалось чуть менее 130 миллионов. Чтобы просто пролистать их все, тратя по минуте на каждую, понадобилось бы 240 лет без перерывов на сон и еду, по 24 часа в сутки. Кроме того, каждый год выпускается более 300 тыс. новых изданий.

Это значит, что «знать всё» невозможно уже давным-давно, а сейчас становится сложно разобраться даже в том, что именно нужно знать в узких профессиональных областях: что устарело, а что — нет, что входит в систему необходимых знаний, а что не имеет к ней отношения, что важно, а что — не очень.

Усугубляет ситуацию и форма, в которую бывают упакованы знания. Даже важные вещи бывают изложены сухо, скучно и непонятно. А ведь далеко не все способны пробиться через нагромождения терминов и сложносочинённых предложений в поисках ценных идей.

И вот тут мы возвращаемся к профессии преподавателя. Именно он выступает (должен выступать) в качестве проводника на огромной и сложной территории мира знаний.

У него есть три главные задачи:

  1. Показать ученикам смысл и ценность конкретного набора знаний. Заинтересовать, замотивировать — это можно называть и делать по-разному, но суть от этого не меняется: для обучения нужно создать благоприятный фон, иначе эффективность усвоения знаний будет очень низка.
  2. Из всего многообразия знаний в своей области отобрать только необходимое и достаточное для решения специфических задач своих учеников.
  3. Упаковать знания в удобоваримую обёртку, сделав из семинара или лекции грамотно срежиссированное шоу — с живыми историями, юмором, практическими заданиями, продуктивным взаимодействием участников и яркими эмоциями.

Это - большая и сложная работа, за которую, собственно, преподавателям и платят.

Общество, в котором учитель или преподаватель ВУЗа зарабатывает на уровне уборщицы и пользуется примерно таким же «уважением», обречено на скотское, нищенское существование. И там, где слово «менеджер» - ругательство, а «бизнес-тренер» - синоним ловкого пройдохи, не будет ни вменяемого управления, ни эффективного бизнеса.

Кстати, постепенно я начал понимать, почему имеет смысл учить детей за границей, если есть такая возможность. Знания везде одни и те же, комфорт учебного процесса там выше, но не это главное. Важнее всего - отношение, которое формирует ценности. Быть умным, много знать и уметь - вот ценности нормального человека, открывающие ему дорогу к успеху.

А у нас какие ценности впитывают дети? Что надо быть роднёй чинуши повыше? А если не повезло, то дороги остаётся только две: либо в менты, либо в бандиты. Хотя чем они, кроме погон, друг от друга отличаются, понять становится всё сложнее и сложнее. Лексика, внешний вид и повадки у них абсолютно одинаковые.

Но вернёмся к профессии преподавателя. В любой профессии есть мастера и есть подмастерья, встречаются и просто дилетанты или мошенники. Мне, например, категорически не нравится подход Бизнес-молодости (базовый уровень знаний + агрессивные продажи + безответственная мотивация, заставляющая слушателей влезать в долги ради почти безнадёжной попытки открыть свой бизнес).

Я с недоверием отношусь к академическим преподавателям менеджмента, которые никем никогда не управляли, и к тренерам по продажам, которые не продали в своей жизни ничего дороже своего тренинга. Я не верю в тренинги личностного роста, считая, что все люди делятся на две категории: те, кому эти тренинги не нужны, и те, кому они всё равно не помогут.

Но, разумеется, как существование плохих врачей не перечёркивает ценность медицины, так и существование плохих тренеров не делает бизнес-обучение бесполезным. Можно спорить о том, как учить, чему учить, можно ли вообще научить человека таким вещам, как лидерство или предпринимательство, но ставить под сомнение важность обучения так же глупо, как утверждать, что Земля - плоская.

Так что я с гордостью называю себя . Как, впрочем, и консультантом по организационному развитию, топ-менеджером и блогером. А если кому-то это не нравится, то это уже его сугубо личная проблема.

P.S. Кажется, мне придётся ещё три статьи писать..

.

Еще см: Ценности, принципы и качества современного лидера-руководителя preobrazuya.ru

Шатун В.Т

Умение обучать и развивать подчиненных — необходимое качество руководителя, который является для персонала воспитателем и педагогом, стремящимся довести их до необходимых стандартов, помочь им в саморазвитии. Он должен умело воспитывать подчиненных, предупреждать и разрешать возникающие конфликты. Люди работают охотнее и эффективнее, когда имеют постоянную связь с руководителем, получают от него советы и рекомендации.

Способность формировать эффективные рабочие группы — это показатель высочайшего профессионализма, она является необходимым условием для достижения целей организации. Важно уметь использовать умения, знания и опыт других людей, то есть превратить группу людей в квалифицированный, результативный коллектив, создать положительный климат и эффективный рабочий механизм. Достигается это тогда, когда менеджер в своей работе опирается на каждого сотрудника, используя при этом диалог, дискуссию, сколачивает команду единомышленников, дает подчиненным свободу действий и творчества. Это умелое сочетание качеств администратора и лидера.

Лучших результатов добивается не обязательно тот, у кого самая умная голова, а скорее тот, кто лучше всех умеет координировать работу своих умных и талантливых коллег . (Д. Джонс)

Таблица 1

20 важнейших качеств менеджера по американской и английской концепциям

Прио

ритет

Концепция

Американская

Английская

Развитый ум

Способность делегировать власть*

Честность

Коммуникабельность

Логичность

Доступность

Техническая грамотность

Умение слушать других

Широта кругозора

Перспективность

Компетентность

Коммуникабельность

Техническая грамотность

Цельность

Честность

Лидерство

Твердость

Способность делегировать власть

Заинтересованность в людях

Ораторские способности

Позитивность

Умение принимать решения

Решительность

Твердость

Чувство юмора

Сосредоточенность

Широта способностей

Умение воспитывать других

Продуктивность

Чувство юмора

Дружелюбие

Умение слушать других

Старательность

Желание слушать

Умение общаться

Объективность

Знание своей специальности

Организаторские способности

Немногословие

* Курсивом выделены те качества, способности и ценности, которые присутствуют в обеих концепциях.

Умение разбираться в людях: быстро и правильно оценивать психологические особенности, сильные и слабые стороны человека, распределить задания и роли с учетом интересов, возможностей и состояния каждого. Чем лучше руководитель знает возможности своих подчиненных, умеет ценить таланты сотрудников и избавляться от балласта корректным путем, тем больше у него возможностей для успеха.

Нравственно-коммуникабельные качества: чуткость, доброжелательность, уважительность, справедливость, общительность, простота и доступность. Руководитель должен быть доступен любому работнику. Он лично знаком со многими сотрудниками и готов обсуждать с ними любые проблемы. Руководитель побуждает людей быть самими собой, умеет слушать других и слышать даже то, что не сказано вслух.

Агитаторские качества: уметь увлекать за собой подчиненных, убеждать их в важности и нужности дела, в реалистичности своего видения перспективы развития фирмы. Это ораторские способности и умение выражать собственные мысли.

Инициативность: активность, самостоятельность в принятии решений, смелость, предприимчивость, внутренняя свобода, готовность идти на риск, опора на собственные силы.

Умение опираться на коллектив: формирование общих целей и задач, учет интересов, чувств и мыслей людей, их опыта, знаний и мнений, развитие инициативы и общей активности. Руководитель не приемлет кабинетного стиля работы, предпочитает обсуждение проблем на местах и общение с рядовыми работниками.

Гибкость, способность менять стиль и методы руководства в зависимости от создающихся условий. Способность самооценки собственной деятельности, умение делать правильные выводы и постоянно повышать квалификацию.

Шатун В.Т. Учебное пособие: «Я – начальник, – ты…», 2008г.