Зачем нужны фильтры на объектив? Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры.

После длительного творческого отпуска возвращаюсь к написанию статей о фотографии. На этот раз я расскажу о таком аксессуаре как поляризационный фильтр . В далеком 2005 году я писал подобную статью, и сейчас ее можно, покопавшись в , но большого смысла этого делать нет. Хотел обновить ее, но почитав, понял, что проще написать новую.

Что такое поляризационный фильтр?

Суть действия фильтра состоит в поляризации света. Не буду в подробностях расписывать, что это такое, о физическом смысле этого являения можно прочесть, например, в Википедии или каком-то другом специализированном сайте , посвященному физическим явлениям. Если честно, я пытался разобраться в том, что там написано, но не смог - все, чему меня учили в Политехе на высшей математике и физике 15 лет было назад, было безнадежно забыто. Уверен, то же самое произошло и у 99% читателей, поэтому я расскажу простыми словами - что дает поляризационный фильтр?

Поляризационный фильтр убирает на фотографиях отраженный свет - солнечные блики, отражения от поверхностей, свечение неба из-за отражения солнечного света от кристалликов льда в атмосфере. В результате этого блестящие предметы выглядят как матовые, а небо в ясную погоду получается не голубым, а темно-синим.

Поляризационный фильтр можно поворачивать вокруг своей оси, при этом будет меняться характер эффекта поляризации. Посмотрите пример ниже и сравните, как выглядит небо, а как выглядит вода на этих снимках.

Отражение неба есть

Отражения неба нет, видно дно. Голубизна неба стала чуть потусклее.

Еще один пример необработанной в Photoshop фотографии с вечерним небом (по умолчанию у камеры была выставлена повышенная насыщенность цвета для пейзажа).

Немного неестественно, но красиво!

Если у вас еще нет поляризационного фильтра, возможно сейчас у вас начинает рождаться мысль - надо брать! Не спорю, что поляризационный фильтр - нужная вещь для съемки пейзажа. Но у него есть ряд особенностей, о которых нужно знать, чтобы не разочароваться в покупке.

Покупайте круговой поляризатор

Поляризация бывает линейной и круговой, соответственно, поляризационные фильтры тоже делятся на две группы - линейные и круговые. По внешнему виду их отличить невозможно - и тот и другой имеет вращающуюся часть, внешнее различие лишь в маркировке. У круговых поляризаторов в маркировке имеются слова CIRCULAR, CIR или просто группа C (например, CIR -PL или C-PL ). Если такого обозначения нет, то поляризатор линейный. Он будет точно так же затенять небо и убирать блики с воды, но с ним у зеркалки будет некорректно работать автофокус - фазовые датчики фокусировки будут давать сбой. С круговым поляризатором таких проблем не будет.

Покупайте поляризатор с просветляющим покрытием

Просветляющее покрытие устраняет эффект переотражения света от линз в оптической системе. Если просветляющего слоя нет, то возможно заметное помутнение картинки, если солнце будет попадать на объектив. Также у непросветленной оптики плохая бликоустойчивость. Если вы разжились объективом с красным или золотым колечком ("топовая" оптика Canon и Nikon, соотвественно), не стоит навешивать на него китайский поляризатор за 600 рублей. Нижняя ценовая планка, с которой начинаются более-менее годные поляризационные фильтры сейчас лежит в районе 3000 рублей.

Какой производитель поляризаторов лучше?

У каждого производителя оптики есть свое деление на классы, поэтому данный вопрос некорректен. В принципе, можно брать фильтр любого производителя, если средняя цена на него выше обозначенной планки. Еще многое зависит от диаметра фильтра. Чем больше диаметр, тем дороже фильтр. У меня нет исчерпывающей информации по тому, какой фильтр выбрать за N рублей, а рекомендации "с потолка" давать не хочется. Я пользуюсь поляризатором HOYA CIR-PL HD 77mm, он меня полностью устраивает. Хотите проверенное лично мной решение, берите HOYA CIR-PL HD.

Для широкоугольного объектива покупайте фильтр с тонкой рамкой

Еще такие фильтры называются "slim". Они стоят чуть дороже, но их рамка не будет попадать в кадр при широкоугольном положении объектива. Если снимать с широкоугольником и навернутым на него фильтром со стандартной "широкой" рамкой, получится примерно так:

На "полнокадровых" 24 мм фильтр с широкой рамкой дает заметное виньетирование (затемнение углов)

Если у вас аппарат с матрицей APS-C (кроп 1.5 или 1.6), и объектив с широким углом на 15-16 мм, то у вас будет то же самое. На 18 миллиметрах заметного виньетирования от широкой рамки нет.

Поляризатор не всегда полезен

Если мы снимаем таким образом, что солнце у нас за спиной или, наоборот, светит нам в лицо, практически никакого видимого эффекта от поляризационного фильтра не будет.

Поляризатор работает только в том случае, когда мы стоим к солнцу боком. Но из-за этого регулярно возникает яркостный "перекос" неба - с одной стороны оно будет ощутимо темне, чем с другой.

В правой части небо гораздо темнее, чем с левой

Еще забавно получается, когда в центре кадра "поляризационная дыра", а по краям - естественное виньетирование объектива (затененные уголки снимка).

В небе будто два светлых "горба"

Все эти вещи скорее портят фотографии, чем делают их выразительными, поэтому старайтесь избавляться от виньетирования, прикрывая диафрагму до 8. Еще виньетирование легко правится в Lightroom, если он "знает" профиль вашего объектива (если не знает - ).

Что касается "поляризационной дыры в небе", см. следующую рекомендацию...

Не злоупотребляйте сверхшироким углом!

На 24 мм яркостный перекос неба будет весьма ощутимым (см. предыдущее фото), не говоря уже про меньшие фокусные расстояния. Но если подвинуть зум примерно до 35-40 мм (в полнокадровом эквиваленте), то небо будет более "ровным".

Здесь все более-менее нормально! Объектив в среднем положении зума не виньетирует, поляризатор не "выгрызает" дыру в небе

Поляризатор можно комбинировать с градиентным фильтром

Градиентный фильтр - это стеклышко, разделенное на две половины - прозрачную и затемненную. Подробнее о нем можно почитать . Тогда можно получать практически фантастические картины безо всякого Фотошопа...

Помните, что два фильтра усиливают виньетирование на широком угле. Увеличивайте фокусное расстояние, чтобы рамка фильтра не попала в кадр.

И еще - не скручивайте фильтры друг с другом плотно! Из-за насечек на краю кольца фильтры легко цепляются друг за друга и развинтить их потом будет стоить немалого труда (учитывая, что и тот и другой имеют подвижные части, которые будут прокручиваться при попытке развинтить собранную вами конструкцию).

Поляризатор можно комбинировать с другим поляризатором

При этом получится имитация серого фильтра переменной плотности - по идее, удобная вещь для съемки днем со сверхдлинной выдержкой. Вращая фильтры друг относительно друга можно добиться практически нулевого светопропускания. Однако, возможны и побочные эффекты - снижение бликоустойчивости, искажение цветов. Не говоря о том, что автофокус ни за что не пробьет такую "броню" и придется фокусироваться до надевания фильтра на объектив.

Закатное солнце при съемке через два поляризатора неожиданно для всех посинело и дало огромные красные блики

Этот пример был сделан и приведен из соображений "а что будет если"... Если честно, плохо представляю себе практическую ценность этого решения, но, возможно, кто-то разовьет данную мысль во что-то интересное:)

Эффект затененного неба можно легко сделать в Lightroom безо всякого поляризатора!

Открываем фото и раздел "Коррекция"

Делаем следующие вещи:

1. Открываем фотографию и выбираем вкладку "Коррекция"

2. Листаем инструменты вниз до раздела "HSL/Цвет/Градации серого"

3. Выбираем настройку "Светлота" (1)

4. Кликаем мышкой по малозаметному кружочку (2). Курсор мыши меняет форму со стрелочки на перекрестие и кружок со стрелочками чуть ниже.

5. Наводим курсор на небо, там где оно без облаков (3), цепляем его мышкой и тянем вниз. При этом небо будет темнеть как будто фотография сделана с поляризатором.

Можно попробовать другие инструменты раздела "HSL/Цвет/Градации серого", например, "Оттенок". Для отмены действия используйте комбинацию клавиш Ctrl+Z.

На этом я и закончу. Относительно того, нужен ли вам поляризатор, отвечу фразой из известной песни - "думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь" :)

Некоторые про него вообще не слышали, кто-то слышал, что он нужен для пейзажей, а кто-то думает, что он нужен, чтобы небо было ярко-синее. Я пробегусь по самому на мой взгляд интересному и простому и не буду расписывать марки поляризаторов. Также упомяну «подводные камни». Мне кажется новичку в плане использования поляризатора не так важно сразу раскапывать всю кучу информации, а нужен для начала импульс, который он получит, увидев все «за» и «против» использования такого фильтра.

Предлагаю вашему вниманию небольшую запись с практическими примерами пользы фильтра-поляризатора (здесь и далее мы говорим о круговом поляризаторе C.P.L.)

На данном снимке видно, что кроме изменения яркости и насыщенности цвета неба также поменялись цвет и яркость крыши, листьев и стен.

Здесь мы видим, что если крыша почти не изменилась, то небо стало синее, а блик на оконном стекле исчез.

Вот гистограммы получившихся снимков.

Видите, насколько больше цветовой информации мы захватили?

Но учтите, что поляризатор работает не подо всеми углами к солнечным лучам и почти бесполезен в пасмурную погоду (можно только блики убирать, но цвет менять не будет).
Лучше всего результат достигается когда солнце сбоку от объектива. Хуже всего — контровый свет.

Обратите внимание, что вы увидели то, чего в принципе не могли видеть без использования поляризационного светофильтра . Листва стала наконец зелёной, а вода более тёмной и в ней появились более выраженные зеленые рефлексы от листвы. Слева снимок скучный, а справа — с насыщенными цветами. По-моему нагляднее некуда.
А вот небо в данном случае затемнилось неравномерно т.к. я использовал светофильтр на широкоугольном объективе. Для затемнения неба лучше использовать градиентный светофильтр, но подробно о градиентных фильтрах в другой статье.

Учтите, что блики на металле таким образом не удаляются тк свет от металла итак идёт поляризованный, а вот со стекла, пластика, воды — запросто.

Вот на представленном ниже снимке мне хотелось видеть кораллы, для этого нужно было удалить блики от барашков волн и таким образом проникнуть в толщу воды.

Вобщем надеюсь я воодушевил тех, кто не использует круговой поляризатор на эксперименты.

И помните, что при использовании кругового поляризатора нужно думать сначала, какой эффект от него получится и имеет ли он смысл так как он затемняет кадр на примерно 2 стопа. Или имеет смысл использовать передовые поляризационные светофильтры типа , которые затемняют только на 1 стоп и практически не влияют на качество поляризации (отлично поляризуют).

При покупке поляризационного светофильтра не забывайте и про свой смартфон. Если раньше мы смеялись над снимками со смартфона, то сейчас многие современные телефоны снимают весьма неплохо и помогает им в этом поляризатор. Это небольшое ноу-хау.

Это фото снято на iPhone 4s с поляризационным светофильтром B+W . Так что сила в поляризаторах. Особенно хороших.

Сейчас для смартфонов выпускают специальные светофильтры маленького размера. Например, такие...

Неравномерное затемнение

Если про эффект поляризатора многие слышали, то про неравномерное затемнение кругового поляризатора на широкоугольных объективах возможно и нет.

На всю длину/ширину снимка снятого широкоугольным объективом поляризатор, понятное дело, не действует т.к. по ширине снимка меняется и угол падения лучей на поляризатор. Т.е. большой угол зрения объектива означает неравномерную работу поляризатора по ширине снимка, то приводит к появлению круглого затемнения неба на снимке снятым, к примеру, 16мм объективом на полнокадровую камеру. На камерах с кроп-фактором угол зрения объектива меньше и потому такая неравномерность будет менее заметна. Тёмное пятно на небе, которое должно быть однородным портит фото.

Равномернее всего поляризатор на полнокадровой камере будет работать с телеобъективами от 85мм фокусного расстояния, но т.к. он бывает крайне важен для пейзажной съемки, то нам часто приходится мириться с неравномерно затемнённым небом ради красивой травы и листьев (тут поляризационному фильтру нет замены). Помните, что вращая поляризационный фильтр вы можете перемещать неравномерное затемнение неба из стороны в сторону и в результате поместить в такое место, где его легко удалить в фотошопе.

Здесь тёмное пятно по центру неба (снимок из моей поездки в ). Оно заметное. Его можно убрать, но относительно трудоёмкий процесс.

А здесь я тёмное пятно переместил вправо, затемнив кусок неба, оно стало более насыщенно синим. В этом случае ничего корректировать не нужно, небо тёмное и пятна неопытный глаз не заметит.

снимок сделан с круговым поляризатором Marumi DHG C.P.L., 2011г.

Неравномерность затемнения смещена вправо.

снято с поляризатором

А здесь, кстати, фильм Эммануэль снимался...Узнаете? :)

Градиентный иногда удобнее кругового поляризатора

красными стрелками указаны градиентные фильтры, а синими - круговые поляризаторы




Но в тоже время существует еще один тип фильтров, который может дать нам синее небо, если другие эффекты поляризатора нам не нужны — это градиентный фильтр.

Как видите, линейный градиентник дал нам не менее приятное небо, нежели круговой поляризатор и равномерно затемнил его.

снято с градиентным фильтром 50%, малайзия, 2007г.

Но такой фильтр подходит только для затемнения одной из частей кадра ровным градиентом и не подходит, например, для фрагментов снимка.

C.P.L

снято с круговым поляризатором C.P.L.

Какой фильтр выбрать

Вот мы и плавно подошли к вопросу предпочесть градиентный фильтр или круговой поляризатор.

Например, в ситуации, когда есть горизонт .

снято с круговым поляризатором

Если солнце не светит вам в лицо или со спины, то используйте поляризатор на фокусном 50 и более мм. К поляризатору вы можете добавить или легкий градиентник (если необходимо) или добавить градиентную коррекцию (программный аналог градиентного фильтра) в RAW-конвертере. Таким образом вы получите максимум от цветности картинки и усилите небо.

нет горизонта и вообще солнце непонятно где

снято с круговым поляризатором

Используйте круговой поляризатор. Грантиентный фильтр тут бессилен. Не всегда можно достичь равномерного освещения неба, но иногда это даже придаёт картинке «живость».

Еще примеры.

Четкая линия горизонта, широкий угол зрения объектива

Применяйте градиентный фильтр для выравнивания освещенности в этих условиях, чтобы избежать неравномерно освещенного неба — это править потом сложно.

Вот вроде бы и всё. Если у кого будут вопросы, то не стесняйтесь — задавайте!

Казалось бы, светофильтр остался далеко в прошлом. А вот и нет! В ряде задач ни одна компьютерная программа не способна заменить старый добрый кусочек стекла с уникальными свойствами. Начнем с защитной функции.

Защитные или UV-фильтры

Если у вас дорогой объектив, то будет правильным решением защитить поверхность его передней линзы еще одним - защитным слоем стекла. Для этого чаще всего используются UV-фильтры (ультрафиолетовые). Это и есть обычное стекло, не пропускающее ультрафиолетовые лучи. Однако, оговоримся: хороший фильтр - это специально обработанное стекло с правильно подобранным многослойным просветлением и защитным нанопокрытием, в качественной оправе.

В пленочной фотографии UV-фильтры также использовались для уменьшения голубого оттенка на фото (пленка была чувствительна к невидимой ультрафиолетовой составляющей света). Сейчас ультрафиолетовые лучи дополнительно отсекаются фильтром на матрице фотоаппарата. Так что эта функция UV-фильтра уже не столь актуальна. Зато производители наделили такие фильтры рядом действительно защитных функций. Современные нанопокрытия помогают буквально отталкивать загрязнения от поверхности фильтра. Например, так работают покрытия MRC и MRC nano в светофильтрах B+W от немецкой компании Schneider. Грязь, жир, отпечатки от пальцев не образуют на поверхности разводов, а значит, не дают снижения контраста кадра. Загрязнения с фильтра B+W намного проще удалять, достаточно один раз провести специальной салфеткой. Безусловно, эффективность покрытия прямо пропорциональна цене светофильтра. Применяемое в профессиональной серии фильтров B+W XS-PRO покрытие MRC nano буквально творит чудеса, не позволяя загрязнениям задерживаться на поверхности стекла. Это идеальное решение для ответственных съемок, когда каплям дождя или брызгам грязи нельзя дать ни шанса повлиять на результат.

Нейтрально-серые фильтры

Второй по-прежнему актуальный тип - это нейтрально-серые светофильтры . Они затемняют кадр в несколько раз. Это нужно в одном-единственном случае, когда необходимо существенно увеличить выдержку без дальнейшего закрытия диафрагмы или уменьшения чувствительности. За примерами далеко ходить не нужно: это съемка на светосильную оптику при ярком свете, получение сверхдлинных выдержек днем или ночью. Но роль этих светофильтров с каждым днем становится все менее значительной. Современные фотоаппараты начинают обзаводиться электронными затворами, позволяющими работать с очень короткими выдержками и снимать с открытой диафрагмой хоть в солнечный полдень. Сверхдлинные выдержки стало проще получать благодаря многокадровой съемке с обработкой. Некоторые камеры уже сегодня позволяют добиваться такого результата сразу в камере, без использования компьютера.

Градиентные фильтры

На градиентных фильтрах сэкономить точно не получится: их эффект уникален. Они затемняют не весь кадр, а лишь его часть. Это необходимо для съемки пейзажей, когда небо в кадре намного ярче земли. Разницу в экспозиции двух частей кадра не всегда получается компенсировать при обработке без ухудшения качества снимка (осветление теней неизбежно приводит к возрастанию уровня шума). Поэтому компенсация разницы в экспозиции с помощью градиентного фильтра порой оказывается единственно-возможным способом не пересветить небо в кадре.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F8, 1/250 с, 16.0 мм экв.

Поляризационные фильтры

Наконец, самыми незаменимыми являются поляризационные фильтры . Компьютерная обработка способна лишь имитировать их эффект, но она не привносит в кадр новых деталей. А сами поляризационные фильтры - привносят.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/640 с, 16.0 мм экв.

Их принцип работы заключается в отсечении поляризованного, отраженного от неметаллических поверхностей света. Например, они способны убирать отражение неба с поверхности воды, делая ее более прозрачной. С их помощью можно бороться и с отражениями в стекле. Поляризационные фильтры снижают влияние дымки в кадре, делают небо более синим и глубоким, подчеркивают фактуру облаков. Меняется и цветопередача в целом: цвета становятся чище, пропадает излишний голубоватый оттенок.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/200 с, 16.0 мм экв.

Но у поляризационных светофильтров есть один серьезный недостаток: они понижают экспозицию кадра. Если забыть снять такой фильтр вовремя и продолжить фотографировать при недостаточном освещении, легко получить значительно более высокий уровень шумов или брак из-за длинной выдержки. Кроме того, понижение экспозиции может серьезно сказаться на пейзажной съемке с рук, особенно в сумерках. В ассортименте фильтров B+W есть линейка новых циркулярных поляризационных KÄSEMANN фильтров с пленкой HTC c увеличенным светопропусканием. По сравнению с обычным поляризационным фильтром он пропускает на ⅔ ступени больше света, позволяя снимать в тех же условиях с более короткими выдержками. А это серьезное преимущество!

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/13 с, 35.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE 16-35mm F4 ZA OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/20 с, 35.0 мм экв.

Сегодня в распоряжении фотографов целый арсенал инструментов — современные цифровые камеры, объективы, дополнительный инвентарь и, конечно, фильтры.

Они бывают разными и используются в зависимости от конкретной ситуации и задачи, которую ставит перед собой фотограф.

Особого внимания заслуживает поляризационный фильтр для объектива . Он есть у каждого хорошего специалиста. Устанавливают его на объектив в солнечный день для устранения бликов от неметаллических поверхностей.

Цвета становятся более насыщенными, сглаживается яркость небесной синевы. Также удаётся избавиться от дымки при фотографировании объектов издали и от бликов стекла и воды при съемке водоёмов. Положение светофильтра можно регулировать, чтобы получить нужные оттенки на фото, которых нельзя добиться путём обработки.

У всех производителей можно найти на первый взгляд одинаковые фильтры, но по разной стоимости. Самые дешёвые представляют собой стеклянный светофильтр в толстой оправе.

Более дорогие модели имеют тонкую оправу, которая исключает виньетирование при использовании на широкоугольной технике. Специалисты рекомендуют не экономить на данном устройстве и советуют приобрести качественное изделие, которое прослужит долго.

Использование поляризационного фильтра позволяет задержать или преобразовать поляризационный свет, который отражается от блестящих поверхностей.


Для этого между двумя стеклянными линзами устанавливают плёнку. Поворачивая верхнее кольцо светофильтра, можно регулировать степень блокировки поляризации света.


Работа с поляризационным фильтром и без него

По оказываемому на изображение эффекту фильтры делят на:

  • общего назначения,
  • меняющие цвет,
  • совмещённые с другими фильтрами,
  • усилители конкретных цветов.
    Поляризационные фильтры общего назначения классифицируют на две категории — линейные и циркулярные поляризационные фильтры (другое название — круговые).

С появлением «цифры» линейные модели практически ушли с рынка, тем не менее, эффект от их использования не хуже, чем от циркулярных.

Для цифровых камер, оснащённых функцией автофокуса, рекомендуется использование круговых поляризационных фильтров. Оно состоят из двух оправ, вращающихся друг относительно друга для достижения нужного эффекта.

ВИДЕО ОБЗОР

Несколько рекомендаций по использованию поляризационных фильтров:

  • не применять на сверх широкоугольных объективах, так как будет сложно добиться равномерной поляризации,
  • объект съёмки должен находиться под прямым углом к фотографу, это позволит получить максимальный эффект; если солнце находится сзади или спереди, результат использования фильтра будет минимален,
  • эффекта не будет при рассеянном освещении, например, в пасмурный день,
  • установка данного типа фильтра поверх другого может дать эффект виньетирования, снизить пропускание света,
  • непредсказуемый результат может дать съемка через стекло, например, оконное.


На что обратить внимание при покупке — какие поляризационные фильтры лучше

Качественные фильтры стоят недёшево. Так, специалисты не рекомендуют тратить средства на устройства стоимостью менее полутора тысяч рублей.

При этом если вы пользуетесь разными объективами, возникает ещё одна проблема — либо покупать фильтр для каждого из них, либо пользоваться переходником. Самый простой выход из ситуации — определиться с самым часто используемым вами объектовом и купить устройство только для него.

Для начала выберите нужный вид устройства — линейный или круговой. Второй обязателен для цифровых камер с автофокусом.

Важно обратить внимание на материалы, из которых изготовлено устройство. Посмотрите через него на небо или экран компьютера. Дешёвые устройства дадут помехи в виде замутнённой картинки, нечетного изображения. Особенно это скажется на качестве фотографии при съемке на камеру с качественной матрицей.

Попросите у продавца несколько моделей и сделайте одинаковые кадры, чтобы сравнить результат при максимальном увеличении.

Для хороших зеркальных камер устройства подбираются по диаметру, он указывается производителем на упаковке и на самом устройстве.

По производителям условно можно разделить фильтры на следующие категории:

  • лидеры: B+W Nano, Marumi Super DHG, Hoya Super HMC,
  • среднее качество: B+W Pro, Marumi DHG, Hoya HMC,
  • влагозащитные: B+W, Hoya HD, Marumi WPC CPL,
  • стандартные — как правило, все низкого качества.

Устройства среднего качества при более доступной цене могут сохранять практически все свойства фаворитов. В частности, стоит отметить продукцию фирмы Marumi. При высоком качестве их цена остаётся вполне демократичной. При этом они не предлагают инновационных решений, а просто делают хорошие фильтры для постоянного использования.

Но среди самых лучших поляризационных фильтров специалисты выделяют следующие:

  1. Marumi DHG Super CPL . Имеет ультратонкую оправу, поэтому может использоваться даже для объективов 16 мм. Быстро пачкается, и порою его сложно отчистить, но свои задачи решает уверенно. Производство находится в Японии. Стоит отметить, что японские компании уверенно теснят немецких производителей, которые ещё не так давно были безусловными лидерами.
  2. Carl Zeiss T POL Filter . Отличаются тонкой оправой, малым весом, лёгкой конструкцией. Стоимость достаточно высокая, но она оправдана отличным качеством.
  3. Hoya Super HMC . Главный недостаток — отсутствие резьбы, что делает невозможным их одновременное использование с другими видами фильтров.
  4. B+W KSM Nano . Производитель использует дополнительный восьмой слой без нарушения цветового баланса и светопропускания. Также оснащены гидрофобным покрытием, которое обеспечивает скатывание капель влаги в шарики и удаление их со стекла. Латунная оправа снижает риск прикипания устройства к объективу.

Таким образом, если не профессионал, можно остановиться на моделях средней ценовой категории, которые при доступной цене обеспечат максимально высокое качество изображения.Компании, производящие видеорегистраторы, стараются привлечь внимание покупателей разными нововведениями — GPS и Wi-Fi модуль, G-сенсор, а не так давно технику оснастили ещё и поляризационными фильтрами. Устанавливаются они, как правило, отдельно, и в комплект не входят. Крепятся на магнит или резьбовое соединение.

Предназначены для устранения бликов, отражения от лобового стекла. Картинка получается более четкой и насыщенной. Особенно это критично в яркую солнечную погоду, в то время как в пасмурный день и вечером результат может быть обратным, поэтому в такой ситуации устройство лучше снять.

ВИДЕО

Покупка поляризационного фильтра для видеорегистраторов Mia и других брендов позволит улучшить качество изображения, что может быть критичным в случае аварийной ситуации и дальнейшем просмотре записи с сотрудниками ДПС.

Согласитесь, будет обидно, если номер виновника ДТП окажется нечитаемым из-за солнечных бликов или не удастся рассмотреть другие детали произошедшего на дороге.

Потому что они делают цвета фотографии более насыщенными, а также избавляют картинку от бликов.

Видимый свет, как и любое другое электромагнитное излучение, является волной. Поляризованным светом называется излучение, волны которого колеблются в одной плоскости. Изначально солнечный свет не поляризован, то есть у его волн нет чётко определённого направления поперечных колебаний. Но по пути к фотоаппарату свет то и дело отражается и преломляется. В итоге мы имеем блики на различных поверхностях, а на небе появляется специфичная пелена. Поляризационный фильтр создан, чтобы бороться с этим.

Длинный ответ

Чтобы развёрнуто ответить на вопрос «Зачем нужны поляризационные фильтры?», нужно начать с того, что такое поляризованный (и вообще любой) свет.

Свет

Световые волны – это видимый спектр электромагнитного излучения где-то между 400 и 700 нм. Он состоит из электрических и магнитных волн. Они довольно громоздко выглядят вместе (плюс магнитные волны никак не относятся к вопросу о поляризации), поэтому давайте ограничимся электрической составляющей. Волна колеблется перпендикулярно направлению своего движения.

Что же такое поляризация? Представьте себе световую волну, направленную прямо в ваш глаз. Если развернуть предыдущий рисунок на 90 градусов, то всё, что нам будет видно, это колебание волны вверх-вниз. Такой световой луч называется поляризованным. Так что поляризованным называется тот свет, электрическое поле которого колеблется только в одном направлении. Вертикально в данном случае. Это может быть и горизонтальная, и любая, в принципе, ориентация.

Ладно, но как тогда получить неполяризованный свет? Без проблем. Большая часть света, что мы видим, не поляризована. Свет, исходящий напрямую от солнца, не поляризован. То же касается лампочки накаливания, любого горячего светящегося объекта. В один момент времени поле может быть направлено в одну сторону, а в другой – совсем в другую. Это происходит в случайном порядке.

Линейная поляризация

Допустим, вам по каким-то причинам нужно получить поляризованный свет. Как это сделать? Просто используйте поляризатор. Это материал, пропускающий свет. Но пропускает он только свет, ориентированный в одном направлении.

Представим поляризатор, пропускающий только вертикально ориентированный свет. Если поставить его в одну линию с лампой и глазом, он отсечет любой свет, кроме поляризованного вертикально. Естественно, за счет потери части излучения, мы получим несколько более темную картинку.

Взяв поляризатор с горизонтальной ориентацией, мы получим горизонтально поляризованный свет.

И как все это использовать?

Здорово, но зачем вся эта поляризация нужна в обычной жизни, ведь мало кто собирается проводить ежедневные эксперименты? Вспомните солнцезащитные очки с поляризацией (нет, они так называются не только потому, что маркетологи зацепились за модное словечко и нашли повод поднять цену на них в несколько раз) и то, как они борются с бликами и отражениями.

Как это работает? Представьте себя стоящим в солнечную погоду на берегу озера. Свет попадает к вам в глаза со всех направлений, отражаясь от облаков, любой поверхности по соседству. Спокойный отражённый солнечный свет. Но если вы посмотрите прямо на воду, то увидите яркий блик прямиком от солнца. В нем нет ничего хорошего: он ослепляет, причиняет боль. «Пора положить конец этим надоевшим бликам!» – скажут в отделе маркетинга какой-нибудь фирмы по производству солнцезащитных очков. К счастью, хоть прямой солнечный свет не имеет поляризации, но, отражаясь от поверхности, он, как минимум, частично поляризуется (при некоторых углах падения – полностью). Причем направление поляризации параллельно плоскости, от которой отразился свет.

Получается, что большая часть (если не вся) отраженного от поверхности света имеет четко выраженную поляризацию. Всё, что нам остаётся сделать, это надеть солнцезащитные очки с вертикальным поляризационным фильтром и тем самым отсечь блики.

Эти же очки позволят заглянуть под поверхность воды.

Всё это справедливо и для поляризационного фотофильтра. Основная разница состоит в том, что за счёт изменяемой плоскости вращения вы сами можете задавать направление поляризации.

Круговая поляризация и зачем она нужна

Помимо линейной поляризации существует другой ее вид – круговая.

Вот две волны, колеблющиеся в перпендикулярных друг другу плоскостях. В случае, когда они совершают колебания в одной фазе, их суммарный вектор направлен по диагонали. То есть мы снова получаем линейно поляризованный свет.

Но если сдвинуть горизонтальную волну на 1/4 фазы, суммарный вектор двух волн будет вращаться по часовой или против часовой стрелки. То есть, поляризация не будет всё время направлена в одну сторону, она будет круговой.

Чтобы понять, как на практике работает круговой поляризационный фильтр, нужно принять тот факт, что линейно поляризованный свет состоит не из одной электрической волны, а из вектора суммы двух перпендикулярно колеблющихся волн, как на картинке выше. Собственно, сам фильтр состоит из двух частей: линейного поляризатора и специального материала, замедляющего одну компоненту поляризованного света на 1/4 фазы.

Так, а к чему вообще все эти заморочки с круговой поляризацией, когда есть линейная?

Всё дело в том, что электроника современных камер не может адекватно работать с линейно поляризованным светом. Возможны ошибки экспозамера и фокусировки. Со светом, имеющим круговую поляризацию, такой проблемы не возникает, потому что он ведет себя как обычный природный свет.

Использование поляризационного фильтра на фотокамере

Как я писал в начале, поляризационный фильтр делает цвета фотографии более насыщенными, а также избавляют картинку от бликов. Увеличенные насыщенность и контрастность полезна при съёмке пейзажей.

Левый снимок сделан без поляризационного фильтра. Правый – с ним. На втором снимке хорошо заметна как возросшая общая контрастность изображения, так и увеличенное количество деталей в облаках. Стоит обратить внимание, что из-за отсечения фильтром части света, нижняя фотография сделана на более длинной выдержке, чем верхняя: 1/125 секунды против 1/250. Настройки ISO и диафрагмы одинаковы.

Иногда схожего эффекта можно достигнуть при обработке (часто потратив на это больше времени), но вот чего вы точно не сможете добиться, так это избавления от бликов и отражений. Использование поляризационного фильтра на правой фотографии помогло убрать большую часть бликов на окнах. Это бывает чертовски полезно, когда вам нужно сделать кадр через стекло, но из-за отражений не удаётся ничего поймать.

Такой же эффект наблюдается и с бликами на поверхности воды. Правая фотография сделана с поляризационным фильтром.

Конечно, иногда поляризационный фильтр своим эффектом может сделать фотографию хуже. Например, когда вам нужно сохранить дымку в атмосфере или оставить отражения. Всё зависит от того, как вы захотите распорядиться им в своих руках. И не стоит забывать о том, что поляризационный фильтр всегда немного затемняет изображение.