Сообщение на тему швейная машинка. История создания швейной машинки

История возникновения швейных машин – где, когда и откуда

Приветствую Вас, уважаемые читатели и читательницы моего блога. Давно хотел написать статью вот такую, обзорную, в которой вы нашли бы немало ответов на интересующие вас вопросы:

  • какие швейные машинки бывают?
  • какую швейную машинку лучше выбрать?
  • в чём отличие вертикального челнока от горизонтального
  • какая машинка шьет кожу, а какая лучше для трикотажа?
  • Небольшой обзор рынка швейных машин - Китай, Германия, Тайвань…

Для начала – немного истории

Вообще, достоверных источников информации о том, когда именно была создана первая швейная машина – не найдено. Но многие сходятся на том, что первая швейная машина, почти такая, какую мы ее знаем, появилась в XVIII-ом веке.

До нее неизвестным мастером из Голландии был изобретен некий агрегат, лишь отдаленно ее напоминающий. Этот агрегат был призван облегчить труд мастеров, которые шили паруса.

Первые экземпляры были сконструированы по методу ручного шитья, т. е. машинный стежок имитировал ручной. В начале XIX-го века, в 1814 году, портной из Австрии Йозеф Мадерслергер изобрел машинную иглу, на остром конце которой было отверстие для нитки. Позже с помощью этой иглы ученые Хант, Уолтер, Фишер и другие старались получить непрерывный стежок.

Швейная фабрика, открытая Бартелеми Тимонье в 1830году уже вовсю использовала эту иглу, а сам Тимонье получил патент на свою швейную машину.

Спустя 15 лет американец Элиас Хоу изобрел свою конструкцию швейной машины с челночным механизмом, который выдавал двойную строчку. Конечно же, он быстренько запатентовал свое изобретение. Но неудобство его изобретения состояло в том, что в этой машине игла могла совершать движения только в горизонтальном положении, в то время как ткань должна была располагаться вертикально. Ткань продвигалась под иглой строго по прямой линии, а скорость шитья определяласьв 300 стежков в минуту.

В 1850 – 51 годахВильсону, Зингеру и Гиббсу удалось создать конструкцию швейной машины, где игла двигалась по вертикали, а сшиваемая ткань располагалась на горизонтальном основании,прижимаемая специальной лапкой.

Кроме этого, мастера придумали механизм поступления ткани под иглу в виде зубчатого колеса, позже переделанному в пластину с зубчиками. Но лишь только Исааку Зингеру удалось придумать челнок, который совершал колебательные движения. Одновременно в конструкции машины были внесены изменения, которые заключались в более совершенном механизме регулировки натяжения нитей. В челноке это осуществлялось посредством установки пружины, а верхнее натяжение стало производиться с помощью чашечек нитенатяжителя.

Именно этот тип швейной машины стал основателем огромной империи под знаменитой маркой «Зингер», которые можно найти работающим и в наши дни. На этих машин без проблем можно шить самые плотные ткани, вплоть до кожи и брезента.

В Россию «Зингер» пришел в 1897 году, открыв здесь филиал по сборке швейных машин. В Подольске, который на тот момент имел прекрасное техническое вооружение, построили завод.

С 1902 года начинается массовый выпуск швейных бытовых машин и уже к 1913 году их ежедневный выпуск составлял около 2500 штук. По всей России были открыты фирменные магазины,в которых осуществлялась продажа швейных машин марки «Зингер». Швейные машины из России поставлялись в Турцию и Китай, Персию и Японию, а самой компании присвоили титул«Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Революция 1917 года внесла свои коррективы в планы Зингера и завод по производству швейных машинбыл национализирован. До 80-х годов прошлого столетия швейные машины выпускались на старом оборудовании, и только в последние два десятилетия двадцатого века Подольское швейное производство превращается в «Подольскшвеймаш», а завод претерпевает большую реконструкцию.

В 1994 году Подольский завод снова возвращается под крыло компании Зингер и начинает сотрудничать с такими производителям швейных машин, как Пфаф, Акай, и другими.

В настоящее время появились такие громкие марки, как Bernina и Husqvarna , Brother и Janome , которые производятся в Японии, Китае, в Тайване и Германии. Давайте рассмотрим, какие виды швейных машин предлагают современные производители.

Виды швейных машин

Если Вы задумались над приобретением бытовой швейной машины, определитесь – для каких целей она Вам нужна? Возможно, кому-то этот вопрос покажется банальным, но он не так прост, как кажется. Уже давно неактуальны модели, которые выполняют 1-2 операции: прямая строчка, зигзаг, ну и максимум, петля «в рамочку». Даже новички, которые поначалу на «Вы» с современной швейной техникой, быстро находят с ней общий язык и очень скоро задумываются о приобретении более навороченных моделей.

Бытовые швейные машины можно условно поделить на 3 класса:

швейные машины среднего уровня

швейные машины компьютеризированные

швейно-вышивальные машины;

А теперь более подробно о каждой из них.

Швейные машинки среднего уровня предназначены для тех, у кого нет специальных знаний, но есть большое желание научиться шить. Такие машинки обладают большим разнообразием швов, они достаточно просты в обслуживании и шить на них может научиться каждый. Как правило, цена на них колеблется от 200-350$, в зависимости от марки и комплектации.

Они оснащаются горизонтальным или вертикальным челноком. Какой из них лучше? Скорее всего, кто к какому привык. Например, горизонтальный челнок очень удобен для контроля остатка ниток в шпульке, отсутствует вибрация механизма, практически нет шума, а еще он не нуждается в смазке.

В отличие от него вертикальный челнок обладает всеми этими недостатками, но считается более надежным.

Швейные машины этого класса отлично работают с материалами разной плотности: эластичный трикотаж (бифлекс), шифон, х/б ткани, джинс - ограничений нет. Важная особенность: практически во всех моделях есть функция выполнения петли-полуавтомат, то есть петля выполняется без поворота ткани, за один этап.

При выборе машинки среднего класса следует ориентироваться лишь на свои пожелания и финансовые возможности.

Например, Husqvarna E 20 может стать отличной помощницей за приемлемую цену в 180-200$ выполняет петли, фестоны, окантовывает края и еще около 30 декоративных строчек, включая оверлочную.

Компьютеризированные швейные машины.

Работать на такой машинке - поистине наслаждение. Вся прелесть в том, что механика заменена на электронику и дает настолько широкий простор для фантазии, что Вы просто начинаете фонтанировать идеями.

Как правило, строчки в таких машинках делятся на рабочие, декоративные (крестик, волна, зиг-заг, алфавит), более 10 видов петель и функция вышивания и квилтинга. Причем, умное управление подскажет, для какого вида стежка какая плотность самая оптимальная. Кроме того, можно менять давление лапки, устанавливать скорость шитья, положение иглы и многое другое.

У машин такого класса масса достоинств и лишь один недостаток - цена.

К примеру, BROTHER NV670 стоит порядка 600$, а Husqvarna 875 - 940$. Но это компьютерные машинки, выполняющие 100 операций и более. Из этой серии можно присмотреть Jaguar Escape V-500 - 360$ или BROTHER NX 200 - 340$.

А теперь о швейно-вышивальных машинках .

Они относятся к высококлассному швейному оборудованию за счет сложного компьютерного блока. Вы можете использовать ее как обычную швейную машину, а присоединив вышивальный блок и пяльцы, сможете вышивать диковинные узоры. Обычно к машине прилагается простейшая компьютерная программа создания узоров и мотивов, но Вы можете купить и готовые дискетки с узорами в специализированных магазинах.

Возможности таких «волшебных» машинок поражают. К примеру, BROTHER INNOV-‘IS NV-5000 выполняет более 1200 операций и 15 видов автоматических петель, а ее соперница Husqvarna Designer Diamond – 1100 операций и 20 видов петель. Цены на такое «чудо» колеблются от 2800$-4000$.

Немного о производителях

В этой статье речь шла о тех брендах, которые считаются несомненными лидерами рынка. Европейцы (Pfaff, Singer, Husqvarna, Bernina), хоть и имеет вековую историю, но азиатские бренды (Jaguar, Brother, Janome) все же наступают им на пятки. А здоровая конкуренция между производителями потребителю, то бишь нам, лишь на руку - модели меняются, цены снижаются. Если говорить о качестве сборки и тех и других, то оно не сильно разнится. Всем известно, что многие «европейцы» предпочитают собирать свои модели в Азии, правда, под строгим контролем.

Подытожим…

Хочу сказать, что давать конкретные советы мне не хочется по некоторым причинам: представленные на рынке марки все надежные и достойные, а функциональность любой техники, как известно, напрямую связана с ценой.

Поэтому просто можно обозначить ценовой диапазон для удобства:

  • Цена до 200$ - это швейные машинки с урезанным функционалом и механическим управлением. Такую Вам наверняка захочется сменить уже через год.
  • Цена от 200$-450$ - функционал расширяется, такие модели подойдут для тех, кто шьет регулярно.
  • Цена от 450$ - для профессиональных работников «иглы и ножниц».
  • Ну, а если цена выше 1000$ - рассчитывайте на профессиональную технику.

Вот такой небольшой обзор я подготовил для Вас, но это еще не все. Далее вы познакомитесь с «его величество» оверлоком, без которого немыслимо шить качественно, на высоком уровне.

Л. БЕЛЮСЕВА.

За свою 130-летнюю историю Политехнический музей стал самым большим в нашей стране хранилищем разного рода раритетов - памятников науки и техники. Здесь, например, собрана крупнейшая в России коллекция швейных машин. Этим летом она впервые демонстрируется на выставке "ТЕХНИКА И МОДА".

Европейская одежда XIX-XX веков

Одна из первых швейных машин челночного стежка

Швейная машина "Оригиналь экспресс"

Фабрично-ремесленная швейная машина "Гоу"

Швейная машина челночного стежка фирмы "Науманн"

Швейная машина фирмы "Зингер" (США, 1900-1915), предназначенная для изготовления закрепок и укрепления петель, пришивания бантиков к обуви и платью.

Фабрично-ремесленная швейная машина фирмы "Дюркопп"

Эта американская швейная машина челночного стежка (1895-1905) была куплена известным московским купцом-булочником Филипповым для Насти Колесановой (сестры своей горничной) в московском Торговом доме Ж. Блока.

Сапожная швейная машина

Справа - детская швейная машина цепного стежка с деревянным основанием и литым фигурным корпусом, украшенным многоцветной росписью (Подольский механический завод, 1935-1940). Слева - детская швейная машина цепного стежка с литым художественным корпусом

Швейная машина челночного стежка для стачивания тканей

Наука и жизнь // Иллюстрации

Вверху - швейная машина двойной строчки с дуговой иглой фирмы

Швейная машина челночного стежка (Германия, 1900-1910). Продана Торговым домом Розенталь в Москве. Данный тип машин за конструкцию и художественное оформление получил медали на международных выставках 1885, 1892, 1896 и 1900 годов.

Компьютеризированная швейно-вышивальная машина

В экспозиции представлены более 50 из 200 швейных машин, которыми располагает музей. Их удачно дополняют старинные платья, шляпки, сумочки, кружевные воротники, перчатки, обувь, современные лоскутные и строчевышитые изделия из коллекций московских музеев, швейных и обувных фабрик, а также из частных собраний.

Устроители выставки считают, что ни одно из технических изобретений человечества так не способствовало быстрому распространению моды в одежде, обуви, всевозможных аксессуарах, как швейная машина.

Переходя от экспоната к экспонату, знакомясь с первыми бытовыми, фабрично-ремесленными и промышленными машинами середины позапрошлого века и последними конструкторскими разработками известных фирм-производителей, легко заметить, как далеко ушел технический прогресс, а также проследить связь между развитием конструкции машины и изменениями технологии изготовления швейных изделий. Требования моды непременно вызывали появление специальных машин, что, в свою очередь, влияло на тенденции моды. Существенные перемены в одежде произошли с развитием не только производства швейных машин, но и транспорта. В начале прошлого столетия женщины перестали носить пышные и длинные платья сложных фасонов: в таких нарядах неудобно было ездить в трамваях. Покрой одежды стал одинаковым для всех слоев населения, только мода время от времени меняла ее отдельные детали. Огромным достижением реформы женской одежды был костюм. Перчатки считались в то время одним из признаков изысканности. Хороший тон требовал, чтобы они нигде не лоснились. Атрибутом высшей элегантности являлись белые перчатки из козлиной кожи. Элегантные чулки делали из пряжи фильдекос и фильдеперс.

За стеклами витрин шляпки: соломенные, фетровые, меховые - и машины, на которых они были сшиты.

Большая часть экспонатов выставки - заграничные образцы. Ведь производство техники для портных зарождалось на Западе и там же получило свое развитие. В анналах истории сохранились имена изобретателей механического стежка, о которых нельзя не рассказать.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века.

Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не получила распространения.

С 1755 до 1846 года пытливые умы продолжали настойчиво трудиться над созданием швейной машины. Так, в 1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машину для шитья башмаков и сапог, дававшую однониточный шов. Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести машину Сента по чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и оказалось, что она неработоспособна без значительных доработок. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка.

Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование. В 1832 году читателей "Берлинской иллюстрированной газеты" поразило следующее сообщение: "Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики". Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.

Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.

Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием швейной машины трудился американец Элиас Гоу, работавший на фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип - закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, - до сих пор используется в швейных машинах), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии.

Ясно, что изобретение Гоу нуждалась в совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке. В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу. Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.

В 1852 году Зингер продал свою первую швейную машину за 100 долларов, а в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество "Singer Company". Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. Этому способствовало еще и то, что в 1856 году компания приняла уникальное по тем временам решение: продажа в рассрочку. К 1863 году "Singer Company" продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи "Singer" появились во многих странах мира.

Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.

К 1900 году помимо машин для пошива одежды были созданы специальные машины для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и др.

На рубеже XIX-XX столетий женщины получили возможность не только шить, но и вышивать с помощью машины, и даже штопать чулки. На выставке, кстати, демонстрируется штопальный аппарат к машине "Зингер" начала прошлого века, а рядом с ним - образец заштопанного чулка. Ну, где еще такое можно увидеть!

Удивительно, как менялся вначале облик швейной машины: ее корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы. А одна из машин, показанных на выставке, просто запала в душу, поразив не столько формой своего корпуса (хотя она тоже необычная), сколько ножным приводом в виде двух следов от ступней.

С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. Так всегда бывает: вещи, поставленные на поток, - унифицируются. А жаль.

ПРОИЗВОДСТВО ШВЕЙНЫХ МАШИН В РОССИИ

За стеклами витрин - пожелтевшие от времени выкройки и журналы мод, портновские ножницы, резцы, пуговицы и другие раритеты различных периодов 150-летней истории швейной машины. На стендах - любопытные сведения из истории швейной техники в России.

Оказывается, первую фабрику отечественных швейных машин открыл Роберт Вильгельм Гец в 1866 году в Санкт-Петербурге. Здесь же позднее купец первой гильдии Леон Кастелейон наладил производство швейных машин различного назначения.

Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии. В России с 60-х годов XIX и до начала XX века наибольшую известность приобрели машины фирм "Зингер", "Виллер и Вильсон", "Вилькокс и Гиббс", "Зайдель и Науманн".

Поначалу вся торговля швейными машинами "Зингер" была сосредоточена в руках Георга Нейдлингера, германского подданного, имевшего головной склад в Гамбурге и 65 отделений в России. Когда продукция фирмы прочно обосновалась на российском рынке, руководство компании решило всю торговлю швейными машинами взять в свои руки и в 1897 году основало акционерное общество "Мануфактурная компания Зингер". Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат. Это приводило к удорожанию продукции и, как следствие, к затруднениям в ее сбыте, особенно из-за обострения конкурентной борьбы с другими фирмами. Так возникла идея основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, который в ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В сентябре 1900 года компания "Зингер" приобрела здесь 30 десятин земли. К 1902 году строительство завода было завершено. Его директором назначили немца по происхождению Вальтера Франка Диксона, который оставался на этой должности до 1917 года. На немецком языке велась документация (вероятно, поэтому многие наши соотечественники и сейчас считают, что "Зингер" - немецкая компания). К 1913 году валовая прибыль завода возросла в семь с лишним раз, выпуск так называемых семейных (бытовых) машин достиг более 600 тысяч штук в год (около 2500 штук в день). Кроме того, завод производил специальные машины для швейной, обувной, галантерейной и других областей промышленности. Продавалась эта продукция в фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей Российской империи. Компания "Зингер" заслужила даже право быть "Поставщиком Двора Его Императорского Величества".

К 1914 году Россия занимала второе место в мире по сбыту швейных машин (после Северо-Американских Штатов), продавая их ежегодно в количестве 700 тысяч штук на сумму 63,5 млн рублей.

В 1918 году подольский завод АО "Компании Зингер" был национализирован большевиками и до 1923 года практически бездействовал. Когда выпуск машин возобновили, "Зингер" стали продавать сначала под маркой "Госшвеймашина", а с 1931 года - под маркой "ПМЗ" (Подольский механический завод).

В 1930-е годы производство швейных машин было организовано и в других городах страны.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

Бабушкины швейные машины "Зингер", выпущенные сто и более лет назад, благополучно дожили до наших дней. И удивительнее всего то, что они не коротают век где-нибудь в чулане, а продолжают исправно работать. Конечно, их функциональные возможности не идут ни в какое сравнение с современными швейными машинами. Кто хоть раз попробовал шить на чудо-технике наших дней, уже не захочет возврата к старому. Потому что это равносильно тому, как если бы человек после компьютерного набора текста вновь сел за пишущую машинку.

Сегодняшние модели швейных машин устаревают так же быстро, как и прочие бытовые приборы. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию и раз в несколько лет обязательно выпускают новые модели.

На нашем рынке, кроме американской "ЗИНГЕР", теперь можно купить немецкую машину "ПФАФФ" (история этой компании ведет отсчет с 1862 года, когда ее основатель Георг Михаэль Пфафф собрал свою первую швейную машину; ее конструкторы подарили миру вращающийся челнок и электронный педальный пускатель), шведскую "ХУСКВАРНА ВИКИНГ" (первые машины этой фирмы были созданы в 1872 году, кстати, до революции они уже продавались в России), швейцарскую "БЕРНИНА" (основатель этой компании Карл Фридрих Гегауф в 1893 году выпустил специализированную машину для вышивки монограмм) и др.

Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризированные. Есть еще подгруппа - компьютеризированные швейно-вышивальные машины. Все они легкие и компактные, так как на смену чугуну пришли современные пластики или облегченные металлы. Имеют светлый корпус и обтекаемую форму. Платформа из стандартной легко трансформируется в более узкую "рукавную", удобную при обработке брюк или манжет. Но главное - это количество швов и операций. Электромеханические машины могут выполнять в среднем от 10 до 40 швов.

Швы сегодня чаще называют "программами". Их обычно подразделяют на группы: рабочие, декоративные, оверлочные. На панели управления принято изображать программу в виде пиктограммы, которая буквально повторяет конфигурацию строчки.

Многие модели имеют программу для выполнения петель в автоматическом или полуавтоматическом режиме и функцию автозаправки нити, столь необходимую для людей с плохим зрением.

В отличие от электромеханических, компьютеризированные машины выполняют огромное количество операций (одних только видов строчек имеют до 250, а еще - множество значков-пиктограмм для украшения вещей инициалами или логотипами). В их память заложены оптимальные настройки для определенного вида ткани и последовательность действий, необходимых для выполнения тех или иных операций.

Компьютеризированные швейно-вышивальные машины имеют более 500 швейных программ (220 рабочих и декоративных строчек, 11 видов петель, 324 буквы, 4 алфавита). Их можно подключать к персональному компьютеру, позволяющему создавать узоры вышивки, манипулируя мышью. Машины с такими возможностями от шведской фирмы "ХУСКВАРНА ВИКИНГ" и немецкой фирмы "ПФАФФ" тоже были среди представленных на выставке экспонатов. Шитье на них действительно превращается в удовольствие. И вещи получаются изумительные! В этом убеждаешься, разглядывая белоснежный жилет, буквально усыпанный вышитыми мотивами, и образцы вышивок в вышивальных модулях машин.

28 сентября выставка закроется, и бабушкины "Зингеры", "Дюркоппы", "Науманны" вновь окажутся в запасниках. Если вы еще не успели на ней побывать, советуем поторопиться.

Фото В. Пирожкова.

Выставка "Техника и мода" проходит в Мраморном зале Политехнического музея по адресу: Москва, Новая площадь, 3/4, подъезд №3; телефоны для справок: 923-42-87, 925-72-57 .

История изобретения

Игольная пластина, лапка и транспортёр швейной машины

Создание швейной машины относится ко второй половине XVIII века . Первые швейные «машинки» отличались тем, что полностью копировали метод ручного получения стежка. Но в 1814 году австрийский портной Джозеф (Йозеф) Мадерспергер создал иглу с ушком у острия одного из концов (далее считается что верх иглы тот, что с ушком). Спустя несколько лет Фишер, Гиббоне, Уолтер Хант, Эллиас Хоу и другие учёные начали работать над получением стежка с помощью иглы с ушком. В 1845 году Эллиас Хоу в США разработал челночный стежок и получил патент на швейную машину с этим стежком, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту. Особенностью механизма этой машины было то, что игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии, что вызывало некоторое неудобство.

В 1850 году в швейном аппарате А. Вильсона, а позже в 1851 году и в машинах Зингера и Гиббса игла двигалась вертикально, а ткань, прижатая специальной лапкой, располагалась на горизонтальной платформе и её продвижение осуществлялось прерывисто движущимся зубчатым колесом, а впоследствии - зубчатой пластинкой (рейкой).

С каждой созданной моделью швейной машины конструкция швейной машины усложнялась и совершенствовалась, они становились более быстроходными и специализированными.

Классификация

По назначению швейные машины делятся на стачивающие и специальные: обмёточные, потайного стежка, пуговичные и т. д. Различают также швейные машины универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям) и полуавтоматы (предназначены для выполнения определённых операций).

В зависимости от вида переплетения нити в стежке швейные машины подразделяются на 2 подгруппы: машины челночного стежка и цепного стежка.

Все швейные машины, входящие в одну подгруппу, имеют много общего как в принципе действия, так и в конструкции рабочих органов. Наибольшее распространение среди швейных машин универсального типа имеет одноигольная стачивающая машина челночного стежка, основными элементами которой являются механизмы иглы-главный вал, нитепритягивателя, челночного устройства и двигателя ткани (зубчатой рейки).

  • Бытовые швейные машины*
  • Швейные машины челночного стежка
Механические и электромеханические

В механических швейных машинах за перемещение иглы и движение транспортёра ткани отвечают шестерёнки специальной формы, рычаги, колёса, копиры и тому подобная механика. Машины с механическим управлением, в силу технологических особенностей, не могут выполнять строчки сложной формы и имеют ограниченное количество строчек. Механические машины приводятся в действие вращением рукоятки маховика или имеют ножной привод. Маховик электромеханической машины вращает электродвигатель, а скорость шитья регулируется нажатием на педаль.

Машины с микропроцессорным управлением

В машинах с микропроцессорным управлением, перемещением ткани и иглы управляет микропроцессор. Такой принцип управления снимает ограничения на сложность строчек и на их количество. Всё определяется объёмом памяти и программой, которую производитель заложил в ту или иную модель. Только машины с компьютерным управлением могут выполнять петли «с глазком» и красивые декоративные строчки. Существуют модели, позволяющие выполнять шитьё без педали (на них устанавливается кнопка "старт/стоп" и регулятор скорости шитья).

Вышивальные машины При работе на вышивальной машине ткань закрепляется в пяльцах. Механизм привода пялец получает команды от компьютера на перемещение ткани в соответствии с программой - «дизайном машинной вышивки». Швейно-вышивальные машины Машины этого класса представляют собой машины с микропроцессорным управлением к которым можно подключить вышивальный блок и использовать машину в качестве вышивальной.

  • Швейные машины цепного стежка
Оверлоки Плоскошовные машины Коверлоки Подшивочные машины
  • Промышленные швейные машины

Конструкция

Применение

Швейные машины применяются в швейной, трикотажной, обувной и других отраслях лёгкой промышленности, а также в быту.

Принцип формирования строчки машиной челночного стежка

Принцип формирования строчки машиной челночного стежка

Механизм привода иглы сообщает игле, в ушко которой заправлена нить, возвратно-поступательное движение. В результате осуществляется прокол иглой материала, провод через него верхней нити и создание у ушка иглы петли. Механизм челнока обеспечивает захват петли, её обвод вокруг шпули с нижней нитью. Механизм нитепритягивателя сматывает нить с катушки, сдёргивает её с челнока и затягивает стежок. Механизм транспортёра ткани передвигает материал на длину стежка. Все механизмы получают движение от главного вала, приводимого во вращение электрическим или механическим приводом.

Дополнительная информация

Литература

  • Большая Советская Энциклопедия

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Швейная машинка" в других словарях:

    1. Жарг. угол. Механическая бритва, используемая для нанесения татуировки. Балдаев 2, 157. 2. Жарг. спорт. (л/атл.). Шутл. ирон. Спринтер, бегущий с большой частотой шага, с высоким темпом движения. (Запись 2000 г.) 3. RPG. Шутл. Несколько ударов … Большой словарь русских поговорок

Когда-то в далекие времена одна из женщин, наших предков, взяла в руки острую кость и использовала для того, чтобы проколоть отверстие в шкуре - так началась история шитья. Позже придумали крючок, а потом и иглу с ушком. Первыми механизировать процесс сшивания полотен смогли голландцы, которые в XIV веке таким образом стачивали паруса на огромной машине, изобретатель которой неизвестен. Ручные и более компактные машинки появились 250 лет назад и не имели ничего общего с современными машинками.

Начало

Проект первой швейной машины предложил в 15 веке Леонардо да Винчи, но он так и остался невостребованным. Уже в XVIII веке немецкому изобретателю удалось получить патент на машину, имитировавшую сшивание тканей вручную. Затем англичанин изобрел машину с ручным приводом для пошива сапог. При этом заготовки для сапог приходилось при шитье двигать руками. Французы пошли дальше и изобрели машину цепного переплетения из одной нити.

Изобретателем швейной машины с челноком стал американец Эллиас Хоу. Созданная им в 1845 году машинка тоже не была идеальной, но все же годилась для шитья больше, чем все машины до нее. Материал, наколотый на шпильки транспортера, двигался в ней вертикально, а игла двигалась по горизонтали. Челнок совершал движение подобно челноку ткацкого станка. Машина была популярна, но очень часто ломалась.

Развитие

Усовершенствованием швейной машины занялись другие изобретатели. В машинах Вильсона и Зингера, появившихся в 50 годах 19 века, игла перемещалась вертикально. Ткань располагалась горизонтально и прижималась лапкой, а перемещалась она с помощью зубчатого колеса. Эти машинки были снабжены ножным приводом, что освободило руки швеи. Швейная машина была практически совершенной, позволяя делать шов большой длины.

Среди изобретателей швейных машин до сих пор самым известным остается Зингер. И машинки Зингера, изготовленные еще в начале прошлого века, до сих пор работают и не ломаются. К тому же дальновидный Зингер в своей швейной машине запатентовал только одно - иголку с ушком внизу, поскольку двухниточный шов мог получиться только с такой иглой, вне зависимости от механизма привода.

Но мало кто знает, что американец Уолтер Хант еще до Зингера изобрел свою машинку, но, прислушавшись к угрызениям совести, пожалел тысячи портных, которые могут остаться безработными, и не запатентовал ее. В результате в 1846 году патент на очень близкую к современной машинку, которая могла делать около 300 стежков за минуту, был получен Элиасом Хоу. Его-то идеи и были взяты за основу Исааком Зингером, который, сделав ряд усовершенствований в машинке Хоу, начал производство в Америке и Европе.

Шаг вперед

Первые машины для шитья были универсальными и применялись для пошива самых разных изделий независимо от сшиваемого материала. Монотонная работа на таких машинах приводила к быстрому утомлению. Процесс поиска способов облегчить труд швеи привел к созданию швейных машин, специализирующихся на определенных операциях.

Современная швейная машинка - это целый фейерверк способов и комбинация возможностей. Могли ли наши бабушки мечтать о разных декоративных строчках, когда их швейные машины были способны строчить только по прямой. Швейные машинки следующего поколения уже способны были выполнять зигзаг.

Современность

Швейные машины нового поколения можно разделить на несколько типов по способу привода:

  • механические;
  • электрические;
  • электронные.

Самые простые - механические швейные машинки , ручные и ножные, приводимые в действие с помощью механического воздействия на рычаги. Машины эти имеют крайне мало функций.

Электрические швейные машины приводятся в действие электрическим моторчиком. Эта модель до сих пор популярна у старшего поколения благодаря простоте использования и набором стандартных функций.

Самые современные и продвинутые портнихи предпочитают электронные швейные машинки со встроенным микропроцессором. Ведь такая машинка способна сделать самые сложные строчки, и даже вышить рисунок любой сложности.

У современной швейной машины изменился не только тип управления, но и внешний вид. Это можно заметить по электронному дисплею, который помогает выбрать программу. А наиболее современные машинки с электронным управлением оснащаются ЖК дисплеем. Виды строчек и рисунки для вышивки можно добавлять в память программы микропроцессора через компьютер.

Современная швейная машина может делать до 100 самых разных видов строчки, рабочих и декоративных. Конструкция ее все сложнее и сложнее. Теперь легко представить, как далеко мы ушли от костяной иглы нашей дальней прародительницы.

История изобретения швейной машины

Есть несколько вещей, заметно облегчивших «женскую долю», но швейную машинку справедливо называют самой главной. Именно про нее известный индийский философ и общественный деятель Махатма Ганди сказал, что это «одна из редких полезных вещей, изобретенных человечеством».
За свой многолетнюю историю швейная машинка прошла огромный путь. И сейчас, глядя на современные машинки-компьютеры, выполняющие самые невероятные операции, как-то трудно представить себе, что были времена, когда просто ровная машинная строчка считалась чем-то уникальным.
На протяжении всей своей истории человечество мастерило себе одежду, наверное поэтому, в эпоху механизации неоднократно совершались попытки механизировать и этот, такой нужный, но очень тяжелый процесс.
По одной из версий, история механизированного шитья началась в Европе в середине XIV века с шитья парусов. Голландии, этой средневековой морской сверхдержаве, требовалось большое количество парусов. Но чтобы сшить парус, требовалось очень прочно скрепить между собой большие куски толстой материи, на что уходило много времени и сил. И вот кто-то создал механизм (огромный колесный агрегат), который стачивал огромные куски ткани.
Но время тогда было суровое, о патентах никто и не задумывался, так что владельцы чудо-машины больше беспокоились о сохранении тайны ее устройства, чем о продвижении прогресса всего человечества. И так хорошо преуспели в своем начинании, что не оставили потомкам ничего, кроме легенды о гигантском предке швейных машинок.
Хотя, возможно, это всего лишь легенда, выдуманная парусными мастерами для объяснения того, как их голландские конкуренты так быстро и качественно шили паруса.
В пользу этого говорит и то, что в конце XV века Леонардо да Винчи пробовал восстановить утерянный швейный агрегат, но дальше эскизов не продвинулся.

Пустя почти 100 лет, в конце XVI века, англичанин Уильям Ли, внимательно наблюдая за движением вязальных спиц в руках жены, придумал машинное вязание, по своему принципу напоминающее образование цепных стежков.
Надо сказать, что все изобретатели того периода грешили одним: они пытались в своих агрегатах скопировать работу швеи, и даже использовали для этого иглы, имеющие отверстие для нитки на утолщенном конце.
В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина все также копировала принцип ручного образования стежков.
1790 году англичанин Томас Сент получил патент на швейную машину, которая могла быть использована на практике для пошива изделий из кожи, в частности, сапог.
Конструкции этой машины было еще далеко до современной, но машина имела иглу с двумя остриями и ушком в средней части, прерывистую подачу материала. У нее уже были регулятор длины стежка, горизонтальная игольная пластинка и игловодитель, совершающий возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости.
Машина не получила распространения. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка, а некоторые принципиальные технические решения, заложенные в ней, используются до сих пор. Так в специальных машинах для шитья перчаток применяется игла, заостренная с двух сторон и имеющая ушко посередине.
Еще два изобретения были запатентованы в 1804 году: одно во Франции Томасом Стоуном и Джеймсом Хендерсоном – машина, которая пыталась подражать ручному шитью, другое Скоттом Джоном Дунканом машина для вышивки, использовавшая множество игл. К сожалению, ничего не известно о судьбах этих изобретений.
В 1808 году появляется машина англичанина Д. Пири, но в основе ее лежал тот же принцип получения стежков. И поскольку эти стежки были однониточными и легко распускаемыми, то машина также не прижилась в швейном деле. Зато по такому же принципу сделаны современные детские швейные машинки.
История переносится в Германию, где около 1810 года, изобретатель Бальтазар Кремс разработал машину для шитья кепок. Никакой точной даты нельзя указать, так как Кремс свои изобретения не запатентовал.
Йозеф Мандерспергер из Вены с 1807 года занимался усовершенствованием швейной машины, в которую вкладывал все свои сбережения и тратил все своё свободное время. В 1814 году представил свою первую швейную машину, которая имитировала движение человеческой руки при шитье, а также предложил иглу с ушком возле острого конца. Но и он не добился успеха. После нескольких неудачных вариантов, в 1839 предложил машину, которая имитировала процесс ткачества и выполняла цепной стежок. Не имея собственных средств, чтобы организовать производство, уступил модель Политехническому институту.
Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Бартелеми Тимонье. В 1829 году он изобрел швейную машину и в 1830 году подписал контракт с горным инженером Огюстом Ферраном, который сделал необходимые чертежи и представили заявку на патент.
Первая швейная машина была деревянной. Колесо машины вращалось с помощью педали. Машина Тимонье использовала только одну нить и иглу с крючком, которая выполняла тамбурный шов, и делала до 200 стежков в минуту, в то время как обычный портной – всего 30.
Патент на его машину был выпущен 17 июля 1830 года на имя обоих мужчин, при поддержке французского правительства. В том же году он открыл (вместе с партнерами) первую автоматизированную швейную мануфактуру в мире. Он должен был производить военную форму. 20 января 1831 года рабочие, в результате этого изобретения опасавшиеся безработицы, сожгли фабрику Тимонье и чуть не убили его самого.
Препятствие было в игле. И только в 1834 году американец Уолтер Хант понял это и изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, для образования которого требовались две нити: верхняя и нижняя, совсем как в привычных нам швейных машинах. Недостатком машины являлось отсутствие регулировки натяжения нижней нитки, и что она шила только прямо и небольшой отрезок ткани.
В 1842 году американец Джон Гриноуг, изобрел рабочую машину, в которой игла полностью проходила через ткань. Несмотря на то, что машина была сконструирована и работала, она не получила широкого применения.
Изобретателем швейной машины челночного стежка считают американца Элиаса Хоу. Созданная им в 1845 году, машина имела целый ряд недостатков, но все же была более пригодна для шитья, чем машины предыдущих изобретателей. Материалы в ней устанавливали вертикально, накалывали на шпильки транспортирующего рычага и перемещали в прямом направлении. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок, похожий на челнок ткацкого станка совершал возвратно-поступательное движение. Машина получила практическое применение, но ее появление вызвало смятение среди портных.
В апреле 1845 года Элиас Хоу создает первую рабочую версию своей швейной машины, 10 сентября 1846 года получает патент США #4750 на разработку машины, использующую стежок типа «локстич» (закрытый, челночный стежок). Элиас Хоу был не первым, кто придумал и создал швейную машину, до него в этой области работали такие инженеры, как Бартелеми Тимонье и Уолтер Хант, но именно Хоу стал обладателем патента на ключевую технологию.
Швейная машина Хоу могла делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту. Челнок двигался вдоль машины, игловодитель – квадратного сечения, регулировка натяжения нити была самой примитивной. Как правило, в челноке нить проходила через отверстия, и чем больше, тем сильнее натяжение. К недостаткам можно отнести низкую скорость стачивания и плохую регулировку натяжения нити.
Хоу не смог организовать производство и продажу машин у себя на родине и в 1846 году отправляется в Англию, где продает права на использование своей машины на территории Великобритании Уильяму Томасу, производителю корсетов, обуви и зонтов. После возвращения в США Хоу обнаруживает, что швейные машины похожей конструкции уже продаются. В частности, машина Айзека Зингера выглядела усовершенствованной версией машины Хоу.
Элиас подает в суд и после 5 лет разбирательств, в 1854 году, суд признаёт приоритет Хоу, остальные производители вынуждены платить ему роялти.
Хоу и Зингер временно объединяют свои активы и получают по 5 долларов со всех проданных швейных машин, но их сотрудничество длится недолго.
Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году, когда изобретатели Ален Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и И.М. Зингер запатентовали новые конструкции.
В изобретении Хоу ткань надо было держать вертикально, а это было не очень удобно и Джеймс Гиббс догадался перевернуть это устройство. А в 1856 г. Д. Гиббс изобрел швейное оборудование с прямой иглой, которая используется до сих пор.
Следующий изобретатель Джон Бачелдер к изобретению Хоу добавил лапку для придерживания ткани, и оно стало напоминать современные механические машинки.
В швейном аппарате А. Вильсона, а позже в 1851 году и в машинах Зингера и Гиббса игла двигалась вертикально, а материалы, прижатые специальной лапкой, располагались на горизонтальной платформе. Прерывистое перемещение материалов осуществлялось зубчатым колесом, а затем зубчатой пластиной (рейкой). Здесь швейная машина была практически доведена до совершенного вида.
Наиболее удачливым из них был А́йзек или Исаа́к Ме́ррит Зи́нгер, оборотистый коммерсант и неплохой инженер. Сделав в машине Хоу несколько довольно ценных усовершенствований, он сумел развернуть ее производство не только в Америке, но и в Европе, разрекламировав швейную машинку как собственное изобретение.
В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу.
Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.
Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым «качающимся челноком». Суть изобретения: челнок стал ходить не вдоль машины, как раньше, а совершал дугообразное движение поперек станины машины. Одновременно с этим изменился вид челнока, на более удобную для прохождения через него нити, а так же более совершенную регулировку натяжения нити. Нить челнока регулировалась пружиной, а верхняя нить регулировалась чашечками нитенатяжителя.
Кроме того, Зингер расположил челнок горизонтально (благодаря этому нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машину ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками).
Эти нововведения стали базовой схемой швейной машины на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов. Первый экземпляр «Зингера» был продан за сто долларов. Это был едва ли не первый случай в истории, когда первый образец изделия не только окупил все затраты на предварительные разработки, но и принес прибыль.
В 1854 году в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество «И.М. Зингер и Ко», а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин. Предприятие росло и развивалось. Секрет успеха заключался не только в популярности самой продукции, но и в ряде новаторских рыночных стратегий.
Уникальная по тем временам система продаж в рассрочку позволила компании к 1863 году завоевать мировую известность и лидерство. В конце 19-го века был настоящий бум по производству и покупке швейных машин. Многие известные фирмы появились именно в это время. В Германии это «Pfaff», «Veritas», «Husqvarna» «Kaizer» и несколько теперь неизвестных фирм.
Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В.Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.
Сейчас, швейная машинка – это высокотехнологичное изделие, умеющее не только шить, но и вышивать. Очень часто эти устройства управляются не швеей, а компьютером. Но в них все еще можно узнать тот первый агрегат, который Исаак Меррит Зингер продал за 100 долларов – огромные деньги в далеком 1851 году.
Материал собран из интернет-источников, структурирован по хронологическим событиям