Почему люди часто делают селфи. Зачем люди делают селфи? Последствия чрезмерной увлеченности селфи

Хорошая фотография радует глаз и, поистине, является настоящим искусством. Фотограф выбирает ракурс, композицию, делает целый ряд снимков с разными настройками, чтобы выбрать один-единственный гениальный снимок. Такие фотографии ценятся и являются редкостью.

Современный виртуальный мир перенасыщен фотоснимками другого рода, на которых человек фотографирует себя. Это современное явление называется селфи.

Селфи: что это?

Селфи – термин, который описывает процесс фотографирования самого себя, чтобы затем выложить эти снимки в соцсетях. Сделать селфи можно вытянув руку с фотоаппаратом, сфотографировав себя в зеркальном отражении или с помощью специальных устройств для селфи, напоминающих длинные трубки.

Увлечение селфи захватило молодежь сравнительно недавно и превратилось в настоящий бум. В поисках особенного ракурса молодые люди проводят большое количество времени. Селфи превратилось в необъявленное соревнование в интернете: лучше, выше, интереснее, оригинальнее. В попытке удивить окружающих юноши и девушки часто переступают грани приличия и безопасности. Селфи часто варьируются от откровенно неприличных до абсолютно экстремальных фото.

Фанаты селфи могут тратить часы, чтобы выбрать именно тот ракурс, который, как им кажется, дает им возможность выглядеть в наиболее выгодном свете. Выбор позы занимает массу времени. Любители селфи могут делать более 200 снимков за одну сессию и не быть удовлетворенными результатом, а могут быть настолько влюблены в каждый поворот своей головы, что в самолюбование превращается и процесс фотографирования, и процесс просмотра фотографий.

Чем опасно увлечение селфи?

Давайте представим сам процесс селфи.

  • Ситуация 1 . Молодая девушка проводит селфи. В вытянутой руке — мобильный телефон. Меняется одежда, выражение лица позы, повороты, ракурс. Через несколько дней в квартире просто не остается места, где не было бы сделано фотографий. Потребность в снимках остается, и в ход идут самые неожиданные места: ванная, туалет, шкаф. Стоит ли говорить о вариантах одежды, прически, косметики. Увлечение селфи подталкивает к неожиданным поступкам, включая обнажение тела.
  • Ситуация 2 . Молодой человек пытается привлечь к себе внимание путем селфи. Он понимает, что обычный ракурс не привлечет к нему внимания и поиски фона приводят к экстремальным поступкам таким как, фото на большой высоте, в падении, на скорости, вблизи диких животных и т.д.

Варианты выбора сюжетов для фотографии разные но цель этих фото одна – привлечь к себе внимание.

Совсем недавно глобальная сеть была ошеломлена потрясающей новостью : британский ученый Дэвид Вил определил увлечение селфи в группу психических расстройств, определив две причины такого увлечения:

  1. Самолюбование;
  2. Крайняя неуверенность в себе.

Психиатрические ассоциации европейских стран также признают чрезмерное увлечение селфи расстройством психики. В официальной литературе селфи описывается, как желание человека постоянно фотографировать себя и предавать эти фото огласке – публиковать в соцсетях. Человек не может удержаться от этого желания, поэтому постоянно делает и публикует до 6-10 снимков ежедневно.

При этом психиатры выделяют несколько стадий этого расстройства:

  • Первая стадия – пограничная, проявляющаяся в фотосъемке самого себя не менее трех раз в день без постоянного стремления публикации снимков сети Интернет.
  • Вторая стадия – острая, характеризующаяся несколькими автофотосессиями в день с публикацией их в соцсетях.
  • Третья стадия – хроническая, отличительной чертой которой является неконтролируемое желание делать фотоснимки самого себя и публиковать их в интернете.

Интересен факт того, что людям становится не важен процесс жизни и впечатления от неё. На первый план выходят вторичные впечатления от фотографий, которые чаще всего пересиливают первичные.

Желание постоянно фотографировать себя может стать причиной нарциссизма – психического расстройства, характеризующегося постоянным самолюбованием. Молодые люди не контролируют свои желания любоваться собой, рассматривая свои части тела в различных позах и ракурсах. Самовлюбленность переходит внутренние границы и начинает требовать от окружающих восхищения своей внешностью, для чего происходит постоянная публикация снимков в соцсетях.

Однако конкуренция снимков в сети довольно велика. Нарциссу требуется постоянное обновление фотографий, чтобы удерживать внимание к себе. Причем учитывается как количество этих снимков, так и их оригинальность.

Нарциссизм подпитывается постоянным вниманием, которое выражается в оценках, лайках, комментариях в соцсетях. Чем больше положительных оценок, тем больше тешится самолюбие «селфи-нарцисса».

Но если внимание и самолюбование начинает определяться числовыми показателями, то появляется потребность в постоянном увеличении этих цифр. Однако рост числа просмотров и лайков не может быть бесконечным, а, значит, самолюбие будет страдать от неудовлетворения и отсутствия признания со стороны окружающих.

Селфи-нарциссизм характеризуется неконтролируемым желанием привлечь к себе внимание, в стремлении к положительным оценкам и восхищении собой со стороны окружающих.

Селфи-дисморфофобия

Это принципиально противоположное нарциссизму состояние. Человек с дисморфофобией крайне недоволен своей внешностью и прикладывает массу усилий, чтобы получить идеальный снимок, другими словами, увидеть на снимке идеального себя. При этом девушка и юноша недовольны своей фигурой, лицом, волосами.

Дисморфофобия характеризуется чрезмерной озабоченностью человека недостатками своей внешности. Это могут быть как отдельные недостатки: длинный нос, маленькие глаза, большие уши и т.д., так целый ряд особенностей. При этом человек ищет тот ракурс или позу, при которых недостатки не видны или неочевидны. Другими словами, человек на протяжении нескольких часов в день думает о своих недостатках. Такая озабоченность является признаком серьезного психического расстройства.

Признаки дисморфофобии:

  • Постоянное изучение своей внешности путем анализа отражения в зеркале или, напротив, стремление избежать зеркал.
  • Озабоченность своим внешним видом.
  • Убежденность в том, что человек имеет особые черты внешности, которые портят или даже уродуют его.
  • Уверенность в том, что окружающие люди негативно относятся к человеку из-за его внешности.
  • Стремление к частому использованию косметических процедур.
  • Избегание «живого» общения.
  • Постоянное сравнение собственной внешности с другими.
  • Маскировка своей внешности под слоем косметики или с помощью одежды.
  • Навязчивое стремление к «улучшению» внешности без видимых результатов.

Если объединить эти признаки с постоянными автофотоснимками, то налицо клиническая картина психического расстройства.

Желание сделать эффектное селфи стало причиной множества несчастных случаев. Современная статистика показывает нам случаи летальных исходов эффектных автопортретов. Есть ли оправдания селфи ценою в жизнь? И почему молодые люди не чувствуют грань опасности при селфи?

У каждого из нас есть знакомые, которые любят фотографировать себя всегда и повсюду: в кафе, на прогулке, за завтраком и даже (классика!) перед зеркалом в общественном туалете. Нередко встреча с ними превращается в бесконечную и бессмысленную фотосессию. Сегодня о селфи и зависимости от него, получившей название «селфизм», возникло немало шуток, забавных и не очень историй. Кроме того, это явление уже стало объектом всевозможных психологических исследований. Попробуем разобраться в том, что же такое селфи, какова его роль в современной культуре, а также как и почему формируется зависимость от него.

Социальные сети и реальность постмодернизма

Социальные сети дают новые возможности для общения на расстоянии. Теперь выражать свои эмоции можно не только с помощью слова, но и с помощью камеры, встроенной в смартфон. Виртуальная реальность по количеству связей превосходит любой круг общения в рамках какой-либо социальной организации, будь то профессиональная или неформальная группа. Наше социальное окружение постепенно переместилось в область виртуальности, где действуют особые законы. В связи с этим происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности. Феномен селфи, который появился и стал распространяться не так давно, также играет определенную роль в этих изменениях. Но почему это происходит именно сейчас? Что привело к этим процессам?

Во-первых, изменилась общественная среда. Трансформировался не только способ взаимоотношений, но увеличилось и количество участников, вовлеченных в процесс общения. Самое главное – поменялся характер социального взаимодействия, а вслед за ним и цель.

Однако современное влияние социальных сетей преобразует не только сферу коммуникаций, но и воздействует на отношения человека с миром, что непосредственно отражается на процессе мышления, в котором эстетическое становится одной из основополагающих ценностей. Восприятие, созерцание и переживание сегодня являются главными факторами, определяющими выбор человека. Такой выбор не требует рефлексии, он очевиден и прост: «Конечно, я выберу платье этого цвета, ведь он мне так идет!». Однако суждения вкуса не всегда подходят в качестве мотива к действию, реальность требует от человека учитывать массу факторов, а это труднее. Реальность состоит из множества жизненных явлений, на большую часть которых мы не можем повлиять, зато можем изменить их восприятие как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Мишель Маффесоли, описывая новую форму ориентации человека в ситуации постмодернизма, вводит понятие эстезис. Эстезис – это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений». Эстетизация как форма взаимодействия с реальностью разворачивается в культуре XX века в ответ на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи, где эстетическое было вытеснено из общественной сферы в угоду прагматизму.

Но термин «эстетизация» встречается и в психоанализе. Это механизм, защищающий сознание от травмирующей его действительности. Этому психическому процессу также обязано и искусство: оно выполняет для нас компенсаторную функцию, достраивая реальность до гармоничного целого, в котором мы способны к безопасному переживанию жизни.
Возможно, столь широкое распространение фотографии как нового вида искусства в XX веке также во многом связано с работой этого защитного механизма, с мучительными поисками этого гармоничного целого, которые раньше были доступны лишь избранным.

Мир через объектив фотокамеры, или искусство видеть

Представители The Byron Company/The Museum of the City of New York.

Искусство фотографии имеет полуторавековую историю, в процессе которой социальный смысл фотографии неоднократно менялся. На заре своего появления фотография была средством копирования действительности. К фотосъемке относились с предельной серьезностью: в первой половине прошлого века перед объективом собиралась вся семья и неподвижно ожидала момента своего «запечатления в истории». Фотография на какое-то время даже потеснила реалистичную живопись, поставив под вопрос ее необходимость.

С развитием техники фотография стала доступна каждому. Каждый может стать фотографом и заниматься профессиональной или любительской фотосъемкой. Семейный фотоальбом - это часть семейной жизни. Человек стал обращать внимание на повседневную жизнь, появился целый жанр бытовой фотографии. Однако семейный фотоальбом - это личная вещь, хранящая историю и память в виде моментов прошлого.

Сегодня фотография используется для быстрой передачи информации, общения и в качестве способа публично заявить о себе. Благодаря социальным сетям фотография из интимно-личного пространства переходит в публичное, доступное всем и каждому.

Формируя «фокус» восприятия мира, фотография изменила и наше отношение к нему. Мы смотрим на вещи и, оформляя их в рамку, фрагментируем реальность. Жизнь как таковая нас уже не интересует, она становится предметом эстетического восприятия, а потому появляется потребность достроить такие границы, в которых объект восприятия будет выглядеть привлекательно. Если раньше это была прерогатива медийных личностей, тех, кто превратил свою жизнь в товар на рынке красоты, то сегодня каждый может позволить себе соответствовать той глянцевой жизни, которую мы раньше могли видеть только на обложках модных журналов.

Потребляя вещь или услугу, будь то путешествие или еда в ресторане, главным критерием выбора является ее эстетическая привлекательность, которую мы фиксируем с помощью камеры, и тут же отправляем в сеть в поисках подтверждения и признания нас и нашего выбора как правильного, где за соответствие нужному образу человек получает «поглаживания» в виде лайков или репостов, что становится основанием для действий.

Селфи – автопортрет, меняющий человека


Винсент Ван Гог «Автопортрет в серой фетровой шляпе III»/© Wikimedia Commons.

Селфи – это искусство, популярный жанр фотографии, такая разновидность автопортрета, который создается при помощи мобильного устройства. Фотографирование себя на расстоянии вытянутой руки.

Вероятно, жанр автопортрета в фотографию пришел из живописи, где был разработан и получил глубокое психологическое и философское обоснование. Но в живописи автопортрет создается художником с целью поиска себя, это попытка воплотить свое Я в произведении искусства.

Винсент Ван Гог, автопортреты которого являются отражением вечно ускользающего Я, пытался схватить и выразить в красках свою неизменную сущность, перенести ее на холст, сохранив для вечной жизни.

Вот что пишет Ван Гог о фотографии:

«...Фотография – это всегда неизменно условные глаза, носы, рты, восковые, гладкие, холодные. В них всегда есть что-то мертвенное. А вот живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может дать никакая машина. Чем больше видишь фотографий, тем яснее это становится».

Конечно, фотография дает меньше возможностей для самовыражения, потому как уже прикована к реальности, но насколько далек от истины великий художник?

Если творчество Ван Гога было, в первую очередь, поиском себя для себя, то современное селфи-творчество можно назвать поиском «себя для других», такого себя, который будет интересен другим. А как стать интересным для других? В культуре потребления ответ один – необходимо приобрести то, что имеет ценность для общества. Если уж и создавать автопортрет, то с тем, что имеет социальную значимость.

Сьюзен Сонтаг говорит о том, что «сфотографировать значит присвоить фотографируемое».

Фотографируя, мы присваиваем объект, делая его виртуальную копию своей собственностью. А благодаря социальным сетям делаем этот факт публичным. Если следовать логике С. Сонтаг, то селфи – это «умножение» себя, присвоение своей виртуальной копии самому себе, попытка запечатлеть себя в каждый момент своей жизни. Возможно, стремление делать селфи обусловлено вытесняемым страхом смерти, а также внутренней тревогой, вызванной потерей идентичности.

Селфи – это не обычная фотография, в которой объект и субъект находятся по разные стороны объектива. Если использовать классификацию Ролана Барта, то можно говорить о том, что в селфи сливаются воедино все три лица, участвующие в процессе съемки – зритель, фотограф и модель, которую фотографируют. В момент, когда человек узнает о том, что оказался в объективе фотографа, он тут же начинает вести себя неестественно, не так, как обычно ведет себя в жизни, он позирует и играет с существующим у себя в сознании образом своего Я. Созерцая фотографию, мы скорее наблюдаем то, как человек хочет выглядеть для нас, но не то, как он выглядит на самом деле.

Социальные сети фундаментально изменили смысл фотографии в современном обществе. Сфера фотографии стала публичной, она напрямую зависит от стереотипов и принятых в обществе стандартов. Мышление современного человека, его взгляд на мир и взаимодействие с ним превратились в поиск идентичности, где в процессе эстетизации действительности он отчуждается от своего Я, срастается со своей маской, виртуальным двойником, что влияет и на его поведение в реальной жизни. Люди создают привлекательный для других виртуальный образ, соответствующий всем стандартам гламурных журналов и красивых кинофильмов, где важным является не только главный герой, но и каждая мелочь, оказавшаяся в кадре. Человек, создающий свое виртуальное Я, старается удивить других, поместив в объектив камеры не только свое лицо, но и другие атрибуты, необходимые для признания в обществе, например, используемые им бренды. В результате происходит фундаментальная переориентация жизненного пространства на исключительно эстетически привлекательные, привлекающие внимание, внешние явления и проявления себя. Это обусловлено поиском объектов, с которыми можно себя идентифицировать. По мере появления на своей странице удачных кадров человек может даже немного успокоиться, а его внутренняя тревога утихнуть, но завтра настанет новый день, а значит, голод идентификации нужно будет снова удовлетворять.

Наряду с новыми возможностями для общения мы получили и новую действительность, в которой нет места некрасивым людям, грязным подъездам и непривлекательной пище. Да, это может свидетельствовать о повышении уровня эстетического восприятия и даже эстетической культуры общества, что впоследствии может отразиться и на реальном преображении жизненного пространства человека, например, города. Однако одновременно с этим эстетическое восприятие действительности может влиять на жизненно важные решения, где приоритетным является то, что привлекательнее выглядит. Человек всегда стремился к прекрасному, однако выбор, совершаемый на уровне переживания, иррационален, красивое может обернуться обманом, а за погоней за привлекательной картинкой может скрываться пустота, свидетельствующая об отчаянии и бессмысленности.

Когда Я идентифицируется через фотографии в социальной сети, происходит качественная трансформация мышления, ведущая к потере идентичности, потому что внешняя форма начинает подменять внутренний смысл. Человек оказывается зависим от селфи, что и приводит к отклонению под названием «селфизм». Ощущая данное противоречие между внешним и внутренним, он начинает искать свое Я, пытаясь идентифицировать себя с чем-либо, но привычка - вторая натура, а значит, способ поиска идентичности происходит снова через внешнее. Очевидно, чтобы выбраться из этого порочного круга, необходим качественный пересмотр нашего поведения и ценностей, на которые мы опираемся.

Фото: музыкант Джордж Харрисон, 1966.

Развитие технологий и появление социальных сетей обеспечило нас очевидным способом повышения самооценки: просто сделай фото себя, выложи на всеобщее обозрение и собирай заветные «сердечки» – лайки. В наших сумочках или карманах всегда лежит смартфон или планшет, который можно достать в любой момент, чтобы сделать удачный кадр.

Однако в некоторых случаях, казалось бы, безобидная забава превращается в навязчивую идею. Стремление сделать оригинальное фото приводит человека в потенциально опасные места, а также мотивирует совершать рискованные поступки.

Так у модного увлечения появилось врачебное название – селфи-зависимость, которую американские психологи признали одним из видов расстройства психики, в России же это проявление относят к аддиктивному поведению.

Как распознать зависимость от селфи, и какие меры предпринять для излечения этой модной болезни, вы узнаете в нашей статье.

Для начала разберемся в сути явления. Мода на фотографии самого себя – селфи, которые также называют в социальных сетях «себяшка» или «самострел», стала трендом в 2013 году и по сей день пользуется большой популярностью у пользователей социальных сетей.

Производители мобильных устройств стали оснащать новые модели фронтальной камерой, чтобы каждый мог сделать автопортрет в любой удобный момент. Кроме того для селфи используют зеркала, а сейчас и специальные моноподы, которые позволяют увеличить угол обзора камеры, путем закрепления смартфона на длинной ручке.

Некоторые виды селфи также приобрели отдельное название:

  • фото вместе с любимым человеком – релфи;
  • фото ног в разной обуви на красивом фоне – шуфиз;
  • если на фото губы сложены трубочкой и вытянуты вперед, его называют дакфейс;
  • кадр-отражение в зеркале лифта – лифтолук;
  • фотография собственных ягодиц – белфи;
  • экстрим-селфи – фото, сделанные во время занятия экстремальными видами спорта или при опасных обстоятельствах.

Почему возникает навязчивое желание делать селфи?


Попробуем разобраться в причинах возникновения этой странной моды. Что подталкивает молодых людей делать множество фотографий самих себя и заполнять ими аккаунты в социальных сетях?

В первую очередь «самофотографированием» увлеклись тинейджеры. Этому есть простое объяснение: в подростковом возрасте происходит становление социального Я. На первое место по важности выдвигается вопрос: «Каким меня видят окружающие (особенно ровесники и друзья)?».

Подростки сомневаются в собственной привлекательности, их самооценка неустойчива, вот почему они постоянно хотят знать мнения социума. Простой и всегда доступный способ получить обратную связь от окружения – сделать селфи и выложить на своей странице в социальной сети.

Однако виртуальное сообщество очень часто дает неадекватную реакцию в виде оскорблений, негативных комментариев или равнодушия. Многие автоматически ставят лайки всем фотографиям в ленте. Таким образом, тинейджеры оказываются дезориентированными и тщетно ищут способы все время получать позитивную реакцию, все сильнее попадая под влияние мнения пользователей социальных сетей.

Если взрослый человек оказался в плену селфи-мании, это может говорить о низкой самооценке, инфантильности, и аналогичном желании получить одобрение социума.

Признаки селфи-зависимости


Наличие большого количества селфи в аккаунте само по себе не говорит о болезни. Исследования показывают, что определить селфи-зависимость можно по следующим признакам:

  • создание не менее трех снимков самого себя в день;
  • постоянное размещение этих фотографий в социальных сетях;
  • отслеживание количества лайков и комментариев.

Еще одним характерным признаком также является трата большого количества времени на создание селфи и придание этому чрезмерно большого значения.

Различают начальную, острую и хроническую стадии развития болезни. На первом этапе человек начинает чаще делать селфи и хранит их на своем телефоне, в острой же стадии он или она постоянно размещает свои автопортреты в социальных сетях и отслеживают реакцию социума. На хронической стадии создание «себяшек» становится навязчивой идеей, причем отсутствие возможности сфотографировать самого себя или запостить фото переносится очень болезненно, может вызывать перемены в настроении и плохое самочувствие.

К чему приводит селфи-мания?


Очевидными последствиями селфи-зависимости становятся нестабильная самооценка и склонность к нарциссизму, а также нерациональный расход времени, которое тратится на создание и постинг фотографий.

Кроме того, селфи-мания может подтолкнуть к рискованным действиям. В погоне за удачным кадром подростки и взрослые люди забывают про реальность и не думают о возможных последствиях.

Увлеченный фотографированием себя, человек может не заметить предупреждающих знаков или забраться на высоту, где любое неловкое движение – потенциальный риск получения травмы. Так, многие получают переломы рук и ног.

Иногда желание получить уникальный кадр может даже привести к летальному исходу. В Америке такой случай произошел с парнем 22-х лет по имени Мэн, который хотел сделать фото с коробкой фейерверка на голове.

В России сейчас также стали происходить несчастные случаи, возникающие на фоне селфи-зависимости.

Как вылечить селфи-зависимость?


Как избавиться от селфи-зависимости

Если вы обнаружили у себя или у вашего знакомого все признаки описанной болезни, мы рекомендуем сразу обращаться к психологу. Квалифицированный специалист поможет разобраться в причинах ее возникновения и даст рекомендации, которые позволят изменить отношение к селфи и забыть о навязчивых мыслях. В особенно тяжелых случаях может быть назначена медикаментозная терапия.

Однако при желании можно попытаться самостоятельно преодолеть развивающуюся зависимость. С этой целью психологи рекомендуют предпринять следующие действия.

  • Завести блокнот и ручку или вести заметки в смартфоне, в которых записывать свои чувства и мысли, особенно в те моменты, когда возникает желание сделать селфи.
  • Взять за привычку планирование своего времени – составлять график дня и план дел. Важно ограничить возможность фотографирования, установив временной лимит и фиксированное количество кадров.
  • В качестве альтернативы виртуальному общению нужно попытаться найти хобби и единомышленников в реальной жизни. Это могут быть танцы, занятия творчеством или спортом, встречи с друзьями, одноклассниками и так далее.

Если ваша реальная жизнь будет достаточно насыщенной и интересной, селфи-зависимости не останется места. Главное, активно проводить свое время, чтобы вам было элементарно некогда взять смартфон в руки.

Мир технически развивается стремительно быстро, и этот факт оставляет свой отпечаток на его жителях. Поскольку двигателями прогресса и инициаторами являются именно люди, отвечать им. С давних времён учёные и гении прошлого искали пути запечатлеть изображение более простыми путями, чем рисование. И это неудивительно, ведь мы всегда ищем лёгкие пути для решения своих задач. Одним из последствий стала «болезнь селфи».

Селфи-зависимость разных слоёв населения Земли

Если смотреть поверхностно на фотографию, то её цель ‒ запечатлеть в определённый промежуток времени область, которую захватывает объектив фотокамеры. Для человека это изображение может послужить ключом для воспоминаний прошлого. А именно они зарождают в людях глубокие чувства грусти и радости, вызывают эмоции, захватывают дух и играют воображением. Что касается развития фотографии в целом для искусства и культуры, то это огромный скачок вперёд для многих областей науки и техники. По фотографии можно найти человека, место, предметы, пропавшие когда-либо. В современном мире фото стало неотъемлемой частью жизни человека. Социальные сети заполнены миллионами фотографий, преимущественно сделанными самостоятельно. Такое явление уже имеет собственное название ‒ селфи. Болезнь 21 века захватила весь мир. Она коснулась не только студентов и подростков, как повествуют газеты и журналы, а и более взрослую категорию людей. Президенты, Папа Римский, знаменитые актрисы и актёры, певицы и певцы ‒ абсолютно всех можно увидеть в социальной сети на селфи.

Больше всего поражает то, что даже со значимым социальным статусом делают селфи. К примеру, автопортрет Барака Обамы на похоронах в весёлом расположении духа вызвал массу разногласий. А фото премьера Российской Федерации Медведева в лифте вообще набрало в «Твиттере» более трёхсот тысяч твитов. В то время как основная масса восторгается столь открытыми поступками со стороны правительства, учёные всерьёз озадачены проблемой 21-го века, уже получившей название «болезнь селфи».

Selfie переводится с английского как «сам» или «себя». Это фотография, сделанная на камеру мобильного телефона, планшета. Изображение имеет характерные черты, например, запечатлено отражение в зеркале. Слово «селфи» стало популярным впервые в начале 2000 года, а потом в 2010 году.

История селфи

Первые селфи были сделаны на фотоаппарат «Кодак Брауни» от фирмы «Кодак». Делали их при помощи штатива, стоящего перед зеркалом, или на расстоянии вытянутой руки. Второй вариант был более сложным. Известно, что одно из первых селфи произведено княжной Романовой в тринадцать лет. Она была первым подростком, сделавшим такое фото для своего друга. Сейчас же «себяшки» делают все, и возникает вопрос: селфи ‒ болезнь или развлечение? Ведь многие из людей ежедневно делают фотографии самих себя и выкладывают их в социальную сеть. Что касается возникновения самого слова «селфи», то оно пришло к нам из Австралии. В 2002 году на канале АВС был впервые употреблён такой термин.

Селфи ‒ простое невинное развлечение?

Желание фотографировать себя в какой-то степени не несёт каких-то неприятных последствий. Это проявление любви к своему внешнему облику, желание нравиться другим, что свойственно практически всем женщинам. Но ежедневные фотографии еды, ног, себя с алкогольными напитками и другие интимные моменты личной жизни, выставленные напоказ обществу - это неконтролируемое поведение, влекущее за собой вовсе не невинные последствия.

Особенно пугает такое поведение со стороны совсем ещё детей от 13 лет. Подростки в социальных сетях как будто вовсе не воспитывались родителями. Самоснимок может быть невинным развлечением только тогда, когда фото делаются редко и не имеют эротического подтекста и других социологических отклонений. Общество, имея свою культуру и духовные ценности, опускается вниз при таком бездумном поведении. Выставляя напоказ свои гениталии, подростки обрекают будущее нашего рода на отсутствие морально-этических норм в социуме.

Селфи ‒ психическая болезнь?

Американские учёные пришли к выводу, что автопортреты с мобильного телефона, которые регулярно выкладывают в социальных сетях, таких как «Фейсбук», «Инстаграм», «ВКонтакте», «Одноклассники», и других менее известных ресурсах, являются привлечением внимания и психическим расстройством. Болезнь селфи распространилась по всему миру и коснулась людей разных возрастных категорий. Люди, находящиеся в постоянном поиске яркой фотографии, понемногу сходят с ума, а некоторые и погибают ради экстремального кадра. Это реальная болезнь ‒ делать селфи ежедневно.

Разновидности селфи

Учёные выделили три степени такого психического расстройства:

  • Эпизодическая: характеризуется наличием не более трех фотографий ежедневно без выкладывания в социальных сетях. Такое расстройство ещё можно контролировать, и оно подлежит лечению силой воли и осознанием своих действий.
  • Острая: в день человек делает более трёх снимков и обязательно делится ими в интернет-ресурсах. Высокая степень расстройства психики ‒ фотографирующий себя не контролирует своих действий.
  • Хроническая: самый сложный случай, абсолютно не контролируемый человеком. Ежедневно производится более десяти фотографий с публикацией в социальных сетях. Человек фотографируется где угодно! Это самое яркое доказательство того, что существует болезнь селфи. Как называется она в медицине? Собственно, именно в честь фото себя её и назвали, хотя здесь не второстепенную роль играют соцсети, которые тоже являются своего рода зависимостью.

Проявление селфи в обществе

В обществе уже существуют десятки поз для фотографирования себя, и теперь у них есть название. Болезнь селфи продолжает распространяться в социуме, несмотря на заявления учёных об опасности и проведение телепередач на эту тему. Вот самые модные селфи-позы 2015 года:


Автопортреты на телефон стали отдельным и дико популярным жанром. Даже Мерил Стрип, не замеченная ранее в самолюбовании, не удержалась и сделала« самострел"с Хиллари ­Клинтон ­после ужина в Госдепартаменте. Да что там Хиллари — у некоторых есть даже селфи с папой римским!

Ученые быстро смекнули: пора всерьез изучить это явление. Группа специалистов под руководством информатика Льва Мановича создала проект SelfieCity и провела исследование. Они выбрали в инстаграме 120 000 фотографий людей из пяти разных стран, а затем пристально рассмотрели каждую, чтобы узнать — а не селфи ли это? Выяснилось много любопытного. Например, что в Москве женщины делают« самострелы» в 5 раз чаще мужчин. А еще, что девушки обычно позируют складывая губы« уточкой» и кокетливо наклоняя голову. Психологи объяснили, почему мы делаем селфи с таким энтузиазмом.

Популярное

Селфи — это способ сообщить миру: «Я есть!» Сегодня человек без странички в социальной сети — невидимка. А если в профайле нет ни единой селфи — это выглядит подозрительным. Не бот ли?

« При помощи автопортретов мы рассказываем окружающим еще и о своих переживаниях», — объясняет семейный психолог Марина Травкова. Скорчить смешную физиономию в музее Дали, изобразить страдание рядом с кондитерской, сделать« мимими» рядом со своим бойфрендом — лучший и кратчайший способ покрасоваться, похвастаться или пожаловаться. Ведь человеку нужна аудитория. Между прочим, нашим мамам, чтобы сообщить последние горячие ­новости, приходилось обзванивать всех подруг, совсем как актрисе из «Ивана Васильевича», которой не терпелось похвастаться, что она улетает в Гагры с Якиным. Нам же достаточно« заинстаграмить» селфи и не торчать в телефонной будке часами.

Хорошо, если… благодаря публикациям ты получаешь эмоциональную разрядку.

Насторожись, если… не умеешь говорить о своих переживаниях людям. Подруге — что рада ее повышению, а коллеге — что обижена, потому что она тебя подвела.

Приятное с полезным

«Самострелы» помогают:

  1. запечатлеть вдохновляющие моменты: на фоне панды в Китае или когда пробежала свои первые пять километров
  2. оценить спортивный прогресс: если ты регулярно трениру­ешься, можешь раз в месяц сравнивать селфи до и после
  3. поблагодарить друга за подарок: например, сфотографироваться в шарфике, который он привез тебе из путешествия

Чтобы получить внимание

Мы живем в мире, который помешан на популярности. И постоянно« продаем» себя: профиль в соцсети — витрина магазина, записи — рекламный текст, а селфи — фото товара. Ярмарка тщеславия работает круглосуточно: важно, как ты оделась, где ужинала, с кем встречалась. Блогерам, которых природа одарила приятной внешностью, гарантирован поток лайков. Вот, собственно, ради чего мы и постим снимки. Лайк или восторженно-бессмысленный коммент под селфи — виртуальное социальное поглаживание. «Таким способом мы получаем подтверждение, что мы хорошие, достойны любви, внимания и уважения», — говорит психолог Елизавета Королева. В ответ на внимание платим той же виртуальной монетой: нажимаем на значок с сердечком под селфи приятелей.

Хорошо, если… ты знаешь и другие способы получить одобрение и поддержку.

Насторожись, если… ради виртуального обожания готова пойти на любые жертвы. Например, делать снимки, стоя на краю пропасти.

Чтобы погасить тревогу

Вообще-то селфи — монолог, разговор с самой собой. Чтобы сделать фото, мы выбираем проверенный ракурс, делаем привычное выражение лица — и готово! Какой там авторский взгляд и творческий поиск. Главное, чтобы глаза выглядели выразительнее, а волосы — пышнее. А ведь обычная фотография — всегда результат взаимодействия фотографа и модели. «Работа профессионала открывает в тебе лучшее или новое. Для селфи мы лишь штампуем единственный образ, в котором нам комфортно. Это и не дает выйти за рамки привычного», — утверждает телес­но-ориентированный психолог Елена Мжельская. Чтобы взглянуть на себя со стороны, надо довериться человеку с камерой. А это весьма тревожно. Вот мы и находим покой, стоя с айфоном напротив зеркала. Выбирая привычный ракурс, мы гарантированно избегаем ироничных комментариев, а значит — и угрозы самооценке.

Хорошо, если… ты маниакально подсчитываешь лайки и чуть что готова бежать в салон красоты исправлять мнимые недостатки.

Насторожись, если… заметила, что знакомые ставят все меньше лайков, а ты думаешь: может, это из-за того, что волосы неаккуратно уложены или тушь размазалась?

Чтобы выпустить пар

Мы, женщины, все немного актрисы, которым необходимы сцена и зрители. Видимо, именно эта внутренняя примадонна и заставляет нас по пять раз на дню постить свои фото. Мы ­получаем удовольствие, демон­стрируя себя, и это естественно. Если не дать актрисе получить овации там, где это безопасно(в инстаграме), есть вероятность, что ее темперамент прорвется наружу и она устроит спектакль. Причем сделает это в самый неподходящий момент и с упоительным трагизмом. Поэтому селфи — ­безобидный способ поддержать свое психологическое здоровье.

хорошо, если… твоя внутренняя примадонна знает меру и не путает при встрече с друзьями вопросы« как дела?» и «почему не ставишь лайки?»

Насторожись, если… складываешь губы« уточкой» уже не только перед камерой айфона. И это милое выражение лица почти превратилось в капризную гримасу.

Чтобы быть искренними

Публикуя селфи, мы сообщаем окружающим довольно интимную информацию, признаемся в слабостях. Кто-то — в том, что не любит заправлять кровать, а кто-то в том, что у него и вовсе ее нет. А еще селфи — это как правило фото сомнительного качества: смазанные, плохо кадрированные. Получается, любовь к автопортретам — словно отказ от погони за успехом. Мы как будто говорим: «Я не стесняюсь себя, поэтому не нуждаюсь в фотошопе». Может быть, московские айфоноводы первыми уловили эту тягу к естественности. Ведь, согласно исследованию, о котором мы писали в начале, именно жители Москвы делают самые грустные селфи в мире. Вероятно, мы устали от натянутых улыбок и поняли: грустить — это нормально.