Баба яга г. Где живет Змей Горыныч

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе , живёт в лесу, в избушке на курьих ножках , окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-Яга - каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу , выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта .

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации . Так, во многих сказках Баба-Яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин , В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой , Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века : Ивана Билибина , Виктора Васнецова , Александра Бенуа , Елены Поленовой , Ивана Малютина и др.

Этимология

По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги. На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба - молодая женщина). «Баба яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (лесной человек) . «Яга» является уменьшительной формой распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев.

Происхождение образа

Баба Яга как богиня

М. Забылин пишет:

Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и её миф сливается с мифом ведьм .

Существует также версия, что под Бабой Ягой скрывается богиня Макошь . Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология , народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга.

По другой версии образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, - результат антропоморфизма . Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках .

Сибирская версия происхождения Бабы Яги

Существует и иная трактовка . Согласно ей, Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях»:

Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).

Внешний вид

Баба-Яга обычно изображается в виде большой (нос в потолок) горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом. На лубочных картинках она одета в зелёное платье, сиреневую кичку , лапти и брюки . На другой древней картине Баба-Яга одета в красную юбку и сапоги . В сказках нет акцента на одежды Бабы-Яги.

Атрибуты

Избушка на курьих ножках

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён - жрица , руководившая обрядом кремации мёртвых . Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти.

Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в - веках). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём» .

Локализация избушки на курьих ножках связана с двумя волшебными реками, либо огненной (ср. джаханнам , над которым также протянут мост), либо с молочной (с кисельными берегами - ср. характеристику Земли Обетованной : молочные реки Чис. или мусульманского Джаннат) .

Светящиеся черепа

Существенным атрибутом жилища Бабы Яги является тын , на кольях которого насажены лошадиные черепа , используемые в качестве светильников . В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи .

Волшебные помощники

Волшебными помощниками Бабы Яги выступают гуси-лебеди , «три пары рук» и три всадника (белый, красный и черный) .

Характерные фразы

Степная Баба Яга

Помимо «классической» лесной версии Бабы-Яги, существует и «степная» версия Бабы-Яги, которая живет за Огненной рекой и владеет табуном славных кобылиц . В другой сказке Баба-Яга золотая нога во главе несметной рати воюет против Белого Полянина . Отсюда некоторые исследователи ассоциируют Бабу-Ягу с «женоуправляемыми» сарматами - пастушеским коневодческим степным народом. В этом случае ступа Бабы Яги является славянским переосмыслением скифо-сарматского походного котла, а само имя Яга возводится к сарматскому этнониму языги .

Мифологический архетип Бабы-Яги

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста» .

Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подперта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды» .

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

Образ Бабы Яги в музыке

Образу Бабы Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) » известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки - воспоминание о Викторе Гартмане », 1874 г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Широко известна также современная интерпретация этой сюиты - «Pictures at an Exhibition », созданная английской прогрессив-рок -группой Emerson, Lake & Palmer в 1971 году , где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский); «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер); «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский). Бабе Яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова , соч. 56, 1891-1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом » 1878 года также есть пьеса «Баба Яга».

Баба-Яга упоминается в песнях группы «Сектор газа» «Моя бабка» из альбома «Гуляй, мужик!» (1992) и «Илья Муромец» из альбома «Ночь перед Рождеством» (1991).Также Баба-Яга фигурирует в качестве персонажа в мюзиклах: «Кощей Бессмертный» группы «Сектор Газа», «Илья Муромец» дуэта «Сектор Газовой Атаки», и в одном из эпизодов мюзикла «Спящая красавица» группы «Красная плесень». В 1989 году в Сицилии , городе Агридженто , была основана интернациональная фолк-группа Baba Yaga .

У группы На-На есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором Виталием Окороковым на слова Александра Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках.

Советский и российский композитор Теодор Ефимов написал музыку к песенному циклу о Бабе-Яге. В цикл вошли три песни: «Баба-Яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-Яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба-Яга-3 (Про Бабу-Ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Кроме того, третью песню упомянутого цикла исполнял театр музыкальной пародии «Бим-Бом». Также есть песня Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении Александра Градского, вошедшая в цикл «Ужастик-парк».

Образ Бабы Яги обыгрывается в альбоме «Избушка бабушки зомби» русской фолк-блэк группы Изморозь.

Развитие образа в современной литературе

  • Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок - например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
  • Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч , персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу ».
  • Роман «Возвращение к Бабе-Яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
  • В сериях комиксов «Хеллбой » Майка Миньолы Баба-Яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль . В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побежденный Распутин . В новелле «Баба-Яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-Яги у Миньолы не несет в себе сатирической нагрузки.
  • Образ Бабы-Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла и ведьмы происходит в первом же мини выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку. Но не всё так просто, как кажется и в завершении выпуска узнается, что это была лишь копия, созданная для проверки сил мифического защитника.
  • Также образ Бабы-Яги встречается у современного автора русской литературы - Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха », где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно - эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
  • Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звездная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
  • Баба-Яга появляется также в серии комиксов «Армия Тьмы», где представлена уродливой старухой, желающей заполучить книгу мёртвых - Некрономикон , чтобы вернуть себе молодость. Была обезглавлена одним из смертных грехов - Гневом.
  • Роман «Снесла Баба Яга яичко» современной хорватской писательницы Дубравки Угрешич использует мотивы славянского фольклора, в первую очередь, сказок о Бабе Яге.
  • Роман «Черная Кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова Бабами Йогами - называют ведуней рода - изгнанных в стародавние времена шаманом, к бабе Йоге Нешанке, живущей в заговоренном месте, в избе на двух пнях - напоминающих птичьи лапы, обращаются за помощью Уника, Таши, и Ромар, потом Уника сама станет Бабой Йогой.
  • В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гротер» Баба Яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса - Ягге, бывшей богини древнего разрушенного пантеона.
  • Баба-Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова « » и в одноименном анимационном фильме .
  • Баба-Яга - один из персонажей 38-ого выпуска комикса «The Sandman » Нила Геймана , события которого происходят в лесах не названной явно страны. Из других атрибутов Бабы-Яги в выпуске присутствуют избушка на курьих ножках и летательная ступа, на которой Баба-Яга и главный герой преодолевают часть пути из леса в город.
  • У Елены Никитиной Баба Яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.
  • Баба-Яга появляется в книге «Трое в песках» цикла «Трое из Леса » Юрия Александровича Никитина . Она является одной из последних хранительниц древней женской магии и помогает героям.

Баба-Яга на экране

Фильмы

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр , в том числе в фильмах:

«Приключения в Тридесятом царстве» (2010) - Анна Якунина.

Имя славянской женщины-чародейки стало популярно и в Западной Европе. В 1973 году вышел франко-итальянский фильм «Баба Яга» (итал. Baba Yaga (film) ) режиссёра Коррадо Фарина (итал. Corrado Farina ) c Кэрролл Бейкер в заглавной роли. Фильм был создан по мотивам одного из эротико-мистических комиксов Гуидо Крепакса (итал. Guido Crepax ) из серии «Валентина» (итал. Valentina (fumetto) ).

Мультфильмы

  • «Царевна-лягушка» (1954) (реж. Михаил Цехановский, озвучил Георгий Милляр)
  • «Ивашко и Баба-Яга » (1938, озвучил Осип Абдулов)
  • «Царевна-лягушка» (1971) (реж. Ю. Елисеев, озвучила Зинаида Нарышкина)
  • «Конец Чёрной топи» (1960, озвучила Ирина Мазинг)
  • «Про злую мачеху » (1966, озвучила Елена Понсова)
  • «Сказка сказывается » (1970, озвучила Клара Румянова)
  • «Летучий корабль » (1979, женская группа Московского Камерного Хора)
  • «Василиса Прекрасная » (1977, озвучила Анастасия Георгиевская)
  • «Приключения домовёнка» (1985) / «Сказка для Наташи» (1986) / «Возвращение домовёнка» (1987) (озвучила Татьяна Пельтцер)
  • «Баба Яга против! » (1980, озвучила Ольга Аросева)
  • «Ивашка из Дворца пионеров » (1981, озвучил Ефим Кациров)
  • «Ну, погоди! » (16-й выпуск) (1986)
  • «Уважаемый леший» (1988, озвучил Виктор Проскурин)
  • «А в этой сказке было так…» (1984)
  • «Два богатыря » (1989, озвучила Мария Виноградова)
  • «Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучила Казимира Смирнова)
  • «Бабка Ежка и другие» (2006, озвучила Татьяна Бондаренко)
  • «Про Федота-стрельца, удалого молодца » (2008, озвучил Александр Ревва)
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (2006, озвучила Наталья Данилова)
  • «Иван Царевич и Серый Волк » (2011, озвучила Лия Ахеджакова)
  • «Барток Великолепный » (1999, озвучила Андреа Мартин)

Сказки

«Родина» и день рождения Бабы-Яги

Исследования

  • Потебня А. А. , О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 - Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;
  • Веселовский Н. И. , Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах» . // Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915. Отд. оттиск: 40 с. + 14 табл.
  • Топоров В. Н. , Хеттская salŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в. 38.
  • Малаховская А. Н. , Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. - СПб.: Алетейя, 2007. - 344 с.

Персонаж игр

  • В игре «Гарри Поттер и Узник Азкабана » Баба-Яга является одной из знаменитых ведьм. Про неё рассказывается то, что она любит поесть на завтрак (возможно и на обед, и на ужин) маленьких детей. Её можно увидеть на коллекционной карточке в группе про знаменитых ведьм, она красуется на карточке № 1.
  • Баба-Яга - один из персонажей игры «Castlevania: Lords of Shadow».
  • В первой части игры «Quest for Glory » Баба-яга - один из главных врагов героя. Позже старушка вновь появляется в одной из последующих игр этой серии.
  • Баба-Яга упоминается в одном из сюжетных разговоров между братьями Андерсонами в игре «Alan Wake». Кроме того, у дома на озере Колдрон имеется табличка с надписью «Birds leg cabin», что может быть интерпретировано как избушка на курьих ножках.
  • В игре «Недетские сказки» персонаж Бабы Яги назначает квесты игроку.
  • В игре «Ведьмак » встречается монстр Яга - старая умершая женщина.
  • В играх «Поди туда, не знаю куда», «Баба Яга за тридевять земель», «Баба Яга учится читать» Баба Яга является изучающей какой-либо предмет вместе с ребёнком, вместе с ним же попадая в разные переделки.

См. также

Примечания

  1. Заколдованный замок
  2. Ян Деда и красная баба-яга
  3. Энциклопедия сверхъестественных существ. Локид-МИФ, Москва, 2000 г.
  4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. : Изд-во ЛГУ, 1986.
  5. Телеканал Юрган
  6. Мифология коми
  7. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. 1880.
  8. «Баба Яга - богиня?»
  9. Михаил Ситников, Невинно умученная Яга. «Духовный авангард», подобно талибам, ругающим христиан «крестопоклонниками», мажет мифологическую Бабу-Ягу дегтем , Портал-Credo.Ru, 13.07.2005.
  10. Веселовский Н. И. Мнимые каменные бабы // Вестник Археологии и Истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом. Вып. XVII. Спб. 1906.
  11. Некоторые наблюдения над эволюцией образа Бабы Ягив русском фольклоре
  12. Танцующий напротив Яги
  13. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков
  14. Баркова А. Л., Алексеев С. , «Верования древних славян» / Энциклопедия для детей. [Т.6.]: Религии мира. ч. 1. - М.: Аванта Плюс. ISBN 5-94623-100-6
  15. Марья Моревна
  16. Гуси-лебеди
  17. Финист - Ясный Сокол
  18. Василиса Прекрасная
  19. Иван-Царевич и Белый Полянин
  20. О cлавянских сказках
  21. Упадок в результате сарматского нашествия
  22. В собрании А. Н. Афанасьева существует первый вариант сказки «Пёрышко Финиста ясна сокола», где тройственную Бабу Ягу замещают три безымянные «старушки». Этот вариант позднее был обработан

В наше время сложно представить себе праздник без сказочных персонажей. С одной стороны, выступают богатыри или, например, в случае Нового года, Дед Мороз, а с другой-Баба-Яга. Она, как всегда, хочет навредить или замыслить что-то плохое и является противником всего хорошего. В народных сказаниях и в головах современных людей. Она всегда является злом, с которым борется добро. А так ли это на самом деле? Злая ли настоящая Баба-Яга или это только всеобщее заблуждение, поселившееся у всех в голове. Данный персонаж интерпретируется в разных ипостасях. Иногда она красивая девушка, помогающая людям, где-то старуха с одной ногой и длинным носом. Чтобы выяснить, кем является настоящая Баба-Яга , надо проанализировать фольклоры стран, религиозную составляющую древних народов, а также истории писателей.

Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях.

На Славянской земле появилось много различных мифов и поверий. Один из таких мифов миф про Бабу-Ягу. Мифология славян говорит нам, что Баба-Яга, она же и Ягишна и Яга-Ягишна, один из самых древних персонажей славянского фольклора. Изначально у славян она была богиней, а точнее, богиней смерти. Выглядела она более фантастически, чем сегодня, считалось, что это была женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в мир смерти и провожающая мертвых в их путешествии к подземному миру. Здесь можно рассмотреть параллель с другим мифологическим персонажем — Ехидной из мифов Греции. Более того, согласно легендам, после того как Геракл и Ехидна разделили ложе появились первые скифы, от которых, в свою очередь, произошли славяне. Современная Баба-Яга, несмотря на свою человеческую форму, имеет много схожих черт с настоящей Бабой-Ягой. Можно предположить, что одноногость Бабы-Яги имеет прямую отсылку к древней Бабе-Яге, со змеиным хвостом. Все эти факты, более того, связывают данного персонажа с животноподобному образу, а именно олицетворяют со змеей. Данное пресмыкающееся на протяжении длительного времени считалось приспешником нечистых сил. В древних манускриптах змея является охранником преисподние. Позже появились змееподобные люди. Исходя из всего вышенаписанного, можно предполагать, что настоящая Баба-Яга является отсылкой к богине смерти у древних славян, которую они чтили и уважали. В связи с тем, что Баба-Яга имела такую мощь, знание и силы многие герои ходили к ней за советом или за помощью.

Кроме всего вышеизложенного, существовало и другое поверье о настоящей Бабе-Яге. Считалось, что она может жить в любой деревни, притворяясь одной из селянок. В данном случае это представление сравнивает ее с обычной ведьмой. Скорее всего, эта мысль пошла из инквизиторских времен Европы. Но конкретно у славян, Баба-Яга являлась все же более сильным персонажем, чем обычная ведьма. Обычно она живет в глухом, темном месте леса, куда очень тяжело пробраться. Считалось, что место, на котором стоит ее избушка на курьих ножках, является некой границей между двумя измерениями. Мифы также гласят, что настоящая еда, которую есть Баба-Яга, это человеческое мясо, дающее ей силу. Жить на границе миров может только существо наполовину мертвое, вследствие данного факта настоящая Баба-Яга имеет почти безграничную силу.

В славянских сказках и мифах Баба-Яга выступает в разных амплуа. Иногда это существо, которое замечательно владеет техником боя на мечах и может неровне бороться с любым богатырем. Чаще всего это старуха, которая похищает детей и есть их, в связи, с чем на нее идет охота. Также Баба-Яга может выступать в роли советника героя. Пригласив героя в гости, она напоит его накормит и если надо даст совет как победить зло. Настоящая старая Баба-Яга в основном передвигается с помощью ступы. Чтобы никто не шел следом, к ступе прикреплены метла, которое заметают за ней все следы. Баба-Яга обладает бескрайними знаниями, знает будущее, а также темную магию. В ее распоряжении настоящая сила тьмы. Баба-Яга также повелевает змеями, черными котами, лягушками, воронами. Все эти животные глаза и уши ведьмы. Более того, в каждого из них она может перевоплотиться и наблюдать за людьми. В поверьях сказано, что Баба-Яга может повелевать силами природы.

По обыкновению ее сравнивают с чем-то нехорошим. Вокруг нее обитает сама смерть. Она похищает и есть людей, в особенности детей. Иногда ее сравнивают с настоящим крылатым змеем. Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках. Считается, что данная избушка — это некий портал в другой мир.

Версии происхождения образа Бабы-Яги.

Несмотря на всю свою отрицательность, Баба-Яга считалась, чем-то наподобие матери Вселенной. Например, как и у греческой матери всех созданий Ехидны у Бабы-Яги есть сыновья и дочери. В управлении у нее находятся три всадника (черный всадник, белый всадник и красный всадник), которые обходят ее владения и ловят всех путников. Как уже писалось выше Баба-Яга персонаж мифов многих стран. Кроме Ехидны, у греков есть еще один похожий персонаж. Это Геката-богиня ночи. Герои Греции боялись ее, но, тем не менее иногда спрашивали совета и искали помощи, как, например, было с Ясоном. В индийской мифологии присутствует персонаж Кали, у германцев – Хель, которая ведает подземным миром. Скорее всего, именно от скандинавских народов, у славян пошла легенда о Бабе-Яге.

Еще одна версия появления на свет Бабы-Яги, идет также от древних славянских народов. В их времена похороны покойника были целым обрядом. Издавна мёртвых хранили в маленьких домиках, расположенных над землей, на пнях. Именно эти пни и домики стали прототипом Избушки на курьих ножках. Корни у пней очень походили на куриные ноги. В связи с тем, что раньше думали, что покойники летают, данные домики стояли дверью от поселения. Мертвых людей укладывали в домах ногами к выходу и если кто заглядывал туда, то выдел только ноги мертвеца. Отсюда и костяная нога. Древние люди с почтением относились к умершим и пытались не тревожить их попусту, но бывали случаи, когда к ним обращались с советом. Другие источники говорят нам о том, что настоящая Баба-Яга – это жрица культа смерти, которая проводила обряды, приносила в жертву животных и наложниц, для того чтобы душа нашла путь в ином мире. В любом случае настоящая правда в том, что Баба-Яга крепко прижилась в современном фольклоре и легендах мира.


Тяжёлая поступь, да хруст сухих веток под ногами. Тёмный лес не место для незваных. Здесь иной хозяин, которому не писан закон богов. И коль не люб будет ему чужак, и шага не ступит тот. Вот и стоит гонимый братьями своими Велес, и топчется, что дитя малое и ждёт хозяина лесного, никем не виданного и неслыханного.
Тихий лязг, словно монетки медные перестукиваются и никого вокруг. Только видит Велес Отец, как среди ветвей мелькнуло, что-то рыжее, словно пушистый хвост. И что ж за зверь такой, что быстрее луч-стрелы Ярило, да ещё с таким хвостом?!
И видит Проклятый, как из тени деревьев-великанов, словно княжна какая-то, чинно выходит дева дивной красоты. Вся в кольчуге серебристой, из мелких чешуек, словно русалки озорные ткали, да в платье простом, сотканным из дымки ночной. И стоит перед ним и глаз не опускает. Не чета такой ни светлая мать Лада, ни тёмная Мара-заклинательница. Эта дева краше, да только красота её не в косах русых и тяжёлых, до пят самих, и не в стане хрупком, словно хрусталь горный. Смотрит она иначе на Велеса-изгнанника. Глаза свои зелёные не прячет и не отводит, смотрит как на равного и друга любимого, с которым разлука долгая была. И видит Великий, как мудрость неизведанная да мощь в теле девичьем, бурной рекой плещется. В руке своей маленькой да беленькой, меч сжимает крепко-накрепко. Защитница она и хозяйка тут.
И решил Велес, что не уйдёт он никуда и дом свой построит в мире Навьем, где нет богов его отвергших. И жён чужих он красть больше не будет, потому, как у него теперь своя будет — Ягиня, дочь Вия ужасного. Добрая и с сердцем, словно огонь Вечный.

Ягиня Богиня и Баба Яга.

Образ и имя светлой, доброй богини было утеряно предками, когда на землю славянскую пришёл иной, единый бог. Вместо Ягини Матушки, осталась злая и кровожадная Баба Яга, как нечисть некрещёная и дружине княжеской противостоящая. Вместо скороходных золотых сапожек, что светлоликую носили по свету, на ногах у Яги башмаки грязные, тропинки неведомые перетоптавшие. И не красна девица в чаще лесной живёт, а старуха с гнилыми зубами да головой немытой и седой.

Но все же очернить имя Ягини Виевны окончательно не удалось. Да она страшная и с ногой костяной, но груди у неё железные, а железо оно с нечистью да со злом борется. Значит не зло Яга. Даже в сказках, предки пытались спасти свою любимую матушку и покровительницу. Только, чтобы дети великого Рода Славянского, не забыли о корнях своих и праотцах.

Ягу злой колдуньей считают, и вредной, что богатырям мешает и преграды ставит. А ещё рассказывают, что она детей в лес заблудших поедает, да только не в одной былине и сказке, такого не сказано. А то, что Ягиня детей любила безмерно, так это правда. Её ведь матушкой потому и прозвали, что она сироток оберегала от напастей всяких, да под крыло своё брала. Ходила она в золотых сапожках своих по сёлам да деревням, а люди ей путь указывали, где детки ничейные жилы. Ягиня детей, тех к себе забирала и от холода и голода спасала. В чаще лесной, у самого подножия Ирийских гор, что сейчас Алтайскими зовутся, она в пещере Ра, огнём вечным души и тела детей очищала и древним богам в услужение готовила. Дети те волхвами да ведуньями становились, женились и детей рождали, чтоб Род продолжить свой. И были они миру Явьему и смертному невидимы, так как чисты и безгрешны они были для жизни бренной. А вот со временем очищение огнём превратили в варварское сожжение, словно Яга детей жарила да кушала, и сил набиралась. Да только неправда всё это. Мудрая Ягиня душами мёртвыми сыта не была, она мудрость несказанную хранила, да и границу в Навий мир стерегла от бесов и нечисти всякой.

Велес и Ягиня.

Ягиня дочерью Вия ужасного была, что в Навьем мире без ведома богов Ирийских правил. И мрак и тьма его земли те скрывали от глаз любопытных, ибо обитала там жить и нежить невиданная. А Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Навьих. Без её ведома ни одна душа в Тёмный Лес ступить не могла. И если её воле противились, то мечом и колдовством тёмным выжигала она непослушных, ибо доброте своей вопреки, была она ужасна и могуча в гневе своём.
Не мог Вий дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у него с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном, одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым.
Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес в мир отца её спустился. По землям её ступал, да только не силой своей, врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они на землях тёмных, да только не насмерть, а на любовь. Потому как, Ягиня всё ведающая, знала что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса Праотца.
И поселились в мире Навьем, Велес и Ягиня, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки.

Баба Яга и Ягиня — различия и схожесть.


Сложно судить спустя столько веков о подлинности Ягини и её перерождения в Бабу Ягу. Возможно, это совершенно два разных персонажа древней славянской мифологии. Некоторые из учёных предполагают, что так оно и есть, и гипотеза единства этих двух персонажей, основано на вольном аспекте схожести имён. В пользу этой теории, можно сказать, само слово баба, как и мама и папа, относится к именам человеческим. То есть та же Ма-ра — это мать, родившая Ра. А ма-ма, это означает родившая вторую, после божественной, сущность — человеческую.
Но как бы там не было, не возможно окончательно отказаться от идеи идентичности Ягини и Бабы Яги. Обе жили в чаще лесной, в заколдованном доме на курьих ножках. Здесь стоит упомянуть, что «курья» — это не курица вовсе, как многие привыкли думать. Курьей называли дымящее, горячее место, которое могло, словно воронка крутиться и затягивать в другой мир существа. Это и считалось вратами в мир иной. Так, получается обе были хранительницами прохода в мир мёртвых. Обе прекрасно понимали язык зверей и растений всяких, и лес в услужении был у обеих.
А ещё обе наставляли на путь праведный отважных и сильных духом. Были они суровыми в испытаниях духа и силы воли избранных. Только достойным, они давали совет и преподносили дары волшебные, что героям могли помочь в преодолении преград на их пути.
Ягиня и вовсе считалась хранительницей не только междумирья, но и мудрости и колдовства неизведанного. Не зря ведь к ней за помощью всякий раз тёмная Мара приходила. А Баба Яга, вопреки всем сказочным россказням, всех героев в доме своём принимала и почивала, на печь спать укладывала, а по утру в путь отправляла.
Верить или нет в единство Яги и Ягини — это выбор каждого. Но это неоднозначно, так как прямых доказательств, опровергающих или наоборот доказывающих подобное, просто нет.

Во времена моего детства, когда каждая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники (для младших классов) и «дискотеки» (для старших), непременной деталью этих действ были представления приглашенных артистов - иногда профессиональных, из местного драмтеатра, иногда любителей - мам, пап, учителей.

И таким же непременным был состав участников - Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность (белки, зайцы и т. д.), иногда - пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но главным злодеем была Баба-Яга. В каких только интерпретациях не представала она перед изумленной публикой - и горбатая старуха, и женщина средних лет с ярким макияжем - что-то среднее между цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное создание в платьице из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была лишь ее суть - как можно больше напакостить «добрым персонажам» - не пустить на елку, отобрать подарки, превратить в старый пень - список не ограничен.

На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще встречается в сказках северной Руси, попытаемся разобраться. Можно предположить, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.

Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе Яге.

А кто такая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный элемент? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка детских писателей? Попробуем выяснить происхождение самого коварного сказочного персонажа нашего детства.

Славянская мифология

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.

Постоянное место обитания Яги – дремучий лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обыкновенно говорит: «Избушка - избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!» Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: «Фу–фу! Русским духом пахнет… Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Тот ей и отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».

Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».

Костяная нога была змеиным хвостом?

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя».
По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах: змея - человек со змеиным хвостом - одноногий человек - хромой и т. п.).

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом „земля» - „ползающая по земле»», - пишет О. А. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга.

Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве - прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п.

Костяная нога - связь со смертью?

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Сказки

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну.

И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.

Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Версия Владимира Даля

«ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Стоит яга, во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем. Ягишною зовут злую, бранчивую бабу».
«Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе едет, пестом погоняет (упирается), помелом след заметает. Она простоволоса и в одной рубахе без опояски: то и другое - верх бесчиния».

Баба-Яга у других народов

Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее - страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,- верили и взрослые. И богиня эта - одна из древнейших.

Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды - испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина - жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».

Все вокруг нее дышит смертью и ужасом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами - руки, замком - зубастая пасть. Тын у нее - из костей, а на них - черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, особенно детей, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это - символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).

По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется - бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга - могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного - принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик.

Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я - Ежи-ба-ба»,- говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) - недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока он не повернется к лесу задом.

С Ягой-вахтершей трудно справиться. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира.

Яга - тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она - домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) - орудия женского труда. Яге служат три всадника - черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем.

Яга - богиня общеиндоевропейская.

У греков ей соответствует Геката - страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты.
У германцев - Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу).
У индийцев - не менее жуткая Кали.
Перхта-Хольда обитает под землей (в колодцах), повелевает дождем, снегом и вообще погодой и носится, подобно Яге или Гекате, во главе толпы призраков и ведьм. У немцев Перхту заимствовали их славянские соседи - чехи и словенцы.

Альтернативные варианты происхождения образа

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.

Еще вариант:

Возможно, что таинственная избушка на курьих ножках не что иное, как широко известный на Севере «лабаз», или «чамья», – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов. Лабазы всегда ставятся «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход в него находился со стороны реки или лесной тропы.

Небольшие охотничьи лабазы иногда делаются на двух–трех высоко спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще больше похожи на сказочную избушку небольшие, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – «урах». В них обычно находились кук–лы–иттармы в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик –может, поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги?

По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) - жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

И еще версия:

«Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога (вспомните «баба-йожка»)- так что Баба-яга на самом деле - владеющая йогой.»

«В Индии йогов и странствующих садху уважительно называют баба (хинди बाबा - «отец»). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иноземцам, что вполне могло дать пищу для фантазий и сюжетов сказок, где баба йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью (жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, ходить без одежды (нагими), с посохом («костяная нога»), длинными спутанными волосами, носить кольца в ушах, повторять мантры («заклинания») и практиковать йогу. Наги в индийской мифологии - змеи с одной или несколькими головами (прообраз Змея Горыныча). В этой и других йндийских сектах совершались загадочные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т.п.»

Еще есть у Соловьева в «Истории Государства Российского» про бабу Ягу есть - версия - что был такой народ Яги - который растворился в русских. Людоедели по лесам, немного и пр. Известен князь Ягайло, например. Так что сказки - сказками - этносы - этносами.

А вот еще одна версия гласит, что Баба Яга - это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных (ну, ок, ок, союзных ) земель. Лицом страшен, глаза раскосые. Одежда напоминает женскую и не разберёшь, мужик или баба. И приближённые зовут его не то Бабай (то есть Дед и вообще старший), не то Ага (чин такой)… Вот оно и Бабай-Ага, то есть Баба Яга. Ну, и не любят его все - за что же сборщика налогов любить?

Вот есть еще версия, не заслуживающая доверия, но упорно гуляющая по интернету:

Оказывается, баба-яга из русских сказок жила совсем не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку бабу-ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, по-видимому, в русской сказке и появляется непонятное выражение «Баба-яга - костяная нога».

Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке-людоедке получилась сказка о русской бабе-яге.

Эта «версия» не имеет источника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книгу некоего Г. Климова (русско-американский писатель

Кощей Бессмертный, Кикимора, Леший, Соловей Разбойник - с детства знакомые нам немного страшные, немного нелепые, немного смешные, а в конце-концов довольно жалкие персонажи русских народных сказок. Кто они, откуда взялись, как поменялся их характер, привычки, судьбы с течением времени? Попробуем разобраться. Интересно, что в наступившем году Баба Яга заняла третье место среди приглашаемых на новогодние елки персонажей, опередив даже символа года - Зайчика. Почему же эта испокон века признанная злодейка так полюбилась нашим ребятишкам?

Умные злодеи

Действительно, многие дети любят побояться, но не всерьез, а понарошку, для остроты ощущений. Ведь если в сказке есть злодей, то есть и герой, который обязательно победит. Сказки тем и хороши, что добро в них непременно побеждает зло, грехи и пороки высмеиваются, а злодеи проигрывают. Но согласитесь, отрицательные персонажи всегда многограннее, интереснее, живее что ли, чем положительные. С теми как раз все понятно буквально с самого начала - живут правильно, учатся прилежно, родителей чтут как положено, влюбляются непременно в красавиц-царевен, коих в конце-концов и едут спасать, одним словом - счастливый финал им буквально на роду написан. А вот злодеи - те позанимательнее. Умны, изобретательны, хитры, остры на язык и эпатажны внешне. Им бы еще чуть-чуть везения... Неужели они так и родились злючками и человеконенавистниками, или в силу каких-то причин просто превратились в оных? Итак, одна из историй бабы Яги.

Могущественная богиня

У наших древних славянских предков-язычников существовало божество - Баба Йога - покровительница Рода, олицетворение родовой мудрости. Она собирала по городам и весям детей-сирот и доставляла в свой Скит для того, чтобы спасти от гибели остатки Родов Великой Расы. Перемещалась старушка по воздуху в деревянной ступе и исключительно по ночам. Наши предки еще со времен матриархата очень почитали эту богиню, но по всей вероятности, материнский инстинкт древних славянок вынуждал их слегка запугивать своих деток, любивших убежать подальше, да погулять подольше - мол, заблудишься, дорогу домой не найдешь, прилетит Баба Йога, примет тебя за сироту и разлучит нас навеки. Без злого умысла, разумеется. Во всяком случае, мне так думается.

По мнению многих ученых - исследователей древнеславянской и древнерусской культуры Баба Йога вполне могла стать прообразом сказочной Яги. Причем в дохристианские времена - положительным (все-таки спасала ребятишек), а затем, как и многие персонажи языческих славянских верований, отрицательным.

Знахарка и повитуха

Есть и другое мнение. Древнее название огня - «яга». «Ягать» - обозначало жечь, а во втором значении - громко, истошно кричать. Так кричали роженицы, или охотники. В древнеславянском понимании «баба» - это старая мудрая женщина, основательница рода, знахарка, колдунья. А если вспомнить, что раньше существовал обряд «припекания» больного ребенка, то многое становится на свои места. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него хворого младенца, укладывала на лопату и засовывала в хорошо натопленную печь. Затем вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого обертывания и прогревания очень часто выздоравливал. Кстати, ни в одной, даже достаточно поздней сказке, баба Яга никого не изжарила, она лишь собиралась это сделать.

Между двух миров

С точки зрения сторонников классического древнеславянского происхождения Бабы Яги, помимо всего сказанного, она еще принадлежит и к двум мирам - миру мертвых (Тридевятое царство) и миру живых. Об этом свидетельствует место жительства Бабы Яги - избушка на курьих ножках, стоящая в чаще леса. Когда избушка поворачивается передом к тропинке, ведущей к людям - она обращена к живым, а когда к темной лесной чаще - к мертвым. Костяная нога тоже у бабуси неспроста. Костяная - значит мертвая, даже истлевшая. Одной ногой она еще здесь, а другой уже там - за смертным порогом. Именно ноге уделяется особое внимание еще и потому, что если днем заглянуть в домовину-усыпальницу, то увидеть можно только ноги - покойников славяне хоронили всегда ногами к выходу.

Жрица зла и повелительница лесных сил

Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, или высоких пней деревьев, на которых наши древние предки ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри, называемый еще «домовиной». Кстати, именно так по сей день во многих областях, чаще в деревнях, а не в городах, принято называть гроб. Этот славянский погребальный обряд существовал в VI-IX веках, вплоть до принятия христианства. Кстати, подобные же захоронения практиковали арии и некоторые древние сибирские народы. Кроме того, если человек погибал, исчезнув бесследно, либо тело его невозможно было похоронить по правилам, люди делали маленький домик, устанавливали его на пень, а внутрь поселяли куклу, свято веря, что именно через нее можно было общаться с душой умершего.

Баба Яга, днем - ну, совершенно слепая старушка - внутри такой избушки лежала неподвижно и не видела пришедшего из мира живых, а узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет». Как отмечают многие исследователи, человек, который отправляется в мир мертвых спасать Царевну, обязательно попадает на своем пути в избушку Бабы Яги, и знаете зачем? - За советом. Только она могла провести его туда, только она знала, как ему выйти обратно, и она испытывала непрошеного гостя. Цена ошибки - жизнь. Пройдя испытания и успешно избежав участи быть «съеденным», то есть навечно остаться в мире мертвых, герой оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, одолевает страшных чудовищ, подчиняет себе часть служителей темного царства, нередко получает власть над лесной и болотной нечистью и овладевает умением управлять стихиями. Одним словом, становится немного больше, чем просто человек. А такому - и страх и почет от соплеменников. Вот и получается, что с одной стороны Баба Яга - кровожадная и коварная жрица зла, пожиравшая детей и добрых молодцев, которую нужно было непременно победить, извести, уничтожить, а с другой -ведунья, повелительница лесных сил, оценившая храбрость, ум и отвагу пришедшего и помогающая ему в его трудном путешествии. (Вспомните клубок ниток, который дает старушка добру молодцу, чтобы он не заплутал в чаще).

Дорожная ягушка

Есть и другая теория, согласно которой вредная Бабуся - персонаж не исконно славянский, а занесенный к нам из Сибири вместе с легендами и сказами древних пермяков, самоедов и лопарей. «Ягой» они называли женскую одежду - покров «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу... Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу... Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге». Кстати, аналогичное толкование дает в своем словаре и В.И. Даль.

Подобная одежда была удивительна для наших предков, потому и женщину, носившую ее, они наделили особыми качествами. А представьте, если это пожилая, сгорбленная, нелюдимая женщина, да еще и знахарка. Жуть!

Есть еще одно мнение, утверждающее, что имя Бабы-Яги никак не связано названием одежды, а имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями: «болезнь, досада», «чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить». Вот эту-то позицию и приняли на вооружение наиболее поздние толкователи сказок. Тут вроде тоже все понятно - высохла нога, вырос горб, замучила подагра, гложет одиночество, вот и приходится восполнять силы, «съедая» других, особенно юных, чистых, наивных - в отместку за свою несложившуюся жизнь. Но как-то это уж слишком по-взрослому для детских-то сказок...

Самая же распространенная версия гласит, что прототипами сказочного персонажа стали древние ведуньи и знахарки, селившиеся особняком в лесу, где они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали целебные настойки. Почти в каждой деревне была такая женщина, и именно к ней обращались жители в случае болезни и иной нужды. Отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, поэтому чаще всего это были неразговорчивые, мрачные, неприветливые женщины.

В более поздние христианские времена образ бабы Яги постепенно слился с общенародными представлениями о ведьмах. Но это несправедливо, ведь образ бабы Яги значительно богаче многограннее.

В завершение хочется сказать - слава Богу, что сохранились еще в народе наши старые мудрые сказки, и что по-прежнему можно почитать их детям, а когда подрастут - рассказать «биографию» знакомых и полюбившихся персонажей. Чем не урок истории?! И куда уж их желторотым «гарри поттерам» до наших молодцев, царевен, бабусь с костяными ногами и бессмертных кощеев. Это здорово, уж поверьте!

Лилия Велесова