Работы на большом противолодочном корабле "адмирал чабаненко" затянутся на несколько лет.  Военный Обозреватель Что будет с бпк адмирал харламовым

Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко", единственный представитель проекта 1155.1 в составе ВМФ, подвергнется модернизации. Технические документы за полтора года подготовит разработчик первоначального проекта корабля — петербургское "Северное ПКБ". Проводящий ремонтные работы Центр судостроения "Звездочка" заплатит за документацию 726 млн рублей. Собеседники в отрасли отмечают, что в отсутствие новых больших боевых кораблей ВМФ вынужден модернизировать советское наследие. Эксперты полагают, что корабль получит новое радиоэлектронное вооружение и пусковые установки для крылатых ракет "Оникс", предназначенных для поражения надводных целей.


Большой противолодочный корабль (БПК) "Адмирал Чабаненко", находящийся на ремонте с апреля 2014 года, пройдет модернизацию. Информацию подтвердили "Ъ" в ОСК.

Изначально в ВМФ планировали ограничиться ремонтом корабля на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, который является филиалом северодвинского Центра судоремонта "Звездочка". Ремонт должен был занять три года — предполагалось, что БПК "Адмирал Чабаненко" будет передан флоту в 2017 году. Однако из конкурсной документации Центра судоремонта "Звездочка", размещенной на портале zakupki.gov, следует, что простой корабля затянется еще на несколько лет. "Звездочка" заказала петербургскому "Северному ПКБ" "выполнение конструкторских работ в обеспечение отдельных модернизационных работ в период ремонта с продлением межремонтного срока". Работы касаются "заказа 11551 зав. N с-121". Ранее "Звездочка" проводила закупки, касающиеся ремонта этого заказа. Из открытых источников следует, что речь идет именно об "Адмирале Чабаненко". "Северное ПКБ" получило заказ как единственный поставщик. Отсутствие конкуренции связано с тем, что корабль строился по проекту "Северного ПКБ", и все чертежи, касающиеся изделия, хранятся в этом проектном бюро. Конструкторские работы должны быть переданы заводу до 31 декабря 2019 года, за работы "Звездочка" заплатит 726 млн рублей. На "Звездочке" в течение дня не прокомментировали информацию, размещенную на сайте госзакупок. До представителя ВМФ дозвониться не удалось.

"Адмирал Чабаненко" — наиболее оснащенный и сбалансированный по вооружению большой противолодочный корабль ВМФ: он оснащен пусковыми установками для противокорабельных крылатых ракет "Москит", вооружением для противовоздушной и противолодочной обороны. Корабль является единственным в серии: в 1990 году его заложили на калининградском судостроительном заводе "Янтарь", спустили на воду в 1992 году, но из-за отсутствия финансирования в первые постсоветские годы передать флоту смогли лишь в 1998 году. Второй корабль проекта, "Адмирал Басистый", был по той же причине разобран на стапеле, а строительство третьего, "Адмирала Кучерова", так и не было начато. Помимо "Адмирала Чабаненко", в составе флота службу несут восемь кораблей предыдущего проекта 1155, по четыре в составе Северного и Тихоокеанского флотов.

Военные эксперты отмечают, что по своему вооружению корабль находится ближе к эсминцам, кораблям первого ранга. В постсоветское время строительство кораблей первого ранга в России не велось. В последние годы активно обсуждалась закладка атомного эсминца "Лидер", но весной было принято решение из-за сжатия возможностей федерального бюджета перенести его строительство на несколько лет. Таким образом, в ближайшие годы флот не получит новых кораблей первого ранга: проектирование новых может занять пять лет, а строительство — от трех до семи лет. Собеседники "Ъ" в отрасли отмечают, что в этих условиях Минобороны вынуждено модернизировать то, что было построено в советские и первые постсоветские годы. "Северное ПКБ должно уложиться в 1,5 года, а модернизация займет 2-3 года, что довольно быстро",— отмечает собеседник "Ъ" в отрасли.

При этом экономию вряд ли можно назвать ключевым фактором при принятии решения о модернизации. "В зависимости от объема работ перестройка военного корабля может стоить и 2/3, и 75% от строительства нового, который обойдется в сумму не менее 10 млрд рублей",— полагает источник "Ъ" в отрасли.

Источники "Ъ" в проектной отрасли отмечают, что "Северное ПКБ" некоторое время назад получило заказ на модернизацию проекта 1144 "Орлан" (тяжелые атомные ракетные крейсеры, построенные в советское время на Балтийском заводе,— "Ъ" ), сумма контракта в несколько раз превышала 726 млн рублей, выделенные на переработку документации по "Адмиралу Чабаненко". Собеседники "Ъ" в отрасли утверждают, что разработчику проектной документации предстоит большой объем работ по БПК. "Первоначальный проект разрабатывался очень давно, поэтому хранится только в бумажном носителе. Придется воссоздать его в электронном виде, потом выбросить из документации часть вооружения. По всей видимости, дефектации подвергнется наружный корпус корабля, в процессе работ может быть заменено 10-30% металла",— говорит собеседник "Ъ".

Заместитель директора "Центра анализа стратегий и технологий" Андрей Фролов считает, что в ходе модернизации противокорабельные ракеты "Москит" могут быть заменены на более современные ракеты "Оникс". Также, по всей вероятности, будет заменено радиоэлектронное вооружение. Но равноценной заменой перспективному эсминцу "Лидер" "Адмирал Чабаненко" все равно не станет.

Герман Костринский

Главный штаб ВМФ России принял решение провести модернизацию больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО - Udaloy ) . На сегодня это основные корабли дальней морской зоны в российском флоте. Именно их отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Модернизация БПК будет включать в себя оснащение современными пушками А-192, ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут». Благодаря этому корабли «станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями», - пояснил представитель Главкомата ВМФ газете «Известия» .

По его словам, модернизация 30-летних БПК проекта 1155 может обойтись в 2 млрд. рублей за один корабль. При этом стоимость строительства нового эсминца дальней морской зоны превышает 30 млрд. рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил газете «Известия», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения как БПК 1155 даже нет в проекте. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России такие функции есть только у фрегатов проекта 22350. Но они в два раза меньше, менее автономны и хуже вооружены.

В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными - ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным - БПК 1155 «Фрегат» с мощной гидроакустической станцией в носу. На сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не эксплуатируются из-за проблем с котлами - на ходу всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ.

В ВМС США на сегодня больше больше 40 универсальных эсминцев Arleigh Burke, способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк». Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого будет объявлен конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выбран завод. Основные претенденты на этот заказ - «Северная верфь» в Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.

Кроме вооружения на БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»).

В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК проекта 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

При модернизации могут столкнутся с рядом серьезных технических проблем - подойдут ли габариты новых оружейных систем для строго корпуса БПК. Если придется ломать корпус, это существенно может повысить стоимость проекта. «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» - уже нет, говорят специалисты КБ.

Первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года: разработка головного проекта займет около 1,5 года - каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации - пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось восемь таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же - на Северном. С 2008 года для борьбы с пиратfми в Сомали привлекались пять из них - «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко». БПК «Адмирал Харламов» стоит в резерве с 2006 года. Возможно именно он будет головным кораблем модернизация всего проекта.

Когда-то их было 13 (планировалось 50). Первым был списан 10-летний "Адмирал Захаров" (05.07.1994), серьёзно пострадавший при пожаре двумя годами ранее. За ним последовал головной "Удалой" (16.08.1997, в возрасте 16 лет), затем - "Адмирал Спиридонов" (20.07.2001) и "Маршал Василевский" (10.02.2007). Каким-то чудом уцелел второй корабль проекта и первый, построенный на заводе им. Жданова (СВ) - "Вице-адмирал Кулаков", находившийся в ремонте без малого 20 лет (1991-2010). Удалось сберечь и все остальные БПК пр. 1155 и 11551 (для ВМФ это был вопрос жизни и смерти - демонстрировать флаг в дальних водах без них было бы практически некому).


12.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4200 пикс.)



"Адмирала Харламова" флот принял 30.12.1989 (традиционно "под ёлочку"), военно-морской флаг был поднят 25.02.1990 (день рождения корабля). Моложе него в серии чисто 1155-х только "Адмирал Пантелеев" (в более широком смысле - ещё и "Адмирал Чабаненко" пр. 11551). Первые 10 лет служба "Харламова" носила весьма активный характер. "Он был визитным кораблём, ходил не только в Швецию, Норвегию, но и на другой континент, в Канаду" (1993 - Галифакс, Канада и Бостон, США; 1994 - Роттердам, Нидерланды ).

"В 2000 году, когда погиб "Курск", в районе его гибели практически целый год постоянно несли охранную службу два корабля - "Чабаненко" и "Харламов". После той вахты корабль и стал к причалу". Другой причиной выхода БПК из строя стало то, что "в силу экономических проблем на флоте не всегда соблюдаются циклы технического обслуживания кораблей, которые... заложены при постройке. А ведь каждые два с половиной года корабль должен осматриваться в доке, каждые пять лет проходить ремонт. Причём ремонт соответствующего уровня. "Харламову" 17 лет (на 02.2007 - А.Ш.), но ремонта он не имел ни одного" . "Корабль не выходил в море с июля 2001 года " .


"Адмирал Харламов", Североморск, 10.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4650 пикс.)

Ещё несколько цитат (с небольшими стилистическими правками) из интервью действующего (на тот момент) и бывшего командиров корабля капитана 2-го ранга А. Сперанского и капитана 1-го ранга В. Кондратова от 14.02.2007 :

"Период ожидания ремонта затянулся настолько, что в свете реформирования и сокращения наших Вооруженных сил у командования появилась мысль включить "Адмирала Харламова", который ещё не выслужил установленные сроки службы, в перечень кораблей, подлежащих списанию. Узнав об этом, я (В.К.) созвонился с сыном адмирала Харламова... Он преподавал в Академии Генерального штаба, в звании контр-адмирала... Николай Николаевич встретился со своими бывшими выпускниками, которые занимают достаточно высокие, ключевые посты в военном ведомстве. Было подготовлено и направлено в правительство Москвы письмо с предложением... о возможном шефстве московской мэрии над "Адмиралом Харламовым"...

Вот уже два года (с тех пор, как у нас есть шефы) мы, например, не испытываем нужды в лакокрасочных материалах. Скажу по секрету, в краске на флоте нужда есть у всех. На флоте краску получают на великий праздник в июле (в День ВМФ - А.Ш.). Благодаря шефам у нас есть финансирование, и мы можем покупать нормальную, качественную краску у оптовых поставщиков и поддерживать подобающий боевому кораблю внешний вид...

Сейчас наша работа вышла на новый этап... заключён договор с судоремонтным предприятием, имеющим право работать на кораблях Военно-морского флота по ремонту бытовых помещений. В первую очередь ремонтируем помещения, которые обеспечивают жизнедеятельность экипажа. Например, наш камбуз теперь оснащён новым технологическим оборудованием... В помещениях установлены кондиционеры..." .

С 2004 года корабль находится в резерве по техническому состоянию (в техническом резерве 2-ой категории), формально - в ожидании планового среднего ремонта с заменой главных двигателей (предполагалось, что он начнётся в 2014 г. на Северной верфи) . . Как видно на фото в начале публикации, сделанном 9 месяцев назад (в День России), . корабль ухожен, при флаге, гюйсе и, надо полагать, частично (за вычетом ГЭУ) технически исправен. Фактически "Харламов" уже давно является и. о. стационарного учебного корабля , на котором готовят специалистов для более удачливых 1155-х и других кораблей Северного флота (например, во второй половине 2014 г. на нём прошёл стажировку действующий командир машинно-котельной группы БЧ-5 эсминца "Адмирал Ушаков" ).

Надежда на то, что БПК б/н 678 вернётся в строй, ещё есть. При этом вряд ли стоит принимать в расчёт сообщение двухгодичной давности о запланированной главкоматом ВМФ глубокой модернизации всех кораблей пр. 1155, начиная с "Харламова" - уж слишком фантастичной выглядит идея заменить чуть ли не всё вооружение на А-192, "Калибр" и "Редут". А вот окончание в 2016 г. среднего ремонта БПК "Адмирал Чабаненко" в 35-м СРЗ вполне может сыграть в биографии 678-го судьбоносную роль, т. к. не исключено, что именно он станет следующим кораблём, которому в мурманском филиале "Звёздочки" дадут вторую жизнь.


БПК "Адмирал Харламов", Североморск, 10.07.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru). На снимке, сделанном спустя месяц после двух предыдущих (к сожалению, в гораздо худшем разрешении) можно видеть одну интересную новость - государственный герб РФ на корме вместо закрашенного шаровой краской герба Советского Союза .

Источники

Как заявил представитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ по ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, к 2022 году пройдут ремонт и модернизацию 5 больших противолодочных кораблей проекта 1155.

Большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 являются одними из основных "рабочих лошадок" российского флота. 4 БПК данного проекта - "Адмирал Трибуц", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Пантелеев" и "Маршал Шапошников" вместе с ракетным крейсером "Варяг" составляют "ядро" Тихоокеанского флота. Ещё 4 БПК - "Адмирал Харламов", "Адмирал Левченко", "Вице-адмирал Кулаков" и "Североморск", а также БПК "Адмирал Чабаненко", построенный по усовершенствованному проекту 1155.1 входят в состав Северного флота.

Корабли проекта 1155 строились параллельно с эсминцами проекта 956 "Сарыч" в 1980-х годах. "Сарычи" предназначались для нанесения ударов по надводным целям и обеспечения ПВО соединений кораблей. Корабли 1155 проекта же строились как противолодочные эсминцы (называемые в российском флоте "большими противолодочными кораблями"). БПК проекта 1155, в отличии от строящихся параллельно с ними "Сарычей" получились превосходными кораблями. Крайне неудачная конструкция силовых установок, ненадёжность и требовательность к условиям эксплуатации эсминцев проекта 956 в виду тотального недофинансирования в 1990-х годах, привела к их повальному "выпадению" из состава российского флота. В то же время, БПК проекта 1155, благодаря своей надёжности и совершенной конструкции по большей части сумели пережить "тёмные времена" и в настоящий момент именно они фактически составляют основную часть российских эсминцев.

БПК проекта 1155 обладают огромными противолодочными возможностями - их "главным калибром" является 8 пусковых установок с противолодочными ракетами "Раструб" (на "Адмирале Чабаненко" они заменены сверхзвуковыми противокорабельными ракетами "Москит", а противолодочное вооружение заменено на противолодочные ракеты "Водопад", выстреливаемые через торпедные аппараты). При этом корабли оснащены мощнейшей низкочастотной гидроакустической станцией (ГАС) "Полином", способной даже частично "заглянуть" под слой т.н. термоклина - границу раздела слоёв воды разной температуры, слабопроницаемой для звуковых волн, и уверенно обнаруживать подводные лодки противника на большом расстоянии. БПК также имеют и мощное торпедное вооружение и глубинные бомбомёты, позволяющие с высокой вероятностью уничтожать даже атакующие торпеды противника за счёт специальных "дрейфующих" мин, выстреливаемых на пути торпеды с взрывателями, реагирующими на шум винтов торпеды при её приближении. Имеют данные БПК и мощное авиационное вооружение - в ангарах корабля размещается сразу 2 противолодочных вертолёта Ка-27. Единственным минусом БПК проекта 1155 является отсутствие ЗРК средней или большой дальности - имеющийся на корабле ЗРК "Кинжал" способен обеспечить только ПВО корабля в ближней зоне. Однако его возможности по перехвату ПКР противника высочайшие. Корабли также оснащены мощным радиотехническим вооружением, в частности РЛС с фазированными антенными решётками "Фрегат" и специализированными двухкоординатной РЛС "Подкат" с предельно узкой диаграммой направленности, предназначенные специально для обнаружения низколетящих целей.

В условиях очень низких темпов пополнения российского флота новыми кораблями, БПК проекта 1155 будут, по всей видимости, служить ещё очень долго, тем более, что они имеют огромный модернизационный потенциал. Как заявил Игорь Дыгало, в ходе ремонта и модернизации на данных кораблях будет проведён огромный объём работ по замене систем жизнеобеспечения и радиотехнического вооружения. С высокой долей вероятности можно предположить, что корабли получат последние модификации РЛС "Фрегат", а зенитные автоматы АК-630 заменят на перспективные зенитные пушечно-ракетные комплексы "Панцирь-М" - создание данного комплекса, представляющего собой "морской" вариант известного ЗРК "Панцирь-С" идёт полным ходом и поступить на вооружение он может уже в 2018 году, причём вполне вероятно, что и с новыми перспективными ракетами, имеющими практически вдвое большую дальность поражения, по сравнению с существующими ракетами 9М335 данного комплекса.

Вполне вероятна и замена ЗРК "Кинжал" на новейший ЗРК "Редут" или на морской вариант новейшего ЗРК "Тор-М2У", принятие которого на вооружение также ожидается к 2018-19 году. Существуют и проекты крупномасштабной модернизации БПК проекта 1155 с заменой противолодочных ракет "Раструб" на пусковые установки, обеспечивающих применение крылатых ракет семейства "Калибо" и сверхзвуковых ПКР "Оникс". По некоторым данным, подобную модернизацию уже проходит БПК "Адмирал Харламов". После подобной моденизации корабли получат многократно большие боевые возможности и станут отличными эсминцами, способными не только эффективно вести борьбу с подводными лодками противника, но и наносить мощные удары по вражеским корабельным группировкам, поражать ракетами "Калибр" цели, находящиеся на глубине в сотни километров от вражеского побережья и будут способны с высочайшей эффективностью обеспечивать коллективную ПВО корабельного соединения. При этом стоимость подобной модернизации оценивается в 2 млрд. рублей, в то время как стоимость нового эсминца - не менее чем в 30 миллиардов.

Главный штаб ВМФ России принял решение провести модернизацию больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО — Udaloy). На сегодня это основные корабли дальней морской зоны в российском флоте. Именно их отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Модернизация БПК будет включать в себя оснащение современными пушками А-192, крылатыми ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут» . Благодаря этому корабли «станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями », — пояснил представитель Главкомата ВМФ газете «Известия».

По его словам, модернизация 30-летних БПК проекта 1155 может обойтись в 2 млрд. рублей за один корабль . При этом стоимость строительства нового эсминца дальней морской зоны превышает 30 млрд. рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил, что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения как БПК 1155 даже нет в проекте. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России такие функции есть только у . Но они в два раза меньше, менее автономны и хуже вооружены.

В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными - ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным - БПК 1155 «Фрегат» с мощной гидроакустической станцией в носу. На сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не эксплуатируются из-за проблем с котлами — на ходу всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ.

В ВМС США на сегодня больше 40 универсальных эсминцев , способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк».

Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого будет объявлен конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выбран завод. Основные претенденты на этот заказ — «Северная верфь» в Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.

Кроме вооружения на БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»). В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК проекта 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

При модернизации могут столкнуться с рядом серьезных технических проблем — подойдут ли габариты новых оружейных систем для строго корпуса БПК. Если придется ломать корпус, это существенно может повысить стоимость проекта. «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» - уже нет, говорят специалисты КБ.

В настоящее время БПК проекта 1155 вооружены артиллерийскими установками АК-100 калибра 100 мм, полуавтоматическими пушками 21-КМ калибра 45 мм, зенитными артиллерийскими установками калибра 30 мм, зенитными ракетными комплексами «Кинжал», противолодочными ракетными комплексами «Раструб-Б», реактивно-бомбовыми установками , а также двумя четырехтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм. В состав авиагрупп кораблей проекта 1155 входят по два вертолета Ка-27ПЛ.

Первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года : разработка головного проекта займет около 1,5 года - каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации - пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось 8 таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же - на Северном . С 2008 года для борьбы с пиратами в Сомали привлекались пять из них - «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко». БПК «Адмирал Харламов» стоит в резерве с 2006 года. Возможно, именно он будет головным кораблем модернизации всего проекта.