Откуда пошла традиция выпускать птиц на благовещение. Выпущенные на благовещение птицы, как правило, погибают

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью

Аисты - символ праздника
Тип народно-православный
иначе Благовещенье, Зимобор, Заклинание Весны, Праздник большого дня,
также Благовещение Пресвятой Богородицы (христ.)
Значение Третья встреча весны, весеннее равноденствие
Отмечается восточными славянами
Дата 25 марта (7 апреля)
Празднование весенние заклички, весенние игры, первые хороводы, качание на качелях
Традиции запрет на все виды работ, пекут благовещенские просфоры и печеньем в форме жаворонков, обычай выпускать птиц на волю из клеток
Связан с весенним равноденствием

(Благовещенье ) - день народного календаря славян, выпадающий на 25 марта (7 апреля) . Последний позимний-предвесенний праздник. На Благовещенье «весна зиму поборола», в третий и в последний раз закликается весна. «Самый большой у бога праздник».

Другие названия дня

Зимобор, «Гуканьне Вясны» (белорус.), Заклинание Весны, Третья встреча весны, Весна, «Свята вясны» (белорус.), Праздник большого дня, Благовещенье, «Дабравешчанне» (белорус.).

В церковном календаре

Селяне верили, что на Благовещенье открывается небо. В это время можно выпросить себе от Бога славу. «А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым». Поэтому в вечер на Благовещенье люди выходили на улицу, смотрели на небо, в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!».

«При начале весны, особенно 25-го марта - в день благой вести о воплощении «праведного солнца» Христа - и на праздник его Светлого Воскресения , существует обычай выпускать птиц на волю из клеток» .

Поговорки и приметы

Самый большой у бога праздник. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год. На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучат. Покров не лето, Благовещенье не зима. Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит (Тамбовская губ.). На Благовещенье птица гнезда не вьёт (не завивает), а завьёт, так делается на всё лето пешею. Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье. Девка косы не заплетает. На санях либо неделю не доедешь до Благовещенья, либо неделю переедешь (или: не доездишь, переездишь). Благовещенье - птиц на волю отпущенье. Благовещенье - начало весны, время появления древней громовницы. На Благовещенье черногуз прилетает и медведь встаёт. Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит. В этот день ласточка вылетает из вирия и, поспешая в здешний мир, несёт с собою тепло. На Благовещенье прилетают птицы из вирия и приносят с собою ключи от неба. В Белоруссии известно поверье о том, что на Благовещение обязательно прилетает с юга аист . Благовещенскую капусту мороз не бьёт (т. е. из семян, собранных будто бы на Благовещенье, из кочня). «На Рыгора зіма ідзе ў мора» - с этого дня «зима идёт в моря», «идут реки в моря» (белорус.). Тринадцатый час свету - вода подо льдом не стоит. Благовещение прошло, гляди - гром будет греметь. С Благовещенья осталось сорок морозов (сорок утренников). Кто не чтит Благовещенья, с огнём за работой сидит, - убьёт у того в это лето молоньей близкого-родного. «На Благовіщення весна остаточно зиму переборола» (укр.). «Все живе оживає. В цей день у ліс ходити не можна, все живе вилазить з нори» (укр.). «На Дабравешчанне няможна нiчога з лесу прыносiць, бо ў хаце завядуцца гадзiны i чарвякi» (белорус.). «Да Благавешчання няможна чапаць маткi-зямлi, бо яна можа прагневацца да й не зарадзiць» (белорус.). С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло). На Благовещенье под дымом не сидят (перебираются спать в сени и клети). Не дуй на Благовещенье огня - не будет головня (пожара). Благовещенская просвирка в сусеке (хлеба будет больше).

Каково Благовещенье, такова и светлая неделя . «Якое надвор"е на Вялікдзень , такім яму быць і на Благавешчанне» (белорус.).

Весна до Благовещенья - много морозов впереди. Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет ещё на Егорья в поле. На Благовещенье дождь - родится рожь. Мокрое Благовещенье - грибное лето. На Благовещенье мороз - урожай на грузди. На Благовещенье гроза - к тёплому лету; к урожаю орехов. Вёдро (сухо) в Благовещенье - к пожарам. Селяне верили, что начиная с этого дня приходил рабочий год, который принесёт хороший урожай и счастье в дом (белорус.). На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в

В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

[Пушкин 1906, с. 44]


Благовещение. Зайцев Николай Егорович

Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах - на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье - птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977).

«В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. - Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].

Чиж — Spinus spinus

Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г. писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю,
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А.С.Пушкин. 1823г.)

Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977). В Санкт-Петербурге приходился на Пасху.

Чижик — Spinus spinus

Чиж — Spinus spinus

В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее: «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России.

В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. …Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» (А. В. Терещенко 1848, часть 6, стр. 97-98).

У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.

«Уж ты, ластовка, ты косатая,
Ай лели-лели, ты косатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай лели…»

Вот ещё одна из песенок, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки — чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята — молодцы,
Воры — воробьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички… и т. д.»
(А.А. Коринфский 1901 г., стр. 195-196).

Украинский этнограф Пётр Васильевич Иванов (1837 – 1931 г.г.) писал в 1907 году о том, что украинцы, живущие в Купянске в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». (П. В. Иванов 1907г., стр. 84).

Обычай освобождения птиц из клеток известен всем восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. Старое народное объяснение этого обычая гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил.

В Грузии был древний обычай выпускать птиц-посланников на волю. В начале XIX века, жившая в Москве грузинская княгиня купила на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте привет от меня – это пример модернизованного понимания древнего обычая.

В чём древний смысл обычая отпускать весной птиц на волю?

Чечётка — Acanthis flammea — Redpoll

Все древние обычаи известны не только одному народу, а многим или, во всяком случае, нескольким народам мира. В памяти одних народов обычаи сохранились лучше, у других — хуже, у одних народов сохранились древнейшие объяснения обычая, у других - более новые.

Обычай отпускать птиц весной известен анатолийским туркам. В 1906 году Русский ученый востоковед, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956), посвятивший многие годы изучению истории Турции. От уроженца Сиваского вилайета он записал в Стамбуле: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, то есть в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая: Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).

А вслед улетающим куропаткам турки кричат: «Не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» (В. А. Гордлевский 1910 г., стр. 177-178). Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу, как на вестника и посланца к Богу.

Путешественник, исследователь Северного полюса, Ямала и севера Тюменской губернии Кушелевский Юрий Иванович (1825-1880) в «Путевых записках» 1868 года писал о том, что ненцы (самоеды) считают, что птицы летят к доброму и высшему богу Нуму, сотворившему мир. (Ю. И. Кушелевский 1868 г., стр. 116). У своих жилищ якуты ставят длинный кол, на вершине которого укрепляют деревянные фигуры летящей птицы: вороны, орла, чайки, или По старинным верованьям якутов, вид птицы принимает богиня Эехсит, она «посредник между божеством и человеком». Богиня принимает просьбы людей, относит Богу и приносит им божеские повеления». («Описание якутов», 1822 г., стр. 211-212).

В древности у монгольских народов было обычай выпускать на волю диких зверей, заклеймив их. Первый бурятский учёный, востоковед, Доржи Банзаров (1822-1855г.г.) упоминает о том, что иранский придворный историк Мирхонд (1433 -1498 г.г.) записал, что Чингисхан после охоты-облавы приказывал клеймить и выпускать зверей. (Д. Банзаров 1891, стр. 93,). Этнографы и исследователи Клеменц Д. А. и Хангалов М. Н. в 1910 году писали о том, что бурят-монголы, в старину, тоже клеймили и отпускали на свободу зверей. (1910, стр. 150).

Коноплянка — Acanthis cannabina — Linnet

Московка — Parus ater — Coal Tit

Наложение клейма на пойманного зверя свидетельствует, что выпускаемый зверь был посланцем, ходатаем перед демонами за человека, освободившего их.
Древний русский обычай совершенно не связан с занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек. В старой Москве, в Охотном ряду, на Птичьем рынке продавали лесных певчих птичек в качестве певчих комнатных птиц. Обычай держать в доме, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространён у русских, как бытовая традиция, именно, это способствовало сохранению древнерусского обычая. У анатолийских турок бытовая обстановка обычая выпускать птиц на волю, схожа с русским обычаем, но всё же несёт другую смысловую нагрузку.

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут ». Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита ) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».

Выпускать птиц на волю

Д. К. Зеленин

Увековеченный А. С. Пушкиным русский народный
обычай выпускать весною на волю птиц


Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М., "Индрик", 2004, с. 237-242.

В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

[Пушкин 1906, с. 44]


Обычай, о котором говорит здесь Пушкин, сохранялся у русских до XX столетия; он связан был с весенними праздниками - в одних местах с Пасхой, в других местах - с праздником Благовещенья 25 марта старого стиля. Шире был распространен второй срок - Благовещенье, и например, В. И. Даль знал только один этот срок: «Благовещенье- птиц на волю отпущенье» [Даль 1862, с. 977]. Но близ Петербурга (Ленинграда) обычай падал на Пасху. А. И. Терещенко в 1848 г. писал о нем следующее: «В Петербурге сохранился умили-

238
тельный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. - Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].

Наиболее полное описание интересующего нас русского обычая дал А. А. Коринфский: «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и но селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички...
и т. д.»
[Коринфский 1901, с. 195-196].


239
Об украинцах в районе Купянска П. В. Иванов в 1907 г. писал: в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи» [Иванов 1907, с. 84].

Рассматриваемый обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях. Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и Т. Г. Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц [Шевченко 1861, с. 14; Зеденин 1916, с. 3-4,286].

Для выяснения более древнего смысла обычая необходимо привлечение сравнительного материала. Все древние обычаи известны не одному только народу, а многим, во всяком случае нескольким народам мира. У одних народов они сохранились лучше, у других хуже, у одних сохранились древнейшие объяснения обычая, у других - более новые.

Интересующий нас русский обычай известен также анатолийским туркам. Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. - Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:


Азатбузат,
дженнети г
ö зет!
(Вот ты свободна, так сторожи рай).


А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» [Гордлевский 1910, с. 177-178]. Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу как на вестника, на посланца к Богу.

240
Только одни птицы летают к Нуму, т. е. к тому доброму и высшему богу, который сотворил мир, - так говорили ненцы (самоеды) Ю. И. Кушелевскому [Кушелевский 1868, с. 116] в объяснение того, почему у ненецких жилищ были укреплены на вершине длинного кола деревянные фигуры летящей птицы. По старинным верованьям якутов, вид ворона, орла и других птиц и животных (жеребца) прини- мала на себя Эехсит, которую якуты считали за «посредника между божеством и человеком, т. е. принимателя их просьб и относителя к Богу, и приносителя к ним повелений божеских» [Описание якутов 1822,с.211-212].

В древности у монгольских народов было обыкновение выпускать на волю диких зверей, наложив на них свои клейма. Иранский историк Мирхонд сообщает, что так делал Чингисхан после охоты-облавы [Банзаров 1891, с. 93, прим.]. Есть предания, что также поступали встарь и бурят-монголы [Клеменц, Хангалов 1910, с. 150]. Наложение клейм свидетельствует, что в выпускаемых зверях видели каких-то своеобразных посланцев: клейменые звери мыслились, очевидно, посредниками и ходатаями перед опасными демонами за освободившего их человека.

По-видимому, подобных же посланцев видели в выпускаемых на волю птичках также и грузины. Во всяком случае об одной грузинской княгине, жившей в начале XIX в. в Москве, рассказывали, что она купила в Москве на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте там моим соотечественникам привет от меня. Здесь, конечно, понимание древнего обычая очень модернизовано, но развилось оно на древней основе.

У удмуртов в районе города Мамадыша существовал прежде праздник лебедей - мерен васечком (буквально: великое общественное богослужение). Праздник совершался летом, в июле, и сопровождался жертвоприношением многочисленных домашних животных, которые подбирались парами, т. е. самец и самка. К этому празднику еще в начале весны удмурты покупали пару лебедей, самца и самку, которых жрец должен был кормить и приучать к людям. Во время праздника эти лебеди ходили среди собравшихся удмуртов и клевали насыпанные для них зерна. По поведению лебедей гадали об урожае. После праздника на шею лебедям привязывали шелковым шнурком по одному серебряному рублю, кланялись им и отвозили километров за 30 на реку Вятку, где выпускали на волю. В объяснение этого обычая удмурты рассказывали


241
легенду: давным-давно, во время обычного жертвоприношения в лесу у села Нырьи, прилетел на двух лебедях главный бог Солтан, обещал верующим разные блага на земле и скрылся [Афанасьев 1881, с. 281. Ср. Островский 1873, с. 38]. И эта легенда, и привязываемые на шеи выпускаемых лебедей серебряные рубли заставляют предполагать, что в выпускаемых лебедях удмурты видели своих посланцев к тому богу Солтану, который некогда прилетал к удмуртам на паре лебедей. Правда, в этих серебряных рублях сами удмурты усматривали подражание тем серебряным бляхам, которые видели на шеях лебедей, привезших к селу Нырье Солтана, но это явно новое толкование.

Идея о живых посредниках между людьми и божеством - сравнительно новая идея, которая и могла развиться только уже с появлением у людей имущественных отношений феодального типа. Появление и развитие этой идеи довольно прозрачно выражено в истории культа так называемых изыхов у многих народов Сибири. Культ изыхов восходит к тотемизму, но только как отдаленная реминисценция; эту отдаленную связь культа изыхов с тотемизмом мы пытались вос- создать в другой своей работе [Зеленин 1936, с. 288 и сл., 333; гл. 5 «Скотоводческие онгоны и изыхи»]. Изых - это посвященное божеству домашнее животное; главные отличительные его особенности - неприкосновенность и свобода. Иранский историк XIII в. Рашид-ад-Дин называет изыха «онгоном», т. е. демоном, и отмечает его независимость. Выпуск животного на волю - одно из проявлений этой неприкосновенности. Изыха запрещалось убивать, ударять, как бы то ни было использовать его силу, его шерсть, рога, молоко и т. д.

Культ изыхов возник на основе развитого скотоводства. Как общее правило, изых неприкосновенен для женщин, которые не имели права прикасаться даже к поводу изыха: очевидно, культ изыхов развился в эпоху патриархального рода. Правда, встречались также и специально женские изыхи, но они возникли позднее по образцу мужских изыхов и в параллель им. На сравнительно очень позднем этапе развития культа изыха возникло представление об изыхе как о посреднике между людьми и демоном. В этом представлении отразились новые имущественные отношения, когда бедняки получали от богатых владельцев стад скотину во временное пользование на определенных условиях. Изых - это домашнее животное, которое принадлежит демону, но человек кормит его у себя; в таком изыхе человек имеет ближайшего посредника в своих отношениях к демону и на этой почве человек становится более близким к мощному демону.

242
Изыхов - домашних животных не всегда выпускали на волю, так как во многих случаях это повело бы только к голодной смерти животного, особенно зимой. Но когда в роли изыхов появились дикие птицы и звери, то для них выпуск на волю оказался обязательным и важнейшим признаком. Известную роль тут сыграли реминисценции тотемизма, а также фольклорные сказания о благодарных зверях, когда герой сказки освобождает оказавшегося в беде зверя или птицу, и те потом ему помогают. Эти фольклорные сказания, безусловно, тотемистического происхождения. У тотемистов вообще обычны случаи, когда они выпускали на волю пойманного чужеродцем тотема. Г. Н. Потанин приводит такой случай из жизни казахов [Потанин 1881, с.4]. Но возводить непосредственно к тотемизму рассматриваемый нами русский обычай мы никак не можем: тотемизму совершенно чуждо представление о посредниках между людьми и демонами, там тотем сам представляется своеобразным демоном.

Бытовая обстановка русского обычая также не имеет ничего общего с пережитками тотемизма. Русский обычай совершенно не связан с древним занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек, которых профессионалы ловили и продавали в качестве певчих комнатных птиц. Целые рынки для продажи таких певчих птичек в старой Москве (в Охотном ряду) и других русских городах свидетельствуют, что обычай держать в жилье, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространен у русских. Эта именно бытовая обстановка и способствовала сохранению русского обычая; у анатолийских турок бытовая обстановка столь близкого к русскому обычаю была совсем иною.

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается уже в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Из старого русского языка это слово проникло к якутам, где переводится: рай [Ионов 1914, с. 349]. Здесь находит себе объяснение турецкое поручение выпускаемой куропатке: «сторожи рай».

07.04.2014 10:56

Подписаться на статьи

Сегодня, 7 апреля, православные и греко-католики празднуют один из 12 основных праздников церковного календаря – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Сегодня, 7 апреля, православные и греко-католики празднуют один из 12 основных праздников церковного календаря - Благовещение Пресвятой Богородицы.

Благовещение Пресвятой Богородицы - евангельское событие и посвященный ему христианский праздник в чести возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Само слово «Благовещение» обозначает «доброе известие».

Согласно церковным преданиям, Благовещение в Восточной Церкви начали праздновать с конца IV- начала V века.

Несмотря на то, что праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпадает на Великий пост, в этот день он всегда ослаблялся, даже если день выпадал на Страстную пятницу.

В этот праздник люди святили в церквях просвиры и семена для будущего посева, поскольку, по верованию, сегодня сам Бог благословляет землю и все, что на ней растет. Также именно в этот день заканчивался период, когда нельзя было работать на земле: верующие знают, что от Введения до Благовещения надо дать земле отдохнуть и после этого дня можно начинать работы в поле, все будет хорошо расти.

Зачем сегодня выпускают голубей?

На Руси существовал обычай выпускать в Благовещение голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья — одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию:

«С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по сёлам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла. В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся».

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники, пишет «