История Мэри Барра, которая хотела быть инженером, а стала главой General Motors. Девушка из Детройта

Когда-нибудь это обязательно должно было случиться. Концерн General Motors, один из крупнейших автопроизводителей в мире, символ консервативной Америки с традиционными мужчинами в строгих костюмах и их женами-домохозяйками, возглавит женщина. В новую должность Мэри Барра вступит 15 января, когда ее предшественник Дэн Акерсон покинет свой пост, чтобы уделять больше времени больной жене.

Это исторический момент для мирового автопрома. Отрасль традиционно считается мужской и рулят в ней мужчины — женщинам отводят роли пресс-секретарей, маркетологов или (в лучшем случае) допускают наследниц автоимперий в советы директоров. Стоило GM объявить об этом назначении, как форумы наполнились самыми разносторонними мнениями, начиная от «Это последний гвоздь в гроб американского автопрома», до «Пожалуй, пора прикупить пакет их акций». К слову, ценные бумаги GM на новости об этом назначении потеряли полпроцента.

Так кто же такая Мэри Барра и как ей удалось прорваться на вершину мирового автопрома?.

Американская дочь
Мэри Тереза Макела (в замужестве Барра) — женщина с образцово-показательной для мужского мира биографией. Она родилась в городе Уотерфорд, расположенном в нескольких десятках километров к северо-западу от Детройта. Далекий 1961 год, когда на свет появилась маленькая Мэри, был рассветом американской автомобильной индустрии. Японские и европейские автоконцерны только начали восставать из руин Второй мировой войны, зато в США вернувшиеся на родину солдаты и их подрастающие дети обеспечивали постоянно растущий спрос на главный символ американской мечты — автомобиль.

Не удивительно, что и отец Мэри трудился на автомобильном заводе Pontiac — он был мастером штамповочного оборудования и, словно герой Клинта Иствуда из оскароносного фильма "Гран Торино", отдал автоиндустрии 39 лет.

Трудно сказать, какой была роль главы семейства Макела в выборе профессии для дочери, но Мэри продолжала семейную традицию, поступив в Кеттерингский университет — дочернее учебное заведение General Motors. Уже в 18 лет ее пригласили стажером в GM. С тех пор карьера миссис Барра неразрывно связана с этим американским гигантом.

Инженер не на сотню рублей
Американские эксперты отмечают, что Мэри Барра — первый инженер в руководстве GM за последние 20 лет. Действительно, все прошлые годы корпорацией управляли финансисты. Барра не только получила образование специалиста по автомобильной электронике, но позже защитила в Степфорде степень MBA.

Как и ее отец, миссис Барра поработала на заводах GM, но только не штамповщиком, а директором. Она действительно разбирается в производстве, занималась проблемами качества, унификации, закупок комплектующих. Наконец, Мэри Барра приложила свои таланты и к разработке новых машин.

В то же время, сейчас в американской автоиндустрии царят управленцы, не только не имеющие производственного и конструкторского опыта, но, порой, и вовсе пришедшие из других областей бизнеса. Многие эксперты уже подметили, что в отличие от американского автопрома, пребывающего сейчас в перманентном кризисе, во главе японских и немецких компаний стоят инженеры — быть может это одна из причин их успеха?

Легендарный автомобильный руководитель Ли Яккока, возглавлявший Ford и Chrysler в те годы, когда Мэри Барра только начинала свою карьеру, в своем бестселлере «Карьера менеджера» рассуждал, что автомобильный бизнес — это противоборство фантазеров-инженеров и финансистов-крохоборов. Новая руководительница GM, по мнению многих, должна объединить два этих лагеря.

У Мэри Барра уже есть признанные заслуги. Последние два года она была вице-президентом General Motors, отвечавшим за новые разработки. Именно из-под ее крыла появились новый Chevrolet Corvette Stingray, Cadillac CTS и GMC Sierra — машины, тепло принятые и автомобильной прессой, и покупателями. Теперь в руках 52-летней главы крупнейшего американского автоконцерна, жены и матери двоих детей будет гораздо больше возможностей. Посмотрим, сможет ли она в самом деле изменить автомобильную индустрию раз и навсегда.

С "General Motors" Барра была в той или иной степени связана почти всю свою жизнь. Выросла Мэри в пригороде Детройта (Detroit); отец её 39 лет проработал слесарем-инструментальщиком в "Pontiac". Первой машиной Мэри стал довольно удобный и практичный "Chevy Chevette". Образование Мэри получала в стенах института "General Motors" – ныне известного, как Университет Кеттеринга (Kettering University); по условиям заключенного контракта, компания оплачивала девушке обучение, а та взамен отдавала половину каждого года работе на компанию. В 18 лет Барра устроилась на завод "Pontiac"; в процессе инспекции на этом заводе Мэри впервые заметила следы тех самых проблем, которые в 2009-м приведут "General Motors" к банкротству.

В 1985-м Мэри окончила университет с дипломом инженера-электромеханика и вышла замуж за инженера-консультанта Тони Барра (Tony Barra). Работать Мэри отправилась на завод "Pontiac Fiero"; довольно быстро она смогла привлечь к себе внимание руководившего на тот момент заводом Тима Ли (Tim Lee). Ли почти сразу понял, насколько большое будущее открывается перед целеустремленной и энергичной девушкой. Вскоре Мэри выиграла специальную стипендию компании и отправилась изучать хитрости делового управления в Стэнфордскую школу бизнесаа (Stanford Business School); к моменту окончания обучения Барра была одной из 10% лучших студентов.

После Стэнфорда Мэри стала руководителем отдела производственного планирования; там она познакомилась с другим талантливым молодым дарованием, Марком Реуссом (Mark Reuss). Вместе они запустили новое – и, как оказалось, последнее – поколение "Cadillac De Ville".

В 1996-м Мэри на три года стала помощником генерального директора компании Джека Смита (Jack Smith) и вице-президента Гарри Пирса (Harry Pearce). По совету своих руководителей Барра некоторое время изучала внутренние коммуникации фирмы; в процессе ей пришлось разобраться с одной крайне неприятной забастовкой.

В 2003-м Мэри отправили на завод "Detroit-Hamtramck"; компанию эту долгое время не могли как следует автоматизировать. Под новым руководством завод зажил по-новому – Барра сумела существенно поднять уровень качества выпускаемой продукции, сделать рабочий процесс более безопасным и выпустить две новых марки автомобилей.

В 2009-м генеральный директор компании Фриц Хендерсон (Fritz Henderson) перевел Барра из промышленного отдела в отдел кадров; со стороны это решение казалось не вполне удачным, однако компания только-только заявила о банкротстве и чрезвычайно сильно нуждалась в притоке новых сил.

В январе 2011-го новый председатель и генеральный директор компании Дэн Акерсон (Dan Akerson) объявил, что Барра станет новым вице-президентом группы глобального развития продукта. Ход этот пришелся по вкусу отнюдь не всем – многие считали, что именно в данной области у Мэри опыта не достает; дальнейшие события, однако, показали, что противники ее ошибались. Мэри стала одним из ключевых исполнителей нового проекта Акерсона; сейчас в ведении её находится более 29000 сотрудников на пяти континентах и бюджет в 15 миллиардов долларов. Под руководством Барра старая – и изжившая себя – система производства была заменена новой, более эффективной. За первый год работы Мэри столкнулась с большим количеством разного рода трудностей; со всеми ними Барра, однако, справляется просто блестяще.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мэри Барра

Генеральный директор General Motors

В 1985 году, получив диплом электроинженера, Мэри заняла должность инспектора по качеству в General Motors и со временем прошла программу MBA в Стэнфордском университете за счет компании. Позже она возглавила сборочный завод «Детройт-Хамтрамк», и за время ее руководства предприятие вдвое улучшило показатели.

После кризиса компании в 2009 году Мэри стала директором по HR, а в 2013 году возглавила General Motors. Ей удалось справится с масштабным скандалом: из-за неисправности автомобилей погибли более 100 человек. С 2016 года она также возглавляет совет директоров. Годовое вознаграждение Мэри составляет несколько десятков тысяч долларов.

Сьюзен Войжитски

Глава Youtube

Джинни Рометти

Генеральный директор IBM

Когда Джинни предложили первую высокую должность, она сомневалась, что женщина может это потянуть. Обсудив это с мужем, она поняла, что нужно хорошо выполнять свою роль, а кто ты - женщина или мужчина, - совсем не важно. Она согласилась на должность и больше не боялась брать на себя ответственность.

Расскажите вашу вдохновляющую историю из жизни. Возможно, вы поможете кому-то преодолеть страх и завоевать этот мир!

За 33 года работы в General Motors Мэри Барра прошла все ступени карьерной лестницы. В 18 лет, чтобы оплатить обучение в колледже, она начала работать на заводе компании в Понтиаке (штат Мичиган), затем прошла обучение в корпоративном институте GM (сейчас - Университет Кеттеринг) и стала инженером. Позже Барра получила степень MBA в Стэнфорде и занимала в GM уже менеджерские должности.

В последние годы в GM происходили драматические события. В июле 2009 года компания объявила и пережила , в обмен на финансовую помощь перешла под контроль правительства США и была реорганизована.

В обновленной компании Барра стала директором по HR, а после того как GM в конце 2010-го успешно провела IPO, ее назначили исполнительным вице-президентом по новым разработкам. Уже тогда многие увидели в этом вызов: впервые такой пост заняла женщина, к тому же электротехник, а не инженер-автомобилестроитель.

Ее назначение гендиректором 10 декабря 2013-го (в тот день правительство США полностью вышло из капитала GM) стало настоящей - впервые во главе одной из крупнейших автомобилестроительных компаний мира оказалась женщина. В интервью Forbes Барра говорила , что ее работе никогда не мешало то, что она «автомобильная девушка», а не парень, поскольку «здесь главное - честный результат».

В рейтинге самых влиятельных женщин Forbes 51-летняя Мэри Барра занимает 35-е место. Она замужем, мать двоих детей. Что отличает ее от других? Ниже - принципы, которыми руководствуется Барра.

  • [Автомобильный бизнес] - это жесткая среда. Здесь становишься тверже.
  • Я люблю машины, которые едут быстро.
  • Сегодня у нас прекрасное портфолио авто и грузовиков и самые сильные финансовые показатели за всю историю компании. Мне выпала честь возглавить самую лучшую команду в отрасли, чтобы наращивать обороты на полной скорости.
  • Чтобы принимать правильные решения, нужно хорошо понимать покупателя. А покупатели принимают решения рационально. …И в Индии водят машину совсем не так, как в США.
  • GM должна производить великолепные авто, грузовики, кроссоверы, а моя задача - сделать так, чтобы вы могли их производить.
  • И не говорите мне, что вашу домашнюю работу сжевала собака. Покупателя это не интересует.
  • Моя работа заключается в том, чтобы мы шли в ногу с развитием технологий и предоставляли покупателям выбор. Я хочу, чтобы у них был выбор. Существует связь между тем, как покупатель выбирает машину, и тем, что ему нравится. И если наша компания сможет создать правильную технологию, позволяющую делать экономичные автомобили и при этом иметь широкую линейку машин разных размеров и предназначений, это и будет наш путь к победе.
  • Бывает, что после тяжелого рабочего дня ты садишься в свою машину, и тебе от этого должно быть приятно, и тогда ты скажешь: ну теперь мы с тобой едем домой.
  • Сегодня мы должны оснастить автомобиль такой технологией, чтобы он был совместим с телефоном, которого даже еще не существовало, когда начали разрабатывать автомобиль.
  • Делать машины - командный спорт. Я возглавляю команду, которая должна стать победителем во всем мире.
  • По сравнению с 1980-ми, когда я начинала, сейчас в компании больше женщин, и они работают на более высоких позициях. Но что касается моей карьеры, я никогда не считаю проценты [женщин], я хочу, чтобы ценили мой личный вклад, мою работу.
  • [Когда я была директором по HR] я должна была стимулировать людей к тому, чтобы они брали на себя ответственность, а не прятались за должностными инструкциями.
  • Если я могу доверить вам корпоративную машину и дать возможность распоряжаться миллионами долларов, то почему я не могу доверять вам в том, что касается одежды? (об отмене дресс-кода в годы работы директором по HR )
  • Наш секрет успеха - отличные продукты.