Атомные подводные лодки проекта 949 типа антей. "Антей", подводная лодка: технические характеристики

Проект 949 «Гранит» (NATO – “Oscar I”).

1. Количество подводных лодок проекта: 2


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (2)

06.04.1993 - «Архангельск»

14.04.1987 – почетное наим.
«Минский комсомолец»
06.04.1993 - «Мурманск»

Исторические справки номерных экипажей АПК проекта 949: , , ,

4. История проекта:


В результате совершенствования морских вооружений потенциального противника “противоавианосные” возможности Cоветских ПЛАРК проекта 675 (даже после их модернизации) выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения его группировок. Требовалось создание нового, значительно более мощного и дальнобойного ракетного комплекса с подводным стартом, обеспечивающего нанесение маскированных ударов из-под воды по кораблям с больших дистанций с возможностью избирательного поражения целей.

Под новый комплекс требовался и новый носитель, способный вести залповую стрельбу из подводного положения 20-24 ракетами (по расчетам, именно такая концентрация средств поражения позволяла “пробить” ПРО перспективного американского авианосного соединения). Кроме того, новый ракетоносец должен был обладать повышенными скрытностью, скоростью и глубиной погружения, что обеспечивало ему возможность преодоления противолодочной обороны противника и отрыв от преследования.

Поисковые работы по созданию подводного ракетоносца 3-го поколения начались в 1967 году, а в 1969 году ВМФ было выдано официальное тактико-техническое задание на создание “тяжелого подводного ракетного крейсера”, оснащенного ракетным комплексом оперативного назначения.

Проект, получивший индекс “949” и шифр “Гранит” , разрабатывался в ЛМПБ “Рубин” под руководством главного конструктора П.П. Пустынцева. После его смерти в 1977 году главным конструктором был назначен И.Л. Баранов, а главным наблюдающим от ВМФ - В.Н. Иванов. При разработке нового ракетоносца предполагалось широко использовать научно-технический задел и отдельные конструкторские решения, полученные при со здании самой скоростной в мире подводной лодки проекта .

Ракетный комплекс “Гранит”, создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения), должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность - не менее 500 км, максимальная скорость - не менее 2500 км/ч. От предшествующих комплексов аналогичного назначения “Гранит” отличали гибкие адаптивные траектории, универсальность по старту (подводный и надводный), а также носителям (подводные лодки и надводные корабли), залповая стрельба с рациональным пространственным расположением ракет, помехозащищенная селективная система управления. Допускалась стрельба по целям, координаты которых известны с большими погрешностями, а также при большом времени устаревания данных. Все операции по повседневному и стартовому обслуживанию ракет автоматизировались. В результате “Гранит” приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя.

Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в значительной степени определялась возможностями средств разведки и целеуказания. Система “Успех”, основу которой составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой устойчивостью. Была создана новая система МКРЦ- “Легенда”

В ноябре 1975 г. начались испытания ракетного комплекса “Гранит”, завершившиеся в августе 1983 г. Однако еще до их окончания в состав Северного флота вошел головной подводный крейсер.

Комплекс «Гранит» был принят на вооружение в 1983 году. Сверхзвуковая ПКР «Гранит» имеет ав­тономную бортовую систему управления и высокоустойчивую (помехозащищенную) ССН. Опубликованы следующие основные характеристики ракеты: д лина - 10,0м, диаметр - 0,85м, размах крыла- 2,6м, стартовая масса – 7000кг, скорость полета - 2,5М, дальность стрельбы – 550 км, боевая часть - ядерная или фугасная массой 750кг.

Улучшенные по сравнению с ПКР «Аметист» и «Малахит» основные характеристики ПКР «Гранит» - увеличенная скорость и дальность полета, а также большая масса БЧ были получены не только за счет совершенствования новой ракеты, но и за счет уве­личения ее массогабаритных характеристик.

В результате не только ПКР «Гранит», но и их подводные носи­тели - ПЛАРК проекта 949 существенно отличались от ранее созданных ПЛАРК проектов 670 и 670М .

На ПЛАРК проекта 949 принят втрое больший, чем у ПЛАРК проектов 670 и 670М ракетный боекомплект, что при многоракетном залпе обеспечиваетвозможность преодоления ПКР ПРО корабельных соединений. Существенно большая полная подводная скорость новых ПЛАРК позволяет им осуществлять оперативное развертывание в районыиспользования, а повышенная скрытность за счет применения механизмов и средств защиты АПЛ третьего поколения, в целом увеличивает эффективность решения возлагаемых на них задач.

ПЛАРК проекта 949 - девятиотсечная ПЛ с ПК цилиндрической формы в носовой и средней частях корабля - районе размещения ракетных контейнеров. Наклонное (под углом 45° к основной плоскости ПЛ) забортное расположение контейнеров (сверху ракетные контейнеры закрыты волнорезными щитами заподлицо с наружным корпусом, установленными из рас­чета 1 щит на 2 контейнера) , их большое число и значительные габариты обусловили большую ширину корабля и развитое междубортное пространство, Кроме противокорабельного ракетного вооружения ПЛАРК оснащена мощным торпедным и торпедно-ракетньм вооружением двух калибров, которое размещено в носовом отсеке ПК корабля.

Для обеспечения ПЛАРК высокой скорости полного подводного хода предусмотрена АЭУ большой мощности (двухвальная, с двумя паропроизводящими и двумя паротурбинными установками) и раздвоенная форма кормовой оконечности (подобно, принятой в проекте 661). Главная энергетическая установка максимально унифицирована с пр.941, имеет блочную конструкцию и систему двухкаскадной амортизации. АЭУ включаетдва реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов и два турбогенератора ДГ-190 (2 х 3200 кВт).

Торпедное вооружениепредставлено автоматизированными 533-мм и 650-мм ТА с устройством быстрого заряжания со стеллажами продольной и поперечной подачи. Благодаря которому весь боезапас торпед мог быть использован в течение нескольких минут. ТА позволяют вести стрельбу торпедами, а также ракето-торпедами “Водопад”, “Ветер” и "Шквал" на всех глубинах погружения.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 “Скат-3”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом “Медведица”.

ПЛАРК имеет неограниченный район плавания в т.ч. в Арктических районах, что обеспечивается специальными подкреплениями легкого корпуса и ограждения рубки. Для совершения длительных автономных походов на корабле созданы хорошие условия обитаемости экипажа с комфортными каютами, санитарно-бытовыми и спортивными помещениями, зоной отдыха. Для возможности спасения личного состава в аварийных ситуациях, в ограждении рубки ПЛ установлена всплывающая спасательная камера на весь экипаж корабля.

Развитое вооружение, средства защиты, а также мощная энергетика, обусловили большое водоизмещение, главные размерения, что заставило вести постройку ПЛАРК третьего поколения на «Севмашпредприятии» в г. Северодвинске. Серийное строительство развернутое с середины 70-х годов, завершилось в 1981 (1980?)г. сдачей ВМФ головного корабля К-525 (первый командир капитан 1 ранга А. Паук, впоследствии контр-адмирал; проводил швартовые и ходовые испытания и выводил с завода капитан 1 ранга А. Илюшкин). В общей сложности предполагалось построить 20 ПЛРК данного типа.

По проекту 949 было построено только 2 корабля, последующие корабли строились по проекту 949А с дополнительным, для улучшения внутренней компоновки систем вооружения ивспомогательного оборудования, отсеком ПК и соответственно с увеличенной длиной и водоизмещением ПЛ.

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного. Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей. Корабли проекта 949 были выведены из состава флота в 1996 году.

По мнению многих аналитиков, что также как и в развитии ПЛАРБ сторонники развития ПЛАРК в пр. 949 переступили пределы здравого смысла и логики. На повестку дня в подводном кораблестроении вставал вопрос создания многоцелевых ПЛА. В этом случае для решения задачи поражения АУГ если таковую необходимо было бы все же решать многоцелевые ПЛ должны действовать в составе разнородных сил - авиации, ПЛ, НК и т.д. Можно сказать, что развитие ПЛАРК в ВМФ СССР было вполне оправдано лишь до середины 70-х гг. Именно к этому моменту они как главная ударная сила по борьбе с АУГ себя исчерпали и их дальнейшее развитие определялосьлибо инерцией, либо полным непониманием тогдашним руководством ВМФ СССР законов развития военной техники.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод - проектирование и строительство "узкоспециализированных" ПЛАРК имело смысл лишь до определённого момента. Как показывает мировой опыт будущее за многоцелевыми ПЛ, способными решать широкий спектр задач, в том числе и борьбу с ударными авианосными соединениями. Но это ни в коей мере не умоляет высоких боевых возможностей кораблей проекта 949 .


5. Схема проекта:


Нет данных


6. Реконструкция залпа:



7. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение надводное -12500 т

подводное -22500 т

скорость в надводном положении -15 узлов

в подводном положении-32 узла

глубина погружения-600 м.

глубина погружения рабочая-500 м.

длина -144 м.

ширина -18,2 м.

осадка -9,2 м.

автономность-120 суток.

экипаж -94 человека.

вооружениеракетное-24 ПКР «Гранит»

торпедное-ТА 650мм – 4 шт.

ТА 533мм – 4 шт.


8. Источники:


Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
- Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №6, Санкт-Петербург, 2008г.
- Павлов А.С. "Ударная сила флота", Якутск, 2001г.

Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 «Гранит» - подлодки проекта 949А «Антей» - ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту.

После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А «Антей». Разработка велась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.

На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.

Архитектура:

Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.


АПЛ проекта 949А «Смоленск». Фото: «Звездочка »

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8−9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1» .

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1−4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5−9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:

Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3» , а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.


АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Навигационная система:

Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:

Два водо-водяных реактора ОК-650 М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л. с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9 . Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:

24 противокорабельные ракеты « » в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.


Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.


Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:

  1. «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
  2. «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ , строительство которой .
  3. «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  4. «Воронеж». В боевом составе флота.
  5. «Смоленск». В боевом составе флота.
  6. «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  7. «Тверь». В боевом составе флота.
  8. «Орел». Проходит ремонт на . на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
  9. «Омск». В боевом составе флота.
  10. «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
  11. «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

Подводные лодки проекта 949А «Анте́й» - серия советских и российских атомных подводных лодок (ПЛАРК), вооружённых крылатыми ракетами П-700 Гранит и предназначенных для уничтожения авианосных ударных соединений. По классификации НАТО - «Oscar-II». Проект является модификацией 949 «Гранит».

История создания


Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену субмаринам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам - могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок - «убийц авианосцев».

В условиях постоянного недостаточного финансирования флота, которое началось в ранних 1990-х, ВМФ России вынужден был сделать серию трудных решений направленных на сохранение ядра флота, в том числе и подводного. Это привело к резкому сокращению подводного флота, ускоренному выводу кораблей ранних сроков постройки и находящихся в плохом состоянии, направлению имеющихся средств на поддержание новых кораблей.

РПК проекта 949 (их было построено 2 единицы) были выведены из состава флота 1996. В тоже время продолжалось строительство новых кораблей – в середине и конце 1990-х было завершено строительство нескольких РПК проекта 949А. Неизвестно состояние на 12-й лодке проекта, по одной информации она была достроена в конце 1999г., по другой – разобрана после закладки. 4-й (по очерёдности в серии) РПК проекта 949А К-173 («Челябинск» ? «Красноярск» ?) была выведена из состава флота в 1998г.

Планировалась разработка РПК аналогичного назначения, следующего, 4-го поколения, на основе проекта 949А однако снижение финансирования не позволило развить этот проект.

Конструкция

Ракетные подводные крейсера (РПК) проекта 949 и 949А имеют подводное водоизмещение около 18 000 т. (в некоторых источниках указывается цифра – 24 000 т.), оснащены ядерной силовой установкой и являются одними из новейших подводных лодок Российского флота. Основным оружием являются ПКР «Гранит», расположенные в 24 пусковых установках (ПУ). Основным предназначением этих лодок является нанесение ударов по корабельным соединениям противника (прежде всего, конечно, по авианосным ударным группам ВМС США).

Как и остальные российские подводные лодки, РПК проекта 949, 949А конструктивно имеют двухкорпусную архитектуру – внутренний прочный корпус и внешнюю гидродинамическую оболочку (американские субмарины имеют одиночный прочный корпус, с дополнительными гидродинамическими обтекателями, например обтекатель гидролокатора). Расстояние в 3,5 м. между внутренним и внешним корпусами обеспечивает существенный запас плавучести, и живучесть при попадании торпед.

Считается что эти подводные лодки маневрируют на небольшой скорости, хотя силовая установка позволяет развивать им скорость подводного хода до 30 узлов для того чтобы догонять и занимать нужную позицию по отношению к цели. РПК проекта 949А примерно на 10 м. длинее первых двух кораблей проекта 949. Возможно это увеличение размеров было использовано на размещение более малошумной силовой установки и более совершенных электронных систем. РПК проекта 949А отличается также рулями большей площади, что должно улучшить маневренность под водой.

Вооружение

На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса. Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: 2×650 мм и 4×533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм.

Модернизация

В декабре 2011 года РИА Новости ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщила, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации. Планируется замена ракет «Гранит» на более современные «Оникс», а также оснащение подводных лодок ракетным комплексом «Калибр». Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса. Замена вооружения АПЛ с СФ будет производиться на заводе «Звёздочка», а ТФ - на заводе «Звезда»



Основные характеристики
Водоизмещение 14 700 т
Водоизмещение полное 24 000 т
Длина 154 м
Ширина 18,2 м
Осадка 9,2 м
Силовая установка 2 реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт
суммарная номинальная мощность 98 000 л. с.
Скорость надводная 15 узлов
Скорость подводная 32 узла
Рабочая глубина 500-520 м
Предельная глубина 600 м

Противостояние американским авианосным группам было основной задачей советского ВМФ сразу после завершения Великой Отечественной войны. Именно для этой цели начали создаваться «убийцы» авианосцев - советские узкоспециализированные подводные лодки проекта «Антей 949А».

Начало создания

В 1960-х годах советские конструкторы работали над двумя взаимосвязанными друг с другом проектами. Сотрудники ОКБ-52 занимались новым ракетным противокорабельным комплексом, предназначавшимся для уничтожения вражеских корабельных соединений, а рабочие Центрального конструкторского бюро «Рубин» проектировали подводный ракетоносец третьего поколения. Его в дальнейшем планировалось использовать в качестве носителя для нового ракетного комплекса. Военные нуждались как в мощном и очень эффективном средстве, способном уничтожать вражеские корабельные группы, так и в подводной лодке, имеющей высокие показатели скрытности и глубины погружения. В дальнейшем после проведения модернизации ряда субмарин эти качества объединят в себе подводные лодки класса «Антей».

Проект «Гранит 949»

В 1969 году ВМФ поставил перед советскими конструкторами задачу создать новую субмарину. Транспортируемая ею ракета должна соответствовать следующим требованиям:

  • Она должна обладать высокой скоростью: не менее 2500 км/час.
  • Дальностью - 500 км.
  • Предназначаться для старта как из подводных, так и с надводных положений. Планировалось использовать их на подводных лодках и надводных кораблях.

Так как в большинстве случаев эшелонированная противовоздушная оборона противника пробивается «стаей» из двух десятков ракет, советские военные были заинтересованы в возможностях стрельбы залпом. По мнению разработчиков, для достижения эффективности противокорабельных ракет необходимо, кроме высокой скорости и большой массы боевых частей, оснащать их также и надежными системами, обеспечивающими целеуказание и разведку.

Система «Успех»

При помощи данной первой в мире советской космической системы выявлялись надводные объекты и осуществлялось наблюдение за ними. «Успех» обладал следующими преимуществами:

  • Абсолютная независимость от погодных условий.
  • Сбор осуществлялся на огромной площади.
  • Недоступность для противника.

Целеуказания поступали к носителям оружия и к командным пунктам. Изготовление АПЛ производилось рабочими Северного машиностроительного предприятия. В 1980 году по проекту 949 была готова первая АПЛ «Архангельск», а в 1983 году - «Мурманск».

Атомные подводные лодки «Антей», проект 949А

После успешного завершения проекта «Гранит» конструкторские работы проводились по более усовершенствованному проекту. В документации он значится как 949 А «Антей». Подводная лодка за счет модернизированного оборудования и дополнительного отсека обладала улучшенной внутренней компоновкой, увеличенной длиной и водоизмещением. Кроме того, разработчикам удалось увеличить показания скрытности данной субмарины.

В самом начале было запланировано выпустить двадцать единиц АПЛ по проекту «Антей». К-148 «Краснодар» считается самой первой АПЛ этого класса. Она была спущена на воду в 1986 году. Вскоре за данной субмариной была готова К-173 «Красноярск». На данный момент эти субмарины находятся в состоянии утилизации. Несмотря на запланированное советским руководством серийное изготовление двадцати АПЛ, было выпущено всего одиннадцать единиц по проекту «Антей». К-141 «Курск» 1994 года выпуска была потоплена в августе 2000 года.

АПЛ в составе флота России

На данный момент на вооружении ВМФ Российской Федерации состоят следующие атомные подводные лодки класса «Антей»:

  • К-119 «Воронеж» (Северный флот).
  • К-132 «Иркутск» (Тихоокеанский флот).
  • К-410 «Смоленск» (Северный флот).
  • К-456 «Тверь» (Тихоокеанский).
  • К-442 «Челябинск» (Тихоокеанский флот).
  • К-266 «Орел» (на данный момент пребывает в состоянии ремонта).

  • К-186 «Омск» (Тихоокеанский).
  • К- 150 «Томск». (Тихоокеанский флот).

Еще одна созданная по проекту 949 «Антей» подводная лодка К-135 «Волгоград» сегодня находится на консервации. А К-139 «Белгород» будет закончена уже по проекту 09852.

Устройство АПЛ 949

Типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

Описание энергетической установки

Блочная ГЕУ АПЛ состоит из двух ядерных реакторов ОК-650Б и двух паровых турбин ОК-9. Их мощность составляет 98 тыс. л. с. Они работают за счет гребневых винтов с использованием редукторов. АПЛ имеет еще два дополнительных дизельных генератора ДГ-190 мощностью не ниже 8 тыс. 700 л. с.

Боевое управление субмариной

Для АПЛ «Антей» предусмотрены гидроакустические комплексы МГК-540 «Скат-3» и системы, обеспечивающие космическую разведку, целеуказание и боевое управление подлодкой. Информация, полученная спутником или самолетом, поступает в подлодку при помощи специальных антенн. Дополнительно субмарины класса «Антей» оборудованы буксируемой антенной «Зубатка».

Местом ее расположения является кормовой стабилизатор. Буйковый тип антенны «Зубатка» предназначается для приема радиосообщений и сигналов лодкой, пребывающей на очень большой глубине или под толстым слоем льда.

Навигацию в подводной лодке обеспечивает специальный комплекс «Симфония-У». Высокая точность, большой радиус действия и объем обрабатываемой информации являются характерными чертами этого навигационного комплекса.

Чем вооружены подлодки?

Вооружение АПЛ типа «Антей» представлено двумя типами:

  • П-700 «Гранит» (24 единицы). Местом расположения ракетных контейнеров стали обе стороны рубки за стенкой прочного корпуса (средняя часть подлодки). Для их закрытия используются специальные крышки-обтекатели, которые являются частью внешнего корпуса. Контейнер установлен под наклоном 40 градусов. Ракеты могут применяться как обычные (весом до 750 кг), так и оснащенные ядерными боевыми частями. ПРК движутся со скоростью 2,5 м/с и рассчитаны на расстояния до 550 км.
  • Мино-торпедными аппаратами (четыре штуки). Два из них имеют калибр 533 мм, остальные - 650 мм. Они предназначены для стрельбы как обычными торпедами, так и торпедо-ракетами. Местом расположения этих аппаратов стала носовая часть АПЛ. За счет системы, отвечающей за автоматическое заряжение, торпедное оружие обладает высокой скорострельностью. Всего за несколько минут весь боезапас, состоящий из ракетных торпед (12 единиц) и торпед (16 единиц), может выпустить подводная лодка «Антей».

Технические характеристики

  • АПЛ над водой обладает водоизмещением 12 тыс. 500 куб. м.
  • Водоизмещение под водой составляет 22 тыс. 500 куб. м.
  • Корабли класса «Антей» над водой способны развить скорость до 15 узлов.
  • Под водой их скорость выше: 32 узла.
  • Субмарины могут погружаться на максимальную глубину до 600 м.
  • В автономном режиме подлодка может находиться 120 суток.

Целесообразность серийного производства «Антеев»

Как отмечают многие российские специалисты, АПЛ типа «Антей» по своей эффективности - наиболее предпочтительное средство борьбы с вражескими авианосцами. В 1980 годы стоимость изготовления одной АПЛ не превышала 227 млн рублей (всего 10% от цены американского «Рузвельта»). Зато эффективность советской АПЛ оказалась очень высокой: «Антей» представляет опасность для авианосца и сопровождающих его кораблей. По мнению других экспертов, эффективность «Антеев» завышена. Обусловлено это тем, что АПЛ - это корабли с узкой специализацией. В связи с этим они не могут полноценно противостоять многоцелевым авианосцам.

Заключение

Сегодня разработки 1980 годов считаются достаточно устаревшими. В связи с этим в 2011 году было решено заменить ПКР «Гранит-700» на более современные ракеты «Оникс» и « Калибр».

Это позволит «Антею» стать универсальным инструментом для решения самых различных задач.

После совершенствования морского вооружения потенциального противника (палубных истребителей-перехватчиков F-14 «Tomcat», противолодочных самолётов S-3 «Viking») «противоавианосные» возможности ПЛАРК 675-го проекта (даже после проведения их модернизации) выглядели недостаточными для гарантированного уничтожения группировок. Требовалось создать новый, значительно более мощный и дальнобойный ракетный комплекс с подводным стартом, обеспечивающий нанесение подводных массированных ударов по кораблям (в основном авианосцам) со значительных дистанций с возможностью выбора поражаемой цели.

Под новый комплекс нужен был и новый носитель, который может из подводного положения осуществлять залповый огонь 20–24 ракетами (по расчетам, данная концентрация средств поражения может «пробить» противоракетную оборону перспективного авианосного соединения ВМС США). Кроме этого, у нового ракетоносца должны были быть повышенная скрытность, скорость и глубина погружения, для обеспечения отрыв от преследования и возможности преодоления противолодочной обороны противника.

Предварительные работы над подводным ракетоносцем 3-го поколения были начаты в 1967 г., а в 1969 г. военно-морской флот выдал официальное ТТЗ на «тяжёлый подводный ракетный крейсер», оснащённый ракетным комплексом оперативного назначения.

Проект, получивший шифр «Гранит» и номер 949, разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством П.П.Пустынцева. В 1977 году, после его смерти, главным конструктором назначили Баранова И. Л., а главным наблюдающим от военно-морского флота – капитана второго ранга Иванова В.Н. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания самой скоростной в мире подлодки проекта 661.

Ракетный комплекс «Гранит», разрабатывавшийся ОКБ-52 (сегодня научно-производственное объединение Машиностроения), должен был отвечать очень высоким требованиям: максимальная дальность – минимум 500 км, максимальная скорость – минимум 2500 км/ч. «Гранит» от предшествующих комплексов, имеющих аналогичное назначение, отличались гибкими адаптивными траекториями, универсальностью по старту (надводный и подводный), а также носителями (надводные корабли и подлодки), залповой стрельбой с рациональным пространственным расположением ракет, наличием помехозащищённой селективной системой управления.

Допускался огонь по целям, координаты которых имеют большую погрешность, а также при значительном времени устаревания данных. Все операции по стартовому и повседневному обслуживанию ракет автоматизировались. «Гранит» в результате приобретал реальную возможность решать любые задачи морского боя одним носителем.

Однако эффективность противокорабельных ракетных комплексов большой дальности определялась в значительной степени возможностями средств целеуказания и разведки. Система «Успех», на основе самолета Ту-95, необходимой боевой устойчивостью уже не обладала. В связи с этим в начале 1960-х гг. перед отраслевой наукой и промышленностью поставили задачу создать первую в мире космическую всепогодную систему наблюдения за надводными целями на всей акватории мирового океана и выдачи ЦУ с непосредственной передачей информации на носители оружия или корабельные (наземные) командные пункты.

Первое правительственное постановление о начале опытно-конструкторских работ по разработке системы МКРЦ (морской космической разведки и целеуказания) вышло в марте 1961 года. К данной широкомасштабной работе привлекли крупнейшие конструкторские коллективы и научные центры страны.

Головной организацией, которая отвечала за создание МКРЦ, первоначально определили ОКБ-52, под руководством генерального конструктора Челомея В.Н. За разработку уникальной (не имеющей аналогов в мире до настоящего времени) ядерной бортовой энергоустановки для ИСЗ, входящих в систему, отвечало ОКБ-670 (научно-производственное объединение «Красная Звезда») Минсредмаша. Но ОКБ-52 не имело необходимых производственных мощностей, обеспечивающих серийный выпуск космических аппаратов для военно-морского флота. Поэтому в мае 1969 года к программе подключили ленинградские конструкторское бюро и завод «Арсенал» им. Фрунзе, которые стали головными в программе «морских» спутников.

Система МКРЦ «Легенда» состояла из двух типов космических аппаратов: спутник с ядерной энергетической установкой и бортовой радиолокационной станцией, а также спутник с солнечной энергетической установкой и космической станцией радиотехнической разведки. Завод «Арсенал» уже в 1970 году начал производство опытных образцов космических аппаратов. В 1973 году начались лётно-конструкторские испытания космического аппарата радиолокационной разведки, а годом позже – спутника радиотехнической разведки. Космических аппарат радиолокационной разведки приняли на вооружение в 1975 г., а комплекса в полном составе (с космическим аппаратом радиотехнической разведки) – в 1978 г.

Космическим комплексом радиотехнической разведки обеспечивается обнаружение и пеленгация объектов, которые излучают электромагнитные сигналы. У космического аппарата имеется высокоточная трёхосная система ориентации и стабилизации в пространстве. Источником питания является солнечная энергетическая установка в сочетании с буферными химическими батареями.

Многофункциональной жидкостной ракетной установкой обеспечивается стабилизация космического аппарата, коррекция высоты его орбиты, выдача доразгонного импульса во время выведения космического аппарата на орбиту. Масса аппарата – 3300 кг, наклонение орбиты – 65 градусов, высота рабочей орбиты – 420 км.

Пуск ракет «Гранит» с ПЛАРК пр.949 «Гранит» — OSCAR-I, 1987 г.

Космический комплекс 17К114 предназначался для ведения космической морской разведки и целеуказания и состоял из космического аппарата 17Ф16, оснащённого радиолокатором двухстороннего бокового обзора, который обеспечивал всесуточное и всепогодное обнаружение надводных целей. Бортовым источником питания служила ядерная энергетическая установка, которая по завершению активного функционирования аппарата отделяется и переводится на высокую орбиту.

Многофункциональной жидкостной ракетной установкой осуществлялась стабилизация космического аппарата, коррекция высоты его орбиты, а также выдача доразгонного импульса при выходе на орбиту. Масса аппарата – 4300 кг, наклонение орбиты – 65 градусов, высота рабочей орбиты – 280 км.

В состав МКРЦ кроме космической составляющей, вошли корабельные пункты приёма данных непосредственно с космических аппаратов, которые обеспечивают их обработку и выдачу ЦУ на использование ракетного вооружения (разработчик – киевское научно-производственное объединение «Квант»).

В ноябре 1975 года начались испытания РК П-700, который получил такое же название «Гранит» (как и шифр ПЛАРК). Испытания завершились в августе 1983 года. В апреле 1980 года, ещё до их окончания, в состав Северного флота приняли головной подводный крейсер проекта 949 – К-525.

Как и все предыдущие советские , ПЛАРК 949-го проекта конструктивно имеет двухкорпусную архитектуру – внешнюю гидродинамическую оболочку и внутренний прочный корпус . Кормовая часть с оперением и двумя гребными валами аналогична атомным подлодкам с крылатыми ракетами проекта 661. Расстояние между внешним и внутренним корпусами обеспечивает значительный запас плавучести и живучесть в случае попадания торпеды. Однако по этой же причине подлодка имеет огромное подводное водоизмещение – 22,5 тыс. т., из которых 10 тыс. т. – вода.

Прочный корпус цилиндрической формы, изготавливался из стали АК-33, толщина которой составляла 45-68 мм. Корпус был рассчитан на максимальную глубину погружения 600 метров (рабочая глубина – 480 метров). Концевые переборки прочного корпуса сферические, литые, радиус кормовой – 6,5 метров, радиус носовой – 8 метров. Поперечные переборки плоские. Переборки между 1 и 2, а также 4 и 5 отсеками они рассчитаны на давление 40 атмосфер и имеют толщину 20 мм.

Таким образом, подлодка разделяется на три отсека-убежища для аварийных ситуаций на глубинах до 400 метров: в случае затопления части прочного корпуса люди имеют шанс спастись в первом, во втором-третьем, или в кормовых отсеках. Другие переборки внутри зон спасения были рассчитаны на 10 атмосфер (для глубин до 100 метров). Прочный корпус был разделён на 9 отсеков :
Первый – торпедный;
Второй – управления, АБ;
Третий – радиорубка и боевые посты;
Четвертый – жилые помещения;
Пятый – вспомогательные механизмы и электрооборудование;
Шестой – реакторный;
Седьмой и восьмой – ГТЗА;
Девятый – гребные электродвигатели.

Открытые пусковые установки ракет «Гранит» ПЛАРК пр.949

Пусковая установка СМ-225/СМ-225А комплекса «Гранит» (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение)

Ограждение шахт выдвижных устройств смещалось в сторону носовой части . Оно отличается большой длиной - 29 метров. В нём кроме выдвижных устройств находятся всплывающая спасательная камера, способная вместить весь экипаж, контейнеры для переносного зенитно-ракетного , два устройства ВИПС предназначенных для выстреливания приборов гидроакустического противодействия. Ограждение шахт выдвижных устройств (также как и лёгкий корпус) оснащен ледовыми подкреплениями и крышей округлой формы предназначавшимися для взламывания льда во время всплытия в сложных ледовых обстановках. Убирающиеся носовые горизонтальные рули размещаются в носовой оконечности. Лёгкий корпус имеет противогидроакустическое покрытие.

Энергоустановка корабля максимально унифицирована с главной энергетической установкой ПЛАРБ проекта 941 и имеет систему двухкаскадной амортизации и блочное исполнение. Она включает два водо-водяных реактора ОК-650Б (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины (суммарной мощностью 98 тыс. л.с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9, которые работают через редукторы, снижающие частоту вращения, на два гребных вала. Паротурбинная установка располагается в двух различных отсеках. Также имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Главная энергоустановка за счет двухвальности имеет стопроцентное резервирование . Главный турбозубчатый агрегат, паропроизводящая установка, электродвигатели, автономные турбогенераторы а также линия вала и гребной винт одного борта дублируются вторым бортом. В связи с этим при выходе из строя одного элемента или всей механической установки одного борта подлодка свои боевые возможности не теряет.

Основное вооружение ПЛАРК 949-го проекта включает 24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных ПУ . Контейнеры с ракетами размещаются вне прочного корпуса с постоянным углом возвышения – 40 градусов. Целеуказание противокорабельным ракетам обеспечивалось со спутников космической системы разведки и целеуказания 17К114. Подлодка оборудовалась всплывающей антенной буйкового типа – «Зубатка», которая позволяет принимать радиосообщения, сигналы спутниковой навигации и целеуказание, находясь подо льдом и на большой глубине. Антенна расположена за ограждением рубки в надстройке.

Атомная ударная подлодка проекта 949А с открытыми ракетными шахтами правого борта

Ракета 3М45 комплекса «Гранит», имеющая ядерную (500 Кт) или фугасную боевую часть (750 кг), оснащается маршевым ТРД КР-93 с твердотопливным кольцевым ракетным ускорителем. Максимальная дальность огня от 550 до 600 км, максимальная скорость на большой высоте соответствует М=2,5, на малой высоте – М=1,5. Стартовая масса – 7 тыс. кг, диаметр корпуса – 0,88 метра, длина – 19,5 метров, размах крыла–2,6 метра.

Ракеты могут выстреливаться не только одиночно, но и залпом (до 24 противокорабельных ракет, стартующих в очень высоком темпе) . При залповом огне между ракетами производится автоматическое распределение целей. Залпом обеспечивается создание плотной группировки ракет, облегчая преодоление средств противоракетной обороны противника. Организация полёта всех ракет в залпе, допоиск ордера и «накрытие» включенным радиолокационным визиром ракеты, летящей выше остальных, дает остальным противокорабельным ракетам залпа осуществлять полёт в режиме радиомолчания на маршевом участке.

Во время полёта ракет происходит оптимальное распределение между ними целей внутри ордера. Сложная траектория полёта и сверхзвуковая скорость, высокая помехозащищённость радиоэлектронных средств, а также наличие специальной системы отвода авиационных и зенитных ракет противника обеспечивают «Граниту» при выстреле полным залпом высокую вероятность преодоления систем противоракетной и противовоздушной обороны авианосного соединения (считается, что для потопления ударного авианосца ВМС США необходимо девять попаданий ракетами «Гранит»). Чтобы повысить живучесть боевой части ракеты от средств ближнего поражения, ее выполнили бронированной.

Торпедно-ракетный автоматизированный комплекс «Ленинград-949» дает возможность использовать торпеды, а также ракето-торпеды «Ветер» и «Водопад» на всех глубинах погружения. Комплекс включает два 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата оснащенных устройством быстрого заряжания со стеллажами поперечной и продольной подачи, размещенных в носовой части подлодки, и приборы управления торпедного огня «Гринда». Устройство быстрого заряжания позволяет использовать весь боезапас торпед в течение нескольких минут. В боекомплект входит 24 торпеды (650-миллиметровые ПКР 65-76А, 533-миллиметровые универсальные УСЭТ-80), ракеты и противолодочные ракеты (84-Р и 83-Р). Торпедами можно стрелять с глубин до 480 метров на скоростях от 13 узлов (65-76А) до 18 узлов (УСЭТ-80).

Основу радиоэлектронного вооружения атомной подлодки с крылатыми ракетами проекта 949 составляет БИУС МВУ-132 «Омнибус» , пульты которой размещались во втором отсеке в ГКП. Лодка оснащена ГАК МГК-540 «Скат-3», состоящего из определителя разводий НОР-1, станции миноискания МГ-519 «Арфа», станции-аварийного ответчика МГС-30, навигационного обнаружителя кругового НОК-1, МГ-512 «Винт», эхоледомера МГ-543, МГ-518 «Север». Все эти средства дают возможность в автоматизированном режиме находить, пеленговать и сопровождать различные цели (до 30 целей одновременно) в режимах узко и широкополосного пеленгования в инфразвуковом, звуковом и высокочастотном диапазонах.

Имеется низкочастотная буксируемая приёмная антенна, которая выпускается из верхней трубы на кормовом стабилизаторе и гидрофоны, размещенные по бортам лёгкого корпуса. ГАК действует на дальности – до 220 километров. Основной режим – пассивный, однако имеется возможность автоматизированного обнаружения, измерения курсового угла и расстояния до цели эхо-сигналом (в активном режиме). Вдоль лёгкого корпуса установлено размагничивающее устройство.

Автоматизированный навигационный комплекс «Медведица» состоит из пеленгатора, навигационной системы привязки по гидроакустическим маякам-ответчикам, космической системы АДК-ЗМ, гирокомпаса ГКУ-1М, магнитного компаса КМ-145-П2, инерциальных систем, лаг и других приборов, замкнутых на цифровом вычислительном комплексе «Струна». Все средства связи объединяются в комплекс «Молния-М».

Разведывательные данные от самолётов может или космических аппаратов могут приниматься на буйковую антенну «Зубатка» в подводном положении. Полученная информация после обработки вводится в корабельную боевую информационно-управляющую систему «Омнибус». Также на подлодке имеется телевизионно-оптический комплекс МТК-110, который позволяет вести визуальное наблюдение из подводного положения с глубин 50…60 метров.

Для членов экипажа атомной подлодки с крылатыми ракетами 949-го проекта создали оптимальные условия для автономного плавания большой продолжительности (автономность оценивается в 120 суток). Личный состав обеспечивался индивидуальными постоянными спальными местами в 1-, 2-, 4- и 6- местных каютах. Отсеки с жилыми помещениями оборудовались радиотрансляционной сетью. На подлодке имеются столовая и кают-компания для одновременного приёма пищи сорока двумя моряками, для выпечки хлеба и приготовления пищи – камбуз, состоящий из варочного и заготовительного отделений. Запас провизии, рассчитанный на полную автономность, находился в кладовых и провизионных камерах (включая морозильные). На подводных лодках также имеются спортзал, солярий, бассейн, живой уголок, сауна и так далее.

На всех режимах при работающей главной энергоустановке система кондиционирования и вентиляции обеспечивает в помещениях нормативные значения воздуха по влажности, температуре и химическому составу. Система химической регенерации обеспечивает в отсеках подлодки в течение всего плавания в автономном режиме содержание углекислого газа и кислорода в пределах установленных норм. Системой очистки воздуха исключается содержание вредных примесей.

Разработанные для субмарин 949-го проекта аварийные средства спасения состава превосходят аналогичные средства подлодок предыдущих проектов. Проектный запас плавучести – более 30%, что обеспечивает надводное плавание и непотопляемость в случае полного затопления любого отсека прочного корпуса, а также двух смежных, прилегающих к затопленному отсеку цистерны главного балласта одного борта. Запасы ВВД, предусмотренные проектом, обеспечивают возможность продувания балласта в количестве, нужном для компенсации отрицательной плавучести в случае затопления любого отсека с повреждением двух цистерн главного балласта на глубине менее 150 метров. Время продувания всех цистерн с перископной глубины – менее 90 секунд.

Для аварийного продувания используются пороховые газогенераторы. Система гидравлики функционирует от пары дублирующих друг друга насосных станций рулевой и судовой гидравлики, размещённых в девятом и третьем отсеках. В случае полного обесточивания подводной лодки они имеют запас энергии, необходимый для трёх перекладок носовых горизонтальных и кормовых рулей. Водоотливные средства подлодки обеспечивают удаление воды не только в надводном положении, но и на всех глубинах включая предельную, причём суммарная откачка на предельной глубине – более 90 кубических метров в час.

Подлодка по длине разделена на две зоны спасения: с 1-го по 4-ый отсек и с 5-го по 9-ый отсек . В носовой зоне находится всплывающая камера вмещающая весь экипаж с предельной глубины (в ограждении выдвижных устройств). Кормовая зона оборудуется системой индивидуального спасения – путём выхода из аварийного люка в водолазном снаряжении. Люк располагается в девятом отсеке. Все зоны разделены межотсечными переборками, основным назначением которых является обеспечение непотопляемости судна.

Автономный буй комплекса В-600, поднимающийся с глубин до 1 тыс. метров, обеспечивает автоматическую передачу данных на расстояние до 3 тыс. километров в течение 5 суток об аварии на подводной лодке и её координатах в момент отделения от лодки буя. Спасательный люк девятого отсека дает возможность использовать спасательное снаряжение подводника. Люк оборудуется системой шлюзования с ручным или полуавтоматическим управлением, обеспечивающим выход подводников с глубины до 220 метров, а также шлюзование при выходе по буйрепу с глубин до 100 метров без затопления 9-го отсека. Размещение комингс-площадки над 9-м отсеком обеспечивает посадку глубоководного спасательного аппарата или спасательного колокола, который опускается по направляющему тросу.

В военно-морском флоте СССР лодки 949-го проекта отнесли к атомным ракетным подводным крейсерам первого ранга. На западе они получили обозначение Oscar class. По оценкам отечественных специалистов, ПЛАРК 949-го проекта по критерию «эффективность/стоимость» является самым предпочтительным средством против авианосцев противника. Стоимость одной подлодки проекта 949-А, по состоянию на середину 80-х годов составляла 226 млн. руб., что по номиналу составляло только 10% стоимости многоцелевого авианосца «Рузвельт» (2,3 млрд. долларов без учёта стоимости авиационного крыла). При этом, по расчетам экспертов промышленности и военно-морского флота, один подводный атомоход был способен с высокой вероятностью вывести из строя ряд кораблей охранения и авианосец.

Но другие достаточно авторитетные специалисты эти оценки подвергали сомнению, считая, что относительная эффективность данных подлодок сильно завышена. Кроме того, проблема опознавания и целеуказания для любого дальнобойного оружия и в особенности ракетного всегда была «ахиллесовой пятой». Для эффективного поражения подвижных целей, таких как корабли, нужно было получить целеуказание непосредственно перед самой стрельбой, то есть в реальном масштабе времени. Такое целеуказание для атомных подлодок с крылатыми ракетами по АУГ в принципе может быть получено от разведывательной авиации («Успех-У») и космического аппарата (МКРЦ «Легенда»).

Однако космический аппарат является очень уязвимым – ещё до начала боевой операции он может быть сбит, подавлен, а разведывательной авиации придётся добывать данные в зоне господства авиации вероятного противника, ведя с ней бои, а получить информацию от надводного судна во время боевых действий будет попросту нереально.

Необходимо учитывать и тот факт, что авианосец – универсальное боевое средство, способное решать широкий круг задач, в то время как подводная лодка являлась кораблем более узкой специализации. И если не сравнивать с авианосцами ВМС США, то две подлодки проекта 949 стоили (даже в Советском Союзе, где шло массовое производство атомных подводных лодок) дороже чем, например, тяжёлый авианесущий крейсер проекта 11435 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Модификации

На ПЛАРК проекта 949, начиная со второго корпуса, устанавливалась буксируемая антенна гидроакустической системы, размещавшаяся на верхнем вертикальном стабилизаторе в трубчатом обтекателе.

Программа строительства

Постройку ПЛАРК проекта 949 осуществляли с 1978 года в Северодвинске на «Северном машиностроительном предприятии» (ССЗ №402). Построили 2 корпуса – К-525 («Архангельск») введён в состав флота 02.10. 1981 и К-206 («Мурманск») введён в состав 20.12.1983.

Дальнейшее строительство осуществляли по усовершенствованному проекту 949-А. Первоначально планировалось построить минимум 20 атомных подлодок с крылатыми ракетами, однако развал Советского Союза и экономический кризис фактически перечеркнули данную программу.

Основные характеристики ПЛАРК проекта 949:
Надводное водоизмещение – 12500 тонн;
Подводное водоизмещение – 22500 тонн;
Основные размерения:
Наибольшая длина – 144 м;
Наибольшая ширина – 18,2 м;
Осадка по КВЛ – 9,2 м;
Главная энергетическая установка :
— 2 водо-водяных реактора ОК-650Б, суммарной мощностью 380 мВт;
— 2 ППУ;
— 2 ГТЗА ОК-9
— 2 паровых турбины, суммарной мощностью 98000 л.с. (72000 кВт);
— 2 турбогенератора, мощность каждого 3200 кВт;
— 2 дизель-генератора ДГ-190, мощностью 800 кВт;
— 2 вала;
— 2 подруливающих устройства;
— 2 семилопстных гребных винта;
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 30…32 узла;
Рабочая глубина погружения – 480…500 м;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Автономность – 120 суток;
Экипаж – 94 человек (в т.ч. 42 офицера);
Ударное ракетное вооружение :
— пусковые установки СМ-225 противокорабельные ракетные комплексы морского базирования П-700 «Гранит» — 12 Х 2;
— противокорабельные ракеты 3М45 (SS-N-19 «Shipwreck») – 24;
Зенитное вооружение :
Пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 2 (16)
Торпедное вооружение :
650-миллиметровые торпедные аппараты – 2 носовых;
650-миллиметровые торпеды 65-76А – 6;
533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 носовых;
533-миллиметровые торпеды УСЭТ-80 – 18;
Противолодочные управляемые ракеты 83-Р «Водопад»/84-Р «Ветер»; ракеты «Шквал» – вместо части торпед;
Минное вооружение:
— может нести мины вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение :
Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-949»;
Радиолокационная система общего обнаружения – МРКП-58 «Радиан» (Snoop Head/Pair);
Гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3»;
Средства радиоэлектронной борьбы:
«Анис», «Зона» (Bald Head/Rim Hat, Park Lamp) 2 Х ВИПС для запуска ГПД;
Навигационный комплекс :
— «Синтез» космическая навигация;
— «Медведица-949»;
— ГКУ-1М гирокомпас;
— АДК-ЗМ «Парус» космическая навигация;
Средства целеуказания ПКРК:
— «Селена» (Punch Bowl) АП космич. системы «Коралл»;
— МРСЦ-2 АП авиационной системы «Успех»;
Комплекс радиосвязи:
— «Кора» ПМУ;
— «Молния-М» (Pert Spring);
— «Зубатка» буйковая антенна;
Радиолокационная система госопознавания: «Нихром-М».

Проект 949А «Антей» (Oscar-II class)

После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр «Антей»). В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв. В то же время группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации , фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности.

Прочный корпус двухкорпусной подводной лодки, выполненный из стали, разделен на 10 отсеков. Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л.с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два турбогенератора по 3200 кВт, два дизель — генератора ДГ-190, два подруливающих устройства.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом «Симфония-У».

Основное вооружение ракетного крейсера — 24 сверхзвуковых крылатых ракеты комплекса П-700 «Гранит» . По бокам рубки, имеющей относительно большую протяженность, вне прочного корпуса расположено 24 спаренных бортовых ракетных контейнера, наклоненных под углом 40°. Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 Кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем. Максимальная дальность стрельбы 550 км, максимальная скорость соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 — на малой.

Стартовая масса ракеты — 7000 кг, длина — 19,5 м, диаметр корпуса — 0,88 м, размах крыла-2,6м. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. Обеспечивается создание плотной группировки ракет, что облегчает преодоление средств ПРО противника. Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и «накрытие» его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания.

Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают “Граниту” при стрельбе полным залпом относительно высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад» и «Ветер» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Ракетный комплекс «Гранит», созданный в 80-х годах, к 2000 году уже морально устарел. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Устарела и элементная база, положенная в основу комплекса. В то же время разработка принципиально нового оперативного противокорабельного ракетного комплекса в настоящее время не представляется возможной по экономическим соображениям. Единственным реальным путем поддержания боевого потенциала отечественных «противоавианосных» сил является, очевидно, создание модернизированного варианта комплекса «Гранит» для размещения на ПЛАРК 949А в ходе их планового ремонта и модернизации.

По оценкам, боевая эффективность модернизированного ракетного комплекса, находящегося в настоящее время в разработке, должна повыситься приблизительно в три раза по сравнению с РК «Гранит», состоящим на вооружении. Перевооружение подводных лодок предполагается осуществлять непосредственно в пунктах базирования, при этом сроки и затраты по реализации программы должны быть минимизированы. В результате существующая группировка подводных лодок проекта 949А сможет эффективно функционировать до 2020-х годов. Ее потенциал еще больше расширится в результате оснащения кораблей вариантом КР «Гранит», способным с высокой точностью поражать наземные цели при неядерном снаряжении.

/По материалам topwar.ru и ru.wikipedia.org /