Что называют борьба жизнь против жизни. Многодетные семьи: борьба за жизнь против ненависти

Жизнь в мире – это одна длительная борьба, и человек, который не знает борьбы жизни, представляет либо незрелую душу, либо душу, поднявшуюся над жизнью этого мира. Целью человеческого существа в этом мире является достижение совершенства человечества, и поэтому необходимо, чтобы человек прошел через то, что мы называем борьбой жизни.
Есть два разных отношения, которые выказывают люди, участвуя в борьбе жизни. Один храбро бьется, другой становится разочарованным, сердце его разбивается еще до того, как он достигает своей цели. Стоит человеку только отказаться от храбрости пока он ведет сражение жизни, как бремя всего мира падет на его голову. Но он, на ходу ведя сражение жизни, только он один прокладывает себе путь. Тот, чье терпение истощилось, тот, кто пал в этой борьбе, будет затоптан теми, кто идет по жизни. Даже смелость и храбрость недостаточны, чтобы идти сквозь сражение жизни, что-то еще надлежит изучить и понять: человек должен исследовать природу жизни, он должен понять психологию такого сражения.
Для того, чтобы понять эту борьбу, человек должен видеть, как много сторон присущи ей. Есть три стороны: борьба с собой, борьба с другими и борьба с обстоятельствами. Один человек, быть может, способен бороться с собой, но этого не достаточно. Другой способен бороться с другими людьми, но и этого не достаточно. А третий отвечает требованиям обстоятельств, но даже и этого не достаточно. Все три стороны надлежит изучить и познать, человек должен быть в состоянии вести борьбу во всех трех направлениях.

Теперь возникает вопрос: где нам следует начать и где закончить? В общем, человек начинает, вступая в борьбу с другими, он борется всю свою жизнь и никогда не подходит к концу. Если человек мудрый, он борется против обстоятельств, и может быть что-то становится немного лучше. Но тот, кто борется с самим собой оказывается мудрее всех, ибо как только он вступает в борьбу с самим собой, что труднее всего, так все остальные битвы становятся легкими для него. Борьба с самим собой – это как пение без аккомпанемента. Борьба с другими – определение войны. Борьба с самим собой – определение мира. В начале и с внешней стороны может показаться жестоким бороться с самим собой, особенно, когда человек прав, но тот, кто проник глубже в жизнь, обнаружит, что борьба с собой оказывается самой выгодной в конечном итоге.
Переходя к вопросу о природе борьбы с собой: в ней есть три аспекта. Первый – привести нашу мысль, слово и действие в соответствие с требованиями нашего идеала, одновременно давая выражение всем импульсам и желаниям, которые имеются в пределах нашего естественного бытия. Следующим аспектом борьбы с собой – приноравливаться к другим, к их разнообразным идеям, их разнообразным требованиям. Приспосабливаясь к ним, мы становимся такими узкими или такими широкими, какими являются их установленные требования к нам – это очень тонко, трудно для каждого и понять и осуществить на практике. Третий аспект борьбы с собой – дать место – большое или малое, в зависимости от потребности – другим в своей собственной жизни, в своем собственном сердце.
Когда мы рассматриваем вопрос о борьбе с другими, есть также три вещи, о которых следует задуматься. Первая – как контролировать и управлять людьми и деятельностью, которая по воле судьбы является нашим долгом, нашими обязанностями. Другой аспект – до какой степени позволить себе быть использованными другими в разных ситуациях и положениях в жизни, где нам положить предел, за которым мы не должны позволять другим использовать наше время, нашу энергию, нашу работу, наше терпение – где провести черту. И третий аспект – приспосабливаться к разным концепциям, которые существуют у других людей, достигших разных уровней развития.

Что касается третьего аспекта борьбы – борьбы с обстоятельствами, то существуют обстоятельства, которые могут быть изменены, и есть обстоятельства, которые изменить нельзя, перед которыми человек бессилен. Опять же, есть обстоятельства, которые могут быть изменены, и все же, человек не считает себя способным, не находит в себе силы и средств, чтобы изменить их. Если исследовать эти вопросы жизни, подумать о них и помедитировать ради того, чтобы вдохновение и свет пролился на них, тогда можно понять, как бороться в жизни, тогда человек наверняка найдет помощь. Конечно же, человек может прийти в такое состояние, когда увидит, что его жизнь стала легче.
В дополнение к тому, что я уже сказал, хочется отметить, как на этот вопрос смотрит суфий, как суфий поставил бы такую работу. Суфий смотрит на борьбу, как на неизбежность, как на борьбу, через которую надлежит пройти. С мистической точки зрения, он видит, что чем больше он обращает внимания на борьбу, тем шире будет распространяться борьба, чем меньше он обращает на нее внимания, тем лучше он пройдет через нее. Когда он смотрит на мир, то что же он видит? Он видит, что каждый, обхватив голову руками, занят лишь собственной борьбой, а она не шире ладони. Он думает: “Разве я буду так же сидеть, взирая на свою собственную борьбу? Это не ответ на вопрос”. Поэтому его работа состоит в том, чтобы быть вовлеченным в борьбу других, утешать их, укреплять их, протягивать им руку помощи. Так поступая, он нивелирует свою собственную борьбу, это освобождает его для того, чтобы двигаться вперед.

Теперь вопрос: как борется суфий? Он борется с силой, с пониманием, с открытыми глазами и вооружившись терпением. Он не смотрит на потери: что потеряно, то потеряно. Он не думает о боли вчерашнего дня, вчерашний день для него прошел. Да, если есть приятное воспоминание, то он держит его перед собой, оно помогает в пути. Он принимает и восхищение, и ненависть от окружающих с улыбкой, он думает только о том, что и то, и другая составляют ритм, подобный ритму музыкальных тактов. Есть “и раз, и два” а – сильное, акцентированное и слабое ударение. Похвала не обходится без хулы, не может обойтись и хула без похвалы.
Он не позволяет силе слепо вести себя, он держит перед собой факел мудрости, поскольку он верит, что настоящее представляет собой отзвук прошлого, и что будущее будет отражением настоящего. Человеку годится думать только об одном мгновении, но он должен думать о том, откуда он приходит и куда он пойдет. Каждая мысль, приходящая ему на ум, каждый импульс, каждое слово, которое он произносит, для него подобно зерну – зерну, которое падает в эту почву жизни и укореняется. Таким образом, он открывает, что ничего не теряется, каждый добрый поступок, каждое малое деяние доброты, любви, на кого бы оно ни было направлено, когда-нибудь дает росток и приносит плоды.

Суфий не рассматривает жизнь отдельно от дела, но видит, как может быть достигнуто реальное дело. Символ китайских мистиков – ветка, увешанная плодами, которую они держали в руке. Что это означает? Это означает, что цель жизни – достичь такой ступени, где каждое мгновение становится плодотворным. А что такое плодотворное? Значит ли это приносящий плоды для себя? Нет, деревья не приносят плоды для себя, но для других. Истинная выгода не в том, чтобы человек делал что-то для себя, истинная выгода в том, что он делает для других. Достижение всего, чего он хочет достичь, будь то на земле или на небе, какой результат из этого следует? Результат таков: чтобы человек мог представить перед другими все, чего он достиг, все, что он обрел на земле или на небе. Пропкар – на языке Веданты означает работа на благо других, единственный плод жизни.

Пока младенец невинен, он счастлив, он ничего не знает о борьбе жизни. Я помню эти строки, написанные покойным Низамом из Хайдарабада, великим мистиком:
Ах, что за время было то, когда не видели мои глаза печали,
Когда желаний не знавало сердце, а жизнь была страданий лишена!

Это – первый этап. Отсюда мы переходим к зрелости разума. Человек видит, что никому нельзя доверять: ни другу, ни родственнику, никто не сможет выдержать времени испытаний, все лгут, вокруг нет ничего истинного. Поначалу он думает, что все это направленно непосредственно против него. Один дервиш как-то написал на стене мечети, возле которой провел ночь, следующие строки:

Мир верит в Бога идеал,
Не зная, друг Он или враг.
Так волны все на берег набегают,
А атом думает, что для него они играют.

Он думает: “Волна поднимает меня, для меня это благоприятно, волна опускается, это для меня неблагоприятно”. Человек думает: “Мой друг – благо он для меня или он вреден ”, но потом понимает, что это природа мира. Во всех нас присутствует нафс – эго, и каждое эго сражается против другого. В каждой руке меч, в руке друга, равно как и в руке врага. Друг ударит после поцелуя – другой разницы нет.
А потом человек осознает, что от мира нечего ждать. Великий индийский поэт Тулсидас сказал: “Каждый делает и говорит столько, насколько он понял”. Почему же мы будем винить другого за то, что он не смог понять? Если у него нет большего понимания, откуда же этот бедный человек его возьмет? На столько, на сколько он понял, он и делает. После этого человек понимает, что все, что происходит, следует принимать спокойно. Если он получает оскорбление, он воспринимает его спокойно, если приходит доброе слово, он принимает его с большой благодарностью, если плохое слово приходит – он принимает его спокойно и благодарен. Если это только плохое слово, он благодарен, что это не удар. Если это удар, он благодарен, что не нечто худшее. Он готов отдать свое время, свое служение всем, и достойным, и недостойным одинаково, потому что он видит во всем проявление Бога. он видит Бога в каждой форме, и в высшей, и в низшей, в самой прекрасной, в самой ничтожной.

Суфий говорит: “Если Бог отделен от Вселенной, тогда я лучше буду поклоняться тому Богу, которого можно увидеть, которого можно услышать, которого можно попробовать на вкус, которого можно почувствовать сердцем и воспринять душой ”. Он поклоняется Богу, который перед ним, он видит Бога, который присутствует во всем.
Христос сказал: “Вы увидите меня, что я таков, как Он, пославший меня ”. Это не значит, что Христос заявлял о божественности собственной персоны. Это то, что дервиши называют хамин ост – все есть Он и Он есть все. Не существует ни одного атома во Вселенной, которым бы Он не был. Мы должны узнавать Его, мы должны уважать Его в каждом лице, даже в лице своего врага, даже в самом ничтожном. Наше благочестие, наша духовность ничего не стоят, если мы этого не делаем.

Недостаточно прочитать несколько книг по философии и знать, что все есть Бог. Прочитать религиозную книгу и чувствовать, что мы благочестивы – недостаточно. Ходить в какое-то религиозное место и быть довольными тем, как мы религиозны – недостаточно. Раздавать милостыню, будучи убежденными, что мы делаем что-то великое, недостаточно. Мы должны отдавать наше служение и наше время равно достойным и недостойным, поскольку это единственная возможность даяния. Эта жизнь длится всего несколько дней, и у нас никогда больше не будет возможности отдать, послужить другому, сделать что-то для другого. Мы должны быть благодарны Богу за то, что Он сделал нас способными отдавать, способными служить другим.

Читатели меня просят приводить больше жизненных примеров, что я и стараюсь делать. И даже если я пишу статью по теме очередного семинара, то стараюсь привести несколько практических примеров для самостоятельного освоения.
А ведь вы заметили, наверняка, что большинство мастеров, проводящих семинары, не раскрывает своих секретов до семинара. И даже когда некоторые из них пересказывают своими научными словами мои теоретические изыскания по энергетической психологии, прошедшие в печати чуть ли не десяток лет назад, я приветствую это.
К примеру, предлагаемую мной замену негативного мышления на позитивное как основу роста духовности называют сейчас повышением вибраций, что одно и то же, если не считать, что причина все же важнее следствия, хотя и положительного, но одного. А позитивное мышление дает много других важных следствий.
К сожалению, не дается никаких практических рекомендаций для повышения вибраций. А от этого складывается впечатление, что человек ничего не может самостоятельно сделать, без помощи учителя. При этом усугубляется неуверенность человека в себе, т.е., по сути, понижаются его вибрации. В результате десяткам, посетившим семинар, учитель, возможно, поможет повысить вибрации. А вот тысячам читателей понизит и будет считать, что совершил доброе дело.
И все же: чем больше авторов начнут говорить об эволюции как цели жизни, тем ближе будет эта благородная цель.
Но, в свою очередь, я хотел бы задать читателям вопрос: «А зачем вы так интересуетесь чужой жизнью? Не полезнее ли наблюдать за своей?» Я думаю, что лучше радоваться, когда все хорошо, и благодарить, когда плохо. Ведь именно в трудностях мы духовно растем, а в отдыхе набираемся новых сил на их преодоление.
Мне хотелось в этой статье, чтобы вы тоже поразмышляли вместе со мной на эту важную тему, а не проглатывали бездумно чужую ментальную пищу. Может, кто-нибудь именно в этот момент задумается, проснется от обыденности и решит круто изменить свою жизнь. Именно тогда она и станет Жизнью, когда начнет течь бурным, творческим потоком.
А когда вы прочитали заголовок, я уверен, что каждый выбрал какое-то одно кредо, причем большинство - «борьбу». И это не удивительно, ведь нас так учили. А давайте теперь сами будем учиться.
Но для начала все же прочитаем научное определение жизни. Это «обмен веществ». А совсем недавно ученые, признавшие энергетичность жизни, дали дополнительное определение как «энергоинформационный обмен».
Впрочем, это касается только биологической и психической жизни человека. А социологи дают свое определение жизни общества, государства, цивилизации как взаимоотношений между его членами. Получается, что жизнь человека делится и зависит от двух факторов: внутренних и внешних. И внешняя сторона его жизни зависит от правил, называемых «общественной моралью», а внутренняя - «индивидуальной нравственностью».
Этика - наука, изучающая мораль и нравственность. Другими словами, мораль и нравственность - это формы, а этика - их содержание. Чтобы было понятней, приведу один пример.
Всем известно изречение: «Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три вещи: построить дом, посадить дерево и родить сына». Уже по одному тому, что мужчины не рожают, можно сделать как минимум два вывода. Что эта поговорка относится ко всем людям и что она, как и притчи, иносказательна и дает лишь одну форму, не раскрывая содержание, над которым люди должны задуматься сами.
Я задумался и получил такой ответ. Дом - это крепость, это целостность, которые может дать этика семейных взаимоотношений, построенная на уважительном подчинении младших старшим (закон иерархии). «Новый завет» говорит об этом так: «Муж должен слушать Бога, жена - мужа, дети - родителей». Мы видим, как сейчас сказывается грех непочитания родителей на современной молодежи. Редко найдешь счастливые пары, поженившиеся без родительского благословения.
Дерево - это индивидуальная нравственность, помогающая духовному росту человека. Дети - это плоды, результаты жизненной деятельности, строящейся на морали общественных взаимоотношений. К тому же, сын - это продолжение жизни.
Кроме того, эти три вещи означают три главные жизненные ценности. Дом означает счастье, дерево - здоровье, а сын - успех.

Жизнь - борьба
Давайте сначала разберемся, что дает нам призыв к постоянной борьбе, а, по сути, к выживанию в постоянных трудностях и страданиях. Есть еще одно понимание жизни как движение, и именно в нем заключается ее цель. Но в то же время смыслом жизни является счастье. А будет ли оно в постоянном напряжении? Ведь мы его ощущаем лишь в покое.
Борьба чаще всего предполагает отсутствие правил, а если даже они и есть, то аморальны. Помните, чему нас учили: «Цель оправдывает средства»? Большинство так и живет до сих пор, хотя уже наступила другая формация.
Назначение морали как правил жизни по совести - сохранять, а не разрушать государство. А вспомните «Моральный кодекс строителя коммунизма». Из его 12 пунктов 4 требовали непримиримости, нетерпимости. Не по этой ли причине развалилось такое мощное на вид государство?
Разрушительно действует даже позитивная мораль, если она только декларируется, но не исполняется. Ложь, проявляемая в расхождении слов с делом, разъедает общество недоверием, убивая взаимоотношения между его членами. Застой в экономике - всего лишь следствие, а причина - в отсутствии морали, этики во взаимоотношениях. Первые капиталисты в России не составляли никаких договоров. Слово чести было превыше всего, и они процветали, не топя друг друга, да еще и отдавая «десятину» на благотворительность. А у нас сейчас ни права, ни морали, поэтому политики так стремятся к правовому государству. Но это правовое государство все-таки держится на насилии.

«На каждое действие есть противодействие»
Это 3-й Закон Ньютона, известный нам со школьной скамьи. Жаль только в школе его заужают до уровня техники и не расширяют на взаимоотношения между людьми. Я хотя и преподавал не физику, но часто показывал его действие на практике. «Ударьте, - говорю,- кулаком в стенку. Почувствовали, как стенка с такой же силой ударила вас? Ударите сильнее - и она еще сильнее ударит вас. Точно так же и между людьми, и не только физически и словесно, но даже мысленно». А ведь это было еще до открытий ученых о воздействии силы мысли.
В социологии 3-й Закон Ньютона наблюдается как принцип соответствия. Если на физическом уровне всем абсолютно понятно, что после сжатия пружины, она непременно распрямится, то в социальном плане многие люди считают, что творимые ими несправедливости останутся безнаказанными. Но в том-то и дело, что обратное действие неотвратимо.
Точно так же обстоит дело и с Законом равновесия: «Если в одном прибудет, то в другом убудет». В социальном плане это звучит примерно так: «Если берешь одно, то теряешь другое». И человек не замечает, что за удовольствия, к которым он так стремится, расплачивается впоследствии страданиями. Этот Закон на Востоке еще называют Законом долга или кармы. И он имеет и обратное действие: «если отдаешь одно, то получаешь другое». К примеру, если жертвуешь материальными благами, получаешь моральное удовлетворение в форме радости, счастья и здоровья. И наоборот - если жертвуешь вниманием, состраданием, временем, то не будешь прозябать в бедности. Доброта ценнее материальных благ.

Закон ритма
Говоря о жизни, невозможно не обратить внимание на один из основных ее законов - Закон ритма, который и укореняет в нашем сознании противоположности, или, как сейчас принято в эзотерике говорить, «дуальность», а в экзотерике - «дихотомию». Другими словами, привычка делить все на черное и белое, не оставляя права жизни на существование ее цветовой гаммы, а по сути, лишая человека права на счастье наслаждаться жизнью.
А ведь сейчас даже экзотерические науки признали не только биоритмы физического тела, но и эмоционального и ментального. Они имеют разный по продолжительности цикл. Физический - 23 дня (из них половина - на спад физических сил, половина - на подъем), эмоциональный - 28 дней и ментальный - 33 дня. Соответственно, на подъеме той или иной синусоиды человек чувствует себя (не только по настроению, но и по творческому успеху) хорошо, а на спаде гораздо хуже, что подтверждает мою теорию общего энергопотенциала (ОЭП). И чем ниже ОЭП, тем острее и чувствительнее переживает человек те или иные отливы энергий.
Вот почему я постоянно говорю о самосовершенствовании, в первую очередь, как о накоплении ОЭП. Именно от него зависит наше здоровье, счастье и успех - основные жизненные ценности. И мало знать об этом, надо все это зарабатывать физическим, психическим и умственным трудом. Как? Об этом в одной статье не расскажешь. На эту тему у меня написана целая книга «Йога жизни, или Психоментальная культура». Этому я обучаю на своих семинарах.
Поскольку наша жизнь дуальна, чтобы жить полноценно, надо принимать ее целиком, а не делить на хорошие и плохие периоды. Тем более, называемые нами «плохие» периоды оказываются самыми продуктивными в нашей жизни, а «хорошие», если к ним привыкнуть, ведут к застою. Человек, как электрическая машина, должен периодически работать, тратя энергию, а периодически отдыхать - для подзарядки. Таким образом будет обеспечиваться целостность и полнота жизни, т.е. оба ее периода будут идти на пользу, а не во вред. Для этого надо соблюдать чувство меры, чтобы не застаиваться ни в одном из них.

Жизнь - игра
Согласно эзотерике, человек приходит на Землю, чтобы выполнить свою миссию, т.е. сыграть определенную роль. В течение жизни он играет множество ролей: бытовых, служебных, не говоря уже об артистах, которые, не успев выйти из одной роли, переключаются на другую. Да и обычный человек тоже часто переходит из одной жизненной роли в другую. То он продавец, то покупатель, то водитель, то пешеход, и каждый раз он осуждает и обижается на других людей в противоположной роли, переживая стрессы и теряя свою психическую энергию. Разве это не глупо?
Часто режиссеры призывают актеров жить, а не играть на сцене и таких актеров называют «актерами от Бога». В то же время замечено, что они живут недолгую жизнь, в отличие от играющих, сжигая слишком много энергии и не успевая восстанавливаться. Кроме того, они настолько зацикливаются в своей роли, что отождествляют себя с личностью героя. В результате их судьба бывает похожа на персонажа, вплоть до трагического финала.
Выше мы говорили о законах жизни. По сути, это правила жизни. И если считать жизнь игрой, то чтобы быть в ней успешным, нужно знать правила игры. Ведь в любой игре незнание ее правил обрекает на проигрыш. Соблюдение правил заставляет быть осознанным, а это самое главное в жизни. Осознанность - залог успеха. Она избавляет от глупостей, помогая определять приоритеты по важности, а главное, постоянно находиться в настоящем времени.
Сейчас слушал концерт Ваенги и смеялся над одной ее шуточной песней. Перескажу ее своими словами:
Мой муж всем хорош и любит меня, но есть один недостаток - не закрывает тюбик с зубной пастой. Ну как можно одновременно любить и тут же гадить. И я ушла к соседу. У него хоть и вставная челюсть, но зато тюбик всегда закрыт.
Смешно, а ведь сколько жизней разбито из-за подобных глупых мелочей, возведенных в ранг важных.
Разумеется, это не причина, а повод для разрыва. А причина чаще всего кроется в борьбе за власть, т.е. в эгоизме, приводящем к обидам. Обида, в свою очередь, уводит из настоящего в прошлое, т.е. из действительности - в иллюзию. Я уже писал об одной женщине, жаловавшейся на мужа, с которым она рассталась, как потом выяснилось, двадцать лет назад. И таких глупостей мы совершаем в жизни великое множество, которых можно избежать, если жить осознанно.

Жизнь - это учитель
Если принять эзотерическую гипотезу, что человек приходит на Землю учиться, за аксиому, то, внимательно наблюдая за событиями в своей жизни, можно предвидеть надвигающиеся проблемы. И не только избегать их, но и привлекать благоприятные ситуации. Для этого нужно соблюдать Закон равновесия, о котором я уже говорил. Т.е. не создавать долги, а платить авансом. Чем? Трудом самосовершенствования. Когда начинаются какие-либо проблемы, потери, болезни - это явный признак задолженности. Это основная причина. И бесполезно бороться с этими следствиями, что делает большинство. Нужно убирать причины, иначе проблемы будут еще больше усугубляться. Они играют роль будильника. И если мы не просыпаемся, они начинают беспокоить нас еще сильнее.
А посему благодарите болезни, прощайте обидчиков. Любите жизнь, какая она есть. Все, что ни делается, всё к лучшему!

В 1903 г. лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников в книге «Этюды о природе человека» написал: «Старость наша есть болезнь, которую нужно лечить, как всякую другую». Однако большинство врачей и физиологов против признания старения болезнью. Они полагают, что старение – это нормальный физиологический процесс, наподобие эмбрионального развития или полового созревания.

Член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, заведующий лабораторией генетики продолжительности жизни и старения Московского физико-технического института, заведующий лабораторией молекулярной радиобиологии и геронтологии Института биологии Коми УрО РАН Алексей Александрович Москалев рассказал корреспонденту журнала «НАУКА из первых рук», что старение – это не столько естественный процесс, как полагают многие, сколько болезнь, которую можно и нужно(!) лечить. Уже сейчас есть механизмы, способные радикально замедлить процессы старения и максимально сократить период «беспомощной старости» у модельных животных, однако начать клинические испытания лекарств от старения для человека, по мнению А. Москалева, невозможно по той причине, что старение официально не признано болезнью

Смерть раньше 150 лет – насильственная смерть.
И. И. Мечников

Все хотят жить долго и при этом не стареть, и не болеть, но действительность такова, что живые организмы стареют и умирают. Впрочем, у живых систем, в отличие от неживых, есть преимущество. Если «стареет» неживая система, если в ней что-то сломалось, поломки будут накапливаться, пока она не развалится окончательно. Но живые клетки обладают репарационными механизмами, с помощью которых они могут «чинить» себя, а также могут обновляться за счет резерва стволовых клеток: когда в какой-то момент «починка» становится «нерентабельной», клетки совершают «самоубийство» - уходят в апоптоз, а из резервных клеток образуются новые зрелые клетки. То, что мы называем старением, начинается, когда непреднамеренно ломаются механизмы «починки», когда повреждаются механизмы поддержания гомеостаза , постоянства внутренней среды организма.

Москалев Алексей Александрович – член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, автор более 80 научных статей, книг и популярных лекций в области биологии, генетики старения и продолжительности жизни, радиационной генетики. Организатор регулярной международной конференции Genetics of aging and longevity . Консультант международных научных фондов, фармацевтических компаний, эксперт Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ и Европейской исследовательской комиссии

Человеческие клетки – не самые совершенные, если говорить об их способности обновляться. Известно, что потенциальным бессмертием обладают гидры (беспозвоночные кишечнополостные животные), а американские исследователи недавно доказали , что этой особенностью обладают многочисленные родственники гидр – медузы, кораллы, актинии, другие примитивные животные – гребневики, губки, пластинчатые и плоские черви. У этих организмов, в отличие от человека, во взрослом состоянии сохраняется уникальная способность стволовых клеток регенерировать любую ткань тела, то есть, высока способность к самоомоложению органов. Взрослые стволовые клетки человека, как известно, обладают очень ограниченным регенеративным потенциалом. Известны и растения, у которых фаза молодости может длиться многие десятилетия или даже столетия, хотя после размножения они быстро стареют и погибают (бамбук, пуйя Раймонди).

Теорий старения существует несколько; согласно одной из них, эволюционно-генетической или теории накопления мутаций, старение связано с тем, что с возрастом ослабевает давление естественного отбора. Так как в дикой природе животные редко доживают до старости, потому что погибают от хищников, охотников, болезней и т.д., они «стараются» как можно быстрее оставить потомство. Но из этого следует, что жесткое сито отбора не проходят только те гены, неблагоприятные мутации в которых проявляются в раннем возрасте. Вредные мутации, проявляющиеся в пожилом возрасте, уже не испытывают серьезного эволюционного давления, так как большая часть популяции до них просто не доживает.

Наша коллега из Калифорнии проф. Т. В. Татаринова , отсеквенировав геномы ископаемых останков древних людей, обнаружила, что у них была очень высока частота аллелей генов, связанных с возраст-зависимыми заболеваниями. Это может служить косвенным подтверждением эволюционно-генетической теории старения: люди в то время жили мало, соответственно у них накапливалось большее количество мутаций, связанных с возрастными заболеваниями, так как они до них не доживали.
Но сейчас становится актуальной и обратная ситуация: по мере того, как увеличивается продолжительность жизни, «вредные» аллели старшего возраста постепенно «уходят» из популяции, но, благодаря развитию медицины, накапливаются мутации, проявляющиеся в детском возрасте. Возможно, в будущем мы научимся диагностировать аллели как рано, так и поздно проявляющихся мутаций еще на эмбриональной стадии развития, и для каждого будущего человека будем готовить программу генной терапии. Сейчас, хотя мы можем с точностью до буквы редактировать геном с помощью CRISPR/Cas9, эта система еще несовершенна. Но в этом направлении нужно работать

Чем меньше защищены особи вида от хищников, голода и болезней, тем раньше его особи вынуждены начать размножаться и тем раньше в их организмах наступает старость из-за накопления у предковых форм мутаций с эффектами, проявляющимися в старших возрастах. Имеет место и обратная ситуация – виды, приступающие поздно к размножению, стареют медленно и живут долго. В зависимости от условий обитания продолжительность жизни варьируется в десятки раз. Самым долгоживущим позвоночным животным признана Гренландская полярная акула, она живет 400 лет, достигая зрелости после 100! Глубоководные морские окуни доживают до 200 лет. Они обитают в безопасных условиях, ранняя репродукция им не нужна, поэтому отбор отметает мутации с отсроченным эффектом. Или возьмем двух грызунов сравнимого размера – мышь и голого землекопа. В отличие от мыши, живущей максимум четыре года (и то в условиях отдельных лабораторий), продолжительность жизни голого землекопа может превышать тридцать лет, и он может оставлять потомство равномерно в течение жизни. Голый землекоп живет под землей, где ему не угрожают ни хищники, ни холода, а мыши же, на которых активно охотятся совы и лисы, должны оставить потомство как можно быстрее. Опять мы видим различие эффектов на старение отбора на раннюю или позднюю репродукцию.

Наши коллеги из Университета Дьюка показали , что всего за несколько десятилетий стабильной экономической и политической ситуации в Швеции произошел небольшой параллельный сдвиг в кривой продолжительности жизни населения. Что удивительно, увеличилась не только средняя, но и максимальная продолжительность жизни популяции, а это свидетельствует о замедлении старения. Но это очень медленные процессы; чтобы радикально изменить ситуацию эволюционным путем, нужно тысячелетиями жить в таких условиях, как голые землекопы.

Механизмов старения известно более десятка; в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного человека и его генотипа, одни играют большую роль, другие – меньшую, хотя свой вклад вносит каждый. Одним словом, мы все стареем, но по-разному: у одних развиваются митохондриальные патологии и нарушения клеточного дыхания, у других идет «перекос» в сторону хронического воспаления или резистентности к инсулину и т.д. В итоге развиваются возраст-зависимые заболевания – сахарный диабет 2-го типа, заболевания сердечно-сосудистой системы, нейродегенеративные болезни, онкология. Таким образом, старение – доклиническая стадия возрастных заболеваний. Они, по сути, являются поздними симптомами основной болезни – старения. На ранних стадиях развития большинства таких заболеваний симптомы зачастую неспецифические, общие с другими возрастными изменениями, а бороться с ними, когда они проявились клинически, как правило, уже поздно, дорого и неэффективно. Для борьбы со старением нужны, прежде всего, профилактические меры, и чем раньше начать их применять, тем значительнее результат продления активного периода жизни.

Медицина отчасти живет парадигмами XIX века. Стереотипы борьбы с заболеваниями, вызываемыми патогенами, – вирусами, грибками, бактериями, где есть один причинный фактор – «испортили» медицину на 150 лет вперед. Потому что постоянно есть соблазн применить этот подход – убить врага и тем самым вылечить заболевание – ко всем болезням. Но, как мы видим, например, с раком это не совсем работает, и со старением тоже: это сложные процессы, связанные не с внешними факторами, а с отклонениями механизмов саморегуляции существования живой системы

Прежде чем транслировать в клиническую практику любую геропротекторную терапию, сначала стоит научиться определять, по какому «сценарию» будет развиваться старение у конкретного человека, а для этого необходимо разработать объективные биомаркеры старения – измеряемые параметры, которые, качественно, количественно и воспроизводимо изменяются при старении. Сейчас развиваются подходы, в которых предлагается использовать несколько десятков таких биомаркеров: выбрать один показатель, который удовлетворял бы всем критериям объективной оценки скорости старения, практически невозможно, так как старение – комплексная проблема, разные органы, например, печень, мозг или кожа стареют у одного и того же человека с разной скоростью.

Так как механизмов старения несколько, то несколько и мишеней, по которым нужно «бить», чтобы его замедлить. Действовать нужно, с одной стороны, на все мишени, с другой, – определив с помощью биомаркеров наиболее актуальные для конкретного человека, – в первую очередь на них. Это значит, что универсальной «таблетки от старости» не будет, нужен индивидуальный подход к каждому. Кроме того, не все мишени можно «поразить» лекарствами, иногда понадобится применять генную терапию, править структуру ДНК либо действовать на функцию белкового продукта гена. Одновременно придется регулярно заниматься мониторингом и диагностикой всех систем организма, чтобы поддерживать системы гомеостаза. До внедрения биомаркеров старения в повседневность еще далеко, человек не может прийти, например, в «Инвитро» и сдать анализ на скорость своего старения. Но работать в этом направлении важно и нужно.

Если правильно поставить проблему, и искать методы ее решения, мы уже сейчас сможем чинить наше тело и психические функции, прицельно, как автомобиль. На сегодняшний день на уровне экспериментов есть все: биомаркеры старения, геропротекторы, которые продлевают жизнь модельным животным, даже экспериментальные генотерапевтические препараты. Но чтобы сдвинуть эту проблему с мертвой точки, нужен большой международный мегапроект по радикальному замедлению процессов старения, наподобие строительства Большого адронного коллайдера. Или как минимум национальная программа развития биомедицинских инноваций для активного долголетия.

Чтобы наметился какой-то прогресс, чтобы работы по продлению молодости хорошо финансировались, необходимо, чтобы старение официально признали болезнью. На сегодняшний день международная классификация болезней не включает в себя такое заболевание, а значит, ученые не имеют возможности получать финансирование на антивозрастные исследования, а фармацевтические компании – выводить на рынок препараты для профилактики старения. Как показала практика, некоторые фонды-грантодатели (не буду их называть) отсекают заявки на слове «старение», антивозрастные исследования воспринимаются как околонаучные. В умах людей крепко сидит парадигма, что старение – естественный процесс, а зачем бороться с законом природы? Ведь это все равно, что изобретать вечный двигатель. Однако практически нестареющие долгоживущие виды животных, примеры которых я приводил, показывают, что такого закона природы нет, а есть накопление ошибок и поломок в системах поддержания гомеостаза организма человека, которые в перспективе теоретически станет возможно привести в порядок, как починить старый автомобиль.

Проблема не сдвигается с мертвой точки не потому, что ученые в большинстве своем плохо работают. Ученые – часть общества, и если нет социального заказа, то нет и перераспределения финансов в эту область. Вспомните, когда больные СПИДом устраивали демонстрации по всему миру, на борьбу с этим заболеванием были брошены огромные ресурсы, и в результате качество их жизни значительно улучшилось. Теперь это не смертельная болезнь, а хроническое заболевание с приемлемым качеством жизни. Это пример того, что за небольшой промежуток времени, буквально за несколько лет при вложении значительных ресурсов, при понимании и поддержке общества можно добиться больших результатов в решении даже таких серьезных проблем, как СПИД, которым, в отличие от старости, болеют считанные проценты всего населения.

Если мы будем жить долго, человечество станет более мудрым, уравновешенным и ответственным и по отношению к природе, и по отношению к себе. Слишком короток человеческий век, чтобы увидеть и оценить результаты своих необдуманных действий, своего невежества. Например, политики приходят во власть, что-то делают, но не успевают увидеть все результаты своих действий, потом приходят следующие… Если бы эти люди, через 50, через 100 лет могли увидеть последствия своих деяний, они бы, возможно, по-другому распорядились своей властью

К сожалению, и в нашей стране, и в других есть силы, которым невыгодно признание старения болезнью – это, в частности, псевдонаучные корпорации, которым борьба за продление молодости полностью отдана на откуп, фирмы, выпускающие на рынок необоснованные средства якобы для борьбы со старением. Существует огромный рынок антивозрастной косметики и БАДов, которые не являются лекарствами, следовательно, не имеют доказательной базы, не проходят фундаментальные до клинические исследования и клинические испытания. Сейчас такие фирмы зарабатывают большие деньги, просто указывая на упаковке своего товара anti-age , если же старение признают болезнью, они вынуждены будут проходить процедуры подобные FDA и доказывать, что их косметическое средство или пищевая добавка действительно имеют антивозрастной эффект. Пока же одни зарабатывают огромные деньги, а другие гадают на кофейной гуще, поможет им очередная биодобавка или нет.

Еще есть религиозные организации, убеждающие, что нельзя мешать замыслу Божьему. Да и зачем бороться со старением, если всем уже уготована вечная жизнь? Кроме того, люди, особенно пожилые, с букетом возраст-зависимых заболеваний, страдающие депрессией, зачастую считают, что борьба за продление жизни лишь продлит их мучения. Однако нужно понимать, что эти проблемы – хронические боли, депрессия – тоже связаны с возрастными изменениями и борьба со старением – это залог повышения качества жизни пожилых людей.

Есть такое понятие – “compression of morbidity” . К сожалению, в русском языке нет аналога этого термина, он обозначает сжатый период заболеваемости – это феномен, который наблюдается у наследственных долгожителей, людей, которые в каждом поколении живут 90 и более лет. Изучение структуры их заболеваемости показало , что они не просто живут дольше большинства, но и возрастные болезни и, как следствие, нетрудоспособность, приходят к ним в среднем на 20 лет позже. Именно к этому нужно стремиться современной медицине: профилактика старения и своевременная комплексная терапия сможет отодвинуть старость в сегодняшнем ее понимании как можно дальше. Если мы будем долго не болеть, мы будем долго жить активной качественной жизнью.

У нас очень любят говорить о перенаселении, считается, что государству не выгодно, чтобы люди жили долго. Однако уже сейчас «пробуксовывает» пенсионная система США, потому что 60% средств идет на лечение возраст-зависимых заболеваний, но и оно оказывается неэффективным. Нужно бороться со старением, а не только с его симптомами, тогда мы сможем снять нагрузку и с пенсионной системы. Если сейчас увеличить пенсионный возраст до 65-70 лет, это будет преступлением, но если люди будут здоровы, они не только смогут работать дольше, они сами будут хотеть работать, и будут счастливы от того, что могут.